Советские танки и бронетехника

Больше стволов или больше башен?

В первые годы существования танков всем казалось, что танк — это почти корабль, только наземный. А поскольку для корабля иметь много пушек — норма, то и танки должны развиваться в сторону большего количества орудий. Логика тут ясна и понятна — больше огневой мощи, вести огонь можно сразу по нескольким направлениям, больше целей можно поразить за меньшее время.

Сначала попробовали разместить побольше спонсонов и башен с орудиями, от чего и пошли многобашенные танки.

Французский Char 2C стал первым серийным многобашенным танком и, по сути, создал моду на весь последующий межвоенный период

Однако уже в ходе Первой мировой начали возникать сомнения в том, что много башен для танка — самое оптимальное решение. Управлять их огнём слишком сложно — танк всё же не корабль. Но огневой мощи всё равно хотелось побольше.

Французы одними из первых взялись за разработку настоящего двухпушечного танка с двумя 75-мм пушками в неподвижной рубке. В теории по манёвренности огнём этот проект уступал своим коллегам с множеством башен, да и стрелять по нескольким целям сразу не мог даже в идеальных условиях. Но вот командиру наводить всего одну орудийную спарку было в разы проще, чем командовать даже парой башен. А два орудия — это всё же два орудия. Если первый выстрел не попадёт или не уничтожит цель, то второй уже точнододелает работу».

Французский тяжёлый крепостной танк Char BB спроектировали в 1932 году, но не построили(фото: из архива Юрия Пашолока)

Кто знает — если бы французы построили свой проект в металле, то может за ними, как за законодателями моды в межвоенный период, последовали бы и другие страны. Но вместо этого продолжилось увлечение многобашенными машинами, которому поддались и сами французы при проектировании своих поздних сверхтяжёлых танков.

К концу 30-х проблемы такой схемы стали очевидны многим. И конечно, простейшим решением было просто взять дополнительное орудие и переставить его в спарку в башню к основному. Считалось, что из орудия меньшего калибра можно будет отстреливать всякую слабобронированную мелочь, экономя снаряды для основного орудия.

Идея установить дополнительное орудие в башню тяжёлого танка была популярна в конце 30-х и начале 40-х. Можно вспомнить первый вариант тяжёлого танка КВ со спаренной 45-мм пушкой

Американский тяжёлый танк Т1/М6 со спаренной 37-мм пушкой. Его выпустили небольшой серией, но до фронта он не добрался

Идея оказалось не совсем рабочей. Вести огонь из пушек разных калибров(даже на одном лафете) было не самым простым дело, ведь баллистика у них зачастую сильно разнилась. Да и почти всегда было проще выстрелить из основного орудия. Определённый смысл такие спаренные установки имели разве что на сверхтяжёлых машинах — вроде немецких Maus и Е-100. Их основные орудия имели слишком малую скорострельность, и применение второго орудия было достаточно обоснованным. Но в серию они так и не пошли.

Спаренное 75-мм орудие Maus хотели использовать для уничтожения целей, на которые тратить снаряд 128-мм пушки было просто жалко

В конце 80-х годов, из-за появления потребности в орудиях больших калибров, к идее вспомогательной пушки вернулись. Правда, теперь это были автопушки. На изображении — проект шведского ОБТ Strv 2000 t140/40

На туманных берегах

К схожим идеям пришли также и на одном туманном острове.

В начале 1960-х годов британцы взялись за разработку быстроходного танка со звучным названиемКалибан». Проект во многом напоминал то, что создали американские коллеги. Это была лёгкая, но в то же время хорошо бронированная машина со 160-мм орудием. С ракетами, правда, было не так хорошо, как в США, поэтому главным аргументом стали бронебойно-фугасные снаряды HESH, отлично проламывающие танковую броню. В дополнение к ним шли атомные снаряды.

Вероятнее всего, применять их предстояло так же, как и американские аналоги, но точной информации нет.

Быстроходный танкКалибан» с 160-мм орудием. Реконструкция Эда Фрэнсиса

А вот что думают по этому поводу посетители Аэросамары:

Вопрос эскалации

Как известно, 155-мм и 152-мм ядерные снаряды у артиллерии появились, но куда же подевались проекты атомного оружия для танков? Несложно догадаться, что ни один из выше описанных проектов до серии так и не дошёл. Объяснялось это несколькими причинами. Ядерный снаряд — штука сложная и требует особого хранения. А тут они попадали в боекомплект множества танков. Проблем не избежать!

Проект размещенияДэви Крокета» на шасси канадского БТРБобкэт». Современная реконструкция Кристофера Джонсона

Ещё один вопрос — решение о применении. Ядерная эскалация крайне непредсказуема. Только начнёшь тихонько стрелять маленькиминюками»(ядерными боеприпасами. — Прим. ред), бац! — и вот уже города пылают в ядерном огне.

Следовало серьёзно подумать, прежде чем решаться на такое веселье. И внезапно это отдали на откуп командирам танков — будем честными, зачастую молодым и горячим. Тут ведь и шанс дружественного огня ядерными боеприпасами повышается.

60 или даже 200 тонн тротила — взрыв, конечно, мощный, но зачастую недостаточный. Прочие поражающие факторы тоже не блещут. В итоге если очень надо что-то сравнять с землёй, проще обратиться к командованию и попросить применить что-нибудь помощнее.

Со временем же вообще стало ясно, что тактическое ядерное оружие — далеко не ответ на все вопросы. И, как мне кажется, танки с ядерными снарядами так и останутся навсегда в прошлом.

Оно и к лучшему.

Рыцарские доспехи мог сделать, и уж тем более починить, буквально любой деревенский кузнец

Технология производства качественных доспехов была доступна отнюдь не каждому кузнецу. А те, кто её знали, охраняли эти сведения лучше, чем хранят тайны технологических процессов современного хай-тека. Да доспехи в Средние века как раз и были самым что ни на есть хай‑теком.

Качественные доспехи умели делать всего в нескольких регионах: Милане, Нюрнберге, Голландии. Поэтому долгое время попытки англичан завести у себя доспешное производство высокого качества заканчивались неудачей. До тех пор пока они не стали переманивать немецких бронников к себе на службу. Даже могущественный Карл V — глава Священной Римской империи и король Испании — вынужден был заказывать доспехи в Нюрнберге. В Кастилии просто не было мастеров такого класса.

Они же начали производить доспехи по мерке заказчика или же нескольких типовых размеров, которые затем купцы развозили по всей Европе.

И вы, дорогой читатель, остерегайтесь неверной информации о рыцарстве, щедро рассыпанной в самых разнообразных источниках.

Техника США

  • I T1 Cunningham
  • II M2 Light Tank
  • II T2 Light Tank
  • II T1E6
  • II T7 Combat Car
  • III M3 Stuart
  • III M22 Locust
  • IV M5 Stuart
  • V M24 Chaffee
  • VI T21
  • VII T71
  • II T2 Medium Tank
  • III M2 Medium Tank
  • IV M3 Lee
  • V M4 Sherman
  • V M7
  • V Ram II
  • V M4A2E4 Sherman
  • VI M4A3E8 Sherman
  • VI M4A3E2 Sherman Jumbo
  • VII T20
  • VII T23E3
  • VIII M26 Pershing
  • VIII T26E4 SuperPershing
  • VIII T69
  • IX M46 Patton
  • IX T54E1
  • X M48A1 Patton
  • X M60
  • V T14
  • V T1 Heavy Tank
  • VI M6
  • VII T29
  • VIII T34
  • VIII T32
  • VIII M6A2E1
  • IX M103
  • X T110E5
  • X T57 Heavy Tank
  • II T18
  • III T82
  • IV T40
  • IV M8A1
  • V M10 Wolverine
  • V T49
  • VI M36 Jackson
  • VI M18 Hellcat
  • VII T25 AT
  • VII T25/2
  • VIII T28
  • VIII T28 Prototype
  • IX T30
  • IX T95
  • X T110E4
  • X T110E3

Магнум

Основная статья: Магнум

Настоящий magnum opus танкостроительного искусства. Самый большой калибр, который смог поместиться на танковый корпус. Самый мощный фугасный снаряд, который удалось найти. Самый длинный ствол с самым большим дульным тормозом. Самая большая отдача, которая играючи перевернёт лёгкий танк. Нет ничего в этой гаубице, что бы ни кричало «самая». Даже система наведения — и та самая сложная. Тяжёлые снаряды летят к цели по дуге, что значительно усложняет прицеливание. Приловчившись, можно доставать противника за любым укрытием и на любом расстоянии. Ну или просто стрелять в упор со всеми вытекающими последствиями.

Мнение игроков Огромный урон. Взрыв снаряда может поразить сразу несколько танков. Возможность «забрасывать» снаряды за препятствия и на большую высоту. Невозможность повернуть башню по горизонту. Сложно попасть по движущемуся противнику. Долгая пауза между выстрелами. Самоурон.

Полковое усиление

Не прошли мимо такой идеи и в СССР. Но из-за некоторого отставания в технологиях случилось это позднее — разработка стартовала лишь в 1968 году. Тактические ракетные комплексыТаран» иШиповник» должны были стрелять неуправляемыми ракетами калибра 300 мм из пусковых установок пушечного типа. По сути, у СССР вышел ядерныйШтурмтигр».

Таран» проектировали на шасси Т-64 для танкистов, аШиповник» на шасси БМП-1 для мотострелков. Крупный калибр предполагал мощность до 0,3 килотонны в тротиловом эквиваленте.

Это уже был серьёзный аргумент, который позволял прибить одним ударом танковое подразделение или убрать с лица Земли мешающую деревеньку.

Тактический ракетный комплексТаран»(современная реконструкция)

От западных проектов наши отличались тем, что это были всё же не линейные машины. ХотьТаран» и мог вместо ракет стрелять гигантским 300-мм ПТУРом и обладал приличным бронированием, это была не его основная задача. Подразделения таких машин предполагалось придавать танковым или мотострелковым полкам, идущим на прорыв.

Вооружение

Главный калибр «Арматы» — гладкоствольная пушка 2А82 125-мм. Управление ею полностью дистанционно. Возможна также установка пушки 2А83 152-мм. Используется принципиально новый автомат подачи боеприпасов, емкость которого достигает 40 снарядов разного назначения. Стрельбу можно эффективно вести как из стационарной позиции, так и в движении. Боекомплект танка находится в специальном защищенном модуле.

«Армата» стреляет осколочно-фугасными, бронебойными и кумулятивными снарядами, а также управляемыми ракетами с электронным, спутниковым и инфракрасным наведением. По сути, Т-14 — не просто танк, а универсальная ударная машина. Она объединяет в себе ракетный тактический комплекс, противовоздушную зенитную систему, разведывательный комплекс и собственно танк.

В систему вооружения машины включен спаренный с пушкой пулемёт калибра 7,62-мм. Он находится на башне снаружи, соединён с пушкой приводом. В снаряженном боекомплекте пулемета 1000 патронов, столько же хранится в лентах на корме башни в ящике для запасных частей. Дополнительно может устанавливаться пулемёт «Корд» калибра 12,7 мм со снаряженным БК на 300 патронов и столько же в ящике ЗИП. Управление пулеметом дистанционное при помощи компьютера и электроприводов.

Специально для танка Вооруженных Сил России нового поколения с 2014 года разрабатывают новую управляемую ракету с улучшенными характеристиками. К ней предъявляются высокие требования по пробиванию брони, дальности поражения цели и поражающей заброневой мощности, но при сохранении калибра 125 мм.

