Sd kfz 251

литература

  • Вольфганг Флейшер, Рихард Эйерманн: Мотострелки и танковые гренадеры немецкой армии 1935-1945 гг. Podzun-Pallas Verlag, ISBN 3-7909-0687-5 .
  • Питер Чемберлен, Хилари Л. Дойл: Энциклопедия немецких танков — Вторая мировая война , Arms & Armor Press, 1978, ISBN 978-0853682028
  • Карстен Ян: филин и сокол. Разработка приборов ночного видения для бронетанковых войск Управлением вооружений (армии) немецкого Вермахта . В: Клаус Кристиан Рихтер: (Ред.): Панцергренадеры. Филиал службы в зеркале своей истории . Freundeskreis der Panzergrenadierruppe, Munster / Örtze 2004, ISBN 3-00-014858-2 , стр. 197-211.
  • Хорст Шайберт: бронетранспортер. Том 64, Podzun-Pallas-Verlag, ISBN 3-7909-0137-7 .
  • Вальтер Дж. Спилбергер: Полугусеничные машины немецкой армии, 1909-1945 гг. Том 6, Motorbuch Verlag Stuttgart, ISBN 3-87943-403-4 .
  • Положение D 660/4, средний бронетранспортер, (Sd.Kfz.251), на шасси Zgkw 3t, тип Hkl 6p, (базовая машина среднего бронетранспортера и варианты), описание устройства и инструкция по эксплуатации для шасси, 1943 г.

Серийное производство

Sd.Kfz. 251, захваченный польскими войсками во время Варшавского восстания в 1944 году

Общее производство Sd.Kfz. 251
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1939 11 32 25 42 35 44 43 232
1940 45 13 39 19 26 34 25 45 20 27 14 30 337
1941 13 8 13 12 20 5 35 55 70 75 48 70 424
1942 55 86 95 82 82 95 105 132 120 94 125 129 1200
1943 126 125 150 230 251 259 303 432 627 526 657 572 4258
1944 554 723 848 645 669 600 568 837 754 600 521 466 7785
1945 483 360 173 1016
Всего 15252

До апреля 1943 года в отчетности разделения на модификации не велось. Так же это отсутствует в марте 1945 года. Апрель неизвестен полностью.

Производство Sd.Kfz. 251/9
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1942 2 ?
1943 ? ? ? 30 31 24* 6 65 59 76 65 более 356
1944 21 120 45 22 5 60 73 115 86 96 27 26 696
1945 3 3
Всего 1150

*шасси Ausf D

Предполагалось, начиная с 15 июня 1942 года, выпустить 150 машин по 20 в месяц. К апрелю 1943 года собрали 95 таких машин. Машин модификации Sd.Kfz. 251/9 изготовили 1150 штук.

Производство Sd. Kfz.251/10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1943 16 6 28 36 11 24 2 12 135

Первые 80 Sd.Kfz. 251/10 были сделаны в июле — августе 1941 года. Производство было продолжено в 1943 году. К апрелю 1943 года всего изготовили 96 Sd.Kfz. 251/10. Общее количество выпущенных установок составило 215 штук.

Первые 96 Sd.Kfz. 251/16 были выпущены в январе — июле 1943 года. К 1 сентября 1944 года изготовили еще 200 машин и еще 64 по февраль 1945 года. Суммарный выпуск составил 360 штук.

Дата начала производства Sd.Kfz. 251/17 не известна. К сентябрю 1944 года было выпущено 54 установки. Ни в сентябре, ни в октябре они не выпускались. В ноябре 1944 года сдали 50, 17 в декабре, 53 в январе 1945 и 37 в феврале. Дальнейшая статистика отсутствует. Всего выпустили как минимум 211 штук.

Производство Sd.Kfz. 251/21
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего
1944 4 78 54 55 120 311
1945 38 38 76
Всего 387

Первые 40 Sd.Kfz. 251/22 сдали в декабре 1944 года. В январе 1945 года заводы выпустили 41 машину, военные приняли только 2. В феврале, соответственно — 55 и 53. Кроме того, велась переделка ранее выпущенных машин. Сколько всего было изготовлено установок — не известно.

Машина нашла широкое применение в самых разных частях вермахта. Её значимость в ходе Второй мировой войны трудно переоценить. Прежде всего она использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения мотопехоты (панцергренадеров) и в этом качестве особенно хорошо себя показала на пересечённой местности Северной Африки и Восточного фронта благодаря высокой проходимости полугусеничного движителя. Также Sd.Kfz. 251 активно использовался для буксировки орудий (в том числе и тяжёлых), для подвоза боеприпасов. На большинство машин устанавливались пулемёты MG34 или MG42, что позволяло эффективно использовать их в качестве подвижных огневых точек против живой силы противника и небронированных целей, а модификации с зенитными и полевыми орудиями использовались для уничтожения низколетящих самолётов и танков противника.

Стендовый моделизм

Бронеавтомобиль «Ханомаг» широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами «Звезда» (Россия), «Тамия» (Япония), «Драгон» (Китай), «Трумпетер» (Китай).

Боевое применение[править]

Машина нашла широкое применение в самых разных частях вермахта. Её значимость в ходе Второй мировой войны трудно переоценить. Прежде всего она использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения пехоты и в этом качестве особенно хорошо себя показала на пересечённой местности Северной Африки и Восточного фронта благодаря высокой проходимости полугусеничного движителя. Также Sd Kfz 251 активно использовался для буксировки орудий (в том числе и тяжёлых), для подвоза боеприпасов. На большинство машин устанавливались пулемёты MG-34 или MG-42, что позволяло эффективно использовать их в качестве подвижных огневых точек против живой силы противника и небронированных целей, а модификации с зенитными и полевыми орудиями использовались для уничтожения низколетящих самолётов и танков противника.

Стендовый моделизмправить

БТР «Ганомаг» широко представлен в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами Звезда (Россия), Тамия (Япония), Драгон (Китай), Трумпетер (Китай).

Бронетехника Третьего рейха


1914 — 1918 → 1919 — 1945 → 1946 — 1991 → 1991 г. — настоящее время

Лёгкие танки:

Krupp LeichttraktorRheinmetall LeichttraktorLeichttraktor ChristieKleintraktorLa.S.2-cm Kleintraktor • PzKpfw I Ausf.A • PzKpfw I Ausf.B • PzKpfw I Ausf.C • PzKpfw I Ausf.F • PzKpfw II • PzKpfw 35(t) • PzKpfw 38(t) Ausf.A • PzKpfw 38(t) Ausf.B • PzKpfw 38(t) Ausf.C • PzKpfw 38(t) Ausf.D • PzKpfw 38(t) Ausf.E • PzKpfw 38(t) Ausf.F • PzKpfw 38(t) Ausf.S • PzKpfw 38(t) Ausf.G • PzKpfw 38(t) Ausf.G (trop) • PzKpfw 38H 735(f) • Luchs • T-15PzKpfw 38(t) n.A.VK 16.02 Leopard

Средние танки:

Grosstraktor • PzKpfw III • MKAPzKpfw III/IV • PzKpfw IV • PzKpfw S35 739 (f) • VK 30.01 (H)VK 30.01 (P)VK 30.01 (D)VK 30.02 (D)VK 30.02 (MAN) • Panther • Panther IIE-50

Тяжёлые танки:

NeubaufahrzeugDW IDW IIVK 36.01 (H)VK 65.01 (H)VK 45.01 (P)Porsche Typ 102Typ 130 (P)Tiger (P)VK 45.01 (H) H1VK 45.01 (H) H2 • Tiger I • VK 45.02 (P)VK 45.02 (P) Ausf. AVK 45.02 (P) Ausf.BVK 45.02 (H)VK 45.03 (H) • Tiger II • E-75E-75 TS

Сверхтяжёлые танки:

LöweVK 100.01 (P)K.3381K.3382K.3384MäuschenVK 168.01 (P)K.3387Porsche Typ 205/1Porsche Typ 205/2 • Maus • Tiger-MausE-100Landkreuzer P. 1000 RatteLandkreuzer P. 1500 MonsterPzKpfw IXPzKpfw X

Штурмовые орудия:

StuG III • StuH 42 • StuIG 33B • StuG auf Leopard • StuG IV • Sturmpanzer IV • PzSf IVbHeuschrecke 10Sturmtiger

Истребители танков:

LTr Rheinmetall Selbstfahrlafette • Panzerjäger I • Leichte Panzerjäger • Panzerjäger 35R • Marder I • Marder I 39H(f) • Marder I FCM36(f) • Marder II • Marder III • Nashorn • Sturer EmilDicker Max • Ferdinand • Elefant • Grille 12Grille 15 • Jagdpanzer IV/48 • Jagdpanzer IV/70 (A) • Jagdpanzer IV/70 • Jagdpanzer 38(t) Hetzer • Jagdpanther • Jagdtiger • 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger • E-10E-25E-25 (P)

Самоходные гаубицы:

Sturmpanzer I • GPz Mk VI (e) sFH 13 • Sturmpanzer II • VK 302 mit 10,5 cmVK 302 mit 15 cmWaffenträger Leopard • SdKfz 135/1 • Wespe • Grille • Hummel • Geschutzwagen PantherGerät 809

Реактивные системы залпового огня:

Panzerwerfer 42 • Wurfrahmen 40

Зенитные самоходные установки:

Kfz 4 • SdKfz 10/4 • SdKfz 6/2 • Flakpanzer I • Flakpanzer T-34 (r) • VFW 8,8 cm FlaK 41VFW 8,8 cm FlaK 37 • Flakpanzer 38(t) • Möbelwagen • Wirbelwind • Ostwind • KugelblitzFlakpanzer LeopardFlakpanzer V

Бронеавтомобили:

SdKfz 13 • ADGZ • SdKfz 231 (6-Rad) • SdKfz 221 • SdKfz 222 • SdKfz 231 (8-Rad) • PzSpWg L201(h) • Saurer RK9Kugelpanzer • SdKfz 254 • SdKfz 233 • SdKfz 234 • SdKfz 234/2 Puma

Боевые разведывательные машины:

PzBefWg III • Artillerie-Pzerbeobachtungswagen • PzBefWg IV • PzBeobWg Panther

Бронетранспортёры:

Gepanzerter Kraftwagen • SdKfz 250 • SdKfz 251 • SdKfz 247

Бронированные ремонтно эвакуационные машины:

Bergepanzer III • Bergepanther • Bergetiger

Грузовые автомобили:

Borgward B 3000 • Büssing-NAG G31 • Büssing-NAG 3GL6 • Büssing-NAG 500S • Büssing-NAG 500A • Büssing-NAG 4500S • Büssing-NAG 4500A

Артиллерийские тягачи:

Radschlepper Ost • sWS

Бронетракторы:
5cm PaK 38 auf CatSchS(f)

Спецтехника:

KlPzBfWg • PzKpfw I Ausf.B Ladunsleger

Авиационные происшествия

  • 4 июня 1987 года — Ка-32Т: Мурманская область, Кольский район, близ пос. Териберка, погибло 4 человека. Причина — обрыв груза на внешней подвеске, вследствие чего лопнувший трос срезал стабилизатор и намотался на несущие винты.
  • 17 августа 1990 года — Ка-32С: Мурманская область, 6 км западнее Ловозеро, погибло 11 человек. Причина — поломка редуктора.
  • 27 марта 1991 года — Ка-32С разбился в Ленинградской области. Причина — разрушение лопасти нижнего несущего винта.
  • 15 мая 1991 года — Ка-32Т упал в море в Приморском крае.
  • 7 октября 1992 года — Ка-32С разбился в Красноярском крае, погибло 4 человека.
  • 11 июня 1999 года — Ка-32С разбился в Индонезии, 1 человек погиб. Причина — падение оборотов несущих винтов.
  • 4 сентября 2003 года — Ка-32 разбился в Краснодарском крае, 9 человек погибло.
  • Апрель 2004 года — Ка-32 разбился в Малайзии, 1 погиб, 2 ранены.
  • 4 сентября 2005 года Ка-32 разбился в Малайзии, трое погибли.
  • 23 октября 2005 года Ка-32 разбился в Азербайджане, полностью сгорел, 5 человек погибло.
  • 28 августа 2006 года Ка-32 потерпел аварию в Турции.
  • 6 ноября 2009 года Ка-32А, принадлежавший южнокорейской частной компании-перевозчику «Changwoon Aviation Co., Ltd.», потерпел крушение на одном из склонов горы Чомбонсан (1424 м) из-за плохих погодных условий. Оба пилота погибли. Вертолёт использовался в подразделении Корейской электрической корпорации (KEPCO), занимающимся монтажом опор ЛЭП. В день крушения вертолёт должен был перевезти груз древесины.
  • 23 ноября 2009 года Ка-32А, находившийся в эксплуатации южнокорейской Лесной службы, разбился во время тренировочного полёта в провинции Чолла-Намдо. Погибли пилот вертолёта и два стажёра. Вертолёт столкнулся с поверхностью озера Йонам под углом 70 градусов. Следственная группа пришла к выводу о том, что крушение произошло при имитировании забора воды из озера для тушения лесного пожара. Основными версиями крушения на стадии расследования считались ошибка пилота или отказ оборудования.
  • 26 сентября 2010 года Ка-32C (RA-31584) потерпел катастрофу в районе «Лунная Поляна», г. Сочи, Краснодарского края. Катастрофа произошла из-за самовыключения обоих двигателей по причинам применения некондиционного топлива и производственного дефекта регулятора частоты вращения свободной турбины правого двигателя. Погибло 2 человека, 1 пострадал.
  • 26 апреля 2012 года Ка-32 (ER-KGD) потерпел катастрофу в районе села Остров в Румынии. Вертолёт летел в Турцию для тушения пожаров. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
  • 26 июля 2012 года из-за отказа двигателя Ка-32АО (RA-31579) совершил грубую посадку в районе г. Сочи Краснодарского края. Вертолёт получил незначительные повреждения, жертв нет.
  • 9 августа 2012 года Ка-32Т (RA-31596) в 15:20 (по местному времени) потерпел катастрофу в районе села Карачам в провинции Мугла в Турции. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.
  • 3 сентября 2012 года в районе населённого пункта Мемориа (Memoria) (Португалия) при выполнении полёта по тушению пожаров Ка-32А11ВС (CS-HMO) в результате отказа двигателя, во время забора воды, с последующим разгоном со снижением зацепился внешней подвеской за ограждение и упал. Вертолёт получил значительные повреждения.
  • 4 августа 2013 года вертолёт Ка-32А11BC (C-JKHL) совершил грубую посадку в районе населённого пункта Белла Кулла (Bella Coola) (Канада). Вертолёт получил повреждения. Пострадавших нет.
  • 11 ноября 2014 года — Ка-32 МЧС РФ в ходе выполнения планового учебно-тренировочного полёта совершил жёсткую посадку в районе населённого пункта Сухая Падина Ставропольского края. Ка-32 получил повреждение и загорелся, четыре человека получили различные травмы, позже один скончался в больнице; погиб командир воздушного судна.
  • 3 июля 2017 года — Ка-32С, принадлежащий компании «Авиалифт Владивосток», совершил вынужденную посадку на воду. На борту находились 3 члена экипажа. Никто не пострадал.
  • 25 марта 2021 года — Ка-32 МЧС России вечером совершал учебный полёт, упал в акваторию Курсшкого залива в Калининградской области. На борту были три человека: двоих спасли, один(борттехник) погиб.

История создания бронетранспортера «Ганомаг» Sd.Kfz.251

В 30-е годы пальму первенства в производстве машин на колесно-гусеничном ходу перехватила Германия. Наступательная стратегия войны требовала повышения мобильности полевой артиллерии, кроме того, колесно-гусеничное шасси могло использоваться и для вспомогательных боевых машин специального назначения, таких как БРЭМ и т.д. Особо заманчивой была идея создания полугусеничного бронетранспортера — ведь в боевых условиях обычный грузовик вещь не слишком надежная — защиты пассажирам не обеспечивает, вооружения не имеет, да и проходимость машины оставляет желать лучшего.

Базой для проектирования первых германских полугусеничных бронетранспортеров стали легкие артиллерийские тягачи Sd.Kfz.10 и Sd.Kfz.11. Последний из них поступил в производство в 1936 г., отличался дешевизной, высокими ходовыми качествами и простотой конструкции, став наиболее массовой колесно-гусеничной машиной вермахта, выпущенной в количестве 9028 единиц. Также он послужил основой для разработки спецмашин дезактивации, дегазации и химической разведки, и вообще, зарекомендовал себя очень хорошо.

В 1936 г. в Ганновере приобрела у Hansa-Lloyd-Goliath, разработавшей Sd.Kfz.11, лицензию на производство бронетранспортера, новый корпус для которого подготовили в фирме Bussing-NAG. БТР, получивший обозначение Sd.Kfz.251 «Ганомаг» , предназначался для транспортировки мотопехотного отделения в составе 9 человек.

Эта надежная и во всех отношениях удачная машина прошла всю войну и была изготовлена громадной серией в 15252 машины 4-х модификаций (A, B, C, D), однако самой многочисленной была именно последняя.

Meillerwagen

В походном положении ракета транспортировалась хвостом вперед

По мере создания баллистической ракеты Фау-2 в высшем немецком командовании велись ожесточенные споры о том как эти ракеты применять: со стационарных или мобильных пусковых установок. Первоначально выбор был сделан в пользу стационарных, однако время показало ошибочность решения. Интенсивные бомбардировки союзников не дали завершить строительство капитальных стартовых столов, и немцы перешли на развертывание ракет с мобильных позиций.

В результате для запуска Фау-2 был разработан мобильный пусковой установщик — Meillerwagen. Он представлял собой 14-метровый прицеп в основе которого находилась трубчатая рама, а поверх нее располагался лафет для ракеты Фау-2. В передней части прицепа (относительно носа ракеты), находилась поворотная двухосная тележка с одинарными колесами с независимыми подвесками на поперечных рычагах и рессорах. Сзади располагалась ось с двухскатной ошиновкой, на полуэллиптических продольных рессорах. В основании рамы находился механизм подъема лафета в вертикальное положение. Он состоял из двух телескопических гидроцилиндров, гидронасоса, бензинового двигателя Volkswagen мощностью 14 л.с. и маслобака на 70 л. Все его компоненты (за исключением мотора) и прицеп в целом были производства фирмы Meiller-Kipper GmbH. Кстати компания существует и по сей день и занимается производством высококачественных самосвальных кузовов и прицепов.

Эскиз прицепа Meillerwagen

Сценарий использования Meillerwagen был следующий. Мобильный стартовый комплекс в составе командирского полугусеничного тягача Sd.Kfz.7, бронетранспортера охраны Sd.Kfz.251, топливозаправщиков Opel-Blitz T-Stoffwagen и тягача Hanomag SS-100 (или иного) с прицепом Meillerwagen с ракетой Фау-2, выдвигались к месту пуска. Там в течение 110 минут происходил монтаж ракеты на стартовый стол, ее заправка, подготовка к старту и пуск. Затем комплекс полным составом покидал место старта.

Возможностей Hanomag SS-100 хватало, чтобы буксировать прицеп с ракетой, общей массой 15476 кг с максимальной скоростью в 45 км/ч. Всего же было выпущено около 200 установщиков Meillerwagen. Сколько было произведено тягачей Hanomag SS-100, достоверно не известно, но счет идет на сотни единиц. После войны тягач в модернизированном виде выпускался вплоть до 1951 года.

История создания

Во время Второй мировой войны немецкая армия первой в мире массово приняла на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный Sd.Kfz. 251, обычно называемый «Ганомаг» (по названию предприятия-изготовителя). Его использовали для транспортировки пехоты (мотопехота) и тяжёлого вооружения (миномёты, крупнокалиберные пулемёты, пушки, огнемёты и пусковые ракетные установки), на его базе создавались санитарные, штабные машины и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей Второй мировой войны и применялись на всех театрах войны. После войны модификация Sd.Kfz. 251 — ОТ 810 состояла на вооружении чехословацкой армии.

Дальним предком Sd.Kfz. 251 был полугусеничный грузовой автомобиль фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для Португалии, был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.

В 1915—1916 годах появились очередные модели полугусеничных машин — «Бременваген» и «Мариневаген» I и II. Эти машины состояли на вооружении Sturm-Panzerkraftwagen-Abteilung (батальон штурмовых бронеавтомобилей). В 1917 году фирма Бенц представила полугусеничный артиллерийский тягач «Крафтпротце», которых впоследствии было выпущено 42 штуки. В 1919 году один такой автомобиль получил бронирование и был передан полиции. В период Веймарской республики работы над новыми конструкциями полугусеничных автомобилей были продолжены.

На базе шасси стандартного 3-тонного артиллерийского тягача фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала полностью бронированный гусеничный автомобиль, вооруженный размещенной в броне-башне пушкой 3.7 cm KwK L/70 калибра 37 мм. Вспомогательное вооружение составлял спаренный с пушкой пулемет MG 34 калибра 7,92 мм, такой же пулемет мог быть установлен на зенитной турели на башне машины.

В июле 1934 года был завершен первый опытный образец полугусеничного артиллерийского тягача, получившего обозначение HK 600p. В движение тягач приводился двигателем Боргвард KJ54 мощностью 68 кВт/92 л. с. В 1934 году тягач был переименован в HL KI 2, а весной 1936 года началось его серийное производство. Первые машины были направлены в 23-й полк легкой артиллерии. Всего было выпущено 505 таких тягачей.

Во второй половине тридцатых годов появились первые полугусеничные бронетранспортеры. Самый известный из них — HI6 — был разработан гамбургской фирмой «Ганза-Ллойд». В 1936 году лицензию на эту машину выкупила ганноверская фирма «Ганомаг». Бронетранспортер был разработан на базе 3-тонного полугусеничного артиллерийского тягача, о котором упоминалось выше. Шасси бронетранспортера изготавливали на фирме «Ганомаг», бронекорпус — на фирме «Бюссиг» в Берлине-Обершёневайде, а окончательную сборку производили на других предприятиях.

Первые машины, получившие обозначение HKL 6р, были выпущены в 1937 году, а бронетранспортеры нуль-серии — в 1938 году. Название бронетранспортера полностью звучало так — «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen» (MTW) — то есть средний бронетранспортер. Первые серийные образцы Sd.Kfz. 251 поступили в части летом 1939 года.

Бронетранспортеры Sd.Kfz. 251 выпускались в четырех модификациях — Ausf. А, В, С и D, и в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты были обозначены цифрами, например Sd.Kfz. 251/3 или Sd.Kfz. 251/16. Следует особо отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать любой из четырех модификаций, например Sd.Kfz. 251/3 выпускался на базе Ausf. А и Ausf. D. То, какая модификация была использована для постройки специализированного варианта, можно, в принципе, установить только по году выпуска конкретного экземпляра.

The Ausf.C

The Ausf.C (late 1941) was also very similar, but introduced a new flat engine nose plate, 14.5 mm (0.57 in) thick, without an access trap, replaced by a simple hole for the manifold. Other minor mass-production simplifications included the rear access doors. Attention was also paid to the engine, with the removal of the front hood cooling grid and the lateral access traps, replaced by large open ventilation boxes, and the lower part of the hull was modified to increase the compartment draw. The rear muffler storage boxes were relocated to the rear, and the mufflers themselves were completely modified. The rearview mirror was relocated from the driver side vision slit to a lower position. The headlights were now fixed directly to the chassis and the bumpers removed and replaced by towing hooks. Production for 1941 is assumed to be 389 vehicles. However, an increase in production was urgently needed, but by 1942 these figures rose only to 424 and around 1200 for 1942. Unit cost was 22,560 DM.

Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито

Литература

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А

Первая модификация бронетранспортера Sd.Kfz.251. Ausf.А, весила 7,81 т. Конструктивно машина представляла собой жесткую сварную раму, к которой снизу был приварен бронелист. Бронекорпус, изготавливаемый главным образом сваркой, собирался из двух секций, линия членения проходила за отделением управления. Передние колеса подвешивались на эллиптических рессорах. Стальные штампованные диски колес снабжались резиновыми шипами, тормозов передние колеса не имели. Гусеничным движитель состоял из двенадцати, расположенных в шахматном порядке, стальных штампованных опорных катков (по шесть катков на борт), все опорные катки снабжались резиновыми бандажами. Подвеска опорных катков — торсионная. Ведущие колеса переднего расположения, натяг гусениц регулировался перемещением ленивцев заднего расположения в горизонтальном плоскости. Траки в целях снижения массы гусениц были сделаны смешанной конструкции — резино-металлические. Каждый трак на внутренней поверхности имел один направляющий зубец, а на внешней — резиновую подушку. Соединялись траки между собой посредством смазываемых подшипников.

Корпус сваривался из бронелистов толщиной от 6-мм (днище) до 14,5-мм (лоб). В верхнем листе капота был устроен большой двустворчатый люк для доступа к двигателю. По бокам капота на Sd.Kfz.251 Ausf.А были сделаны вентиляционные лючки. Левый лючок мог открывать специальным рычагом водитель прямо из кабины. Боевое отделение выполнено открытым сверху, крышей накрывались только места водителя и командира. Вход и выход в боевое отделение обеспечивала двустворчатая дверца в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении по всей его длине вдоль бортов монтировались две лавки. В лобовой стенке рубки были устроены два наблюдательных отверстия для командира и водителя со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Внутри боевого отделения имелись пирамиды для оружия и стеллажи для иного военно-личного имущества. Для защиты от непогоды предусматривалась установка над боевым отделением тента. В каждом борту имелось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера.

Бронетранспортер снабжался 6-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров мощностью 100 л.с. при частоте вращения вала 2800 об/мин. Двигатели выпускались фирмы «Майбах», «Норддойче Моторенбау» и «Ауто-Юнион,» который снабжался карбюратором «Солекс-Дуплекс», четыре поплавка обеспечивали работу карбюратора при экстремальных градиентах наклона машины. Радиатор двигателя был установлен в передней части капота. Воздух к радиатору подавался через жалюзи в верхнем бронелисте капота и выпускался через отверстия в бортах капота. Глушитель с выхлопной трубой монтировался за передним левым колесом. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передавался через сцепление. Трансмиссия обеспечивала две скорости заднего хода и восемь переднего.

Машина снабжалась ручным тормозом механического типа и пневматическими сервотормозами, установленными внутри ведущих колес. Пневматический компрессор был поставлен слева от двигателя, а воздушные баллоны — подвешены под шасси. Развороты с большим радиусом выполнялись поворотом передних колес посредством поворота рулевого колеса, на разворотах с малыми радиусами подключались тормоза ведущих колес. Рулевое колесо было снабжено указателем положения передних колес.

Вооружение машины состояло из двух 7,92-мм пулеметов «Рейнметалл-Борзинг» MG-34, которые монтировались в передней и задней части открытого боевого отделения.

Чаще всего полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.А выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 — транспортер пехоты. Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач и Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 — машины связи и Sd.Kfz 251/10 — бронетранспортеры, вооруженные 37-мм пушкой.

Серийное производство транспортеров Sd.Kfz.251 Ausf.А осуществлялось на заводах фирм «Боргвард» (Берлин-Борзигвальде, номера шасси от 320831 до 322039), «Ганомаг» (796001-796030) и «Ганза-Ллойд-Голиаф» (до 320285)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector