Лагг-3

Производственные серии

4-я серия

Расположенный между блоками цилиндров 12,7-мм пулемёт УБС заменили 20-мм пушкой ШВАК с боезапасом 120 выстрелов. В связи с падением качества строительства ТТХ самолётов снизилось. Скорость 549 км/ч. скороподъёмность 600 м/мин. Дальность 870 км.

7-я серия

Начиная с самолёта № 3121715 устанавливался двигатель  — развивающий ту же мощность, что и М-105П но имеющий безпоплавковый карбюратор.
Ёмкость каждого бака в консолях уменьшили на 40 литров, полная заправка уменьшилась до 340 кг. Более крупные колеса размером 650×200 мм. Вес 3280 кг. Максимальная скорость 549 км/ч.

8-я серия

Сняты 2 ШКАСа, после этого ЛаГГ-3 утерял преимущество в секундном залпе по сравнению с более лёгким Як-1. Пять самолётов этой серии использовались для испытаний различных мотор-пушек, один из них был вооружён опытной ВЯ-23 (серийное производство Вя-23 налажено на заводе № 2 в г. Коврове с апреля 1942 года). Часть машин получила вертикальную фотокамеру АТА-1, установленную в хвостовой части фюзеляжа. Начало выпуска — август 1941 года.

11-я серия

Ещё раз уменьшен запас топлива, до 260 кг (от консольных баков отказались совсем).
Уменьшено вооружение до одного левого БС и одной мотор-пушки ШВАК (с 70 самолёта 10 серии).
Установлен новый мотор М-105ПА с мембранным карбюратором.
Машины оснащены 6-ю ракетными орудиями (РО), прототипом послужил самолёт № 3121422 (22 самолёт 4 серии оснащенный восемью РО), внешними бомбодержателями (Д3-40) и они же — узлами крепления подвесных топливных баков.
Начало выпуска — сентябрь 1941 года.

23-я серия

Изменена конструкция хвостового оперения. Небольшое количество машин получило воздушный винт ВИШ-105СВ. Выпуск 20-х серий — конец зимы-весна 1942 года.

29-я серия

Некоторые последние самолёты 28 серии получили двигатель М-105ПФ форсированный по наддуву. Максимальная мощность на высоте 2700 метров. Взлетная мощность 1210 л. с., Номинальная на высоте 700 метров — 1260 л. с. Выхлопной коллектор заменили тремя сдвоенными патрубками.
Консольные баки восстановили. С 29 серии все самолёты оснащались М-105ПФ. Вооружение: одна пушка ШВАК и один пулемёт БС

С августа 1942 года приёмопередатчик РСИ-3 заменили на КВ приёмопередатчик РСИ-4 «Малютка» позволяющем производить плавную настройку в полосе частот от 3,7 до 6,05 МГц. Некоторые машины получили винт ВИШ-105СВ, на него полностью перейдут с 33-й серии.
Начало выпуска июнь 1942 года.

34-я серия

Противотанковая модификация. Вместо ШВАК — НС-37. Первые ЛаГГ-3 (около 40 машин), появились на фронте под Сталинградом осенью 1942 года.

В октябре 1941 г. впервые в СССР, ОКБ — 301 под руководством М. И. Гудкова удачно испытало ЛаГГ-3 оснащённый крупнокалиберным оружием — пушкой Шпитального Ш-37 на фронте под Вязьмой. В связи с ненадёжностью Ш-37, она была заменена на пушку Нудельмана — Суранова НС-37. Самолёт получил наименование К-37, но в серию не пошёл из-за отсутствия свободных производственных мощностей системы НКАП.

35-я серия

Установлены автоматические предкрылки. Расположенную на правом крыле трубку Пито перенесли под крыло. Радиатор увеличенного сечения, соответственно больший воздухозаборник. Убирающееся хвостовое колесо.
Выпуск с августа 1942 до весны 1943 года. Выпускал только авиазавод № 31 (г. Тбилиси), эвакуированный из Таганрога в октябре 1941 г., главный конструктор ОКБ-31, руководитель проекта по созданию ЛаГГ-3 — В. П. Горбунов. Авиазавод № 31 с конца 1942 до середины 1944 г. — единственный завод выпускавший ЛаГГ-3.

ЛаГГ-3 66-я серия

66-я серия

Последняя серия для ЛаГГ-3 и последним самолётом с двигателем жидкостного охлаждения созданным в ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина в г. Горьком. Имел облегчённую раму. Масса самолёта 2990 кг.
Сравнительные испытания самолёта 66-й серии с машинами прежних выпусков, произведённые в НИИ ВВС в Свердловске, показали, что эта модификация имеет самые лучшие характеристики среди ЛаГГ-3 всех выпусков. Скорость у земли 542 км/ч, на высоте 591 км/ч. Скороподъёмность 900 м/мин, потолок 9600 метров.
Некоторые узлы унифицированы с Як-1Б. Лобовое бронестекло как у Ла-5 (толщина бронестекла 55 мм).
Выпуск с весны 1943 по июль 1944 года на заводе № 31 в Тбилиси. Считается завершающей серией.

Одним из полков, вооруженных этими самолетами, стал 926-й истребительный авиационный полк, который 24 марта 1943 года получил 32 облегченных ЛаГГ-3 с наименованием «Советская Грузия».

Примечания

  1. Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 778. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  2. forums.airbase.ru/…/t66587—skolko-stoila-aviat…
  3. Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 330 — 331. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
  4. Шахурин А. И. Крылья родины.-М.:Политиздат.1990
  5. Арлазоров М. С. Фронт идёт через КБ.-M.:»Знание», 1969 г.
  6. Анохин В.А. Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное. — Москва: Яуза-пресс, 2014. — С. 905. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.

Производственные серии

4-я серия

Расположенный между блоками цилиндров 12,7-мм пулемёт УБС заменили 20-мм пушкой ШВАК с боезапасом 120 выстрелов. В связи с падением качества строительства ТТХ самолётов снизилось. Скорость 549 км/ч. скороподъёмность 600 м/мин. Дальность 870 км.

7-я серия

Начиная с самолёта № 3121715 устанавливался двигатель  — развивающий ту же мощность, что и М-105П но имеющий безпоплавковый карбюратор.
Ёмкость каждого бака в консолях уменьшили на 40 литров, полная заправка уменьшилась до 340 кг. Более крупные колеса размером 650×200 мм. Вес 3280 кг. Максимальная скорость 549 км/ч.

8-я серия

Сняты 2 ШКАСа, после этого ЛаГГ-3 утерял преимущество в секундном залпе по сравнению с более лёгким Як-1. Пять самолётов этой серии использовались для испытаний различных мотор-пушек, один из них был вооружён опытной ВЯ-23 (серийное производство Вя-23 налажено на заводе № 2 в г. Коврове с апреля 1942 года). Часть машин получила вертикальную фотокамеру АТА-1, установленную в хвостовой части фюзеляжа. Начало выпуска — август 1941 года.

11-я серия

Ещё раз уменьшен запас топлива, до 260 кг (от консольных баков отказались совсем).
Уменьшено вооружение до одного левого БС и одной мотор-пушки ШВАК (с 70 самолёта 10 серии).
Установлен новый мотор М-105ПА с мембранным карбюратором.
Машины оснащены 6-ю ракетными орудиями (РО), прототипом послужил самолёт № 3121422 (22 самолёт 4 серии оснащенный восемью РО), внешними бомбодержателями (Д3-40) и они же — узлами крепления подвесных топливных баков.
Начало выпуска — сентябрь 1941 года.

23-я серия

Изменена конструкция хвостового оперения. Небольшое количество машин получило воздушный винт ВИШ-105СВ. Выпуск 20-х серий — конец зимы-весна 1942 года.

29-я серия

Некоторые последние самолёты 28 серии получили двигатель М-105ПФ форсированный по наддуву. Максимальная мощность на высоте 2700 метров. Взлётная мощность 1210 л. с., Номинальная на высоте 700 метров — 1260 л. с. Выхлопной коллектор заменили тремя сдвоенными патрубками.
Консольные баки восстановили. С 29 серии все самолёты оснащались М-105ПФ. Вооружение: одна пушка ШВАК и один пулемёт БС

С августа 1942 года приёмопередатчик РСИ-3 заменили на КВ приёмопередатчик РСИ-4 «Малютка» позволяющем производить плавную настройку в полосе частот от 3,7 до 6,05 МГц. Некоторые машины получили винт ВИШ-105СВ, на него полностью перейдут с 33-й серии.
Начало выпуска июнь 1942 года.

34-я серия

Противотанковая модификация. Вместо ШВАК — НС-37. Первые ЛаГГ-3 (около 40 машин), появились на фронте под Сталинградом осенью 1942 года.

В октябре 1941 г. впервые в СССР, ОКБ — 301 под руководством М. И. Гудкова удачно испытало ЛаГГ-3 оснащённый крупнокалиберным оружием — пушкой Шпитального Ш-37 на фронте под Вязьмой. В связи с ненадёжностью Ш-37, она была заменена на пушку Нудельмана — Суранова НС-37. Самолёт получил наименование К-37, но в серию не пошёл из-за отсутствия свободных производственных мощностей системы НКАП.

35-я серия

Установлены автоматические предкрылки. Расположенную на правом крыле трубку Пито перенесли под крыло. Радиатор увеличенного сечения, соответственно больший воздухозаборник. Убирающееся хвостовое колесо.
Выпуск с августа 1942 до весны 1943 года. Выпускал только авиазавод № 31 (г. Тбилиси), эвакуированный из Таганрога в октябре 1941 г., главный конструктор ОКБ-31, руководитель проекта по созданию ЛаГГ-3 — В. П. Горбунов. Авиазавод № 31 с конца 1942 до середины 1944 г. — единственный завод выпускавший ЛаГГ-3.

ЛаГГ-3 66-я серия

66-я серия

Последняя серия для ЛаГГ-3 и последним самолётом с двигателем жидкостного охлаждения созданным в ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина в г. Горьком. Имел облегчённую раму. Масса самолёта 2990 кг.
Сравнительные испытания самолёта 66-й серии с машинами прежних выпусков, произведённые в НИИ ВВС в Свердловске, показали, что эта модификация имеет самые лучшие характеристики среди ЛаГГ-3 всех выпусков. Скорость у земли 542 км/ч, на высоте 591 км/ч. Скороподъёмность 900 м/мин, потолок 9600 метров.
Некоторые узлы унифицированы с Як-1Б. Лобовое бронестекло как у Ла-5 (толщина бронестекла 55 мм).
Выпуск с весны 1943 по июль 1944 года на заводе № 31 в Тбилиси. Считается завершающей серией.

Одним из полков, вооруженных этими самолётами, стал 926-й истребительный авиационный полк, который 24 марта 1943 года получил 32 облегченных ЛаГГ-3 с наименованием «Советская Грузия».

Климат и погодные условия

Изображение облаков в ложном цвете, созданное Венерой-экспресс

Атмосферные облака планеты Венера постоянно перемещаются из-за движения ветров, разгоняющихся до 360 км/ч. Однако они замирают на 4 дня после каждого осевого оборота. Чем ближе к поверхности, тем меньше скорость ветра.

В случае с Землей сезоны меняются из-за осевого наклона. Но у Венеры он практически незначителен, тем более, что все контролируется плотным атмосферным слоем. Так что температура не меняется в течение всего года.

Облака кажутся окрашенными в ярко-желтый или белый цвета. Вы не заметите полос или штормов. Теперь вы знаете, как выглядит атмосфера Венеры.

Полезные статьи:

  • Интересные факты о Венере;
  • Венера – утренняя и вечерняя звезда
  • История Венеры
  • Почему Венера так ужасна?
  • Почему Венера такая горячая?
  • К какому типу планет принадлежит Венера?
  • Как Венера получила свое имя?
  • Кто открыл Венеру?
  • Возраст Венеры

Поверхность Венеры

  • Атмосфера Венеры;
  • Кратеры на Венере
  • Альбедо Венеры
  • Парниковый эффект на Венере
  • Климат на Венере
  • Поверхность Венеры;
  • Погода на Венере
  • Ветра на Венере
  • Облака на Венере
  • Гравитация на Венере
  • Вода на Венере
  • Цвет Венеры;
  • Температура на Венере;

Строение Венеры

  • Строение Венеры;
  • Размеры Венеры;
  • Спутники Венеры;
  • Кольца Венеры;
  • Масса Венеры
  • Плотность Венеры
  • Состав Венеры
  • Ядро Венеры

Положение и движение Венеры

  • Как найти Венеру на ночном небе;
  • Расстояние от Солнца до Венеры;
  • Расстояние от Земли до Венеры;
  • Сколько лететь до Венеры;
  • Ось вращения Венеры
  • Период вращения Венеры
  • Как быстро вращается Венера?
  • Орбита Венеры;
  • Фазы Венеры;
  • У какой планеты самый длинный день?
  • Ретроградная Венера;
  • День на Венере;
  • Венера и Земля;
  • Венера и Юпитер
  • Венера и Меркурий;

Штурмовые винтовки Израиля

ЛаГГ-1

К этому времени в конструкторском триумвирате “ЛаГГ” наметился раскол. Горбунов занялся проектом пикирующего бомбардировщика ПБ-301. Гудков разработкой истребителя Гу-1 “Аэрокобра”. Конструкторов направят помогать осваивать серийное производство И-301 на разные заводы.

Начать серийный выпуск истребителя предстояло на заводе №23 в Ленинграде, куда направили Лавочкина. Но уже в декабре 1940 года его вместе с частью коллектива ОКБ отправят в Горький на завод №21. Здесь он возглавил опытное производство завода с целью дальнейшего совершенствования самолета. Предстояло оборудовать И-301 предкрылками и колесами большего размера, испытать вариант истребителя с турбокомпрессором.

Горбунова направили помогать в освоении серийного производства на 31-ом заводе в Таганроге. Гудков остался на заводе в Химках.

По решению Политбюро ЦК ВКП(б) № П23/133-ОП от 6 декабря 1940 г. «О переименовании боевых самолетов» и приказу НКАП за № 704сс от 9 декабря 1940 г самолет И-301 переименовали в ЛаГГ-1. Вариант с увеличенным радиусом действия получил обозначение – ЛаГГ-3.

На декабрь 1940 года заводу №23 было запланировано собрать пять истребителей ЛаГГ-1. Но лишь в следующем году ленинградский завод смог выпустить серийные машины и уже в варианте ЛаГГ-3.

Боевое применение

Первая известная воздушная победа на самолете во Второй Мировой войне одержана 13 июля 1941 года: звеном ЛаГГ-3 24-го истребительного авиационного полка (ведущий старший лейтенант Бондаренко А. В.) в воздушном бою в районе г. Дорогобуж сбит немецкий бомбардировщик До-17. Это было первое успешное применение самолета ЛаГГ-3.

Самолёты ранних серий имели недостаточную тяговооружённость и, соответственно, плохую манёвренность на вертикали.

Стоит заметить, что некоторым пилотам самолёт не нравился из-за недостаточной манёвренности. Но особенно эффективно показал себя ЛаГГ-3 в частях ПВО при отражении немецкого воздушного наступления на Москву в 1941 г., а также при обороне с воздуха советских стратегических объектов. Хотя и в боях с истребителями в умелых руках самолёт ЛаГГ-3 также весьма эффективно показывал себя — к примеру, советский ас Георгий Дмитриевич Костылев (впоследствии инспектор истребительной авиации КБФ) сбивал в 1941—1943 на ЛаГГ-3 немцев и (особенно) финнов, сформировав за этот период боевой счет более 30 вражеских самолётов (почти все сбил на ЛаГГе). Также, сражаясь на ЛаГГ-3, свою первую звезду Героя Советского Союза заслужил Павел Михайлович Камозин.

Живучесть конструкции из дерева и дельта-древесины была выше, чем у аналогичного Як-1.

Занимательный факт: в 1941 году И. В. Сталин, не доверяя словам о «негорючести» дельта-древесины, пытался зажечь образец материала от огня собственной трубки. Широко известные прозвища «Лакированный Гарантированный Гроб» или «Летающий Авиационный Гарантированный Гроб» вопреки распространённому мнению во время войны не употреблялись и появились после выхода книги, посвящённой деятельности С. А. Лавочкина.

Самолёты ЛаГГ-3 применялись в боевых действиях против Японии в 1945 году в качестве истребителя ПВО для прикрытия своих объектов (в частности, 41-й иап ВВС ТОФ).

Основные модификации истребителя

На протяжении всего периода серийного выпуска ЛаГГ-3 в его конструкцию вносились различные изменения. Все самолеты этой модели принято разделять по производственным сериям, но не каждую из них можно считать особой модификацией, поскольку новшества порой были крайне незначительными.

Завершающая модификация – ЛаГГ-3 66-й серии.

Перечень самых заметных вариантов ЛаГГ-3 таков:

  1. .ЛаГГ-3 1-й серии. Это исходный серийный вариант с пятью баками и центральным пулеметом БК вместо мотор-пушки. Затем были выпущены самолеты 2-й и 3-й серии, которые почти не отличались от 1-й.
  2. ЛаГГ-3 4-й серии. Установлена мотор-пушка ШВАК, снят один из пулеметов БС. Под крыльями появились узлы для подвески РС-82 или бомб. Эти истребители оснащались двигателями М-105ПА. Взлетная масса по сравнению с машинами 1-й серии уменьшена.
  3. ЛаГГ-3 8-й серии. С целью дополнительного снижения веса сняты пулеметы ШКАС. Вместо пушки ШВАК установлено более мощное орудие ВЯ-23.
  4. ЛаГГ-3 23-й серии. Увеличена площадь руля направления.
  5. ЛаГГ-3 28-й серии. Установлен более мощный двигатель – М-105ПФ.
  6. ЛаГГ-3 66-й серии. Последний и лучший вариант самолета. Заметно изменена конструкция фонаря, часть узлов сделана совместимой с истребителями КБ Яковлева.

Еще одна «ударная» серия самолета, 34-я, заметно отличается от остальных благодаря установке мощного 37-мм орудия. Первоначально это была пушка Ш-37, затем более надежная НС-37. Планировалось, что с таким оружием ЛаГГ-3 сможет уничтожать танки, однако в ходе фронтовых испытаний выяснилось, что 37-мм пушка прекрасно подходит для стрельбы по немецким бомбардировщикам с больших дистанций (до 400 м).

37-мм пушка НС-37. Устанавливалась на ЛаГГ-3 34-й серии.

ЛаГГи 34-й серии являлись экспериментальными самолетами и в больших количествах не строились, однако пушка НС-37 в дальнейшем устанавливалась на серийные Як-9Т.

Преимущества модели

Револьвер имеет усредненные (можно даже сказать стандартные) размеры, благодаря чему отлично помещается в кобуру и не создает для гражданского лица, которое эксплуатирует оружие, никакого дискомфорта.

Как говорилось ранее, в качестве патронов используется боекомплект травматического действия, калибра 9 миллиметров. Благодаря такому боезапасу, пользователь оружия (в случае возникновения соответствующих ситуаций) имеет право пустить в ход оружие и оказать эффективный отпор.

Кстати, использование пистолета предусматривает не только самооборону при нападении преступных элементов, но и при нападении опасных животных. В остальных случаях, напомним, когда применение травматического вооружения не регламентировано нормативными документами, использование травматического оружия запрещено.

Благодаря некоторым своим качествам, модель “P-03C” серийного модельного ряда револьверов “Гроза” травматического назначения становится весьма ценным оружием, которое, к слову, можно использовать не только в целях обороны, но и для спортивных целей. Например, для спортивной стрельбы по мишеням. К таковым свойствам относится классический вид пистолета, сбалансированность револьвера, а также превосходное сочетание стрелково-баллистических параметров (размеры – мощность — точность). Благодаря всему ранее названному, модель “P-03C” можно по праву назвать уникальным и универсальным оружием.

Летно-технические характеристики

Параметр / Модификация ЛаГГ-3 1 серия ЛаГГ-3 4 серии ЛаГГ-3 7 серии ЛаГГ-3 11 серия ЛаГГ-3 29 серии ЛаГГ-3 34 серия ЛаГГ-3 66 серия
Экипаж 1 1 1 1 1 1 1
Длина, м
8.81
Высота, м
4.40
Размах крыла, м
9.80
Площадь крыла, м²
17.62
Масса
Масса пустого, кг 2680 2610 2560 2430 2650 2480
Масса нормальная взлетная, кг 3346 3280 3080 3160 3363 2990
Запас топлива, кг 405 405 340 260 340 340 340
Силовая установка
Тип двигателя
Мощность, л. с., номинал 1050 1050 1050 1050 1180 1180 1180
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 498 486 490 499 501 542
Максимальная скорость на высоте, км/ч 575 549 552 566 560 580
Практическая дальность, км 1100 870 760 610 610 610 650
Максимальная скороподъёмность, м/мин 735 588 605 780 685 893
Практический потолок, м 9500 9500 9500 9400 10000 9000 9800

«МиГ» сегодня

Уникальная аэродинамическая компоновка МиГ-29 стала основой для создания самолета с принципиально новыми возможностями – многофункционального авиационного комплекса МиГ-35. Этот истребитель был разработан с учетом опыта эксплуатации МиГ-29 в различных климатических условиях, а также опыта его боевого применения в горячих точках. Он создавался для работы в условиях плотного действия ПВО противника, с возможностью базирования вблизи линии боевого соприкосновения.

Среди отличительных характеристик МиГ-35 – пониженная радиолокационная заметность, повышенные срок службы, ресурс самолета и двигателей, открытая архитектура бортового оборудования. При этом стоимость летного часа снижена в 2,5 раза в сравнении с предшественником. По своим характеристикам МиГ-35 максимально приближен к пятому поколению истребителей. В 2018 году подписан контракт на поставку МиГ-35 ВКС России.

Сегодня российская самолетостроительная корпорация «МиГ» является одним из немногих производителей, осуществляющих полный жизненный цикл авиатехники: от конструкторских работ и производства до послепродажного обслуживания. В структуру «МиГа» входят Корпоративный центр, ОКБ им. А.И. Микояна в составе Инженерного центра и Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова, Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина, Калязинский машиностроительный завод и Нижегородский авиастроительный завод «Сокол». В свою очередь, «МиГ» является частью Объединенной авиастроительной корпорации.

Сегодня внимание «миговцев» сосредоточено на разработке современных авиационных комплексов и модернизации ранее поставленных самолетов. Для новых моделей силами предприятий корпорации создаются обучающие тренажеры и программное обеспечение. В странах, эксплуатирующих самолеты марки «МиГ», создается необходимая инфраструктура, в том числе сервисные центры

Кроме того, в мире до сих пор используются самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-25, которые требуют технического обслуживания, ремонта и модернизации. В рамках диверсификации производства на площадках «МиГа» организуется выпуск регионального пассажирского самолета Ил-114-300, в кооперации с промышленными компаниями России запущен ряд новых перспективных проектов

В странах, эксплуатирующих самолеты марки «МиГ», создается необходимая инфраструктура, в том числе сервисные центры. Кроме того, в мире до сих пор используются самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-25, которые требуют технического обслуживания, ремонта и модернизации. В рамках диверсификации производства на площадках «МиГа» организуется выпуск регионального пассажирского самолета Ил-114-300, в кооперации с промышленными компаниями России запущен ряд новых перспективных проектов.

К 80-летию «МиГ» пришел современной компанией с высоким уровнем цифровизации производства. Успешно реализуются плановые поставки авиатехники ВКС РФ и зарубежным партнерам, ведутся разработки по перспективным направлениям, в том числе по беспилотной технике и программе ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата).

Боевое применение во время Великой Отечественной войны

МиГ-3Р в полёте (МАКС-2007)

В Великой Отечественной войне МиГ-3 использовался в различных вариантах. Его основные качества — большой потолок (12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли советским лётчикам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками противника. К началу войны истребителей МиГ-3 было в строю значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них было переучено немало лётчиков. Однако МиГ-3 был ещё недостаточно освоен строевыми лётчиками, переучивание большинства их ещё не было завершено, и возможности самолётов не всегда использовались. Сравнение с другим массовым истребителем начала войны — И-16, ведущим свою историю с 1933 года, было явно не в пользу МиГа. И-16, самый маленький истребитель Великой Отечественной войны, был чрезвычайно манёвренным (даже более, чем Як-1), мотор надёжно защищал лётчика от лобовой атаки, техническое обслуживание было весьма простым. Но управлять им было непросто, он отзывался на любую дрожь руки. МиГ, напротив, был «тяжёлым» в управлении, маломанёвренным на малых и средних высотах.

По предложению лётчика-испытателя С. П. Супруна, были сформированы два полка на МиГ-3 с большим процентом знакомых с ними испытателей. Косвенно это помогло в устранении недостатков пилотирования, но остался непреодолённым основной недостаток МиГ-3: превосходя все истребители в скорости на высотах более 5 000 м, он на малых и средних высотах уступал истребителям Як, Ла и немецким, что вместе со слабостью вооружения не позволяло полноценно использовать МиГ-3 как фронтовой истребитель. Но он нашёл себе применение как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок (до 12 000 м) и скорость на высотах были решающими. Так он в основном и применялся до конца войны, в частности, охраняя Москву. На фронтах МиГ-3 применялся в 1941—1943 годах (на Брянщине, на Кубани, в Молдавии и в Крыму). В 1941 году МиГ-3, несмотря на стереотип о слабом вооружении, широко и успешно использовался как истребитель-бомбардировщик, с установкой под крыльями шести-восьми РС-82 (опыты с РБС-132 и РОФС-132) или двух ФАБ-50. Самолёты МиГ-3 были единственными среди истребителей нового типа, получившими в предвоенное время бомбодержатели и доведённую проводку системы сбрасывания. Также успешным было применение МиГ-3 как разведчика. Недостатком МиГ-1 и МиГ-3 была невозможность установки пушки в развале блока цилиндров двигателя, вызванная конструкцией микулинских моторов. Тем не менее, в совокупности более трети выпущенных МиГ-3 имели вооружение (не считая ШКАС) из двух-трёх крупнокалиберных пулемётов (БС и БК), батарей РС-82 и пушек ШВАК (всего 52 самолёта). В течение 1940—1941 годов заводы выпустили более 3,3 тыс. самолётов МиГ-3.

На МиГ-3 сбил вражеский самолёт 22 июля 1941 года в самом первом бою над Москвой лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы Марк Галлай, на этом же самолёте в начале войны летал и одержал свою первую победу над немецким самолётом один из асов ВВС РККА А. И. Покрышкин, сбив Bf-109Е.

..715

ЛаГГ-3 3121715
Размах крыла (мм) 9810
Длина(мм) 8810
Высота (мм) 4400
Двигатель М-105П
Мощность взлетная, л.с. 1020
Мощность на высоте, л.с./м 1-я скорость нагнетателя 1100/2000
Мощность на высоте, л.с./м 2-я скорость нагнетателя 1050/4000
Масса боевая, кг 3280
Масса пустого, кг 2610
Масса топлива, кг 340
Скорость макс у земли, км/ч 474
Скорость макс на высоте, км/ч / м 549/5000
Скороподъемность у земли, м/с 8,5
Скороподъемность на высоте 5000 м, м/с 8,6
Потолок, м 9300
Время выполнения виража, сек 20-21
Дальность макс, км 705
Разбег, м 480-543
Пробег, м 450-460
Вооружение 1×20 1×12,7 2×7,62

Структура Федеральной службы охраны

  • Федеральная
    служба охраны Российской Федерации (ФСО России).
  • Управления
    специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры
    специальной связи и информации ФСО России.
  • Подразделения
    связи специального назначения ФСО России.
  • Образовательные,
    научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые
    обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.
  • Академия ФСО (Орел)

В состав ФСО входят:

  • Служба специальной связи ФСО
  • Служба безопасности Президента
  • Служба коменданта Московского
    Кремля
  • Гараж особого назначения (ГОН)
  • Президентский полк
  • Президентский оркестр           
  • Управление
    личной охраны и др. подразделения

Задачи ФСО:

  • обеспечение
    безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и
    временного пребывания и на трассах проезда;
  • прогнозирование
    и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной
    охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
  • предупреждение,
    выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты
    государственной охраны и охраняемые объекты;
  • предупреждение,
    выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых
    объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов
    государственной охраны и на трассах их проезда;
  • защита
    охраняемых объектов;
  • участие
    в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  • организация
    и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной
    связи и информации, предоставляемых
    государственным органам;
  • участие
    в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности
    Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите
    сведений, составляющих государственную тайну;
  • осуществление
    государственной политики в области правовой информатизации Российской
    Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;
  • информационно-технологическое
    и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов,
    техническое обслуживание и программное сопровождение
    информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также
    информационное обеспечение управления государством в военное время и при
    чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение
    собственной безопасности.

Редакционные материалы «Агентуры» о
Федеральной службе охраны:

ФСО в «Таймлайне:

  • 2004
    г. Началась
    реформа ФСО: последние осколки ФАПСИ уничтожены
  • 2000 г. Драка сотрудников ФСО с
    сочинскими таксистами
  • 2000 г. Покушения на Путина, ФСО и гонки на спецтрассах
  • 1997 г. Создана ФСО
  • 1996 г. Скандал вокруг
    «коробки из-под ксерокса»

Серийное производство

Правительство 10 октября 1940 года приняло решение запустить под обозначением ЛаГГ-3 истребитель И-301 в массовое производство. Выпуск начали на четырёх Государственных авиационных заводах(ГАЗ), ГАЗ-21 в Горьком, ГАЗ-23 в Ленинграде, ГАЗ-31 в Таганроге (в августе-сентябре 1941 года эвакуирован в Тбилиси) и ГАЗ-153 в Новосибирске. Приказ НКАП о запуске в серию улучшенного И-301 с увеличенным запасом топлива на заводе № 21 вышел 23 ноября 1940 года. Первоначально Лавочкина направили на ГАЗ-21, но пробыл он там недолго, ему приказали выехать в Горький и возглавить опытное производство. 10 февраля 1941 года приказом НКАП ОКБ-21 под руководством Лавочкина в г. Горьком было определено быть головным в совершенствовании и модернизации ЛаГГ-3, в Таганрог начальником ОКБ-31 направлялся Горбунов; Гудков оставался в Химках в должности начальника ОКБ-301.

Первым налаживать серийное производство истребителей начал ленинградский ГАЗ-23. На декабрь 1940 г. предприятию запланировали выпуск пяти ЛаГГ-1. Фактически же серийные машины стали покидать заводские цеха в следующем году уже в варианте ЛаГГ-3. Первый самолёт вышел на аэродром в феврале 1941 года. До эвакуации ленинградцы смогли сдать заказчику 65 истребителей.

Первый ЛаГГ, изготовленный в Горьком, поднялся в воздух с заводского аэродрома 23 января 1941 года, однако военной приёмкой он был принят только 24 февраля.
В Таганроге первый самолёт поднялся в воздух 23 февраля.

Контрольные испытания ЛаГГ-3 первой серии закончились в НИИ ВВС 20 июня 1941 года, фактически это были государственные испытания, поскольку первый раз госиспытания И-301 не прошёл. В ходе испытаний удалось выявить массу конструктивно-производственных и эксплуатационных дефектов, устранять которые пришлось уже во время войны. На ЛаГГ-3 первых серий устанавливали радиопередатчик РСИ-3 «Орёл» обеспечивающий связь на пяти фиксированных частотах.

Выпуск самолётов ЛаГГ-3 (1941—1944 гг.)
завод 1941 1942 1943 1944 всего
№21 1659 1924 3583
№153 265 65 330
№23 65 65
№31 474 782 1065 229 2550
всего 2463 2771 1065 229 6528
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector