Проект 971 атомной подводной лодки апл «щука»: реализация

Серия V

Схема подводной лодки «Щука» V-й серии

Надводное водоизмещение: 592 тонны, подводное: 715 тонн, что несколько больше чем у серии III. Установлены два дизельных двигателя 38В мощностью 685 л.с., такие же были установлены на Щ-303 и Щ-304 серии III.
Запас топлива до 53 тонн, что соответствует дальности в 4500 миль при скорости 8,5 узлов в надводном положении, 100 миль при 2,8 узлах в подводном положении.

Все 12 подводных лодок находились в составе Тихоокеанского флота. За исключением Щ-103, выброшенной в 1935 году во время шторма на прибрежные камни, лодки этой серии прослужили до середины 1950-х годов. В боевых действиях Второй мировой войны принимали участие Щ-102, Щ-104, Щ-105, совершившие по одному боевому походу.

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-101 до 07.12.33 «Карась» Щ-11, до 15.09.34 «Лосось» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград 25 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 2 июня
Щ-102 до 07.12.33 Щ-12, до 15.09.34 «Лещ» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград 19 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 22 сентября 17 августа
Щ-103 до 07.12.33 Щ-13, до 15.09.34 «Карп» 20 марта , им. А. Марти № 194, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 октября 15 июня
Щ-104 до 07.12.33 Щ-14, до 15.09.34 «Налим» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 5 ноября 17 августа
Щ-105 до 07.12.33 Щ-21, до 15.09.34 «Кета» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград август -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 5 ноября 17 августа
Щ-106 до 07.12.33 Щ-22, до 15.09.34 «Судак» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 26 ноября 27 декабря
Щ-107 до 07.12.33 Щ-23, до 15.09.34 «Сиг» 27 марта , Северная верфь № 190, Ленинград май -го, Дальзавод № 202, Владивосток 27 ноября 26 июня
Щ-108 до 07.12.33 Щ-24, до 15.09.34 «Форель» 1 апреля , Балтийский завод № 189, Ленинград июль -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 21 декабря 10 сентября
Щ-109 до 07.12.33 Щ-31, до 15.09.34 «Сом» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград август -го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 апреля 17 августа
Щ-110 до 07.12.33 Щ-32, до 15.09.34 «Язь» 20 марта , Северная верфь № 190, Ленинград октябрь -го, Дальзавод № 202, Владивосток 18 мая 11 сентября
Щ-111 до 07.12.33 Щ-33, до 15.09.34 «Карась» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград июль -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа
Щ-112 до 15.09.34 «Пескарь» 20 марта , Балтийский завод № 189, Ленинград апрель -го, Судомеханический завод № 368, Хабаровск 11 сентября 17 августа

ВМФ получит четыре новых атомохода до конца 2020 года

Главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов поделился с планами ввода в боевой состав флотов новейших подлодок и создания перспективных субмарин.

Адмирал подтвердил, что головная лодка проекта 955А “Князь Владимир”, госиспытания которой успешно завершились в ноябре, будет передана ВМФ в нынешнем году. Помимо нее ожидается поступление на флот еще трех стратегических субмарин – многоцелевого атомного подводного крейсера “Казань”, а также подлодок “Князь Олег” и “Новосибирск”. Первую планируют вооружить крылатыми ракетами “Оникс” и “Калибр”. А “княжескую” серию оснастят межконтинентальными баллистическими ракетами “Булава”.

Современное состояние

К-157 «Вепрь», май 2003 года

К-335 «Гепард», октябрь 2009 года

Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на начало 2017 года, боеспособными являются 4 подводные лодки проекта; 3 — на СФ и одна — на ТФ, остальные — на ремонте или консервации.

Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл.
Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов.
Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.

Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.

В 2014 году началась глубокая модернизация АПЛ на судоремонтном заводе «Звёздочка». Первые модернизируемые лодки К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Всего было запланировано модернизировать 6 лодок.

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.

Современное состояние

К-157 «Вепрь», май 2003 года

К-335 «Гепард», октябрь 2009 года

Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на начало 2017 года, боеспособными являются 4 подводные лодки проекта; 3 — на СФ и одна — на ТФ, остальные — на ремонте или консервации.

Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл.
Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов.
Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.

Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.

В 2014 году началась глубокая модернизация АПЛ на судоремонтном заводе «Звёздочка». Первые модернизируемые лодки К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Всего было запланировано модернизировать 6 лодок.

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у ВМФ Великобритании.

Недостроенные корабли

17 января 1939 года было принято решение о строительстве подводной лодки серии X-бис на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Вскоре количество запланированных к постройке субмарин возросло до двух, 25 сентября 1940 года им были присвоены обозначения Щ-409 и Щ-410. Руководство наркомата рыбной промышленности доказало отсутствие необходимой производственной и кадровой базы, и постройка этих двух лодок была отменена.

Заложенные на заводе № 194 28 июня 1941 года две лодки серии X-бис получили заводские номера 552—553 и обозначения соответственно Щ-413
и Щ-414. К июлю 1941 года их готовность составляла 2,7 % и 1,7 %, постановлением ГКО от 10 июля 1941 года их строительство было прекращено, 23 июля они были сняты с производства и разделаны на металл.

Современное состояние

К-157 «Вепрь», май 2003 года

К-335 «Гепард», октябрь 2009 года

Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на начало 2017 года, боеспособными являются 4 подводные лодки проекта; 3 — на СФ и одна — на ТФ, остальные — на ремонте или консервации.

Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл. Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов. Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.

Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.

В 2014 году началась глубокая модернизация АПЛ на судоремонтном заводе «Звёздочка». Первые модернизируемые лодки К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Всего было запланировано модернизировать 6 лодок.

История создания

Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же,как у проекта 945 «Барракуда», работы ЦКБ «Лазурит», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно советское предприятие, «Севмаш», а также Горьковское предприятие “Красное Сормово” мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что вызвано возросшим уровнем производства и технического потенциала дальневосточных верфей.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность подводных лодок. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».

Ссылки

Фото подводной лодки проекта 971 «Щука-Б»

Похожее

Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире

Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны

Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Джеральд Р. Форд – авианосец США

Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки

Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая

Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск

Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Затонувшие корабли

Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота

ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Фото американских авианосцев. Подборка

Акаги – японский авианосец Второй мировой войны

Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”

Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли

БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль

«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке

«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны

Россия – броненосный крейсер российского императорского флота

Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

«Дельфин» – первая российская подводная лодка

Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли

Рональд Рейган – авианосец США

Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы

«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны

Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны

Джордж Буш – авианосец США

АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер

Пересвет – броненосец российского императорского флота

КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год

Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 – корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков – русский броненосец

Кета – подводная лодка

Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов

Форель – подводная лодка

Тип «Осётр» – подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

Серия X-бис

Схема подводной лодки «Щука» серии X-бис

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители

Обозначение Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-135 26 августа , им. А. Марти № 194, Ленинград 21 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 1 сентября 3 апреля
Щ-136 26 августа , им. А. Марти № 194, Ленинград 27 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 5 сентября 3 апреля
Щ-137 31 августа , им. А. Марти № 194, Ленинград 1 июля , Дальзавод № 202, Владивосток 18 ноября 3 апреля
Щ-138 28 октября , им. А. Марти № 194, Ленинград 22 июля , Дальзавод № 202, Владивосток 30 декабря 18 июля
Щ-216 23 июля , им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 мая , им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 августа 16 февраля
Щ-405 31 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 16 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 13 июня
Щ-406 31 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 17 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 1 июня
Щ-407 23 апреля , им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 17 февраля
Щ-408 23 апреля , им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 24 мая
Щ-411 29 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая , им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 29 марта
Щ-412 29 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая , им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 12 февраля

Как создавались новые АПЛ «Щуки» проекта 971

Следует отметить, что идея создать подводный корабль, способный эффективно бороться на море с подлодками вероятного противника появилась сразу после вступления в строй американского флота АПЛ типа «Лос-Анджелес». Имеющиеся в распоряжении советского флота подводные корабли мало подходили для поиска кораблей противника в глубинах мирового океана. Основным недостатком советских АПЛ второго поколения являлась большая шумность подводного хода. Особенно это отразилось на боеспособности советских АПЛ, которые больше не могли на равных соперничать с подлодками 3-го поколения, появившиеся в иностранных флотах.

Проект 971 стал продолжением практической реализации строительства титановых атомных ударных подводных лодок проекта 945. Основная цель проекта заключалась в расширении масштабов строительства более дешевых многоцелевых подводных кораблей. За основу нового проекта были взяты основные узлы и агрегаты подлодок 945 проекта. Вместо титанового корпуса новые АПЛ должны были иметь стальные корпуса аналогичной формы, схожие тактико-технические данные, включая автономность и дальность хода. По скорости, глубине погружения и вооружению субмарины проекта 971 должны были иметь схожие параметры. Особый акцент в проекте 971 делался на существенное понижение шумности движения лодки. Этот фактор должен был сыграть ключевую роль в последующей эксплуатации подлодок нового класса.

Субмарина проекта 971 получила шифр «Щука-Б», тем самым повторяя славную боевую историю «щук», средних подводных лодок времен Второй Мировой войны. Проектная документация предусматривала строительство многоцелевых субмарин 3-го поколения большой серией, которые должны были заменить на флоте устаревшие лодки типа «Щуки» проекта 671. Техническое задание на новую «Щуку» появилось еще летом 1976 года. Спустя год новая подлодка получила свои очертания усилиями СКБ-143 «Малахит». Это конструкторское бюро уже имело опыт постройки океанских субмарин, поэтому «горьковский проект» не пришлось подгонять под новые заводские условия.

Серия X-бис


Схема подводной лодки «Щука» серии X-бис

Отличия от предыдущих серий заключаются в отказе от не оправдавших себя решений: вместо гидромуфт были установлены фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг», ограждение рубки сделано обычного типа и более высоким для лучшей защиты мостика от волн, первое орудие было опущено на палубу, снят подводный якорь. Водоизмещение лодки возросло на 5 т.

Девять подлодок серии X-бис были достроены в военные годы, а две — после войны.

Представители

Обозначение Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-135 26 августа , им. А. Марти № 194, Ленинград 21 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 1 сентября 3 апреля
Щ-136 26 августа , им. А. Марти № 194, Ленинград 27 апреля , Дальзавод № 202, Владивосток 5 сентября 3 апреля
Щ-137 31 августа , им. А. Марти № 194, Ленинград 1 июля , Дальзавод № 202, Владивосток 18 ноября 3 апреля
Щ-138 28 октября , им. А. Марти № 194, Ленинград 22 июля , Дальзавод № 202, Владивосток 30 декабря 18 июля
Щ-216 23 июля , им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 мая , им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 августа 16 февраля
Щ-405 31 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 16 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 13 июня
Щ-406 31 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 17 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 7 июня 1 июня
Щ-407 23 апреля , им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 17 февраля
Щ-408 23 апреля , им. А. Марти № 194, Ленинград 4 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 10 сентября 24 мая
Щ-411 29 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая , им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 29 марта
Щ-412 29 июня , им. А. Марти № 194, Ленинград 31 мая , им. А. Марти № 194, Ленинград 21 июля 12 февраля

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЧАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ В

Серия V-бис 2


Схема подводной лодки «Щука» серии V-бис-2


Щ-311 — серия V-бис-2, Балтийский флот

Серия включает в себя 14 подводных лодок (по 5 для Тихоокеанского и Балтийского, 4 для Черноморского флотов).

Представители

Обозначение Название Дата и место закладки Дата и место спуска на воду Вступление в строй Окончание службы Примечание
Щ-121 до 15.09.34 «Зубатка» 20 декабря , им. А.Марти № 194, Ленинград 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 26 июня
Щ-122 до 15.09.34 «Сайда» 22 декабря , Балтийский завод № 189, Ленинград 29 августа , Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 26 июня
Щ-123 до 15.09.34 «Угорь» 20 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток 30 апреля 26 июня
Щ-124 до 15.09.34 «Палтус» 22 декабря , Балтийский завод № 189, Ленинград 29 декабря , Дальзавод № 202, Владивосток 29 сентября 26 июня
Щ-125 до 15.09.34 «Муксун» 20 декабря , им. А. Марти № 194, Ленинград 26 августа , Дальзавод № 202, Владивосток 15 мая 17 августа
Щ-204 до 15.09.34 «Минога» 15 июня , Балтийский завод № 189, Ленинград 31 декабря , им. 61 коммунара № 200, Николаев 30 декабря 6 декабря
Щ-205 до 15.09.34 «Нерпа» 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев 6 ноября , им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 11 сентября
Щ-206 до 15.09.34 «Нельма» 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев 1 февраля , им. 61 коммунара № 200, Николаев 14 августа 9 июля
Щ-207 до 15.09.34 «Касатка» 5 января , им. 61 коммунара № 200, Николаев 23 марта , им. 61 коммунара № 200, Николаев 17 ноября 11 сентября
Щ-306 до 15.09.34 «Пикша» 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа , Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 13 ноября
Щ-307 до 15.09.34 «Треска» 6 ноября , Балтийский завод № 189, Ленинград 1 августа , Балтийский завод № 189, Ленинград 4 августа 23 апреля
Щ-309 до 15.09.34 «Дельфин» 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький 14 ноября 3 марта
Щ-310 до 15.09.34 «Белуха» 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький 20 августа 17 августа
Щ-311 до 15.09.34 «Кумжа» 6 ноября , Красное Сормово № 112, Горький 10 апреля , Красное Сормово № 112, Горький 21 августа 12 октября
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector