Ил-20 (1948) один из самых некрасивых самолетов ссср
Содержание:
- Аппаратура при нем
- Оборудование Ил-40
- Скачать
- Российские боевые корабли провели массовые учения в Черном море
- Литература
- Оснащение
- Примечания
- Задачи
- Специальные модификации Ил-18
- Конструкция
- УАЗы грязи не боятся. Обзор симулятора бездорожья MudRunner для iOS
- Взаимодействие
- Первые пробы
- Береговые ракетные комплексы «Редут»
- История разработки и эксплуатации Ил-20
- Причины завершения
- Модификации самолёта Ил-20
- Минусы
- Поиск по сайту
- Друзья (206):
- Описание конструкции
- Метательное оружие: описание
- А-50 «ШМЕЛЬ» — радиолокационный щит России
Аппаратура при нем
Разведывательный самолет Ил-20М оснащен комплексом радиоэлектронных и оптических средств получения информации. В его состав входит станции «Ромб-4», «Квадрат-2» , перехватывающий прибор ультракоротковолнового диапазона «Вишня», РЛС «Игла-1» бокового обзора и оптическая техника. Всего было произведено два десятка экземпляров Ил-20М. Фото этих самолетов практически идентичны, в большинстве случаев на борту даже нет обычного номера. Каждый из них имеет специфическую комплектацию и предназначен для выполнения конкретного спектра задач, поэтому приняты меры скрытности.
Объективы фотоаппаратов аэрофотосъемки прикрываются в полете специальными шторками, фазированная решетка РЛС заключена в длинный (почти 8 м) радиопрозрачный подфюзеляжный контейнер-гондолу. Оптика размещена в боковых обтекателях, в задней части которых также находятся антенны «Ромба», отвечающего за обнаружение РЛС.
Оборудование Ил-40
На борту Ил-40 установлено современное оборудование, которое позволяло эффективно применять самолет днем и ночью, в различных метеоусловиях. Носки крыла, киля и стабилизатора, воздухозаборников двигателей оснащались воздушно-тепловыми противообледенителями, горячий воздух к которым поступал из компрессоров двигателей. Лобовое стекло кабины летчика имело электрообогрев.
Пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование самолета представлено навигационным индикатором НИ-50И, авиагоризонтом АГИ-1, гирополукомпасом ГПИ-48, автоматическим радиокомпасом АРК-5 и компасом ЛГМК-3М, командной радиостанцией РСИУ-3М и связной — РСБ-5, переговорным устройством СПУ-5, радиовысотомером РВ-2, маркерным радиоприемником МРП-48П, ответчиком госопознавания «Барий», аэрофотоаппаратами НАФА и АФА.
Во время ведения пушечного огня, бомбометания и стрельбы реактивными снарядами летчик пользовался коллиматорным прицелом ПБП-6, который не давал сбоев на больших высотах и пикировании. Сбрасывание бомб происходило в автоматическом режиме благодаря электрическому бомбосбрасывателю ЭСБР-3П. Кормовая установка оснащалась прицелом СПБ-40. На самолете присутствовала аппаратура, позволявшая снимать результаты бомбардирования в любое время суток.
Во время разработки Ил-40 на его базе в дальнейшем предусматривалось создание нескольких модификаций.
Скачать
Российские боевые корабли провели массовые учения в Черном море
Литература
Оснащение
Основное вооружение Ил-20 — радиолокационная станция бокового обзора «Игла-1», предназначенная для картографирования местности по обе стороны трассы. Антенна РЛС размещена в большой подфюзеляжной гондоле. Разработку станции вело СКБ-1 ленинградского НИИ радиоэлектроники (НИИ-131 Госкомитета СССР по радиоэлектронике, НИИРЭ Минрадиопрома СССР), преобразованного вскоре во Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоэлектронных систем (ВНИ-ИРЭС), а затем вошедшего в состав НПО (ныне — холдинговой компании) «Ленинец». Главным конструктором станции был В. М. Глушков.
В передней части фюзеляжа размещалась фотоаппаратура А-87П. По бортам в передней части монтировались антенны системы радиотехнической разведки «Ромб», служившей для обнаружения радиоизлучающих объектов. В нижней части фюзеляжа за крылом устанавливались антенны станции радиотехнической разведки «Квадрат», уточняющая сведения об обнаруженных радиоизлучающих объектах. Над передней частью фюзеляжа располагались антенны системы перехвата открытых радиопереговоров «Вишня».
Экипаж Ил-20 11 человек: два пилота, штурман, бортинженер, радист и шесть операторов разведаппаратуры. Экипаж Ил-20М 13 человек: два пилота, штурман, бортинженер, радист и восемь операторов разведаппаратуры.
Примечания
Задачи
Во время учений или при подготовке агрессии вооруженные силы любого государства особенно нуждаются в слаженности, которую обеспечивают войска связи. В идеальном случае сопредельная сторона желает знать весь объем передаваемой информации, но и по интенсивности радиообмена можно очень многое понять. В салоне Ил-20М располагается высококлассный военный лингвист-переводчик, постоянно слушающий открытые каналы связи. Он владеет языком сопредельного государства в совершенстве, знает диалекты и жаргон, используемый военнослужащими армии вероятного противника. Как ни странно, очень большая часть полезных сведений добывается этим немудреным способом. Болтун не только у нас находка для шпиона.
Но не только подслушивать, но и подсматривать может Ил-20М (разведчик). Фото, сделанные высококачественным аппаратом А-87П, за много километров помогут сделать выводы о военной активности, и для этого не нужно пересекать государственную границу. Ну и, конечно же, запеленговать иностранные РЛС тоже не повредит.
Специальные модификации Ил-18
Ил-20РТ
Ил-22
Ил-22ПП
На базе Ил-18 создан ряд других машин для армии и гражданских применений со специальным радиотехническим оснащением.
Ил-20РТ
В 1980 году поступили на вооружение созданные на базе «Ил-18Д» самолеты ракетно-космической телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ, с базированием на аэродроме «Крайний» (Байконур). В экипаж входили шесть человек, дополненные инженером-электриком, а также пять человек, эксплуатировавших бортовой измерительный комплекс — начальник СИПа, оператор СЕВ, оператор АФУ, инженер по системе «БРС-4С» и инженер по «МА-9 МКТС». Все самолёты числились за ВКС, тем не менее регулярно выполняли задачи в интересах РВСН или ВМФ при испытаниях баллистических и крылатых ракет. В дальнейшем самолёты переданы в авиацию ВМФ, где использовались по усмотрению командования, самолёт «75840» продан и в 2001 году потерпел катастрофу. Только один самолёт модернизирован и применяется по прямому назначению.
Воздушный командный пункт Ил-22
В конце 1970-х на базе Ил-18Д строились воздушные командные пункты (ВКП или ВзКП) Ил-22, оснащённые аппаратурой закрытой кодовой связи (ЗАС). В состав экипажей этих самолётов входят операторы аппаратуры ЗАС и офицеры боевого управления. На правом борту самолёта погрузочный люк багажного отсека «Ил-18» соединён с салоном шахтой и служит для аварийного покидания самолёта. Все рабочие места экипажа оснащены креслами с чашкой под парашют. Установлена другая кислородная система.
Обозначение Ил-22 носил также опытный фронтовой средний реактивный бомбардировщик ОКБ Ильюшина. Не следует путать эти машины.
В постсоветские годы работы по сервисному обслуживанию и модернизации машин выполняет ЭМЗ им. В. М. Мясищева. Часть машин были переоборудованы в Ил-22ПП или модернизированы в самолет управления ретрансляцией по теме «Сокол-СРТ».
В 2019 г. ВС РФ получат первые два модернизированных самолета управления и ретрансляции Ил-22М11; всего до 2021 года в войска поступят пять таких машин.
Ил-22ПП
В 2009 году заключён контракт на переоборудование «Ил-22» в самолёт-постановщик помех и попутной разведки Ил-22ПП (ОКР «Порубщик»). Разработку аппаратуры осуществлял концерн «Радиоэлектронные технологии». Переоборудование самолетов выполнялось ЭМЗ им. В. М. Мясищева. В 2011 году начаты испытания Ил-22ПП, в 2016 году первые три машины переданы заказчику.
Таблица модификаций
Название модели | Год | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|---|
Ил-18Д «Игла» («изделие 20») | 1968 | Опытный самолёт радиотехнической разведки, прототип Ил-20. Переоборудована одна машина. |
Ил-20Ил-20М («изделие 17»)Ил-20М1 | 1970 | Самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин. |
Ил-18РТЛ | 1971 | Опытный самолётный измерительный пункт для получения телеметрии ракетной техники. Прототип Ил-20РТ. Переоборудована одна машина. Списан в конце 1980-х. |
Ил-20РТ | 1980 | Самолётный измерительный пункт для получения телеметрии ракетной техники. Изготовлено 4 машины. Одна машина модернизирована в 90-х годах, остальные перепрофилированы или списаны. |
Ил-22 (изд. 36 «Бизон») | 1971 | Воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Изготовлено 14 самолётов. |
Ил-22М-11 (изд. 40 «Зебра») | Начало 1980-х | Дальнейшая модификация ВзКП. Изготовлен 21 самолёт. В 2010-х годах несколько самолетов ВС РФ прошли модернизацию. |
Ил-22М-11СУРТ | ? | Самолёт-ретранслятор радиосвязи армейского (фронтового) уровня. Комплекс связи «Зебра» заменен на «Сокол-СРТ». Переоборудовано ориентировочно 4 самолёта. |
Ил-22М-15 (изд. 41) | 1983 | Последняя модификация ВзКП. Был изготовлен 1 самолёт рег. № СССР-75915, ВзПУ армейского (фронтового) уровня, модификация самолета Ил-22М с отличиями по оборудованию. После распада СССР достался Казахстану, был переделан в грузовой на АРЗ-20 в г. Пушкин, получил рег. № UN-75915. В январе 1995 года в результате чрезвычайного проишествия в него на стоянке врезался Ан-12. Был после этого самолёт восстановлен до лётного состояния или нет — достоверная информация отсутствует. Лайнер находился на хранении в а/п Алма-Ата, порезан в 2004 году.. |
Ил-22ПП «Порубщик» | 2016 | Самолет радиоэлектронной борьбы. Изготовлены 3 самолета, приняты на вооружение ВКС РФ в ноябре 2016 года. |
По состоянию на 08.07.2014 г. ОАО «Ил» выполняет ряд опытно-конструкторских работ и работ по модернизации самолётов специального назначения типа Ил-20 и Ил-22.
Конструкция
УАЗы грязи не боятся. Обзор симулятора бездорожья MudRunner для iOS
Взаимодействие
Основные виды галактик описывают особенности формы и расположения элементов этих космических систем. Однако не менее интересен вопрос об их взаимодействии. Не секрет, что все объекты космоса находятся в постоянном движении. Не исключение и галактики. Виды галактик, по крайней мере, некоторые из их представителей могли образоваться в процессе слияния или столкновения двух систем.
Если вспомнить, что представляют собой такие объекты, становится понятным, насколько масштабные изменения происходят во время их взаимодействия. При столкновении высвобождается колоссальное количество энергии. Интересно, что подобные события даже более вероятны на просторах космоса, чем встреча двух звезд.
Однако не всегда «общение» галактик заканчивается столкновением и взрывом. Небольшая система может пройти сквозь своего крупного собрата, потревожив при этом его структуру. Так образуются формирования, схожие по внешнему виду с вытянутыми коридорами. Они состоят из звезд и газа и часто становятся зонами образования новых светил. Примеры таких систем хорошо известны ученым. Один из них — галактика Колесо телеги в созвездии Скульптор.
В некоторых случаях системы не соударяются, а проходят мимо друг друга или лишь слегка соприкасаются. Однако независимо от степени взаимодействия оно приводит к серьезным изменениям структуры обеих галактик.
Первые пробы
В конце 1940 года авиаконструктором С.А. Кочеригиным был представлен руководству авиапромышленности СССР эскиз многоцелевого (включая штурмовик) одноместного самолёта поля боя (обозначение ОПБ). Для получения хорошего, (до 15 градусов), обзора вперед-вниз из кабины пилота конструктор осознанно ухудшил некоторые аэродинамические свойства машины. Были увеличены размеры кабины и применено высокое расположение летчика. Однако проект не реализовался из-за отсутствия подходящего двигателя. К этому времени среди конструкторов все более утверждалось мнение, что хороший обзор вперед-вниз можно достичь, используя оригинальные схемы конструкции машин.
В это же время группой конструкторов А.А.Архангельским, И. В. Веневидовым и Г. М. Можаровским был разработан проект двухбалочного самолета с фюзеляжем по типу гондолы и двигателем с толкающим винтом. Двое последних были конструкторами-оружейниками и являлись авторам нового вида вооружения — комбинированного артиллерийского вооружения с бомбардировочным — КАБВ. Для отработки изобретения требовался самолет-штурмовик специальной конструкции. Схему такого самолета они предложили. Предложенный ими проект был интересен тем, что обеспечивал угол обзора вперед-вниз из кабины пилота около 15 градусов. Макет с многочисленными рекомендациями по доработке был утвержден. Но начавшаяся война не позволила завершить проект.
Береговые ракетные комплексы «Редут»
История разработки и эксплуатации Ил-20
В середине 60-х годов XX века в Советском Союзе было принято решение о начале разработки самолёта, который бы смог вести радиоэлектронную разведку вдоль государственной границы СССР, а также, в случае необходимости, и радиоэлектронную борьбу. Работы по созданию такого самолёта были поручены опытно-конструкторскому бюро Ильюшина.
После тщательных расчётов и проведённого анализа выбор основы для разработки нового самолёта пал на пассажирский самолёт Ил-18, который в то время был одним из наиболее популярных советских лайнеров. Надёжность Ил-18 также позволяла использовать его в различных климатических условиях.
При изготовлении нового самолёта, получившего название Ил-20, было решено отказаться от двигателей АИ-20, использовавшихся на Ил-18, в пользу более мощных и экономичных АИ-20М. Ещё одной особенностью стала серьёзно уменьшенная взлётная масса самолёта, а также увеличенная вместимость топливных баков, благодаря чему дальность полёта Ил-20 была увеличена до 5400 километров. Из внешних отличий от Ил-18 можно назвать: установленные по бокам от кабины фотоаппараты, предназначенные для ведения перспективной аэрофотосъёмки, а также антенну радиолокационной станции бокового обзора, расположенную в гондоле под фюзеляжем.
После этого начался период испытаний самолёта, которые Ил-20 прошёл хорошо и в 1969 году был принят на вооружение. Однако стоит отметить, что самолёты не поступали в состав авиационных подразделений. Ввиду уникальности Ил-20, его особенной «специальности», самолёты находились в прямом подчинении у штабов военных округов или флотов Советского Союза.
Боевая служба самолётов заключалась в участии в различных учениях, несении боевого дежурства, а также выполнении разведывательных полётов. Тем не менее, с началом устаревания Ил-20 и радиоэлектронной аппаратуры, установленной на них, самолёты переоснащались в транспортно-грузовые.
В 1980 году на базе усовершенствованного пассажирского самолёта Ил-18Д был создан Ил-20РТ. Ил-20РТ использовался в качестве самолёта телеметрии при испытаниях ракет и базировался в районе Байконура. Также в это же время создавался и воздушный командный пункт на базе всё того же Ил-18Д, получивший название Ил-22. Интересной деталью является то, что практически все самолёты Ил-20 и Ил-22 были окрашены в стандартные цвета «Аэрофлота», а также имели на бортах надпись «Ил-18».
Уже в 2009 году было принято решение о начале работ по переоборудованию Ил-22 в самолёт-постановщик помех, получивший обозначение Ил-22ПП. Уже через два года начались испытания готовой машины, а в 2020 году три самолёта Ил-22ПП были переданы заказчику.
Причины завершения
Итак, в связи с несоответствием требованиям правительственного постановления проект штурмовика Ил-20 необычной конструкции был отклонен. Летно-технические характеристики новой машины оказались неудовлетворительными. Также заказчика не удовлетворяли количество и мощность наступательного вооружения. Огневая мощь Ил-20 была меньше по сравнению с Ил-10. Нельзя было одновременно вести огонь из всех имеющихся на борту пушек. Огонь велся поочередно из двух пушек – или из расположенных в крыльях, или из фюзеляжа. Стандартная загрузка бомбами составляла всего 300 кг.
Высокое расположение кабины пилота привело к увеличению боковой поверхности фюзеляжа и миделя, как следствие, к увеличению взлетной массы. В результате ухудшились аэродинамические свойства машины, и возросла вероятность поражения самолета огнем противника. Усложнилось обслуживание двигателя из-за затрудненного доступа к нему и его агрегатам. Для любых ремонтных работ на двигателе требовался его демонтаж с машины. Летчик в кабину мог попасть только при отключенном двигателе. А в ситуации аварийного покидания кабины существовала угроза столкновения с винтами работающего мотора.
Несмотря на отрицательное отношение специалистов к предложенному С.В.Ильюшиным варианту штурмовика с необычной компоновкой конструкции, конструкторским бюро была предпринята еще одна попытка создания самолета с аналогичной схемой. На этот раз был предложен проект 2-местного БШ Ш-218 с двигателем М-251 конструктора С.М.Алексеева. Но и его ТТХ оказались неудовлетворительными. Ниже приведено фото Ил-20 М на аэродроме Кубинка.
Модификации самолёта Ил-20
Существует девять модификаций самолёта Ил-20:
- Ил-18Д «Игла» – опытная модель самолёта Ил-18, переоборудованного для ведения радиоэлектронной разведки. Оборудован радиолокационной станцией «Игла-1», от которой и получил название. Другое название модели: «Изделие 20».
- Ил-18РТЛ – модификация Ил-18Д, переоборудованная в самолёт телеметрии, использовавшийся при испытаниях ракет.
- Ил-20М – основная модель самолёта Ил-20. Самолёт радиоэлектронной разведки и борьбы.
- Ил-20М1 – самолёт, оснащённый модернизированными системами радиоэлектронной борьбы и радиотехническим комплексом.
- Ил-20РТ – модификация Ил-20, переоборудованная в самолёт – летающую лабораторию для телеметрии. Использовался при испытаниях ракет.
- Ил-22 «Бизон» – модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
- Ил-22М-11 «Зебра» – усовершенствованная модель самолёта Ил-22.
- Ил-22М-15 – последняя разработанная модификация самолёта, используемая в качестве воздушного командного пункта.
- Ил-22ПП «Порубщик» — модификация Ил-22, используемая в качестве самолёта радиоэлектронной борьбы, а также постановщика помех.
Минусы
Как это часто бывает, часть недостатков Ил-2 оказалась продолжением его же достоинств. Так, бронированный корпус своим весомсьел» значительную часть полезной нагрузки. Обычный одноместный Ил-2 мог брать 400 кило бомб или 600 — вперегруз». Для двухместного варианта в справочниках обычно указывается 400 килограмм, однако в донесениях из фронтовых частей про двухместный вариант писали:Бомбовая нагрузка значительно уменьшается — вместо обычной 600-килограммовой только 300. Попытки увеличить нагрузку до 400 кило не увенчались успехом».
Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ(источник фото) На ту же тему Восстановленный Ил-2 снимется в фильме
К тому же успешное применение бомб и тех же ПТАБов серьёзно ограничивалось отсутствием нормальных бомбовых прицелов(и отдельного штурмана-бомбардира).
Перекос» выпуска самолётов в сторону бронированного штурмовика с относительно небольшой бомбовой нагрузкой приводил к тому, что советские ВВС в ключевых боях зачастую уступали люфтваффе по тоннажу сброшенных бомб.
23-мм пушки ВЯ при всей её мощности для борьбы с немецкой бронетехникой не очень хватало, а для обстрела небронированных целейгребёнка» из нескольких скорострельных пулемётов работала даже лучше. Да и результатылабораторных опытов» на полигоне НИИ ВВС также не внушали оптимизма по части возможностейилов» уничтожить вражеский танк пушечным огнём или прямым попаданием РС‑а.
К слову, советские танковые части, которые в 44-м и даже 45-м годах регулярно подвергались атакам немецких истребителей-бомбардировщиков и их штурмовых модификаций, также с кумулятивными бомбами SD 4-HL, не зафиксировали значимых потерь от этой угрозы, хотя определённые неприятности немецкая авиация доставляла. Тем не менее, впечатление от появившихся у немцев в 1943-м специализированных противотанковых пушечных штурмовиков было сильнее.
Сильно повреждённый штурмовик Ил-2, сумевший дотянуть до своего аэродрома и севшийна брюхо»(источник фото) На ту же тему Южный опыт: как война в Испании повлияла на мировую авиацию
Хотя во второй половине войны наиболее опасных враговилов» — немецких истребителей — на советско-германском фронте становилось всё меньше, войсковое ПВО немцев насыщалось 20-мм и 37-мм зенитными пушками, вынуждавшими штурмовиков отказываться от привычной тактики атаки на бреющем полёте и уходить на высоты 600-1000 метров, где они превращались в обычные(а точнее, плохие — из-за отсутствия бомбового прицела) средние бомбардировщики.
Так может, ну его, этотИл»? Были же альтернативы…
Поиск по сайту
Друзья (206):
Описание конструкции
Ил-20 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это четырехмоторный низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и убирающимся трехопорным шасси.
В состав силовой установки Ил-20 входили четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М, мощностью по 4225 л. с. каждый.
Трехопорное убирающееся шасси состояло из двух основных и передней стойки. Основные стойки шасси четырехколесные, передняя стойка шасси имела два колеса.
Экипаж самолет Ил-20 состоял из шести человек: двух пилотов, бортрадиста, бортинженера и штурмана. Кроме того, радиоэлектронное оборудование обслуживалось шестью операторами, рабочие места которых находились в передней и средней кабине машины. Салон самолета был полностью переделан, в его хвостовой части располагались помещения для отдыха экипажа с буфетом, туалетами, креслами. Также в задней части фюзеляжа находился аварийный люк, через который можно было покинуть самолет в случае возникновения нештатной ситуации.
Радиолокационная станция «Игла-1» была основным инструментом ведения разведки на Ил-20, однако отнюдь не единственным. По бортам самолета в специальных обтекателях размещались фотоаппараты комплекса аэрофотосъемки А-87П. Их объективы закрывались сдвижными шторками. Наличие данных обтекателей – это еще один признак (кроме антенны РЛС), по которому можно было отличить самолет-разведчик от гражданской версии самолета. В задней части обтекателей размещались антенны системы радиотехнической разведки «Ромб», в задачу которой входило обнаружение источников радиоизлучения, их частоты и расположения.
Ил-20 стал первым отечественным самолетом, предназначенным для ведения радиоэлектронной разведки. Хотя, конечно, в наши дни эту машину можно назвать морально и физически устаревшей.
Метательное оружие: описание
А-50 «ШМЕЛЬ» — радиолокационный щит России
Самолет дальнего радиолокационного обнаружен и управления (СССР)
Форма и расположение огромного «гриба» выбраны очень удачно, поэтому пилотировать А-50 не сложнее, чем Ил-76
В начале 1970-х годов новейшие ракетно-зенитные комплексы уже принуждали А истребители и бомбардировщики опускаться все ниже в попытках обмануть всевидящий глаз локатора.
В 1969 году на вооружении СССР состоял самолет радиолокационного дозора и наведения Ту-126, уступавший по характеристикам аналогичной американской машине Е-3А. Советская машина не могла выслеживать противника на небольших высотах.
Правительство приняло постановление о создании самолета, способного обнаруживать малозаметные цели буквально над самой землей. Проектированием такой машины занимался Московский научно-исследовательский институт приборостроения.
Первоначально за основу планировали взять пассажирский самолет, однако из соображений стоимости и удобства последующего обслуживания машины в летных частях остановились на военно-транспортном Ил-76, спроектированном в ОКБ С. В. Ильюшина.
В 1973 году работы по созданию новой машины были переданы в ОКБ имени А. К. Константинова. Самолет, пока без своей главной части — новейшего радиотехнического комплекса под названием «Шмель», поднялся в воздух 19 декабря 1978 года. Испытания самолета в это время проходили на земле.
«Шмель» — «глаза и уши» российских средств ПВО
Комплекс умел обнаруживать в воздухе истребители и вычислять их координаты как на малых, так и на больших высотах, на максимальном расстоянии 600 км, отыскивать в море корабли и катера на расстоянии до 400 км, видеть и сопровождать до 60 целей одновременно и передавать сигналы о них 12 истребителям сразу. «Шмель» мог «ослепить» противника, завесив помехами его радиолокационную систему, и сбить его с толку ложными целями.
В 1984 году к строительству самолета приступили на Ташкентском авиационном заводе. Через год машины начали поступать в воинские части. В НАТО этому самолету дали прозвище Mainstay — «оплот».
Впервые потенциальные противники увидели его только в декабре 1987 года над нейтральными водами Баренцева моря, когда машина была замечена с норвежского противолодочного самолета «Локхид Р-3В».
В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» два А-50, летая над водами Черного моря, наблюдали за районом Персидского залива и отслеживали в нем перемещения натовской авиации. В том же году самолетам пришлось спешно покинуть обжитую базу в ставшей суверенной Литве и переместиться на российский аэродром в городе Печоры. В 1994 году эти машины постоянно «висели» над территорией Чечни и, накрыв ее сплошным радиолокационным полем, не позволяли боевикам установить связь с зарубежьем.
Обтекатель импульсно-доплеровской антенны радиолокационной станции кругового обзора имеет диаметр 10,8 м
В 1988 году А-50 впервые продемонстрировали открыто — на аэродроме в Кубинке индийским военным. В 1997 году один самолет был переоборудован для установки израильского радиоэлектронного комплекса.
В 2000 году один «Шмель» взяли в аренду ВВС Индии. Всего произведено около 20 штук А-50. Машины до сих пор находятся на вооружении ВВС России, оставаясь единственными представителями этого класса.