Подводные лодки проекта 949а «антей»
Содержание:
Описание конструкции
Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.
Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.
Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.
Корпус делится на десять отсеков:
- торпедный;
- управления;
- боевые посты и радиорубка;
- жилые помещения;
- электрооборудование и вспомогательные механизмы;
- вспомогательные механизмы;
- реакторный;
- ГТЗА;
- гребные электродвигатели.
Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.
Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.
Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.
Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.
На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.
Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.
Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.
Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.
Сравнительная оценка
Подводные лодки проекта 949А «Антей» являются самым многочисленным классом кораблей, на вооружении которых находятся ракеты П-700, также корабли этого класса являются лидерами по количеству пусковых установок «Гранит» на одном носителе.
В настоящее время подводные лодки проекта 949А, совместно с бомбардировщиками ТУ-22М3 авиации ВМФ России, являются основным средством противодействия ВМФ России ударным авианосным группам ВМС США (в будущем их сменят АПЛ проекта 885М «Ясень»). Стоимость АПЛ 949А «Антей» — 226 млн рублей в середине 1980-х — около 10 % стоимости авианосца «Нимиц». При этом, в составе ВМС США на сегодняшний день находится не менее 11 атомных авианосцев, в то время как у РФ в строю находится только 5 исправных АПЛ проекта 949А.
Погоны военнослужащих: внешний вид и визуальные обозначения
Внешний вид, форма погон армии и флота современной России, а также основные принципы использования погон в качестве основных знаков различия военнослужащих, в целом были унаследованы с советских времён в рамках сложившейся системы воинских званий. С незначительными изменениями эта система действует вплоть до настоящего времени.
Значение
Первоначальным функциональным назначением наплечного погона на форме военнослужащего было удержание наплечного ремня для оружия от соскальзывания. В дальнейшем внешняя поверхность погона стала служить местом размещения особых знаков различия (от одного до трёх-четырёх), при помощи которых легко определяется воинское звание и войсковая принадлежность их носителя. Сложившаяся в России система предусматривает использование для обозначения воинского звания на погонах следующие основные элементы:
- Лычки (накладные матерчатые полоски-нашивки, от 1 до 3 на погоне). Служат для указания званий младшего командного состава, а также ефрейтора (старшего матроса);
- Пятиугольные звёзды (от 1 до 4 на погоне). Служат для указания званий прапорщиков (мичманов) и офицерского состава;
- Просветы (продольные полосы на ткани погона — 1 или 2 на погоне). Служат, чтобы обозначать звания младших и старших офицеров.
Расцветка
Расцветка российских войсковых погон призвана отражать принадлежность военнослужащих к определённым видам Вооружённых сил и родам войск. Она выражается в цвете:
- Самого погона — для военнослужащих рядового и сержантского состава;
- Окантовки погона — для военнослужащих в звании от прапорщика и выше;
- Просветов на погонах — для младших и старших офицеров.
Основным цветом погон Российской Армии является красный. Для авиации, воздушно-десантных и космических войск предусмотрены погоны голубого цвета. Основным цветом погон ВМФ России является чёрно-серый (образуемый из мелких квадратиков, расположенных в шахматном порядке).
Размер
Длина стандартных погонов составляет 14-16 сантиметров в зависимости от размера формы. Ширина погона равняется 6 сантиметрам. Ширина стандартных лычек, используемых на погонах, составляет 5 мм или 15 мм.
Размеры звёздочек на погонах определяют категорию воинских званий: прапорщики (мичманы) и младший офицерский состав носят металлические позолоченные звёздочки диаметром 13 мм, старшие офицеры — звёздочки диаметром 20 мм. Генеральские и адмиральские звёзды первых трёх ступеней в этих званиях имеют диаметр 22 мм, звезда на погоне генерала армии и маршала РФ выглядит заметно крупнее, имея диаметр 40 мм.
Способ и инструменты крепления звёзд
Крепление звёзд на погоны офицеров, прапорщиков и мичманов основано на использовании проволочных зажимов с их тыльной стороны. Для осуществления крепления звёзд необходимо произвести действия в следующем порядке:
- При помощи линейки отмерить требуемое расстояние от кромок погона до центра размещения каждой из звёзд;
- Пометить нужную точку маркером.
- Проделать в данном месте отверстие при помощи шила.
- Вставить в отверстие звезду и, разогнув усики, закрепить её на погоне.
ТТХ АПЛ:
Водоизмещение:
надводное: 14 700 т
подводное: 23 900 т
Длина: 154,0 м
Ширина (корпуса): 18,2 м
Осадка (средняя): 9,2 м
Скорость:
надводная: 15,0 уз.
подводная: 32,0 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 520 м
предельная: 600 м
Экипаж: 107 человек
Автономность: 120 суток
Вооружение: 24 противокорабельных ракет П-700 «Гранит»
2 × 650 мм и 4 × 533 мм торпедных аппарата (боезапас всего – 28 торпед и ракето-торпед)
Информацию взял отсюда: https://clck.ru/NQiEWhttp://deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/949a/K-141/K-141.htm
За прототип выбрал 10-ый корпус лодки – К-141 «Курск».
Заложена 22 марта 1990 г., спущена на воду 16 мая 1994 г., вступила
в строй 20 января 1995 г.
1 марта 1995 г. включена в состав КСФ с базированием в г. Видяево.
1998 г. – по итогам года экипаж признан лучшим на соединении.
3 августа -19 октября 1999 г. – автономная боевая служба в Атлантике и Средиземном море.
1999 г. – по итогам года экипаж признан лучшим на Северном флоте.
10 августа 2000 г., согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей (ОБК). На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды.
Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.
В 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал взрыв…
Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолёты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». «Курск» не вышел на связь в установленное время — 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».
Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.
Внешний осмотр с помощью специальных средств показал сильные разрушения прочного и лёгкого корпусов в носовой части лодки, включающие в себя сквозную пробоину верхней части прочного корпуса нескольких квадратных метров площадью. Характер повреждений однозначно указывал на их происхождение от внутреннего взрыва боезапаса (возможно, частичного) в первом отсеке. Согласно предоставленным НАТО выводам анализа гидроакустических сигналов, зафиксированных норвежской станцией ARCES, имели место два подводных взрыва с интервалом 2 мин. 14 сек., причём мощность второго была в 50 раз сильнее первого. Было установлено, что выдвижные антенные мачты и перископ АПЛ в момент катастрофы были подняты — следовательно в момент первого взрыва лодка двигалась на глубине около 30 м. Второй взрыв произошёл в условиях контакта лодки с дном примерно в 70 метрах от места первого взрыва.
Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших это одна из крупнейших трагедий в послевоенной истории советского и российского подводного флота.
Сентябрь – октябрь 2001 года – поднята голландской компанией по заказу Правительства Российской Федерации и доставлена в док п. Росляково.
2003 – 2004 годы – утилизирована на СРЗ «Нерпа».
12 августа 2009 г. – открыт памятник (носовая часть ограждения рубки К-141 «Курск») морякам-подводникам, не вернувшимся из походов в мирное время в г. Мурманск.
Более подробно о службе корабля здесь: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/949a/K-141/K-141.htmhttps://clck.ru/MDL4o
Прототип:
Подводные лодки проекта 949А «Анте́й» — серия советских и российских многоцелевых атомных подводных лодок с управляемым ракетным вооружением (ПЛАРК) 3-го поколения вооружённых крылатыми ракетами 3М45 (П-700) «Гранит» или 3М55 (П-800) «Оникс», 3М22 «Циркон», 3М54 «Калибр» предназначенных для уничтожения авианосных ударных соединений дальностью до 1000 км и наземных целей дальностью до 2600 км («Калибр-М» до 4500 км).
«Антей» является дальнейшим развитием лодок проекта 949 «Гранит».
В 1982—1996 годах построено 11 кораблей из 18 запланированных, одна лодка потеряна, К-329 достраивают по проекту 09852, остальные разобраны на стапеле. Строились на ПО «Севмашпредприятие» в г. Северодвинске.
Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития подлодок класса АПРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену подлодкам проектов 659 и 675 и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев». Главный конструктор И.Л.Баранов.
Конструкция корпуса лодки – двухкорпусная, прочный корпус разделен на десять отсеков. За характерный внешний облик лодки получили прозвище «батон».
На протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М45 комплекса 3К45 (П-700 «Гранит»), являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса.
Проект
Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития подлодок класса АПРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену подлодкам проектов и и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев». Главный конструктор И. Л. Баранов.
Модернизация
В декабре 2011 года стало известно, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации. Планируется замена ракет П-700 на более современные П-800 «Оникс» или ракеты из семейства «Калибр». Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса. Модернизация АПЛ Северного флота будет производиться в ЦС «Звёздочка», а Тихоокеанского — на ДВЗ «Звезда».
История создания
В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.
Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.
Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.
В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.
Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.
Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.
Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».
В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».
В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.
Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.
Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».
Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.
Строительство
В 1982—1996 годах построено 11 кораблей из 18 запланированных, одна лодка потеряна, К-329 достраивают по проекту 09852, остальные разобраны на стапеле или отменены.
Представители проекта
Цвета таблицы: Белый — не достроена или утилизирована не спущенной на воду Зелёный — действующая в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Красный — списана, утилизирована или потеряна
Название | Зав. № | Заложена | Спущена | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
К-148 «Краснодар» | 617 | 22.07.1982 | 03.03.1985 | 30.09.1986 | Несла службу на СФ. Списана 1998 г., утилизирована в 2014 году | ||
К-173 «Красноярск» | 618 | 04.08.1983 | 27.03.1986 | 31.12.1986 | Несла службу на ТОФ. Списана 1999 г, утилизирована в 2016 году | ||
К-132 «Иркутск» | 619 | 08.05.1985 | 29.12.1987 | 30.12.1988 | ТОФ | Ремонт и модернизация | Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года |
К-119 «Воронеж» | 636 | 25.02.1986 | 16.12.1988 | 29.12.1989 | СФ | В резерве | В 2011 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка». В 2020 году выведена в резерв перед списанием |
К-410 «Смоленск» | 637 | 09.12.1986 | 20.01.1990 | 22.12.1990 | СФ | В строю | В 2014 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка» |
К-442 «Челябинск» | 638 | 21.05.1987 | 18.06.1990 | 28.12.1990 | ТОФ | Ремонт и модернизация | Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2023 года |
К-456 «Тверь» | 649 | 09.02.1988 | 28.06.1991 | 18.08.1992 | ТОФ | В строю | До 20.06.1996 «Касатка», до 28.01.2011 «Вилючинск». |
К-266 «Орёл» | 650 | 19.01.1989 | 22.05.1992 | 30.12.1992 | СФ | В строю | В 2017 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка» |
К-186 «Омск» | 651 | 13.07.1989 | 10.05.1993 | 15.12.199310.12.1993 | ТОФ | В строю | 29 июня 2019 года передана после ремонта Тихоокеанскому флоту |
К-141 «Курск» | 662 | 22.03.1990 | 16.05.1994 | 20.01.199530.12.1994 | Несла службу на СФ, 12.08.2000 погибла со всем экипажем в Баренцевом море, к 2002 году поднята и к 2004 году утилизирована. | ||
К-150 «Томск» | 663 | 27.08.1991 | 20.07.1996 | 30.12.1996 | ТОФ | В строю | В 2014 году окончен ремонт на ДВЗ «Звезда» |
К-329 «Белгород» | 664 | 24.07.199220.12.2012 | 23.04.2019 | 12.2021 | СФ | Заводские ходовые испытания | Достраивается по специальному проекту. Станет носителем ПЛАСН проекта «Посейдон» |
К-135 «Волгоград» | 675 | 02.09.1993 | Не достраивались | В 1998 году снята с производства и была законсервирована.В 2012 году разобрана на металл. | |||
К-160 «Барнаул» | 676 | н/д | Готовность на 2002 год составляла 49 %.В 2012 году разобрана на металл. | ||||
К-? | 677 | н/д | Закладывались по проекту 949У «Атлант» | ||||
К-? | 678 | н/д | |||||
К-? | 679 | н/д | |||||
К-? | не закладывалась |
Орбита и вращение Нептуна
Наклон оси, вокруг которой Нептун совершает собственное вращение, составляет 28,32°. Это объясняет смену времен года на планете, но из-за большой протяженности орбиты сезоны тут имеют продолжительность более 40 лет каждое.
Полный оборот вокруг своей оси — нептунианские сутки — длятся почти 15 часов 58 минут в земном исчислении, период обращения вокруг Солнца — 164,8 земных года.
Орбита планеты эллиптическая, но не отличается большой вытянутостью. Нептун может отдаляться от Солнца на 4,554 млн км и приближаться к нему на 4,453 млн км. По своей орбите планета летит со скоростью 5,43 км/с в том же направлении, что и остальные планетарные объекты нашей системы — против часовой стрелки, если смотреть сверху, со стороны условного северного полюса мира.
Орбитальные резонансы
Гравитационные силы Нептуна влияют на тела в Поясе Койпера. Он создает разрывы в этом образовании, проходя по некоторым из пустых участков. Часть астероидов в Поясе находится в резонансе 2:3 с планетой, совершая 2 полных орбитальных витка на каждые 3 аналогичных прохода у Нептуна.
Спутники Нептуна
У Нептуна, как и у всякой порядочной планеты-гиганта есть свои спутники и не один, а целых тринадцать, названых на честь более мелких морских богов античного пантеона.
Особенно интересным является спутник Тритон, открытый, в том числе благодаря… пиву. Дело в том, что английский астроном Уильям Ласинг, собственно открывший Тритон, нажил большое состояние, занимаясь варением и торговлей пивом, что впоследствии позволило ему вкладывать немалые деньги и время в любимое хобби – астрономию (тем более обустроить качественную обсерваторию не дешево стоит).
Но что же интересного и уникального в Тритоне? Дело в том, что это единственный известный спутник в нашей солнечной системе, который вращается вокруг планеты в противоположную сторону относительно вращения самой планеты. В научной терминологии это называется «вращением по ретроградной орбите». Ученые предполагают, что Тритон раньше вовсе не был спутником, а независимой карликовой планетой (подобно Плутону), волей рока попавшей в сферу воздействия гравитации Нептуна, по сути захваченной «голубым гигантом». Но этим дело не закончилось: гравитация Нептуна притягивает Тритон все ближе и ближе и через несколько миллионов световых лет, гравитационные силы могут разорвать спутник на части.