Гаусс

Основная статья: Гаусс

Пушка «Гаусс» родилась в гаражах танкистов, пытавшихся подручными средствами повысить эффективность Грома в борьбе со снайперами. Оказалось, что обмотка ствола сверхпроводящей проволокой придаёт выстрелам колоссальное ускорение за счёт эффекта электромагнетизма. Разогнанный таким способом снаряд не уступает по дальности выстрелам Рельсотрона и бабахает особенно громко. А когда кустарную модификацию Грома оснастили современным комплексом прицеливания и сопровождения цели, появилась Гаусс-пушка — самый мобильный снайпер на поле боя. Пока стрелок на полной скорости уклоняется от огня противника, системы наведения Гаусса самостоятельно делают точный выстрел в оптимальный момент. Отличительной чертой пушки являются антенны, поднимаемые при подготовке электромагнитного ускорителя к выстрелу. За своеобразный внешний вид пушку прозвали «ушастым снайпером».

Мнение игроков Два режима стрельбы для комфортной игры в разных условиях. Большое физическое воздействие на противника при выстреле с захватом цели. Захват цели не сопровождается лазерным лучом. Урон одиночными выстрелами снижается на больших расстояниях. Долгая перезарядка после прицельного выстрела. Самоурон от ударной волны.

История

К началу Второй мировой войны вермахт имел в качестве единого пулемета созданный в начале 1930-х годов MG 34. При всех его достоинствах он обладал двумя серьёзными недостатками: во-первых, он оказался довольно чувствителен к загрязнению механизмов; во-вторых, он был слишком трудоемок и дорог в производстве, что не позволяло удовлетворить все возрастающие потребности войск в пулеметах.

MG 42 был создан в малоизвестной компании «Фабрика металлических и лакированных изделий Йоганнеса Гросфуса» в городе Дёбельн (нем. Metall-und Lackwarenfabrik Johannes Großfuß). Авторы конструкции: Вернер Грунер (Werner Gruner) и Курт Хорн (Kurth Horn). Принят на вооружение Вермахта в 1942 году. Пулемёт был запущен в производство на самом заводе Гросфуса, а также на заводах Маузер-верке, Густлофф-верке и других. Производство MG 42 продолжалось в Германии вплоть до окончания войны, общий выпуск составил не менее 400 000 пулеметов. При этом производство MG 34, несмотря на его недостатки, полностью свернуто не было, так как он, в силу некоторых конструктивных особенностей (задняя смена ствола, возможность подачи ленты с любой стороны), лучше, чем MG 42, подходил для установки на танках и в боевых машинах.

См. также

Немецкие

Окрылённые успехом Блицкрига, немецкие танкисты пытались продолжить его стратегию в Великой Отечественной войне, но столкнулись с серьёзной техникой, огромной армией и упорным сопротивлением. Кульминацией стало сражение под Прохоровкой, называемое переломным моментом войны.

Тем не менее, надо отдать должное конструкторам из Германии и перечислить некоторые немецкие танки Великой Отечественной войны.

Pz.Kpfw III

Средний Pz.Kpfw III, совместил хорошую подвижность, надёжность, удобство экипажа и модернизационный потенциал.

Pz.Kpfw III выпускался до 1943 года, поскольку модернизации достигли своего предела, и машина не могла тягаться с более тяжёлыми образцами вроде Т-34, оснащёнными лучшей наклонной бронёй и мощным вооружением.

Pz.Kpfw IV

Средний Pz.Kpfw IV, стал настоящей рабочей лошадкой. Создавался как штурмовой танк, способный подавлять огневые точки врага.

Во время войны Pz.Kpfw IV постоянно модернизировался, получив экранную броню и длинноствольную пушку калибра 75 мм. Из-за увеличения массы последние модификации имели посредственную проходимость.

После окончания войны долгое время стоял на вооружение некоторых стран.

PzKpfw V «Panther»

Средний танк, считавшийся тяжёлым у СССР и союзников.

Пантера стала крайне спорной машиной, поскольку обладала как яркими плюсами, так и серьёзными недостатками.

Хорошая лобовая броня, расположенная под наклоном, мощное и невероятно точное орудие, хорошие углы вертикальной наводки, комфортные условия работы экипажа.

Вместе с тем, тонкая бортовая броня исключала применение машины в наступлении, калибр пушки 75 мм делал неэффективной стрельбу фугасами, а дороговизна и сложность конструкции затрудняли производство.

PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger»

Тяжёлый PzKpfw VI Ausf. H1 «Tiger», наводил страх одним своим видом. При создании отдали приоритет защите и огневой мощи, пожертвовав проходимостью, себестоимостью и надёжностью.

Своим появлением сделал ненужными советские КВ и мог с лёгкостью поражать издалека своей 88 мм пушкой любую технику, пока не появились ИС-2. Впрочем, даже против этой грозной новинки Тигр не выглядел мальчиком для битья и мог потягаться.

PzKpfw VI Ausf. B «Tiger II»

Последний серийный тяжёлый танк Вермахта, отличающийся очень мощной лобовой бронёй в ущерб подвижности и надёжности.

При теоретической дуэли лоб в лоб, Тигр 2 превосходил любого соперника за счёт бронирования и пушки калибра 88 мм, но на практике такие столкновения были редкостью.

Машина массой практически 70 тонн оказалась неспособна эффективно действовать во фронтовых условиях, а её надежность была очень посредственной.

Panzerkampfwagen VIII «Maus»

Сверхтяжёлый экспериментальный Panzerkampfwagen VIII «Maus» не успел повоевать, но успел впечатлить советских и западных конструкторов. 189 тонн массы, 128 мм пушка, электрическая трансмиссия – всё это Маус, разработанный под руководством Фердинанда Порше.

Было создано 2 опытных образца, взорванных немцами для того, чтобы разработки не достались противнику. В данный момент один Маус находится в Кубинке, где до сих пор поражает размерами.

Jagdpanther

САУ, истребитель танков, созданный на базе Пантеры. Хорошая динамика и проходимость, мощная 88 мм пушка, но плохая надёжность и слабо защищённые борта.

Ferdinand

Тяжёлая САУ, выполняющая роль истребителя танков. Вызывала страх у советских бойцов и обладала практически неуязвимой лобовой бронёй.

Фердинанд создан на базе экспериментального Tiger (P), из-за чего получил неоднозначные характеристики. Невероятно толстая лобовая броня толщиной до 200 мм, мощное и точное 88 мм орудие делали САУ очень опасным противником. Но на практике Фердинанды страдали от низкой подвижности и надёжности, уязвимая ходовая часть позволяла обездвиживать эти машины, а неуязвимая лобовая броня не спасала от подрывов на минах.

Экипажи ракетоносцев Ту-95МС выполнили продолжительные полеты на Дальнем Востоке

Современные танки

К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»

В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность

Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.

Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.

С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.

Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.

Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.

AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.

Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.

Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.

Поделиться ссылкой

Ссылки [ править ]

  1. Крис Джонстон и агентства в Стамбуле (27 июля 2016 г.). . Хранитель . Проверено 1 ноября 2017 года .

Молот

Основная статья: Молот

Инженеры-разработчики нестандартно подошли к реализации этой противотанковой пушки. Вместо обычного бронебойного снаряда применяется шрапнельный снаряд с вольфрамовыми стрелами, а система перезарядки заменена на роботизированную барабанную систему заряжания. В результате получился самый надёжный инструмент для забивания танков противника в землю. Как гвозди молотком. Танкисту остаётся только поближе подобраться к противнику, ведь снаряды имеют невысокую кучность при стрельбе на большие дистанции. Высокая плотность вольфрамовых стрел позволяет им рикошетить от твёрдых поверхностей. Из-за низкой массы стрела может отрикошетить не более одного раза. Как правило, этого достаточно, чтобы достать противника за углом или сбить ему прицел, засадив рикошетом сбоку. Или засадить рикошетом в себя, тут уже как повезёт.

Мнение игроков

Береговые ракетные комплексы «Редут»

Часовой в дореволюционной прессе

Эксплуатация и применение

Пассажирские гидросамолёты в Ванкувере

После широкого распространения гидросамолётов (в первую очередь — крупных летающих лодок) на регулярных дальних линиях в 1930—1940-х годах они были вытеснены с этих маршрутов самолётами наземного базирования — сначала винтовыми, а затем и реактивными. Причиной тому стало несколько факторов: появление новых самолётов большой дальности, послевоенное развитие мировой аэродромной сети, а вскоре — и выход на дальние авиалинии реактивных пассажирских машин, радикально превосходящих летающие лодки по скорости и высоте полёта. Гидросамолёты заняли свою нишу в авиации общего назначения и продолжают широко эксплуатироваться на местных авиалиниях — в первую очередь в труднодоступных местах, где строительство аэродромов невозможно или нецелесообразно, но при этом имеются водоёмы, пригодные для эксплуатации гидросамолётов. К таким местностям относятся, в частности, северные территории ряда стран — Канады и США (Аляска), расположенные в тайге и тундре, где весьма велико число рек и озёр; островные государства (Мальдивы, Сейшелы и пр.), где постройка аэродромов на небольших островах невозможна, и т. д. По этой причине на современном рынке представлено большое число моделей гидросамолётов: абсолютное большинство из них — поплавковые модификации сухопутных моделей.

Амфибия на поплавковом шасси — de Havilland DHC-2 Mk 3 Turbo Beaver

Лётная эксплуатация гидросамолётов (и амфибий) имеет ряд характерных особенностей (в навыках пилотирования, выполнения взлёта и посадки на воду, руления по водной поверхности) и требует необходимой квалификации лётчика. Гидросамолёты выделены в отдельную категорию пилотского свидетельства. Таким же образом отдельно выделены летающие лодки и поплавковые гидросамолёты (что вызвано различиями в эксплуатации — летающие лодки более устойчивы на воде и могут эксплуатироваться при большем волнении, а для поплавковых гидросамолётов эксплуатация даже при среднем волнении небезопасна и может быть запрещена).

Техническая эксплуатация гидросамолётов (и в особенности амфибий) также значительно сложнее и дороже, особенно на морских гидроаэродромах, так как требует постоянных мер по защите самолётов от коррозии, тщательной помывки и выполнения перечня обязательных операций после каждой посадки на море. Аэродромы для амфибий требуют сугубо морского оборудования типа швартовочных бочек, катеров для буксировки самолётов и перевозки людей и т. д., должны быть оборудованы съездами с суши на море, транспортировочным оборудованием для вытягивания самолёта на берег. В результате эксплуатация гидросамолёта часто обходится дороже, чем обыкновенного «сухопутного» при значительно большем техническом ресурсе последнего.

Навигация

Литература

  • Белянская О. Часть 4. 2000—2010 гг. Отдел № 0514 // 40 лет на страже отечества и мира. Книга очерков / Под ред. Споршева Г. М. — Юбилейное подарочное издание. — Нижний Новгород: ОАО «ЦНИИ „Буревестник“», 2010. — С. 85, 87, 103. — 106 с.
  • Авторский коллектив под руководством Панова В. В. 3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк. 3 апреля 1947—2007 / Под ред. Константинова Е. И. — М., 2007. — 400 с. — 1000 экз.
  • За победу! // Газета открытого акционерного общества «Уральский завод транспортного машиностроения». — Екатеринбург, 2014. — Вып. 5332. — № 3.
  • Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. Часть III. ЦКБ «Титан» на рубеже 21-го века // «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей редакцией Шурыгина В. А. — Волгоград: Страница-2, 2000. — С. 105. — 1000 экз.
  • Ильин В. Нижний Тагил: Смотр оборонных технологий // Техника и вооружение: вчера, сегодня завтра. — М.: Техинформ, 2001. — № 10. — С. 43.
  • Foss J. C. Jane’s Armour and Artillery 2001—2002. — Jane’s Information Group, Inc., 2001. — 938 p. — ISBN 9780710623096.

Карпенко А. В. «Оружие России». Современные самоходные артиллерийские орудия. — СПб.: Бастион, 2009. — С. 54. — 64 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector