Зил. история завода и его исчезновения

Содержание:

Послевоенные варианты грузовиков

Далее на основе грузовика Студебеккера создадут ЗИС-151. Он имел множество недостатков.

модель ЗИС 151

Рождение легенды

В ходе наработки опыта по ЗИС 151 появится легендарный ЗИЛ-157. Или как его называли “Захар”.

Его будут производить аж до 1994 года. На специально для него построенном серийном заводе в Сибири. В закрытом городе Новоуральске, для нужд Минобороны.

Там к слову сказать в 2000-е будут собирать первые в России автомобили марки Джили.

ЗИЛ 157 окажется настолько хорошим, что его будут поставлять в десятки стран мира.

Эксплуатация его продолжается до сих пор. Особенно там где леса и болота. Прочая техника элементарно там не может проехать или дороже в эксплуатации.

автомобиль ЗИЛ 157

Самый массовый народный ЗИЛ

Следующим после около 10 лет проектирования и доработок станет ещё более легендарный и самый массовый в СССР грузовик ЗИЛ 130.

По сути его аналогом будет последний в истории марки Студебеккер грузовик их фирмы. С 60-х фирма обанкротилась по причине производства простых и дешевых грузовиков. Тогда потребитель уже требовал и готов был платить за комфорт. Студебеккер окончательно передал свои бразды ЗИЛу.

ЗИЛ 130 произведут в количестве около 2,5 млн штук! Он будет продаваться в ещё большее число стран мира.

Для своего времени это будет революционный автомобиль. С кучей удобств для водителя и простым в эксплуатации.

С ним по количеству произведенных машин могут лишь сравниться ВАЗ 2106 и тракторы ДТ-75 и МТЗ-80.

Столь же простые и удобные в эксплуатации. ЗИЛ 130 везёт до 5-7 тонн грузов. При этом служит до 20 лет и более без особых поломок.

Даже немецкие IFA в том же классе уступали ему по надежности и грузоподъемности.

Под ЗИЛ 130 сделают агрегатные заводы по производству кузовов-самосвалов в Мытищах. КПП, раздаток и карданов в Брянске. Мостов и полуосей в Смоленске. Прочих деталей – в Рязани и Рославле.

Завод-дублёр

А также серийный завод, как было сказано – в Новоуральске.

ЗИЛ станет самым крупным объединением автозаводов в СССР.

Плюс его основное производство в Москве, КБ со связями в Минавтопроме и НАМИ. И их полигон под Дмитровым дадут то, что эти грузовики будут иметь самый высокий ресурс узлов и агрегатов.

Они получат знаки качества продукции СССР. Будут самыми долговечными и массовыми.

Кроме того, рама с двигателем, КПП, передней балкой и мостом без кабины будут поставляться для производства автомобилей КАЗ. В Грузию на завод в городе Кутаиси.

Почти все эти заводы перестанут существовать с развалом завода в Москве. При прекращения получения новаций оттуда.

вариант ЗИЛ 130 рестайлинг

Новый и последний массовый ЗИЛ для армии

На базе ЗИЛ 130 также создадут полноприводный трехосный ЗИЛ 131.

Его будут производить на автозаводах в Брянске, в Москве и вышеупомянутом Новоуральске до 2013 года.

Их сейчас до сих пор много продают с хранения. Из армий Белоруссии и России на официальных аукционах.

Для всех желающих по ценам в зависимости от состояния от 100 до 350 тысяч рублей. При необходимости дооснащают всем необходимым.

В том же Брянске им дают вторую жизнь. Там устанавливают на заводе или высылают транспортными компаниями для установки дизельные двигатели.

СМД 4 и 6 цилиндров в ряд. Авто ездит быстрее – около 100 км/ч. И везёт как минимум на тонну больше. Плюс тянет прицеп с грузом 5-8 тонн.

Полноприводный ЗИЛ 131

Базовые модели завод ЗИЛ

За всё время на заводе было несколько базовых моделей.

Двухосный АМО Ф-15 – прототипом которого послужил итальянский грузовик с возможностью перевозки 1,5 тонны груза. По проселочным дорогам времён Первой Мировой войны.

Его цена для тех времён была невелика. Надежность весьма на уровне, поломками не досаждал.

АМО Ф-15 (Fiat 15 ter) – первый ЗИЛ

Двухосный трехтонка ЗИС-5. Прототип американского грузовика, появился в эпоху индустриализации в 30-е гг.

В производстве стоил как минимум в 2 раза дешевле предыдущего грузовика. Плюс имел в 2 раза выше грузоподъемность.

Его производили до конца войны. Плюс в ходе эвакуации 1941-42 гг появились заводы-филиалы в городах Миасс (будущий УРАЛ) и Ульяновск (будущий УАЗ).

Трехтонка ЗИС-5

Под влиянием хороших новаторских качеств поставляемых по Ленд-лизу грузовиков после войны появится сначала ЗИС-150.

По сути на раме предыдущего только с новой металлической кабиной и новым дизайном. Но с прежними недостатками.

Это будет обновленный грузовик. Позже его глубоко доработают до ЗИС-164. И он станет основой компании FAW в Китае.

Именно автомобиль этой марки станет в истории компании FAW первым на её конвейере – на точной копии московского завода ЗИЛ в Китае!

ЗИС 150 (первый грузовик FAW)

Послевоенное восстановление

Продукция завода в середине 50-х: ЗИС-110, ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИС-155 и ЗИС-127

Поле окончания войны на МосЗИСе началась очередная, уже третья по счету реконструкция. Осуществлялась она с целью завершить организацию системы производственного потока. В результате к 1950 году ЗИС получил около 520000 м2 производственных площадей.

  • 30 октября 1947 года состоялся выпуск пробной партии грузовиков ЗИС-150., а 26 апреля следующего года автомобиль пошел в серию. Машина во многих отношениях стала огромным шагом по сравнению с ЗИС-5. Она имела просторную кабину, увеличенную до 4 тонн грузоподъемностью и мощный 90-сильным мотор. В целом грузовик получился довольно удачным и выпускался почти 10 лет. Позднее в 1948 году завод начал выпуск трехоски ЗИС-151 грузоподъемностью 4,5 тонны.
  • Советский Союз оказал неоценимую помощь Китаю в создании собственной автомобильной промышленности. В 1951 году специалисты ЗИС подготовили план по строительству первого китайского автозавода (FAW) в г.Чанчунь. Из Москвы в КНР было отправлено 3736 приспособлений, 1300 холодных штампов, 6787 специальных инструментов.
  • 7 июля 1954 года при заводе начало работу Специальное конструкторское бюро (СКБ ЗИС). Оно занималось созданием особой автотехники военного и гражданского назначения.
  • В 1956 году завод был переименован в Завод имени Лихачева (ЗИЛ) в честь заслуженного директора Ивана Алексеевича Лихачёва, который руководил предприятием в 1926-1939 и 1940-1950 гг.

ЗИЛ-157К во время испытаний

  • 1 июля 1958 года завод освоил производство ЗИЛ-157. Этот трехосный грузовик качественно превосходил ЗИС-151 в плане проходимости. 157-й отличался односкатной ошиновкой и системой подкачки шин. Подкачка не только повышала проходимость автомобиля, но и его живучесть. Обстрел показал, что даже с 10 пробоинами от пуль калибра 9 мм, за 8 мин работы компрессора давление в шине достигало 3 кгс/см2.
  • В ноябре того же года завод освоил выпуск ЗИЛ-111. Он обладал всеми атрибутами автомобиля представительского класса в виде двигателя V8, автоматической КПП, гидроусилителя руля, многоконтурной тормозной системы, электрослеклоподъемников и кондиционера.

Революционный автобус

Сразу после войны завод разработал автобус ЗиС-154 с
революционной для отечественного автопрома конструкцией. Это был первый
советский серийный автобус с цельнометаллическим кузовом вагонного типа.

ЗиС-154 полюбился водителям за простоту управления.
Пассажирам автобус очень нравился за комфорт (по сравнению с довоенными
моделями): удобным широким дверным проемам, плавному ходу, отличному отоплению
и вентиляции. Однако новый дизельный двигатель был недоработан и машину сняли с
производства.

На смену пришел ЗиС-155. Всего было выпущено 21 741 таких
машин, которые составляли основу автобусного парка крупных городов СССР до
середины 1960-х годов.

Интересный финал и заполнение вакуума Завод ЗИЛ

В сельской местности живут неизбалованные дорогой техникой люди.

И ЗИЛы им по-прежнему нужны, но только с ГБО или дизельными моторами. Экономически их эксплуатация оправдана.

Как не покажется странным, но в автопарке страны ЗИЛы до сих пор составляют около 40% действующих каждый день грузовиков.

Это говорит о том, что у потребителей нет средств на дорогие грузовики.

Или они просто не окупаются в работе.

В ЗИЛах 130 и 4331 заложена тройная надёжность.

На производстве одних только запчастей ещё можно 10-25 лет спокойно иметь прибыль.

В Китае за такую ошибку с заводом точно бы очень круто наказали. Всех виновных управленцев за подобное деяние в растрате достояния масштаба страныю

С десятками тысяч рабочих мест на 16 производствах. Мировым именем, опытными кадрами, огромным опытом, потенциалом развития и мощной инфраструктурой.

К слову, полная копия завода ЗИЛ в Китае – завод и фирма FAW, сейчас является компанией с мировым именем!

Как говорится успех там – где постоянно вкладывают в развитие, а не разбазаривают.

Также можно отметить следующее сходство. Учитывая богатство кадров московских ВУЗов + НИИ + ЦАГИ (аналог НАМИ, но только в авиации).

Плюс близость к руководству страны, до сих пор большинство авиационных КБ находится в Москве.

А серийное производство вертолётов и самолётов вынесено в регионы.

Удаленная онлайн-связь и возможности сети Интернет вполне помогают передавать туда-обратно все необходимые документы.

Чертежи, задачи, отчётность и прочее. Проводить оперативные совещания и тому подобные работы.

Хотя авиация в разы дороже автопрома по своим оборотам средств!

Плюс ниже спрос на их продукцию, нет постоянства прибыли и мелкосерийное производство.

Историческая справка

Предшественником 130-ой модели был ЗИЛ 164. Инженеры завода имени Лихачева приступили к разработке опытного образца в далеком 1953 году, изначально прототип планировалось запускать в серию с индексом 125. Первая тестовая партия была готова к заводским испытаниям в 1957 году, в серию по разным причинам она не пошла.

Лишь в 1964 году будущий «Колхозник» добрался до конвейера. С тех пор новый грузовик выпускался вплоть до 1992 года, после чего выпуском этой модели стал заниматься Уральский автомоторный завод до 2004 года.

После ребрендинга завода машина получила иное название: Амур 53131. История легенды окончилась сравнительно недавно, в 2010 году.

Впервые были применены инновационные на тот период технологии. С 1966 по 1977 год произошли масштабные усовершенствования.

Шасси для «Урагана»

ЗИЛ-135 — семейство советских четырехосных военных автомобилей. Изначально машина была разработана как транспортный грузовик для
буксировки артиллерии в Специальном конструкторском бюро ЗИЛа в начале 1960-х.
Выпускался с 1963 по 1995 год. Поставлялся на экспорт.

Машина оборудовалась двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью
120 лошадиных сил каждый. Каждый двигатель вращал колеса своего борта, что
обеспечивало дополнительную живучесть и боевую устойчивость машины. Автомобиль —
четырехосный. Причем поворотными выполнены колеса первой и четвертой осей.

ЗИЛ-135 стал базой для размещения различных систем вооружения,
в частности реактивных систем залпового огня «Ураган» и ракетных комплексов «Луна».

Обзор ЗИЛовских машин

ЗИЛовские самосвалы, борта и разнообразные «Бычки» находят себе применение в городском и сельском хозяйстве по всей России. Семейство «трехтонок» ЗИЛ-5301 «Бычок» является наиболее популярным. Автомобиль хорошо приспособлен к эксплуатации в городских условиях.

Экономичный дизель Д-245 Минского моторного завода мощностью 105 л. с. разгоняет автомобиль с полной нагрузкой до 95 км/ч. Низко расположенная относительно дорожного покрытия бортовая платформа, либо другой тип кузова, облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Просторная трехместная кабина оборудована эффективными системами отопления и вентиляции. АМО ЗИЛ на базе ЗИЛ-5301 создал целое семейство машин.

Помимо автомобилей, оснащенных бортовой платформой, самосвальной установкой, фургоном общего назначения и термокузовом, изготавливаются машины с двухрядной кабиной и кабиной со спальными местами, эвакуатор и пожарная цистерна, передвижная автолавка и рефрижератор, грузовики, оборудованные телескопическим подъемником и краном-манипулятором.

С 1998 года столичное предприятие приступило к серийному изготовлению панельного фургона ЗИЛ-5301 СС. В этой модели для проведения погрузочно-разгрузочных работ предусмотрены две задние распашные двери, которые могут открываться на 270°. Продолжается выпуск и традиционных для АМО ЗИЛ среднетоннажных автомобилей грузоподъемностью 6-8 т.

Машины представлены двумя основными семействами: ЗИЛ-433360, ЗИЛ-4331. Многочисленные модификации семейства ЗИЛ-4331 (4х2) нашли применение в коммунальном и муниципальном хозяйствах, в энергетике и строительстве, в противопожарной охране и аварийно-ремонтных службах.

Колесная база (от 3800 до 6000 мм) позволяет монтировать разнообразные надстройки. Автомобили семейства ЗИЛ-4331 комплектуются дизельными двигателями ЗИЛ-645 мощностью 185 л. с. и 9-ступенчатой коробкой передач. Помимо шасси с полезной нагрузкой 6, 95 т. и 6-тонного бортового автомобиля, выпускаются также самосвальные шасси с короткой колесной базой и седельные тягачи, способные работать в составе автопоездов полной массой до 23, 6 т.

В результате модернизации моделей ЗИЛ-4331 за счет установки усиленной подвески, рамы и нового заднего моста грузоподъемность одиночных машин удалось повысить до 8 т., а полную массу автопоездов до 25-26 т. в зависимости от вида прицепной техники. Бортовой ЗИЛ-534330 полной массой 14,5 т. 11-литровый дизель ЯМЗ-236А разгоняет до скорости 95 км/ч.

Двухосные машины семейства ЗИЛ-4333 ведут свою родословную от легендарного ЗИЛ-130. Отличия заключаются в том, что на хорошо проверенное за годы долгого производства и эксплуатации шасси «стотридцатки» монтируют кабины от ЗИЛ-4331. Грузоподъемность бортового грузовика составляет 6 т., полная масса автопоезда достигает 19 т.

Семейство автомобилей ЗИЛ-133 с повышенной грузоподъемностью также отличается разнообразием моделей. Наибольшее распространение получили 6-10 тонные самосвалы ЗИЛ-4508 и ЗИЛ-4520, бортовой автомобиль ЗИЛ-131Г40, а также седельный тягач ЗИЛ-13305А, предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой 25-30 т.

Длиннобазные большегрузные шасси хорошо подходят для монтажа крупногабаритных установок, строительно-дорожного оборудования и устройств коммунального назначения.

Хорошую репутацию заслужил трехосный ЗИЛ-131 грузоподъемностью 3,5 т. Возможности машины расширяют 150-сильный бензиновый мотор ЗИЛ-508, а также дизели Д-245 (105 л.с.) и ЗИЛ-550 (132 л.с.). На шасси ЗИЛ-131 монтируется седельное устройство, вахтовый автобус, краново-бурильная установка, телескопический подъемник.

Наследниками полноприводного трехосного ЗИЛ-131 являются ЗИЛ-433420 (бортовой грузовик) и ЗИЛ-433422 (шасси под установку кузовов и специального оборудования). Машины оснащены 170-сильным дизелем ЗИЛ-6451. По бездорожью автомобили могут транспортировать 3,75-4,45 т. груза.

Опытные модификации

  • ЗИЛ-130Л (1957—1960) — бортовой, с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с., без оснастки для работы с прицепом.
  • ЗИЛ-130ГЛ (1957) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с., без оснастки для работы с прицепом.
  • ЗИЛ-130ВЛ (1960) — седельный тягач с рядным 6-цилиндровым двигателем ЗИЛ-120ВК мощностью 130—140 л. с.
  • ЗИЛ-130М (1961) — бортовой, с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗИЛ-130М мощностью 135—138 л. с. с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
  • ЗИЛ-130ГМ (1961) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с V-образным 8-цилиндровым двигателем ЗИЛ-130М мощностью 135—138 л. с.с рабочим объёмом 5,5 л, без оснастки для работы с прицепом.
  • ЗИЛ-130А (1961) — бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа.
  • ЗИЛ-130АУ (1961) — бортовой тягач с двухскоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской.
  • ЗИЛ-130ГУ — бортовой длиннобазный (база 4500 мм) грузоподъёмностью 5500 кг с усиленной рамой и подвеской. Под этим индексом в дальнейшем (с 1977 года) в ограниченных количествах стал выпускаться бортовой грузовик с особо длинной базой (5600 мм).
  • ЗИЛ-130В (1961) — седельный тягач с двухскоростным задним мостом.
  • ЗИЛ-130ВТ (1962) — седельный тягач с усиленным двухскоростным задним мостом.
  • ЗИЛ-130В2 — седельный тягач с колёсной базой 3800 мм.
  • ЗИЛ-130Д (1961) — шасси с двухскоростным задним мостом под промышленный самосвал (колёсная база 3300 мм).
  • ЗИЛ-130Б (1961) — шасси под сельскохозяйственный самосвал (колёсная база 3800 мм).
  • ЗИЛ-130Н (1961) — гидрофицированный седельный тягач с коробкой отбора мощности и насосом для работы с самосвальным полуприцепом-зерновозом ММЗ-812.
  • ЗИЛ-130А1 (1962) — бортовой тягач с односкоростным задним мостом, оборудованный комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа.
  • ЗИЛ-Э130 — бортовой, с алюминиевой платформой.
  • ЗИЛ-130В1С (1974) — седельный тягач для районов Севера. Кроме северной комплектации в отличие от серийного ЗИЛ-130В1 имел колёсную базу 3800 мм и снабжался двумя запасными колёсами, крепившимися в вертикальной стойке позади кабины, а также петлёй для вытаскивания, устанавливавшейся на задней поперечине рамы. Выпущен опытно-промышленной серией.
  • ЗИЛ-130ГМД (1981) — бортовой длиннобазный (база 4500 мм), с дизельным двигателем и интегральным оперением.
  • ЗИЛ-Э138АВ (1981) — газобаллонный седельный тягач для работы на сжатом газе. Колёсная база 3800 мм, 8 газовых баллонов.
  • ЗИЛ-138АБ (1982) — газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине А-76, с двигателем ЗИЛ-138А мощностью 120 л. с. и степенью сжатия 6,5; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под самосвал-тягач ЗИЛ-ММЗ-45054 (колёсная база 3800 мм). Не пошло в серию в связи с неготовностью ММЗ к производству самосвальной надстройки. В дальнейшем получило наименование ЗИЛ-496110 и выпускалось с 1987 года.
  • ЗИЛ-138ИБ (1982) — газобаллонное шасси для работы на сжатом природном газе и бензине АИ-93, с двигателем ЗИЛ-138И мощностью 135 л. с. и степенью сжатия 8,0; оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под модификацию самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-45054. Не пошло в серию из-за неготовности ММЗ к производству самосвальной надстройки.

С 1986 года в соответствии с ОСТ 37.001-269-83 автомобили семейства ЗИЛ-130 получили новые индексы: ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), ЗИЛ-431510 (ЗИЛ-130Г), ЗИЛ-441510 (ЗИЛ-130В1), ЗИЛ-431810 (ЗИЛ-138), ЗИЛ-431610 (ЗИЛ-138А) и т. д.

ЗИЛ-130 серийный грузовик 1962—2014 гг.

фотография ЗИЛ-157

ЗИЛ-130. В 1953 году на ЗиСе начались проектные
работы над опытным грузовиком ЗИС-125(заводской индекс ЗИС-125М).
Этот автомобиль и стал прототипом 130-го. Первые образцы собрали в
1957 году. Серийное производство запустили в 1962 году, а спустя
пару лет в 1964 году наладили массовый выпуск.

фотография ЗИС-125

«ЗИС-125» постоянно совершенствовался, и в 1956 году собрали
его новую версию уже с другой внешностью и под индексом «ЗИЛ-130».

фотография ЗИЛ-130В полуприцеп

Для организации выпуска грузовика «ЗИЛ-130» была проделана огромная работа. Достаточно сказать, что только штампов было изготовлено около 3600 шт. И это не считая 10 тысяч различных приспособлений, более 37 тысяч наименований различного специализированного инструмента. Постановка на конвейер автомобилей «ЗИЛ-130» и V-образных двигателей к ним привели смежные отрасли к необходимости освоения в производстве высокооктанового топлива, новых сортов моторных масел, рабочих жидкостей, а также принципиально новых лакокрасочных и обивочных материалов, резинотехнических изделий и пластмасс.
    Конструкция и технология производства 130-го привнесли в автомобильную отрасль СССР ряд приоритетов. С автомобилем «ЗИЛ-130» в отечественную автомобильную индустрию пришли: гидроусилитель рулевого управления, синхронизированная коробка передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления, новая конструкция шарниров карданной передачи, трехместная кабина (предыдущие были двухместными), система обмыва ветрового стекла, предпусковой подогреватель двигателя и др.
    В 1959 году были произведены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131.Первые 5 предсерийных «ЗИЛов-130» были изготовлены в 1962 году. Для опытной эксплуатации их передали на Ярославский шинный завод. «Почти серийные» автомобили начали сходить с конвейера в 1963 году, но массовый выпуск начался только 1 октября 1964 года, когда полностью завершилась генеральная реконструкция завода.

фотография ЗИЛ-130Г прицеп 1966-1974 гг.

Автомобили первых серийных выпусков поступили в автотранспортные предприятия Москвы, Тулы, Ялты, Ярославля и Душанбе. Почти всех поражало необычно красивое для грузовиков того времени внешнее оформление: панорамные ветровые стекла, капот аллигаторного типа, обтекаемые крылья с плавными обводами и выразительная светло-серая или белая решетка радиатора.
    ЗИЛ-130 первый грузовой автомобиль ЗИЛа, который стали получил штатнуб гражданскую окраску — белый и голубой; до этого все грузовики этого производителя окрашивались в «военный» хаки.
    Кузов машины представлял собой деревянную платформу с металлическими поперечными брусьями основания, с откидными задним и боковыми бортами. Предусматривалась установка надставных бортов и тента с каркасом. Трехместная кабина располагалась за двигателем. Сиденье водителя регулировалось по длине, высоте и наклону спинки.

Технические характеристики автомобиля

Популярность грузовика ЗИЛ-130 объясняется несколькими причинами. Главная из них – оптимальное сочетание технических и эксплуатационных характеристик.

Немалую роль в этом сыграло использование в качестве базовых идей при проектировании машины лучших моделей различных зарубежных брендов, включая Dodge, Ford, GMC, Chevrolet и других, американских и европейских

Двигатель

Мощность мотора позволяла развивать скорость до 90 км/ч. Помимо базовой, спустя несколько лет стала применяться комплектация ЗИЛ-130 дизелем. Но такой вариант никогда не был массовым и применялся, скорее, индивидуально.

Коробка передач

Грузовик предусматривал комплектацию 5-ти ступенчатой механической коробкой передач. Ее устройство предполагало использование сухого однодискового сцепления с пружинным гасителем колебаний. Главной передачей была двойная, имеющая пару конических колес. Передаточное число – 6,32.

Тормозная система

Грузовой автомобиль комплектовался тормозами барабанного типа, которые устанавливались на каждом колесе. Их функционирование осуществлялось за счет пневмосистемы. Стояночный тормоз имел аналогичное устройство и блокировал карданный вал.

Электрическая система

Рассчитана на 12 В. Энергия вырабатывается аккумулятором 6СТ-90-ЭМ. В качестве генератора обычно использовался 32.3701, реже – Г108-В. На грузовиках устанавливался стартер типа СТ130-А3, свечи и катушка зажигания А11 и Б114-Б, соответственно.

Модификации

Огромное значение в популяризации грузового автомобиля сыграло большое количество модификаций, выпущенных в разные годы. Имеет смысл перечислить наиболее востребованные из них:

  • ЗИЛ-130-66. Внедрен в массовое производство в 1966 году. Отличается от базового варианта установкой двигателя мощностью 150 л. с. и несколькими усовершенствованиями. По сути, является самой популярной и массовой модификацией модели, а потому часто обозначается без добавления двух последних цифр;
  • ЗИЛ-130-76. Ключевое отличие от первоначального варианта – повышенная до 6 тонн грузоподъемность;
  • ЗИЛ-130-80. Оснащен тремя тормозными системами, независимыми друг от друга;
  • ЗИЛ-130А. Тягач с бортовой платформой с возможностью использования вместе с прицепом;
  • ЗИЛ-130Б. Усовершенствованное шасси, которое предусматривает наличие тормозного крана, электро- и пневмовывода, нескольких других доработок и изменений;
  • ЗИЛ-130В. Седельный тягач. Выпускался в двух модификациях. Вторая – 130ВТ – имела усиленный задний мост;
  • ЗИЛ-130Г и 130ГУ. Длинно- и особо длиннобазный грузовик (4,5 и 5,6 м соответственно) с бортовым и универсальным шасси;
  • ЗИЛ-130Д1 и 130Д2. Шасси, предназначенные для промышленных самосвалов разных модификаций;
  • ЗИЛ-136И. Комплектация дизелем «Перкинс-6.345». Его мощность составляла 140 л. с.;
  • ЗИЛ-130К. Шасси, предназначенные для промышленных самосвалов с двигателем мощностью 110 л. с.;
  • ЗИЛ-138, 138А и 138И. Несколько модификация с двигателем на сжиженном газе.

Отдельного упоминания заслуживают модификации грузового автомобиля, различающиеся по типу кузова и дополнительному оборудованию. К ним относятся:

  • бортовой грузовик в базовой комплектации;
  • самосвал ЗИЛ-130, который можно назвать вторым по массовости выпуска;
  • фургон
  • несколько видов автокранов (самый распространенный – КС 2571А);
  • пожарная машина, получившая обозначение АЦ30(130)63;
  • автоцистерна или бензовоз.

Фотографии ЗИЛ-117

Оценки

ГАЗ-14 «Чайка»

Достоинства и недостатки

Популярность самого массового грузовика Советского Союза базируется на нескольких впечатляющих достоинствах машины. Главными из них выступают такие:

  • доступная цена ЗИЛ-130 – ключевое преимущество автомобиля;
  • относительно компактные размеры, которые обеспечивали маневренность на городских дорогах;
  • отменные показатели ремонтопригодности;
  • наличие запасных деталей, узлов и элементов, в некоторых местах сохраняющееся до сих пор – из-за массовости парка грузовиков этой модели;
  • первый советский грузовой автомобиль с гидроусилителем руля;
  • впечатляющие параметры проходимости, в том числе – за счет высокого клиренса.

Не стоит забывать и о недостатках грузовой машины, некоторые из которых оказываются весьма существенными. Главные из них состоят в следующем:
сравнительно низкая скорость;

  • невысокая грузоподъемность;
  • большой возраст грузовиков, так как модель давно не выпускается и все действующие ЗИЛ-130 б/у;
  • высокий расход горючего;
  • частые поломки и неисправности;
  • низкий уровень комфорта в кабине, если исходить из сегодняшних требований;
  • проблемный запуск автомобиля зимой;
  • отсутствие качественной тепло- и шумоизоляции кабины.

ЗиС-150: история создания – начало

История «полтораста» началась еще в 1937 году, когда под руководством Е.И. Важинского появился проект автомобиля ЗиС-15 – нового грузовика, которым планировалось уже тогда заменить устаревающий ЗиС-5.

ЗиС-15 был гораздо мощнее своего предшественника. Грузоподъемность машины составляла 5 тонн, кабина стала трехместной и приобрела более совершенные, для своего времени, обтекаемые формы. Но к 1939 году, уже без Важинского, который был репрессирован в 1938-ом, автомобиль получил ряд доработок. В новом варианте КПП стала пятиступенчатой, на 1 тонну снижена грузоподъемность, а также внесены изменения во внешний облик машины. В таком виде, в 1940 году, грузовик представили на выставке народного хозяйства (позже переименованным в ВДНХ) в Москве, после которой автомобиль начали готовить к массовому производству. Причем ЗиС-15 должен был стать базовой моделью еще для целого ряда машин: трехтонника ЗиС-23, внедорожника ЗиС-24, двух газогенераторных – ЗиС-25 и ЗиС-28, седельного тягача ЗиС-26, а также автобуса с вагонной компоновкой ЗиС-17. Но планам не суждено было осуществиться – пришел 1941 год, а вместе с ним война. Работа над новой машиной остановилась.

Общая характеристика седельных тягачей ЗИЛ

Это самоходный грузовик, сцепной механизм которого позволяет присоединять к себе и буксировать полуприцепы

Важно, что различные варианты автомобиля были разработаны на основе первого грузового ЗИЛ-130. В модификациях заметна более короткая база, отсутствует кузов, появилось седло (седельно-сцепное устройство), два крупных бензобака, усовершенствована работа зубчатых передач

Предназначение и преимущества

Седельный тягач ЗИЛ.

Благодаря высокой проходимости и мощности седельные тягачи используются в разных сферах деятельности, главным образом, для перевозки тяжелых и объемных грузов на большие расстояния.

К преимуществам данного транспорта относятся:

  • вместительная емкость при хорошем КПД, – имея относительно малый вес, автомобиль может перемещать грузы большой массы и длины;
  • маневренность и высокий дорожный просвет – в отличие от автомобиля с прицепом, легкий и маневренный тягач с невысокой скоростью без проблем войдет в крутой поворот и подъедет к точке погрузки-разгрузки;
  • ремонтопригодность – быстрая замена и ремонт запчастей (в связи с универсальностью всех автомобилей указанного типа и аналогичных принципов работы механизмов);
  • низкие требования к необходимому топливу и экономия по нему в сравнении с обычным грузовиком;
  • большой ассортимент моделей позволяет выбрать подходящий экземпляр, в зависимости от характеристик перевозимых материалов, которые транспортируются.

Особенности конструкции

Седельный тягач получил свое название по причине наличия особенного сцепного механизма – седла, с помощью которого прицеп крепится к автомобилю (замена кузовной надстройки грузовика). Преимуществом такой конструкции выделяют возможность перемещения длинных материалов, а также выгрузки назад или сбоку. Рама, в отличие от сборки обычного грузовоза, заметно короче.

К особенностям конструкции можно отнести и более сложные в устройстве стальные кабины, которые укорачивают общую длину машины, по сравнению с американскими моделями, например.

Технические характеристики

Все тягачи, выпускаемые активными крупными производителями, схожи по внешнему виду, но каждый автомобиль имеет свои особенности.

Технические характеристики базисного седельного тягача ЗИЛ выглядят следующим образом:

  • колесная формула 4 × 2;
  • цельная металлическая кабина с 3 местами;
  • полная масса 10 425 кг;
  • вес с полуприцепом 18 525 кг;
  • максимальные нагрузки: 2 625 кг на переднюю ось, 7 900 кг на заднюю;
  • грузоподъемность составляет 6 000 кг;
  • объем платформы 5 кубических метров;
  • максимальная скорость 90 км/ч;
  • мощность двигателя 150 л.с.;
  • 5-ступенчатая механическая коробка передач;
  • топливный бак 170 литров.

В следующей модели ЗИЛ-130В1 база стала укороченной, и исчез кузов, передаточное число главной передачи возросло, появилось 2 бензобака больших объемов. При такой же мощности двигателя 150 л.с. увеличилась грузоподъемность до 7 500 кг.

Важно! При выборе транспорта следует обратить внимание на седло, собственную массу и двигатель (в зависимости от предназначения и года выпуска машины)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector