Миг-21
Содержание:
- Особенности МиГ-23
- Вооружение[править | править код]
- Зачем засекреченный самолет судного дня выставили напоказ
- Модификации истребителя МиГ-21
- Оптимальные условия для хранения картофеля
- Самый массовый и самый бюджетный сверхзвуковой
- Описание конструкции
- Боевое применение
- Контрольная явка во время отсрочки
- Таран
- История создания истребителя МиГ-21
- Модификации МиГ-21
- Первое холодное орудие
Особенности МиГ-23
В сравнении со своим предшественником МиГ-21, новая машина обладала значительно улучшенной аэродинамикой, достигнутой за счет изменения конструкции планера. Фюзеляж самолета был укорочен, а крыло могло теперь изменять форму.
Крыло МиГ-23 состоит из подвижных и неподвижных элементов и под управлением пилота способно становиться стреловидным или прямым, подстраиваясь под нужды полета. Всего на различных модификациях МиГ-23 имелось три варианта различных крыльев.
Благодаря новому форсажному двигателю истребитель получил возможность разгоняться до 2500 км/ч. Потолок машины составил 17,7 км. Без подвесных топливных баков самолет мог преодолеть до 1500 км.
Фонарь кабины был герметичным и имел неплохой обзор, причем обзор задней полусферы обеспечивался специальным смотровым прибором.
МиГ-23МЛД.МиГ-23.МиГ-23.
Вооружение[править | править код]
Стандартноеправить | править код
- двухствольная авиационная пушка ГШ-23Л калибра 23-мм
- ракеты ближнего боя с тепловым наведением Р-60 (по классификации НАТО — AA-8 Aphid — «Тля»)
Особоеправить | править код
- пусковые установки неуправляемых ракет (RCL, RKT) блоки УБ-16-57 на 16 ракет С-5 калибра 57 мм (AC5, ACZ, АС7)
- высокоманёвренные ракеты «воздух-воздух» (QAAM) Р-73 (по по классификации НАТО — AA-11 Archer — «Лучник») (ACZ)
- ракеты «воздух-воздух» с полуактивным наведением (SAAM) Р-27РЭ (по классификации НАТО — АА-10 Alamo — «Тополь») (ACAH, ACI, AC7)
- высокомощные ракеты «воздух-воздух» (НРAA) Р-73 (по классификации НАТО: AA-11 Archer ) (ACI)
- пушечные контейнеры (MGP) УПК-23-250 (ACAH, ACI, АС7)
- неуправляемые бомбы (UGB) 500кг авиабомбы ФАБ-500-М62 (ACZ)
Зачем засекреченный самолет судного дня выставили напоказ
Модификации истребителя МиГ-21
За все долгое время изготовления данной машины конструкторы проводили доработки и усовершенствования. За счет этого выделяют три поколения данного аппарата.
Первое поколение являет собой самолет, который обозначался как МиГ-21Ф. Этот фронтовой истребитель изготовляли с 1959 года. Он имел достаточно мощное вооружение, которое было представлено двумя 30-миллиметровыми пушками типа НР-30, которые были расположены на пилонах крыльев. Самолет имел неуправляемые ракеты типа С-5, их было 32 штуки. Силовая установка была представлена двигателем типа Р-11Ф, который на форсаже выдавал мощность в 5740 кгс.
Этот самолет изготовляли только год, и было построено 83 аппарата. К этому поколению также относят модификацию МиГ-21Ф-13, которая выпускалась до 65 года. Она отличалась более мощным двигателем и тем, что в комплекс вооружения входили управляемые ракеты.
Второе поколение представлял истребитель МиГ-21П. Он был создан как всепогодный перехватчик. На него было установлено более качественное локационное оборудование и система наведения типа «Лазурь». Силовая установка была точно такой же, как и на предыдущей модели. Отличалось вооружение, которое было представлено двумя управляемыми ракетами класса К-13.
Еще одной машиной данного поколения является модификация МиГ-21ПФС, или, как его обозначали, изделие 94. Его особенностью стала новая система, которая проводила сдув с закрылков пограничного слоя. Эта система позволила выполнять вылеты с грунтовых аэродромов. Специально для этой системы конструкторы усовершенствовали двигатель, а именно проработали систему отбора потока воздуха от компрессора. Все это сократило разбег при взлете до 480 метров.
К данному поколению относятся экспортные аппараты и самолет-разведчик, который на пилонах нес контейнеры с разведывательной аппаратурой.
К третьему поколению относят машины МиГ-21, которые начали изготовлять с 65 года. Машины типа МиГ-21С имели качественно новую систему бортового оборудования под обозначением «Сапфир-21». Оно имело возможность обнаружения цели противника на расстоянии в 30 километров.
Вооружение тоже было усовершенствовано и представлено ракетами класса Р-3Р, которые были оснащены радиолокационной головкой, что позволяло производить самонаведение снаряда. Самолет имел и крупнокалиберные пушки, как на предыдущих моделях. Также в состав вооружения входили неуправляемые ракеты, которые крепились на подкрылках. Здесь же можно было устанавливать и дополнительные топливные баки. На самолетах данного поколения был более совершенный автопилот класса АП-155, который мог держать машину ровно и горизонтально в соотношении с осями. Аппараты данного класса изготовлялись вплоть до 68 года.
Кроме выше упомянутых аппаратов разных поколений, конструкторское бюро Микояна изготовило множество самолетов типа МиГ-21 для более специальных задач. Были выпущены как учебные машины, так и экспериментальные. Все это послужило тому, что данная модель истребителя является качественной боевой машиной, которая востребована во всем мире.
МиГ-21 фото
Оптимальные условия для хранения картофеля
Сезонные овощи доступны круглый год, и многие хозяйки просто закупают картошку по мере необходимости небольшими количествами, хранят продукт на полках холодильника, в кладовой или шкафу. Но если собрать урожай на собственном приусадебном участке, где нет погреба, или купить сразу несколько сеток для хранения картофеля в квартире, нужно соблюдать оптимальные условия, при которых продукт не теряет пищевую ценность и не портится. Если разместить картошку правильно, время хранения клубней заметно увеличивается. Необходимо поддерживать рекомендуемую температуру и влажность воздуха, хранить овощи в хорошо проветриваемом помещении, периодически проверять на наличие гнили, удалять ростки. Как же сохранить картошку на зиму в квартире длительное время? Обеспечить оптимальные условия хранения овощей.
Влажность
Хранение картофеля в домашних условиях в квартире должно основываться на поддержании в помещении оптимальной влажности воздуха – 80-90%. Высокая влажность плюс тепло – сигнал для прорастания молодых побегов, высушивающих корнеплод. Как же получить оптимальный уровень влажности:
- Периодически проветривать помещение для хранения.
- Обеспечить овощам хорошую циркуляцию воздуха.
- Не держать картошку в местах испарения влаги.
- Не хранить ящики у стен, где собирается конденсат.
- Для поглощения влаги перекладывать клубни опилками.
- Не хранить корнеплоды ни с какими другими овощами, кроме свеклы.
Несоблюдение условий приведет к прорастанию или гниению
Если картошку хранить на кухне, нужно следить, чтобы хорошо работала вытяжка над плитой для приготовления пищи. Когда на картофельной кожуре оседает конденсат, клубни портятся, могут пускать молодые ростки.
Температура
Картошка не любит тепло, прохлада увеличивает лежкость клубней. Еще на стадии сортировки овощей нужно отделить поврежденные и мелкие корнеплоды для использования в первую очередь, отобрать крупные клубни – они пролежат до середины зимы, а средние овощи оставить для длительного хранения. Оптимальной температурой хранения картофеля зимой считается 2-3°C, но в квартире гораздо теплее. Как добиться нужного показателя на столбике термометра:
- Осенью картошку можно хранить на балконе, но не допускать попадания света.
- При понижении температуры до -2 градусов по Цельсию занести урожай в комнату.
- Выбирать в помещении самые прохладные места, оставлять контейнер в тамбуре.
- Не хранить клубни рядом с отопительными приборами, радиаторами отопления.
- Периодически проверять температуру, оставив в ящике с картошкой термометр.
Итак, при какой температуре можно хранить картошку? Если клубни хранить в охлажденном месте (балкон, лоджия, коридор, подъезд) температура должна составлять 2-7°C, а при хранении в закрытом контейнере допускается 18°C. При оптимальном температурно-влажностном режиме картошка сохраняется до шести месяцев, иначе – не более нескольких недель. При температуре ниже двух градусов по Цельсию продукт замерзает, становится непригодным для употребления.
Освещенность
При подготовке картошки к длительному хранению нужно провести краткосрочную световую обработку на открытом воздухе под солнцем – не больше трех часов. Клубни хорошо просыхают, с них удаляются излишки влаги. После этого овощи нужно хранить в темном месте. Чтобы сохранить картофель в квартире до весны, следует не допускать попадания на клубни естественного света.
Клубни с зеленым оттенком употреблять в пищу нельзя – есть риск серьезно отравиться токсинами
Под воздействием ультрафиолетовых лучей в клубнях накапливается ядовитое вещество соланин. Картошка становится зеленой, не годится для употребления в пищу. Хотя семенные клубни намеренно оставляют на солнце подольше – соланин не дает распространяться бактериям и гнили, поскольку является естественной защитой. Если овощи держат на балконе или лоджии, нужно укрыть контейнеры или ящики тканью, дополнительно затенить куском фанеры. Урожай можно хранить только в темном месте
Если картофель прорастает, нужно обратить внимание, как хранить картошку в квартире, чтобы она не давала молодые побеги. Следует поддерживать постоянный режим одинаковой влажности и температуры
Доступ воздуха
Где хранить картофель в квартире, чтобы клубни спокойно перезимовали? Выбирать помещение и место с хорошей циркуляцией воздуха, периодически делать проветривание комнаты. Это позволяет снизить влажность, устранить тепло и влагу, которые выделяют клубни. Хороший доступ воздуха гарантирован, если овощи хранят в мешках, сетках из капрона, деревянных ящиках, контейнерах с отверстиями.
Нельзя хранить картошку в полиэтиленовой таре – она препятствует свободному доступу воздуха, не обеспечивает требуемую вентиляцию. Как результат, продукты портятся, загнивают, покрываются плесенью, становятся совершенно не пригодными для еды.
Правильный режим убережет урожай от порчи
Самый массовый и самый бюджетный сверхзвуковой
Напомним, что МиГ-21 принят на вооружение в 1959 году, а разрабатывался конструктором Анатолием Бруновым еще раньше, в сталинскую эпоху, как истребитель третьего поколения, который обладал треугольным крылом и мог развивать скорость, в два раза превышающую звуковой барьер. Впоследствии МиГ-21 специалисты назвали самым массовым и самым бюджетным сверхзвуковым истребителем в мире, к тому же крайне ремонтопригодным. Действительно, он стал чемпионом по показателю цена-эффективность.
Фото из архива
МиГ-21 принят на вооружение в 1959 году.
На Западе тоже были хорошие истребители, но они выпускались куда меньшим тиражом (11.500 МиГ-21 против 5.000 американских F-4 Phantom), поэтому имели все шансы очень быстро закончиться. Здесь надо еще отметить, что F-4 оказался значительно дороже. Да и ряд летных характеристик был другим, учитывая, что одноместный и однодвигательный советский истребитель весил всего 8.730 кг, в то время как масса двухместного и двухдвигательного F-4 превышала 20 тысяч килограммов.
Еще один оппонент советской машины — французский однодвигательный и одноместный Mirage III. В качестве конкурента МиГов он имел больше шансов. Но опять-таки «натовцев» подвело советское массовое производство. «Миражей» произвели менее полутора тысяч штук. В то время как выпуск «двадцать первого» был налажен в Москве, Горьком и Тбилиси. Кроме того, по лицензии самолет собирался в Чехословакии.
В общем, случись тогда глобальная заварушка, Советский Союз получил бы если не качественное, то количественное превосходство в воздухе, но Третья мировая, по счастью, обошла мир стороной.
Описание конструкции
По аэродинамической компоновке МиГ 21 – это самолёт со средним расположением крыла треугольной формы и традиционным хвостовым оперением. В носовой части машины расположен многорежимный воздухозаборник с центральным телом, внутри которого установлена бортовая радиолокационная станция. Антенна РЛС закрыта подвижным конусом с продольным ходом. Перемещается конус с помощью гидропривода и фиксируется в трёх положениях: убран (нормальное), частично выдвинут (скорость 1,5м) и полностью выдвинут (скорость более 1,9м).
На наиболее распространённой модификации МиГ 21МФ, ниже створок дополнительного забора воздуха установлены аэродинамические гребни, исключающие попадание раскалённых газов в воздухозаборники при стрельбе из пушки. Под крылом на фюзеляже находятся створки ниши основных стоек шасси с колёсами диаметром 800 мм, позволяющих эксплуатировать машину с плохо подготовленных полос.
На нижней поверхности фюзеляжа расположены три тормозных щитка, открывающихся с помощью гидроцилиндров вперёд по полёту. Выпуск щитков не сказывается на балансировке самолёта. В цилиндрическом контейнере, размещённом под основанием киля, находится тормозной парашют.
МиГ 21 компоновочная схема
МиГ 21 оснащён турбореактивным двигателем ТРДДФ Р-25-300 с новым пятиступенчатым компрессором высокого давления и форсажной камерой. На расходе топлива доработка практически не сказалась, а использование титановых сплавов вместо стали, даже снизило массу силовой установки.
В МиГ 21 кабина у более поздних модификаций стала более эргономичной, оснащена новой авионикой, пилот сидел в катапультном кресле «ноль-ноль» КМ-1. Обзор задней полусферы был улучшен с помощью нескольких зеркал заднего вида, закреплённых на арке фонаря кабины.
Радиопрозрачный обтекатель на вертикальном хвостовом оперении скрывает антенну станции предупреждения об облучении, подающую сигнал лётчику, если самолёт захвачен лучом радара противника. На вершине киля установлена антенна системы опознавания свой – чужой. Над рулём направления находится стекатель статического электричества и аэронавигационный огонь.
Миг 21
Боевое применение
Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Небольшой, маневренный, с высокой скоростью полета МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новейшего американского истребителя F-4 Phantom II. За полгода воздушных боев ВВС СШАпотеряли 47 самолетов, сумев сбить только 12 МиГов.
Американцы для своих пилотов были вынуждены начать курсы тактики ведения боя против МиГа.
За время вьетнамского конфликта было потеряно 70 истребителей МиГ-21, они совершили 1300 боевых вылета и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры отличаются у разных источников. Однако бесспорным является тот факт, что в той войне американский F-4 Phantom проиграл советскому истребителю.
Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским пилотам во Вьетнаме, ибо в этой войне им гордиться было особо нечем.
Следующим серьезным военным конфликтом, в котором принимал участие МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. На тот момент различные модификации МиГ-21 были основой истребительной авиации ВВС Индии. Им противостоял китайский истребитель J-6 (модификация МиГ-19), французский Мираж III и F-104 Старфайтер.
По данным индийской стороны, в ходе конфликта были потеряны 45 самолета и уничтожены 94 самолета противника.
В 1973 году начался очередной арабо-израильский конфликт, который получил название войны Судного дня. В этом конфликте МиГам различных модификаций сирийских и египетских ВВС противостояли израильские пилоты на самолетах Мираж III и F-4E Фантом II.
Особенно опасным противником был Мираж III. По многим характеристикам они были очень похожи. МиГ имел несколько лучшую маневренность, но уступал противнику по характеристикам РЛС и имел худший обзор из кабины.
Война Судного дня заставила летчиков вспомнить о таком тактическом приеме, как ближний групповой воздушный бой. Его не практиковали со времен Мировой войны.
Сирийские истребители за время кампании провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов.
МиГ-21 принимал участие во время войны между Ливией и Египтом, его активно использовали в ирано-иракской войне, а также в ходе ряда других локальных конфликтов.
Этот истребитель применялся советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала к моджахедам. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.
После появления машин четвертого поколения МиГ-21 начал терять свое превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. израильские F-15A существенно превосходили МиГ по большинству характеристик. ВВС Ирака безрезультатно пытались использовать МиГ-21 против авиации многонациональных сил в Ираке в 1991 году.
МиГ-21 и сегодня стоит на вооружении десятков стран мира, в основном Африки и Азии. Так, например, его продолжают активно использовать сирийские правительственные силы. С начала этого конфликта ВВС Сирии потеряли 17 МиГ-21. Часть из них были сбиты, а другая — потеряны из-за технических неисправностей.
Контрольная явка во время отсрочки
Таран
Стенобитное орудие, которое представляет собой бревно, конец которого снабжен железным или бронзовым наконечником. Конструкция может разниться. Самый простой таран оснащен боковыми ручками, за которые и должны держаться воины. Но бывают конструкции-маятники, такие тараны действуют автоматически, что заметно облегчает штурм крепости.
Уставился, как баран на новые ворота – поговорка, которая обязана, по одной из версий, своим происхождением тарану –
Таран — древнее изобретение, которое было известно ещё ассирийцам. Сами римляне приписывают изобретение тарана карфагенянам. С помощью него были разрушены стены Кадиса — жемчужины Пиренейского полуострова. Чаще всего тараны помещали в конструкцию, которая известна нам под названием «черепаха». Её делали из дерева, на которое крепили шкуры быков. Такой навес здорово защищал от стрел, камней и раскаленного масла, которые сбрасывались на осаждающих со стен. Римляне начали использовать таран во время Второй Пунической войны, при осаде Сиракуз. Исторические документы говорят о том, что один из двух таранов требовал для своего передвижения около 6000 легионеров. Представь себе масштабы!
История создания истребителя МиГ-21
9 сентября 1953 года ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого, специальным постановлением, было предписано разработать новые истребители, рассчитанные на скорости далеко выходящие за пределы скорости звука. И Микоян и Сухой в итоге подготовили проекты самолетов весьма схожих по внешнему виду.
Проект Микояна был признан более оптимальным в производстве. Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой будущего истребителя МиГ-21 руководил А.Г. Брунов (с марта 1957 года главный конструктор самолетов-истребителей).
Первый прототип МиГ-21 (Е-1) имел стреловидное крыло и проектировался под двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина. Однако сроки поджимали, АМ-11 готов не был, поэтому его пришлось заменить на АМ-9Б от МиГ-19. Получившийся прототип назвали Е-2, он поднялся в небо 14 февраля 1955 (летчик-испытатель Г.К.Мосолов).
Одновременно с этим шло проектирование ещё одного самолета (Е-5), уже с треугольным крылом, но (по тем же причинам) с тем же АМ-9Б в качестве двигателя. Эта модель (переименованная в Е-4) взлетела 9 января 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
За счет рациональной конструкции многорежимного воздухозаборника, даже с теми же двигателями, что МиГ-19, новый истребитель развил фантастическую скорость, «выжав» на 700 км/ч больше, чем предшественник. Треугольное крыло также одержало убедительную победу над стреловидным. С этого момента Е-5 стал официально называться МиГ-21, а после завершения испытаний в 1957 году, получил долгожданный двигатель АМ-11 (или Р-11Ф-300 («изделие 37Ф»)), новую модификацию прототипа (Е-6 или МиГ-21Ф), и поднялся в воздух 20 мая 1958 года (В.А.Нефёдов).
Нареканий к самолету практически не было — началась подготовка к серийному производству, которое началось в 1959 году на Горьковском авиазаводе.
Чертеж истребителя МиГ-21
Самолет получился действительно уникальным — обладая самыми передовыми характеристиками, он изначально стоил по авиационным меркам «копейки», а учитывая, что производство машины продолжалось с 1959 по 1985 год, себестоимость машин последних серий обходилась… дешевле, чем производство БМП-1! Таким результатом до сих пор не моет похвастаться ни один боевой самолет в мире. «Летающий Калашников» — эпитет наиболее полно описывающий саму суть МиГ-21. Он до сих пор состоит на вооружении различных стран, его «реплики» до сих пор находятся в производстве, обеспечивая истребителю славу самого массового послевоенного самолета.
В обширном семействе МиГ-21 насчитывается 4 поколения, и машины первых серий отличаются от последних (по меткому выражению пилота МиГ-21) также, как «Ньюпор, от Як-3«.
Всего было произведено (вместе с лицензионными): 11496 истребителей МиГ-21, в СССР производился на заводах:
- №21 в Горьком (5278 самолетов)
- №30 «Знамя Труда» в Москве (3203 самолетов)
- №31 в Тбилиси (1677 самолетов).
В разные годы истребитель состоял на вооружении: Анголы, Алжира, Афганистана, Бангладеша, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, ГДР, Египта, Замбии, Индонезии, Йемена, Индии, Ирака, Конго, Камбоджи, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Мали, Мозамбика, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Сирии, Танзании, Уганды, Финляндии, Хорватии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. И это не считая страны входившие в состав СССР.
Модификации МиГ-21
МиГ-21Ф (тип 72) – было выпущено 83 экземпляра в 1959 году на Горьковском и Московском авиазаводах.
Фото с сайта https://riafan.ru/uploads/2018/10/01/orig-15383519305087d64bb7446af5c8b6c13875581338.jpeg
МиГ-21Ф-13 (тип 74) – был в серийном производстве в 1960-1965 г.г. Самолет этой модификации установил рекорд скорости – до 2 500 км/ч и рекорд высоты – 34 714 м.
МиГ- 21П – следующая модификация, вышедшая в 1960 году и не получившая широкого распространения.
МиГ- 21ПФ (тип 76) – прекрасный всепогодный перехватчик, вышедший в 1961 году и его подвид МиГ-21ПФС (94), был в массовом производстве в 1961-1965 г.г.
Фото с сайта https://nationalinterest.org/sites/default/files/styles/desktop__1486_x_614/public/main_images/CU2769_Mikoyan_Mig-21_Indian_Air_Force_%288413513629%29.jpg?itok=AMmRRO5e
МиГ-21ФП (тип 77) выпускался для Индии в 1964-1968 г.г. После по лицензии выпускался в этой стране.
МиГ-21ПФМ (тип 94) производился на экспорт в 1964-1968 г.г.
МиГ-21Р – разведывательный самолет; был оснащен передовой по тем временам фотоаппаратурой. Выпускался в 1965-971 г.г.
МиГ-21С (95) – выпускался в Горьком только для ВВС СССР в 1965-1968 г.г. В отличие от своих предшественников, его вариант МиГ-21СН был способен нести на борту атомное оружие.
МиГ- 21И (96А) производился для Индии в 1968-1971 г.г. После выпускался в этой стране.
Фото с сайта http://www.airwar.ru/image/idop/xplane/mig21i/mig21i-1.gif
МиГ-21СМ, выпускавшийся в 1968-1977 г.г., имел на вооружении новую ракету класса «воздух-земля» Х-66.
МиГ-21МФ – экспортная модель. За 1969-1974 г.г. в Москве выпустили 231 истребитель этой модификации. Такие модели изготавливали в Индии и Китае.
МиГ-21СМТ выпускали в Горьком в 1971-1973 г.г. Всего сделали 281 экземпляр. Эти самолеты были носителями тактического ядерного оружия.
МиГ-21бис – самая распространенная и совершенная модификация всей линейки МиГов-21. Всего было выпущено 2 013 самолетов в Горьком с 1972 по 1985 годы.
Фото с сайта https://www.mudspike.com/wp-content/uploads/2019/03/DCS-MiG-21bis-Guide.jpg
МиГ-21-93 – выпускался совместно с Нижегородским авиазаводом для Индии (1994 год).
Учебная линия самолетов: МиГ-21У (1962 г.), МиГ-21УС (1966 г.) и МиГ-21УМ (1971 г.).
Экспериментальная модификация МиГ-21ПД (1966 г.) не получила распространения, как и МиГ-21И(1968 г.) – неудачная модель.
МиГ-21М – радиоуправляемый самолет-мишень вышел в 1967 году.
Первое холодное орудие
Африканский метательный нож-бумеранг
Рисунки на скалах и археологические открытия подсказывают нам, что представляло оружие в прошлом. Охотники применяли несложные копья и дубинки при поражении добычи.
В основном метательное оружие предназначалось для попадания в противника на дальнем расстоянии. И в Средневековья это ручное вооружение приобрело довольно массовое применение. В основном это продиктовано продвижением в инженерном деле. В свою очередь наступил прогресс и в тактических приемах проведения боя. К тому же, производились более прочные доспехи для воинов, поэтому возникла необходимость в поиске новых способов поражения забронированного противника.
Такая тактика ведения сражения значительно уменьшала число жертв. Кроме того, метательное оружие отлично использовалось для боя врукопашную.
Первоначальным усовершенствованным оружием признается устройство для метания копья, состоящее из ствола с выемкой в конце, куда копье и вставлялось. При помощи оружия метание происходило на более дальнее расстояние. Невзирая на древнее происхождение, такое ручное метательное приспособление нашло свое применение в последующие исторические века. Древние римляне, например, носили на плече ремни (аментумы) для метания дротиков. В Средневековье холодное оружие играло большую роль и было широко распространено в Европе и Ближнем Востоке, в Америке и на африканском континенте. Свою значимость метательное орудие стало постепенно терять, когда появился порох.
Прошли века, прежде чем изобрели огнестрельное оружие с применением пороха, но потребовалось много времени до того как праща, лук и арбалеты были заменены мушкетами и целиком утратили свое предназначение в бою. Кроме того при переходе через речные потоки, порох мог намокнуть.
Помимо метательного оружия, широкое распространение в разные исторические эпохи приобрели и машины для метания. В этих механизмах применялись разные пружинные компоненты либо груз для забрасывания противника очень громоздкими предметами.
Некоторые разновидности метательного оружия:
- баллиста — античное двухплечевое крутильное оружие для метания камней. В последующем, на заре нашего века под баллистами стали иметь в виду стреломёты;
- требуше — сложное гравитационное метательное сооружение, чья работа основана на потреблении тяжелого веса.
- катапульты – метательное оружие в древние века, служила для больших стрел, которые направлялись не вверх, a горизонтально.
В современном мире метательное холодное орудие используется для вооружения в специальных подразделениях – это ножи, арбалеты, пращи. Но они редко используются, только в исключительных случаях, где не желательно звуков стрельбы. Все-таки огнестрельное оружие более совершенно.