Штурмовик ил-2 (ссср)

Модификации Ил-2

Картинка Модификация Принципиальные отличия

Одноместный Ил-2 с дополнительным бронированным бензобаком

Ил-2 (одноместный)

Одна кабина — только пилот, иногда — с муляжом задней пушки для отпугивания немцев.

Крыло и хвост -деревянные, бензобак — металлический.

Двигатель — АМ-38 (1685 л.с.)

Двухместный Ил-2 с пулемётом для отстрела истребителей

Ил-2 (двухместный) Дополнительная кабина стрелка, фонарь, полутурельная установка с пулемётами ШКАС или УБТ

Модифицированный двухместный Ил-2 получил форсированный двигатель АМ-38Ф

Ил-2 АМ-38Ф  двухместный, с 31 июля 1942 Форсированный двигатель АМ-38ф (с 1943 на всех Ил-2): увеличенная взлётная мощность: 1760 л. с..

Низкооктановый бензин (дешевле).

Амортизационные пружины и контрбалансир в системе управления рулём

Ил-2 КСС получил новое крыло с 15о стреловидностью, что улучшило баланс и восстановило центровку 28%

Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой») Мощность: 1720 л. с.

Фибровые бензобаки с составом-протектором, который загустевал на открытом воздухе и сам затягивал некрупные пробоины.

Металлическое крыло стрельчатой конструкции — центровка как у одноместного Ил-2 (28%).

Угол стреловидности — 15°.

Серийный выпуск — с конца 1943

Запасной Ил-2 М-82 с новым двигателем водного охлаждения

Ил-2 М-82

(некоторые время носил имя ИЛ-4).

Ил-2 М-82ИР (одноместный).

Опытные, на случай недостатка двигателей АМ-38Ф. Не пригодились

Небронированный двигатель воздушного охлаждения М-82; Мощность: 1675 л. с..

Бензобак: 724 л; бронированная кабина стрелка с пулемётом УБТ.

Новый винт с коническим коком.

Бронированный фонарь; скорость: 365 км/ч

Спецпартия Ил-2 с противотанковыми пушками ШФК-37

Ил-2 ШФК-37,

9 опытных экземпляров для сражений под Сталинградом

Двигатель АМ-38, две 37-мм авиапушки ШФК-37 (Шпитального фюзеляжно-крыльевые)

Серийный вариант Ил-2 с противотанковыми пушками НС-37

Ил-2 НС-37 (противотанковый вариант) Двухместный, двигатель АМ-38Ф, две 37-мм пушки 11П-37 по 50 снарядов, без реактивных.

Бомбовая нагрузка: 100 кг

Экспериментальный Ил-2 с чересчур мощными пушками НС-45

Ил-2 НС-45,

Опытный — низкая эффективность и большая отдача пушек

Две крыльевые пушки НС-45 (45 мм)

Торпедоносец Ил-2Т

Ил-2Т (1944) Ил-2 без пушек ВЯ-23. Только 3 пулемёта: 2 крыльевых и 1 у заднего стрелка + малая торпеда 45-36АНю

Одноместная облегчённая спецпартия Ил-2И для отстрела бомбардировщиков

Ил-2И (истребитель бомбардировщиков).

Опытный, одноместный, по спецзаказу, для подавления ПВО

Двигатель АМ-38Ф; масса ниже на 760 кг за счёт убранного вооружения (пулемётов, авиабомб и снарядов); крыло усилено; скорость: 415 км/ч

Разведчик-наводчик Ил-2 КР

Ил-2КР (корректировщик стрельбы для артиллерии).

Малыми сериями по спецзаказу + переоборудовались самостоятельно из Ил-2

Внешнее отличие — радиоантенна на козырьке фонаря; в кабине за бронеспинкой — рация.

В хвосте — фотоаппарат, фюзеляжный бензобак уменьшен

Скоростной одноместный прототип Ил-2 с двигателем АМ-42 (2000 л.с.)

Ил-1 (одноместный),

Спецзаказ, опытный

Очень маневренный, для малых и средних высот; двигатель: АМ-42.

Цельнометаллическое крыло меньшей площади; шасси целиком прячутся в центроплан.

Скорость: 580 км/ч

Ил-8 — серьёзная четырёхвинтовая модификация Ил-2.

Ил-8,

2 опытных образца

1 тонна бомб + 8 реактивных снарядов.

Двигатель АМ-42.

Мощность: 2000 л.с.

Цельнобронированная кабина на 2 человек.

Скорость: 470 км\ч

Ил-8-2,

1 опытный образец

Двигатель: АМ-43 (форсированный АМ-42).

Новый четырёхлопастный винт.

Новые бронекорпус, система охлаждения двигателя, турель.

Пулемёт УБ, пушка НС-23.

1 т бомб в бомбоотсеках +1 т на подвеске.

Ил-10 – доведённый до совершенства Ил-2.

Ил-10,

4475 штук

Двухместный цельнометаллический, кабина стрелка бронирована.

Увеличена толщина брони капота двигателя снизу и с боков до 8 мм вместо 4 мм на Ил-2. Увеличен и калибр оборонительного вооружения — с 12,7 мм до 20 мм.

Площадь крыла: 30 м2

Двигатель: АМ-42.

Скорость: 507 км\ч.

Помимо прочего, было несколько опытных образцов с разным вооружением (блистерным пулемётом, экранированной турелью и пр.), двигателем АШ-82, а также упрощённая учебная модель Ил-2 У.

Ил-2 с двигателем воздушного охлаждения АШ-82 (первым в серии с инжекторной подачей топлива)

Минусы

Как это часто бывает, часть недостатков Ил-2 оказалась продолжением его же достоинств. Так, бронированный корпус своим весомсьел» значительную часть полезной нагрузки. Обычный одноместный Ил-2 мог брать 400 кило бомб или 600 — вперегруз». Для двухместного варианта в справочниках обычно указывается 400 килограмм, однако в донесениях из фронтовых частей про двухместный вариант писали:Бомбовая нагрузка значительно уменьшается — вместо обычной 600-килограммовой только 300. Попытки увеличить нагрузку до 400 кило не увенчались успехом».

Оружейники загружают кассеты штурмовика Ил-2 противотанковыми бомбами ПТАБ(источник фото) На ту же тему Восстановленный Ил-2 снимется в фильме

К тому же успешное применение бомб и тех же ПТАБов серьёзно ограничивалось отсутствием нормальных бомбовых прицелов(и отдельного штурмана-бомбардира).

Перекос» выпуска самолётов в сторону бронированного штурмовика с относительно небольшой бомбовой нагрузкой приводил к тому, что советские ВВС в ключевых боях зачастую уступали люфтваффе по тоннажу сброшенных бомб.

23-мм пушки ВЯ при всей её мощности для борьбы с немецкой бронетехникой не очень хватало, а для обстрела небронированных целейгребёнка» из нескольких скорострельных пулемётов работала даже лучше. Да и результатылабораторных опытов» на полигоне НИИ ВВС также не внушали оптимизма по части возможностейилов» уничтожить вражеский танк пушечным огнём или прямым попаданием РС‑а.

К слову, советские танковые части, которые в 44-м и даже 45-м годах регулярно подвергались атакам немецких истребителей-бомбардировщиков и их штурмовых модификаций, также с кумулятивными бомбами SD 4-HL, не зафиксировали значимых потерь от этой угрозы, хотя определённые неприятности немецкая авиация доставляла. Тем не менее, впечатление от появившихся у немцев в 1943-м специализированных противотанковых пушечных штурмовиков было сильнее.

Сильно повреждённый штурмовик Ил-2, сумевший дотянуть до своего аэродрома и севшийна брюхо»(источник фото) На ту же тему Южный опыт: как война в Испании повлияла на мировую авиацию

Хотя во второй половине войны наиболее опасных враговилов» — немецких истребителей — на советско-германском фронте становилось всё меньше, войсковое ПВО немцев насыщалось 20-мм и 37-мм зенитными пушками, вынуждавшими штурмовиков отказываться от привычной тактики атаки на бреющем полёте и уходить на высоты 600-1000 метров, где они превращались в обычные(а точнее, плохие — из-за отсутствия бомбового прицела) средние бомбардировщики.

Так может, ну его, этотИл»? Были же альтернативы…

«Боливар не вынесет двоих»

Штурмовик был рекомендован к скорейшему, срочному запуску в серию. Ведь в Европе война уже бушевала! Но список недоработок, устранить которые требовалось к декабрю, был очень велик. Военные требовали улучшить обзор вперёд, увеличить дальность полёта до 800 км, установить радиостанцию, усилить вооружение, заменив два пулемёта 23-мм орудиями, установив направляющие для реактивных снарядов и повысив бомбовую нагрузку до 400 кг. Не вполне удовлетворительным было признано и бронирование. Ильюшин предусмотрел лишь защиту от обстрела снизу. А если завяжется воздушный бой? Нужно было заменить плексиглас бронестеклом и прикрыть кабину сзади 12-мм стальным листом. Общая масса бронирования в итоге повышалась с 500 до 780 кг.

Заказчик также потребовал приспособить штурмовик к нанесению бомбовых ударов с пикирования. Но этот пункт упоминался лишь для проформы. Подобные требования предъявлялись тогда к любому самолёту, не исключая и тяжёлые бомбардировщики. Для того чтобы конструкция БШ-2 смогла переносить перегрузки при выходе из пике, её пришлось бы сделать куда более прочной (а значит, и тяжёлой), пожертвовав либо бронёй, либо скоростью. Ильюшин хоть и согласился, но переделывать штурмовик в пикировщик не стал. На самом деле никто этого и не ждал.

Для улучшения обзора кабину пришлось поднять на 17 см. Вроде бы мелочь, но изящество обводов было утрачено — в дальнейшем штурмовик получил прозвище «горбатый». От предложения же вооружить штурмовик пушками Ильюшин яростно отбивался. Ставить орудия было некуда. В бронированной капсуле не нашлось места даже для пулемётов. Оставались крылья. Но их конструкция не обладала достаточной жёсткостью. Сотрясения, вызванные отдачей мощного 23-мм орудия, сделали бы кучность стрельбы неудовлетворительной.

В виртуальном небе World of Warplanes все нации, кроме советской, для ударов по наземным целям используют тяжёлые истребители

Именно «моторное» расположение оружия считалось в то время оптимальным с точки зрения удобства прицеливания и точности стрельбы: отдача приходилась точно по продольной оси самолёта, и даже при ведении огня длинными очередями прицел не сбивался. При конструировании моторов, предназначенных для истребителей, большое пространство между цилиндрами оставлялось специально — в развал авиадвигателя М-105, устанавливавшегося на «Яки» и ЛаГГ-3, вписывалась даже 37-мм пушка. Но V-образные моторы АМ-34, АМ-35, АМ-38, хоть и ставились на истребители и штурмовики, изначально разрабатывались для бомбардировщиков, и о развале никто не думал. По этой причине, кстати, МиГ-3 остался без достойного вооружения: между цилиндрами АМ-35 помещался только крупнокалиберный пулемёт. На штурмовике же и это скромное пространство оказалось занятым воздухозаборником убранного за двигатель водяного радиатора.

Да и не было ещё таких пушек! В серийном производстве на тот момент находилась 23-мм МП-6 Таубина, имеющая магазинное питание. Громоздкий автомат для смены обойм не помещался в крыло, а в воздухе — в условиях перегрузок и тряски — работал крайне ненадёжно. Более совершенная пушка ВЯ-23 конструкции Волкова-Ярцева существовала лишь в опытных экземплярах. Разработанная же для вооружения истребителей 20-мм авиапушка ШВАК (Шпитального-Владимирова авиационная крупнокалиберная) создавалась для установки в развале цилиндров V-образных двигателей водяного охлаждения.

Советские авиаторы считали огневые точки в крыльях малополезными. Трудно целиться. Плохая кучность. С импортных «Аэрокобр» и «Томагавков» крыльевые пулемёты просто снимались

Непросто складывалось и с остальными требованиями. Вносимые в конструкцию изменения увеличивали вес машины.

Тем не менее установка АМ-38 действительно позволяла повысить скорость полёта у земли до 400 км/ч (максимальная скорость, достижимая на высоте, была выше, но в случае штурмовика она представляет лишь академический интерес) и скороподъёмность до 500 м/мин. Однако новый двигатель потреблял на лошадиную силу в час уже не 0,25, а 0,28 литра горючего. Прибавлялось и самих «лошадей». В результате с прежним запасом топлива штурмовик мог пролететь только 500 километров. Для дополнительного же бензобака в бронированной капсуле просто не было места.

Решение Ильюшина оказалось неожиданным. Второй бензобак установили на место кабины стрелка-радиста. До этого дня концепция самолёта-штурмовика без оборонительной турели не рассматривалась даже гипотетически. Но поставленная перед фактом комиссия понимала: или так, или никак. А штурмовик был очень нужен.

Свежие записи

Конструктор штурмовика Ил-2

Нетривиальна биография создателя новой школы самолётостроения. Младший из одиннадцати крестьянских детей (деревня Дилялево, Вологда), Серёжа Ильюшин читать научился в 6 лет, практикуясь по Библии (точнее, по «Новому завету») и литературно-политическому журналу «Вестник Европы».

Работать пошёл после 3-его класса: чернорабочим, землекопом, возчиком молока, чистильщиком канав, смазчиком на железной дороге… Лётное дело освоил в армии, затем поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота.

После института стал председателем самолётной секции Научно-технического комитета ВВС, конструктивно изучил все лучшие самолёты того времени. С 1935 — главный конструктор, с 1956-го по 1970-й годы — генеральный конструктор. Создал свою школу в самолётостроении.

С. В . Ильюшин за 3 дня переделал уязвимый одноместный штурмовик в двухместный, сохранив все принципиально важные лётные характеристики

34 награды:

  • 3 раза — Герой Социалистического Труда;
  • 9 раз — лауреат премий за создание и улучшение самолётов (7 Сталинских, Ленинская и Государственная премия СССР);
  • 8 орденов Ленина;
  • прочих орденов (Суворова, Красного знамени и пр.);
  • 14 медалей (в т.ч 1 золотая авиационная и 8 юбилейных).

Ценность его демонстрирует и следующий эпизод. Когда опытный (20 лет стажа!) пилот Ильюшин чуть не разбился на служебном УТ-2, главным конструкторам вообще запретили водить самолёты.

В коллекции выпущенных Ильюшиным самолётов 8 серийных:

  • штурмовики Ил-2, Ил-10;
  • бомбардировщики Ил-4, Ил-28;
  • противолодочный Ил-38;
  • пассажирские Ил-12 (законодатель мод с носовым колесом), Ил-14 (которому лётчики целовали крылья — настолько был хорош), Ил-18 (первый советский лайнер, закупаемый другими странами), Ил-62 (первый реактивный межконтинентальный лайнер СССР);
  • множество опытных, модифицированных (вроде Ил-20 и Ил-20М) и экспериментальных.

Президентский Ил-96-300ПУ (ПУ = пункт управления, а не то, что вы подумали)

Пролапс клапана, синдром Жильбера

— C рождения у сына в сердечном клапане не три створки, как у всех, а две. Поставили на учет к кардиологу. Кардиолог наблюдал, никакого лечения не назначал, спорт разрешил в рамках уроков физкультуры, а в спортивные секции справку выдавать отказывался, мотивируя тем, что неизвестно, как себя поведет сердце при сильных физнагрузках. С такими особенностями анатомического строения призывают в армию?

— В настоящее время наличие у вашего сына указанной патологии является препятствием к прохождению срочной военной службы, службы в резерве.

— У сына пролапс митрального клапана 1-й ст. (4 мм) с регургитацией 1-й ст. + деформация грудной клетки. В университете для учебы на военной кафедре не годен, для службы в армии (еще в школе) записано — годен с ограничениями. Призовут его или нет, когда придет время службы в рядах Вооруженных сил? И какой порядок обследования для таких заболеваний? У отца ПМК 1-й ст. — не служил, и у деда ПМК — не служил. Но сейчас имеются какие-то изменения в медицинских показаниях для призыва. Светлана Ивановна

— Призывники при наличии у них пролапса митрального клапана сердца I степени (от 3 до 5,9 мм) с регургитацией I степени признаются годными к прохождению срочной военной службы, службы в резерве. Данный диагноз должен быть подтвержден проведением ультразвукового исследования сердца.

При наличии у призывников деформации грудной клетки оценивается степень деформации путем проведения рентгенологического исследования, а также проводится спирометрия с целью определения наличия или отсутствия нарушений функции внешнего дыхания. В настоящее время граждане призывного возраста с деформацией грудной клетки и нарушением функции внешнего дыхания признаются негодными к прохождению срочной военной службы, службы в резерве.

— У меня пролапс и регургитация митрального клапана 1-й степени, а также регургитация остальных клапанов 1-й степени кроме аортального. Плюс синдром Жильбера, из-за которого при физнагрузках организм интоксицируется, в результате начинаю себя плохо чувствовать (слабость, температура). Также есть разные мелкие факторы (косолапие, плоскостопие 1-й ст., нарушение осанки, нарушение речи, острота зрения без корректировки 0,3 и 0,2). Годен ли я в армию? Алексей

— Наличие у граждан призывного возраста пролапса митрального клапана I степени (от 3 до 5,9 мм) с регургитацией I степени, регургитации на остальных клапанах сердца I степени, кроме аортального, как и синдрома Жильбера, не является препятствием к прохождению службы в Вооруженных силах.

По поводу других указанных заболеваний необходимо проведение дополнительного медицинского обследования с целью уточнения их степени и стадии, которые будут определяющими при принятии решения о категории годности к прохождению срочной военной службы, службы в резерве.

— У сына регургитация 1-й степени трех клапанов: митрального, легочного и трикуспидального. В частной клинике просто описание и фиксация регургитации на трех клапанах. В заключении по направлению военкомата слово «незначительная». Но разве это оценка? Если есть первая степень — значит, просто первая. У нее ведь есть значения: от 3 до 6,5. Что должна по этому поводу написать терапевт, ведь это митральная недостаточность? А это, в свою очередь, пролапс клапанов. Кардиолога в комиссии нет. Какие еще могут быть обследования? По какой статье доктора будут смотреть степень годности: по 42-й или 80-й? Как определяются врожденность или приобретенность пролапсов клапанов? В подростковом возрасте регургитации не было, была лишняя хорда в желудочке, сейчас нет. Почему на УЗИ не определили цифровое значение регургитации? По какому критерию должно определяться, произошло ли за время службы ухудшение?

— С целью выявления и оценки патологии сердца проводится его ультразвуковое исследование, результаты которого оценивает врач-кардиолог (врач-терапевт) и устанавливает клинико-функциональный диагноз. По установленному клинико-функциональному диагнозу врач-терапевт медицинской комиссии при призыве на срочную военную службу в военном комиссариате принимает решение о категории годности граждан к прохождению срочной военной службы, службы в резерве.
Исходя из представленной информации, у вашего сына имеется только регургитация I степени на трех клапанах сердца. Указанные цифровые значения (от 3 до 6,5) относятся к степени пролапса клапанов сердца, чего у вашего сына нет. Статьи расписания болезней в отношении призывников с регургитацией I степени без пролабирования клапанов сердца не применяются и они признаются годными к прохождению срочной военной службы, службы в резерве.

— Призывают ли в армию с экстрасистолией и какие нормы связаны с этим диагнозом? Максим

Броня спасала жизнь

К главным достоинствам Ил-2, помимо ударных характеристик, относится простота в изготовлении и эксплуатации. Эти качества позволили советской промышленности в кратчайшие сроки наладить массовый выпуск и ремонт штурмовиков.

Своей популярностью Ил-2 обязан и высоким уровнем защищённости. Гениальность решения Илюшина состояла в том, что броня в конструкции штурмовика выполняла одновременно функцию каркаса планера, отмечают эксперты.

Бронекорпуса для Ил-2 производились на заводах в Подольске, Ленинграде, Сталинграде, в Запорожье и Нижегородской области. Незамысловатая на первый взгляд концепция ильюшинского штурмовика спасла множество жизней советских лётчиков, часто попадавших в самые разные экстремальные ситуации. В своих письмах они благодарили великого конструктора.

  • Авиаконструктор Сергей Ильюшин и лётчик-испытатель Владимир Коккинаки на фоне самолёта Ил-2
  • РИА Новости

«В годы Великой Отечественной войны, а точнее в 1942 году, мне довелось производить посадку на самолёте Ил-2 на крупный еловый лес, т. к. самолёт был над целью подбит противником. Описывать, как производил посадку, не буду. Но на высоте половины деревьев отвалился по заднюю бронеплиту фюзеляж, деревьями обрезало крылья, после чего самолёт носом ударился в землю. Броня так же, как и в бою, спасла мне жизнь», — благодарил Ильюшина в своём письме бывший лётчик Фёдор Борисов.

Кроме того, пилоты отмечали хороший обзор, удобство наводки на цель при стрельбе и бомбометании с бреющего полёта. Данные качества были достигнуты благодаря тому, что Ильюшин опустил двигатель ниже кабины.

Между тем Ил-2, естественно, не был идеальной боевой машиной. В беседе с RT военный обозреватель Дмитрий Дрозденко уточнил, что в самолёте «плохо слушались органы управления». Также, несмотря на все усилия Ильюшина, из-за необходимости постоянного совершенствования уровня защиты Ил-2 оказался перетяжелённой машиной.

Также по теме

«Призыв о помощи»: как Пражская операция советских войск спасла столицу Чехословакии

75 лет назад завершилась Пражская стратегическая наступательная операция Красной армии. Она стала последним крупным наступлением…

«Идеальной техники вообще не бывает. С одной стороны, лётчики достаточно быстро осваивали штурмовики, но органы управления нередко подводили по причине перетяжелённости машины. Убрать броню было тоже нельзя. Если бы это сделали, то Ил-2 оказался бы лёгкой добычей зенитной артиллерии и других вооружений неприятеля», — сказал Дрозденко.

Эксперт пояснил, что специфика применения штурмовой авиации в годы ВОВ заключалась в нанесении ударов в условиях непосредственной близости к противнику. Действуя на предельно малых высотах, Ил-2 практически всегда находился в зоне поражения средств ПВО и стрелкового оружия вермахта.

«Да, Ил-2 был хорошо бронирован, но летать на нём из-за особенностей боевого применения было гораздо опаснее, чем на истребителях или бомбардировщиках. Штурмовики работали очень близко к земле, и огонь по ним вёлся из всего, что стреляло. Ребята, которые пилотировали Ил-2, — настоящие герои», — подчеркнул Дрозденко.

Эксперт считает, что отдельные недостатки Ил-2 нивелировались высокой надёжностью, простотой в серийном производстве, выучкой и находчивостью лётного состава. По его мнению, Ильюшин смог найти наиболее оптимальный баланс между требованиями к уровню защиты, объёму полезной нагрузки, набору вооружения, скоростью, манёвренностью и массой других важных качеств.

По словам эксперта, Ильюшин предвидел жестокие условия, в которых предстоит применять его детище. По этой причине он воплотил в Ил-2 не только качества штурмовика, но и универсальной боевой машины. Так, в условиях дефицита авиатехники Красная армия использовала Ил-2 в разведывательных целях, а двухместные модификации самолёта Ильюшина могли отправляться на боевые задания без прикрытия истребителей.

«Ил-2 — это действительно потрясающая для своего времени машина. Немцы неслучайно прозвали наш штурмовик «чёрной смертью». Лётчики выполняли опаснейшую работу, но умудрялись неплохо справляться даже с зенитными подразделениями немцев. Отработанная тактика ведения боевых действий позволяла экипажам Ил-2 огненным мечом проходить по позициям противника. Их сокрушительные удары сильно облегчили работу нашей пехоте на всех этапах войны», — резюмировал Попов.

Конструкция штурмовика

Аэродинамическая схема самолёта Ил-2 – это свободнонесущий моноплан с крылом низкого расположения, одним двигателем в носовой части и обычным хвостовым оперением.

Передняя часть корпуса штурмовика — это гнутые сварные броневые листы, защищающие двигатель и кабину пилота. Броневая оболочка весила 990 кг. Полумонокок задней части фюзеляжа и киль выполнены из дерева, клееной фанеры и шпона. Топливный бак, размещённый между кабинами пилота и стрелка, закрыт 12-мм броневым листом, кабина стрелка защищена сзади бронёй толщиной 6-мм.

Компоновочная схема Ил-2М3

Крыло изготовлено с металлическим центропланом и консолями из дерева, обшитыми фанерой, на задней части консолей установлены посадочные щитки и элероны. К крылу на консолях крепились пушки, а в центроплане имелось место для четырёх контейнеров с авиационными бомбами, закрытых створками бобомболюков.

Двенадцать цилиндров форсированного двигателя АМ-38Ф создавали мощность в 1720 л.с. Воздушный винт для этого мотора был с тремя лопастями и регулируемым шагом. В тоннельном отсеке, размещённым между кабиной пилота и двигателем, вмонтировали радиатор водяного охлаждения, в передней нижней части корпуса самолёта, обшитый бронелистами расположился масляный радиатор.

Памятник Ил-2 в Самаре

Три опоры шасси состояли из двух основных стоек и хвостового колеса. Прочная рамная конструкция основных опор выдерживала большие ударные нагрузки и прощала лётчику грубые приземления. При уборке шасси колёса выступали из металлических гондол, защищая таким образом фюзеляж в случае вынужденной посадки без выпущенного шасси.

Штурмовик Ил-10 – видео

https://youtube.com/watch?v=g6skg860cdI

Одновременно, на основании боевого опыта Ил-2, удалось при сохранении неизменной живучести самолета уменьшить вес бронекоробки. Благодаря уменьшению размеров самолета, улучшению всех его внешних обводов лобовое сопротивление его было намного меньше, чем у Ил-2. Двухместный штурмовик Ил-1 сохранил все основные размеры и конструктивные особенности одноместного истребителя, но имел цельнометаллическую конструкцию. По сравнению с Ил-2 была изменена толщина некоторых листов бронекоробки: толщину нижних боковых стенок капота двигателя увеличили, а толщину боковых стенок кабины экипажа уменьшили.

Опыт применения Ил-2 показал, что верхняя передняя часть бронекоробки практически не поражается, т.е. с земли она была недосягаема, а от атак истребителей сзади ее защищал стрелок. Спереди Ил-2 истребители противника почти не атаковали из-за мощного стрелково-пушечного вооружения штурмовика. Поэтому ее выполнили из дюралюминиевых листов толщиной от 1,5 до 6,0 мм. Также новым в бронезащите летчика и стрелка было применение 8-мм бронеплит с воздушным промежутком. Наружная бронеплита должна была разрушать попавший в нее снаряд, а внутренняя — принимать на себя осколки. Такая система эффективно защищала экипаж от 20-мм снарядов авиационных пушек.

Вооружение Ил-10 состояло из двух пушек ВЯ, установленных на консолях крыла, вне диска вращения винта. Вместо четырех бомбоотсеков Ил-2, на новом штурмовике в центроплане находилось два, но они позволяли размещать более крупные бомбы. На консолях крыла имелись четыре направляющие для пуска ракет. Оборонительное вооружение имело три варианта: с пулеметом УБТ, с пушкой Ш-20 и с установкой ВУ-8. Кроме того, в хвосте штурмовика установили держатель на 10 авиационных гранат АГ-2.

Штурмовики Ил-10 заходят на цель

Постройка новой машины Ил-10 производилась на заводе № 18, выпускавшем Ил-2. Первый опытный штурмовик, получивший к тому времени обозначение Ил-10, был готов весной 1944 г. 18 апреля летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил на нем первый полет. Заводские испытания прошли быстро, и уже 13 мая три опытных Ил-10 поступили на госиспытания в НИИ ВВС. Испытания показали отличные летные данные, максимальная скорость оказалась равной 551 км/ч — почти на 150 км/ч больше, чем у его предшественника Ил-2. По сравнению с проходящими в то же время испытаниями штурмовиков (Су-6, Ил-8), Ил-10 было отдано предпочтение. В августе 1944 г. сразу на двух авиазаводах начался серийный выпуск Ил-10. Уже в октябре Ил-10 стали поступать в боевые части. К 1 мая 1945 г. в действующую армию было передано 630 самолетов Ил-10. Всего их было выпущено 4600. Кроме наших ВВС, они состояли на вооружении ВВС других стран. В 1951 г. в Чехословакии было налажено серийное производство этих машин. Там построили около 1200 самолетов. Штурмовики Ил-10 и Ил-10М состояли на вооружении штурмовой авиации до начала 1960-х гг., когда им на смену пришли реактивные самолеты.

Модификации Ил-10

УИл-10 — двухместный учебно-тренировочный самолет. Кабина стрелка была переоборудована в кабину летчика-инструктора;

Ил-10М — штурмовик с более мощным вооружением и с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками.

« Ил-2 нужны как воздух»

Телеграмма такого содержания была отправлена Главнокомандующим СССР руководству завода-изготовителя «илов». Фронт остро нуждался в боевой технике, в том числе авиационной. Завод ответил обязательствами, которые выполнил, несмотря на трудности военного времени: эвакуация, нехватка материалов и рабочих рук, отсутствие инструкций подготовки летных экипажей.

К серийному выпуску машин приступили  еще до начала войны на Воронежском авиазаводе, находившемся на момент начала войны в глубоком тылу. Однако в результате стремительного наступления врага, завод оказался в зоне досягаемости вражеской авиации и был неоднократно подвержен бомбардировкам. Как и многие предприятия, он подлежал эвакуации на восток. На период эвакуация и разворачивания производства на новом месте выпуск машин был приостановлен. И хотя это заняло чуть более месяца, нехватка самолетов, как и другой техники, сказывалась на фронте очень остро.

В первые военные месяцы сложилась тяжелая ситуация. Самолеты Ил-2 несли большие потери. Отчасти это объяснялось слабой обученностью летного состава. Самолет был новым изделием, не было времени на его освоение. Кроме того, отсутствие стрелка в хвостовой части самолета и истребительного прикрытия делало штурмовик беззащитным перед атакующими вражескими истребителями. Не была разработана тактика применения самолетов в бою.

Из-за малой скорости и невысокого потолка самолеты становились легкими мишенями для вражеской артиллерии

Немаловажное значение имело производства самолетов, ориентированное в первую очередь на количество выпускаемых машин, — все это в совокупности стало причинами больших потерь машин

Особенности конструкции

Чтобы совместить скорость и вес машины с броней и оружием был спроектирован бронекорпус, полностью покрывавший наиболее важные части боевой машины — двигатель, кабину экипажа, радиатор. Обшивку и каркас над ними заменяла броня. Самолет сразу был спроектирован на двух членов экипажа — летчика и воздушного стрелка. Однако потом отказались от стрелка, посчитав, что броня обеспечит защиту от обстрелов.

С ликвидацией кабины стрелка улучшились летно-технические параметры самолета — уменьшились размеры корпуса и вес, а с размещением вместо второй кабины дополнительного бака с горючим, увеличились скорость и дальность полета. В результате переделок Ил-2  перевоплотился в одноместный низкоплан с одним двигателем и комбинированной конструкцией, из металлических и деревянных частей. Фото Ил-2 приведены ниже.

Оперение штурмовика также было комбинированным – на деревянном киле установлены стабилизаторы из алюминия. Крыло состояло из центроплана, элеронов и закрылков, и двух деревянных консолей, крепящихся к центроплану. В центроплане размещался бомбовый отсек и ниши для шасси, а также размещалось стрелковое оружие самолета. Шасси было трехопорным, с третьим колесом в хвостовой части.

Штурмовик был оснащен двигателем АМ-38 на жидкостном (вода) охлаждении силой тяги  в 1620 л.с.(1720 л. с. с 1943 г.). Водяное охлаждение не совсем годилось для боевой машины, подверженной обстрелам — повреждение в бою радиатора приводило к перегреву и остановке двигателя. Во избежание повреждения радиатор был размещен внутри бронекорпуса самолета. Пневмосистема управляла запуском двигателя, работой шасси и закрылков.

Боевое применение

Война застала Ил-2 врасплох. Еще не были в достаточной мере отработаны тактические методики применения штурмовой авиации. Часто в штурмовых авиаполках учиться воевать приходилось прямо в ходе боевых действий ценой потерь и крови. Высокие потери одноместных Ил-2 в начале войны, несмотря на хорошую живучесть, были нивелированы к 1943–1944 годам. По иронии судьбы к этому времени советская авиация захватила господство в воздухе, и многие пилоты-штурмовики вообще перестали брать с собой стрелка за ненадобностью – вот такая метаморфоза.

Хорошо видно ракетно-бомбовое вооружение Ил-2

За годы войны было сформировано 356 штурмовых авиаполков всех очередей готовности. Из более чем 36 тысяч построенных штурмовиков (а это и сейчас мировой рекорд) потеряны были 23600 машин. Естественно, большая часть потерь приходилась на первый период войны. Однако 11 тысяч было потеряно не в боях, а вследствие различных летных происшествий и аварий. Штурмовики часто возвращались, имея по 500 пробоин в корпусе, садились «на брюхо», списывались из-за невозможности восстановления.

Знаменитые Ил-2 47-го ШАП, на переднем плане самолет героя Советского Союза подполковника Н. Степаняна

Ил-2 стал настоящим фронтовиком, особенно страшным в опытных руках, когда наши летчики освоили тактику налетов «все разом». Когда 12 машин (и более) одновременно сбрасывали весь боекомплект, расстреливая вражескую позицию, шансов уцелеть на земле было очень мало. Наши летчики-штурмовики особенно успешно боролись с крупными скоплениями техники, колоннами, позициями артиллерии, складами и железнодорожными узлами. После налетов Ил-2 оставались лишь дымящиеся головешки и кучи нацистских трупов.

Восстановленый Ил-2 в полете, наши дни

На Ил-2 летала целая плеяда настоящих асов, например дважды Герои Советского Союза Василий Андрианов, Михаил Одинцов, Талгат Бегельдинов, десятки однократно награжденных «Золотой Звездой». Пилоты Ил-2 считались действительно бесстрашными людьми, ведь иногда им по нескольку раз в день приходилось прорываться сквозь завесу зенитного огня с земли и атаки нацистских истребителей с воздуха. Ил-2 стал не просто символом Победы, а оружием, «рабочей лошадкой» фронтовой авиации, день за днем своим тяжелым трудом приближая разгром противника.

Обложка: pinterest.ru

Интересные факты

  1. Ил-2 строился в большом количестве, всего было выпущено более 36 тысяч штурмовиков и он по праву заслужил звание самого массового самолёта военного времени.
  2. Первые опытные машины были с кабиной стрелка, но из-за большого веса они потеряли в скорости и боевой радиус штурмовика был очень мал, конструктор С.В. Ильюшин в ударном темпе разработал вариант с одним пилотом, разместив вместо кабины стрелка топливный бак. Пришлось для хорошего обзора приподнять кабину лётчика и самолёт получил прозвище «горбатый», в таком виде он и встретил войну.
  3. Живучесть у Ил-2 была невероятная, ветераны вспоминали как штурмовик с изодранными в клочья крыльями и фюзеляжем, напоминающем решето, умудрялся дотянуть до аэродрома базирования и произвести посадку, потом словно подумав — разваливался на части.
  4. В 1943 году немецкие истребители получили новые крупнокалиберные пушки, а в части ПВО гитлеровских войск поступили на вооружение автоматические зенитки большого калибра и тогда взросли потери среди пилотов и особенно стрелков. Сократить частично потери удалось, усилив броневую защиту стрелка и пилота. Новая модификация самолёта получила обозначение Ил-2КСС и стала тяжелее на 55 кг.
  5. Летом 1943 года на вооружение Ил-2 стали поступать кумулятивные бомбы ПТАБ с большим поражающим эффектом, на штурмовике их можно было разместить до 200 штук. Они впервые были применены в сражениях на Курской Дуге, тогда 79 штурмовиков за два захода уничтожили у немцев более 200 единиц боевой техники (бронетранспортёров, танков и самоходок). Потери подтверждены фотоснимками с поля боя.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector