Международные отношения в 30-е годы. план: 1. крах версальско-вашингтонской системы. 2. несостоятельность лиги наций. 3. блок «ось берлин-рим-токио». — презентация

Содержание

Состав лиг турнира на розыгрыш 2018/2019 годов

Основная статья: Лига наций УЕФА 2018/2019

Лига A
Сборная
 Германия 40,747 1
 Португалия 38,655 2
 Бельгия 38,123 3
 Испания 37,311 4
 Франция 36,617 5
 Англия 36,231 6
 Швейцария 34,986 7
 Италия 34,426 8
 Польша 32,982 9
 Исландия 31,155 10
 Хорватия 31,139 11
 Нидерланды 29,866 12
Лига B
Сборная
 Австрия 29,418 13
 Уэльс 29,269 14
 Россия 29,258 15
 Словакия 28,555 16
 Швеция 28,487 17
 Украина 28,286 18
 Ирландия 28,249 19
 Босния и Герцеговина 28,200 20
 Северная Ирландия 27,127 21
 Дания 27,052 22
 Чехия 27,028 23
 Турция 26,538 24
Лига C
Сборная
 Венгрия 26,486 25
 Румыния 26,057 26
 Шотландия 25,662 27
 Словения 25,148 28
 Греция 24,931 29
 Сербия 24,847 30
 Албания 24,430 31
 Норвегия 24,208 32
 Черногория 23,912 33
 Израиль 22,792 34
 Болгария 22,091 35
 Финляндия 20,501 36
 Республика Кипр 19,491 37
 Эстония 19,441 38
 Литва 18,101 39
Лига D
Сборная
 Азербайджан 17,761 40
 Республика Македония 17,071 41
 Белоруссия 16,868 42
 Грузия 16,523 43
 Армения 15,846 44
 Латвия 15,821 45
 Фарерские острова 15,490 46
 Люксембург 14,231 47
 Казахстан 13,431 48
 Молдавия 13,130 49
 Лихтенштейн 10,950 50
 Мальта 10,870 51
 Андорра 10,240 52
 Республика Косово 9,950 53
 Сан-Марино 8,190 54
 Гибралтар 7,550 55

При жеребьёвке решением исполкома УЕФА разведены по разным группам сборные Армении и Азербайджана, попавшие в лигу D, а также России и Украины, попавшие в лигу B. Также по соображениям логистики в лиге D в каждую из групп могло попасть не более одной пары из следующих четырёх: Андорра и Казахстан; Фарерские острова и Казахстан; Гибралтар и Казахстан; Гибралтар и Азербайджан.

После Лиги Наций

Несмотря на все тяготы и лишения, СССР и его союзники смогли одержать победу в крупнейшей в истории человечества войне. Сформировалась и новая система мирового порядка – Ялтинско-Потсдамская. СССР стал играть в мире ведущую роль, он стал не только одним из победителей, но и огромным центром силы, притягивающим множество разных стран. Лига Наций, которая за всю свою историю не смогла выполнить ни одной из своих задач, тихонько самораспустилась и 19 апреля 1946 года её последний секретарь Карл Й. Хамбро заявил о прекращении деятельности Лиги.

Новый мировой порядок, начало Холодной войны и биполярное разделение мира вкупе с наличием ядерного оружия делали возможную новую войну не просто страшной, а фатальной. Скорее всего, после ядерного конфликта мир перестал бы существовать. Как же в течение столь долгих лет страны договаривались? Ещё в 1942 году в ходе войны СССР, США и Великобритания при участии других союзников подписали декларацию Объединенных наций. После окончания войны к ней присоединились свыше 50 стран. Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года. Новая международная организация проявила себя значительно более активной, чем предшествующая ей Лига Наций. ООН имеет на своем счету сотни гуманитарных операций, предотвращенные и остановленные военные конфликты, дипломатические победы.

Тем не менее, такая система могла сохраняться, пока развязанная США и Великобританией «холодная война» шла с равным противником. Блок НАТО уравновешивался Варшавским договором. Но к 1991 году с распадом СССР и упразднением военных союзов социалистических стран мир стал однополярным. Многие политологи и историки указывают даже на то, что сформировался новый миропорядок – пост-биполярный. Причем не традиционным способом, то есть как результат послевоенных договоренностей, но сам собой – по геополитическим причинам.

В этом случае мы не можем не отметить следующее: ООН как часть старого мирового порядка, как и вся система международной безопасности, дипломатии, всех видов межгосударственных отношений, исчерпали себя. Естественно, новые гегемоны в мире всячески будут оттягивать заключение новых международных коллективных договоров. Будут противиться «перезагрузке» ООН, чтобы превратить организацию в действительно рабочий инструмент международных отношений. Скорее всего, США и подконтрольный им блок НАТО приложат все усилия, чтобы не допустить обновления или создания новой международной системы отношений. Но одно мы можем видеть точно – повторение истории с Лигой Наций, как с организацией, которая не смогла сделать ничего для предотвращения войны, приведет лишь к новой войне, горю и несчастью для всего мира.

Решение территориальных проблем

Последствия Первой мировой войны оставили много вопросов, которые требовали урегулирования между государствами, в том числе точное положение национальных границ. Большинство этих вопросов были рассмотрены союзными державами в таких органах, как Высший совет союзников. Союзники, как правило, обращались к Лиге только с особо трудными вопросами. Это означало, что в течение первых трёх лет 1920-х Лига играла небольшую роль в устранении последствий суматохи, последовавшей после войны.

Поскольку Лига развивалась, её роль расширилась и к середине 1920-х она стала центром международной деятельности. Это изменение может быть замечено в отношениях между Лигой и лицами, не являющимися членом каких-либо организаций. Например, СССР и Соединённые Штаты всё больше и больше работали с Лигой. В течение второй половины 1920-х Франция, Великобритания и Германия использовали Лигу Наций как центр их дипломатической деятельности и министры иностранных дел этих стран посетили встречи Лиги в Женеве во время этого периода. Они также использовали органы Лиги, чтобы попытаться улучшить отношения и уладить разногласия.

Создание системы международной безопасности

Лига Наций не была первым международным объединением стран. Многочисленные союзы – от феодальных до уже современных военных – сопровождали человечество всю его историю. Однако цели и задачи, сформулированные при создании Лиги, были действительно чем-то новым, поскольку предусматривали недопущение мировых и локальных конфликтов, создание системы коллективной безопасности, решение споров путем дипломатических переговоров и даже повышение уровня жизни людей всего мира. Многие философы и мыслители прошлого могли только мечтать о такой организации. И тут она появилась.

Как всегда и бывает, появлению Лиги предшествовал крупнейший в истории на тот момент военный конфликт – Первая мировая война. Свыше 20 миллионов жертв войны открыли глаза мировым лидерам на то, что необходимо искать иные пути, пытаться договариваться миром.

Однако ни для кого не секрет, что мир существует и развивается в рамках так называемых систем мирового порядка. Вестфальский мир (1648), Венский конгресс (1815) – все эти договоры об окончании крупных войн устанавливали новые системы миропорядка. Аналогичная система пришла им на смену после заключения мира по окончании Первой мировой войны. Новая система получила название Версальско-Вашингтонской (традиционно по местам подписания новых договоров). Однако в саму систему, формировавшую новый миропорядок, была заложена бомба замедленного действия.

Чудовищные требования к Германии после окончания войны не могли не привести к реваншизму в этой стране. Разрушились четыре империи Европы: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская. На их месте как грибы стали расти новые национальные государства. Все эти факторы, вкупе с тем, что при образовании Лиги Наций в 1919-1920-х годах РСФСР (а позже СССР) по причине Гражданской войны, а позже просто принципиально не была приглашена в состав Лиги, что сделало работу организации сложной и малоэффективной.

Статья 16.

Если Член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях , или , то он ipso facto рассматривается, как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, запретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет.

В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении экономических и финансовых мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Статут. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в общем действии для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных Членов Лиги, представленных в Совете

Демилитаризация и неспособность предотвращения Второй мировой войны

Статья 8 соглашения Лиги поставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объёмам, совместимым с национальной безопасностью и осуществлением общих действий международных обязательств. Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению, даже при том, что много правительств-членов сомневались, что такое обширное разоружение могло быть достигнуто или даже желательно. Силы союзников были также под обязательством по Версальскому договору, ограничивающему их вооружения, введённым в отношении побеждённых стран; это было названо первым шагом в направлении разоружения во всём мире. Члены Лиги придерживались различных взглядов на разоружение. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с запада. Страх перед нападением увеличился, поскольку Германия восстановила силы после Первой мировой войны, особенно после того, как Адольф Гитлер получил власть и стал канцлером в 1933 году.

Роспуск Лиги Наций

Решение о ликвидации Лиги Наций было принято единогласно представителями 34 стран, которые участвовали в последнем заседании Генеральной Ассамблеи. Решение также установило дату ликвидации Лиги: на следующий день после закрытия сессии. 19 апреля 1946 года Председатель Ассамблеи, Карл Й. Хамбро из Норвегии, заявил, что «двадцать первая и последняя сессия Генеральной Ассамблеи Лиги Наций закрыта». В результате Лига Наций прекратила своё существование 20 апреля 1946 года.
Логическим, но не официальным[источник не указан 105 дней], продолжением Лиги Наций обычно считают Организацию Объединённых Наций.

Государства-члены

Основная статья: Государства-члены Лиги Наций

Между и 1946 годом в общей сложности 63 страны стали членами Лиги Наций. Пакт Лиги Наций был включён в состав Версальского договора и вступил в силу 10 января 1920 года. США, Хиджаз и Эквадор, подписавшие Устав (Пакт) Лиги Наций, не успели ратифицировать его к этой дате. В итоге, США и Хиджаз так и не вступили в организацию (Хиджаз в 1925 году был присоединён к Неджду), а Эквадор сумел вступить в Лигу Наций лишь в 1934 году. Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, когда её активы и обязательства были переданы в ООН.

Карта мира в 1920—1945 годах, показывающая страны Лиги Наций

Страны-основатели

Постоянные члены Совета Лиги

  • Великобритания Великобритания
  • Италия (вышла 11 декабря )
  • Франция Франция (вишистское правительство вышло 18 апреля , что не было признано движением «Свободная Франция»)
  • Японская империя Японская империя (вышла 27 марта )

Другие страны-основатели

  • Австралия Австралия
  • Аргентина Аргентина (членство прекращено в 1921 в связи с заявлением Аргентины о необходимости принятия в Лигу Наций всех государств мира, полноправное членство было возобновлено лишь в 1933)
  • Бельгия Бельгия
  • Боливия Боливия
  • Бразилия Бразилия (вышла 14 июня )
  • Британская Индия Британская Индия
  • Венесуэла Венесуэла (вышла 12 июля )
  • Гаити Гаити (исключена в апреле )
  • Гватемала Гватемала (вышла 26 мая )
  • Гондурас Гондурас (вышел 10 июля )
  • Греция Греция
  • Дания Дания (вышла в июле )
  • Испания Испания (вышла в мае )
  • Канада Канада
  • Китайская Республика
  • Колумбия Колумбия
  • Куба Куба
  • Либерия Либерия
  • Нидерланды Нидерланды
  • Никарагуа Никарагуа (вышла 27 июня )
  • Новая Зеландия Новая Зеландия
  • Норвегия Норвегия
  • Панама Панама
  • Парагвай Парагвай (вышел 23 февраля )
  • Персия (с  — Иран)
  • Перу Перу (вышло 8 апреля )
  • Польша Польша
  • Португалия Португалия
  • Румыния Румыния (вышла в июле )
  • Сиам (с  — Таиланд)
  • Сальвадор Сальвадор (вышел 11 августа )
  • Уругвай Уругвай
  • Чехословакия Чехословакия (членство прекращено 15 марта )
  • Чили Чили (вышло 14 мая )
  • Швейцария
  • Швеция Швеция
  • Южно-Африканский Союз Южно-Африканский Союз
  • Королевство сербов, хорватов и словенцев (с  — Королевство Югославия; вышла 17 апреля , членство было восстановлено в октябре )

1920-е годы

  • Австрия Австрия (присоединилась 15 декабря ; членство прекращено 13 марта )
  • Болгария Болгария (присоединилась 16 декабря )
  • Коста-Рика Коста-Рика (присоединилась 16 декабря 1920; вышла 22 января )
  • Люксембург Люксембург (присоединился 16 декабря 1920; членство прекращено 30 августа )
  • Финляндия Финляндия (присоединилась 16 декабря 1920)
  • Албания(присоединилась 17 декабря ; членство прекращено 9 апреля )
  • Латвия Латвия (присоединилась 22 сентября ; членство прекращено 5 августа )
  • Литва Литва (присоединилась 22 сентября ; членство прекращено 3 августа )
  • Эстония Эстония (присоединилась 22 сентября ; членство прекращено 6 августа )
  • Венгрия Венгрия (присоединилась 18 сентября ; вышла 14 апреля )
  • Ирландия Ирландия (присоединилась 10 сентября )
  • Эфиопия Эфиопия (присоединилась 28 сентября ; членство прекращено 9 мая )
  • Доминиканская Республика Доминиканская Республика (присоединилась 29 сентября )
  • Германия (присоединилась 8 сентября ; вышла 20 октября )
  • Мексика Мексика (присоединилась 23 сентября )
  • СССР СССР (присоединился 18 сентября ; исключён 14 декабря )
  • Турция Турция (присоединилась 18 июля )
  • Ирак Ирак (присоединился 3 октября )
  • Афганистан Афганистан (присоединился 27 сентября )
  • Эквадор Эквадор (присоединился 28 сентября )
  • Египет Египет (присоединился 26 мая )

КамАЗ 43114: отзывы владельцев и водителей автомобиля

Решение территориальных проблем

Последствия Первой мировой войны оставили много вопросов, которые требовали урегулирования между государствами, в том числе точное положение национальных границ. Большинство этих вопросов были рассмотрены союзными державами в таких органах, как Высший совет союзников. Союзники, как правило, обращались к Лиге только с особо трудными вопросами. Это означало, что в течение первых трёх лет 1920-х Лига играла небольшую роль в устранении последствий суматохи, последовавшей после войны.

Поскольку Лига развивалась, её роль расширилась и к середине 1920-х она стала центром международной деятельности. Это изменение может быть замечено в отношениях между Лигой и лицами, не являющимися членом каких-либо организаций. Например, СССР и Соединённые Штаты всё больше и больше работали с Лигой. В течение второй половины 1920-х Франция, Великобритания и Германия использовали Лигу Наций как центр их дипломатической деятельности и министры иностранных дел этих стран посетили встречи Лиги в Женеве во время этого периода. Они также использовали органы Лиги, чтобы попытаться улучшить отношения и уладить разногласия.

Статья 6.

Постоянный Секретариат устанавливается в месте пребывания Лиги. Он заключает в себе Генерального Секретаря, а также необходимых секретарей и необходимый персонал.

Первый Генеральный Секретарь указан в приложении. Впоследствии Генеральный Секретарь будет назначаться Советом с одобрения большинства Собрания.

Секретари и персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем с одобрения Совета.

Генеральный Секретарь Лиги является по должности Генеральным Секретарем Собрания и Совета.

Расходы Секретариата несут Члены Лиги в пропорции, установленной для Международного Бюро Всемирного Почтового Союза.

Организационная структура Лиги Наций

В. Вильсоном было разработано три проекта Статута Лиги Наций.63 Первоначальный проект состоял из 13 статей и предусматривал создание постоянной судебной инстанции для разрешения международных споров и применения экономических санкций, а также любых других мер, необходимых для обеспечения выполнения решений третейского суда. Решения должны были выноситься судейской коллегией, состав которой зависел от количества спорящих сторон. Проект гарантировал государствам-членам Лиги сохранение их территориальной целостности и политической независимости. Кроме того, в проекте предусматривалось сокращение национальных вооружений до минимума, совместимого с внутренней безопасностью и ничего не говорилось о создании Совета.64

В декабре 1918 года на Парижской мирной конференции, В. Вильсон ознакомился с проектом Я. Смэтса и на его основе изменил свой первоначальный план, добавив в него положения о создании системы мандатов, а также включив условие об учреждении исполнительного органа Лиги – Совета.65 Тогда же в проект Статута был добавлен пункт о сокращении вооружений до «минимума, совместимого с национальной безопасностью» и предусмотрены гарантии для национальных меньшинств.66 Третий проект Статута был представлен В. Вильсоном союзникам в феврале 1919 года. Этот проект предусматривал возможность обращения к третейскому разбирательству в случае возникновения споров между членами Лиги, и включал условие о создании международного суда. В проекте также говорилось о религиозной терпимости и о свободе морей.67

Давая краткую характеристику проектам В. Вильсона, отметим, что в них содержалось много благородных принципов и идей, однако отсутствие конкретных механизмов их осуществления и минимальное количество санкций делало Лигу Наций больше похожей на политико-экономический союз государств, нежели на международную организацию в современном понимании смысла этого слова.

Несмотря на имевшиеся сходства британского и американского проектов Статута Лиги Наций, между ними были и существенные различия, которые касались разнообразных вопросов.68 Вследствие этого было решено выработать новый совместный проект, разработка которого была поручена британскому юристу С. Херсту и американскому советнику по праву Д. Миллеру. Выработанный ими проект лег в основу обсуждения на Парижской мирной конференции. Проект состоял из 22 статей и содержал ряд положений, которые нашли свое закрепление в Статуте Лиги Наций.69 Кроме этого в проекте гарантировалась территориальная целостность и политическая независимость членов Лиги, предусматривалось сокращение вооружения до минимума, совместимого с внутренней безопасностью и отмена обязательной военной службы.70

От рассмотренных выше схем создания международной организации существенно отличался проект, составленный французской правительственной комиссией под руководством Л. Буржуа. Для этого проекта было характерно наличие в Лиге Наций военных средств по поддержанию всеобщего мира и расширение исполнительной власти новой организации. Это объяснялось тем, что Франция более других стран опасалась соседства с понесшей поражение в войне Германией, и стремилась предотвратить возможную агрессию со стороны последней, закрепив свое господствующее положение на европейском континенте. По французскому проекту в распоряжении Лиги должны иметься вооруженные силы, состоявшие из армий государств-членов и находившиеся под командой постоянного Международного генерального штаба. В случае начала военных действий, Лига Наций назначала главнокомандующего международными силами, который формировал офицерский состав Генерального штаба.71 Кроме того, в проекте были подробно изложены меры воздействия на государство-агрессора, а именно: дипломатические, юридические, экономические и военные санкции. Дипломатические санкции включали в себя разрыв дипломатических отношений всех членов Лиги с государством-агрессором, а также лишение последнего всех преимуществ, вытекающих из международных договоров. Экономические санкции могли применяться в форме блокады, финансового бойкота и эмбарго. Юридические санкции заключались в денежных штрафах, налагаемых на государство-ответчика Международным трибуналом, а также во временном лишении прав его граждан, проживающих на территории других государств-членов Лиги. К военным санкциям относился комплекс вопросов о создании международных войск.72 Таким образом, по плану Л. Буржуа Лига Наций должна была стать неприкрытым военным союзом как против всех не входивших в Лигу государств, так и против нарушителей территориально-политического status quo, установленного мирными договорами.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ЛИГИ НАЦИЙ, ПОДПИСАВШИЕ ДОГОВОР.

Соединенные Штаты Америки.

Гаити.

Бельгия.

Геджас.

Боливия

Гондурас.

Бразилия.

Италия.

Британская Империя.

Япония.

Канада.

Либерия.

Австралия.

Никарагуа.

Южная Африка.

Панама.

Новая Зеландия.

Перу.

Индия.

Польша.

Китай

Португалия.

Куба

Румыния.

Эквадор.

Сербо-Хорвато-Словенское Государство

Франция

Сиам.

Греция.

Чехо-Словакия.

Гватемала.

Уругвай.

ГОСУДАРСТВА, ПРИГЛАШЕННЫЕ ПРИСТУПИТЬ К СТАТУТУ

Аргентина

Нидерланды.

Чили

Персия.

Колумбия.

Сальвадор.

Дания

Швеция.

Испания

Швейцария.

Норвегия

Венесуэла.

Парагвай

Availability[edit | edit source]

Демилитаризация и неспособность предотвращения Второй мировой войны

Статья 24.

Все международные бюро, ранее учрежденные коллективными договорами, будут, под условием согласия Сторон, поставлены под руководство Лиги. Всякие другие международные бюро и всякие комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги.

По всем вопросам международного значения, регулируемым общими соглашениями, но не подчиненным контролю международных комиссий или бюро, Секретариат Лиги должен будет, если Стороны того потребуют и Совет на то согласится, собирать и сообщать всякие нужные сведения и оказывать всякое необходимое и желательное содействие.

Совет может постановить о включении в расходы Секретариата расходов всякого бюро или комиссии, поставленных под руководство Лиги.

Полутораручный меч в XVI веке

Полутораручный меч XVI века с дополнительными элементами эфеса

В этом столетии полутораручные мечи нередко имеют развитую гарду с дополнительными защитными элементами, сближающую их с тогда же появившимися шпагами. В некоторых случаях речь шла о полузакрытых эфесах — имеющих дужку для защиты пальцев, не соединяющуюся с навершием. Среди всех этих эфесов (и открытых, и полузакрытых) выделялись немецко-баварский, швейцарский и испанский стили. В свою очередь немецко-баварский стиль делился на четырнадцать типов, объединённых в четыре группы, а швейцарский на пятнадцать типов (без групп).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector