Самое мощное индейское племя в истории

СОДЕРЖАНИЕ

В культуре[ | ]

RAH-66 Comanche стал героем многих кинофильмов и компьютерных игр. В том числе:

  • Enemy Engaged: Comanche vs Hokum (В России известная как «Разорванное небо Ка-52 против Команча»)
  • х/ф Халк
  • Вертолёт-охотник из компьютерной игры Half-Life 2 очень похож на RAH-66. Возможно, что его рисовали именно с «Команча».
  • ArmA 3 — под обозначением AH-99 Blackfoot .
  • 9 игр из серии Comanche, посвященных исключительно RAH-66.
  • Command & Conquer: Generals — Zero Hour — появляется в игре за кампанию США.
  • Strike (серия игр) — в качестве основного вертолёта в игре Jungle Strike использовался вертолёт RAH-66 Comanche.
  • В компьютерной игре LHX (наряду с AH-64 Apache, UH-60 BlackHawk и V-22 Osprey).
  • В симуляторе Gunship 2000 под наименованием AH-66
  • В симуляторе «Ударная сила»/»Fair Strike» (2003 г.)
  • В игре Counter Strike Online в одном из игровых режимов является боссом.
  • В игре Act Of War у стороны Task Force Talon.
  • Является финальным боссом в игре «The Underground Man».

Команчерия

Вы думали, что в Северной Америке только США воевали с конными индейцами?

В XVIII веке на центральной и южной части Великих равнин появилась новая сила — команчи.

Совместно с ютами команчи постоянно атаковали полуоседлых апачей, уничтожали мужчин и уводили в плен женщин и детей. Несколько апачских племён бесследно исчезли со страниц истории, а земли заняли новые хозяева равнин — конные охотники на бизонов.

Выживших апачей вытеснили на юго-запад. Нападениям команчей стали подвергаться тонкава и прочие племена, обитавшие на территории современного Техаса.

Южные равнины перешли под контроль племенного союза — Команчерии. Единого вождя не было, и племена самостоятельно решали, с кем воевать, а с кем заключать мир. В мирное время индейцы пасли лошадей и охотились на бизонов, но у них фактически действовала набеговая экономика — и команчи, как и многие кочевники Старого Света, паразитировали на соседях.

Территория Команчерии

Этот союз племён сыграл трагическую роль в истории Мексики.

Тактико-технические характеристики

RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache (сзади)

RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache

Источник данных: Jane’s

Технические характеристики
  • Экипаж: 2 человека (пилот и оператор)
  • Длина: 14,28 м
  • Длина фюзеляжа: 13,2 м (без пушки)
  • Диаметр несущего винта: 12,9 м
  • Диаметр фенестрона: 1,37 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 2,04 м
  • Высота: 3,37 м (до несущего винта)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 116,74 м²
  • Масса пустого: 4 218 кг
  • Нормальная взлётная масса: 5 601 кг (с 4×Hellfire и 2×Stinger)
  • Максимальная взлётная масса: 7 896 кг
  • Масса полезной нагрузки: 2 296 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 870 кг
  • Объём топливных баков: 1 142 л (только внутренний)
  • Силовая установка: 2 × турбовальных LHTEC T800-LHT-801
  • Мощность двигателей: 2 × 1 563 л.с.

(2 × 1 165 кВт)

Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 324 км/ч
  • Крейсерская скорость: 306 км/ч
  • Боевой радиус: 278 км
  • Перегоночная дальность: 2 222 км
  • Продолжительность полёта: 2 ч. 30 мин.
  • Скороподъёмность: 4,5 м/с
  • Нагрузка на диск: 71 кг/м² (максимальная)
  • Тяговооружённость: 207 Вт/кг (на трансмиссию) 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5/-1 g
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 1 × трёхствольная 20 мм пушка XM-301, до 500 пат.(имеется вариант с одноствольной 30мм пушкой с боекомплектом в 300 снарядов).
  • Боевая нагрузка:  
    • внутренний отсек: 6 х ПТУР AGM-114 Hellfire или 12 х ЗУР FIM-92 Stinger
    • внешняя подвеска:

      • 8 х ПТУР AGM-114 Hellfire или
      • 16 х ЗУР FIM-92 Stinger или
      • 56 х 70-мм НАР Hydra 70 или
      • 1703 л ПТБ

Социальная организация

История разработки[ | ]

В 1991 году объединённая команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолёта RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental). Вертолёты LHX предназначались для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых вертолётов Bell UH-1 и разведывательных вертолётов Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах. Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ.

Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января 1996 года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний. Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. На тот момент в программу было уже вложено более 8 млрд долларов США, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили 450–680 млн долл. в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолётов.

В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

Коллаж с этапами рисования космоса

В культуре[ | ]

RAH-66 Comanche стал героем многих кинофильмов и компьютерных игр. В том числе:

  • Enemy Engaged: Comanche vs Hokum (В России известная как «Разорванное небо Ка-52 против Команча»)
  • х/ф Халк
  • Вертолёт-охотник из компьютерной игры Half-Life 2 очень похож на RAH-66. Возможно, что его рисовали именно с «Команча».
  • ArmA 3 — под обозначением AH-99 Blackfoot .
  • 9 игр из серии Comanche, посвященных исключительно RAH-66.
  • Command & Conquer: Generals — Zero Hour — появляется в игре за кампанию США.
  • Strike (серия игр) — в качестве основного вертолёта в игре Jungle Strike использовался вертолёт RAH-66 Comanche.
  • В компьютерной игре LHX (наряду с AH-64 Apache, UH-60 BlackHawk и V-22 Osprey).
  • В симуляторе Gunship 2000 под наименованием AH-66
  • В симуляторе «Ударная сила»/»Fair Strike» (2003 г.)
  • В игре Counter Strike Online в одном из игровых режимов является боссом.
  • В игре Act Of War у стороны Task Force Talon.
  • Является финальным боссом в игре «The Underground Man».

Крушение надежд

Но всё оказалось не так просто, как рассказывали в красивых презентациях. Сначала выяснилось, что программа UCAR будет стоить не меньше, чемКоманч» — а может, и больше. Кроме того, были проблемы с системой определения целей и наведения, плюс электронные мозги приходилось делать на гражданской основе — легко ломающейся, требовательной к температурному режиму и чистоте. В итоге работы над UCAR решили пока свернуть и вернуться к ним позже, в конце 2010-х годов, на новом уровне техники. Ведь ударные вертолёты у США ещё были.

Беспилотный ударный вертолёт UCAR — финальный вариант, созданный совместноНортроп-Грумман» иКаман»

Вот только и с разведывательными дронами всё было не очень хорошо. Если для общей разведки они подходили неплохо, отлично работали вместе с пилотируемыми разведчиками, то в самостоятельной работе, увы, не блистали. На учениях беспилотные разведчики и их операторы не могли найти войска противника, стоявшие чуть ли не посреди голого поля. Сравнительные испытания показали, что пилотируемый разведчик в полтора раза эффективнее своего роботизированного аналога.

Тем временем парк американских вертолётов неумолимо устаревал, особенно разведывательные OH-58D. Всё ещё надеясь на безоблачное беспилотное будущее, в армии США решили закопеечку» купить временную замену этим машинам(а там, глядишь, и дроны нормальные подоспеют). В Bell быстро спроектировали модернизацию OH-58D — ARH-70Арапахо»(Arapaho). Но даже на неё денег уже не хватило.

Лёгкий разведывательный вертолёт ARH-70 Arapaho, глубокая модернизация OH-58D

В 2010-е годы стало ясно, что пилотов похоронили слишком рано. Но уже было потеряно почти целое десятилетие. Замену для OH-58D создать так и не успели, пока его возможный наследник — S-97Рейдер»(Raider) — только проходит испытания. Чтобы сделать хорошую мину при плохой игре пришлось заявить, что вертолёт-разведчик был не нужен — мол, с этой ролью отлично справится и АН-64. Ему самому, с помощью модернизации до версииГардиан» продлили срок службы, и теперь он должен дотянуть до появления замены в 2030 году.

S-97, созданный по программе AAS, прикрывает многоцелевые вертолёты из программы FVL

А тем временем бывшие зарубежные партнёры постепенно нагоняют США. У них на вооружении появились аналоги АН-64D, да и в сторону машин уровня RAH-66 они уже засматриваются. Пока фора у США ещё есть, но она сильно сократилась. Удастся ли её удержать, или в скором времени законодателем моды в вертолётостроении станет, например, Китай — лишь время покажет.

А мы за этим будем с интересом следить.

В культуре

RAH-66 Comanche стал героем многих кинофильмов и компьютерных игр. В том числе:

  • Enemy Engaged: Comanche vs Hokum (В России известная как «Разорванное небо Ка-52 против Команча»)
  • х/ф Халк
  • Вертолёт-охотник из компьютерной игры Half-Life 2 очень похож на RAH-66. Возможно, что его рисовали именно с «Команча».
  • ArmA 3 — под обозначением AH-99 Blackfoot.
  • 9 игр из серии Comanche, посвященных исключительно RAH-66.
  • Command & Conquer: Generals — Zero Hour — слабобронированный, ударный вертолет армии США.
  • Strike (серия игр) — в качестве основного вертолёта в игре Jungle Strike использовался вертолёт RAH-66 Comanche.
  • В компьютерной игре LHX (наряду с AH-64 Apache, UH-60 BlackHawk и V-22 Osprey).
  • В симуляторе Gunship 2000 под наименованием AH-66
  • В симуляторе «Ударная сила»/»Fair Strike» (2003 г.)
  • В игре Counter Strike Online в одном из игровых режимов является боссом.
  • В игре Act Of War у стороны Task Force Talon.
  • Является финальным боссом в игре «The Underground Man».
  • В 2017 году RAH-66 был добавлен в компьютерную игру GTA Online под названием «Akula».

Дополнительное вооружение

Технические характеристики (RAH-66A) [ править ]

Рисунок RAH-66 Comanche в разрезе

Данные Jane’s All the World’s Aircraft 2005–2006, Frawley, Boeing and Sikorsky, Bonds and Miller

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 46 футов 10,25 дюйма (14,2812 м)
  • Ширина: 6 футов 8,25 дюйма (2,0384 м) максимальная ширина фюзеляжа
  • Высота: 11 футов 0,75 дюйма (3,3719 м)
  • Пустой вес: 9300 фунтов (4218 кг)
  • Полная масса: 12,349 фунтов (5,601 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 17 408 фунтов (7896 кг) максимальное количество топлива для самостоятельного развертывания
  • Емкость топливного бака: 301,6 галлона США (251,1 имп гал; 1142 л) внутреннего топлива + 2x 450 галлонов США (370 имп галлонов; 1700 л) сбрасываемых баков + 2x 112 галлонов США (93 имп галлонов; 420 л) дополнительных баков бокового отсека для оружия; Всего 1201,6 галлона США (1000,5 галлона импа; 4549 л) / 1425,6 галлона США (1187,1 галлона импа; 5,396 л) с баками отсека для оружия
  • Силовая установка: 2 турбовальных двигателя LHTEC T800-LHT-801 мощностью 1563 л.с. (1166 кВт) каждый
  • Диаметр несущего винта: 40 футов 0 дюймов (12,19 м)
  • Площадь несущего винта: 443 кв. Фута (41,2 м 2 ) 5-лопастной несущий винт с рулевым винтом с фенестроном
  • Секции лопастей:корень: Boeing VR-12; совет: Sikorsky SSC-A09

Спектакль

Максимальная скорость: 175 узлов (201 миль / ч, 324 км / ч) без мачтового радара

166 узлов (191 миль / ч; 307 км / ч) с мачтой радар

Крейсерская скорость: 165 узлов (190 миль / ч, 306 км / ч) без мачтового радара

149 узлов (171 миль / ч; 276 км / ч) с мачтой радар
  • Дальность: 262 миль (302 миль, 485 км)
  • Боевая дальность: 150 нм (170 миль, 280 км) на внутреннем топливе
  • Перегоночная дальность: 1200 миль (1400 миль, 2200 км)
  • Автономность: 2 часа 30 минут на внутреннем топливе
  • Практический потолок: 14 980 футов (4570 м)
  • Пределы g: + 3.5 1
  • Скороподъемность: 895 фут / мин (4,55 м / с) без мачтового радара
500 футов / мин (152,4 м / мин) с мачтовым радаром
  • Загрузка диска: 71 фунт / кв. Фут (350 кг / м 2 ) YRAH-66
  • Мощность / масса 0,13 л.с. / фунт (0,21 кВт / кг) на взлётной взлётной мощности

Вооружение

  • 1 × с трехствольной поворотной пушкой 20 мм XM301 (боезапас : 500 патронов)
  • Внутренние отсеки: 6 × AGM-114 Hellfire воздух-земля ракет, или 12 × AIM-92 Стингер ракеты воздух-воздух, или 24 × 2,75 в (70 мм) Hydra 70 воздух-земля ракет
  • Дополнительные короткие крылья: 8 × Hellfires, 16 × Stinger или 56 × Hydra 70 ракет.

Авионика

  • Миниатюрный радар Longbow
  • Лазерный кольцевой гироскоп Litton и система GPS Nav / Attack

Технические характеристики (RAH-66A) [ править ]

Рисунок RAH-66 Comanche в разрезе

Данные Jane’s All the World’s Aircraft 2005–2006, Frawley, Boeing and Sikorsky, Bonds and Miller

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 46 футов 10,25 дюйма (14,2812 м)
  • Ширина: 6 футов 8,25 дюйма (2,0384 м) максимальная ширина фюзеляжа
  • Высота: 11 футов 0,75 дюйма (3,3719 м)
  • Пустой вес: 9300 фунтов (4218 кг)
  • Полная масса: 12,349 фунтов (5,601 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 17 408 фунтов (7896 кг) максимальное количество топлива для самостоятельного развертывания
  • Емкость топливного бака: 301,6 галлона США (251,1 имп гал; 1142 л) внутреннего топлива + 2x 450 галлонов США (370 имп галлонов; 1700 л) сбрасываемый бак + 2x 112 галлонов США (93 имп гал; 420 л) дополнительных бака бокового отсека для оружия; Всего 1201,6 галлона США (1000,5 галлона импа; 4549 л) / 1425,6 галлона США (1187,1 галлона импа; 5,396 л) с баками отсека для оружия
  • Силовая установка: 2 турбовальных двигателя LHTEC T800-LHT-801 мощностью 1563 л.с. (1166 кВт) каждый
  • Диаметр несущего винта: 40 футов 0 дюймов (12,19 м)
  • Площадь несущего винта: 443 кв. Фута (41,2 м 2 ) 5-лопастной несущий винт с рулевым винтом с фенестроном
  • Секции лопастей:корень: Boeing VR-12; совет: Sikorsky SSC-A09

Спектакль

Максимальная скорость: 175 узлов (201 миль / ч, 324 км / ч) без мачтового радара

166 узлов (191 миль / ч; 307 км / ч) с мачтой радар

Крейсерская скорость: 165 узлов (190 миль / ч, 306 км / ч) без мачтового радара

149 узлов (171 миль / ч; 276 км / ч) с мачтой радар
  • Дальность: 262 миль (302 миль, 485 км)
  • Боевая дальность: 150 нм (170 миль, 280 км) на внутреннем топливе
  • Перегоночная дальность: 1200 миль (1400 миль, 2200 км)
  • Автономность: 2 часа 30 минут на внутреннем топливе
  • Практический потолок: 14 980 футов (4570 м)
  • Пределы g: + 3.5 1
  • Скороподъемность: 895 фут / мин (4,55 м / с) без мачтового радара
500 футов / мин (152,4 м / мин) с мачтовым радаром
  • Загрузка диска: 71 фунт / кв. Фут (350 кг / м 2 ) YRAH-66
  • Мощность / масса 0,13 л.с. / фунт (0,21 кВт / кг) на взлётной взлётной мощности

Вооружение

  • 1 × с трехствольной поворотной пушкой 20 мм XM301 (боезапас : 500 патронов)
  • Внутренние отсеки: 6 × AGM-114 Hellfire воздух-земля ракет, или 12 × AIM-92 Стингер ракеты воздух-воздух, или 24 × 2,75 в (70 мм) Hydra 70 воздух-земля ракет
  • Дополнительные короткие крылья: 8 × Hellfires, 16 × Stinger или 56 × Hydra 70 ракет.

Авионика

  • Миниатюрный радар Longbow
  • Лазерный кольцевой гироскоп Litton и система GPS Nav / Attack

Религия

Религия команчей фокусировалась вокруг приобретения волшебной силы через видения, однако специальных обрядов для этого команчи не проводили. Они верили во Всевышнего Создателя, духов и загробную жизнь; умерших хоронили почти сразу же после кончины, в узкой могиле, обычно на вершине холма. Могилу закрывали камнями и иногда приносили в жертву коня покойного. Затем следовал период траура, во время которого от родственниц покойного требовалось громко выражать своё горе. Племенные советы неизменно начинались с церемонии курения трубки, на которой первая затяжка посвящалась Великому Духу. У команчей был собственный вариант Пляски Солнца, но она проводилась нерегулярно. Когда в конце XIX в. среди равнинных племён распространилась Пляска Духа, команчи в ней не участвовали. В конце XIX века распространился пейотизм, а затем христианство.

Дизайн [ править ]

Прототип RAH-66 в 1997 году.

«Команч» задумывался как усовершенствованный боевой разведывательно-ударный вертолет. Comanche был специально разработан для роли вооруженного разведчика, чтобы заменить OH-58D Kiowa Warrior в армии США , который является модернизированной версией вертолета для наблюдения за войной во Вьетнаме . Он был и меньше, и легче, чем ударный вертолет AH-64 Apache, который он должен был сопровождать. RAH-66 был оснащен парой турбовальных двигателей LHTEC T800 , каждый из которых мог производить до 1563 л.с. (1165 кВт) мощности. Фюзеляж RAH-66 имел длину 43 фута (13 м) и состоял из композитных материалов.; он был спроектирован таким образом, чтобы его можно было легче установить на транспортные корабли, что позволяло команчи быстрее развертываться в очагах возгорания и в других быстро развивающихся ситуациях. Однако в случае отсутствия средств дальность перегонки вертолета в 1200 морских миль (2200 км) позволила бы ему самостоятельно лететь на поля сражений за границей.

По задумке, он должен был работать как вертолет-невидимка , используя ряд различных методов и технологий, чтобы уменьшить его радиолокационное поперечное сечение (RCS) наряду с другими зонами видимости и обнаруживаемости. Внешние поверхности RAH-66 были огранены и покрыты как радиопоглощающим материалом (RAM), так и краской, подавляющей инфракрасное излучение; результате этих комбинированных мер RCS Comanche оказался в 360 раз меньше, чем у AH-64 Apache. акустическая подписьтакже сообщалось, что вертолета заметно ниже, чем у сравнительных вертолетов; это снижение было частично достигнуто за счетом принятия на общероссийском композитный пяти- лопасти несущего винта и новаторский скошенный хвостовой винт в сборе.

Как и предполагалось, Comanche должен был быть оснащен сложной авионикой, включая системы навигации и обнаружения, которые позволили бы работать в ночное время и в ненастную погоду. Его основной задачей была разведка с использованием передовых датчиков, в частности определение местоположения и обозначение целей для ударных вертолетов, таких как AH-64 Apache. Comanche был снабжен цифровой системой управления полетом по проводам . Каждый из двух членов экипажа должен был быть снабжен парой многофункциональных ЖК -дисплеев в дополнение к интегрированной в шлем системе отображения и обзора (HIDSS).

Для роли легкой атаки RAH-66 должен был быть оснащен различным вооружением. Он был оснащен одной установленной на подбородке 20-мм трехствольной поворотной пушкой XM301 , которую можно было направлять назад и убирать под обтекателем, когда она не использовалась, для уменьшения радиолокационного сечения вертолета. Кроме того, RAH-66 мог нести внутри до шести ракет класса «воздух-земля» AGM-114 Hellfire или до двенадцати ракет » воздух-воздух» AIM-92 Stinger , которые были бы поровну разделены между двумя ракетами. выдвижные пилоны вооружения . Помимо внутреннего хранения боеприпасов, команчи также могли устанавливать внешние крылья-заглушки, чтобы нести до восьми ракет «Адский огонь» или шестнадцати ракет «Стингер». Однако операции, проводимые с вооружением, установленным снаружи, снизили бы эффективность стелс-технологий команчей.

Development[edit | edit source]

Эксплуатация вертолета RAH-66 Comanche

Разработка разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч» была свернута в 2004 году, всего к этому времени было построено 4 машины. Конечно проект Comanche нельзя назвать провальным, однако и успешным в полной мере, считать также нельзя.

По большому счету RAH-66 «Команч» проиграл трижды:

  • Во-первых «новейший и самый современный» вертолет разрабатывавшийся в течение 20 лет на выходе уже не был не новейшим ни самым современным. За время его создания успела измениться даже сама концепция вертолета-разведчика — больших «линейных» конфликтов с современной и мощной армией (какой была на старте проекта LHX Советская армия) не предполагалось, а держать «на всякий случай» сверхдорогую машину, в то время как можно не особо напрягаясь получить всю информацию со спутника, стало роскошью даже для армии США.
  • Во-вторых, «самый самый» на поверку ни по одной из характеристик не имел решающего преимущества перед советскими/российскими вертолетами Ка-50 «черная акула», Ка-52 «аллигатор» и Ми-28, зато в отличие от них, не имел и такого же запаса живучести за счет широкого применения в конструкции брони. При этом по стоимости все три «иностранные» машины были существенно дешевле.
  • В третьих (хотя об этом уже говорилось ранее), при всех своих бесспорных положительных качествах и возможностях, RAH-66 «Команч» имел настолько явно и неоправданно завышенную стоимость. В условиях отсутствия глобальных угроз наподобие третьей мировой войны, внятно объяснить налогоплательщикам, зачем стране нужен разведывательно-ударный вертолет, который стоит как современный истребитель — желающих так и не нашлось.

Модель изображает RAH-66 «Comanche» в ударном варианте — обратите внимание на смонтированное дополнительное крыло-подвеску для вооружения

Навигация

Конструкция

Кабина пилотов выполнена по схеме «тандем». Хвостовой винт вертолёта выполнен по схеме фенестрона. Принципиально новой особенностью вертолёта является наличие двух боковых отсеков для внутрифюзеляжного размещения ракет. Также, в конструкции предусмотрены съёмные боковые точки подвески для дополнительных топливных баков и вооружения.

При проектировании обращалось внимание на вопросы боевой живучести вертолёта: обеспечению взрыво- и пожаробезопасности топливной системы, бронезащите экипажа, стойкости к поражениям лопастей несущего винта. Разработчикам RAH-66 удалось создать машину с хорошими лётными характеристиками, с высокими показателями удельной мощности и малой заметности

Малозаметность

При проектировании вертолёта основное внимание уделялось общему снижению заметности машины в радиолокационном (РЛ), инфракрасном (ИК), оптическом и акустическом участках спектра. С этой целью в конструкции вертолёта широко использованы композиционные материалы на полимерных связующих (ПКМ). Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика

В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия. Также, для снижения заметности, подвеска вооружения и 20-мм пушечная установка XM301 выполнены убирающимися в фюзеляж

Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика. В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия. Также, для снижения заметности, подвеска вооружения и 20-мм пушечная установка XM301 выполнены убирающимися в фюзеляж.

ЭПР Команча в 360 раз меньше чем у вертолёта Апач в ППС[источник не указан 40 дней], в 250 раз меньше чем у OH-58D Kiowa Warrior в ППС[источник не указан 40 дней] и в 32 раза меньше чем OH-58D Kiowa Warrior в ЗПС (в диапазоне 10 ГГц)[источник не указан 40 дней]. Также ЭПР вертолёта меньше, чем у ракеты AGM-114 Hellfire[источник не указан 40 дней].

Акустическая сигнатура вертолёта «Команч» значительно ниже других вертолётов аналогичного класса[источник не указан 40 дней].

Тактико-технические характеристики

Файл:Rah-66 w apache 02.jpg RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache (сзади).

Файл:Rah-66 w apache 01.jpg RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache.

Источник данных: Jane’s

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека (пилот и оператор)
  • Длина: 14,28 м
  • Длина фюзеляжа: 13,2 м (без пушки)
  • Диаметр несущего винта: 12,9 м
  • Диаметр фенестрона: 1,37 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 2,04 м
  • Высота: 3,37 м (до несущего винта)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 116,74 м²
  • Масса пустого: 4 218 кг
  • Нормальная взлётная масса: 5 601 кг (с 4×Hellfire и 2×Stinger)
  • Максимальная взлётная масса: 7 896 кг
  • Масса полезной нагрузки: 2 296 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 870 кг
  • Объём топливных баков: 1 142 л (только внутренний)
  • Силовая установка: 2 × турбовальных LHTEC T800-LHT-801
  • Мощность двигателей: 2 × 1 563 л.с. (2 × 1 165 кВт)

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 324 км/ч
  • Крейсерская скорость: 306 км/ч
  • Боевой радиус: 278 км
  • Перегоночная дальность: 2 222 км
  • Продолжительность полёта: 2 ч. 30 мин.
  • Скороподъёмность: 4,5 м/с
  • Нагрузка на диск: 71 кг/м² (максимальная)
  • Тяговооружённость: 207 Вт/кг (на трансмиссию) 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5/-1 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × трёхствольная 20 мм пушка XM-301, до 500 пат.(имеется вариант с одноствольной 30мм пушкой с боекомплектом в 300 снарядов).
  • Боевая нагрузка:  
    • внутренний отсек: 6 х ПТУР AGM-114 Hellfire или 12 х ЗУР FIM-92 Stinger
    • внешняя подвеска:
      • 8 х ПТУР AGM-114 Hellfire или
      • 16 х ЗУР FIM-92 Stinger или
      • 56 х 70-мм НАР Hydra 70 или
      • 1703 л ПТБ

Перспективы развития боевых вертолётов

Общим вектором развития винтокрылых машин является стремление создать аппарат, объединяющий положительные стороны вертолётов со скоростными характеристиками самолётов. В первую очередь такие возможности должны получить боевые вертолёты. Во многих странах, в том числе в России и в США, существуют программы по разработке вертолётов будущего.

Перспективный вариант использования толкающего винта реализован в американском проекте S-97 Raider. Предполагается, что он будет способен развивать скорость до 450 км/ч. Его важным достоинством будет способность совершать полёт на больших высотах.

В России разрабатывается революционный проект реактивного вертолёта (Ка-90). Его взлёт, посадка и первоначальный разгон должен происходить по вертолётному принципу.

Стремительное развитие технологий даёт всё больше автономности как отдельным подсистемам, так и целым агрегатам. Многие функции, которые сейчас выполняют вертолёты, в перспективе возьмут на себя беспилотные аппараты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector