Особенности национальных костюмов народов мира, традиции и культура

Содержание

Содержание

Содержание

Глава 3. Знаки и символы русской вышивки

Человек, постоянно живший среди природы, уже в глубокой древности начал создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое отношение к непонятным явлениям природы, свое восприятие окружающего мира. Смысл каждого знака, каждой линии были понятны ему, служили одним из средств общения.

Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому их называли оберегами и наносили на видные места предметов быта и построек, по краям и швам одежды.

Со временем первоначальные представления древних людей о фигурах-символах были утрачены, и эти элементы превратились в декоративные украшения.

Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный — символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием.

Орнамент — от латинского ornare (украшать) — повторение, чередование, варьирование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. Для народного орнамента характерна обобщённость образов, повторяемость одного мотива, природный ритм и симметрия.

Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов.

Русская крестьянка в праздничном национальном костюме — символ (модель) Вселенной. Нижний, земной ярус её одежды выполнен символами земли — семян и растений — в черном цвете. Верх одежды украшали изображениями птиц и символами дождя (височные цепи, изображение символических птиц на оплечьях). Завершал убранство праздничного костюма головной убор с изображениями солнечных коней и звезд.

Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками.

Как видим, мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл.

2.6 Головные уборы

Головные уборы у русских были разнообразными по форме. Основным
материалом являлся мех (чаще овчина), шерсть в виде войлока и сукна, реже
другие ткани, по форме они были в виде конуса, цилиндра или полушария. Валяные
шапки назывались шляпами, или конниками. К полукруглым головным уборам
относится и треух — меховая шапка с наушниками. Позднее получили
распространение картузы с козырьками на околышке.

Женские головные уборы были более разнообразными, но все их
разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец.
Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от
постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором «засветить»
хоть прядь волос. «Наказывали общим презрением и тех, кто «опростоволосил»
женщину или попытался это сделать, у севернорусских жителей раньше были даже
судебные процессы над теми, кто «окосматил» женщину, сорвав с её
головы чепец» .

Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их
головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или
бисером. Одновременно с кокошниками бытовали повойники, шамшуры, сборники — все
это разновидности чепца. Шили повойники из тонкой ткани в виде шапочек на
ситцевой подкладке, а шамшуры — со стеганным верхом на холщовой основе. Тыльная
часть повойника украшалась пышным растительным орнаментом. Замужние женщины
поверх небольших головных уборов, которые прятали их волосы, обязательно носили
платок или шаль.

Платок, который носили русские женщины — это результат
развития восточного покрывала. Манера завязывать платок под подбородкам пришла
на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев.

Женская рубаха

Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.

Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.

Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию.

Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».

Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.

Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.

2.4 Верхняя одежда

Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны, у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азыми, при своем типологическом сходстве они отличались деталями кроя. Понитки шили из домашнего сукна — пониточины, с прямым передом и спинкой в талию, иногда со сборками или клиньями по бокам. Пониток покрытый холстом или фабричной тканью назывался гуней, иногда для большего тепла их стежили куделью, бытовали гуни в качестве праздничной и будничной одежды. Выходные гуни покрывали крашенным холстом, а рабочие, из грубого холста, называли сермяками или шабурами, шили их из синего холста для повседневной носки и из фабричных тканей — для праздников. Они имели отрезную талию, вначале широкие складки — пластики, позднее пышные сборки. Перед шабура был прямой, полы застегивались на крючки, шили его на подкладке из холста, который пришивался только на груди.

Издавна на Урале была распространена одежда из овчины, носили шубы крытые и нагольные — без покрытия. Покрывали шубы холстом, сукном, а богатые люди привозной дорогой материей. Шили их по-старинному — в талию и со сборками. Особенно нарядными выглядели женские шубы, покрытые шелковой материей и с воротниками из беличьего или соболиного меха.

Дорожной одеждой были тулупы, зипуны. Зипуны шили из холста или серого сукна, их надевали поверх понитка, шубы.

Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная для работы и хозяйственных дел. Мужчины охотники и рыболовы носили лузаны, русские этот вид одежды заимствовали у коми-пермяков и манси. Специально вытканное поперечнополосатое полотно складывалось вдвое и по сгибу вырезалось отверстие для головы, нижние концы закреплялись веревками на талии. Под полотнищами спереди и сзади подшивали холст, образовавшиеся мешки — карманы использовали для хранения и переноски принадлежностей и добычи. Для хозяйственной работы на поле и дома мужчины и женщины надевали поверх одежды глухие запоны туникообразного покроя с длинными рукавами, спереди полотно из холста спускалось до колен, сзади до талии.

2.8 Детский костюм

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила
рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В дальнейшем детскую одежду
старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали
это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стиранная
материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет, по поверьям наших
предков — в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном
уберечь от порчи и сглаза своего ребенка.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и
для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право на
«взрослую» одежду дети получали только после обрядов инициации.

Такая традиция исключительно долго держалась в славянской
среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий
был утрачен древний ритуал перехода из разряда «детей» в разряд
«молодёжи», многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии. Так,
ещё в XIX веке в некоторых областях России вполне уже взрослые юноши и девушки
порою до собственной свадьбы ходили в детской одежде — рубахе, схваченной
пояском. В ряде других мест одежда ребёнка представляла собой обычный
крестьянский костюм, только в миниатюре. Любящие матери всегда старались
украсить детскую одежду — ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка.
Это понятно, так как она обладала в древности оберегающим смыслом. «Девушка
до 15 лет, а чаще до свадьбы носили подпоясанную рубаху, а по праздникам
надевали поверх передник с рукавами — шушпан» .

Девушки надевали сарафан только после выхода замуж, был
целый обряд расплетания косы и переодевания в сарафан.

Девичий головной убор отличался от женского тем, что
девушкам не нужно было закрывать волосы, они не прятали косу, непокрытые волосы
считались показателем «чистоты» девушки. Девушки носили повязку,
венец или почелок, бедные девушки носили перевязку из пестряди, а более богатые
— шелковую украшенную вышивкой или бисером. Перевязки и ленты лишь обрамляли
голову, и только свадебные головные уборы — коруны — полностью покрывали голову.

Украшения народного костюма для женщин

Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.

В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.

На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:

  • Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
  • Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
  • Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
  • Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.

Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:

  • Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
  • Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
  • Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
  • Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.

Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.

См. также

  • Фаустпатрон
  • Панцерфауст
  • Панцершрек
  • РПГ-2
  • РПГ-7
  • Список вооружений Корейской войны 1950—1953
  • Годдард, Роберт: первые американские модели гранатомётов «Базука» были созданы на основе работ Годдарда.

Популярные темы сообщений

  • Первобытный зоопарк

    Охота была важнейшим занятием для первобытных людей. Охотились они на диких лошадей, коз, оленей, пещерных медведей, мамонтов. Было и такое, что добычей становилась самка, в этом случае, люди забирали маленьких детенышей себе.

  • Город Тула

    На территории нынешнего города жили вятичи. Тут было небольшое поселение. Которое не чем не выделялось среди других таких же населенных пунктов. Городок относился к Рязанскому княжеству, а в XVI века перешёл к Московскому. Из – за того,

  • Филимоновская игрушка

    Филимоновская игрушка относится к разновидностям художественного промысла. Название игрушки произошло от населенного пункта в Тульской области – деревни Филимоново. В этом регионе находятся залежи специфической глины,

Навигация

Уход

Несмотря на то, что данный сорт вишни отлично переносит засуху и считается засухоустойчивым его нужно систематически поливать. Первый полив приходится на период бурного цветения (середина — конец весны), второй — на период созревания ягод (вторая половина июня). Если в вышеуказанные периоды не поливать дерево, то ягоды могут изменить не только свой вкус, но и размер, то есть, ягода будет мелкой и не такой сочной.

После обильного полива почва вокруг саженца запечатывается специальным питательным компостом или деревянной стружкой. Земля под деревцем должна периодически взрыхляться и очищаться от сорняков и травяного настила.

В весенний период времени высаженные деревья Шпанки рекомендуется подкармливать специальными удобрениями. Осенью, лучше всего использовать удобрения богатые калием и фосфором.

При прохладной весне опытные садоводы используют в качестве стимулятора роста опрыскивание кипяченной водой с натуральным медом. Такой же раствор используется и в период выброса соцветий для завлечения пчел.

В общей сложности вишня удобряется три раза в год: два раза в весенний период и один раз осенью при подготовке дерева к зимним холодам.

Подготовка дерева к зиме осуществляется осенью. В этот период убираются все листья, перекапывается грунт, укладывается специальный питательный компост и белится ствол.

Для побелки, как правило, используют обычную известь с добавлением хозяйственного мыла и медного купороса. Такой состав надежно защищает кору дерева от разного рода вредителей.

Обрезка веток является обязательным условием для здорового роста дерева и его формирования, однако, данная процедура впервые выполняется по истечении семи лет после высадки саженца. Это делается для общего оздоровления кроны и профилактики ломкости веток.

Мужские рубахи в XX и в XXI веках

В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.

Это связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.

Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).

В 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).

Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».

В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.

Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!

Красный

Этот оттенок был любим и простолюдинами и аристократией. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия. В национальных костюмах славян можно отметить до 33 разновидностей алого. Каждый оттенок имел собственное название: кровавый, червонный, кумач и т.д.

По цветовой гамме можно было легко определить возраст владельца. Ярче всего наряжались молодые барышни, не имеющие ребёнка. Пожилые люди и дети останавливались на нарядах спокойных расцветок.

Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. Вышивка на одежде перекликалась с орнаментом, используемым для оформления избы. В рисунок вплетали изображение птиц, животных и растений.

Ссылки

  • Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

«Виктория»

Самым эпичным эпизодом британских морских сражений является, без сомнений, Трафальгарская битва. Корабль с победным именем вначале был призван осуществлять гражданскую службу, однако в 1778 году, спустя 13 лет после спуска на воду, он перепрофилировался в военный корабль. Франция, признав независимость Америки от Британии, активно устанавливала с ней торгово-экономические отношения, что подрывало экономику и перспективы развития дипломатических отношений с Новым Светом. В связи с этим флот Туманного Альбиона наращивал силу как только мог. Командующий Флотом пролива Ла-Манш Кеппель избрал «Викторию» флагманом и не прогадал: победное имя-таки принесло перевес в противостоянии с Францией. Первое сражение, где «Виктория» получила свое боевое крещение, показало, что флот и тактика ведения морских боев Британии не усовершенствовалась. Неопределенный итог битвы заставил Наполеона снова помериться силами с британскими военно-морскими силами

На борту флагмана в сражении у испанского мыса Трафальгар был уже ставший известным вице-адмирал Горацио Нельсон, который не только мудро рассчитал тактику боя, но и уделял большое внимание моральному состоянию своих подопечных, подбадривая их и поднимая боевой дух. Ценой своей жизни он одержал победу на «Виктории»

Теперь легендарный корабль навечно возвращен в Портсмут, служа музеем в своем порту приписки.

Обувь и аксессуары

Раньше одним из вариантов обуви были постолы. Это что-то вроде невысоких сапог из куска кожи. Их, в отличие от обычных, не сшивали, а оборачивали вокруг ноги определенным образом, затем завязывали для прочности веревкой. В северных, северо-восточных областях носили лапти, которые тоже привязывали крест-накрест к ноге.

Популярной обувью были сапоги из сыромятной кожи, хотя они считались предметом роскоши. Их изготавливали с каблуками или без. Женщины летом носили легкие ботинки (черевички).

Национальные украинские женские украшения известны не менее, чем вышиванка. Это венок из натуральных, а чаще искусственных цветов (мака, пиона, васильков, розы, лилии, мальвы, ромашки, калины), разноцветные ленты. У каждого цветка или ленты имелось свое значение.

Раньше дорогим подарком для девушки считались бусы из кораллов, сегодня именно аксессуары красного цвета женщины надевают чаще всего. Впрочем, кроме кораллов, широко использовались любые камни, монеты. Мужской костюм ничем, кроме вышивки и пояса, не украшался.

Украинский костюм – яркое, самобытное одеяние, которое воплощает характер и талант народа, его интересную богатую историю. Поэтому относятся к нему в стране по-особенному. Все больше людей сегодня выражают желание одеваться на праздники в национальную одежду, очень многие имеют если не целый костюм, то хотя бы вышиванку.

Синопе

О предохранителе

Предохранитель в рассматриваемом пистолете флажкового типа, он расположен на затворе. В целях упрощения конструкции он же используется для переключения режимов ведения огня. Особенность его конструкции в том, что при активации предохранителя УСМ пистолет сразу же (в автоматическом режиме) спускается с боевого взвода.

Слева на раме имеется рычаг затворной задержки. Крепежная защелка для магазина традиционно расположилась в нижней части рукояти. Прицел простой, секторного типа. Теоретически рассчитан на 200 метров, но максимальная дальность относительно эффективного огня не превышает 50 метров.

Ссылки

  • Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Одежда в Индии

Это многонациональная страна. Как-никак здесь говорят на 447 языках и 2000 тысячах диалектов. Поэтому национальный костюм и его особенности разнятся в зависимости от штата. Даже влияние европейского масс-маркета, его дешевизна и практичность не смогли снизить популярность сари, патиала, дхоти и шервани.

Сари — это широкая полоска ткани (обычно 5-10 метров), которая драпируется вокруг тела женщины специальным образом. Как правило, ткань обматывают несколько раз вокруг талии, а оставшийся «хвостик» перебрасывают через плечо, оголяя живот.

Для туристов продаются специальные подробные схемы про то, как правильно «замотать сари». Правда, иностранке в таком костюме особо не походишь, он годится только для фотосессий.

Искусству грациозной носки этой национальной гордости девочки-индианки обучаются с 10-12 лет.

Сальвар-камиз — еще одно популярное одеяние у индианок. Мода на нее зародилась в Афганистане и со временем перекочевала в Индию. Этот красивый, практичный наряд популярен до сих пор, немного упростив свой внешний вид. Сальвар — шелковые шаровары, камиз — туника, доходящая до середины бедра.

Мужчины из рабочих каст носят дхоти — искусно задрапированная набедренная повязка. Джентльмены побогаче предпочитают шервани (длинный, расшитый сюртук) в сочетании с шароварами и тюрбаном (особенно этот головной убор популярен у тех, кто исповедует сикхизм).

Распространенность маузера

Эта модель имела немалую популярность как гражданское оружие практически до сорокового года двадцатого столетия. Исследователи, охотники, бандиты, путешественники — все те, кому необходимо было компактное и к тому же мощное оружие, широко использовали маузер каждый в своих целях.

Вместе с этим, пистолет «Маузер С-96» не смог получить такого повсеместного официального использования в регулярных военных силах ни одной державы, но некоторые страны для определенных категорий военных закупали и использовали данный вид вооружения в относительно небольших количествах.

Также данный вид вооружения достаточно активно неофициально использовался во многих военных конфликтах в странах разных частей света. Высокая скорострельность автоматической модели поставила маузер на ступеньку выше, чем другое аналогичное огнестрельное оружие.

То, что пистолет этой марки не получил широкого распространения, объясняется тем, что он был дорог, тяжел и относительно велик. К тому же маузер легко и сильно забивался грязью, а чистился тяжело из-за сложного процесса разборки и сборки механизма.

Еще одной причиной не особой популярности послужила конструкция предохранителя: поставленное на него оружие нельзя было быстро разблокировать одним пальцем при неожиданной угрозе, что заставляло рисковать владельца данного оружия.

Заключение

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Так же фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды.

Итоги и последствия

Подводя итоги советско-финской войны, можно сказать, что Советский Союз получил то, что хотел: граница отодвинулась от Ленинграда на 120 километров, отвоеваны Выборг, часть Ладожского озера, несколько островов в Финском заливе. Однако досталось это очень высокой ценой обоим участникам этой короткой, но кровопролитной войны. Список потерь огромен. По официальным данным, война с Финляндией унесла жизни 48 745 человек, 158 863 человек были ранены и обморожены.

В Книге учета потерь личного состава в боях отмечено, что всего погибло, пропало без вести и умерло от ран свыше 130 тысяч солдат и офицеров. Кроме того, нет данных об убитых в сражениях моряках. Вопрос о количестве погибших с советской стороны открыт до сих пор, так как находятся все новые документы, подтверждающие условность хрестоматийных цифр. Финская армия понесла следующие потери:

  • 23 тысячи солдат погибли и пропали без вести;
  • 45 тысяч получили ранения.

Более того, Финляндия лишилась многих важных в экономическом и стратегическом плане территорий (10% от всей площади страны). Из нейтральной она превратилась в страну, ставшую на стороне фашистской Германии. Именно через Финляндию немцы впоследствии осуществят блокаду Ленинграда.

Престиж Красной Армии был сильно подорван. При большой численности и вооружении, превосходящем силы противника, она на первом этапе войны потерпела несколько сокрушительных поражений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector