Фототелеграф

Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»

Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».

Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».

Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.

Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.

Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

Автор: ОЛЬГА ЕГОРОВА АГЕНТ ПЛЕВИЦКАЯ

Рождение рекордсмена

В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.

Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.

По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента- подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения. Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.

Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.

Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет. Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.

Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.

«Оружие Судного дня»

Изначально «Белгород» строился по проекту 949А «Антей» (разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»). Закладка субмарины состоялась 24 июля 1992 года в Северодвинске. Спустя два года из-за нехватки финансирования строительство подлодки было законсервировано. И только в 2012 году командование ВМФ приняло решение перезаложить АПЛ по проекту 09852.

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев считает, что «Белгород» будет в большей мере выполнять исследовательские задачи, которые позволят наладить процесс эксплуатации «Посейдона». Боевыми носителями беспилотника, по мнению эксперта, станут АПЛ проекта 09851.

«Белгород» является долгостроем, но, учитывая весь комплекс проведённых работ, это совершенно новый тип АПЛ. Помимо этого корабля, носителем «Посейдона» станет подлодка проекта 09851 «Хабаровск», заложенная в 2014 году. Как ожидается, она будет спущена на воду весной 2020 года и войдёт в строй в 2022 году. Ещё две лодки «Севмаш» построит, видимо, по тому же проекту (09851)», — рассказал Корнев.

Таким образом, как полагает эксперт, в общей сложности ВМФ получит четыре АПЛ — носителя «Посейдона». Две подлодки будут нести боевое дежурство на Северном флоте, две — на Тихоокеанском флоте. Каждая субмарина будет вооружена шестью — восемью «Посейдонами».

«По официальной информации, «Посейдон» предназначен для поражения авианосных группировок, береговых укреплений и военно-морской инфраструктуры противника. Удары могут осуществляться как ядерными, так и неядерными боеприпасами. Кроме того, взрыв «Посейдона» вблизи побережья может вызывать гигантские цунами. Учитывая его разрушительную мощь, это оружие Судного дня», — заявил RT военный эксперт Юрий Кнутов.

В западных СМИ господствует точка зрения, что создание «Посейдона» является свидетельством «агрессивной» модернизации стратегических сил РФ. В частности, об этом говорится в статье издания The Washington Free Beacon от 8 сентября 2015 года. Это одна из первых публикаций в зарубежной прессе, посвящённая российскому подводному дрону.

  • Графическое изображение подводной лодки «Белгород»

Со ссылкой на источники в Пентагоне в материале утверждается, что Москва разрабатывает беспилотник, чтобы иметь возможность «взрывать ключевые порты», которые используют ВМС США. В статье упоминается военно-морская база Кингс-Бей (штат Джорджия), где дислоцированы стратегические подводные лодки типа Ohio, и станция технического обслуживания крупных боевых кораблей Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон).

Издание приводит мнение бывшего аналитика ЦРУ Джека Каравелли, который назвал проект ядерного беспилотника РФ «попыткой нанести катастрофический ущерб военно-морским объектам США или Европы или прибрежным городам».

В России впервые о ядерном беспилотном аппарате стало известно из презентации, которая демонстрировалась 9 ноября 2015 года во время совещания президента РФ Владимира Путина с руководством оборонно-промышленного комплекса (ОПК). 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию глава государства сообщил о завершении разработки уникальной океанской системы, которая по результатам интернет-голосования получила название «Посейдон».

Как заявил Владимир Путин, ядерный дрон способен двигаться на глубине в несколько сотен метров «со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов надводных кораблей». Помимо этого, аппарат отличается малошумностью и высокой манёвренностью. По словам президента, он «практически неуязвим».

  • Подводный аппарат «Посейдон»

«В декабре 2017 года полностью завершён многолетний цикл испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения этого автономного необитаемого аппарата. Ядерная установка имеет уникально малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооружённость. При объёме в 100 раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим, то есть на максимальную мощность», — сказал Путин.

Подводные атомоходы

Атомные подводные лодки — дело серьезное. Разделение их по классификации очень строгое. Хотя «Лошарик» приписан к Северному флоту России, он не подчиняется его командованию — подчиняется непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ. По официальной классификации АС-12 — это атомная глубоководная станция. На ее борту нет ни одного орудия или торпедной установки, только инструменты для забора грунта, гидролокатор и некоторые другие устройства, связанные с научной деятельностью. Но все прекрасно понимают, что в случае военного конфликта лодку можно переоборудовать для иных целей.

Например, для исследования инопланетных океанов. В таком случае будут использоваться исключительно роботы и жизни людей не будет ничего угрожать.

Рекомендации

См. также

Бен 10: найди пары

В других странах

Структура Нептуна

Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»

Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.

Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.

Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.

Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.

Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать

Продукт холодной войны

По словам Корнева, «Лира» была «прорывным проектом» ВМФ. Чтобы сократить массогабаритные характеристики и водоизмещение, в конструкции подлодки широко использовался титан — чрезвычайно прочный, но прихотливый и дорогой металл.

Важнейшей новацией стал отказ от использования традиционного для АПЛ водо-водяного ядерного реактора. Вместо него на «Лире» был установлен реактор на быстрых нейтронах, использующий в качестве теплоносителя не воду, а жидкий металл (сплав свинца и висмута). Это позволило уменьшить общую массу реактора на 300 т.

  • АПЛ проекта 705 «Лира»

«Использование реактора на жидких металлах давало «Лире» огромные преимущества в скорости. Лодка могла очень быстро набрать необходимый ход, остановиться, поменять траекторию движения. По сути, это была идеальная подлодка-перехватчик. Она без труда догоняла корабль и субмарину противника, а также могла относительно легко уходить от торпедных атак. По энергоэффективности, манёвренности и боевым возможностям «Лира» была, наверное, лучшей АПЛ в мире», — отметил Корнев.

Под водой «Лира» могла развивать скорость до 40 узлов (72 км/ч). Длина подлодки составляла 81,4 м, ширина — 10 м, средняя осадка — 7,6 м, рабочая глубина погружения — 320 м, предельная — 400 м. Тепловая мощность реактора достигала 150 МВт. Субмарина была вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм (боекомплект — 20 торпед САЭТ-60 или САТ-65).

С учётом требований Минобороны к автоматизации ЦКБ завода им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») создало для «Лиры» боевую информационно-управляющую систему «Аккорд». Она позволяла экипажу управлять всеми комплексами и техническими средствами с центрального поста.

Такое устройство вскоре стало появляться и на других субмаринах. 7 апреля 1989 года аварийная капсула спасла жизнь мичману Виктору Слюсаренко, служившему на печально известной АПЛ «Комсомолец».

К сожалению, «Лира» также не избежала аварий. Эксплуатация головной подлодки К-64 завершилась в 1972 году из-за разгерметизации трубопроводов первого контура.

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

Экипаж не пострадал, но катастрофа выявила серьёзный недостаток в использовании жидкого металла в качестве теплоносителя. Сплав свинца и висмута кристаллизуется, если температура в реакторе опускается ниже +145 °С. В 1972 году во время похода К-64 теплоноситель начал застывать. Моряки не смогли повысить температуру и были вынуждены заглушить реактор.

Ранее с аналогичной проблемой столкнулись США при эксплуатации экспериментальной АПЛ USS Seawolf в конце 1950-х годов. После аварии в 1958 году на субмарине был установлен водо-водяной реактор.

Как пояснил Дмитрий Корнев, для обслуживания реактора с ЖМТ требовалась специальная береговая инфраструктура со сложным и дорогостоящим оборудованием. Эксплуатация «Лиры» была трудоёмким и затратным процессом, пояснил собеседник RT.

«Жидкий металл был очень прихотлив и «замерзал», как только выключался реактор. Разогреть теплоноситель и завести реактор было огромной проблемой. По этой причине его иногда даже не глушили, но тогда его рабочий ресурс заметно уменьшался. К тому же это было небезопасно. Помимо перечисленного, лодка могла швартоваться только в пунктах базирования, где есть специальная аппаратура по обслуживанию реактора», — подчеркнул Корнев.

С 1971 по 1981 год ВМФ СССР получил семь АПЛ проекта 705: четыре подлодки были построены в Ленинграде, три — в Северодвинске. Потерпевшая аварию К-63 была списана в 1978 году, остальные субмарины Минобороны вывело из состава флота в 1990 и 1996 годах. Позже все они были утилизированы.

«Странные» лодки Хирохито

Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой. 

Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике. 

Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.

В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.

Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом. 

Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.

Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин. 

Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.

Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.

Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал. 

В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.

Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.

Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.

Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной. 

Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.

Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу. 

В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.

Военные звания и погоны в морских войсках России

Обязательства и статус в морских войсках подобен тем, которые используются в сухопутных, однако наименования у моряков иные.

Младшие звания:

  • старшина 2 статьи;
  • старшина 1 статьи;
  • главный старшина;
  • главный корабельный старшина;
  • мичман;
  • старший мичман.

Градация званий в морских войсках следующая (начинается с младших офицерских званий):

  1. Младший лейтенант, на просвете имеется одна полоса.
  2. Лейтенант имеет две звезды по бокам красной линии.
  3. Старший лейтенант, на погонах имеется три звезды.
  4. Лейтенант-капитан, на просветах расположено четыре звезды.

Средние офицерские морские звания подразделяются следующим образом:

  1. Капитан (3 ранг), на погонах среднего звена имеется уже два просвета, а звезды в размерах больше. У данного ранга звезда находится между красными полосами.
  2. Капитан (2 ранг), две звезды, расположенные непосредственно на просветах.
  3. Капитан (1 ранг), три звезды, две – на полосах, одна – между ними.

Состав высшего разряда характеризуется следующими званиями:

  1. Контр-адмирал. Погоны этого ранга не носят на себе просветы, на них сразу вышиваются звезды. Размер звезды снова увеличивается. Военнослужащие этого звания носят одну звезду.
  2. Вице-адмирал. На погонах расположено две звезды.
  3. Адмирал. Военнослужащие этого звания носят три звезды на погонах.
  4. Адмирал флота. Военнослужащий, удостоенный этого звания, которое в военно-морском флоте является высшим, носит на погонах одну крупную звезду, которая в диаметре составляет 4 см.

В любом случае военнослужащий должен пройти проверку временем, прежде чем он сможет исполнять обязанности высших чинов.

https://www.youtube.com/embed

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

Основы теории подводной непотопляемости подводной лодки

Атомные подлодки по странам

С развитием прогресса совершенствовался флот, а после наполнения арсенала стран ядерным оружием, были созданы атомные подводные лодки (АПЛ). Для работы они используют ядерный реактор, а также на них может быть размещено ядерное оружие, и обычные торпеды. Лишь 6 стран обладают атомными подлодками.

  1. США – 71
  2. Россия – 33
  3. Китай – 14
  4. Великобритания – 11
  5. Франция – 10
  6. Индия – 2

Самая большая АТП Акула – 172,8 метра

В числе этих лодок существует самая большая атомная подлодка в мире, создана она была в СССР в городе Северодвинск и в народе была прозвана «Акулой», так как на её носу был нарисован этот морской хищник, который 23 сентября 1980 года скрылся из виду под пеленой воды. У руля страны был Л. И. Брежнев и в даже по этому поводу он делал заявление, что США обладает подлодкой «Огайо», но на данный момент подобное вооружение есть и России с названием «Тайфун». С. Н. Ковалев руководил постройкой и проектированием. Водоизмещение этого гиганта составляло 23 200 наводное, подводное 48 000 тонн, он разгоняется до 25 узлов под водой. На глубине 400 метров подлодка способна работать, а предельно допустимое расстояние погружения – 500 метров. АПЛ может плавать без суши 180 суток, что равняется полгода, за это время на корабле могут находиться до 160 человек, 52 из которых – офицеры. Его габариты потрясали многих, войска НАТО даже кодировали эту лодку именем SSBN «Typhoon». Длинна – 172,8 метров, для сравнения можно привести пример футбольного поля, расстояние которого от 100 до 110 метров, а ширина «Акулы» была 23,3 метра. Арсенал подлодки был следующим торпедо-минное вооружение 22 торпеды, ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал». Противовоздушная оборона – 8 ПЗРК «Игла».

Иные недостатки

К недостаткам этого устройства наблюдения относятся следующие:

  1. Его нельзя использовать в темное время суток, а также в условиях недостаточной видимости.
  2. Перископ, выглядывающий из воды, без существенных затруднений может быть обнаружен как зрительно, так и с помощью радиолокационных средств вероятного противника.
  3. Сделанные наблюдателями фото такого перископа — что визитная карточка нахождения здесь субмарины.
  4. С его помощью нельзя с необходимой точностью определить дистанцию до цели. Данное обстоятельство снижает эффективность применения по ней торпед. Более того, дальность обнаружения перископа оставляет желать лучшего.

Все вышеуказанные недостатки привели к тому, что в дополнение к перископам появились новые, передовые средства наблюдения для субмарин. Это в первую очередь система радиолокации и гидроакустики.

Перископ – это обязательный прибор на подводной лодке. Внедрение в технические системы современных субмарин новых устройств (радиолокационных и гидроакустических) не понизили его роль. Они лишь дополнили его возможности, сделав подводную лодку более «зрячей» при плохой видимости, в условиях снега, дождя, тумана и т. д.

Появление подлодок в России

На самом деле проект подобного судна появился ещё в XVIII веке. Крестьянин Ефим Никонов подал Петру I челобитную, в которой высказал идеи о «потаённом судне», двигающемся на глубине. И Пётр I в 1718 году одобрил проект. Лодка разрабатывалась Никоновым около трёх лет. В 1721 году она впервые была спущена на воду.

Реконструкция лодки крестьянина-самоучки Ефима Никонова: она похожа на бочку

В 1724 году появилась вторая модель подлодки Никонова. Но с этой субмариной произошёл несчастный случай — она ударилась о дно, в результате чего возникла течь. Лишь ценой огромных усилий подлодку вместе с её создателем удалось спасти. Потом Пётр I умер, а конструктора Никонова разжаловали и отправили в адмиралтейство Архангельска.

Снова вернулись к этой теме в России лишь в XIX веке, когда на престол взошёл Николай I. Он поддержал идею о создании в нашей стране судна, которое свободно бы плавало под водой. И на просторах империи нашёлся специалист, который мог бы воплотить это в реальность, — талантливый изобретатель Карл Шильдер.

Шильдер внимательно отнёсся к уже имеющемуся заграничному опыту и на его основе создал свою уникальную подводную лодку. Данная субмарина обладала скромными габаритами, не могла опускаться слишком уж глубоко, но зато имела отличное вооружение. На ней располагались не только мины, но и ракеты.

Схема проекта Карла Шильдера

И в 1834 году с подлодки Шильдера был осуществлён запуск ракет прямо из-под воды (впервые в истории). Несмотря на существенные затраты, проект было решено продолжать. Впрочем, у Шильдера в скором времени появился серьёзный недоброжелатель — министр Чернышёв. Через какое-то время этот высокопоставленный чиновник добился того, чтобы проект Шильдера закрыли — довести его до логического завершения не получилось.

В 1866 году появилась ещё одна российская подлодка. Её построили на Балтийском заводе в Кронштадте по проекту инженера Ивана Александровского. Данная субмарина имела экспериментальный характер — у неё был пневматический двигатель и она носила невиданный ранее вид оружия — торпеду (её тоже изобрёл Александровский). Однако в ходе испытаний, проведённых летом того же 1866 года, были выявлены некоторые недостатки конструкции, и работа над подлодкой затянулось ещё 6 лет.

Иван Александровский и одно из его творений

В результате многие характеристики подлодки были значительно улучшены. Вот только её скорость по-прежнему оставляла желать лучшего. Под водой она не превышала 1,5 узла, а максимальная дальность плавания равнялась всего 3 милям. Но как бы там ни было, в конечном счёте подводную лодку Александровского зачислили в минный отряд — впервые такое судно стало частью вооружённых сил Российской империи.

Фильм: история субмарин.

Видео: история создания и применения подводных лодок в царской России.

https://youtube.com/watch?v=x64g3wYMGwU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector