Танк т-55: технические характеристики, фото и история создания

Содержание:

Примечания

Дополнительное оснащение

ТТХ Т-72б3 включают в себя дополнительные системы, а именно:

  1. Модернизированное устройство для тушения пожаров «Иней». Оно позволяет автоматически определять и гасить участки возгорания в боевой и моторной части машины. Система имеет двукратное действие, включает себя четыре резервуара с хладагентом, определяет очаги возгорания при помощи оптических и термических индикаторов.
  2. Возможность вооружения улучшенными снарядами, а также зенитной установкой, которая лишена дистанционного управления.
  3. Водительское окошко закрывается бронированной шторой, которую открыть можно только снаружи. В бою это большой минус.

Далее рассмотрим объективные плюсы и минусы рассматриваемой боевой машины.

История создания

В 1957 году на Заводе №183 начались работы по созданию нового среднего танка на базе Т-54Б. Машину назвали «Объект 155», и в ее конструкцию внесли весь опыт модернизации Т-54. Первую серийную партию изготовили, используя башни Т-54Б. В 1958 опытные образцы прошли государственные  испытания, и Т-55 приняли на вооружении Советской армии.

У нового танка была установлена противоатомная защита, увеличена мощность двигателя, установлена термодымовая аппаратура, увеличен боекомплект.

Т-55 выпускался не только в СССР – 1500 тысячи машин было изготовлено в Польше, 400 – в Румынии и 1700 – в Чехословакии.

Т-55АГМ

Украинская версия советского танка. Масса машины была увеличена до 48 тонн. Она оснащалась двумя моторами: на 850 и 1050 лошадиных сил. Благодаря столь мощным двигателям, танк мог достичь скорости в 75 км/ч на шоссе, и 55 км/ч – на бездорожье. При этом задним ходом он разгонялся до 30 км/ч. Экипаж модернизированной версии уменьшился с 4-х до 3-х человек, из-за установки автоматического заряжения. Боекомплект основного орудия составил 31 выстрел. Кроме того, украинские инженеры усовершенствовали ходовую часть, установили автоматизированную систему управления движителем, усилили пассивную защиту, оснастили танк современной системой управления огнем и зенитной установкой закрытого типа.

Рождение новой боевой машины Т-55

Еще не отгремели бои на Корейском полуострове, а в Советском Союзе уже начали думать над тем, как улучшить  состояние бронетанковых войск и каким должен быть основной танк вооруженных сил. Три модернизации, которые коснулись советской машины Т-54, показали необходимость выпуска совершенно нового танка. В новой разработке должны были быть использованы все имеющиеся наработки, используемые в предыдущей машине, в сочетании с последними техническими новинками в современном танкостроении.

Разработка новой машины была начата в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе» в 1957 году, параллельно с серийным выпуском танка Т-54Б. Новая бронемашина получила заводской индекс «Объект 155». Следует отметить, что вся основная конструкторская деятельность вокруг танка нового поколения Т-55 велась в инициативном порядке. Технического задания конструкторы не получали. Не было никакого решения о производстве нового танка на высшем уровне. Единственной инстанцией, которая могла оказать влияние на рабочий процесс, являлись военные.  Советские танкисты, опираясь на личный опыт в эксплуатации среднего танка Т-54 в войсках, вносили свои пропозиции и пожелания.

Первая партия новых танков состояла из двух машин и была готова в 1957 году. На новых машинах были использованы некоторые узлы и детали от среднего танка Т-54Б. В частности на опытных образцах были пока использованы башни от серийных образцов. В течение года обе машины проходили государственные испытания, которые показали успех советских танкостроителей, и правильный ход конструкторской мысли. Итогом длительной и кропотливой работы стало Решение Совета Министров СССР под №493-230 о принятии «Объекта 155» на вооружение танковых войск ВС СССР. «Объект 155» получил войсковое обозначение танк средний Т-55 и был запущен в серию летом 1958 года.

Особенности службы в Национальной гвардии США

Национальная гвардия выделена в особый род войск. Она представлена группами, которые находятся в резерве. По последним данным, на территории Америки насчитывается около 350 тысяч человек из Национальной гвардии. Каждый год ряды пополняются по 60 000 новобранцев.

Главная особенность заключается в возможности совмещения основной работы и выполнения задач от командования.

Особенности службы в Национальной гвардии США

Боевая подготовка проходит в индивидуальном порядке или в составе группы. Создано 48 программ обучения, каждая из который длится не больше 4 часов. Все тренировки проходят по выходным дням. Национальные гвардейцы обязаны участвовать в двухнедельных сборах с другими подразделениями.

Гвардейцы получают льготы на лечение, оплату жилья, скидки на топливо. Им дается право покупать товары в специализированных военных магазинах, которые закрыты для гражданского населения. После выхода на пенсию они получат существенную надбавку. Суммы зависят от того, какие выполнялись задачи и стаж.

Танк КВ-1 – первый вариант тяжелого танка

Модификации

В 1961 году на базе Т-55 был создан Т-62 с усовершенствованными характеристиками. Модель производилась одновременно с Т-55 до 1983 года. Затем была проведена глубокая модернизация боевых машин, и таким образом появились новые модификации: Т-55М, Т-55АМ, а также Т-62М, которые отличались усиленной огневой мощью и более высокой степенью защищенности без потери подвижности. Пассивная защита заключалась в дополнительном бронировании, активная состояла из комплекса «Дрозд» с двумя мортирами, заряжаемыми парой 107-миллиметровых снарядов каждая, а также крупнокалиберных зенитных пулеметов. В дополнение к вооружению танкам придавались две независимые радиолокационные станции.

Позже танк Т-55М стали оснащать более совершенным комплексом управляемого вооружения 9К116 «Бастион», а на Т-62М устанавливали «Шексну» с аналогичными характеристиками, но более динамичную в действии. Эти два комплекса оборудованы 100-миллиметровым нарезным стволом и 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Выстрел первого ствола — управляемая ракета 9М117. Характеристики снаряда многоступенчатые, с очень высокой эффективностью поражения. Ракета управляется полуавтоматической системой лазерного наведения.

История

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация — средний танк;
  • Боевая масса – 36 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства — 1958—1979;
  • Годы эксплуатации — с 1958;
  • Количество выпущенных – 23 600 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6200 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9000 мм;
  • Ширина корпуса – 3270 мм;
  • Высота – 2350 мм;
  • База – 3840 мм;
  • Колея – 2640 мм;
  • Клиренс – 425 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная и литая;
  • Лоб корпуса (верх) — 100 / 60° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 100 / 55° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 60 / 60° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 80 / 0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 30 / 60° мм/град;
  • Корма корпуса (середина) — 45 / 17° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 20 / 70° мм/град
  • Днище — 20 мм;
  • Крыша корпуса – 15-30 мм;
  • Лоб башни – 200 мм;
  • Борт башни – 160 мм;
  • Корма башни – 65 мм;
  • Крыша башни – 30 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 100-мм Д-10Т2С;
  • Тип пушки — нарезная пушка;
  • Длина ствола – 56 калибров;
  • Боекомплект пушки – 43;
  • Углы ВН: −5…+18 градусов;
  • Углы ГН: 360 градусов;
  • Прицелы — ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11;
  • Пулемёты — 1 × 12,7-мм ДШКМ, 2 × 7,62-мм СГМТ.

Подвижность

  • Тип двигателя – В-55 дизельный V12 с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 580 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 50 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 22-27 км/ч;
  • Запас хода по шоссе — 485-500 км;
  • Запас хода по пересечённой местности — 290-320 км;
  • Тип подвески — индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт — 0,81 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,7 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,4  м (5 м с ОПВТ).

Модификации и машины на базе Т-55

Модификации

  • Т-55А, с более высоким уровнем противоатомной защиты. Производился с 1962 по 1977 год, и на протяжении всего производства постоянно совершенствовался;
  • Т-55К, командирский вариант Т-55 с дополнительной радиостанцией;
  • Т-55АК, командирский вариант Т-55А;
  • ТО-55, огнеметный танк, вместо спаренного пулемета имевший огнемет;
  • Т-55АМ с дополнительной броневой защитой, комплексом управляемого вооружения и другими техническими нововведениями;
  • Т-55АМ-1, модель с более мощным дизельным двигателем;
  • Т-55АД с активной защитой 1030М «Дрозд»;
  • Т-55АМВ с навесной динамической защитой, зенитным пулеметом, модернизированной ходовой частью и техникой для эффективного ведения боя;
  • Т-55М со множеством технических усовершенствований. Также выпускался в различных вариантах.

Машины на базе Т-55

  • МТУ-20 и МТУ-55 – мостоукладчики;
  • Объект 604 – минный тральщик;
  • VT-55A – ремонтно-эвакуационная машина, сделанная в Чехословакии;
  • ГТУ-1 – универсальный тягач;
  • БТР-Т – тяжелый бронетранспортер;
  • Ахзарит – израильский тяжелый бронетранспортер;
  • ТВНА – индийский тяжелый бронетранспортер;
  • Т-55-64 – украинская машина с башней от Т-55 и шасси от Т-64;
  •  Т-55 Марксман – финская зенитная установка с башней Марксман.

Танк Т-55: характеристики

У модели Т-55 было много общего с предшественником Т-54, это определяло высокий уровень унификации запасных частей, агрегатов и отдельных узлов. Номенклатура материального обеспечения долгое время была общей. В некоторых документах, технологических картах и чертежах машина обозначалась как танк Т-54/55. Это упрощало производство новой модели, так как весь процесс конвейерной сборки был уже отработан.

Даже инструкция по эксплуатации танка Т-55 по всем пунктам соответствовала характеристикам Т-54. Многочисленные усовершенствования новой модели существовали как бы отдельно от базовых параметров, их функции касались машины опосредованно. Танк Т-55, чертежи которого копировались с оригинальных расчетов предшественника, был точным повторением Т-54.

Ниже приводятся основные параметры базовой версии Т-55:

  • количество человек в экипаже — 4;
  • масса боевая — 36,5 тонны;
  • длина танка с пушкой — 9000 мм;
  • длина только корпуса — 6200 мм;
  • высота по линии люка башни — 2218 мм;
  • ширина — 3270;
  • дорожный просвет — 500 мм;
  • тип главного орудия — Д10Т2С/НП;
  • пулеметы на броне турельные, один курсовой, один спаренный, типа СГМТ, калибр 7,62 мм;
  • комплект боевой — 43 выстрела;
  • боезапас пулеметный — 3500 патронов;
  • силовая установка — марка В-54, дизель;
  • мощность двигателя — 580 л. с.;
  • скорость, близкая к максимальной, — 50 км/час, на дороге с твердым покрытием.
  • запас хода — 480 километров;
  • давление удельное — 0,81 кг/см2;
  • уверенное преодоление препятствий — стена вертикальная, высота — 0,8 метра; траншея, ширина — 2,7 метра;
  • преодоление брода — 1,5 метра;
  • спуск — 30 градусов;
  • подъем — 32 градуса.

Танк Т-55, характеристики которого постоянно совершенствовались, был самой востребованной боевой машиной конца пятидесятых годов в странах восточной Европы.

Отзывы владельцев ГАЗ 3310

4.9. Основные данные для регулировок и контроля

Зазоры между стержнями клапанов и коромыслами на холодном двигателе, мм:
— впускных 0,330
— выпускных 0,584
Давление масла (при температуре масла 80–85° С), КПа (кгс/см2):
-при номинальной частоте вращения ко­ленчатого вала 2600 мин1 (минимально допустимое) 207 (2,07)
-на минимальных оборотах холостого хода (минимально допустимое) 69 (0,69)
Оптимальная температура жидкости в си­стеме охлаждения двигателя, °С 80–95
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, мин-1 750+50
Регулируемое напряжение, В 13,3–14,9
Свободный ход педали сцепления, мм 10–30
Полный ход педали сцепления, мм 190
Свободный ход педали тормоза, мм 9–16
Суммарный люфт рулевого колеса, ° Согласно ГОСТ Р51709–2001
Давление воздуха в шинах, КПа (кгс/см2):
— передних колес 530+10 (5,4+(М)
— задних колес 620+10 (6,3+01)

Годное лыко в строку. Жестокие БТРы

Но у фортуны свои планы. Израиль внезапно оказался обладателем нескольких сотен танков Т-54/Т-55 после Шестидневной войны 1967 года. Рачительные израильтяне, до сих пор вовсю гонявшие на устаревшихшерманах»,супершерманах» и лёгких французах AMX-13, тут же приспособили годные танки под свои нужды. В результате вышли усовершенствованныетираны», часть из которых получила 105-миллиметровые натовские танковые пушки L7.

(Фото: Bukvoed\Wikipedia)

В конце 1980-х бывшие советские танки решили не списывать, а переделать в тяжёлые БТРыАхзарит»(жестокая — ивр.). Башни сняли, корпус перекроили, двигатели заменили. Получились мегазащищённые бронетранспортёры, ведь к 27-тонному корпусу Т-55 добавилось ещё 17 тонн брони! А нетривиальная конструкция задней двери позволяла мотопехоте буквально выскакивать, а не выползать. В это время экипаж мог прикрывать десантирование огнём четырёх пулемётов. Вахзариты» переделали порядка 500 советских танков. Сейчас на службе остаётся около 200жестоких» БТРов, которые в условиях городского боя чувствуют себя гораздо лучше, чем американские М113.

В 1990-х в России тоже построили бронетранспортёр на базе Т-55 — тяжёлый БТР-Т получил низкопрофильную башню с 30-миллиметровой пушкой 2А42 и ПТРК 9М113Конкурс». Было ещё несколько вариантов вооружения с 30-миллиметровыми пушками, автоматическими гранатомётами АГС-17, 12,7-миллиметровыми пулемётами и ПТУР в различных вариациях. Но по ряду причин в серию машина не пошла.

Силы ядерного сдерживания

Компоновка боевого танка Т-90 “Владимир”

Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:

  • отделение управления вместе с сиденьем механика-водителя расположено в лобовой части машины;
  • боевое отделение и башня – в центральной;
  • двигатель и трансмиссия – в кормовой части корпуса.

Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно “но” – снаряды внутри танка не размещены по индивидуальным контейнерам или боксам, что повышает шанс гибели экипажа в случае подрыва боекомплекта.

Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64, имеющей забронированный объем всего 11,0 м3, является высокая плотность компоновки, а также наименьшие для основного боевого танка габариты, прежде всего высота.

Сокращение внутреннего объема и высокая плотность компоновки достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения из состава экипажа заряжающего, т. е. применения A3 и ряда других конструктивных мероприятий.

Корпус Т-90 сварной, по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. На бортовые резинотканевые экраны устанавливаются прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты (ВДЗ). С каждой стороны машина имеет по три таких экрана.

Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье крепится к крыше корпуса, что повышает выживаемость механика-водителя при подрыве мин под днищем машин.

Для наблюдения за дорожными условиями у него имеется один призменный прибор наблюдения ТНПО-168 с широким полем зрения. Для вождения в ночных условиях вместо него может быть установлен прибор ночного видения ТВН-5 активно-пассивного типа.

Два других члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа.

Башня танка литая, имеющая в лобовой части на курсовых углах до 35° комбинированную броню. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку комплекса управления огнем 1А45Т. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.

С целью повышения противорадиационной защиты экипажа машины, корпус и башня в районах рабочих мест прикрыты подбоем из водоро-досодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.

При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами стойкость лобовой части корпуса равноценна 800—830-мм катаной броневой стали. При попадании машины под обстрел кумулятивными боеприпасами при наличии у танка встроенной динамической защиты стойкость корпуса и башни такая же, как и у 1150—1350-мм брони. Вместе с тем у Т-90 существуют и свои ослабленные зоны. Это прежде всего участок у смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони уменьшена в связи с необходимостью выведения устройства на крышу, а также места на башне рядом с орудийной амбразурой.

Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту и смещенную вправо командирскую башенку. На крыше башни могут быть установлены навесные блоки брони, представляющие собой дополнительную защиту от нападений с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится крепление для минного трала КМТ (4-10)

Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55

Средний танк Т-55 имел основное вооружение аналогичное своему предшественнику. Не отличался у новой машины и уровень броневой защиты. Схожесть основных боевых параметров двух танков привела к тому, что на Западе советская машина получила индекс Т-54/55. Не имея представления об основных технических особенностях отличить оба танка на поле боя было практически невозможно. Новый танк имел стандартную для советских машин массу, 36 тонн. Многие детали, узлы и агрегаты на новой машине были унифицированы с деталями танка Т-54Б, который уже достаточно долго находился в серии. Это обеспечило быстрое налаживание массового производства изделия и освоение танка в войсках. Новая техника обладала огромным ремонтным ресурсом. На советском танке впервые были установлены стабилизаторы орудийного ствола в горизонтальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.

Выигрывал Т-55 и в сравнении со своими прямыми конкурентами, машинами иностранных армий. Советская машина была на метр ниже американских танков «Першинг». Нарезная пушка Д-10Т2С и толщина брони советской машины по своей мощи и устойчивости не шли ни в какое сравнение с американскими и английскими бронированными машинами. Западные эксперты, получив первые разведданные о новом советском танке, сделали вывод: советский Т-55, танк в полтора раза превосходит по огневой мощи и по защищенности западные образцы. Неприятно удивила западных военных подвижность танка на поле боя. По своим маневренным качествам советский Т-55 долгое время не имел равных.

Однако главной фишкой новой машины стала установка на ней системы противоатомной защиты. В эпоху ядерного оружия этот аспект являлся едва ли не ключевым, определяющим боеспособность войсковых соединений в условиях применения атомного оружия. К другим знаковым новшествам можно отнести следующие аспекты:

  • мощность основного двигателя В-54 увеличена на 60 л.с.;
  • увеличена емкость топливных баков и соответственно запас хода;
  • для пуска двигателя установлен воздушный компрессор;
  • машина оборудована противопожарной системой «Роса»;
  • боекомплект танка увеличен до 43 выстрелов;
  • оптические приборы управления танком имели систему пневмогидроочистки.

Существенным отличием от танка Т-54 стало отсутствие на башне новой машины зенитного пулемета. Конструкторы пришли к выводу, что при возросших скоростях самолетов, бороться подобным способом с низколетящими целями нецелесообразно. Только в конце 60-х годов, конструкторы учли опыт военных конфликтов и вернули ДШКМ, установив его на башне танка Т-55.

Важно отметить, что у советского танка была полуавтоматическая система заряжания, самая передовая на тот период. Только у израильских танков «Меркава 2», спустя 10 лет, появилось что-то подобное советской разработке

Высокие эксплуатационные характеристики и ремонтопригодность танка Т-55 обеспечили высокий спрос на машину. В Советском Союзе производство танков осуществлялось на протяжении 21 года, с 1958 по 1979 год. За этот период было выпущено более 20 тыс. моделей танков Т-55 в различных модификациях.

Советский Союз передал лицензию и техническую документацию на новую технику своим союзникам по Организации Варшавского Договора. Больше всего было выпущено танков в Чехословакии, более 1700 машин. Чуть меньше было выпущено Т-55 в Польше — 1500. В Румынии танк под индексом TR-580 и TR-77 выпускался в течение 7 лет.

Модификации и машины на базе Т-55

Модификации

  • Т-55А, с более высоким уровнем противоатомной защиты. Производился с 1962 по 1977 год, и на протяжении всего производства постоянно совершенствовался;
  • Т-55К, командирский вариант Т-55 с дополнительной радиостанцией;
  • Т-55АК, командирский вариант Т-55А;
  • ТО-55, огнеметный танк, вместо спаренного пулемета имевший огнемет;
  • Т-55АМ с дополнительной броневой защитой, комплексом управляемого вооружения и другими техническими нововведениями;
  • Т-55АМ-1, модель с более мощным дизельным двигателем;
  • Т-55АД с активной защитой 1030М «Дрозд»;
  • Т-55АМВ с навесной динамической защитой, зенитным пулеметом, модернизированной ходовой частью и техникой для эффективного ведения боя;
  • Т-55М со множеством технических усовершенствований. Также выпускался в различных вариантах.

Машины на базе Т-55

  • МТУ-20 и МТУ-55 – мостоукладчики;
  • Объект 604 – минный тральщик;
  • VT-55A – ремонтно-эвакуационная машина, сделанная в Чехословакии;
  • ГТУ-1 – универсальный тягач;
  • БТР-Т – тяжелый бронетранспортер;
  • Ахзарит – израильский тяжелый бронетранспортер;
  • ТВНА – индийский тяжелый бронетранспортер;
  • Т-55-64 – украинская машина с башней от Т-55 и шасси от Т-64;
  •  Т-55 Марксман – финская зенитная установка с башней Марксман.

Немного истории

Полномасштабное серийное производство танка Т-55 было развернуто в СССР в 1958-м на оборонных заводах № 75, № 174 и № 183. Выпуск продолжался до 1979 года. Всего с конвейера сошло около двадцати тысяч машин. Танк Т-55, фото которого размещены на странице, широко экспортировался. Современную боевую машину советского производства охотно покупали все страны Варшавского договора, а также арабские государства.

Эффективный средний танк Т-55, кроме как в СССР, стали производить в некоторых других странах, дружественных Советскому Союзу. Выпуск был налажен в Польше, в период с 1964 по 1978 год собрано 1500 единиц. В Румынии с 1970 по 1977 год — 400 боевых машин. В Чехословакии, на заводе в городе Мартине, с 1964 по 1973 год по лицензии было выпущено 1700 единиц.

Другие стандарты

Для маскировки в европейском ландшафте применяется камуфляж, зеленовато-серая раскраска или сетка такого же цвета, натянутая над местом нахождения танка. В условиях боя применяется дымовая завеса, которая возможна в любое время благодаря штатному устройству 902Б, расположенному на правой стороне башни. Система состоит из восьми пусковых стволов, выбрасывающих дымовые гранаты калибром 81 мм. Зона задымления позволяет укрыться не только танку, но и нескольким пехотным подразделениям, которые участвуют в бою, при условии, что у личного состава есть респираторные средства. Эффективность такого маневра несомненна.

Зона задымления при пуске четырех зарядов залпом составляет 120 метров в ширину и 8 метров в высоту. Запуск одной гранаты охватывает зону радиусом 60 метров вокруг танка. Активируются дымовые гранаты сигналом с пульта командира танка. У системы есть только один недостаток – во время боя перезарядка дымовой пушки невозможна, так как для этого нужно покинуть башню танка и провести несколько минут на открытой броне, что весьма рискованно под перекрестным огнем противника. Но некоторые экипажи нашли выход из сложной ситуации. Стрелок выходит на броню в момент наибольшего задымления от действия двух последних гранат, когда видимость равна нулю, и перезаряжает систему.

На других языках

Модификация Т-55МВ/Т-55АМВ

В 1984 году в Омском КБТМ были разработаны и приняты на вооружение модернизированные танки Т-55МВ, Т55АМВ. Они были спроектированы на базе Т-55М, от которого отличались системой дополнительного бронирования. Вместо многослойных экранов из комбинированной брони, устанавливавшихся на башне и корпусе Т-55М, в них был использован комплекс динамической защиты (КДЗ) 4С20 «Контакт» (увеличивает противокумулятивную защиту от моноблочных КС на 400 мм и более).

Система вооружения Т-55МВ была аналогичной Т-55М, сохранялось и дополнительное противоминное бронирование днища.  

Конструктивно элемент динамической защиты (ЭДЗ) состоял из тонкостенного коробчатого металлического корпуса, в котором находился маломощный подрывной заряд и две металлические пластины, расположенные по обе стороны от него. В момент попадания кумулятивного снаряда, заряд детонировал. При детонации наружная пластинка выбрасывалась навстречу кумулятивному потоку и рассеивала его. Нижняя пластинка отлетала к броне и, ударившись о нее отскакивала навстречу потоку, вызывая его дальнейшее ослабление. Таким образом, динамическая защита существенно снижала эффективность действия кумулятивных снарядов.  

На танках Т-55МВ элементы динамической защиты устанавливались в передней части корпуса и башни, а на некоторых экземплярах ЭДЗ крепились на передней части бортовых резинотканевых экранов (от 10 до 42 шт. на борт). Танки Т-55МВ, Т-55АМВ выпускались на ремонтных заводах МО путем модернизации Т-55 и Т-55А соответственно.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 36 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Годы производства – 1958—1979;
  • Годы эксплуатации – с 1958;
  • Количество выпущенных – 23 600 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6200 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9000 мм;
  • Ширина корпуса – 3270 мм;
  • Высота – 2350 мм;
  • База – 3840 мм;
  • Колея – 2640 мм;
  • Клиренс – 425 мм.

Бронирование

  • Тип брони – стальная катаная и литая;
  • Лоб корпуса (верх) – 100 / 60° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) – 100 / 55° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) – 60 / 60° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) – 80 / 0° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) – 30 / 60° мм/град;
  • Корма корпуса (середина) – 45 / 17° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) – 20 / 70° мм/град
  • Днище – 20 мм;
  • Крыша корпуса – 15-30 мм;
  • Лоб башни – 200 мм;
  • Борт башни – 160 мм;
  • Корма башни – 65 мм;
  • Крыша башни – 30 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 100-мм Д-10Т2С;
  • Тип пушки – нарезная пушка;
  • Длина ствола – 56 калибров;
  • Боекомплект пушки – 43;
  • Углы ВН: −5…+18 градусов;
  • Углы ГН: 360 градусов;
  • Прицелы – ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11;
  • Пулемёты – 1 × 12,7-мм ДШКМ, 2 × 7,62-мм СГМТ.

Подвижность

  • Тип двигателя – В-55 дизельный V12 с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 580 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 50 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 22-27 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 485-500 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 290-320 км;
  • Тип подвески – индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,81 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,7 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,4  м (5 м с ОПВТ).

Модификации и машины на базе Т-55

Модификации

  • Т-55А, с более высоким уровнем противоатомной защиты. Производился с 1962 по 1977 год, и на протяжении всего производства постоянно совершенствовался;
  • Т-55К, командирский вариант Т-55 с дополнительной радиостанцией;
  • Т-55АК, командирский вариант Т-55А;
  • ТО-55, огнеметный танк, вместо спаренного пулемета имевший огнемет;
  • Т-55АМ с дополнительной броневой защитой, комплексом управляемого вооружения и другими техническими нововведениями;
  • Т-55АМ-1, модель с более мощным дизельным двигателем;
  • Т-55АД с активной защитой 1030М «Дрозд»;
  • Т-55АМВ с навесной динамической защитой, зенитным пулеметом, модернизированной ходовой частью и техникой для эффективного ведения боя;
  • Т-55М со множеством технических усовершенствований. Также выпускался в различных вариантах.

Машины на базе Т-55

  • МТУ-20 и МТУ-55 – мостоукладчики;
  • Объект 604 – минный тральщик;
  • VT-55A – ремонтно-эвакуационная машина, сделанная в Чехословакии;
  • ГТУ-1 – универсальный тягач;
  • БТР-Т – тяжелый бронетранспортер;
  • Ахзарит – израильский тяжелый бронетранспортер;
  • ТВНА – индийский тяжелый бронетранспортер;
  • Т-55-64 – украинская машина с башней от Т-55 и шасси от Т-64;
  •  Т-55 Марксман – финская зенитная установка с башней Марксман.

Navigation menu

Вооружение

Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.

Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.

Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.

Государственная деятельность

Требования к кандидатам на службу

Основной перечень требований:

  • Для поступления на службу нужно иметь гражданство, либо Грин карту – статус резидента страны. До 2014 года существовала контрактная система для иностранцев, однако она была полностью упразднена, и в 2019 году реформ не планируется;
  • Возраст составляет от 17 до 42 лет. При этом юристы или врачи могут поступить на службу в любом возрасте;
  • Отсутствие судимости – одно из условий. Однако требование не является обязательным. При приеме каждый проступок изучается индивидуально, если кандидата судили за мелкое преступление, скорее всего, ему разрешат служить по контракту;
  • Крепкое здоровье – при приеме в обязательном порядке придется пройти медицинский отбор;
  • Требуется хорошая физическая подготовка, высокий уровень эрудиции, который также зависит от рода войск.

Танк Т-55: модификации

Вскоре на вооружении стран НАТО появились новые танки, обладающие улучшенными характеристиками защищенности и боевой мощи. Советские танкостроители были вынуждены усовершенствовать танк Т-55. Модернизация впервые состоялась в 1961 году. В результате появилась версия Т-55А. От базовой она отличалась лучшими показателями защиты. Кроме того, для танковой пушки калибром 100 мм разработали усовершенствованные бронебойные снаряды.

В 1983 году на основе боевого опыта, полученного во времена войны в Афганистане, модель танка Т-55 подверглась глубокой модернизации. Так на свет появились версии танка с дополнительными индексами «М» и «АМ». Ценой умеренных затрат конструкторы смогли повысить эффективность танка в бою

Основное внимание уделили усилению защищенности танка и его огневой мощи. При этом принципиальным моментом было сохранение прежней подвижности машины. Модель Т-55М получила комплекс управляемого вооружения «Бастион»

В его состав входили выстрел ЗУБК10-1 и приборы для управления: прицел-прибор наведения 1К13, преобразователь, блок управления, а также электронный блок. Все органы комплекса управления вооружением были смонтированы внутри танка Т-55. По своим габаритам выстрел ЗУБК10-1 был стандартным и помещался в любую унифицированную боеукладку. Механическое устройство придавало ракете 400-500 м/с начальной скорости, которая поддерживалась во время полета благодаря маршевой двигательной установке. Для управления ракетами применялась полуавтоматическая система наведения, обладающая высокой точностью и помехозащищенностью. Еще одним достоинством этой системы стал небольшой объем и возможность без проблем разместиться в боевом отделении

Модель Т-55М получила комплекс управляемого вооружения «Бастион». В его состав входили выстрел ЗУБК10-1 и приборы для управления: прицел-прибор наведения 1К13, преобразователь, блок управления, а также электронный блок. Все органы комплекса управления вооружением были смонтированы внутри танка Т-55. По своим габаритам выстрел ЗУБК10-1 был стандартным и помещался в любую унифицированную боеукладку. Механическое устройство придавало ракете 400-500 м/с начальной скорости, которая поддерживалась во время полета благодаря маршевой двигательной установке. Для управления ракетами применялась полуавтоматическая система наведения, обладающая высокой точностью и помехозащищенностью. Еще одним достоинством этой системы стал небольшой объем и возможность без проблем разместиться в боевом отделении.

Прицел модели ТШСМ-32ПВ, которым оснастили модернизированный танк Т-55, отличался от штатного прицела базовой версии функцией независимой стабилизации поля зрения по вертикали. Кроме того, модернизированную машину оснастили теплозащитным кожухом пушки, который нивелировал влияние неравномерного нагрева пушки на изгиб ствола.

Так как боевая масса версии Т-55 АМ стала превышать массу базовой модели, чтобы сохранить динамические показатели машины, на нее установили мотор В-55У, развивающий мощность в 620 лошадиных сил. Чтобы сделать ход танка более плавным, конструкторы увеличили динамический ход опорных катков. С этой целью были применены торсионные валы, сделанные по новой технологии.

Применение в бою

Танк Т-55 активно участвовал в целом ряде военных конфликтов по всему миру:

  • Египетские войска использовали его в шестидневной войне 1967 года;
  • В 1968 Советская Армия применяли их в операции Дунай;
  • В 1969 году участвовали в Войне на истощение со стороны и Израиля, и Египта;
  • В Третьей индо-пакистанской войне применялись индийцами;
  • Эффективно использовались в войне в Анголе;
  • С 1979 по 1989 использовались Советской Армией в Афганской войне;
  • Применялись иракской армией в 1991 году во время Войны в Персидском заливе.

В целом танк использовали очень активно, а в целом ряде стран Т-55 и его модификации до сих пор не сняты с вооружения.

Память о танке

В России и странах СНГ сохранилось достаточно много экземпляров Т-55, которые кое-где установили как монументы. Например, Т-55 можно увидеть в Уфе, в Подольске и других городах и поселках по всему миру.

Также Т-55 выставлен в нескольких музеях: танковом музее Бовингтона, в киевском музее Великой Отечественной войны, в болгарском Национальном музее военной истории, в музее истории танка Т-34 и т.д.

Танк в культуре

Т-55 представлен в нескольких компьютерных играх, например, в Call of Duty: Black Ops. Также он есть в многопользовательской игре World of Tanks. Здесь машина представлена в модификации Т-55А и является акционным немецким танком 9-го уровня. Т-55А действительно поставлялся в ГДР, хотя и производился в России, так что его помещение в немецкую ветку вполне оправдано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector