Средневековая головоломка булава, особенности
Содержание:
- Содержание
- Кистень
- Меч
- Боевой топор
- Сабля
- Нож
- Копьё
- «Москве нужно знать все»
- Модификации
- Боевое применение
- Нож
- Клады
- Боевые палицы различных времён и народов
- Происхождение и значение слова
- Штраф за убийство
- Налог на зрелища
- Кистень
- Заключенные
- Коллекция Дрезденской галереи
- Особенности конструкции УСМ
- Копьё
- Копьё
- Объём таксона
- Копьё
- Народные выдумки и былины
- Материалы по теме
- Копьё
- Нож
- Копьё
- Пергамский алтарь
- Дубина
Содержание
Кистень
Кистень – это оружие кочующего богатыря — идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален — им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину.
Однако кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.
Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию.
Меч
Меч – не просто русское оружие, а символ военной власти. Мечом клялись в споре, с ним разговаривали, ему давали имя, это имя выписывалось древними мастерами в верхней трети клинка.
Меч изготавливали из нового для человечества материала – металла. Его было не просто достать, недопустимо забыть и позорно потерять. Он был эксклюзивом у хозяина, и ещё не понятно, кто кем на самом деле владел.
Меч покупали за равное его весу количество золота. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали, перво-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл. Также он должен был с легкостью и не тупясь, перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.
Боевой топор
Топор также служил богатырям верою и правдою с незапамятных времен, но пешим. Был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу.
Характерная черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии.
Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.
Сабля
Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч – оружие рубящее, тогда как сабля – режущее.
Славяне стали использовать саблю на пограничных с кочевниками территориях, : так как им надо было противостоять легким всадникам, и для конных воинов она была очень удобна. Считается, что славяне, переняв саблю у степняков, продвинули ее распространение дальше – в западную Европу.
Нож
Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью.
Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.
Копьё
В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.
Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.
Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.
Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии — «шишка», «набалдашник».
Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара.
«Москве нужно знать все»
Модификации
Боевое применение
Каждый вид оружия определяет эффективность его боевого применения. В случае с булавой эффективность определяется совокупностью следующих факторов:
- при нанесении удара булава никогда не застревала ни в доспехах, ни в оборонительном оснащении;
- при прямом ударе оружие было способно проломить защитные доспехи и снаряжение, нанося противнику тяжелые травмы головы, спины и грудины;
- техника владения этим видом оружия не требовала особых навыков;
- булава, в отличие от рубящего и колющего оружия не требовала особого ухода. Оружие было доступным ввиду невысокой себестоимости.
Применялась булава главным образом во время рукопашной схватки, когда требовалось проделать брешь в рядах обороняющегося противника. При использовании оружия не требовалась высокая точность нанесения удара. Плотные ряды, в которые строилась пехота, только способствовали увеличению результативности наносимых ударов. В определенных обстоятельствах булава была мощным и грозным оружием. Ярким примером успешного применения дубины и палицы, прародительниц современной булавы, является успешное сопротивление германских племен во время столкновения с римскими легионами. Также хорошо описаны в хрониках случаи, когда древнерусские воины, вооруженные палицами и булавами, противостояли противнику. Булава активно применялась во время походов древнерусских воинов на Византию. Палицы и дубины принесли немало неприятностей ливонским и тевтонским рыцарям, сражавшихся со славянскими племенами и древнерусскими княжествами в эпоху раннего средневековья.
Однако при всех своих достоинствах – это оружие имело и существенные недостатки
Первое на что следует обратить внимание, большой вес оружия. Не каждый воин сможет долго махать тяжелой булавой, нанося при этом точные удары
К тому же, после первого удара, воин остается незащищенным. Отразить булавой, дубиной или палицей выпад противника, вооруженного мечем или копьем практически невозможно. Несмотря на то, что существовали специальные техники владения булавой, далеко не каждый мог освоить сложные приемы защиты.
Следующим существенным недостатком этого вида холодного оружия является то, что булава не годится для атаки в сомкнутом строю. Большой замах, являющийся обязательным условием боевого применения этого оружия, невозможно было сделать в тесноте рукопашной схватки. Последний аргумент, который с легкостью ставит булаву в разряд второстепенных видов вооружения, – это короткая дистанция боя. В сравнении с мечом или дротиком, дубина, палица или булава не позволяли делать ратнику ни острые выпады, ни стремительные отходы назад. Постоянно смещающийся центр тяжести оружия не позволял воину во время схватки проявить свою ловкость и гибкость маневра.
Нож
Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью.
Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.
Клады
Большая и малая диадемы из «Клада А» — ГМИИ имени А.С. Пушкина
Одной из драгоценностей музейного Берлина были сокровища Трои, найденные Генрихом Шлиманом. Ценную находку, состоявшую из золотых украшений, серебряной и золотой утвари, топоров и кинжалов, назвали Кладом Приама. Значительная его часть попала в Берлинское Античное собрание, но с началом войны ценные экспонаты спрятали в зоопарке.
После окончания войны музейные коллекции передали советским войскам. Так сокровища Трои оказались в Советском Союзе, но об этом мало кто знал — лишь в начале 1990-х с трофеев сняли гриф секретности. Тем более удивительно было увидеть их своими глазами на выставке в столичном Пушкинском в 1996 году. Уникальная находка Шлимана находится в собрании музея и сегодня.
Среди трофеев были и другие клады, в том числе драгоценные изделия бронзового века из Эберсвальдского клада, и золото франкских Меровингов, также находившихся в Берлинском музее древней и ранней истории.
Боевые палицы различных времён и народов
В Африке до сих пор используются легкие палицы местного племени масаи, которые называются «рунду». Эта дубинка используется в местных соревнованиях по метанию, а так же продаётся туристам, как сувенир. Её ударная часть резко выделяется и сделана в форме шара, часто имеющего специфический носик в виде клюва птицы.
Самыми тяжёлыми вариантами палицы можно считать русский ослоп и его японского собрата, боевую дубину тецубо. В отличие от ослопа, который был оружием простолюдинов, тецубо не гнушались использовать самураи. Наоборот, японский воин, который владел техникой применения тецубо, пользовался огромным уважением, так как обладал просто медвежьей силой.
Существовала и более лёгкая японская палица, которая называлась канабо. Эту дубинку часто использовали герои японских легенд.
Интересную форму имеют дубинки индейцев северной Америки. Некоторые из них были похожи на кремневые ружья первых поселенцев. Ударная часть данных дубинок была похожа на приклад. Обычно ударную кромку этих дубинок венчали плоские шипы из кремния или обсидиана.
Ещё одна интересная разновидность палицы была у индейцев племени дакота. Это была так называемая «гибкая палица». Она изготавливалась из пучка ивовых прутьев, связанных вместе. На конце этой палицы крепился тяжёлый камень круглой или овальной формы.
https://youtube.com/watch?v=6jgPUki2F0w
Средневековые воины Европы и Азии использовали железные палицы, с гранёным сечением ударной части. За счёт граней палица легко раскалывала головы. Деревянные палицы в ту эпоху использовали крестьяне и разбойники. Данное оружие пользовалось огромной популярностью, так как было простым в изготовлении и обладало сокрушительной мощью.
Фехтовальные школы Европы и Азии использовали деревянные палицы в качестве оружия для тренировок. Среди простых горожан и крестьян палица была популярна как оружие для зрелищных поединков. Многие крестьяне в средневековой Европе виртуозно владели деревянной палицей.
Рыцари иногда тоже использовали деревянные палицы в своих турнирах, но только в том случае, когда их противниками становились неблагородные люди.
Происхождение и значение слова
По свидетельству некоторых ученых, сам эпитет в русском языке происходит от слова «клад», связанного с глаголом «класть» (существует еще версия: меч, который кладет вражеское войско). Тогда становится понятным, почему меч – кладенец. Другие исследователи ведут происхождение от слова «укладный», то есть «стальной» (возможно, в незапамятные времена стальные мечи были редкостью, а значит, им приписывали магические свойства). Третья версия: связь с технологией производства оружия. В давнюю пору брусок железа закапывали в землю на некоторое время. Некачественные куски разъедала ржавчина. Затем будущий меч выкапывали, очищали от ржи и оставался качественный метал, из которого и ковали оружие. Существуют и иные версии происхождения самого слова. Но в любом случае суть остается одна: меч-кладенец представлял собой довольно грозное и эффективно разящее оружие для воина.
Штраф за убийство
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года — Илья Репин/Государственная Третьяковская галерея
В Древней Руси с конца IX существовал денежный штраф за убийство, который назывался «вирой», сообщается в Толковом словаре Ефремовой.
Согласно тогдашнему своду законов, убийца простого свободного человека мог избежать кровной мести, заплатив штраф в пользу князя в размере 40 гривен, сказано в своде древнерусских законов «Русская Правда». Деньги это были немаленькие — на эту сумму можно было купить два десятка коров, пишет «Профиль». Убийство человека, служащего в княжеской администрации, стоило дороже — аж 80 гривен. Убийство жены, пойманной на измене, а также тяжелые увечья стоили дешевле, всего 20 гривен.
Если убийцу не могли найти, то штраф платила местная общинная организация, вервь, которая следила за преступностью на территории, где был найден труп убитого.
В Большой Советской энциклопедии сообщается, что такая традиция сохранялась и в XVI веке, но словарь Ефремовой утверждает, что виру прекратили применять куда раньше, в XIII веке.
Налог на зрелища
Семен Мишин-Моргенштерн/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
С 1918 года налогом облагалось любое зрелищное и увеселительное мероприятие, будь то театр, кинотеатр или цирк. Об этом гласит текст письма народного комиссариата Государственного призрения РСФСР — одного из министерств Временного правительства, появившегося во время революции 1917 года.
Налог взимался за каждый проданный билет — от 10 до 80 копеек, если билет был дороже 50 копеек, и 1/3 от стоимости билета, если билет стоил больше 10 рублей. В 20-е годы XX века на 80 копеек можно было купить 1 кг сахара, 1 кг вареной колбасы или 4 кг хлеба. Учитывая, что налог взимался за каждый билет, то в сумме организаторы платили немалые деньги.
На билеты, стоящие меньше 50 копеек, также накладывался «благотворительный сбор» в размере 5 копеек.
Деньги, полученные от налога, шли на помощь инвалидам, старикам, детям, сиротам и другим нуждающимся гражданам, сообщалось в письме.
Начиная с 1942 года, налог стали платить организаторы всех платных мероприятий, включая лекции, концерты, танцевальные вечера, спортивные состязания, скачки и т.д. Для каждого вида мероприятий Президиум Верховного Совета СССР установил свой процент с валовой выручки от продажи билетов — от 5 до 55%, за неуплату организаторам грозил штраф в размере 100 рублей. От налога освобождались лекции по марксистско-ленинскому воспитанию, кружки самодеятельности, а также мероприятия для военнослужащих, для детей до 16 лет (кроме киносеансов) и для инвалидов.
В 1948 году на 100 рублей можно было купить разве что две бутылки водки, однако уже в 1956 году на можно было позволить 3 кг красной икры или 4 бутылки водки, а в 1965 — путевку в лагерь на побережье Черного моря.
Указ о налоге отменили лишь в 1975 году, исключением стали кинотеатры — они продолжили платить 55% от валовой выручки от продажи билетов.
Кистень
Кистень – это оружие кочующего богатыря — идеальный инструмент удобный в транспортировке. Кистень представляет собой грушевидную гирю весом 100-500 г., прикрепленную на цепи к рукояти. Можно утверждать, что кистень – чисто русское изобретение, которым пользовались славяне еще в VI веке. В отличие от булавы, кистень универсален — им одинаково можно поражать врага и пешему, и конному воину. Однако кистень требует от владельца большого искусства обращения с собой – иначе ты чаще будешь попадать гирей себе по лбу или спине, нежели в противника. Иногда применялся следующий прием: все те же гири привязывались к веревке и воин, намотав конец ее на руку, запускал гирю в противника.
Кистени также украшались, как и любое другое оружие, на некоторых из них можно заметить княжеские знаки, замысловатые узоры, серебряную и золотую инкрустацию.
Заключенные
Государство считало бывших зеков неблагонадежными, поэтому опасалось давать им оружие и отправлять в тыл врага / Фото: upload.wikimedia.org
К началу Великой Отечественной многие люди успели отсидеть срок по политической 58-й статье УК СССР как враги народа. Государство считало таких граждан неблагонадежными, поэтому опасалось давать им оружие и отправлять в тыл врага. Также не призывали бывших заключенных, сидевших за тяжкие правонарушения.
Лишь в 1943 году, когда ситуация на фронте накалились еще жестче, на фронт начали брать воров в законе и зеков, осужденных по статьям небольшой тяжести.
Коллекция Дрезденской галереи
Рафаэль. Сикстинская мадонна — Галерея старых мастеров, Дрезден
В феврале 1945-го войска союзников — Великобритании и США — провели массированную бомбардировку одного из красивейших немецких городов, Дрездена.
Казалось, в страшном огне могли погибнуть и сокровища знаменитой картинной галереи — в коллекции саксонских курфюрстов были полотна Питера Брейгеля-старшего, Джорджоне и Вермеера, Боттичелли и Кранаха, Рубенса и Гольбейна, Тициана и Ван Дейка. Из хранилищ произведения искусства переместили в каменоломни и штольни. Там их в мае 1945 года и нашли советские войска.
Что-то лежало просто так, а жемчужина собрания — «Сикстинская мадонна» кисти Рафаэля — скрывалась в фанерном ящике с висячими замками. Шедевры переместили в Москву, в ГМИИ имени Пушкина, где их отреставрировали, и весной 1955 года в 14 залах представили зрителям. За четыре месяца выставку спасенных картин посмотрели более 1,2 миллиона человек. Чтобы люди смогли увидеть их, музей работал ежедневно: открывал свои двери в 7:30, и принимал посетителей до 23 часов.
После этого коллекция вернулась в Германию: «Конечно, все были возмущены, — вспоминала экс-директор Пушкинского Ирина Антонова. — Но, оказавшись спустя несколько лет в Дрездене, я смогла посмотреть на эту ситуацию по-другому. Я поняла, что Дрезденская галерея — это и есть Дрезден».
Особенности конструкции УСМ
Пистолет ГШ-18, технические характеристики (фото оружия мы приводим в статье), получил от создателя УСМ двойного действия. Предварительно (при движении затвора) ударник ставится на полувзвод. Доводка осуществляется в тот момент, когда пользователь нажимает на спусковой крючок, «додавливая» предохранитель. Следует заметить, что несколько иной принцип использует спортивный пистолет ГШ-18. Спорт накладывает некоторые ограничения на стрельбу, а потому его отличает пара деталей: спуск намного туже, а предохранитель скидывается его полным поворотом вокруг своей оси.
Кстати, идея применения полувзвода ударника в пистолете сразу пришла на ум конструктору. Этот метод был впервые использован Карелом Крнкой на модели «Рота», а уж после того возрождена Глоком с учетом современной специфики. Напомним, что на «Глоках» при откате затвора сжатия самой боевой пружины сразу же не происходит. В начальной стадии наката этого сжатия также не происходит, и лишь при полном приближении к своему переднему положению через ударник она стопорится шепталом. На обратном пути возвратная пружина, которая сильнее боевой, преодолевает ее сопротивление и возвращает затвор в исходное положение, причем боевая пружина сжимается при этом примерно наполовину.
Но именно эта идея у туляков «не прокатила». В тяжелых условиях и при сильном загрязнении возвратная пружина далеко не всегда может преодолеть сопротивление боевой, а это грозит неработоспособностью оружия или сильными задержками при стрельбе в лучшем случае. Грязев решил сделать все по-своему.
Итак, ГШ-18 — пистолет (фото его есть в статье), который предполагает стандартную схему: при отводе затвора боевая пружина сжимается полностью. Под действием возвратной и боевой пружин в начале наката крышка кожуха-затвора идет вперед, попутно выталкивая патрон из магазина в патронник. Ударник при этом фиксируется на шептале, а затвор, под действием одной только возвратной пружины, доходит до крайнего своего положения. В общем и целом при этой схеме ударник также остается на полувзводе, но использованные при этом решения выглядят более практично и «элегантно».
Копьё
В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.
Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.
Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Копьё
В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.
Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.
Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.
Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии – «шишка», «набалдашник».
Объём таксона
Копьё
В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.
Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.
Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.
Лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии — «шишка», «набалдашник».
Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара.
Народные выдумки и былины
На родине богатыря ходят былины, отождествляющие его образ со святым пророком Илией. Однако это нельзя считать правдой. Единственное, что объединяет этих людей — это имя. Хотя и нет точных сведений о годах жизни Ильи Муромца, но все исторические факты о нем свидетельствуют о временах правления русских князей.
А это означает, что историю богатыря можно причислить приблизительно к 970—1200 годам. В то время как пророк Илия жил до рождества Христова. Получается, что между жизнями этих людей проходит более тысячи лет времени. К тому же считается, что пророк Илия, единственный из людей, кроме Пресвятой Богородицы, был вознесен Богом на небеса, не умирая, вместе с телом. А мощи Ильи Муромца хранятся и по сей день. В жизни великих людей всегда есть место для народных домыслов и легенд, особенно если это подкреплено временем. Так и жизнь русского богатыря осталась не раскрытой, окутанной завесой тайны. А былины и народные сказания о нем распространены также далеко за пределами русской земли. И всем отлично известно, кто такой Илья Муромец. Биография богатыря располагает к написанию книг и созданию фильмов о самоотверженном защитнике.
Материалы по теме
Копьё
В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.
Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.
Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.
Самая лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии — «шишка», «набалдашник».
Нож
Боевым считается любой нож, превышающий в длину 20 см. Нож метали в противника, причем славянские воины отличались в этом деле очень большой меткостью.
Также был довольно жесткий обычай, действовавший в глухих северных деревнях вплоть до XIX века. Деревенские парни, вооруженные ножами, собирались ночью в избе, где тушили весь свет и устраивали поножовщину «все против всех», причем били в полную силу. Удивительно при этом то, что пострадавших почти не было, не считая мелких порезов и ссадин. Ученые в этом улавливают отголосок древней дисциплины тренировки молодых воинов: герой должен не только видеть, но и чувствовать идущий на него удар, уметь без помощи глаз его парировать и правильно нанести ответный удар.
Копьё
В летописях практически как синоним боя встречается выражение «изломить копье». Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.
Древко делалось из березы, дуба, ясеня, клена, часто оковывалось металлом, чтобы враг не перерубил его. Сверху на него насаживали наконечник со втулкой (куда и вставлялось древко). Наконечники достигали в длину полуметра. Были случаи использования целых «мечей» на палке, которыми можно было не только колоть, но и неплохо рубить.
Конные богатыри пользовались копьями, однако не как средневековые европейские рыцари на турнирах. Таранный удар на Руси появился только в XII веке ввиду утяжеления доспеха. До XII века же, всадники били копьем сверху вниз, предварительно замахнувшись рукой. В первую очередь, такое копье отличалось длиной – 3-4 м. и наконечником. С X века распространяется удлиненный четырехгранный наконечник.
Пергамский алтарь
Пергамский алтарь в Пергамском музее Берлина — Lestat (CC BY-SA 2.5)
Среди музейных трофеев оказался и огромный алтарь Зевса из города Пергам, украшенный массивным фризом с изображением битвы богов и гигантов. Считается, что о нем упоминал в Откровении Иоанн Богослов, называя жертвенник «престолом Сатаны». Алтарь обнаружил в XIX веке немецкий археолог Карл Хуман и перевез в Германию, а к 1920 году для античной реликвии построили специальный музей в Берлине.
После войны Пергамский алтарь вывезли в Санкт-Петербург — 13 лет он находился в хранилище Эрмитажа, и лишь в 1954 году его смогли увидеть зрители. Еще через четыре года жертвенник вернули в Германию — и по сей день алтарь находится в берлинском Пергамон-музее, а для СССР создали гипсовую копию реликвии. С 2002 года она экспонируется в художественно-промышленной академии имени Штиглица в Петербурге.
Дубина
Это не столько смертоносное оружие, сколько деморализующее – ранить, калечить, оглушать. Тот, кто считает, что древние войны отличались огромным количеством жертв, ошибается. Главной задачей было не уничтожить поголовно противника, как сейчас пытаются сделать многие, а лишь сломить его сопротивление, собрать дань, угнать людей в рабство и тем самым обеспечить процветание своему народу. По летописным источникам, убитых было мало, тогда как раненых – случалось больше трех четвертей войска. Войско «побило тех-то», не порубило, не посекло, а именно побило.
Лучшая дубина получается именно из дуба, вяза и березы. Также имелась практика в такие дубины набивать гвозди, что еще больше повышало сокрушающую способность дубины. Палица – это грушевидное шипованное оружие, которое мы привыкли видеть в руках у богатырей. Булаве же свойственна несколько даже кубическая форма, что отразилось в ее названии — «шишка», «набалдашник».
Многие художники снабжают своих былинных героев огромными цельнометаллическими «стопудовыми» палицами. На самом деле, палица весила всего 200-300 грамм – этого вполне хватало для хорошего удара.