Марш лейб-гвардии преображенского полка

Слава Пруссии

Едва раздаются первые ноты этого немецкого марша, как в воображении всплывают картины торжественных парадов времён Германской империи. Хотя многие считают маршСлава Пруссии» очень старым, на самом деле он появился лишь в 1871 году — после победы во франко-прусской войне, ставшей причиной появления Германской империи. Создатель марша Готфрид Пифке всю жизнь прослужил военным капельмейстером и поэтому отлично понимал, какая музыка нравится солдатам.

На ту же тему Во славу святого Патрика: топ-5 военных песен Ирландии

МелодиюСлава Пруссии» впервые исполнили на военном параде во Франкфурте-на-Одере, куда с победой вернулся лейб-гренадерский полк короля Фридриха-Вильгельма III, в котором служил Пифке.

До начала ХХ века марш не был особо известным, ведь его исполняли лишь в одном провинциальном гарнизоне, а ноты так и вовсе не опубликовали. Но после того какСлаву Пруссии» в 1909 году переработал композитор Теодор Граверт, эта музыка буквально за несколько лет стала не только одним из любимейших маршей армии кайзера Вильгельма II, но и превратилась в эталонный символ прусского милитаризма.

СейчасСлава Пруссии» — один из самых часто исполняемых военных маршей.

Gallery

Второй марш

У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).

«Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова «Боже, Царя храни!», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Joachim Toeche-Mittler (Иоахим Тёхе-Миттлер) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied»(«в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»».

Лучшие марши

14:29, 23 января 2016 1   2   1163

Марши вроде как особо и не отнесешь к классической музыке, а? У меня лично они всегда ассоциировались с военным оркестром. И при всей моей любви к оркестрам, военные марши казались как бы и не музыкой, а чем-то ну вроде … речевок, помогающих в колонне идти в ногу.

Но это – впечатления давние и, как теперь я понимаю, совсем не обоснованные. Дабы опровергнуть своё же собственное ошибочное мнение, я приведу сейчас примеры потрясающе красивых, просто-таки лучших  маршей. Некоторые из них являются составляющей известных опер.

А что это значит? Значит, что марши – самая что ни на есть классическая форма музыки!

Итак, поехали:

Невозможно не начать список лучших маршей с известных и любимых “Прощание славянки” и “Триумф победителей”.

Мне кажется, что как ни в каких других произведениях, в этих сконцентрирована вся красота жанра, торжественность и ощущение праздника.

За границей, кстати, эти марши многими воспринимаются как музыкальный символ России.

Этот замечательный образец – тоже музыкальный символ, только другой страны, а именно – Австрии. Вообще с ним связаны две очень милые традиции.

Понятное дело, всем известный марш Мендельсона. Но имеется ещё не такой распространенный образец – из оперы Вагнера Тангейзер, лично мне он очень нравится.

Марши из других классических произведений.

Вот небольшой списочек, который при желании, вы можете также расширить и дополнить своими любимыми произведениями:

  • Чайковский Щелкунчик
  • Свиридов Метель
  • Глинка Руслан и Людмила
  • Верди Аида

Вот этим последним – моим любимым и лучшим маршем я и хочу закончить этот пост:

Мои читатели, обоснованно или нет, но я считаю нас единомышленниками! В группе Культурные экспедиции вы найдете больше информации об истории и культуре разных стран, включая актуальную афишу. Вы так же сможете делать свои публикации, если вы в теме, конечно:)

Марш Радецкого

В 1848 году империя Габсбургского дома трещала по швам, грозя развалиться под ударами восстаний на национальных окраинах. Восстали Венгрия, Италия, Чехия, неспокойно было на Балканах и в польской Галиции.

На ту же тему Перкеле, марши и польки: топ-5 военных песен Финляндии

В дни испытаний в роли спасителя державы выступил фельдмаршал Йозеф Радецкий, чех на австрийской службе, — 82-летний полководец, помнивший ещё войны XVIII века с турками и французами. Он собрал начавшие терять веру в победу австрийские войска, вторгся в отделившуюся Ломбардию и разбил войска Пьемонта в сражении при Кустоцце. Власть Габсбургов была восстановлена, а Милан и Венеция вернулись в состав империи.

Самый знаменитый композитор тех лет Иоганн Штраус(старший), убеждённый сторонник Габсбургов, написал марш, как гласило посвящение,в честь великого генерала и …императорской армии». В основу марша легла австрийская народная музыкаСтарый венский танец». Штраус ускорил её темп, и новая мелодия идеально подошла для парадного прохождения кавалерийских частей.

Марш Радецкого» стал настоящим музыкальным символом эпохи последнего австрийского императора Франца-Иосифа I. Этот монарх подарил свой любимый марш британскому 1-му королевскому драгунскому полку и австрийскому полку гусаров Радецкого.

Второй марш

У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).

«Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова «Боже, Царя храни!», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Joachim Toeche-Mittler (Иоахим Тёхе-Миттлер) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied»(«в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»».

Музыка

Преображенский полк, основанный в 1691 году Петром I — один из старейших и элитных полков русской армии. Общепринятое мнение гласит, что его марш был создан ещё при жизни Петра неизвестным композитором. Строение марша в кантовой форме с большой долей вероятности говорит о том, что он действительно был сочинён в первой четверти XVIII века. В. И. Тутунов отмечает сходство этого марша с петровскими кантами «Воспоем песнь нову» и «Мы же вопием, велегласно рцем».

«С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов». Очевидно, именно тогда марш впервые и прозвучал.

В некоторых английских источниках автором называют некого русского композитора Donajowsky, однако на самом деле музыкант Эрнест Донаёвский (родившийся во французском Кале сын эмигранта из тогда прусского, а ныне польского Новогарда) издал марш в Великобритании в конце XIX — начале XX века.

В Германии долго бытовало мнение, что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Хаазе (Ferdinand Haase; 1788—1851, главный капельмейстер оркестров войск гвардии в 1830—1850 годах). Однако в 1816—1817 годах Хаазе после русского плена находился при дворе великого князя Константина Павловича в Варшаве, и возможность того, что он мог сочинить марш, моментально ставший музыкой элитного полка, представляется очень маловероятной. Вероятно, произошла путаница, связанная с авторством «Второго марша Преображенского полка» (см. ниже).

Версию о петровском времени поддерживает Deutsche Gesellschaft für Militärmusik (DGfMM). Косвенно подтверждает появление марша при Петре I его распространенное дореволюционное название — «Марш Петра Великого» или «Петровский марш».

В каталоге «Маршей российской императорской гвардии», который с 1809 года составлял первый главный капельмейстер русской гвардии А. И. Дерфельдт-отец, данный марш фигурирует (т.1, № 55), причем его автор уже не указан. Интересно также отметить, что в этом источнике начала XIX века данный марш представлен с трио.

Возможно, мелодия марша была взята из солдатской песни «Знают турки нас и шведы», а возможно, изначально появился марш, а эти тексты — позже. Возможно, что первоначально марш был без трио, возможно, были и другие мелодические изменения.

Переработки

Слова МаршаПреображенского полка

Знают турки нас и шведы,
И про нас известен свет:
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет!
С нами труд Он разделяет,
Перед нами Он в боях;
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах!
Славны были наши деды —
Помнит их и швед, и лях,
И парил орел победы
На Полтавских на полях!
Знамя их полка пленяет
Русский штык наш боевой,
Он и нам напоминает,
Как ходили деды в бой.
Твёрд наш штык четырехгранный,
Голос чести не замолк.
Так пойдем вперед мы славно,
Грудью первый русский полк.
Государям по присяге
Верным полк наш был всегда,
В поле брани, не робея,
Грудью служит он всегда.
Преображенцы удалые,
Рады тешить мы Царя,
И потешные былые
Славны будут ввек, Ура!

  • Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс «Krönungslieder» (Op. 184) который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его «с глубочайшим уважением к Её Величеству Императрице Марии Александровне», дочери великого герцога Людвига II Гессенского, жене императора Александра II. Вальс был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа 1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса, вместе с французской полькой «L’Inconnue» (op. 182). Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в Павловском вокзале. Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пал Эстергази.
  • Дирижёр Эдуард Направник в 1896 году опубликовал в издательстве Boosey & Co. концертный марш «Петр Великий», основанный на «Преображенском марше».
  • В 1914 году вышел марш «Вступление во Львов» (Народный гимн и Преображенский марш), посвященный генералу Н. В. Рузскому, под командованием которого русские войска взяли Львов 21 августа (3 сентября) 1914 года. В этом произведении на известную мелодию марша положены слова гимна «Боже, царя храни».
  • The Glory of Russia. Fantasia on Russian Melodies … Arranged by A. Lotter. Piano solo. 1916. Автор Yakov Krein. Изд. Hawkes and Sons, 1917.
  • По некоторым указаниям, советский композитор Семён Чернецкий в одном из своих многочисленных «встречных» маршей (возможно, речь идет о «Юбилейный встречный марш 25 лет РККА»), использовал видоизмененную мелодию «Преображенского марша».
  • Гимн Всероссийской фашистской партии исполнялся на мотив Преображенского марша.

Музыка

Преображенский полк, основанный в 1691 году Петром I — один из старейших и элитных полков русской армии. Общепринятое мнение гласит, что его марш был создан ещё при жизни Петра неизвестным композитором. Строение марша в
кантовой форме
с большой долей вероятности говорит о том, что он действительно был сочинён в первой четверти XVIII века
. В. И. Тутунов отмечает сходство этого марша с петровскими
кантами
«Воспоем песнь нову» и «Мы же вопием, велегласно рцем»
.

«С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка: в 1711 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов». Очевидно, именно тогда марш впервые и прозвучал
.

В некоторых английских источниках автором называют некого русского композитора Donajowsky
, однако на самом деле музыкант Эрнест Донаёвский (родившийся во французском Кале сын эмигранта из тогда прусского, а ныне польского
Новогарда
) издал марш в Великобритании в конце XIX — начале XX века
.

В Германии долго бытовало мнение
, что марш был сочинен в 1816 году Фердинандом Хаазе (Ferdinand Haase; 1788—1851, главный капельмейстер оркестров войск гвардии в 1830—1850 годах). Однако в 1816—1817 годах Хаазе после русского плена находился при дворе великого князя
Константина Павловича
в Варшаве, и возможность того, что он мог сочинить марш, моментально ставший музыкой элитного полка, представляется очень маловероятной
. Вероятно, произошла путаница, связанная с авторством «Второго марша Преображенского полка» (см. ниже).

Версию о петровском времени поддерживает Deutsche Gesellschaft für Militärmusik (DGfMM). Косвенно подтверждает появление марша при Петре I его распространенное дореволюционное название — «Марш Петра Великого» или «Петровский марш»
.

В каталоге «Маршей российской императорской гвардии», который с 1809 года составлял первый главный капельмейстер русской гвардии
А. И. Дерфельдт-отец
, данный марш фигурирует (т.1, № 55), причем его автор уже не указан. Интересно также отметить, что в этом источнике начала XIX века данный марш представлен с трио
.

Возможно, мелодия марша была взята из солдатской песни «Знают турки нас и шведы», а возможно, изначально появился марш, а эти тексты — позже. Возможно, что первоначально марш был без трио, возможно, были и другие мелодические изменения
.

Переработки

Слова МаршаПреображенского полка

Знают турки нас и шведы,
И про нас известен свет:
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет!
С нами труд Он разделяет,
Перед нами Он в боях;
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах!
Славны были наши деды —
Помнит их и швед, и лях,
И парил орел победы
На Полтавских на полях!
Знамя их полка пленяет
Русский штык наш боевой,
Он и нам напоминает,
Как ходили деды в бой.
Твёрд наш штык четырехгранный,
Голос чести не замолк.
Так пойдем вперед мы славно,
Грудью первый русский полк.
Государям по присяге
Верным полк наш был всегда,
В поле брани, не робея,
Грудью служит он всегда.
Преображенцы удалые,
Рады тешить мы Царя,
И потешные былые
Славны будут ввек, Ура!

  • Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс «Krönungslieder» (Op. 184) который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его «с глубочайшим уважением к Её Величеству Императрице Марии Александровне», дочери великого герцога Людвига II Гессенского, жене императора Александра II. Вальс был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа 1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса, вместе с французской полькой «L’Inconnue» (op. 182). Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в Павловском вокзале. Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пал Эстергази.
  • Дирижёр Эдуард Направник в 1896 году опубликовал в издательстве Boosey & Co. концертный марш «Петр Великий», основанный на «Преображенском марше».
  • В 1914 году вышел марш «Вступление во Львов» (Народный гимн и Преображенский марш), посвященный генералу Н. В. Рузскому, под командованием которого русские войска взяли Львов 21 августа (3 сентября) 1914 года. В этом произведении на известную мелодию марша положены слова гимна «Боже, царя храни».
  • The Glory of Russia. Fantasia on Russian Melodies … Arranged by A. Lotter. Piano solo. 1916. Автор Yakov Krein. Изд. Hawkes and Sons, 1917.
  • По некоторым указаниям, советский композитор Семён Чернецкий в одном из своих многочисленных «встречных» маршей (возможно, речь идет о «Юбилейный встречный марш 25 лет РККА»), использовал видоизмененную мелодию «Преображенского марша».
  • Гимн Всероссийской фашистской партии исполнялся на мотив Преображенского марша.

Как можно сделать загранпаспорт без военного билета

Особенности формы Преображенского полка

Первые гвардейские полки состояли каждый из двух фузилерных (стрелковых) батальонов и роты гренадер — отборного подразделения, вооруженного ручными гранатами образца XVIII века, которые назывались «гренадами».

Форма солдата-фузилера и униформа солдата-гренадера различались только головным убором. Стрелкам полагалось носить шерстяные шляпы, а метателям гранат — шапки-гренадерки.

Так выглядели преображенцы в петровские времена

Верх солдатской одежды составляла белая рубашка, черный галстук-бант, темно-зеленый камзол, кафтан, епанча. Низ — темно-зеленые штаны и чулки такого же либо красного цвета. Обувались солдаты в башмаки.

Кафтан был сшит из сукна, с медными пуговицами, полами длиной чуть выше колен, рукавами, не закрывающими запястья, с красными суконными обшлагами, подбоем из красной ткани. Спереди, ниже пояса, находились карманы, застегивавшиеся на 4 пуговицы.

Камзол, носившийся под кафтаном, был скроен подобным образом, но отличался отсутствием обшлагов, меньшей длиной и шириной.

Епанча представляла собой широкий плащ для ношения в студеную и дождевую погоду длиной до колен, без рукавов, с застежкой у шеи на петлю и крючок.

Штаны — длиной до колен, с пуговицами на боковых швах. Башмаки — тупоносые, на медной пряжке. В походах вместо них солдатам иногда выдавались сапоги.

Форма унтер-офицеров (военнослужащие в звании от капрала до подпрапорщика) отличалась от солдатской несколькими деталями:

  • золотые галуны на обшлагах, карманах, боковых швах штанов, то же на полях шляпы у фузилерного, золотое шитье — на шапке у гренадерного офицера;
  • парик с локонами, обязательный в парадном строю;
  • кожаные лосиные перчатки;
  • белый галстук;
  • бело-красное перьевое украшение на головном уборе (плюмаж);
  • вызолоченные пуговицы;
  • темно-зеленая подкладка кафтана вместо красного подбоя.

Офицерская форма шилась из более качественных тканей и кожи.

У обер-офицера (звание от прапорщика до капитана) мундир Преображенского полка отличался от унтер-офицерского:

  • нагрудным знаком из серебра с позолоченной каймой, с изображением короны и Андреевского креста из светло-синей эмали;
  • шелковым триколорным красно-сине-белым шарфом с серебряными кистями.

Штаб-офицер (в звании майора или выше) носил:

  • вызолоченный нагрудный знак вместо серебряного, с крестом белой эмали на Андреевской ленте;
  • шарф с золотыми кистями, с примесью серебра в белой полосе, полковник — с золотом в красной.

Сержант становился в строй, вооруженный алебардой, обер-офицер — копьем-протазаном. Все офицеры ходили с пистолетами и шпагой.

В военное время первая шеренга фузилеров вместо ружей (фузей) вооружалась копьями, превращаясь в пикинеров. К копью полагались шпага и пистолет.

Шпагами вооружались также музыканты в количестве два барабанщика и один гобоист / флейтист на каждую фузилерную / гренадерную роту. Форма музыканта отличалась галуном в цветах триколора по бортам, краям карманов и обшлагов.

Известные люди, служившие в полку

Группа офицеров Преображенского полка на костюмированном балу 1903 года

  • Авинов, Сергей Александрович — генерал от инфантерии, командующий Кавказской гренадерской дивизией
  • Авинов, Николай Александрович — генерал-лейтенант, начальник 12-й пехотной дивизии
  • Баранов, Эдуард Трофимович — генерал от инфантерии, член Государственного совета, один из авторов «Общего устава российских железных дорог», сподвижник Императора Александра II
  • Богданович, Павел Николаевич — полковник Генерального штаба, участник Первой мировой войны, глава объединения лейб-гренадерского Эриванского полка
  • Бухвостов, Сергей Леонтьевич — «первый российский солдат»
  • Воронцов, Михаил Семёнович — генерал-фельдмаршал, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук
  • Зосима (Верховский) — духовный писатель, основатель двух женских монастырей. В 2004 году канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных
  • Гейден, Фёдор Логинович — Финляндский генерал-губернатор
  • Державин, Гавриил Романович — русский поэт и государственный деятель
  • Епанчин, Николай Алексеевич — генерал от инфантерии, командир 3-го армейского корпуса
  • Истомин, Владимир Константинович — издатель и писатель
  • Карамзин, Николай Михайлович — писатель, историк
  • Корчмин, Василий Дмитриевич — «русский главный царский инженер», один из отцов русской артиллерии, сподвижник Петра I, генерал-майор
  • Кутепов, Александр Павлович — генерал от инфантерии, активный участник Белого движения
  • Лопухин, Пётр Андреевич — генерал-адъютант, участник Отечественной войны 1812 года
  • Марин, Сергей Никифорович — полковник, дежурный генерал 2-й армии П. И. Багратиона, участник Отечественной войны 1812 года
  • Мусоргский, Модест Петрович — великий русский композитор, оставил полк, потому что служба мешала его занятиям музыкой
  • Назимов, Владимир Иванович — виленский генерал-губернатор
  • Нотбек, Владимир Васильевич — генерал от инфантерии, инспектор оружейных и патронных заводов
  • Рамзай, Эдуард Андреевич — генерал от инфантерии, член Государственного совета
  • Реад, Николай Андреевич — генерал от кавалерии
  • Соколов, Александр Егорович — русский дипломат, писатель
  • Тыкин, Ян Августович — советский военачальник, генерал-майор
  • Угрюмов, Иван Матвеевич — первый строитель Летнего сада, сподвижник Петра I 
  • Фонвизин, Михаил Александрович — декабрист
  • Хвостов, Дмитрий Иванович — поэт
  • Шкурин, Александр Сергеевич — генерал-лейтенант, Санкт-Петербургский обер-полицмейстер
  • Ягужинский, Павел Иванович — генерал-аншеф, сподвижник Петра I

Переработки

Слова МаршаПреображенского полка

Знают турки нас и шведы,
И про нас известен свет:
На сраженья, на победы
Нас всегда сам Царь ведет!
С нами труд Он разделяет,
Перед нами Он в боях;
Счастьем всяк из нас считает
Умереть в Его глазах!
Славны были наши деды —
Помнит их и швед, и лях,
И парил орел победы
На Полтавских на полях!
Знамя их полка пленяет
Русский штык наш боевой,
Он и нам напоминает,
Как ходили деды в бой.
Твёрд наш штык четырехгранный,
Голос чести не замолк.
Так пойдем вперед мы славно,
Грудью первый русский полк.
Государям по присяге
Верным полк наш был всегда,
В поле брани, не робея,
Грудью служит он всегда.
Преображенцы удалые,
Рады тешить мы Царя,
И потешные былые
Славны будут ввек, Ура!

  • Иоганн Штраус-сын в 1856 году написал вальс «Krönungslieder» (Op. 184) который начинается с марша Лейб-Гвардии Преображенского полка и посвятил его «с глубочайшим уважением к Её Величеству Императрице Марии Александровне», дочери великого герцога Людвига II Гессенского, жене императора Александра II. Вальс был написан к коронации Александра II и был впервые исполнен 14 (2) августа 1856 г., на втором концерте-бенефисе Штрауса, вместе с французской полькой «L’Inconnue» (op. 182). Вальс был исполнен 32 раза в течение концертов Штрауса в Павловском вокзале. Царь был так вдохновлен игрой оркестра Штрауса, что велел ему прибыть на коронационные торжества в Москве 7 сентября (26 августа) и дирижировать оркестром на балу, который давал австрийский посол князь Пал Эстергази.
  • Дирижёр Эдуард Направник в 1896 году опубликовал в издательстве Boosey & Co. концертный марш «Петр Великий», основанный на «Преображенском марше».
  • В 1914 году вышел марш «Вступление во Львов» (Народный гимн и Преображенский марш), посвященный генералу Н. В. Рузскому, под командованием которого русские войска взяли Львов 21 августа (3 сентября) 1914 года. В этом произведении на известную мелодию марша положены слова гимна «Боже, царя храни».
  • The Glory of Russia. Fantasia on Russian Melodies … Arranged by A. Lotter. Piano solo. 1916. Автор Yakov Krein. Изд. Hawkes and Sons, 1917.
  • По некоторым указаниям, советский композитор Семён Чернецкий в одном из своих многочисленных «встречных» маршей (возможно, речь идет о «Юбилейный встречный марш 25 лет РККА»), использовал видоизмененную мелодию «Преображенского марша».
  • Гимн Всероссийской фашистской партии исполнялся на мотив Преображенского марша.

История и традиции Преображенцев

Русские правители не просто шефствовали над воинским подразделением, но и сами считали за честь носить зелено-красную форму и иметь звание в этом полку. Все последующие за Петром Великим российские императоры именно в солдатах Преображенского лейб-гвардии полка видели свою надежную защиту и опору. А потому именно этим военнослужащим приходилось принимать участие не только в самых славных и героических сражениях нашей Родины, но и многочисленных дворцовых переворотах, которые пришлись на 17-18 века. Во многом благодаря Преображенцам на престол взошли Екатерина Первая, Елизавета и Екатерина Великая.

С приходом к власти большевиков, воинское руководство Преображенского Полка принимает решение о само расформировании соединения и укрытии полкового знамени. Событие, которое почти на столетие прервало славную истории Преображенского Полка, пришлось на середину 1931 года. Именно в это время  когда большевиками было найдено и уничтожено знамя Преображенского полка.

Как утверждают историки, ни в одной стране мира не существует такого воинского подразделения, которому принадлежала бы такая роль в истории своей страны. Не случайно российские самодержцы называли солдат-преображенцев «Железной стеной Российского Царства».  А Преображенский марш продолжал свое звучание и в эмиграции войнов легендарного полка, и на Родине  – Советской России.

Самые известные марши, Музыкальный класс

Марш — это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

Большую популярность этот жанр приобрел в армии, и является основным направлением военной музыки. Однако марши вышли далеко за рамки военных произведений и получили широкое распространение в жанрах сценической и концертной музыки, таких как опера, балет.

На данный момент существует великое множество маршей. Написанные в разные периоды времени, они передают определённые эмоции и чувства присущие своей эпохе. Есть и такие произведения в данном музыкальном жанре, которые не утрачивают своей популярности с момента создания и до наших дней. Далее рассмотрим самые известные марши за всю историю этого жанра.

Еще одни знаменитый марш, известный по всему миру, был написан в 1837 году Фредериком Шопеном и является третьей частью из четырёх Сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор.

Это произведение одновременно смешало в музыке такие чувства как горе, тоска, грусть и безнадёжность, что не могло оставить слушателя равнодушным. Именно сам автор стал первым человеком, которого похоронили под звуки этого произведения.

Впоследствии эта музыка звучала все чаще на похоронах у различных народов мира, что принесло известность данному маршу.

Русский марш, созданный трубачом Василием Агапкиным в 1912-1913 годах. С момента создания и по сей день считается национальным маршем. Под его звуки провожают людей в дальнее путешествие, на военную службу, также марш символизирует проводы на войну. В зарубежных странах является самым узнаваемым музыкальным произведением символизирующим Российскую Федерацию.

Знаменитая советская песня, написанная композитором Д. Тухмановым на слова поэта В. Харитонова, изначально стала популярной строевой песней в Советской и впоследствии Российской армии. А затем и парадным маршем, без которого не обходится ни одно празднование девятого мая – дня победы.

Самый знаменитый марш Французской революции (1789-1794 гг.) написанный в 1792 году Руже де Лилем изначально именовался «Военный марш Рейнской армии». После того как в Париж вошёл батальон добровольцев из Марселя в июне 1792 года, напевая слова этого марша, он и получил своё знаменитое название «Марсельеза». А через год был выбран официальным гимном Франции.

Такое разнообразие естественно не может остаться без внимания великих композиторов. Марши можно обнаружить в крупных произведениях М. Глинки, Л. Бетховена, П. Чайковского, М. Мусоргского и многих других гениальных композиторов.

  • Автор – Станислав Колесник
  • Пожалуй, самый популярный в мире марш – Свадебный марш Мендельсона. Для поднятия настроения прослушайте полную версию марша:

А есть еще одна разновидность марша-прощальный или как говорили в старину-отходный марш. Отходный марш-редкость, сейчас их не осталось. Русское интермеццо — автор В Дмитриев по сути отходный марш, других я не нашел.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013.
  2. ↑ Тутунов В. И. История военной музыки России /Под общ. ред. Е. С. Аксенова. — М: Музыка, 2005. — 496 с.
  3. LP Historische Armeemarsche Folge 19
  4. ↑ Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка. Н. Агафонов, Ф. Петров, 2012
  5. [www.litmir.net/br/?b=114265&p=30 П. Н. Краснов. Всевеликое Войско Донское (1922)]
  6. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июля 2013.
  8. 1-ый канал BBC, 17/06/2017
  9. Вступление во Львов (Народный гимн и Преображенский марш): Для фп. М.: Ю. Щ.: Склад Ю. Циммермана, б.г.
  10. Toeche-Mittler J. Deutsche Armeemärsche

Второй марш

У полка также имелся «второй» марш. Очевидно, он не был полковым (то есть официальным), а был скорым, или же просто одним из произведений, посвященных данному прославленному полку. В 1834 году он включен в немецкий каталог под номером AM II, 99 — «Marsch des Leib-Garde Preobraschenski Regiments» von Ferdinand Haase (или «Geschwindmarsch aus St. Petersburg vom Leib-Garde-Preobraschenski-Regiment»).

«Эта музыка совершенно не похожа на известный нам сейчас марш. В трио — искусно обработанный гимн Львова «Боже, Царя храни!», принятый за год до внесения AM II, 99 в AMS. В. И. Тутунов упоминает, что перу Хаазе принадлежит редакция «Преображенского марша» и, возможно, добавление трио. Но, похоже, Хаазе написал второй полковой марш, скорый (в современной терминологии — строевой), включив в трио новый гимн Российской Империи. С появлением в каталоге этого марша, вероятно, и связана путаница с авторством Хаазе и трио в первом, известном нам марше Преображенского полка (AM I, 30). Дело в том, что известный немецкий специалист в области духовой музыки 2-й половины XX века Joachim Toeche-Mittler (Иоахим Тёхе-Миттлер) писал об AM I, 30: «im Trio das Lemberger Lied»(«в трио Львовская песня»), однако это утверждение является ошибкой. Очевидно, он перепутал фамилию князя Львова, автора «Боже, царя храни» с городом Львовом, тогда называвшимся Лемберг и входившим в состав Австрийской монархии. Тёхе-Миттлер по ошибке перенес название русского гимна («песни Львова», «das Lemberger Lied» в его ошибочном переводе) на песню «Славны были наши деды»».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector