Фронтовой истребитель миг-23
Содержание:
- МиГ-29 СМТ
- МиГ-1 и МиГ-3
- Источники
- 1 Время создания истребителя МиГ-23 с фиксированным крылом
- I. Стрелы и треугольники
- История разработки истребителя МиГ-23
- МиГ-25
- Происшествия
- История создания МиГ-23
- Академия ФСО России
- МиГ-23
- Фото МиГ-21 ВВС Румыния
- Интересные факты
- Палубный истребитель МиГ-23К
- Фото МиГ-21 ВВС Северной Кореи
- Особенности крыла
- Истребитель МиГ-23 — видео
- Состав оборудования
- III. На случай ядерной войны
МиГ-29 СМТ
МиГ-29 СМТ — новое поколение истребителей.
Истребитель поколения «4+» МиГ-29 СМТ — многофункциональный истребитель с открытой архитектурой авионики и современной бортовой РЛС — является сегодня одним из самых совершенных самолётов в мире. В самолёте предусмотрены 2 конформных бака емкостью 2020 литра, благодаря чему радиус действия увеличился в 3, 5 раза. Штанга дозаправки монтируется максимум за 2 часа, а применение дозаправки делает МиГ-29 СМТ самолётом, у которого нет ограничений по дальности полётов. Систему навигации самолёта дополнили приемниками спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и NAVSTAR. Сигнал принимается сразу с 12 спутников и комбинируется, что позволяет лётчику определять местоположение МиГ-29 СМТ с точностью 50 метров. Усовершенствована и система воздушного боя.
Кстати…
За всю историю МиГов было разработано около 450 проектов этих боевых самолётов, 170 – воплощены в жизнь. На отечественных авиастроительных заводах построили 45 тыс. МиГов, 11 тыс. из них было экспортировано. За границей по лицензии выпущено 14 тыс. МиГов. Истребители МиГ защищали от вооружённой агрессии небо более 40 стран мира.
МиГ-1 и МиГ-3
Советский истребитель Миг-1.
Первый МиГ был спроектирован в 1939 году. В 1941 году в сутки с конвейеров заводов в СССР сходило около 25 истребителей МиГ-3.
МиГ-3 — легендарный истребитель Великой Отечественной войны.
Истребители МиГ-1 и МиГ-3 внесли весомый вклад в победу в войне против немецко-фашистских захватчиков. Самолёты МиГ-3 были на вооружении двух элитных истребительных авиаполков, и на них сражались опытнейшие летчики-испытатели. Именно на МиГ-3 прославленный советский ас А.И. Покрышкин одержал свою первую победу, сбив немецкий Ме-109Е. Высокая унификация и ремонтопригодность МиГов обеспечила им долгий срок службы даже в условиях военного времени. После войны истребители МиГ-3 долгое время стояли на вооружении истребительных авиаполков ПВО.
Источники
- https://www.whatifmodellers.com/index.php?topic=43800.15
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/miragf1.html
- http://www.airwar.ru/enc/xplane/mig23pd.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23ml.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig25.html
- http://www.airwar.ru/enc/attack/a5.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/aj37.html
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/f5a.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-22
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-22М
- «AIR Enthusiast», February 1972
- «AIR Enthusiast», August 1972
1 Время создания истребителя МиГ-23 с фиксированным крылом
В истории советского авиастроения был случай, когда на смену одной модификации самолета шла другая, имевшая мало общего со своим предшественником. Речь идет о хорошо всем известном казусе Ту-22/Ту-22М, когда преемник заимствовал от предшественника разве что только носовую стойку шасси. Однако в данной ситуации есть два важных момента. Во-первых, создание нового самолета под видом модификации старого носило политический характер (с целью получения заказа А. Н. Туполев на конкурсе предлагал вариант модернизации Ту-22, делая упор на экономию средств на разработку), а во-вторых, изменение конструкции сопровождалось резким ростом летно-технических характеристик. Так, например, максимальная скорость возросла с 1610 км/ч до 2300 км/ч, дальности полета с 4400 километров до 6800 километров и боевая нагрузка с 9000 кг до 12000 кг.
В случае одноместного истребителя, который в серийном производстве находится уже 10 лет, создание в конце 1970-х годов модификации с новым крылом и радикально новыми воздухозаборниками, тянущими за собой перепроектирование центральной части фюзеляжа, не приведет к значительному повышению летно-технических характеристик. Кроме того, изменение конструкции самолета должно было вылиться в полноценную НИОКР, которая по своим стоимости и срокам была бы сопоставима с программой создания принципиально нового самолета (при этом необходимо учитывать такую «мелочь» как подготовка новой технологической оснастки). Это в свою очередь привело бы к распылению ресурсов ОКБ-155 и задержке доводки и запуска в серийное производство истребителя МиГ-29.
Таким образом, можно сделать вывод, что в конце 1970-х годов в ОКБ-155 модификация истребителя МиГ-23 с фиксированным крылом с развитой механизацией, боковыми воздухозаборниками совкового типа и корневыми наплывами крыла не пошла бы дальше чертежной доски и моделей. Более реалистичным представляется перенесение создания истребителя МиГ-23, в конструкции которого применены указанные выше технические решения, в начало 1960-х годов – на начальный этап создания «двадцать третьего».
I. Стрелы и треугольники
Началось все с Е-1(Х-1). Аванпроект легкого истребителя со стреловидным крылом под двигатель АМ-5А был завершен в 1954 году. В этом же 54ом его сменил Е-2 с более мощным АМ-9Б, который недолго полетав, был модифицирован в Е-2А с двигателем РД-11.
1. Е-2
Второй экземпляр Е-2А/2 еще не был закончен когда вышло постановление Совета Министров СССР о запуске Е-2А в серию под обозначением МиГ-23. Первый пошел!
2. МиГ-23(I)(Е-2А)
Практически параллельно с Е-2 развивалась линия фронтового истребителя с треугольным крылом: Е-4 (летал с двигателями АМ-5 и с РД-9И после модернизации) и Е-5 (двигатель РД-11). При строительстве эти самолеты старались максимально унифицировать с Е-2 дабы выявить плюсы и минусы различных типов крыла.
Е-5 стал прототипом предсерийного МиГ-21. Последующий за ним Е-6 выпускался уже в серии, как МиГ-21Ф, и стал родоначальником самого массового истребителя послевоенного времени.
6. Е-6/3
Кроме этих двух линий – линий фронтового истребителя «2Маха – 20км» (требование военных по скорости и потолку нового самолета) была и третья – высотный перехватчик с высотной модификацией ТРД РД-9Е и с дополнительным ЖРД С-155. Три экспериментальных Е-50 были построены на основе Е-2, серийный же МиГ-23У(Е-50А)(У- ускоритель) во многом отличался от младших собратьев и строился фактически на базе Е-2А, с ТРД РД-11Е-300. Топливо, окислитель и системы управления ЖРД были размещены в подфюзеляжной гондоле, а не в емкостях фюзеляжа.
8. Е-50/3
Ракетоносный перехватчик Е-50П (система управляемого ракетного оружия К-5) предлагалось строить на основе Е-50А.
В 1958 году серийный выпуск МиГ-23(I) был прекращен, самолеты семейства с треугольным крылом были признаны более перспективными. По МиГ-23У прекратили все работы в это же время — эксплуатация ЖРД в строевых частях была признана слишком рисковой и сложной.
История разработки истребителя МиГ-23
В 1958 году в СССР был построен экспериментальный истребитель Е-8. От всех прежних самолетов, созданных в конструкторском бюро Микояна и Гуревича, его отличала компоновка носовой части фюзеляжа – воздухозаборник двигателя «переехал» вниз, что дало возможность разместить перед кабиной пилота радиолокационную станцию с большим диаметром антенны. Спустя два года, когда советское правительство направило в КБ поручение о разработке нового многоцелевого истребителя для замены МиГ-21, именно Е-8 первоначально получил обозначение МиГ-23.
Самолет Е-8-2, который получил затем название МиГ-23 – экспериментальный вариант, ничем не похожий на известный сегодня истребитель
Самолет предполагалось оснастить намного более совершенным оборудованием, чем имелось на борту у «двадцать первого» МиГа, однако, испытания опытной машины проходили неудачно, а разработка нового прицела и радиолокационной станции затянулись. Кроме того, произошли изменения концепции боевого применения фронтовых истребителей: теперь «заказчик» потребовал обеспечить эксплуатацию таких самолетов с укороченных взлетно-посадочных полос.
Новый проект получил обозначение МиГ-23ПД. Его главной особенностью стало размещение на борту двух дополнительных «подъемных» двигателей. Этот самолет демонстрировался в 1967 году на авиационном празднике в Домодедово и произвел огромное впечатление на зрителей, которые не понимали, что это был первый и последний публичный показ, так как было принято решение о сворачивании дальнейших работ по проекту.
Причиной для очередной «смены курса» стали как результаты испытаний, показавшие непрактичность установки подъемных двигателей, беспощадно пожиравших горючее, так и штудирование западных изданий, в которых рассказывалось о больших перспективах самолетов с изменяемой геометрией крыла. Следует отметить, что такой вариант уже прорабатывался конструкторами, но его дальнейшему развитию мешали негативные экспертные оценки, дававшиеся специалистами по аэродинамике.
Еще один экспериментальный самолет – МиГ23ПД. В серию не пошел
Первый полет на истребителе МиГ-23II, получившим крыло с изменяемой в полете стреловидностью, был выполнен 26 мая 1967 года. Масса этого самолета заметно увеличилась, по сравнению, например, с Е-8, поэтому его оборудовали форсированным двигателем. В 1968 году МиГ-23 был передан на государственные испытания, которые продолжались до 1972 года. Одна из причин столь значительной длительности – отсутствие проектного бортового оборудования. Ни РЛС, ни прицел, ни теплопеленгатор не были подготовлены «смежниками» в установленные сроки. По этой причине оборудование для первых серийных МиГ-23 по характеристикам ничем не отличалось от того, которыми обладал МиГ-21.
Этот недостаток проявлялся даже у модификации МиГ 23МФ, и справиться с ним удалось далеко не сразу. По горизонтальной и вертикальной маневренности новый истребитель уступал как американскому F-4E, так и своему предшественнику МиГ-21, что буквально деморализовало летчиков.
МиГ-23МЛ – первая маневренная модификация истребителя
Ситуация улучшилась лишь после появления в частях МиГ-23МЛ. Эта машина смогла наконец-то стать «истребительной», обретя хорошие разгонные и маневренные характеристики. В таком варианте советский самолет был даже способен вести успешные бои с ранними вариантами американских истребителей четвертого поколения. В дальнейшем на базе этой модификации был создан перехватчик МиГ 23П, а затем и совершенный вариант – МиГ-23МЛД.
МиГ-25
Самый быстрый в мире самолёт МиГ-25.
О советском одноместном сверхзвуковом высотном перехватчике МиГ-25 3.2М лётчики говорят, что ограничения по скорости для него есть только на бумаге. Это, конечно, преувеличение, но МиГ-25 3.2М действительно самый быстрый самолёт в мире. На этом самолёте было поставлено несколько мировых рекордов скорости. Правда, официально их не зарегистрировали.
Cамолёт МиГ-25, угнанный летчиком Беленко.
6 сентября 1976 года лётчик ВВС СССР Виктор Беленко угнал Миг-25 в Японию. Японцы самолёт вернули, но перед этим разобрали его до мельчайшего винтика. Беленко же попросил политического убежища в США.
Происшествия
- 16 сентября 1970 года, испытывая самолёт, погиб лётчик-испытатель М. М. Комаров.
- 21 сентября 1973 года аэродром Щучин, конструктивно-производственный дефект, летчик катапультировался.
- 23 июня 1977 года произошла катастрофа самолёта МиГ-23УБ близ города Егорьевска Московской области. Погибли 2 человека.
- В 1985 году в 116-м Центре боевого применения авиации (Астрахань) во время стрельбы пары кубинских лётчиков на МиГ-23МЛ по учебной мишени ведомый по ошибке выпустил ракету Р-24Р по своему ведущему и поразил его самолёт. Ведущий катапультировался, но после приземления умер от полученных травм.
- Лето 1987 года, авария при взлете МиГ-23УБ (попадание птицы в воздухозаборник), недалеко от Тираспольского аэродрома. Летчики увели самолет от города на пляж и успешно катапультировались. При падении получил сильные ожоги ребенок находившийся на пляже.
- Катастрофа МиГ-23 в Бельгии 4 июля 1989 года.
- Столкновение Boeing 727 и МиГ-23 над Триполи
- Август 1993 года, аэродром Купино — авария при посадке МиГ-23УБ, командир 3-й эскадрилии и обучаемый летчик (лейтенант). Прогрессирующий козёл на посадке, попытка инструктором ухода на второй круг с выводом двигателя на «максимал» и выпуск тормозного парашюта обучаемым летчиком. Потеря скорости и сваливание самолета на крыло, экипаж успешно катапультировался на высоте 5-10 метров. Неуправляемый самолет приземлился в конце ВПП и укатился в берёзовую рощу.
- 10 ноября 1995 года МиГ-23 ВВС Индии упал в лес.
История создания МиГ-23
МиГ-23 был призван заменить устаревший основной истребитель ВВС СССР МиГ-21. Его проектированием занялось КБ Микояна в начале 1960-х годов. Главной отличительной чертой новой машины должна была стать возможность изменения геометрии крыла. Полет первого прототипа этой машины состоялся в мае 1967. Предсерийный экземпляр поднялся в воздух два года спустя.
Главный выпускающим предприятием истребителя стал завод «Знамя труда» (Москва). Различные модернизации самолета производились вплоть до середины 1980-х годов, эта машина составляла тогда основу парка многоцелевых истребителей СССР.
МиГ-23УБ.МиГ-23УБ.МиГ-23УБ.
Академия ФСО России
С 2011 по 2017 гг. Академию возглавлял генерал-лейтенант Мизеров Виктор Владимирович. В 2016 г. Указом Президента Российской Федерации за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров, мужество и самоотверженность, проявленные выпускниками академии в ходе выполнения учебно-боевых задач, а также в связи с 50-летием со дня образования Академия была награждена орденом Кутузова.
С ноября 2017 г. начальником Академии является генерал-лейтенант Малышев Павел Львович.
На сегодняшний день вуз обладает высоким научным потенциалом, современной учебной материально-технической базой, опытом подготовки кадров для ФСО России, других федеральных органов исполнительной власти. Академия пользуется заслуженным авторитетом в образовательном пространстве России и за ее пределами в сфере высшего и среднего профессионального образования, является активным членом нескольких федеральных учебно-методических объединений, достойно представлена в научных школах системы обеспечения безопасности государства.
Сохранение и развитие лучших традиций Академии, ее динамичное развитие, внедрение инновационных педагогических технологий, широкая интеграция в образовательное пространство России позволяет коллективу вуза обеспечивать благоприятные условия для обучения и воспитания новых поколений сотрудников отечественных специальных служб.
МиГ-23
Многоцелевой истребитель МиГ-23.
МиГ-23 — многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Эти самолёты могли летать на углах атаки до 24-26 градусов, что давало им определённые преимущества над истребителями западного производства второго и третьего поколений. Но с появлением на Западе истребителей четвёртого поколения, в частности, F-16, превосходство было утрачено.
Эти истребители участвовали во многих вооруженных конфликтах 1980-х годов. Так, полк самолетов МиГ-23МЛД прикрывал Кабул, а позже – Баграм. Как правило, в Афганистане эти самолёты «работали» по наземным целям. Каждый успешный боевой вылет обозначался маленькой белой звездой на носовой части фюзеляжа. Известен случай воздушного боя, когда МиГ-23МЛД ракетой Р-60М сбил пакистанский F-16A.
В 1984 году эскадрилья из 14 МиГ-23МЛД базировалась на вьетнамской военной базе Кам Ран, прикрывая над морем советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95. Истребители МиГ-23 не раз сбивали воздушные шары-разведчики в Подмосковье. Известен факт, когда авиаполк, базирующийся на аэродроме Туношна (под Ярославлем), перехватывал НЛО
Фото МиГ-21 ВВС Румыния
Румыния модернизировала свои МиГ-21 совместно с израильской компанией «Эркрафт Индастри» (IAI). Работы шли с 1993 года. Первые 50 обновлённых самолётов были переданы ВВС Румынии в 1998 году. Всего Румыния модернизировала примерно 100 МиГ-21.
МиГ-21МФ75 Лансер С ВВС РумынииМиГ-21МФ75 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21МФ75 Лансер С ВВС Румынии в полётеПара МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии в полёте, фото 2013 года.МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии в полёте, фото 2014 года.МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии в полёте, фото 2014 года.Пара МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии в полёте, фото 2014 года.МиГ-21УМ Лансер В ВВС Румынии взлетает, фото 2016 года.МиГ-21МФ75 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21МФ75 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер С ВВС Румынии в полётеМиГ-21 Лансер СМиГ-21 Лансер С в полётеМиГ-21 Лансер С выбросил тормозной парашютМиГ-21 Лансер С выбросил тормозной парашют
В 2009 году СМИ сообщали о намерении Румынии купить у США снятые с вооружения F-16 в количестве 24 машин. Но тогда у рымынов не хватило денег. А в 2012 году стали появляться сообщения о намерении Румынии перевести свои ВВС на истребители F-16 списанные в Нидерландах и Португалии. На этот раз Румыния ограничилась 12 истребителями.
Интересные факты
В сентябре 1962 года проводилось очередное испытание летательного аппарата МиГ-23, фото которого приведено ниже. На это раз произошла деформация диска одной из ступеней компрессора силовой установки. Обломками был поврежден самолет, что привело к отказу двух гидравлических систем и потере управления. Георгий Мосолов (летчик-испытатель) успел катапультироваться, но получил серьезные травмы. После этого случая тестирование модели серии Е-8 приостановили.
Следующий проект из серии МиГ-23 — версия под кодом Е-8М. Она вышла на испытательный полигон уже в декабре 1963 года. Изначально модель должна была получить возможность укороченного взлета и посадки. В качестве двигателей выступали два турбинных мотора типа Р-27Ф-300. Они оснащались воздухозаборником с верхним расположением. Кроме того, предусмотрены сопла, предназначенные для отвода газовой струи назад или вперед на несколько градусов (от 5 до 10) при взлете и торможении.
Палубный истребитель МиГ-23К
В 1976 году на вооружение авиации ВМФ СССР были приняты палубные истребители МиГ-23К («К» – корабельный; изделие «23-32»). Первоначально МиГ-23К должны были стать истребителями-бомбардировщиками, выполнять функции истребителей, перехватчиков, штурмовиков-бомбардировщиков, разведчиков и самолетов радиоэлектронной борьбы и входить в состав авиагрупп строившихся в Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре авианосцев проекта 1143 («Минск»).
Однако вскоре планы поменялись; ударные задачи и задачи РЭБ и РЭП было решено возложить на штурмовики-бомбардировщики Су-17М3К – оморяченный вариант истребителя-бомбардировщика Су-17М3, а разведку перепоручить палубным самолетам ДЛРО Як-44.
Пилот и технический персонал на фоне палубного штурмовика-бомбардировщика Су-17М3К
Пилот в кабине Су-17М3К
Палубный штурмовик-бомбардировщик Су-17М3К
Палубный самолет ДЛРО Як-44Э на палубе авианосца «Минск»
Компоновка палубного самолета ДРЛО Як-44Э
При разработке МиГ-23К за основу был взят истребитель МиГ-23МЛ, от которого морской вариант отличался опущенной на 2° вниз для улучшения обзора из кабины носовой частью фюзеляжа, усиленным шасси, установкой посадочного гака (поворотный подфюзеляжный гребень при этом заменялся на два гребня), увеличенной площадью и высотой киля. Помимо этого «23-32» получил крыло с двухщелевыми закрылками увеличенной площади и систему дозаправки топливом в полете.
Другими отличиями конструкции палубной машины стали:
- • складывающиеся консоли крыла;
- • усиленные стойки шасси;
- • внедрение усовершенствованной системы создания дополнительной подъемной силы на оснащенном двухщелевыми закрылками ПГО;
- • два дополнительных подфюзеляжных узла подвески (перед основными стойками шасси).
Схема палубного истребителя МиГ-23К
За основу бортового оборудования МиГ-23К был взят состав БРЭО истребителя МиГ-23МЛ; отличия заключались в установке:
- • системы автоматического управления САУ-23МЛК;
- • навигационной системы «Полет-2К-23»;
- • РЛС «Сапфир-23МЛ-К» (затем заменена на «Сапфир-23МЛА-К»);
- • радиостанции Р-862;
- • теплопеленгатора ТП-26;
- • системы ограничительных сигналов СОС-3-4;
- • аппаратуры для автоматического наведения самолета на цель по командам установленной на Як-44 автоматизированной системы наведения.
Палубный истребитель МиГ-23К
В 1982 году для имевших авианосцы стран третьего мира был разработан палубный истребитель МиГ-23КЭ («Э» – экспортный), отличавшаяся упрощенным составом БРЭО и улучшенными ударными возможностями. ОКБ им. Микояна ориентировалось на Индию и страны Латинской Америки: в первую очередь на Аргентину, в которой к власти пришло гражданское правительство, и (в перспективе) на Бразилию, диктаторский режим которой постепенно сдавал свои позиции.
Фото МиГ-21 ВВС Северной Кореи
Особенности крыла
Крыло включает в свою конструкцию центроплан с цельным силовым баком и пару поворотных консолей в виде трапеций. Основной элемент неподвижной части крыла (центральный отсек) приварен к верхним рамам. В нем располагаются поворотные узлы консолей и топливные баки.
Элемент поворота крыла – кессонная сварная конструкция, трансформирующаяся в усиленную вилку. Данный узел с парой лонжеронов имеет консоль, разделенную на носовую, центральную и хвостовую часть. За повороты отвечает двухканальный гидравлический двигатель типа СПК-1.
Носовой блок поворотной части – четырехсекционный, может отклоняться на 20 градусов. Между собой секции соединяются при помощи управляемых тяг. Лонжероны крыла истребителя МиГ-23 сделаны способом горячей штамповки из алюминия. Герметизацию узла обеспечивает герметик, подаваемый через болтовые отверстия, а также резиновым жгутом, проложенным по всему периметру отсека. Закрылок разделяется на три секции, одна из которых изготовлена из титанового сплава, остальные – из алюминиевого состава. Все части между собой соединяются цангами, управляются отдельным гидромотором. Максимальный угол отклонения закрылков – 50 градусов.
Истребитель МиГ-23 — видео
https://youtube.com/watch?v=jKs4SUpYmw8
Будущий самолет призван был сочетать лучшие качества МиГ-21, и ему заранее дали индекс «МиГ-23». Основными достоинствами должны были стать высокие скорость и скороподъемность, большие дальность и продолжительность полета. Отработка аэродинамики будущего истребителя проводилась в аэродинамических трубах ЦАГИ. Была создана полная серия моделей, испытанная при различных режимах полета: при взлете, посадке, на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.В 1964 г. ОКБ А.И. Микояна приступило к техническому проектированию двух вариантов МиГ-23. Истребитель с двумя подъемными двигателями — «23-01» и машина с крылом изменяемой геометрии — «23-11». Первый полет «23-01» совершил 3 апреля 1967 г. (летчик-испытатель П.М. Остапенко). После прекращения разработки самолета «23-01» с коротким взлетом и посадкой приоритет приобретает программа «23-11» с изменяемой стреловидностью крыла, выполнение которой было ускорено приказом МАП. МКБ «Родина» (главный конструктор Селиванов) поручалось создание механизма поворота крыла. Проектирование истребителя «23-11» велось быстрыми темпами. За очень короткий срок, с января по март 1966 г., был создан эскизный проект МиГ-23. Еще до окончательного выбора схемы «23-01» и «23-11» специально был разработан реактивный двигатель ТРДФ Р-27Ф-300 (ОКБ К. Р. Хачатурова) на базе ТРД Р-11Ф2С-300. Решающую роль в доводке этих систем сыграл шеф-пилот ОКБ А.В. Федотов.
10 июня 1967 г. летчик-испытатель А. В. Федотов совершил первый полет, при котором крыло находилось в положении стреловидности 16°. На втором полете он проверил крыло в полном диапазоне изменения угла стреловидности от 16° до 72°. На третьем полете Федотов перешел скорость звука. Самолет был показан на авиационном параде в Домодедово. Для А.В. Федотова это был 13-й полет. Всего в программе испытаний было задействовано девять машин.
Серийное производство МиГ-23 началось на московском заводе «Знамя труда». Всего МиГ-23 всех модификаций было построено 5047. Появление в частях этих самолетов принесло разочарование. Из-за недостаточной прочности планера были введены ограничения по перегрузкам. Учебные воздушные бои между истребителями МиГ-21 и МиГ-23 однозначно доказывали преимущество первого. Истребители МиГ-23 широко поставлялись на экспорт и применялись почти во всех международных конфликтах. Машина с № 231 находится в Музее ВВС в Монино.
Модификации МиГ-23
МиГ-23С — истребитель с более мощным двигателем Р-27Ф2М-300;
МиГ-23М — истребитель с крылом увеличенной площади и «зубом» на передней кромке. Двигатель Р-29-300;
МиГ-23МЛ — облегченный вариант самолета с двигателем Р-35-300;
МиГ-23Б — истребитель-бомбардировщик с плоским носом без БРЛС;
МиГ-23УБ — двухместный учебно-боевой истребитель;
МиГ-23МЛД — наиболее совершенная модификация истребителя.
Состав оборудования
- БРЛС «Сапфир-21» (МиГ-23С и МиГ-23МС),
- импульсно-допплеровская РЛС «Сапфир-23Д» (МиГ-23М и МиГ-23МФ, дальность обнаружения воздушной цели класса МиГ-21 — 55 км, дальность захвата 35 км), «Сапфир-23МЛ» (Ми Г-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели 85 км, дальность захвата 55 км) или «Сапфир-23МЛА» (МиГ-23МЛД);
- теплопеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТИ-23М (МиГ-23МЛ, дальность обнаружения воздушной цели в задней полусфере до 35 км) или ТП-26 (60 км);
- станция наведения УР класса воздух — поверхность «Дельта-Н» (МиГ-23С или «Дельта-НГ»;
- система «Лазурь-С» (МиГ-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23М) или «Лазурь-СМЛ» (МиГ-23МЛ), обеспечивающая автоматическое наведение самолёта с использованием наземной системы управления «Воздух»;
- ИЛС АСП-ПФ (МиГ-23С), АСП-23Л (МиГ-23Л) или АСП-17МЛ (МиГ-23МЛ);
- радиостанция Р-832М или Р-862 (МиГ-23МЛД);
- аварийная радиостанция Р-855УМ;
- навигационная система «Полет-1Л-23» (МиГ-23С, МиГ-23М) или «Полет-2Л-23» (МиГ-23МЛ);
- автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
- маркерный радиоприёмник МРП-56П;
- радиовысотомер РВ-УМ (МиГ-23С) или РВ-4;
- самолётная аппаратура радиотехнической системы ближней навигации РСБН-6С;
- ответчик СО-69;
- система предупреждения и оповещения СЗМ;
- система постановки активных радиолокационных помех «Репер» Н;
- автоматическая система управления САУ-23А (МиГ-23С, МиГ-23М), САУ-23АМ;
- система ограничительных сигналов СОС-3-4 (МиГ-23МЛД).
МиГ-23 поздних серий оснащены контейнерами с ИК-ловушками (расположены над неподвижной частью крыла).
III. На случай ядерной войны
После завершения истории Е-8 начался следующий этап создания наследника МиГ-21, уже согласно новой идеалогии. Фронтовой истребитель 70хх по концепции (или моде?) того времени должен был взлетать с неподготовленных ВПП длиной 250-300м. Выполнять это условие возможно было двумя способами: поставив дополнительные подъемные двигатели и использовав крыло изменяемой стреловидности.
«Отработчик технологии» экспериментальный МиГ-21ПД(он же Е-7ПД и 23-31) был представителем первого пути и создавался на основе МиГ-21ПФМ. В удлиненный и расширенный в средней части фюзеляж установили два подъемных двигателя РД-36-35. За ним последовал уже претендент на звание нового фронтового истребителя — МиГ-23ПД(23-01, МиГ-23УВП) с треугольным крылом, воздухозаборниками «а-ля «Мираж-III» и теми же подъемными РД-35-36. Недолго полетав обе машины показали: для массового фронтового истребителя такая схема не годится.
12. МиГ-23М.
К схеме с изменяемым крылом, которая реализовалась на самолете 23-11, претензий у заказчика не было, достоинства крыла с изменяемой геометрией были наглядны, а самолет удачно полетел. В 1969 после постройки и испытания нескольких предсерийных образцов начался выпуск МиГ-23С – первого массово серийного, «настоящего» «двадцатьтретьего».