Су-15тм

История создания

Предпосылки

Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработки проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению.

Распоряжение ГКО о начале работ по противотанковым средствам, предназначенными для борьбы с немецкими Танками (прежде всего — «тиграми» и «пантерами»), было издано 29 августа 1943 года. В соответствии с ним, в сентябре-октябре того же года КБ Уралмашзавода, с санкции Управления самоходной артиллерии и Главного артиллерийского управления РККА, разработало четыре проекта САУ.

Один из которых был на базе СУ-85 с орудием 152,4 мм.

Предполагалось, что СУ-Д-15 в ближайшем времени сможет заменить СУ-122, мощности гаубицы которых не хватало для эффективного поражения тяжёлых танков германии.

Создание прототипа

В сентябре 1943 года СУ-85 оснастили мощным артиллерийским орудием — 152,4 мм гаубицeй конструкции завода № 9.НКВ. Начальная скорость снаряда при массе 48-49 кг достигала 508 м/с. Броневая пробиваемость по сравнению с 85 мм снарядом орудия д-5с-85 увеличилось на 28 %. Фугасное действие 152,4 мм снаряда увеличилось почти на 100 % по сравнению с орудием 85 мм. Этой самоходке был присвоен заводской индекс СУ-Д15. При аналогичном вооружении эта самоходка была по массе намного меньше, чем тяжелая самоходная установка СУ-152 созданная на базе танка КВ-1с.

Но из-за имеющихся недостатков, проект СУ-Д15 в металле не изготавливался.

Всепогодный истребитель-перехватчик Су-15ТМ. На чертеже:

1— ПВД-7; 2—радиопрозрачный обтекатель БРЛС «Тайфун-М»; 3 — крышки эксплуатационных люков отсека БРЛС; 4 — козырек фонаря: 5—рукоятка ручного открытия фонаря; 6- — перископ; 7 — подвижная часть фонаря кабины; 8—воздухозаборник охлаждения двигательного отсека: 9— форкиль; 10 руль направления; 11 —радиопрозрачный обтекатель антенно-фидерной системы «Пион»; 12—створки отсека тормозного парашюта; 13,22,32 и 37—антенны системы госопознавания; 14—основное колесо КТ-61/3 (880×230 мм); 15—створка ниши основной опоры шасси; 16 — сгворка основного колеса; 17 — 1Я1а створки; 18 — носовое колесо КН9 620×180 мм; 19— крышка эксплуатационного люка БРЭО; 20 створка ниши носовой опоры шасси; 21 —радиоантенна системы наведения «Лазурь»; 23 -флюгарка датчика скольжения; 24 — серьга; 25 амортизационная стойка; 26 — траверса; 27—гидроцилипдр уборки (выпуска) основной опоры шасси; 28 — рычаг подвески колеса; 29 — флюгарка указателя угла атаки; 30 — ненаправленная антенна радиокомпаса АРК-10; 3 1 -регулируемый воздухоиборник; 33 —закрылок; 34 цельноповорот-ный стабилизатор; 35 — противофлаттерный груз; 36,92- разрядник статического электричества; 38 радиопрозрачная панель рамочной антенны АРК-10; 39—антенны аптенно-фидерной системы «Пион»; 40 — аэродинамическая перегородка; 41—авиационное пусковое устройство АПУ-60-1; 42 — авиационное пусковое устройство ПУ-2-8; 43 — балка колес; 44 — шлиц-шарнир; 45,46—звенья складывающегося подкоса; 47—замок убранного положения шасси; 48 — задняя створка пиши; 49 — гяга задней створки; 50—гидроцилиндр управления колесами передней опоры шасси; 51—амортизатор; 52 — ось подвески амортизатора; 53 — гидроцилиндр подъемника; 54 — валик управления колесами передней опоры; 55 — механизм управления колесами; 56 -шина заземления; 57—локализатор авиапушки I I11-23Л; 58—выходное отверстие гильзоотвода; 59—узел крепления контейнера; 60 задний упор контейнера; 61 —задний обтекатель контейнера с патронным ящиком; 62 -левая панель приборной доски; 63 — контрольное табло шасси, закрылков и тормозных щитков; 64—кран шасси; 65 — пульт управления БРЛС «Тайфун-М»; 66 — пульт выбора рода вооружения; 67—указатель авиагоризонта; 68—пульт управления автопилотом; 69 — колиматорный визир К-ЮТ; 70 — индикатор БРЛС; 71 —акселерометр; 72 — аварийное табло; 73 — информационные табло; 74 — правая панель приборной доски; 75—двухстрелочный термометр выхлопных газов 2ТВГ-4; 76 — центральная панель приборной доски; 77 — белая полоса; 78—авиационные часы АЧС-1; 79—аварийный кран шасси; 80 —балочный держатель БДЗ-57М; 81 —управляемая ракета класса «воздух воздух» с тепловой головкой самонаведения средней дальности Р-98Т; 82—управляемая ракета класса «воздух — воздух» с тепловой головкой самонаведения малой дальности Р-60; 83—управляемая ракета класса «воздух—воздух» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения средней дальности Р-98Р; 84—600-литровый подвесной топливный бак; 85 — передний обтекатель контейнера; 86—ПВД-7; 87—тяга элерона; 88—тяга закрылка; 89 — юрчрзной щиток; 90 — — фитинги стыковки носовой и хвостовой частей фюзеляжа; 91 — элерон; 93 —радиопрозрачный обтекатель антенны радиостанции Р-802В; 94 — радиопрозрачная панель антенны системы ближней навигации; 95 — шомпольный стык панелей клина воздухозаборника

Основные данные самолетов семейства Су-15

Су-15

Су-15ТМ

Двигатель

Р11-Ф2С-300

Р13-300

Взлетная тяга, кгс

2×6175

2×6600

Размах крыла, м

8,616

9,34

Длина самолета с ПВД, м

21,41

21,41

Высота на стоянке, м

5,0

4,843

Площадь крыла, м2

34,56

36,6

Взлетная масса, кг

16 570

17 200

Масса пустого, кг

10 220

10 760

Максимальная скорость, км/ч

2230

2230

Практический потолок, м

18 500

17 450

Максимальная дальность, км: практическая с подвесными баками

1260 1540

1210 1780

Разбег, м

1150—1200

1050— 1150

Пробег, м

1000—1100

1150 — 1250

Вооружение

2хР-8М

2хР-98М 2хР-60 2хУПК-23-250

Н.ЯКУБОВИЧ«Моделист-конструктор» № 11’2007

Интересные факты

1 сентября 1983 года Боинг-747, выполняя рейс Нью-Йорк — Сеул нарушил границу воздушного пространства СССР над полуостровом Камчатка, отклонившись от маршрута на 300 км. Шесть МиГ-23, поднятых по тревоге, подавали сигналы предупреждения. Выйдя на время из нашего воздушного пространства, Боинг-747 вновь появился уже над Сахалином с ещё большим отклонением. Наше ПВО приняло сначала этот борт за самолёт-разведчик RS-135, который действительно летел рядом с Боингом. Взлетевший на перехват Су-15, пилотируемый подполковником Г. Осиповичем сблизился с самолётом-нарушителем и выполнил все действия согласно международным правилам — включал и выключал аэронавигационные огни, покачивал крыльями и передавал предупреждения по радио.

Когда не последовало ответной реакции, пилот открыл огонь из пушек по курсу Боинга, тот продолжал полёт, тогда по приказу с земли подполковник Г. Осипович выпустил две ракеты Р-98 и сбил самолёт-нарушитель. Советский пилот утверждал, что на Боинге-747, кроме экипажа людей не имелось, и нельзя говорить, что самолёт был сбит, вероятнее всего, Боинг добили позже, чтобы объявить СССР «империей зла».

Су-15УМ из музея авиации ПВО на авиабазе Саваслейка

Когда с документов о гибели Ю.А. Гагарина был снят гриф «Секретно», космонавт А. Леонов рассказал, что опасный маневр Су-15, прошедшего совсем рядом и был причиной катастрофы самолёта первого космонавта.

Су-15ТМ имел большую посадочную скорость — свыше 300 км/ч.

Среди советских пилотов одно из неофициальных названий у Су-15 было — это «красавчик ПВО», также после инцидента 1 сентября 1983 года ходило прозвище «убийца Боингов» или саркастическая кличка «голубь мира».

Су-15

Фюзеляж

Сборку модели я начал не совсем обычно — с фюзеляжа. Работы с каналами воздухозаборников, определили порядок постройки и положили начало вечному беспорядку на моём рабочем столе. Прежде чем приступить к сборке, я размешал шпаклёвку с клеем, что сделало ее более вязкой и пластичной. Собрав каналы воздухозаборников, я зашпаклевал их изнутри. Затем вклеил собранные и обработанные воздухозаборники в половинки фюзеляжа.
Установка ВЗ была сопряжена с определенными трудностями. Дело в том, что они не совсем удачно подходили к фюзеляжу – невооруженным глазом было заметно смещение оных от посадочных мест. Расширив места установки воздухозаборников, удалось их позиционировать как раз по центру.
Далее на очереди был набор тормозных щитов и ниш от фирмы Eduard. На самом деле я этого шага очень сильно боялся. Пришлось выбирать – либо шпаклевать тот ужас, что предлагает нам Trumpeter, либо делать как Шура Балаганов – «пилить». Не имея опыта, мне пришлось самому кое-как выпиливать места установки ниш в фюзеляже, чтобы Eduard’овскими наборами заменить стандартные. На удивление, хорошо получилось. Шпаклевал ниши тормозных щитов как на внутренней (чтобы придать жесткость при дальнейшей работе с моделью), так и на внешней поверхности фюзеляжа. Результат этого труда говорит сам за себя.  

Можно ли в армию при себорее?

Берут ли в армию с себорейным дерматитом? Можно обусловить скоротечное избавление от службы, если есть явные признаки болезни

При снижении раздражения врачи вновь дают согласие идти на армейскую службу, однако с определенными дополнительными мерами предосторожности. В таком случае решение вопроса берет на себя комиссия

При себорее разрешено вступать во всевозможные войска, за исключением службы на подводной лодке. Индивид с данным заболеванием способен обучаться любой профессии. Только в обязательном порядке следует придерживается правил личной гигиены.

Не требуется придерживаться специализированных диет, достаточно уменьшить число жирной и сладкой пищи. Данные пищевые продукты питания приводят к обострению. Из-за ношения формы состояние кожи не может ухудшиться, если стирка белья осуществляется регулярно.

Стоимость доставки по Москве в пределах МКАД:

Тип техники Стоимость доставки Стоимость подъема на лифте Стоимость ручного подъема
Крупногабаритная техника

Холодильники, морозильники , стиральные машины , посудомоечные машины, газовые и электрические плиты, духовые шкафы,водонагреватели, кондиционеры и другая аналогичная по габаритам/весу техника

590 руб.

(возможна бесплатная доставка на определенные бренды техники)

100 руб. на любой этаж за каждую единицу техники *морозильники,кондиционеры, водонагреватели свыше 120л — 150 руб. *Холодильники Side by side — 500 руб. 150 руб./этаж начиная с 1 этажа за каждую ед. техники *Холодильники Side by side — 500 руб.
Среднегабаритная техника

Варочные поверхности, вытяжки, микроволновые печи, телевизоры от 32 дюймов, домашние кинотеатры, музыкальные центры и другая аналогичная по габаритам техника.

390 руб.

(возможна бесплатная доставка на определенные бренды техники)

100 руб. на любой этаж за каждую еденицу техники 100 руб./этаж начиная с 1 этажа за каждую ед. техники
Мелкая бытовая техника

Телевизоры менее 32 дюймов, мини-печи, хлебопечи, мультиварки,пылесосы, масляные обогреватели и конвекторы,бритвы, блендеры, чайники, утюги, планшеты, ноутбуки и другая аналогичная по габаритам техника не более 5кг.

390 руб.

(возможна бесплатная доставка на определенные бренды техники)

Бесплатно на любой этаж за все позиции

История производства Су-15

Серийное изготовление Су-15 началось с 1966 г. на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова. В следующем году машины стали поступать в строевые части ПВО. Су-15 сразу же заслужил доверие пилотов своими высокими летными данными. Бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение самолета позволяли эффективно выполнять задачи противовоздушной обороны.

На самолетах первых серий проявились и некоторые недостатки конструкции, связанные с применением треугольного крыла: посадочная скорость была слишком большой, а поэтому опасной. Машина могла выйти за пределы полосы, порой не помогал даже тормозной парашют.

Избавиться от этих проблем удалось на следующих модификациях Су-15, которые имели крыло переменной стреловидности. Су-15 мог перехватывать цели в обширном диапазоне скоростей и высот. Обычно он работал совместно с наземным комплексом наведения «Воздух-1М». Нарушителя засекали на большом расстоянии с помощью стационарного радара, после этого на перехват поднимались истребители, их наводили на цель по командам с земли.

На определенной дистанции в работу включался бортовой радиолокатор перехватчика. Пилот проводил поиск цели, обнаружив которую, отправлял запрос по системе распознавания «свой-чужой». Этой системой были оборудованы все самолеты СССР: военные и гражданские. Когда радиолокатор истребителя фиксировал цель, от нее должен был последовать ответ: «Свой! Атаковать нельзя!» Если ответа не было, пилот принимал решение о ракетной атаке.

Изначально Су-15 задумывался и строился как истребитель для решения больших задач. Потенциально объектами перехвата, кроме высотных разведчиков, могли быть крылатые ракеты 1-го поколения и стратегические самолеты-бомбардировщики. В условиях холодной войны приходилось взлетать на перехват различных целей. Нередко нарушителями были частные самолеты, которые заходили в воздушное пространство СССР в результате навигационных ошибок.

Су-15 был самым результативным истребителем-перехватчиком авиации ПВО. На его боевом счету участие в двух широко известных инцидентах. В обоих случаях это были пассажирские самолеты.

20.04.1978 в Карелии был перехвачен и принужден к посадке южнокорейский «Боинг-707».

1.09.1983 Су-015 сбил над Сахалином еще один южнокорейский «Боинг-747».

Су-15 послужил базовой моделью для производства некоторых тестовых самолетов. Одним из них стал истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Он был оснащен тремя дополнительными подъемными двигателями.

Первый полет на этой машине В. Ильюшин выполнил в 1966 году. Позднее она была продемонстрирована во время воздушного парада в Домодедово летом 1967 года. Су-15 стал самым массовым советским истребителем-перехватчиком. Он стоял на вооружении 29 авиационных полков, которые дислоцировались во всех регионах СССР. Всего было построено 1400 таких самолетов в нескольких модификациях. Су-15 служили в частях противовоздушной обороны страны более 30 лет. Последние экземпляры были сняты с боевого дежурства в 1996 году.

Истребитель КБ О. П. Сухого Су-15 стоял на вооружении Советских ВВС длительное время: 1970-1980-е гг. Он выпускался серийно в нескольких модификациях начиная с 1971 г.

Силовая установка: два двигателя Р-13Ф-2-300 конструкции С. К. Ту- манского, тяга по 74 кН. Основной вид вооружения — ракеты класса «воздух—воздух».

Особенности конструкции

Фюзеляж истребителя состоял из двух частей – хвостовой и головной. Модель сверхзвуковая одноместная, её цельнометаллический среднеплан оснащался нормальной аэродинамической схемой. Хвостовая часть была разработана таким образом, чтобы при надобности её можно было отсоединить, чтобы отремонтировать двигатель или заменить его. В носовом отсеке находилась система РЛС РП-15М, установленная под радиопрозрачным конусом. Далее шли: отсек с кабиной летчика, под ним находился закабинный отсек оборудования и ниша передней опоры шасси. Кабина пилота состояла из сдвижной части и неподвижного козырька с бронеблоком. Чтобы кабина могла выдерживать высокие температуры, сдвижная часть была выполнена из термостойкого оргстекла. По бокам были установлены воздухозаборники, оснащенные регулировкой.

Перехватчик оснащался треугольным крылом, оно имело угол в 60° по передней кромке стреловидности. Каждая консоль крыла получила поворотные закрылки, оснащенные системой УПС, которая была внедрена для увеличения подъемной силы во время посадки и совершения взлета. Эта система значительно повышала эффективность закрылков самолета, хотя изначально она не была включена в конструкцию самолета. Во время серийного выпуска модель активно модернизировалась. Технические характеристики и ТТХ стали эффективнее с 11 серии Су-15. Этого удалось добиться за счет изменения конструкции: передняя кромка получила аэродинамическую крутку, а также излом в 45°, площадь крыла увеличилась до 36.6 м3. В хвостовое оперение истребителя входил стабилизатор и киль с рулем управления.

Шасси Су-15 было классического образца – 3-стоечное: передняя стойка оснащалась тормозным колесом и могла помещаться в фюзеляш истребителя, главные стойки шли с одинарными колесами у убирались в крыльевые ниши, ближе к оси Су-15. Охлаждение тормозных барабанов происходило спиртоводным методом. Самолет также был оснащен тормозным посадочным парашютом – он размещался под рулем направления.

Потери

Представленные данные не полные и не окончательные.

Дата Страна Место аварии Жертвы Краткое описание
1970 г. Вайнёде Латвийская ССР 1/1 Самолёт 54 гвИАП. Разбился при взлёте по тревоге. Погиб капитан Юмашев.
07.05.1971 г. Арциз, Украинская ССР 1 Самолёт 90 ИАП совершал упражнение посадки на чужой аэродром (Арциз — Стрый). При возвращении назад самолёт упал в Карпатах. Лётчик Сайфуллин, и. о. командира 1-й эскадрилии погиб.
24.12.1976 Московская область, РСФСР 1 Самолёт № 1115337 совершал испытательный перегон с аэродрома Луховицы на аэродром Раменское, упал через три минуты после взлёта. Погиб лётчик, капитан Л. Д. Рыбиков.
07.12.1977 Клин 1/1+1/1+1/1+1 Три катастрофы в течение 17 минут. Среди погибших — генерал-майор Кадышев Владислав Филиппович, главный штурман авиации ПВО СССР, заместитель командира 192 ИАП, лётчик-снайпер полковник Фомин, командир звена 192 ИАП, майор Тищенко Владимир Дмитриевич и местный житель.
12.10.1979 Цивильский район, Чувашская ССР 1/1 Самолёт 681 ИАП, аэродром Данилово под Йошкар-Олой. Разбился во время ночного учебно-тренировочного полёта. Погиб лейтенант Скамейкин Сергей Владимирович.
18.07.1981 Армянская ССР 1/0+4 Самолёт 166 ИАП, аэродром Сандар, Марнеули, Грузинская ССР. Участвовал в перехвате аргентинского транспортного самолёта Canadair CL-44 и вынужден был совершить таран. В результате машина получила повреждения, лётчик катапультировался.
16.08.1983 Краматорск 0/1+0/1 Над Старым городом при заходе на посадку столкнулись два Су-15 — один местный, другой — из Моршанска. Причина — ошибки служб радиосвязи. Один самолёт упал на улицу Мичурина, разрушен дом в частном секторе, лётчик катапультировался. Другой — с повреждениями осуществил посадку на аэродром. Жертв нет.
июль 1986 Севастополь 1 самолёт 62 ИАП ПВО аэродром Бельбек. Упал в море на большом удалении от берега, при отработке воздушного боя. Погиб старший лейтенант Мысник.
декабрь 1986 Севастополь 1 самолёт 62 ИАП ПВО аэродром Бельбек. Упал в море на посадочном курсе, во время ночных полётов, в сложных метеоусловиях. Погиб майор Ковылин.
31.03.1987 Севастополь 1 самолёт 62 ИАП ПВО аэродром Бельбек. Упал в море при пилотировании на малой высоте. Погиб командующий авиацией 8-й армии ПВО (Киев), генерал-майор Уманец А. М.

Ахмат Кадыров – первый президент Чеченской республики

Президентом Чечни Кадыров Ахмат был избран 5.10.2003 года. Он набрал более 80 процентов голосов избирателей. Ахмат Кадыров стал первым президентом Чечни в очень сложное время. Он принял на себя ответственность за судьбу своего народа. В то время в республике процветал терроризм. Ахмат оказался в самой гуще событий. Он смог стать настоящим лидером своей республики и заслужить народную любовь. Работал Кадыров не ради славы, власти или религии, а для людей. Все его действия были направлены на благо Чеченской Республики.

Но Кадырову не суждено было занимать пост президента Чечни длительное время. Он стал «костью в горле» для многих террористов и политических деятелей, сеющих смуту в республике. Неоднократно подвергался покушениям со стороны экстремистов. В результате последних погибло три его родственника и часть личной охраны.

Но террористы все-таки смогли добраться до Кадырова. Уже через год после вступления в должность президента Чеченской Республики Ахмат погиб во время теракта на стадионе «Динамо» в Грозном. Взрывчатка была заложена под трибуной для важных гостей. Среди их числа находился и Кадыров Ахмат. В тот день должны были проходить празднества ко Дню Победы. Взрыв произошел внезапно, оборвав жизнь первого президента Чечни. Он умер по дороге в больницу, так и не придя в сознание.

Похоронили Ахмата Кадырова на родине, в Курчалоевском районе, в селе Центорой. Позже злополучный стадион был переименован, и сейчас в честь первого президента республики называется «Ахмат Арена». В данный момент это домашний стадион грозненского футбольного клуба «Терек».

Испытания аппарата Су-15

Первая рабочая машина была готова в январе 1949 года. При первом же полете в этом месяце конструкторы смогли увидеть ряд проблем с управлением машиной. Они касались гидравлики, плохой эффективности работы элеронов на невысоких скоростях, а также был большой момент пикирования при выпуске парашютного тормоза. А на больших скоростях, которые почти достигали скорости звука, машину трясло, и отмечались большие вибрации. Конструкторы долго не могли выяснить причины появления тряски. Для выявления проблемы на самолет была установлена специальная пишущая аппаратура, которая провела запись и анализ полета. Было выяснено, что машину трясло только при определенных скоростях − от 570 км/ч до 825 км/ч, а на низших или высших скоростях большая тряска не была выявлена.

В конце весны 49 года были определены все характеристики самолета Су-15. Но испытания были достаточно затянуты, и для ускорения этого процесса был задействован еще один пилот. Заводские испытания Су-15 так и не были закончены, поскольку данная машина была потеряна 3 июня 49 года в результате катастрофы, причины которой точно неизвестны и на сегодняшний день. На момент крушения самолет уже выполнил 38 полетов из 42 запланированных на испытаниях.

Сохранившиеся экземпляры

Фото Тип Бортовой номер Местонахождение
Су-15ТМ 37 Ходынское поле, Москва
Су-15 42 Ходынское поле, Москва
Су-15УМ 50 Ходынское поле, Москва
Су-15ТМ 85 Ходынское поле, Москва
Су-15 ?? Северная проходная НКАЗ, Новокузнецк
Су-15 85 Кривой Рог (клуб «Юный Авиатор»), Украина
Су-15ТМ 01 Мемориал I корпуса ПВО Заполярья, Абрам-Мыс, Мурманск, Мурманская область
Су-15ТМ 76 Авиационно-технический музей, Луганск, Украина
Су-15ТМ 41 Военно-исторический музей Воздушных сил Вооружённых Сил Украины
Су-15ТМ 16 Государственный музей авиации, Киев, Украина
Су-15 01 Одесский военно-исторический музей, г. Одесса, Украина
Су-15УМ 56 Полтавский музей дальней и стратегической авиации, Украина
Су-15ТМ 02 Североморск, Мурманская область
Су-15 05 Возле могилы Героя СССР Петра Наумовича Зубко, с. Лесное, Украина
Су-15УМ ? г. Доброполье, Украина
Су-15 07 пос. Хвойный (Санкт-Петербург)
Су-15ТМ 265 (старый б/н 29) п. Сокол (неподалёку от г. Кемь), Карелия
Су-15ТМ 11 Центральный музей Великой Отечественной войны, Москва
Су-15ТМ 04 НАПО имени Чкалова, Новосибирск
Су-15ТМ 15 514 Авиационный ремонтный завод, Ржев
Су-15УМ 46 Музей ПВО, Ржев
Су-15 30 г. Невьянск, Свердловская область
Су-15ТМ 31 п. Золотая Долина, Приморский край
Су-15ТМ 39 Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Су-15 40 Памятник возле Дома Офицеров, Южно-Сахалинск
Су-15УМ 55 Двор средней школы № 15, посёлок Заря Балашихинского района Московской обл., порезан на металлолом
Су-15ТМ 77 Новоалександровск, Ставропольский край, Россия
Су-15 87 п. Шишкино, Ставропольский край, Россия
Т-58Л 11 Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино
Су-15ТМ ? п. Хурба, Хабаровский край, в/ч 77944
Су-15 01 Дорохово, Тверская область

Фары

Случилось непоправимое – я случайно выкинул литники с которых было снято остекление фонаря. «Зачем мусор держать? Выкину-ка» — решил я. Только потом вспомнил, что я выбросил вместе с литниками от остекления и фары. Заказывать фары от «Эльф» уже было поздно. Поэтому я решил пойти на отчаяные меры – изготовить фары своими руками.
Стал подбирать прозрачные литники по нужному диаметру. Нашёл. А теперь, предо мной была другая проблема – «как их сделать достаточно тонкими?» Ночью лобзик не побежишь покупать. На фотографиях можете увидеть, что всё-таки фары тонкие, без труда встали на своё место и диаметр подошёл, будто родной. В качестве подложки для фар была использована пищевая фольга. Только об одном жалею – забыл поместить фары под воздухозаборники.

Тактико-технические характеристики истребителя Су-15

  • Размах крыла, м 10,5

  • Длина, м    21,5

  • Высота, м  5

  • Площадь крыла, м2  35,7

  • Масса пустого самолета, кг  12 500

  • Стартовая масса, кг 18 000

  • Скорость полета на высоте  2М

  • Скорость полета у земли М=0,9

  • Потолок, м 18 000

В 1983 г. летчик Г. Осипович сбил корейский самолет «Боинг-747» на Су-15.

Су-15 (1949г.)

Истребитель-перехватчик модели Су-15 был спроектирован опытными конструкторами ОКБ Сухого. Данную машину оснастили двумя реактивными двигателями, которые были расположены по тандемной схеме. Всего было изготовлено только две машины типа Су-15, и одна из них потерпела крушение при испытаниях.

Характеристики Су-15

Основные габариты самолета:

  • Длина – 22,03 метра;
  • Высота – 4,84 м;
  • Разах крыла – 9,43 м;
  • Площадь крыла – 36,3 м3.

ТТХ (тактико-технические характеристики):

  • Экипаж – 1 человек;
  • Двигатель – ТРДФ х 2 Р13-300;
  • Тяга бесфорсажная/форсажная – 4100/6600 кгс;
  • Масса нормальная взлетная – 17 200 кг;
  • Максимальная взлетная – 17 900 кг;
  • Максимальная скорость – 2230 км/ч;
  • Практический полоток – 18 500 м;
  • Практическая дальность – 1380 км.

Вооружение находилось на 6 узлах подвески и весило 1500 килограмм, в него входили:

  • 2 УР класса воздух-воздух с ИК-системами и полуактивной радиолокационной установкой;
  • Системы наведения Р-8М или Р-98;
  • В зависимости от модификации, допускалась установка 2-х блоков НАР или 2-х бомб ФАБ-250.

Истребитель Су-15 — видео

https://youtube.com/watch?v=f0Gaik6b6BQ

К середине 1961 г. в ОКБ завершилось рабочее проектирование и началось изготовление летного экземпляра машины. На нем был один двигатель АЛ-7Ф-2, а крыло, оперение и шасси были практически полностью заимствованы с Т-3. Военные же все активнее настаивали на двухдвигательном варианте компоновки. Новый проект Т-58Д подготовили во второй половине 1961 г. и приступили к изготовлению опытных самолетов с использованием задела по Т-58. Предусматривалась полная переделка средней и хвостовой частей фюзеляжа под два двигателя. Состав оборудования по сравнению с Су-11 практически не изменился. Задание на модифицированный перехватчик Т-3-8М было выдано ОКБ в феврале 1962 г.
На первом летном экземпляре самолета Т58Д-1 станции РЛС не было. В апреле 1962 г. самолет перевезли на аэродром ЛИИ, и 30 мая шеф-пилот ОКБ B.C. Ильюшин выполнил на нем первый полет. До конца года на нем выполнялся заводской этап испытаний, по результатам которых в конструкторскую документацию оперативно вносились изменения. Так, в частности, для увеличения путевой устойчивости увеличили площадь киля. Тормозной парашют перенесли в основание киля, заменили колеса шасси. Все эти изменения внедрили во втором опытном экземпляре Т-58Д-2.

В конце июля 1963 г. самолет Су-15 официально предъявили на государственные испытания, а в октябре к нему присоединился третий Т-58Д-3. Самолеты перегнали на аэродром ГНИКИ ВВС во Владимировку, где на них выполнялась программа испытаний с пусками ракет по реальным целям. Первый опытный Т-58Д-1 после доработок также участвовал в государственных испытаниях. На нем испытали новый носовой конус (более острый) и отработали оптимальную форму хвостового кока. Государственные испытания Су-15, в отличие от Су-9 и Су-11, проходили на редкость удачно, практически без каких-либо осложнений и претензий со стороны заказчика.

В июне 1964 г. государственные испытания завершились. В ходе испытаний было выполнено 45 пусков ракет, сбито 9 реальных мишеней. Основной претензией военных к самолету был относительно малый радиус действия. Для увеличения запаса топлива после консультаций с ЦАГИ фюзеляж спрямили по внешнему контуру воздухозаборников. Аэродинамические характеристики самолета практически не изменились.

Всего было выпущено 1300 истребителей-перехватчиков Су-15 различных модификаций, составляющих основу войск ПВО страны. Судьба Су-15ТМ и Су-15УМ сложилась печально, довольно большое число этих самолетов, даже не выработав до конца свой ресурс, подлежало сокращению по договору об ОСВ-2 1990 г. Самолет Су-15 известен тем, что он участвовал в пресечении нарушений воздушных границ России. 20 марта 1978 г. в районе г. Кемь был сбит южнокорейский лайнер «Боинг-707», который совершил вынужденную посадку на лед замерзшего озера. 1 сентября 1983 г. был сбит южнокорейский лайнер «Боинг-747», все пассажиры погибли.

Оценка проекта

Проект был аннулирован в виду большого количества доработок основной конструкции.

По результатам анализа представленных проектов было признанно, что При установке 152-мм гаубицы Д-15 требовалось где-то размещать боезапас, а сделать это без уменьшения ёмкости топливных баков в корпусе было невозможно. При этом, масса СУ-Д15, по сравнению с СУ-85, увеличивалась на 1500 кг. Орудия калибра 122 мм и 152,4 мм могут перегрузить узлы ходовой части и ухудшить подвижность средних самоходно-артиллерийских установок. Ввиду большого объёма переделок, мало возимого боезапаса, перегрузки передних катков машины, от дальнейшей разработки СУ-Д15 придётся отказаться. Поэтому орудия этих калибров было решено использовать для вооружения тяжелых танков и САУ.

Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector