Бомбардировщик ту-16: технические характеристики
Содержание:
- Боевое применение
- История создания
- Категория «В» — ограниченно годен к военной службе
- Самлёты постановки помех
- Конструкция Ту-95
- Мир уже мог погибнуть как минимум 22 раза
- Лётно-технические характеристики
- Продолжение табл. 5
- Видео: Бомбардировщик ТУ-16.
- Бронежилет из жидкого состава
- История Ту-16
- На вооружении
- Бывшие операторы
- Технические особенности Ту-16
- Известные несчастные случаи
Боевое применение
Стратегический бомбардировщик Ту-16 на протяжении десятилетий оставался одним из основных самолётов Вооружённых Сил Российской Федерации. В период «холодной войны», Ту-16 являлся одним из основных сил ядерного сдерживания. В эти годы боеготовность полков Ту-16 была доведена до высокого уровня. Именно благодаря Ту-16-ым сложился примерный паритет между ядерными потенциалами СССР и США. К счастью применять ядерное вооружение пришлось только на полигонах. Ту-16-ые были главными участниками советских ядерных испытаний. Проверка спецвооружения происходила на полигонах под Семипалатинском и на Новой земле. За 1957 год было испытано не менее 5 сбросов атомных бомб: 8 марта, 22 и 26 августа, 13 и 26 сентября. Уже в следующем году было проведено 8 бомбардировок: 4 января, 13, 14, 15, 18, 20 и 22 марта. Наибольшее количество сбросов произвели в 1962 году. Также, хочется отметить, что на полигоне №2 под Семипалатинском была испытана первая советская термоядерная бомба. Хотя бомба и была подорвана в не полном снаряжении, её тротиловый эквивалент составлял 1,6 мгт. Последние испытание атомной бомбы в СССР состоялся в конце 1962 года, с борта Ту-16, перед вступлением в силу Договора о запрещении ядерных испытаний.
Афганская война
Несмотря на свой долгий срок службы – почти 40 лет, единственной войной, в которой участвовали Ту-16 была Афганская война. В этой войне в основном принимали участие такие самолёты как: Ту-16А, Ту-16КСР-2-5 и Ту-16КСР-2-5-11, Ту-16Р – разведчик, Ту-16П – постановщик помех. В ходе боевых действий в Афганистане Ту-16 наносили бомбовые удары по районам прилегающим к городам Герат и Кандагар. Типовое вооружение самолётов состояло из 12 бомб ФАБ-500 калибром 500 мм. Также Ту-16 использовались во время масштабной Панджшерской операции 1984 года. В этой операции было задействовано 24 ракетоносца Ту-16КСР-2-5, с вооружением ФАБ-250, и 2 эскадрильи 200-го Гв.ТБАП Бобруйска и 251-го Гв.ТБАП из Белой Церкви. В 1986 году Ту-16 вновь были привлечены к боевым действиям в Афганистане. Их целью стали базы, на которые опирались разросшиеся формирования крупных полевых командиров. Так как склады и оружейные мастерские располагались в труднодоступных ущельях авиация 40-ой Армии не давали ощутимых результатов. А Ту-16, благодаря своей боевой мощи, без проблем могли накрыть всю территорию Афганистана. В налётах принимали участие Ту-16 и МиГ-21 в качестве прикрытия. В последние месяцы войны, Ту-16-ые, активно использовались в качестве прикрытия выводимых наземных частей. В группу прикрытия входила эскадрилья Ту-16 из 251-го ТБАП Белой Церкви.
Зарубежные конфликты
Помимо Афганской войны Ту-16 применялись и в зарубежных конфликтах между странами. Перед «шестидневной войной», между Египтом и Израилем, в июне 1967 года ВВС Египта получили 20 бомбардировщиков Ту-16К. Но Египет так и не смог реализовать боевой потенциал бомбардировщиков. Командование Израиля, понимая на что способны Ту-16, при помощи истребительно-бомбардировочной авиации нанесла массированный удар по аэродромам Египта, в результате чего не один Ту так и не поднялся в воздух. В 1973 году египетские ВВС получили на вооружение новые машины Ту-16У-11-16 вместо уничтоженных в 1967 году. В боевых действий приняли участие 16 бомбардировщиков базировавшихся на аэродромах к югу от Синая, вне досягаемости израильской авиации. После разрыва военного договора между Египтом и СССР в 1976 году египетские Ту-16 оказались без запасных частей, для бомбардировщиков. Тогда Египет обратился за помощью к Китаю. В обмен на истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН Китай поставлял необходимое оборудование. В ходе ирано-иракской войны Ту-16К-11-16 иракских ВВС наносили неоднократные ракетно-бомбовые удары по объектам в глубине иранской территории (в частности, ими был совершен налет на аэропорт в Тегеране). В ходе боевых действий в районе Персидского залива в 1991 г. иракские Ту-16, почти вылетавшие ресурс, оставались на земле, где частично были уничтожены авиацией союзников.
История создания
Работа над созданием этого самолёта началась в 1948 году, а новые машины поступили на вооружение в начале 1954 года. Это был первый в СССР дальний бомбардировщик с турбореактивным двигателем и стреловидным крылом. Характерно, что это полностью отечественная разработка, которая базировалась на исследованиях ОКБ А. Н. Туполева и ЦАГИ. Трофейные немецкие чертежи и расчеты к моменту появления концепции в Советский Союз ещё не поступили, а когда это произошло в них уже не было надобности. Специалисты ОКБ решали задачу создания более современной замены поршневому Ту-4. Необходимо было создать машину, развивающую скорость около 1000 км/ч, с бомбовой нагрузкой в районе 6 тонн и вооружением как у Ту-4.
Ту-16
Расчеты показывали, что задача вполне решаема и сотрудники ОКБ начали изыскания в инициативном порядке, не дожидаясь официальных распоряжений. Проект и само изделие сменили несколько кодовых названий. В результате получился Ту-16, способный нести бомбы, крылатые ракеты, обладающий мощным вооружением, серьёзной дальностью полёта и внушающий ужас противнику тем, что мог быть носителем ещё и ядерного оружия.
В те годы именно бомбардировщики рассматривались в качестве основного средства доставки ядерных боеприпасов до целей. Ракеты стратегического назначения тогда были представлены только Р-1 и Р-2 — копиями немецких ФАУ. Они были оснащены обычными боевыми частями и имели крайне низкую эффективность. Это делало разработку нового бомбардировщика наиболее актуальной.
Изначально прототип носил название самолёт «82». На нём стояли два двигателя РД-45Ф или ВК-1. Всё время разработок конструкторы были заняты выбором наиболее оптимальных двигателей и конструкционных особенностей самого самолёта, которые позволили бы развивать скорость близкой к звуковой, с числом М=0,9–0,95, но при этом нести не менее 6 тонн груза и преодолевать большие расстояния.
«Барсук» Ту-16
От схемы взятого за основу самолёта «73» мало что осталось, потому что у него крыло было прямым. На прототипах «82» крылья стали стреловидными. Машина воплощала передовые технические решения того времени, но имела недостаточные характеристики вооружения. Параллельно с «82» стали создавать ещё и «83», который оснащался радиолокационным прицелом ПС- НБ и системой наведения на цель «РМ-С».
Невозможно создать полностью готовый к эксплуатации новый самолёт такого класса. Конструкторы шли методом проб и ошибок, прорабатывали самые разные варианты.
Какие основные задачи решали разработчики?
- Скорость, которая позволила бы бомбардировщику пройти участки активности ПВО противника и тягаться с перехватчиками.
- Способность нести существенную бомбовую нагрузку.
- Улучшенное вооружение, наличие собственной системы обороны от истребителей.
Ту-16
К началу 1950 года эти общие принципы детализировались так… Во-первых, бомбовая нагрузка варьировалась от 6 до 12 тонн. Во-вторых, военной авиации нужен бомбардировщик с дальностью боевого применения до 7500 км. И это не предел, потому что уже тогда, в 1950 году, стала рассматриваться возможность дозаправки в воздухе. Заправщик должен создаваться на базе того же самолёта. Других подходящих для этой цели машин в СССР не было. Впоследствии задача с заправкой в воздухе нашла блестящее решение. Была предусмотрена не только возможность переоборудования боевого самолёта в заправщик, но и обратная модификация. В-третьих, на высоту в 10 тыс. метров самолёт должен был выходить за 20–25 минут.
Изыскания увенчались успехом. 1 мая 1954 года «девятка» новых Ту прошла над Красной площадью во время парада трудящихся. К тому моменту изделие уже поступало на вооружение.
Памятник Ту-16 в Смоленске
Категория «В» — ограниченно годен к военной службе
«В ограниченно годен к военной службе» — один из запросов, касающихся записей в военном билете российского призывника. Разберемся, кому присваивается такая категория и какие последствия имеет ее присвоение.
Как классифицируется пригодности к армии?
Что значит «ограниченно годен к военной службе»?
Как классифицируется пригодности к армии?
В России каждый военнообязанный должен пройти освидетельствование врачей. В зависимости от того, какие результаты оно покажет, призывная комиссия присваивает одну из категорий, определяющих, насколько данный призывник соответствует требованиям по здоровью для военной службы:
А — абсолютно здоров и годен к любой службе, вплоть до частей специального назначения.
Б — имеет заболевания, но в целом годен к службе. Внутри делится на 4 подкатегории — от «Б1» (может служить в частях вплоть до морской пехоты или ВДВ) до «Б4» (годен к службе в качестве технического специалиста или в частях с минимальными требованиями по здоровью).
В — ограниченно годен к военной службе. Как правило, ограничения связаны с хроническими заболеваниями, мешающими полноценной службе. Внутреннего категория деления не имеет.
Г — не призывается, однако отсрочка дается лишь до выздоровления. Категория присваивается временно, с последующей перекомиссией.
Д — абсолютно негоден.
Что значит «ограниченно годен к военной службе»?
Категория В (ограниченно годен к военной службе) — это автоматическое отправление в запас без фактической службы. ВУС при этом присваивается по гражданской профессии, а при ее отсутствии — по имеющимся навыкам.
Во время войны категория В подлежит призыву в части 2 очереди. Исходя из содержания общедоступных нормативных актов министерства обороны, можно сделать вывод, что эти части будут предназначены для восполнения потерь.
Следовательно, категория В (ограниченно годен к военной службе) шанс послужить получит лишь при тотальной мобилизации.
Последствия присвоения категории
Во мирное время военнообязанные категории В не могут служить в контрактных частях армии и поступать в военные учебные заведения. Кроме того, зачастую они не могут служить в МВД и других силовых ведомствах.
Самлёты постановки помех
Ту-16СПС
Самолеты Ту-6СПС со станциями групповой защиты СПС-1 и СПС-2 строились в 1955-1957 годах авиазаводом №1 в Куйбышеве; всего было построено 146 таких самолетов.
Ту-16П «Букет»
В вариант с системой групповой защиты « Букет » в начале 1960-х годов модернизировано около 90 самолётов Ту-16СПС.
Ту-16П «Букет»
Ту-16 «Ёлка»
Ту-16 «Ёлка»
Постановщик пассивных помех Ту-16 « Елка » был разработан в одно время с Ту-16СПС, в его бомбоотсеке размещались устройства отстрела дипольных отражателей.
Всего был построен и доработан из Ту-16Т 71 самолет, кроме того, были построены еще 79 самолетов «Елка» с обновленным составом целевого оборудования, включающим станции постановки активных помех.
В процессе эксплуатации самолеты неоднократно модернизировались.
Мишени
К проектированию радиоуправляемого самолета — мишени Ту-16М (М-16) ОКБ Туполева приступило в 1956 году. Разработка мишени сильно затянулась, и на снабжение ВС СССР он был принят только в 1965 году.
Ту-16 М не имел вооружения, на месте кормовой пушечной установки монтировались антенны системы радиоуправления. Аппаратура радиоуправления обеспечивала выполнение взлета и посадки.
Несколько Ту-16М были построены заново, но большинство переоборудовано из вылетавших ресурс Ту-16 разных модификаций.
ОКРАСКА
Подавляющее большинство Ту-16 эксплуатировались неокрашенными — цвета натурального металла.
Для защиты от коррозии обшивку покрывали лаком. Опознавательные знаки в виде красных звезд с красной окантовкой наносились на киль, верхние и нижние поверхности крыла. Двузначные бортовые номера крупно писали на бортах фюзеляжа в районе кабины и на киле, в 1960-1970-е годы от крупных бортовых номеров отказались, взамен бортовые номера меньшего размера стали наносить в верхней части киля.
Нередко для введения в заблуждение вероятного противника бортовые номера менялись от полета к полету, особенно часто такую операцию проделывали с Ту-16Р / PM. На бортах фюзеляжа в районе кабины иногда наносился серийный номер самолета.
Носители ядерного оружия окрашивались по «противоатомной» схеме- серый верх и белый низ.
Ту- 16 разных модификаций, чаще всего бомбардировщики , в качестве памятников установлены во многих гарнизонах Дальней Авиации. Причем большинство из самолетов-памятников находятся в хорошем состоянии. Этот Ту- 16 окрашен по стандартной для носителя ядерного оружия серо-белой схеме. Самолет установлен в Смоленске, где долгие годы размещался штаб 46-й воздушной армии Верховного Главнокомандования.
Конструкция Ту-95
Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-95МС сделан на основе Ту-142МК. По типу конструкции – это свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, который имел четыре турбовинтовых двигателя, которые поместили в стреловидные крылья.
Каждый двигатель был сложен из двух соосных металлических четырехлопастных винтов. В конструкции самолета предусмотрена электрическая система обогрева стабилизатора, носков крыла, воздушных винтов и киля. Средняя часть фюзеляжа отведена под грузовой отсек.
Самолет Ту-95МС имеет трехопорное шасси. На передней опоре установлены два нетормозных колеса, основные опоры комплектуются четырьмя тормозными колесами.
Носовая стойка убирается в нишу фюзеляжа, основные – в крыльевые гондолы. За выпуск, убирание носовой стойки отвечает гидросистема или в аварийной ситуации – пневмосистема. Основные опоры шасси приводятся в действие посредством электромеханизмов МПШ-18МТ, в состав которых входят два двигателя суммарной мощностью 5200 Вт.
Для расположения членов экипажа отведены две гермокабины, которые не комплектовались катапультными креслами. В аварийной ситуации предусматривается покидание экипажем самолета сквозь люк нижней опоры шасси, который находится под передней гермокабиной. Эвакуация с задней гермокабины производится через задний входной люк.
На бомбардировщике установлены наиболее мощные в мире турбовинтовые двигатели НК-12. В их состав входит 14-ступенчатый компрессор и высокоэкономичная пятиступенчатая турбина. За регулировку компрессора отвечает система клапанов пропуска воздуха. Турбина двигателя имеет самый высокий КПД среди авиационных моторов – 34 %. В данном самолете была впервые внедрена единая система регуляции подачи топлива, которая локализировалась в едином блоке.
Особенности мотора, такие как конструкция винтов и высокая мощность, порождают сильный шум во время полета. Ту-95 относят к самым шумным самолетам мира, однако это не мешает эксплуатировать его как сверхдальний ракетоносец-бомбардировщик.
Винты двигателя защищены электротепловой противообледенительной системой переменного тока 115 В.
В состав топливной системы Ту-95 входит 11 баков, которые размещаются в крыльях и фюзеляже.
Несмотря на недоскональные аэродинамические параметры конструкции, самолет легко брал дальние расстояния благодаря высокому КПД силовой установки.
Ту-95 (Ту-20) – стратегический бомбардировщик был создан в конструкторском бюро А. Н. Туполева в начале 1950-х гг. В 1955 г. он был уже показан публично на воздушном параде Ту-95 (второе название, рабочее, Ту-20).
Первый полет самолета состоялся 11 ноября 1952 г., испытания провел летчик А. Д. Перелет. Ту-95 является одним из лучших в мире. Он выпускался серийно в версиях «чистого» бомбардировщика, ракетоносца, дальнего разведчика, военное транспортного самолета, топливного заправщика. Боевые дежурства бомбардировщика с ядерным оружием на борту вблизи государственных границ потенциального противника являлись серьезным фактором обеспечения мира на планете. Самолет Ту-95 стоит на вооружении и в XXI в.
Ту-95 фото
Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя конструкторского бюро Н. Д. Кузнецова НК-12М, мощность каждого — 15 000 л. с. Воздушные винты четырехлопастные, по два сносных на каждый двигатель, вращающиеся в разные стороны.
Ту-95 кабина
Тактико-технические характеристики Ту-95:
-
Размах крыла, м 51
-
Длина самолета, м 49
-
Высота, м 13
-
Площадь крыла, м2 310
-
Стреловидность крыла 35°
-
Скорость полета максимальная, км/ч 1000
-
Скорость рейсовая, км/ч 900
-
Стартовая масса, кг 160 000
-
Практический потолок, м 17 000
-
Дальность полета, км 15 000
Ту-95 схема
Вооружение: пушки, бомбы размещенные в бомбоотсеках или снаружи под фюзеляжем, ракеты класса «воздух-поверхность»
На базе военного самолета был разработан гражданский вариант — Ту-114. Силовая установка у обеих версий самолета не отличалась, геометрические размеры имели, соответственно, небольшие различия.
Мир уже мог погибнуть как минимум 22 раза
А теперь перенесемся в сегодняшний день. Ядерные страхи 1960-х практически забыты. Атомные убежища — это удел эксцентричных сурвивалистов и супербогачей, а экзистенциальные тревоги сместились в сторону таких проблем, как изменения климата.
Оказывается, очень легко забыть о том, что в мире по-прежнему существует примерно 14 000 ядерных боеголовок, суммарной мощности которых достаточно для того, чтобы уничтожить около трех миллиардов человеческих жизней — а то и стереть с лица земли всё живое в результате ядерной зимы.
Мы понимаем: вероятность того, что один из лидеров ядерной державы сознательно применит ядерное оружие, крайне мала — в конце концов, они же не безумцы.
Однако мы почему-то не принимаем в расчет то, что это может произойти по ошибке.
Вдумаемся: с тех пор, как было изобретено ядерное оружие, было как минимум 22 случая, когда ядерная война чуть-чуть не началась. Мы стояли на грани катастрофы из-за таких невинных вещей, как пролетающая стая лебедей, восходящая луна (1960 г.), (1979−1980 гг.) и солнечная буря (1967 г.).
В 1958 году американский бомбардировщик случайно уронил ядерную бомбу в сад одной семьи в Южной Каролине — каким-то чудом никто не погиб, кроме цыплят, сгинувших в воронке (10 на 15 м) от тяжеленной бомбы.
Подобные происшествия случались вплоть до 2010 года, когда ВВС США временно потеряли возможность управлять 50 ядерными ракетами, что означало: засечь и остановить автоматический запуск было в это время невозможно.
Несмотря на огромную стоимость и технологическую изощренность современных ядерных вооружений (например, США, как ожидается, потратят на это 400 млрд долларов в период с 2017 по 2026 год), история показывает, как легко все меры предосторожности, изобретенные человеком, могут быть разрушены простой человеческой ошибкой, вмешательством представителей фауны или природными явлениями
Лётно-технические характеристики
Ту-16А | Ту-16К-10 | |
Двигатели | АМ-3 (АМ-3М) | РД-3М-500 |
Взлётная тяга, кгс | 2х7000 (2х9520) | 2х9520 |
Габариты, м:
размах крыла |
32,989 34,8 10,355 |
32,989 34,8 10,355 |
Площадь крыла, м2 | 164,65 | 164,65 |
Масса, т:
пустого |
36,6 72 75,8 48 |
36,6 72 75,8 48 |
Запас топлива, т | 34,36 | 32,0 |
Масса бомбовой нагрузки, т | 9 | — |
Скорость максимальная, км/ч:
на высоте 6250 м |
992 938 |
960 894 |
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км | 5760 | 4850 |
Практический потолок, м | 12800 | 11900 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1300 1100 |
1900 1100 |
Экипаж, чел. | 6 | 7 |
Пушечное вооружение | 7хАМ-23 | 6хАМ-23 |
Продолжение табл. 5
Номинальный размер проволоки по стороне «в» | Максима л ь-ныи размер провода по стороне «В» | Номинальный размер проволоки по стороне «а» | ||||||||
2,80 | 3,00 | 3,15 | 3,35 | 3,55 | 3,75 | 4,00 | 4,25 | 4,50 | ||
Максимальный размер провода по стороне «А» | ||||||||||
3,35 | 3,77 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | — |
3,55 | 3,97 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | |
3,75 | 4,17 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | — |
4,00 | 4,42 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | |
4,25 | 4,67 | 3,20 | — | — | — | — | — | — | — | — |
4,50 | 4,92 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | — | — | — | |
4,75 | 5,17 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | — | — | — | — |
5,00 | 5,42 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4.42 | — | — |
5,30 | 5,72 | 3,20 | — | 3,55 | 3,97 | 4,42 | — | — | ||
5,60 | 6,02 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
6,00 | 6,42 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
6,30 | 6,72 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
6,70 | 7,14 | 3,20 | — | 3,55 | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | ||
7,10 | 7,54 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3.77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
7,50 | 7,94 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
8,00 | 8,44 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
8,50 | 8,94 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
9,00 | 9,44 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
9,50 | 9,94 | 3,20 | — | 3,55 | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | ||
10,00 | 10,44 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
10,60 | 11,04 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
11,20 | 11,64 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
11,80 | 12,24 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
12,50 | 12,94 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
13,20 | 13,67 | 3,20 | — | 3,55 | — | 3,97 | 4,42 | — | 4,92 | |
14,00 | 14,47 | 3,20 | 3,40 | 3,55 | 3,77 | 3,97 | 4,17 | 4,42 | 4,67 | 4,92 |
Примечание — Удвоенная толщина изоляции минимальная -0,25 мм; номинальная — 0,30 мм. |
Видео: Бомбардировщик ТУ-16.
https://www.youtube.com/watch?v=44xd6lbuYSU
В СССР самолёт был принят на вооружение в 1954 году и снят с него в 1993 году, уже по приказу Министерства обороны РФ. Производство же было прекращено ещё в 1963 году. В нашей стране было выпущено 1507 серийных и 2 опытных образца. Однако Ту-16 поставлялся, а потом и производился по лицензии в Китае. В КНР он стоит на вооружении до сих пор. Есть сведения, что не полностью отказались от его эксплуатации и в Египте. Проблему получения запчастей ВВС этой страны решает с помощью Китая. Лицензионный вариант в китайском исполнении носит название Xian H-6.
Есть у этой разработки и своя мирной истории, которая связана с гражданской авиацией. Ту-16 стал основой для разработки первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104. От военного пассажирскому лайнеру «достались» крыло, которое перенесли в нижнюю часть фюзеляжа, хвостовое оперение, гондолы двигателей и шасси.
Бронежилет из жидкого состава
Крутая броня будущего для защиты бойцов — жидкие бронежилеты, оснащаемые специальным наполнителем. Предполагается внедрить в конструкцию броневых плит определенные наноэлементы, гарантирующие повышенный показатель вязкости при попадании пуль или осколков. Подобная схема позволит почти вдвое уменьшить вес бронежилета и значительно снизит вероятность получения тяжелых ранений военнослужащих.
Более того, имеются проекты самовосстанавливающихся «броников». С развитием нанотехнологий их производство будет поставлено на серийный поток. В конструкцию входит специальный углеродный состав с нанотрубками. Последние элементы разработаны на базе дисульфида вольфрама. Уникальный материал даст возможность превратить стандартные средства защиты с кевларом на своеобразный нагрудный амортизатор для всех типов зарядов. Пули будут просто от них отскакивать. Кроме того, такие бронежилеты будут прочнее нынешних аналогов в шесть раз, а масса их снизится впятеро.
История Ту-16
Первым дальним бомбардировщиком СССР в послевоенное время стал поршневой Ту-4. Однако спустя короткое время после его выпуска стало понятно, что будущее дальних истребителей за турбовинтовыми и турбореактивными двигателями. Результаты корейской войны показали, что хорошо оснащенную ПВО противника тяжело прорвать хорошо вооруженными, но тихоходными В-29.
К тому же советский военно-морской флот требовал появления самолета, способного сдерживать атаки превосходящих по вооружению судов западных флотов.
В 1948 г. были определены следующие требования к проектному Ту-16:
рабочая дальность полета − 3000 км;
- полет на околозвуковой скорости;
- бомбовая нагрузка − 3-7 тонн;
Единственной проблемой на то время стало отсутствие двигателя, способного обеспечить вышеперечисленные характеристики.
В ОКБ им. Туполева проводятся работы по созданию прототипов Ту-16. Среди них фронтовой двухдвигательный бомбардировщик со стреловидным крылом − модель «82». Он не попал в серийное изготовление из-за выхода более досконального аппарата Ил-28 КБ Ильюшина. Однако наработки, идеи и технические решения, которые были применены в процессе его проектирования, послужили базой для создания Ту-22. Предшественником Ту-16 стал самолет «86», построенный к лету 1949 г. Он мог нести 2 тонны бомб на расстояние до 4000 км, максимальная скорость составляла 980 км/ч, а практический потолок – 13 400 м.
После разработки и серийного производства в СССР новой ядерной бомбы РДС-3 потребовалось создать самолет, который мог перенести это оружие весом 5 тонн на дальние расстояния. Проект «86» не мог справиться с таким заданием. Расчеты, проведенные в ОКБ Туполева, показали, что нужно увеличивать массо-габаритные показатели самолета и тягу двигателей в 1,5-2 раза. В инициативном порядке туполевское бюро приступило к проектированию модели «88», которая в серийном производстве обрела название Ту-16. 5.07.1951 был окончательно утвержден эскизный проект.
Во время проведения испытаний были выявлены некоторые недостатки, и самолет направили на доработки. Они были направлены на облегчение конструкции и обеспечение защиты от поражения ядерным взрывом.
На вооружение Советской Армии самолет поступил в 1953 г. Серийное производство Ту-16 стартовало в октябре 1953 г. и проводилось с 1953 по 1963 г. на трех авиационных заводах. Казанский авиазавод выпустил 800 машин, Куйбышевский №1 – 543, Воронежский – 166.
В ходе эксплуатации в самолет внедрялись новые системы оборудования и вооружения. Ту-16 снят с вооружения России в начале 90-х годов. Бомбардировщики, собранные в Китае (Xian H-6K) до сих пор эксплуатируются.
На вооружении
Состоит на вооружении
Россия
ВВС России — 16 Ту-160 стоят на вооружении 121-й гвардейского тбап 22-й гвардейской тбад 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (аэродром Энгельс-2), по состоянию на 2012 год. До 2015 года будут модернизированы и отремонтированы все Ту-160 находящиеся в эксплуатации ВВС России, так же парк до 2020 года пополнится новыми типами стратегических бомбардировщиков.
Состоял на вооружении СССР
ВВС СССР — Ту-160 состояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году
Украина
ВВС Украины — 19 Ту-160 на вооружении 184-й гвардейского тбап на авиабазе Прилуки, по состоянию на 1993 год. Утилизировано 10 Ту-160, один Ту-160 передан в музей, остальные 8 были переданы России.
16 ноября 1998 года Украина приступила к утилизации Ту-160 по программе Нанна-Лугара (Nunn-Lugar Cooperative Threat Reduction). В присутствии американских сенаторов Ричарда Лугара и Карла Левина был разрезан Ту-160 с бортовым номером 24, выпущенный в 1989 году и имевший 466 часов налёта. Вторым был утилизирован Ту-160 с бортовым номером 13, построенный в 1991 году и имевший налёт менее 100 часов.
8 сентября 1999 года в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, около 600 крылатых ракет и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму $285 млн.
5 ноября 1999 года Ту-160 с бортовым номером 10 стал первым, который перелетел в Россию, на авиабазу «Энгельс-2».
21 февраля 2000 года последние 2 Ту-160, проданные России, вылетели курсом на авиабазу «Энгельс-2».
30 марта 2000 года Ту-160 ВВС Украины с бортовым номером 26 перелетел в Полтавский музей дальней авиации. Впоследствии бомбардировщик был приведён в небоеспособное состояние. Это единственный Ту-160, который остался на территории Украины.
2 февраля 2001 года был разрезан десятый Ту-160, последний из стратегических бомбардировщиков ВВС Украины, которые должны были быть утилизированы по договоренности с США и РФ.
Бывшие операторы
Текущие операторы Та-16 / H-6 в ярко – красном, бывшие операторы в темно – красном
- Армения
Армянский ВВС : 30 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.
- Азербайджан
Азербайджан ВВС : 10 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.
- Беларусь
Беларусь ВВС : 18 самолетов унаследовали от падения Советского Союза, из эксплуатации к 1995 году.
- Китайская Народная Республика
- Народно-освободительной армии ВВС : Несколько Ту-16s были приобретены в 1959 году; тип был затем построен по лицензии как Xian H-6
- Народно-освободительной армии флота ВВС
- Египет
Египетская ВВС : Управляемая Ту-16KS, Ту-16Т, Ту-16KSR-2-11, и Ту-16R. Кроме того, действие H-6. Последний вышел в отставку в 2000 году.
- Грузия
Грузинская ВВС : 20 самолетов в наследство от Советского Союза. Из службы к 1995 году.
- Индонезия
Индонезийская ВВС (TNI-AU): 26 Тех-16KS-1 приобрела в 1961 году Используется при подготовке операции Трикора в 1962 году, будучи захватом Западной Новой Гвинеи из Нидерландов (ныне Папуа и Папуа Барат). Они также планируется использовать для нападения на носитель класса самолетов Colossus , HNLMS Доорман . Все они были основаны на базе ВВС Iswahjudi, Madiun, Восточная Ява, и были основаны в 1969 году выведен из эксплуатации в 1970 году.
- Ирак
ВВС Ирака : 8 х Ту-16 и 6 х Ту-16KSR-2-11. Кроме того, работает 4 B-6D (Н-6D) . Все , кроме одного B-6D уничтоженного в операции Буря в пустыне в 1991 году Оставшийся B-6D был разрушен в 2003 году.
- Россия
- ВВС России : Многие самолеты в наследство от Советского Союза. Из службы к 1993 году.
- Морская авиация России
- Советский Союз
- Советские ВВС (переданы государств – преемников)
- Советский военно – морская авиация (передано государства – правопреемников)
- Украина
Украинских ВВС : 121 самолетов в наследство от СССР. Все отставка от службы.
Технические особенности Ту-16
В окончательном базовом варианте самолёт представлял собой моноплан с средним расположением крыла стреловидности в 35º по линии четвертей хорд. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, усиленное в местах расположения двигателей. До 1958 года на нём стояли ТРД Микулина АМ-3 с тягой в 8750 кг. После 1958 года устанавливались РД-3М-500 с тягой 9520 кг. Число «500» означает количество часов, которое двигатель может эксплуатироваться без капитального ремонта. Через несколько лет этот параметр был увеличен до 2000.
Фюзеляж сигарообразной формы с характерным заужением к хвостовой части. Внутри он разделен на шесть отсеков. В передней зоне, сразу за фонарём, основная гермокабина экипажа, а в хвостовой части гермокабина для стрелка-радиста и командира огневых установок. Описано размещение классического экипажа из шести человек.
В центре фюзеляжа — внутренний отсек вооружения, а за ним топливные баки.
Ту-16
Самое первое кресло в носовой части предназначено для размещения штурмана-бомбардира. Он же выполняет роль оператора РЛВС. За ним находятся кресла командира, второго пилота и штурмана-оператора. Над головой последнего расположен наблюдательный люк астрокупола.
Топливная система была поделена на 10 секций, которые объединяли 27 баков в крыльях и задней части фюзеляжа. В общей сложности в них вмещалось 43800 литров топлива ТС или Т-1.
Система управления классическая, с механической проводкой. Управление по крену, тангажу и по курсу осуществлялось элеронами и рулями, которые с успехом можно было бы применить и в поршневой авиации.
Схема Ту-16
Известные несчастные случаи
- 25 мая 1968 года ВВС СССР Той-16 Badger-F пилотировал полковник Андрей Плиев гудел авианосец ВМС США USS Essex (CV-9) в Норвежском море. Ту-16 сделал четыре прохода, а на последнем крыле обрезается на море , и он упал без каких – либо выживших. Части трех тел были обнаружены в США.
- 28 августа 1978 г. ранняя модель Ту-16 разбился на острове Hopen в Свальбард , Норвегия. Все семь экипажа погибли в результате несчастного случая. Он был обнаружен четыре человек норвежец погода прогнозирования команды в. СССР отказался признать потерю самолета , пока тела экипажа не были даны им. Норвегия расшифрована содержимое самописец на возражения Советского правительства.
- 27 июня 1980 г. советские ВВС Ту-16 Badger на Токио Экспресс полета разбился под авиабазе Komatsu в префектуре Исикава в Японском море . Там не было в живых. Остатки трех членов экипажа были обнаружены в японском Maritime силы самообороны корабля Немура.