История советских танков: от гражданской до великой отечественной войны

Содержание главы 1

Прекращение стрельбы

109. Прекращение стрельбы может быть временным и полным.

Для временного прекращения стрельбы подается команда «Стой» или «Прекратить огонь». По этой команде снайпер должен прекратить нажим на спусковой крючок, поставить винтовку на предохранитель и, если нужно, сменить магазин.

Для смены магазина надо отделить магазин от винтовки и присоединить снаряженный магазин. Если в магазине были израсходованы все патроны, то после присоединения снаряженного магазина к винтовке надо отвести затворную раму за рукоятку перезаряжания назад, отпустить ее и поставить винтовку на предохранитель.

Для полного прекращения стрельбы после команды «Стой» или «Прекратить огонь» подается команда «Разряжай». По этой команде снайпер должен установить верхний и нижний маховички на 0 (хомутик прицела подать назад до отказа и установить прицел на П), разрядить винтовку и далее действовать соответственно обстановке.

При стрельбе из положения лежа, удерживая винтовку правой рукой за ствольные накладки, опустить приклад на землю, а дульную часть положить на предплечье левой руки.

При стрельбе из окопа винтовка после разряжания может быть положена на бруствер окопа рукояткой перезаряжания вниз (оптическим прицелом кверху).

Если не предвидится немедленное открытие огня, поставить бленду на место, надеть колпачок на объектив и чехол на прицел или отделить оптический прицел от винтовки и положить в сумку.

110. Для разряжания винтовки надо:

– отделить магазин;

– снять винтовку с предохранителя;

– медленно отвести затворную раму за рукоятку перезаряжания назад, извлечь патрон из патронника и отпустить затворную раму;

– нажать на спусковой крючок (спустить курок с боевого взвода),

– поставить винтовку на предохранитель, взять винтовку на ремень, если стрельба велась из положения стоя, или положить на землю, если стрельба велась из положения лежа или с колена;

– вынуть патроны из магазина и присоединить его к винтовке;

– подобрать патрон, извлеченный из патронника.

Для того чтобы вынуть патроны из магазина, надо взять магазин в левую руку патронами кверху и пулями от себя, правой рукой при помощи гильзы (патрона), сдвигая патроны по одному от себя, вытолкнуть их из магазина (рис. 59).

Рис. 59. Выталкивание патронов из магазина

111. Для того встать после стрельбы положения лежа, надо подтянуть обе руки на уровень груди, удерживая винтовку правой рукой за ствольные накладки, одновременно свести ноги вместе (рис. 60,я), резко выпрямляя руки, поднять грудь от земли и вынести правую (левую) ногу вперед (рис. 60, б), быстро встать и, если надо, начать движение.

112. После разряжания, если нужно, командир подает команду «Оружие – к осмотру».

По этой команде надо:

– в положении лежа: отделить магазин и положить его возле винтовки подавателем к себе, снять винтовку с предохранителя, отвести затворную раму назад и повернуть винтовку несколько влево; после осмотра командиром патронника и магазина отпустить затворную раму вперед, спустить курок с боевого взвода (нажать на спусковой крючок), поставить винтовку на предохранитель, присоединить магазин к винтовке и принять положение, указанное в ст. 109;

Рис. 60. Выполнение команды «Встать»

а – положение снайпера перед вставанием; б – положение снайпера при вставании

– в положении стоя с винтовкой «на ремень»: принять положение для стрельбы стоя; удерживая винтовку левой рукой снизу за ствольные накладки, правой рукой отделить магазин и переложить его в левую руку подавателем кверху, выпуклой стороной от себя, пальцами левой руки прижать магазин к ствольной накладке; снять винтовку с предохранителя и отвести затворную раму назад (рис. 61).

Рис. 61. Снайперская винтовка, подготовленная к осмотру в положении стоя

После осмотра командиром патронника и магазина отпустить затворную раму вперед, спустить курок с боевого взвода (нажать на спусковой крючок), поставить винтовку на предохранитель, присоединить магазин и взять винтовку в положение «на ремень».

От идеи к созданию

Далеко не все знают, что впервые идея машины на гусеничном ходу появилась в России, ещё в 1878 году. В мае 1915 года начались испытания бронированной машины Пороховщикова под названием Вездеход. Говоря откровенно, на танк она была похожа мало. Несмотря на броню и вращающуюся башню с пулемётом, машина приводилась в движение одной широкой гусеницей, а управлялась колёсами по бокам. Проходимость оказалась великолепной.

В этом же году начались испытания крайне необычного советского танка конструкции Лебеденко. Он смахивал на гигантский орудийный лафет с огромными колёсами, приводившими его в движение. Конструктор считал, что танк с лёгкостью преодолеет траншеи, ямы, деревья и прочие препятствия, однако, этого не произошло. Гигант застрял прямо на испытаниях, после чего стоял много лет, дожидаясь отправки на металлолом.

Бой у Соммы и первые танковые атаки

В полшестого утра новенькие британские танки – всего 49 машин – выстроились для атаки. В атаку смогли пойти только 32 машины, остальные банально сломались. Французские же «Шнейдеры» вообще не участвовали в первых танковых боях, поскольку не были готовы экипажи.

Захват британской пехотой немецких позиций

До немецких позиций, разрывая ненавистную солдатам «колючку», доползло всего 18 машин, но и их усилий хватило для прорыва фронта. Немецкая пехота в панике отступала, танки «держали» пули, осколки и ручные гранаты. Немцы быстро приходили в расстройство, видя, что их оружие лишь царапает стальную шкуру «ромбов», началась сдача в плен.

Mk-1 в атаке

В первые сутки было взято много пленных и трофеев, но выяснилась и неприятная особенность: крупнокалиберный 150 мм снаряд танк всё-таки не «держал». Тем не менее захват участка вражеской обороны 5х5 километров произвел большое впечатление на командование союзников. Это при том, что туши стальных монстров, за которыми укрывалась от губительного огня пехота, снизили солдатские потери в целых 20 раз(!).

Захват танка немцами

Только массированный огонь немецкой тяжелой артиллерии и неуклюжесть первых танков не дали расширить новый плацдарм во вражеской обороне. Танки показали свою эффективность даже самым ярым скептикам. Маршал Жоффр высоко оценил эффективность новых машин. Уже через год в битве у Камбре в бой пойдет почти полтысячи союзнических танков, а во время «Бойни Нивеля» в апреле 1917 года французы пошлют в бой 128 танков.

Renault FT-17

Несмотря на первые неудачи и порой неправильное применение, танк остался на поле боя вплоть до наших дней. Французским инженерам фирмы «Рено» удалось придумать легендарный танк FT-17, который стал прообразом всех современных машин. Трансмиссия и водитель – спереди, поворотная башня и боевое отделение – в середине, двигатель – в корме.

Т-34 атакует немецкие позиции в ходе Битвы под Москвой

Первая мировая война и первые попытки применения танков дали тот опыт, благодаря которому в следующей войне немецкие солдаты, мерзнувшие в окопах Восточного фронта, так же как их предки на Сомме, судорожно сжимали свои винтовки, заслышав лязг гусениц и шум моторов наших легендарных «тридцатьчетверок».

Обложка: pinterest.ru

Ту-160 — BLACKJACK

Strv 103B (высота — 1,94 м)

Основной боевой танк Т-72Б3 (объект 184-3)

ОБТ T-72 — самая старая модель из трех рассматриваемых
боевых танков России. Во времена расцвета в советские и российские ВС
планировалось поставить до 9 тыс. этих машин в разных версиях. Между тем,
определенную часть вывели из эксплуатации и утилизировали или перевели на
хранение. Можно предположить, что в настоящее время в использовании остаются
около 1900 машин. Для этого танка уже в 2010 г. приняли решение о большой
программе повышения боевых возможностей (KWS)
до версии Т-72Б3 (модель 2013 г). По причинам стоимости, переоснащение является
относительно ограниченным – возможно, модернизировано около 400 машин.

Танк Т-72Б3

Направления модернизации

На Т-72Б3 предприняты повышения характеристик во всех
классических областях (огневая мощь, мобильность, защита и управляемость).
Огневая мощь улучшена за счет установки самой современной версии 125 мм
гладкоствольной пушки (2 A46 M5). У этого орудия максимальное давление газа
поднялось с 5100 до 6500 бар.

Кроме того, в версии Т-72Б3 используется модифицированный
автомат заряжания, который позволяет подавать подкалиберный снаряд с
сердечником длиной 695 мм. В результате Т-72Б3 способен применять новые снаряды
3 БМ 59 («Свинец-1», вольфрамовый тяжелый металлический сердечник) и
3 БМ 60 («Свинец-2», сердечник из обедненного урана). Согласно
российским источникам, эти снаряды способны пробить от 600 мм до 2,0 м
однородной брони (RHA).

Из основного орудия Т-72Б3 также возможен пуск управляемой
ракеты с лазерным наведением 9М119М «Инвар» (принадлежащий системе
9К119 «Рефлекс») с дальностью до 5000 м.

Выстрел с управляемой ракетой 9М119М «Инвар»

Для увеличения дальности стрельбы Т-72Б3 получил новую систему
управления огнем (СУО), компоненты которой в основном идентичны СУО
«КАЛИНА» ОБТ  Т-14. К ним
относятся новый цифровой вычислитель и автомат сопровождения цели. Ключевым
элементом новой СУО является новый прицел «Сосна-У» от белорусской
компании «Пеленг». В прицеле установлен тепловизор CATHERINE-FC производства
французской компании Thales.

Зенитный 12,7 мм пулемет командира может обслуживаться
изнутри башни. Машина также оборудована российской системой позиционирования
«ГЛОНАСС».

Первые экземпляры ОБТ T-72Б3 получили новую гусеницу со
сменными траками. Вместе с тем, согласно имеющейся до сих пор информации,
машины остались оборудованы предыдущим двигателем В-84-1 (617 кВт / 838 л.с.).
Предположительно, по причинам стоимости модели T-72Б3 2013г. получили еще
старую систему реактивной брони «Контакт 5». В системе электронно-оптической
активной защиты «Штора-1» отказались от двух ИК источников помех
слева и справа от основного орудия. Причины до сих пор неясны.

Версия Т-72Б3М

Примерно через три года после начала программы модернизации финансовая
ситуация, по-видимому, улучшилась. По этой причине в 2016 г. была поставлена
переработанная версия под обозначением Т-72Б3М (модель 2016 г.), или Т-72Б4. Первые
машины поступили в 2018 г.

Боевой танк Т-72Б3М/Б4

Данная модель получила очередной раз доработанную пушку
2A46M 5-01 и улучшенную бортовую электронику. Вероятно, теперь командир должен был
бы получить мощный перископ круглого обзора. Однако, из-за нехватки места этот
прибор не удалось установить перед командирским люком. Поэтому в этой версии
смотровая головка панорамного перископа смонтирована на крыше башни, между
командирским и люком наводчика. Такое решение значительно увеличивает силуэт
машины и представляется менее удачным.

С точки зрения подвижности на этой версии установлен двигатель
W 92 S2F (830 кВт / 1128 л.с.) и автоматическая коробка передач  АПП-172. При этом, речь идет о тех же
компонентах привода, что и у танка Т-72МС (экспортная версия). Аналогично
частично использован более мощный комплекс динамической защиты
«Реликт». Согласно российским источникам, этот комплекс снижает показатель
бронепробиваемости  кумулятивного заряда
примерно на 600 мм (RHA). В
результате улучшения защищенности боевой вес танка Т-72Б3М увеличился до 46,5
т.

В итоге версия Т-72Б3M/Б4 демонстрирует значительное увеличение боевой мощи. По слухам,
программа повышения боевой ценности охватит несколько тысяч боевых машин. В
результате в ближайшие 10-15 лет сухопутные войска России получат в свое
распоряжение очень мощное базовое оснащение в лице мощных боевых танков.

Тем не менее, сохранение старой сборки указывает и на
ограничения: намеренно высокая плотность монтажа боевых танков России и
небольшие объемы корпуса и башни сдерживают возможности комплексной
модернизации.

Навигация

[править] История

Основная статья: История танкостроения России

Первый серийный танк в России вышел из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 года. Он получил наименование «Борец за свободу тов. Ленин». По сути, это была копия французского танка FT-17 фирмы Renault, только с некоторыми усовершенствованиями.

Спустя 4 года после выпуска первого танка российской сборки, в 1924 году в стране было начато проектирование полностью отечественных танков.

Появились МС-1, Т-12 и Т-24. Тщательно изучался и зарубежный опыт танкостроения. Закупались отдельные образцы танков на Западе, именно отдельные, чтобы изучить их конструкцию и использовать в дальнейшем имеющиеся в них передовые технические решения, осваивали их производство у себя.

С появлением на свет танков Т-34 и КВ, ставших символами победы во Второй мировой войне, СССР стал одним из мировых лидеров в танкостроении, в своём роде законодателем моды. Потенциальные противники СССР копировали технические новшества, применяемые в советских танках, отлично понимая на основе опыта Второй мировой войны, что танки приобрели решающее значение на поле боя, и особенно с появлением в арсеналах ядерного оружия.

Советские конструкторы боевых машин продолжали удивлять всё новыми и новыми конструкциями своих детищ. Революционный Т-64, многоосные колёсные плавающие бронетранспортеры и новый класс бронетехники — БМП на десятилетия определили мировые тенденции развития бронетехники. Опыт советской школы танкостроения превратился в мировую классику.

В СССР впервые на танках применены гладкоствольные пушки, комбинированное многослойное бронирование, системы автоматического заряжания, газотурбинные силовые установки, системы противоатомной защиты, подводного вождения, динамической, активной защиты и оптико-электронного подавления и многое другое. Именно у СССР были созданы и испытаны первые автоматизированные системы управления боем и огнём, танки с телеуправлением, способные вести бой без экипажей внутри. На Западе в это же время только-только разрабатывали идеологию построения таких систем.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА. МОЗГИ, ПРОМЫТЫ КУЛЬТОМ БОГАТСТВА

Боевое применение

После того как в конце 1916 года машина была показана военным, она их полностью удовлетворила. Тем более что первые танки уже были применены на Сомме и проявили себя в высшей степени удачно. После чего русское военное руководство задумалось о том, что неплохо бы было иметь такой вид боевых машин. Таким образом, танк Пороховщикова оказался для российской армии очень кстати. Был сразу дан заказ Пороховщикову на выпуск 100 танков. Производство их было развёрнуто на заводе Пороховщикова в Петрограде.

К февралю 1917 года было построено 20 машин. Когда грянула революция, танки получили своё первое боевое крещение, что прискорбно, не против врагов России, а против своего народа. В ходе мятежа в Петрограде все 20 танков выехали на улицы города и участвовали в его подавлении.

К началу летнего наступления на германском фронте 1917 года в войска поступило 63 машины, которые были собраны в броневой полк. Большего количества машин Пороховщиков выпустить не смог по причинам перебоев с поставкой силовых агрегатов. Но даже этого количества танков хватило для взламывания германского фронта и развития наступления на Запад.

После сверхудачного боевого опыта применения танков, военное министерство разместило заказ на изготовление сразу 1000 боевых машин. А их производство, кроме завода Пороховщикова, было размещено ещё на заводе Руссо-Балт.

В 1917 году Пороховщиков подготовил пушечную модификацию своей машины. В достаточно просторной башне была размещена 47 мм пушка Гочкиса.

47 мм пушка Гочкиса

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения – нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до Первой мировой войны было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Легендарные советские танки

Одними из лучших на тот момент, по мнению самих военных, были танки типа БT. Их любили за скорость, а также особую маневренность. В 1936 году народный комиссар Ворошилов приказал конструкторскому бюро создать еще более новый танк, на базе машины БT. Новый вид вооружения получил название БТ-ИС, названный в честь Иосифа Сталина.

После 1937 года этот вид вооружения еще несколько раз модернизировался и получал соответственно новые названия. Так, например, мир увидел образец БТ-5, а также БТ-7.

В 1937 году по указаниям верховного главнокомандующего Красной армии Харьковский паровозостроительный завод должен был модернизировать уже существующий танк Т-35. Новая машина должна была иметь на своём вооружение два крупнокалиберных пулемета, а также две пушки калибром 45 мм. Также предполагалось, что будет установлена еще одна пушка, калибр которой будет равен 76 мм. Танк получился очень массивным, он весил приблизительно 60 тонн и был защищен достаточно серьезным слоем брони, толщина которой доходила до 75 мм.

Также разрабатывали абсолютно новые боевые машины, такие как СМК и Т-100. В условиях военного обострения в Европе танковые заводы, а также конструкторские бюро получили особые указания, согласно которым работа над конструкциями этих боевых машин должна проходить круглосуточно и в условиях строжайшей секретности. К первому июню 1939 года проект танка Т-100 был готов за очень быстрый период времени. Танк СМК был готов еще быстрее  этого же года. На протяжении года конструкторское бюро также подготавливало разные модели и образцы танков, которые разрабатывались на базе Т-100. Например, в 1939 году Харьковский завод соорудил один из самых мощных танков в истории человечества, который получил название Т-100Z. На этой машине было установлено морское орудие, которое имело калибр 130 мм. Также на нём установили 152 мм гаубицу, которая располагалась в главной башне.

Но то время уже знаменитыми и достаточно мощными танками были боевые машины типа КВ, которые были названы в честь народного комиссара Клима Ворошилова. Военные чиновники Советского Союза использовали КВ-1 в некоторых военных конфликтах, но выяснилось, что его пушка, которая имела калибр 76 мм не способна разрушать оборонительные сооружения противника. Поэтому было принято решение выпустить модернизированный и улучшенный образец КВ-2. История мирового танкостроения практически не знает подобных случаев, когда на вращающуюся башню было установлено настолько мощное вооружение. Перед началом боевых действий на территории Финляндии было выпущено только 4 образца танка КВ-2. Они сразу же были кинуты на линию Маннергейма. Специальными бетонобойный снарядами они пробивали заграждения на этой оборонительной линии. После того, как один танк вышел из строя, оказалось, что на его броне были найдены разнообразные вмятины от вражеских снарядов, общая численность которых составила 48.

Но ни один из снарядов противника не смог пробить броню этого танка. Поэтому боевую машину КВ-2 в 1939 году было принято поставить на конвейерное производство и вооружение. До 1941 года, то есть в упор до начала Отечественной войны, этот танк  выпускался на Кировском заводе.

Танки СССР Второй мировой войны

Во Вторую мировую войну СССР вступил с огромной танковой армией, которая оказалась бессильна против гораздо меньшей, но опытной, организованной и современной немецкой.

Зато подражание прекратилось и начали появляться действительно уникальные советские танки. Тяжёлый КВ был практически неуязвим и мог в одиночку сдерживать многочисленные силы врага, однако подвижность и надёжность оставляли желать лучшего. Появившийся позже Т-34 стал революцией в танкостроении, объединив в себе подвижность, огневую мощь и наклонную броню. При этом танк дёшево стоил и был лёгок в производстве. Да, поначалу было множество недостатков, отвратительное качество узлов, а ближе к концу войны не хватало огневой мощи и брони, но технологичность, массовость и совокупность характеристик оставили далеко позади всех конкурентов.

Появившиеся под конец войны тяжёлые ИС-2 на равных боролись с лучшими образцами техники Вермахта, а ИС-3, не успевший повоевать, был на голову выше всех современников. Близился закат тяжёлых танков, но в СССР успели создать ИС-7 и Объект 279, удивляющие даже сейчас.

См. также

Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10

Ходовая часть

Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с использованием гусеничных лент. Каждая лента снабжена двумя съемны­ми уширителями, устанавливаемыми, соответственно, с внешней от танка стороны и с внутренней стороны. Уширители установлены с помощью болтового крепления в скобах (крайних связях) гусеницы. Со снятыми уширителями среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,87-0,9 кг/см2, т.е. на уровне существующего на современных танках.

При установленных уширителях среднее удельное давление на грунт обеспечено в преде­лах 0,80-0,81 кг/см2, т.е. оптимального с пози­ций проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Габарит танка «f» по гусеницам с установленными на гусеницах уширителями превышает железнодо­рожный габарит, однако снятие внешних уширителей  позволяет уменьшить габарит танка по гусе­ницам и осуществлять перевозку танка на же­лезнодорожных платформах.

Применение съемных уширителей в гусе­ницах, позволяет при транспортировке танка снять с внешних сторон гусениц уширители, вывернув болты на внешних скобах, тем самым уложиться в железнодорожный габарит и обеспечить перевозку танков по железной доро­ге, а при необходимости вступить в бой сразу же после съезда с железнодорожной платформы. В то же время установка уширите­лей обеспечивает проходимость на грунтах с низкой несущей способностью.

14,5

В СССР активно изучали опыт минувшей войны и разработки иностранных вооружений. Идея создать свое ПТР возникла еще в 30-е годы. Но у нас изначально пошли по «финскому» пути, полагая калибром ружья 20-25 мм. Это делало такую бандуру совершенно неподъемной и сомнительной на фоне 45-миллиметрового орудия. Коллектив М. Н. Блюма, С. А. Коровина, С. В. Владимирова представил целых 15 вариантов ружья, но все они не устроили военных.

Различные виды патрона 14.5х114 мм.

Однако у нас уже был готов новый и весьма удачный патрон, применяющийся и сейчас, – 14,5х144 мм. Первый «блин» под него – ПТР Рукавишникова – оказался уже более удачным, но после изготовления 50 ружей производство остановили. Этот шаг – перед войной так поступить с неплохим образцом оружия – был большой ошибкой. Во многом сыграло мнение В. Г. Грабина, талантливого конструктора орудий, который был категорическим противником ПТР.

Т-28

Использование танков в боевых действиях

Родоначальниками разработки тактики применения танков на поле боя являются англичане и французы. Только они в период I Мировой войны имели на вооружении боевые машины и успели применить их в реальных боевых действиях. Заложили основу планирования операций с их участием

Подробную картину развития оперативного искусства применения танков дал в своей книге «Внимание, танки!» немецкий генерал-оберстГ.Гудериан, командовавший во время II мировой войны танковыми войсками, участвовавшими в захвате Польши, Бельгии, Франции и войне с СССР

Не смотря на непримиримую позицию по отношению к Советскому союзу и верность идеям нацизма, сохраненным им до самой смерти, его исторический труд, описывающий становление и развитие танковых сил, начиная с самых первых шагов, и заканчивая обобщением опыта применения «таковых клиньев» на Восточном фронте, до сих пор является мировым бестселлером. Он не утратил значения в теории тактики применения танков на поле боя.

В Советском союзе первые наставления о применении танков в бою появились в конце 20-х годов ХХ века и были построены исключительно на теоретических посылках. Практического опыта участия в боях танкисты не имели. Впервые опробовать танки в условиях реального боя представилась возможность в 1936 году в Испании, где принимали участие в качестве «советников» советские танкисты на собственной технике. Более расширенные выводы были сделаны после вооруженных конфликтов на озере Хасан и рекеХолхин-Гол в 1938-39 годах, где Красная армия впервые массированно применила танки для вытеснения японских войск с захваченной монгольской территории. Эта танковая операция чуть не стоила свободы будущему маршалу Г.К. Жукову, командовавшему войсками 1-й Армейской группы на Дальнем Востоке.

Провальной для танковых войск, не имевших опыта участия в крупных операциях, явилась Советско-финская война 1940 года. Крупные потери понесли танковые войска Красной армии, превосходившие по численности войска Германии, на первом этапе ВОВ. Из-за низкого качества подготовки командного состава и отсутствия действенной тактики применения боевых машин на поле боя.

Полномасштабное и грамотное планирование крупных операций и использование танков в качестве ударной силы сухопутных  войск началось только к середине 1943 года, во время подготовки к Курской битве. После решающего сражения II мировой войны тактика применения танковых войск постоянно совершенствовалась. Большой вклад в ее разработку внесли знаменитые полководцы-танкисты: М.Е.Катуков, С.И. Богданов, Д.Д.Лелюшенко, П.С.Рыбалко, П.А. Ротмистров.

Новости

«Раш по центру»

Опыт англосаксов

Также хочу обратить ваше внимание на то, что в этот период активно перенимался и передовой иностранный опыт, должен, правда, отметить, что в качестве такового почему-то воспринимались машины англосаксов, которые явно уступали французским образцам. Так или иначе, в 1930 году у «Виккерса» и «Карден-Лойда» были закуплены танк и танкетка, впоследствии воплотившиеся в Т-26 и Т-27, активно использовавшиеся на раннем этапе ВМВ

Так или иначе, в 1930 году у «Виккерса» и «Карден-Лойда» были закуплены танк и танкетка, впоследствии воплотившиеся в Т-26 и Т-27, активно использовавшиеся на раннем этапе ВМВ.

Танк T-26

Полгода спустя в Штатах был приобретён «летающий танк» Кристи, ставший родоначальником линейки БТ, которые прошли всю ВОВ и закончили свою военную карьеру только в песках пустыни Гоби в августе 1945 года.

Примечательно, что к тому времени накопленный опыт уже позволял не просто копировать зарубежные образцы, но и создавать на их базе собственные машины, хотя приходится признать, что в этот период советские танкостроители подходили к данному вопросу чересчур осторожно. Танк Кристи

Танк Кристи

Модернизация и механизация боевой техники в СССР

Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.

Легкий танк Т-26

Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.

Какой танк лучше?

Т-34Т-100

Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17.

Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем  будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.

Танк Т-12

В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов.

Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.

Завод №112 «Красное Сормово»

Это предприятие, известное также как Сормовский завод, находилось в городе Горький. До войны оно относилось к наркомату судостроения. В 1941 году директором завода был Д. В. Михалев, а главным инженером — Г. И. Кузьмин. С 1942 года директором завода стал Е. Э. Рубинчик.

Е. Э. Рубинчик родился в 1903 году. В 1922 году вступил в ВКП (б). В 1929 году окончил Коммуни­стический университет им. Я. М. Свердлова. Затем в 1927–1938 гг. занимал ряд партийных постов. С 1941 года – директор Коломенского машиностроительного завода. С 1942 года – директор завода №112. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова первой степени, орденом Отече­ст­венной войны первой степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Главный металлург завода №112 Н. Н. Смеляков дал Рубинчику такую характе­ри­стику:

Но одновременно он не сумел удержаться от довольно двусмысленного комментария:

Завод располагал солидным парком оборудования, имел 4 прокатных стана расчетной произво­ди­тельностью 88 900 тонн проката в год. В действительности такой производительности никогда не достигалось. В 1942 году прокатали 61 тысячу тонн проката, в 1943 году – 63,8 тысячи тонн, в 1944 году – 64,7 тысяч тонн, а в 1 полугодии 1945 года – 31,4 тысячи тонн. Завод играл заметную роль в металлургическом производстве СССР. В 1942 году его производство проката составило 1,5 % от общесоюзного.

Таблица. Численность работников, производственные мощности и объём производства важнейшей продук­ции завода №112

Это был один из немногих заводов наркомата, не переживший катастрофы эвакуации. Не имея опыта производства танков, как у завода №183, и располагая средним, по масштабам НКТП, парком оборудования, он всё же внёс весомый вклад в производство танков. В конце 1941 – начале 1942 годов из-за нехватки дизельных двигателей на танки производства завода №112 устанав­ли­вали карбюраторный мотор М-17. Помимо танков завод производил корпуса Т-34, отливал башни для Т-34, выпускал запчасти (в 1944 году на 25,1 млн. руб.), обрабатывал корпуса 76-мм снарядов, изготовлял детали к авиабомбам, собирал реактивные снаряды и т. д. Не забывал он и свое прежнее занятие – производство подводных лодок.

В течение всей войны, особенно в 1941 году, завод №112 испытывал большие трудности, связан­ные с нехваткой некоторых видов необходимого для танкового производства оборудования. По этой причине он сильно зависел от кооперированных поставок, которые часто, особенно в первый период войны, срывались. Продукция завода долгое время считалась низкокачественной, И. В. Сталин в 1943 году даже назвал танки завода №112 в письме В. А. Малышеву

Впрочем, нарком танковой промышленности внял совету вождя и нашел способ улучшить качество машины. С 1944 года негативные отзывы о танке завода № 112 исчезают.

Отражение в искусстве

Глава Банка России Эльвира Набиуллина: россиянам кажется, что цены в стране сильно растут…

Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»

Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».

Основные характеристики
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 955 «Борей»
Разработчик проекта ЦКБ «Рубин»
Классификация НАТО Borei
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 29 узлов
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек, в том числе 55 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка 10 м
Силовая установка
  • ОК-650В 190 МВтПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водометный движитель
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
Ракетное вооружение 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава»

Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2020 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector