Миссия юнеско в современном мире
Содержание:
- Девственные леса Коми
- Критерии выбора объектов Всемирного Наследия
- Всемирное наследие: что это?
- Порядок номинации
- Заповедник Вуд Баффало
- Организация
- наше видение
- Где находится штаб-квартира ЮНЕСКО?
- Семь задач – «ожидаемых результатов»
- 4.1 Всеобщее начальное и среднее образование
- 4.2 Развитие детей младшего возраста и всеобщее дошкольное обучение
- 4.3 Равный доступ к техническому/профессиональному и высшему образованию
- 4.4 Востребованные навыки для получения достойной работы
- 4.5 Гендерное равенство и инклюзивность
- 4.6 Всеобщая грамотность молодёжи
- 4.7 Образование в духе глобальной гражданственности в интересах устойчивого развития
- Критерии[править | править код]
- Что такое Всемирное Наследие?
- Навигация
- «Рособоронэкспорт» впервые показал разрешенные к экспорту элементы «Ратника»
- Профессиональные достижения ЮНЕСКО
- Основные направления политики и деятельности ЮНЕСКО в области образования
- Плитвицкие озера
- Подготовительные упражнения при обучении стрельбе по круглым мишеням
- Большой барьерный риф в Коралловом море
- Галапагосские острова
Девственные леса Коми
Природные объекты всемирного наследия, подобные этому, поставляют жителям нашей «точки во Вселенной» больше всего кислорода, редкой жирной рыбы, а также являются местом обитания некоторых «краснокнижных» видов флоры и фауны. Особенно болотно-луговых птиц. Этим-то она и привлекает членов научных экспедиций и обычных путешественников-экстремалов. Приезжать сюда, по понятным причинам, лучше летом. Вынесенная в заголовок особо охраняемая территория состоит из фрагментов двух российских ГЗ – «Югыд Ва» и «Печоро-Илычского». Из всех отечественных заповедных рекреаций она была занесена в реестр ЮНЕСКО первой – в 1995 году. Площадь ее 32 600 кв. км, местоположение – склоны Северного и Приполярного Урала (это республика Коми). Имеются в виду огромные участки реликтовой северной тайги, предгорной тундры и больших болот. Местность посещают, двигаясь из Сыктывкара (тут аэротерминал) по дороге, ведущей к верховьям реки Печора. В поселок Якша. Севернее вас ведут уже гиды.
Критерии выбора объектов Всемирного Наследия
До 2004 года было шесть критериев для объектов культурного наследия и четыре критерия для объектов природного наследия. В 2005 году изменения были сделаны таким образом, что теперь существует только один набор из десяти критериев. Номинированные объекты должны представлять «выдающуюся всемирную ценность» и соответствовать хотя бы одному из десяти критериев.
Критерии культурного наследия ЮНЕСКО
«Представляет собой гениальный шедевр творчества человека и культурное значение»
«Демонстрирует важное влияние человеческих ценностей, с течением времени, или в рамках мирового культурного пространства, на развитие архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна»
«Является уникальным или, по крайней мере, исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей»
«Является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, который иллюстрирует важный этап в истории человечества»
«Представляет собой выдающийся пример традиционного человеческого поселения, использования земли или морского участка, который отображает культуру или человеческое взаимодействие с окружающей средой, особенно в случаях угрозы воздействия необратимых изменений»
«Прямо или косвенно связанным с событиями или существующими традициями, с идеями или верованиями, художественными и литературными произведениями выдающегося всемирного значения»
Критерии природного наследия ЮНЕСКО
«Содержит уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения»
«Является выдающимся примером, который представляет основные этапы истории Земли, включая следы жизни, значительные беспрерывные геологические процессы в развитии форм земной поверхности, или существенные геоморфологические или физико-географические особенности»
«Представляет собой выдающийся пример значительных текущих экологических и биологических процессов в эволюции и развитии наземных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных»
«Содержит наиболее важные и значимые природные места обитания для естественного сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы обитания исчезающих видов, имеющих выдающуюся всемирную ценность с точки зрения науки и сохранения природы»
Защита Всемирного Наследия
Включение объекта в список Всемирного наследия ЮНЕСКО является неоспоримым доказательствам того, что данные культурные объекты находятся под правовой защитой в соответствии с Законом войны, согласно Женевской конвенции, ее статьями, протоколами и обычаями, вместе с другими договорами, в том числе Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и международного права.
Таким образом, договор Женевской конвенции гласит:
«Статья 53. Защита культурных ценностей и культовых сооружений. Не умаляя положений Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 года» и других соответствующих международных документов, запрещается:
(А) совершать какие-либо враждебные действия, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест поклонения, которые составляют культурное или духовное наследие народов;
(Б) использовать такие объекты в поддержку военных действий;
(С) делать такие объекты объектами репрессий «.
Всемирное наследие: что это?
Уникальные и ценные объекты культуры могут быть уничтожены из-за некачественного государственного управления, военных конфликтов или сиюминутного коммерческого интереса. Чтобы этого не произошло, был введен институт Всемирного наследия. Это утвержденный UNESCO список артефактов, которые следует охранять в первую очередь.
Объект попадает в его список, если он соответствует таким критериям:
- Демонстрирует возможности человеческого разума;
- Являет собой исключительное и более не повторявшееся творение, которое само по себе является свидетельством эпохи;
- Тесно связан с религией или традициями;
- Пример смены парадигмы в мышлении, науке и технологиях;
- Не является выдающимся произведением искусства, но «участвовал» в судьбоносных для мира событиях;
- Пример благотворного взаимодействия человека и природы.
В список может попасть не только творение людского гения, но и исключительно природное образование, если оно:
Имеет высокую эстетическую важность;
Является памятником геологической эпохи или ярким примером характерных образований рельефа;
Локация эволюционных изменений, происходивших в биосфере;
Представляет собой местообитание уникальных живых организмов, находящихся под угрозой исчезновения.
Порядок номинации
Вначале страна с опорой на критерии ЮНЕСКО подготавливает перечень объектов, которые, по её мнению, представляют мировую ценность, и включает их в предварительный список. Объект не может быть номинирован, если он не значится в предварительном списке.
Согласно правилам, в год страна может выставлять на номинирование не больше двух кандидатов: по одному объекту культурного и природного наследия или два объекта природного наследия. Эксперты ЮНЕСКО оказывают помощь в подготовке заявки, следя за тем, чтобы все необходимые документы и карты были приложены. Номинация должна быть подана не позднее 1 февраля (или, если на эту дату выпадает выходной, в последний рабочий день января) за год вперёд до проведения очередной сессии ЮНЕСКО. Таким образом, минимальная продолжительность рассмотрения заявки занимает полтора года (например, если документы подаются в Комитет в январе 2016 года, то ближайшее время возможного включения объекта в список будет июнь-июль 2017 года). Далее ЮНЕСКО проверяет готовность полученного досье и направляет в соответствующий консультативный орган на оценку.
Международный союз охраны природы (МСОП) и Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) оценивают природную и культурную значимость оценку объекта. Третий орган — Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) — даёт Комитету рекомендации по охране объектов всемирного наследия, а также проводит профессиональные обучающие тренинги.
Когда объект номинирован и оценен, Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО принимает окончательное решение на ежегодной сессии. Также Комитет может отложить решение и запросить дополнительную информацию об объекте у выдвигающей его страны.
Заповедник Вуд Баффало
Пространство растянулось на приграничных землях сразу 2 канадских провинций – Альберта и Северо-Западные территории. Площадь внушительна – почти 45 000 кв.км. Это пояс густых и сухих хвойных лесов, где царствует умеренно-прохладный климат и… бизоны. Их популяцию удалось сохранить, несмотря на то, что индейцы и «бледнолицые» в общей сложности охотились на бедняг несколько тысяч лет. Теперь вокруг кордоны.
Природные объекты мира, готовые окунуть нас в прошлое, показывая почти исчезнувших зверей, дорогого стоят. «Шерстистые быки» из Вуд Баффало – предмет любопытства тысяч туристов со всего мира, приезжающих в национальный парк по грунтовой трассе из форта Мак-Марри. В само селение едут из аэропорта Эдмонтона.
Организация
В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). К октябрю 2016 года конвенцию ратифицировали 193 страны-участницы.
Лидеры по числу объектов всемирного наследия:
|
Ежегодно Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта всемирного наследия».
«Статус объекта всемирного наследия» даёт следующие преимущества (для объектов природного наследия):
- является дополнительной гарантией сохранности и целостности уникальных природных комплексов,
- повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений,
- способствует популяризации включённых в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма),
- обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия,
- способствует организации мониторинга и контроля над состоянием сохранности природных объектов.
Государства, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.
В рамках списка существует подсписок всемирного наследия, находящегося под угрозой. В него на временной основе включаются объекты, подвергающиеся различным опасностям, которые вызваны естественными причинами или вмешательством человека: вооружёнными конфликтами и войнами, землетрясениями и иными природными катастрофами, загрязнением, браконьерством и беспорядочным строительством. Внесение объектов в особый список говорит о необходимости особого внимания к ним и принятия неотложных мер по их сохранению.
В 2007 г. из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО был исключён резерват аравийского орикса в Омане (в связи с продолжающейся охотой на белого орикса и сокращением заповедных территорий), в 2009 г. — Дрезденская долина Эльбы в Германии (в связи со строительством автомобильного моста в охранной зоне культурного ландшафта).
наше видение
Политических и экономических соглашений между правительствами недостаточно для обеспечения прочной и искренней поддержки стремлений народов. Прочный мир должен строиться на основе диалога и взаимопонимания, а также на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.
В этом контексте ЮНЕСКО разрабатывает образовательные инструменты для формирования граждан будущего, свободных от ненависти и нетерпимости. ЮНЕСКО предпринимает усилия, чтобы каждый ребенок и гражданин имели доступ к качественному образованию. Содействуя сохранению культурного наследия и защищая равное достоинство всех культур, ЮНЕСКО укрепляет связи между ними. ЮНЕСКО помогает разрабатывать научно-исследовательскую политику в качестве движущей силы развития и сотрудничества. ЮНЕСКО защищает свободу выражения мнений как фундаментальное право и необходимое условие демократии и развития. ЮНЕСКО выступает в качестве лаборатории идей, устанавливает международные стандарты и осуществляет программы сотрудничества, способствующие свободному обмену идеями и знаниями.
Это видение мира родилось после Второй мировой войны, движимой расистской и антисемитской идеологией. Более семидесяти лет спустя мандат ЮНЕСКО остается как никогда актуальным в мире, где культурное разнообразие подвергается нападениям и страдает от новых форм нетерпимости, научные знания ставятся под сомнение, а свобода выражения мнений находится в опасности. В ответ, ЮНЕСКО должна продолжать свою гуманитарную деятельность в области образования, науки и культуры.
Где находится штаб-квартира ЮНЕСКО?
Управляющий орган UNESCO расположен в столице Франции. После размещения центрального офиса Организации объединенных наций в Нью-Йорке, США как месторасположение нового учреждения не рассматривались. Париж как культурная столица Европы как нельзя лучше подходил на эту роль.
Руководство осуществляется через следующие органы:
- Генеральная конференция – проводимое каждую пару лет собрание стран-участниц по вопросам выбора текущих задач и механизма их реализации. Практически все конференции поводились в здании штаб-квартиры. Лишь некоторые имели место в прочих мировых столицах;
- Исполнительный совет – работа этого органа сводится к подготовке материалов для будущих конференций и мониторингу за соблюдением решений прошлых;
- Секретариат – ведает практическим осуществлением положений, утвержденных на Генеральных конференциях.
Выборные должности избираются не только исходя из простого большинства голосов, но и с учетом полового, расового и регионального представительства. Периодическая ротация призвана устранить такую ситуацию, чтобы все ключевые посты захватили в свои руки одни лишь белые мужчины.
Семь задач – «ожидаемых результатов»
4.1 Всеобщее начальное и среднее образование
К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики завершали получение бесплатного, равноправного и качественного начального и среднего образования, позволяющего добиться востребованных и эффективных результатов обучения
4.2 Развитие детей младшего возраста и всеобщее дошкольное обучение
К 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования
4.3 Равный доступ к техническому/профессиональному и высшему образованию
К 2030 обеспечить для всех женщин и мужчин равный доступ к недорогому и качественному профессионально-техническому и высшему образованию, в том числе университетскому образованию
4.4 Востребованные навыки для получения достойной работы
К 2030 существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально-техническими навыками, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью
4.5 Гендерное равенство и инклюзивность
К 2030 году ликвидировать гендерное неравенство в сфере образования и обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения, в том числе инвалидов, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении
4.6 Всеобщая грамотность молодёжи
К 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать
4.7 Образование в духе глобальной гражданственности в интересах устойчивого развития
К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие
Критерии[править | править код]
Главная цель списка всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своём роде. Для этого и из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально (с года) существовали только критерии для объектов культурного наследия — этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами появились природные объекты и для них список из четырёх пунктов. И, наконец, в года, все эти критерии были сведены воедино, и теперь каждый объект всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один из них.
Культурные критерииправить | править код
Соляная шахта в Бохне — объект № 32 в списке
(I) Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения.
(II) Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
(III) Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
(IV) Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля, или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
(V) Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений
(VI) Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. (По мнению комитета ЮНЕСКО, этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо ещё критерием или критериями).
Природные критерииправить | править код
Галапагосские острова — объект № 1 в списке
(VII) Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности. (VIII) Объект является выдающимся образцом главных этапов истории Земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфологических или физико-географических особенностей
(IX) Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.
(X) Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.
Что такое Всемирное Наследие?
Объектом Всемирного Наследия является знаковый объект на местности, который был официально признан Организацией Объединенных Наций, а именно ЮНЕСКО. Объекты выбираются среди представляющих культурную, историческую, научную или какую-либо другую ценность и они юридически защищены международными договорами
ЮНЕСКО рассматривает эти объекты, как имеющие важное значение для общих интересов человечества
Более определенно, Объектом Всемирного Наследия является значимый классифицированный объект, который определенным образом уникален, так как географически и исторически находится в узнаваемом месте и представляет собой культурную или физическую значимость (например, в данной местности могут быть расположены древние руины или некоторые исторические сооружения, здания, город, комплекс, пустыня, лес, остров, озеро, памятник, или гора), а также хранит примечательный след человеческой деятельности, часто в сочетании с неким символом бесспорного достижения человечества, который таким образом служит доказательством его интеллектуального существования на планете. Данные объекты могли находится под угрозой уничтожения из-за человеческой деятельности или незаконного проникновения животного, вследствие отсутствия наблюдения/ неконтролируемого / неограниченного доступа или угрозы естественного или ускоренного исчезновения из-за небрежности местных властей. Чтобы на практике сохранить объекты для будущих поколений, они были внесены в реестр и нанесены на карту Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), а также они были идентифицированы или признаны, им было присвоено собственное официальное название, и на международном уровне они являются всесторонне защищенной зоной, что подтверждается многосторонней декларацией ЮНЕСКО. Список поддерживается международной программой Всемирного наследия, которая находится в ведении Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Данный комитет состоит из 21 стран-членов ЮНЕСКО, которые избираются Генеральной Ассамблеей.
Программа каталогизирует, называет и сохраняет объекты выдающегося культурного и природного значения для общей культуры и наследия человечества. При определенных условиях, перечисленные объекты могут получить средства из Фонда всемирного наследия. Программа была учреждена во время Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. С тех пор 192 государства-участника ратифицировали конвенцию, что делает ее международным документом, которого придерживаются большинство стран. Только Лихтенштейн, Науру, Сомали, Тимор-Лешти и Тувалу не являются участниками Конвенции.
По состоянию на июль 2016 года, 1052 объекта находятся в списке: 814 культурных, 203 природных и 35 со смешанными свойствами, в 165 государствах-участниках. Если упорядочить объекты по странам, Италия является родиной самого большого количества объектов всемирного наследия, а именно — 51, за ней следуют Китай (50), Испания (45), Франция (42), Германия (41), Индия (35), Мексика (34) и Соединенное Королевство и Британские заморские территории (30). Каждый объект Всемирного наследия имеет идентификационный номер, в соответствии с реестром ЮНЕСКО. Тем не менее, новые объекты часто включают предыдущие, в данном случае добавленные в список в рамках расширенных описаний. Вследствие чего, идентификационные номера превышают 1200, несмотря на то, что в списке их меньше.
В то время как каждый объект Всемирного наследия остается частью законной территории государства, в котором он находится , ЮНЕСКО рассматривает его в интересах международного сообщества, с тем, чтобы сохранить каждый объект.
Навигация
«Рособоронэкспорт» впервые показал разрешенные к экспорту элементы «Ратника»
Профессиональные достижения ЮНЕСКО
Весомые результаты и существенные сдвиги во многих естественнонаучных и культурно-гуманитарных вопросах были достигнуты именно благодаря деятельности ЮНЕСКО. В первую очередь, следует отметить её вклад в научные исследования. Комплексное изучение экологии и различных междисциплинарных наук позволило значительно сократить последствия негативного воздействия человека на окружающую среду. Также силами ЮНЕСКО было создано множество биосферных резерваций по всему миру.
В рамках проекта по сохранению культурного и природного наследия ежегодно оказывается помощь в защите объектов всемирного значения. Эксперты организации помогают оценивать объекты и подготавливать различные документы, необходимые для включения в список. Эта программа преследует цели популяризации регионов, где расположены объекты, и развития туризма, обеспечивает сохранность уникальных комплексов, а также оказывает финансовую поддержку для мониторинга их состояния.
Кижи — уникальный архитектурный комплекс в Карелии, входящий в список Всемирного культурного наследия
Программы защиты документального и нематериального наследия позволяют защитить наиболее ценные культурные феномены различных регионов, к которым могут относиться как кинофильмы, книги и предметы искусства, так и обычаи, обряды, языки, пение, танцы, какие-либо ремесленные навыки. К примерам нематериального культурного наследия можно отнести русский хоровод, японский драматический театр, аргентинское танго, греческую средиземноморскую диету и киргизское искусство акынов.
Основные направления политики и деятельности ЮНЕСКО в области образования
Проблемы образования занимают центральное место в политике и деятельности ЮНЕСКО. Так, в Уставе ЮНЕСКО сказано, что «Организация ставит себе задачей укрепление мира и безопасности путём расширения сотрудничества в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека…!)
Для достижения этих целей ЮНЕСКО поощряет развитие народного образования, сотрудничает с государствами-членами Организации в деле расширения и просветительской деятельности, доступности образования для всех, независимо от расы, пола, вероисповеданий или политических убеждений, предлагает методы образования, которые наиболее подходят для тех или других стран с учётом их истории, социально-экономического и культурного развития.
Основные принципы политики ЮНЕСКО в области образования базируются на международно-признанных нормах и стандартах прав человека, которые сформулированы в Декларациях, Конвенциях, Пактах, Соглашениях и Рекомендациях, принятых ООН и ЮНЕСКО. Прежде всего, это Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), где в ст.26 провозглашено, что «каждый человек имеет право на образование, образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково для всех на основе способностей каждого».2)
Кроме Всеобщей декларации прав человека имеется ещё целый ряд международных актов универсального характера, в которых имеются главы, разделы, статьи, посвященные проблемам образования. Это, прежде всего, Международный пакт о гражданских политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенция МОТ № 13 8 о минимальном возрасте, Рекомендация о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и в духе уважения прав человека и основных свобода
Помимо универсальных международных документов ООН, ЮНЕСКО, МОТ, созванные по их инициативе конференции в исследуемый период приняли около 30 конвенций, деклараций, рекомендаций всемирного и регионального масштаба, полностью посвященных тем или иным аспектам образования: Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), Конвенция о техническом обучении и профессиональном образовании (1989 г.), Рекомендация об образовании взрослых, Всемирная декларация об образовании для всех (1990 г.), ряд актов континентального и регионального характера.4)
Наиболее известным документом в области образования является Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г. и вступившая в силу в 1962 г. Целью этой Конвенции было не только искоренение всяческой дискриминации в вопросах образования, но и принятие мер, направленных на содействие равенству возможностей и равным отношениям в этой области. Между тем обязательства государств-участников Конвенции в разных случаях определяются в ней по-разному. В соответствии со статьёй 3 Конвенции, государства-участники обязуются принять необходимые меры для устранения и предотвращения дискриминации, тогда как в том, что касается равенства возможностей, им надлежит проводить в жизнь общегосударственную политику, использующую соответствующие национальным условиям и обычаям методы.5)
Одновременно была принята Рекомендация по борьбе с дискриминацией в области образования, в которой были конкретизированы и развиты многие положения указанной Конвенции.
Плитвицкие озера
Каскад из озер и водных порогов – наиболее изумительная часть Хорватии. Он хорошо оборудован и имеет статус «федеральный заказник» («државна причува»). Динарские горы – уникальный массив, в котором резерват находится. Если быть точнее – в верховьях реки Козьяк (жупания Лика Сень). Сюда ведет множество прекрасных шоссе. Одно из них – из международного аэропорта Задар. Так уж получилось, что самые красивые природные достопримечательности мира оказались и в этом райском уголке – своеобразной Мекке для туристов, обожающих идиллические местечки. Почему это так?
Река Корана (Козьяк) за сотни лет нанесла барьеры из травертина – ослепительно белого известкового туфа. Образовались естественные плотины, которые осталось всего лишь огородить перилами, а путь к ним – снабдить лесенками, подвесными мостами и настилами. Система водопадов, гротов и причудливой формы озер украшена изумрудными оттенками букового и елово-пихтового (средиземноморского) леса. На меловых породах растет множество реликтовых представителей флоры, обитают птицы.
Подготовительные упражнения при обучении стрельбе по круглым мишеням
Большой барьерный риф в Коралловом море
Снова повторим, что объекты всемирного природного и культурного наследия чаще сохраняются на пространстве, отрезанном от беспощадной Цивилизации (морями или океаном). Еще одна такая «изюминка» радует тех путников, кто смог добраться до самой гигантской на Земле водоохранной зоны, простирающейся вдоль провинции Квинслэнд на 2500 километров! Она состоит из 2900 коралловых образований и 900 изолированных клочков суши (общая площадь – 344 400 кв. км.). Разговор об идеальном месте для дайверов, так как Риф открывает им самые первобытные тайны Тихого океана. Черные и грибовидные кораллы, мозговики, ужасные горгонарии, «оленьи рога», морская звезда «терновый венец» и яркие рыбы-попугаи – вся эта живность обитает в здешних подводных глубинах. Добавим к списку ихтиофауны китовую акулу, кузовка, «бабочек» и ужасных мурен! И, конечно, не сосчитать креветок, моллюсков, осьминогов и кальмаров! Экзотично для нас выглядят и местные пернатые – тропические буревестники, фаэтоны, белобрюхий орлан.
Экстремалы двигаются сюда из двух портов – Брисбена или Кэрнса. На территории обоих есть аэропорты. В первом – международный воздушный терминал. В Брисбене можно арендовать лодку, яхту, катер вместе с капитаном, записаться в групповой тур. Кстати, эта австралийская агломерация сильнее других застроена небоскребами. Так что будет что пофотографировать еще до выхода на большую воду. На некоторых островах рифа также присутствует туристическая зона – с зоосадами, удобными пристанями, гостевыми бунгало и «танцевальными» прибрежными шеками.
Вот вы и узнали, пытливый читатель, за какие «живописности» больше всего переживают ученые-натурологи (представители всех дисциплин естествознания). Ведь некоторые описанные природные достопримечательности мира не встречаются больше нигде, а другие представляют собой самый характерный для какого-либо континента пейзаж. И по нему можно изучать всю биологию, геологию или гидрологию того или иного материка.
5
Галапагосские острова
Согласитесь, самые необычные природные достопримечательности мира, как правило, изолированы от большой земли сотнями километров водного пространства. Поэтому они долгие годы скрывают от разорителей-людей свои биологические богатства. Не являются исключением и прославленные Галапагосы – родина наибольших черепах и редкого ныне конолофа. Архипелаг, состоящий из 19 крупных и десятков крохотных островов, часто называют Черепашьим. Данные вулканические образования находятся в 972 км. к западу от Эквадора, которому принадлежат административно. На растительность острова скудны, зато охраняемых морских и сухопутных тварей 20 видов! Тут путешественник-исследователь Чарльз Дарвин открыл естественный отбор. Туристов везут спецрейсом на мини-самолете. Приземляется он в Пуэрто-Бакерисо-Морено (о. Сан-Кристобаль). А вылетает из международного аэропорта «Марискаль Сукре» (г. Кито).
Наконец, Австралия… Любопытно, что это – и материк, и страна одновременно. «Брендом» такой мегалокации защитники натуральных земных богатств признали