Схема: гоблинская противопехотная мина

Интересные факты

«Сюрпризы» для пехоты

Противопехотные мины устанавливались в одну линию. На участке вбивали два колышка и натягивали между ними толстый гладкий провод. После этого мины закапывали перед ним, на расстоянии одного-полутора шагов друг от друга. Само минное поле немцы обозначали белыми полосками бумаги, которые вешали на вбитые в землю колышки.

После завершения его создания командир сапёрной группы составлял отчётную схему. На карту наносились ориентир, азимут и расстояние от ориентира для определения опасного участка, дата минирования, марка мин и их количество.

С такой схемы снималось шесть копий. Одну сапёры отдавали командиру пехотного взвода, на участке которого поставлены мины. Остальные схемы передавались командиру стрелковой роты, командирам батальона, полка и дивизии. Последняя копия отсылалась в главный инженерный отдел германской армии.

Немецкие сапёры в Африке, 1942 год(источник фото)

Тактико-технические характеристики

Основные параметры немецких неконтактных донных мин MI, MII и MIII почти не отличались между собой. Модель MIV изготавливалась в особом корпусе – алюминиевый сплав частично заменили на специальный водонепроницаемый картон. Общие характеристики всех этих мин таковы:

Длина мины 2,985 м
Диаметр 660 мм
Масса 987 кг
Вес основного заряда 696 кг
Глубина постановки От 5,5 до 35 м
Зона поражения До 30 метров (радиус)
Время работы 2-14 суток с акустическим взрывателем, до 400 суток с магнитным взрывателем

Поскольку мины LMB/S не оснащались стабилизатором, их длина и вес были несколько меньше – 2,235 м и 941 кг, соответственно.

Погрузка мины LMB/S.

Тактико-технические характеристики

В России на вооружение с 1973 года была принята модель ОЗМ-72. Ее задействовали во время афганской кампании, а Узбекистан с 2000 года ставит «лягухи» на границе с Таджикистаном. На 2020 г. российский оружейный арсенал включал большое количество противопехотных мин со следующими характеристиками:

Тип Осколочная заградительная или противопехотная кругового поражения
Материал корпуса Сталь
Вес 5 кг
Тип ВВ тротил
Вес взрывчатого компонента 660 г
Поражение 2400 шариков/роликов из стали
Высота корпуса 17,2 см
Диаметр корпуса 10,8 см
Чувствительность От 1 до 17 кг
Радиус действия 25 м
Тип взрывателя МУВ-3, МУВ-4, МУВ-2 — без запала
МВЭ-72, МВЭ-НС — с запалом
Тип запала Капсюль с детонатором
Целевой датчик Обрывной/натяжной

Авиация ПВО, ВМФ, специального назначения и транспортная

Первый вид предназначается для защиты и прикрытия стратегически расположенных военных и других объектов, а также территорий от нападения с воздуха

Несмотря на всю важность функции авиации ПВО, выполнение работы идет на одном-единственном представителе — МиГ-31

Среди видов авиации России выделяются пилотирующие отряды ВМФ, предназначенные для предотвращения нападения и уничтожения противника, а также его стратегически важных объектов в морских водах. Она же является защитой военным кораблям на берегу и во время выполнения разведывательных, боевых миссий. Авиация ВМФ делится на несколько родов: истребительная, ракетоносная, штурмовая и разведывательная. Она, так же как и армейская, имеет в строю вертолетный парк. Часто базой для летательных аппаратов являются авианосцы.

Авиация специального назначения выполняет функции помощника летательным аппаратам в виде воздушной дозаправки с помощью специальных приборов, установленных в том числе на беспилотных аэропланах, совершает радиолокационный дозор. Операции по поиску и спасению также включены в обязательства. Изначально создавалась для работы с ВМФ.

И последний вид, выделяющийся среди военной авиации, — транспортный. Он используется для переброски грузов и десанта. В наличии транспортной авиации находится и самый большой транспортно-военный самолет в мире, прозванный «Русланом», — Ан-124, а также Ан-12, Ан-26, Ил-76. Функции транспортной авиации — перевозить в том числе и тяжеловесные грузы в виде танков, малогабаритных самолетов, ракет, самоходных артиллерийских установок и другую боевую технику.

Немецкие минометы – первые образцы

Если перед Первой мировой войной немецкий рейх еще был лидером в развитии и применении минометов, то после своего поражения Германия снова принимается за разработку этого оружия только с 1930 г.

Ровно к началу войны в 1939 г. передовые части немецкой пехоты получили тяжелый миномет «Гранатверфер 34» (schwere Granatwerfer 34, sGrW 34) производства «Райнметалл» (Rheinmetall). По оценкам современников, в ходе войны это изделие превратилось в одну из важнейших и эффективных категорий оружия. Пусковая установка калибра восемь сантиметров (81,4 мм) состояла из ствола с казенником, опорной плиты, сошки и прицела.

Расчет sGrW 34 на понтоне. Учебное занятие по плану подготовки к высадке в Великобритании.

Конструкция ствола включала трубу, на которую наворачивался казённик. В дно казенника вставлялось медное обтюрирующее кольцо, препятствовавшее прорыву пороховых газов через резьбу при выстреле. На внешней поверхности ствола для его грубой наводки на цель наносили белую линию.

Ствол на простой сошке устанавливался в направлении стрельбы. Сошка имела две опорные ноги, соединенные шарниром. Устройство сошки в определенной степени позволяло компенсировать неровности почвы, включая поперечные. Нижняя пластина удерживала ствол и поглощала отдачу, возникавшую при выстреле гранаты (мины).

Если по углу возвышения миномет наводился легко, то изменение направления стрельбы представляло определенную проблему. Прицельное приспособление позволяло устанавливать основное направление стрельбы. Как замечают немецкие историки, только опытные солдаты на коротких дистанциях справлялись с этим обстоятельством.

Экипаж БТР 251/2 с минометом sGrW 34

Боеприпасы

Оружие заряжалось со ствола: стрелок вводил гранату через его дульный срез. Стандартный боекомплект миномёта включал осколочные и дымовые мины (гранаты, 8-cm-Wurfgranate) весом по 3,5 кг каждая. Радиус поражения осколочной мины достигал 30 м.

Наряду со стандартными осколочными минами при стрельбе из sGrW 34 использовались мины с вышибным зарядом. Он подбрасывал мину на высоту 1,5-2,0 м, где и детонировал основной заряд. Осколки, летевшие сверху вниз, были более эффективны особенно в отношении укрывшейся живой силы.

Дополнительно могли применяться осветительные боеприпасы, которые успешно применялись с целью обнаружения разведки противника ночью.

Расчет тяжелого миномета sGrW 34 состоял из шести человек: командира, наводчика, заряжающего и трех подающих

Контактные взрыватели мин были настолько чувствительными, что для собственной безопасности расчетам требовалось следить, чтобы по траектории полета мины отсутствовали малейшие препятствия (ветки деревьев, маскировочные сети и т.п.). Использование взрывателя WgrZT в сильный дождь вообще не рекомендовалось.

Вышибной заряд sGrW 34 включал в себя основной заряд (хвостовой патрон) и три дополнительных кольцевых заряда, надевавшихся на трубку стабилизатора. Стандартная осколочная мина (граната) находилась в полете от 26 сек. Дальность стрельбы sGrW 34 лежала в пределах от 125 до 2200 м. Согласно некоторым источникам, в ходе войны удалось её увеличить до 3500 до 4000 м.

Транспортировка

Оружие (вес около 60 кг) обычно перевозилось транспортным средством для личного состава. Кроме того, миномет делился на три вьюка, причем из шести военнослужащих расчета трое несли ствол. В качестве подручного средства для транспортировки служила боевая одноосная тележка (Gefechtskarren If 9).

Боевая одноосная тележка Gefechtskarren If 9

Начиная с 1942 г., миномет sGrW 34 устанавливается на легкий и средний  бронетранспортеры. В результате минометы получают неожиданную мобильность, а соответствующие подразделения высокую огневую мощь. В тот период разведывательные роты оснащаются легким (le SPW SdKfZ 250/7), а моторизованные и саперные роты – средним БТР (m SPW SdKfz 251/2).

Легкий БТР SPW SdKfZ 250/7 с 8-см минометом на борту

В период с 1937 по 1945 гг. немецкая промышленность изготовила более 70 тыс. sGrW 34, которые нашли  применение на всех фронтах.

ТТХ тяжелого немецкого миномета образца 1934 г.

Тяжелый немецкий мономет образца 1934 г.

  • калибр: 81,4 мм (8 см)
  • длина ствола: 1143 мм
  • масса: 57 кг
  • угол возвышения: от +40° до +89°
  • угол направления при угле возвышения 87°: до 14,4°
  • скорострельность: 30 выстр./мин.
  • расчёт миномета: 6 чел.
  • дальность стрельбы: 60-2400 м, позднее до 3500-4000 м
  • масса (гранаты) мины: 3,5 кг.

Классификация противопехотных мин

Мины можно классифицировать по методу установки, по действию, по методу взрывания. Но наиболее полной будет их подразделение по способу поражения:

  • фугасные, поражение за счёт энергии взрыва ВВ (взрывчатые вещества), в качестве примера можно привести советские мины типа ПМД-6, ПМН,
  • фугасного действия, неустанавливаемые, ПФМ-1 «Лепесток», засевание ими территории осуществляется из кассет ЛА (летательных аппаратов) или снарядов,
  • осколочного действия, знаменитые ПОМЗ,
  • направленного осколочного действия, МОН и американский «Клеймор»,
  • мины-сюрпризы, осколочного или фугасного действия, вынесены в отдельную категорию ввиду разнообразия датчиков цели, наиболее известные варианты МС-1 и МС-4,
  • осколочного действия, с вышибным зарядом, например ОЗМ-72,
  • пулевые, аналог фугасных, но вместо ВВ используется вставленный в трубку боевой патрон, поражение осуществляется пулей, ПМП.

Взрыв мины происходит от воздействия на датчик цели. В фугасных минах это обычно сдвижная или эластичная крышка, для мин осколочного действия это может быть взрыватель дистанционного управления или сеть-растяжка из тонких металлических проводов.

Нужно отметить, что это справедливо для советских и российских мин, хотя противопехотные мины США и Германии и имеют похожее устройство, тем не менее, отличаются устройством взрывателя и действием.

Отдельно стоит упомянуть любопытное оружие наших заклятых друзей Pursuit-Deterrent Munition M86, появившейся в армии США после подписания Америкой Оттавского соглашения о нераспространении мин, 3 декабря 1997 года.

Фактически М86 представляет собой противопехотную осколочную мину, но называется боеприпасом сдерживания и формально миной не является. Так США обошли запрет противопехотных мин.

Опять же к слову, несмотря на подписание конвенции, десятками государств на настоящее время остаётся неуничтоженным не менее 150 тыс. единиц этих боеприпасов.

Не лучше поступили и шведы, просто переименовав Truppmina 12B в Forsvarsladdning 22. И граница на замке, и конвенция в порядке. Но Оттавский договор все-таки изменил направление развития минного дела.

Сейчас минные боеприпасы разрабатываются с учётом возможности их уничтожения, в отличие от устаревших боеприпасов, современные мины не стоят на боевом дежурстве десятками лет, а самоуничтожаются через определённый период времени.

Справедливости ради стоит отметить, что Россия эту конвенцию не подписывала, и на сегодняшний день вполне может наладить производство устаревших и современных типов мин.

Где на компьютерной клавиатуре находится кнопка RMB?

Трехполосый листолаз

См. также

Взрыватели и детонаторы:

С 8см осколочной миной Wgr. 34 использовались взрыватели: Wgr. Z. 38,Wgr. Z. 34,Wgr. Z. 38 St.,Wgr. Z. 38 C,Wgr. Z. 38 T.

Разобранный пластиковый взрыватель Wgr.Z.T
 

Алюминиевый взрыватель Wgr.Z.38
 

Детонаторы: gr. Zdlg. c/98 Np. (тэн) или gr. Zdlg. c/98 H. (гексоген) или gr. Zdlg. c/98 H. o.V

Разобранный детонатор Gr.Zdlg. из 8cm минометной мины

Вышибной заряд:

Стабилизатор и маркировка на вышибном (хвостовом) патроне

Основной заряд — хвостовой патрон «patrone des s. Gr. w 34 (8cm)  10g Ngl. Bl. P. 12.5-(0.1-0.1-0.2)» состоит из 10 грамм нитроглицеринового пластинчатого пороха.

Упаковка на сто вышибных патронов к 8см минометным минам
 

Дополнительные (переменные) заряды Teilkartuschen, Zusatzladung:

Для увеличения дальности стрельбы на мину одевался дополнительный заряд между корпусом и стабилизатором

Допзаряд Teilkartuschen  поставлялся в ящике вместе с минами, упакованный в алюминиевую или цинковую круглую коробочку. К каждой мине в стандартной комплектации полагалось два заряда — кольцеобразных пучка пороха.
 

 Zusatzladung — добавочный заряд ( дополнительная комплектация, сверх нормы). Поставлялся при нехватке допзарядов комплектных с минами.
 
.
Для стрельбы применяли пять комбинаций зарядов.
Первый это хвостовой патрон.
Второй хвостовой патрон и один пучок дополнительного заряда.
Третий — это хвостовой патрон и два пучка дополнительного заряда.
Четвертый заряд хвостовой патрон и три пучка.
Пятый заряд — хвостовой патрон и четыре пучка дополнительного заряда.
Пучки допзаряда крепятся на хвостовую часть мины и воспламеняются от хвостового патрона через «огнепередаточные» отверстия. При стрельбе в ночное время применяются пламегасители из сернокислого калия весом 10 грамм.
Баночка из под  Zusatzladung с маркировкой

Кольцеобразный пучок Zusatzladung

Колечки пороха без оплетки

Маркировка дополнительного заряда к минометной мине 8см
Упаковка дополнительного заряда  Teilkartuschen  к немецкой минометной мине
 

Бакелитовая баночка из под пламегасителя который добавлялся к заряду что бы уменьшить вспышку выстрела при ночных стрельбах. Надпись на банке сокращение от Kart. Vorl. = Kartuschvorlage (заряд пламегаситель

Немецкая минометная мина 8 cm WGr38

К третьему вопросу урока

Противотранспортные мины предназначаются для минирования автомобильных и железных дорог, аэродромов. Заряд мины может быть рассчитан не только на поражение транспортного средства, но и на разрушение дороги. Мины устанавливаются в боевое положение через определённое (заданное) время, а взрываются от воздействия на её реагирующий орган проходящего транспорта.

МЗУ-2 “Верба”, противотранспортная мина

Мина предназначена для использования в качестве противопоездной мины, объектной мины, мины-ловушки, устройства неизвлекаемости других мин. Для выполнения возлагаемых на мину задач она оснащена следующими датчиками цели: наклонный датчик – срабатывает при наклоне мины более чем на 10 градусов от горизонтального положения мины или смещении мины с ускорением более 0.05м/сек/сек; вибрационный датчик -срабатывает при возникновении сейсмических колебаний грунта, вызванных движением железнодорожного состава. При скорости движения состава в пределах 30-160 км/час датчик срабатывает, когда до головы поезда остается 35 метров, при меньших скоростях датчик срабатывает на удалении от 0 до 35 метров; сдвоенный наклонный датчик – срабатывает при изменении положения мины более чем на 10 градусов, независимо от начального положения мины. Таймера для использования в качестве объектной мины МЗУ-2 не имеет. В качестве таймера используется взрыватель замедленного действияВЗД-144, который накручивается на пусковую кнопку мины.

Объектные мины предназначаются для разрушения мостов, тоннелей и др. сооружений. Они устанавливаются внутри разрушаемого объекта в специальных минных колодцах (камерах) или в грунте.

         Специальные мины — боеприпасы узко целевого назначения (магнитные и сигнальные мины и др.).

1

        Противотанковые мины.

1. Противотанковая металлическая мина (общий вид): 1 — корпус с зарядом взрывчатого вещества, 2 — взрыватель, 3 — реагирующий орган (нажимная крышка), 4 — ручка.

2. Противотанковая безкорпусная мина: 1 — нажимная крышка, 2 — заряд взрывчатого вещества, 3 — взрыватель, 4 — промежуточный детонатор, 5 — пластмассовая пробка, 6 — запальное гнездо.

3. Противотанковая противоднищевая кумулятивная мина: 1 — корпус, 2 — крышка, 3 — заряд, 4 — стальная облицовка, 5 — промежуточный заряд, 6 — взрывной механизм, 7 — промежуточный детонатор, 8 — взрыватель, 9 — предохранитель.

Противопехотные мины.

1. Противопехотная осколочная мина: 1 — корпус, 2 — направляющий стакан, 3 — заряд взрывчатого вещества, 4 — взрыватель, 5 — промежуточный детонатор, 6 — вышибной пороховой заряд, 7 — капсюль-детонатор, 8 — предохранительные чеки.

2. Противопехотная фугасная пластмассовая мина: 1 — нажимная крышка, 2 — предохранитель, 3 — тарельчатая пружина, 4 — заряд взрывчатого вещества, 5 — детонатор, 6 — предохранительная скоба. 3. Противопехотная шрапнельная (выпрыгивающая) мина: 1 — корпус мины, 2 — взрыватель, 3 — «усики».

Заключительная часть. 4- мин

Подведение итогов занятия.

Выставление оценок в журнал и дневники учащихся.

Задание на дом: Виды мин и их назначение и особенности.

Урок подготовил: Салифов И.М. преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ СОШ № 7 г. Азнакаево РТ

Боевое применение

Первые девять полков по 36 боевых машин (БМ) начали формироваться с 8 августа 1941 года.

Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И. Флёрова, как свидетельствует военный историк и очевидец первого залпа «Катюш» Андрей Сапронов, была впервые задействована 14 июля 1941 года для нанесения ударов по занятому накануне немцами городу Рудня, а через 2 дня обстреляла железнодорожную станцию Орша в Белоруссии, которая 14 июля была ещё занята частями Красной армии, и переправу через реку Оршица. Обстрелы производились зажигательными снарядами, снаряжёнными термитом.

Особенностью боевого применения реактивной артиллерии в 1943 году явилось её широкое использование не только для уничтожения живой силы, но и в борьбе с танками. Эту задачу она выполняла главным образом путём массирования огня по районам сосредоточения и по крупным атакующим группам танков. При этом танки, как правило, выводились из строя при прямом попадании снарядов М-30 и М-31, а также при разрыве их в непосредственной близости. Лёгкие и средние танки поражались даже при разрыве снарядов в 5-10 метрах от них. Также отмечались случаи применения «Катюш» против танков на прямой наводке. Для этого передними колесами машина заезжала в специально вырытый окоп так, что направляющие находились в горизонтальном положении.

Когда в 1945 году Красной Армии пришлось штурмовать немецкие города-крепости, встал вопрос о применении «Катюш» в условиях городских боев. Нужно было эффективное оружие для уничтожения немецких укреплений, но близость противоборствующих подразделений делала применение ракет опасным для своих пехотинцев. Выход был найден — тяжёлые реактивные снаряды М-31 в транспортировочных ящиках устанавливали прямо в проёмах окон и с расстояния 20—30 м били по противнику, укрывшемуся в домах и подвалах.

Основные элементы конструкции

По своему внешнему виду и внутреннему устройству различные модели донных неконтактных мин в значительной степени различаются друг от друга, однако у них всё равно остается немало общего. Поэтому в качестве наиболее характерного примера можно использовать хорошо изученную немецкую донную мину LMB I. По своему внешнему виду она напоминала крупную авиабомбу с обычным округлым передним обтекателем и хвостовым стабилизатором.

Корпус такой мины изготавливался из алюминиевого сплава и значительной прочностью не отличался. В его передней части размещался заряд гексанита общим весом 696 кг (для мин LMA – 305 кг) и основной детонатор. Кроме того, там же устанавливался «бомбовый» взрыватель, инициировавший подрыв мины при её падении на сушу. Он был не ударным, а часовым и срабатывал в том случае, если после истечения 19 секунд с момента касания поверхности глубина погружения составляла менее 4,57 метра.

В средней части корпуса располагался отсек взрывного устройства. Внутри него размещалось несколько различных приборов.

Немецкая авиационная морская магнитная мина, разобранная на части. Цифрами обозначены: 1 – крышка, закрывающая парашютный отсек; 2 – парашют;3 – парашютный отсек; 4 – стабилизатор; 5 – основная часть приборов; 6 – отсек с зарядом гексанита, гидростатом, самоликвидатором и бомбовым взрывателем.

В состав оборудования могли входить:

  1. Неконтактный магнитный взрыватель модели M1-M5 или M9.
  2. Неконтактный акустический взрыватель (мог быть как вспомогательным, так и основным). Использовались модели А1, А2, АА1 и АА2.
  3. Комбинированный магнитно-акустический взрыватель MA1 (на базе M2) или MA2 (на базе M9).
  4. Вспомогательный гидродинамический взрыватель D. Срабатывал при изменении давления воды при прохождении судна над миной и использовался только в комбинации с основным взрывателем.
  5. Прибор кратности Zahl Kontakt. Обеспечивал возможность подрыва мины только после заранее заданного количества срабатываний взрывателя. Диапазон кратности – от 0 до 14.
  6. Механизм Pausenuhr. Устанавливался вместо прибора кратности и предназначался для задания программы работы мины, включая и выключая её на определенные периоды времени.

Кроме того, в отсеке взрывного устройства располагался «сюрприз» — устройство необезвреживаемости мины, приводившееся в действие при попытке извлечения основных приборов. Отдельно устанавливался так называемый камуфлет, который подрывал дополнительный заряд (около одного килограмма тротила) уже при попытке вскрытия корпуса. Оба «сюрприза» предназначались для разрушения секретных приборов и уничтожения вражеских минеров.

В хвостовой части мины находился парашютный отсек. На корабельных модификациях LMB/S он не устанавливался. В этом же отсеке размещались датчики неконтактных взрывателей.

Самоликвидация мины обеспечивалась несколькими независимыми друг от друга устройствами. В отсеке взрывного устройства размещались два таких прибора: Zeit Einrichtungen (мог быть настроен на период работы от 45 до 200 суток) и Verzogerung Werke (срабатывал после истечения промежутка времени продолжительностью от 6 до 72 часов).

Магнитный неконтактный взрыватель M2.

На боковой поверхности передней части мины располагался небольшой лючок диаметром в 15,24 см. Под ним находился еще одно устройство – Uhrwerkseinschalter (UES). Оно представляло собой комбинацию из часового механизма и гидростата. Как только мина погружалась на глубину в 5,18 м или более, гидростат включал часовой механизм, который использовался для «отсрочки» активации неконтактных взрывателей. Срок выжидания мог составлять от 30 минут до 6 часов или же от 12 до 72 часов. В течение всего этого времени мина не поддавалась никаким методам траления.

Механизм UES чаще всего был дополнен устройством неизвлекаемости Lihtsicherung (LiS), которое подрывало основной заряд при попытке подъема мины на поверхность. Срабатывание детонатора обеспечивал гидростат, реагирующий на снижение давления воды. На поздних образцах LMB имелось еще одно устройство защиты от разминирования, взаимодействующее с оптикоэлектронными датчиками, которые фиксировали изменение уровня освещенности при снятии крышки отсека взрывателя.

Аналогичный «сюрприз» устанавливался и на беспарашютных минах BM1000, которые имели ряд конструктивных отличий от всех предшествующих моделей. В частности, их корпус был сделан из маломагнитной стали, а носовой обтекатель – из высокопрочной стали. Кроме того, прибор кратности у «Моники» не регулировался – количество «пропусков» устанавливалось на заводе-изготовителе. Первые образцы BM1000 взрывались под третьим кораблем, а некоторые последующие образцы – под восемнадцатым.

Третий фрегат для Черноморского флота России спустят на воду в августе

Начинаются государственные испытания СКР «Адмирал Григорович»

25-см тяжелый миномет SMW обр. 1910 г. (Германия)

По окончании русско-японской войны в 1907 г. специалисты германской приступили к проектированию собственного миномета. Их так впечатлил опыт осады Порт-Артура японцами, что новое орудие предполагалось поставить на вооружение инженерных войск Для облегчения возможности уничтожения бункеров и мощных укреплений калибр был выбран внушительный — 250 мм.

25-см тяжелый миномет SMW обр. 1910 г. в боевом положении

Новый миномет представлял собой уменьшенную гаубицу. Это был дульнозарядный нарезной миномет, оснащавшийся мощным гидропружинным механизмом компенсации отдачи. К миномету выпускались два типа мин массой 97 и 50 кг, оба содержали гораздо больше взрывчатки, чем обычные артиллерийские снаряды того же калибра. С 1910 г. новый миномет был принят на вооружение под обозначением 25-сш SMW (сокр. от «Schwerer Minenwerfer» — тяжелый миномет).

В 1916 г. в производство была запущена новая модификации 25-cm SMW n.А. (сокр. от «neuer Art» — новый тип) с удлиненным стволом, в то время как более старая модель получила обозначение а.А. («alter Art» — старый тип).

Немецкий артиллерист держит на коленях 250-мм снаряд к миномету SMW o6p. 1910 г. в чехле, сплетенном из прутьев

Несмотря на сравнительно небольшую дальность стрельбы, минометы SMW оказались очень эффективными, так как по мощности их снаряды были почти столь же разрушительными, как крупнейшие осадные орудия немецкой артиллерии той войны — 42-сm «Dicke Bertha» («Большая Берта»). При этом «Берта» была тяжелее миномета в 50 раз. Когда Германия вступила в войну, численность состоявших на вооружении минометов SMW составляла 44 единицы, к 1918 г. она увеличилась до 1234 единиц.

Работа на позиции

Заняв огневую позицию (ОП), расчет миномета устанавливал опорную плиту на землю таким образом, чтобы она имела небольшой наклон вперед. В случае нужды, нужного положения добивались, подравнивая грунт лопаткой. Ориентируясь по белой полосе, нанесенной на стол, и передвигая опорную плиту, миномет 5 cm l Gr W 36 грубо наводили на цель. Поворотный механизм должен был находится в среднем положении.

Ударами черенка лопаты, опорную плиту осаживали до тех пор, пока ребра на нижней стороне не погрузятся в грунт.

Миномет горизонтируется вращением рукояток 8, покамест пузырек уровня не установится в среднем положении.

Разведка Красной армии

Какой образ возникнет при упоминании разведчиков Великой Отечественной? Наверное, многие представят себе малозаметные фигуры в маскхалатах, ползущие ночью к вражеской траншее за языком. Ассоциация справедливая, но неполная. Тактические подразделения войсковой разведки были почти во всех частях и соединениях Красной армии. И у каждого из них были свои задачи.

К примеру, разведподразделения стрелковых частей добывали сведения о противнике с помощью взятых в плен вражеских солдат

Контрольные пленные были источником важной информации, поэтому разведчики без дела не сидели — командование старалось отправлять их в рейды как можно чаще

А вот задачи у разведкибога войны» — артиллерии — были иными. Здесь бойцы служили глазами и ушами командиров артиллерийских частей. Они вели наблюдение за передним краем противника, засекали местоположение вражеских батарей и выясняли их состав. Другим важным делом была корректировка огня своей артиллерии и выяснение результатов его эффективности.

Разведчики советского 1031-го артиллерийского полка в районе Воронежа(источник фото)

Были в Красной армии и другие виды разведок — воздушная, танковая, морская и инженерная. Последняя заслуживает особого внимания, так как обычно остаётся в тени действий и подвигов коллег из других родов войск. О ней и расскажем.

Отзывы владельцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector