Ифнс: что это такое и особенности функционирования инспекций

Руководители налоговых органов Российской Федерации

Форма одежды и нарукавный знак работников ФНС России.

Главная государственная налоговая инспекция Министерства финансов Союза Советских Социалистических Республик

Гусев, Владимир Васильевич (21 февраля 1990 — 20 ноября 1991), начальник

Государственная налоговая служба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

Лазарев, Игорь Николаевич (21 ноября 1991 — 30 декабря 1991), руководитель в ранге министра РСФСР

Государственная налоговая служба Российской Федерации
  • Лазарев, Игорь Николаевич (31 декабря 1991 — 5 февраля 1993), руководитель
  • Гусев, Владимир Васильевич (4 марта 1993 — 22 апреля 1993), исполняющий обязанности руководителя
  • Гусев, Владимир Васильевич (23 апреля 1993 — 12 марта 1996), руководитель
  • Артюхов, Виталий Григорьевич (12 марта 1996 — 14 апреля 1997), руководитель в ранге заместителя председателя Правительства Российской Федерации
  • Починок, Александр Петрович (16 апреля 1997 — 29 мая 1998), руководитель
  • Фёдоров, Борис Григорьевич (29 мая 1998 — 17 августа 1998), министр Российской Федерации — руководитель
  • Фёдоров, Борис Григорьевич (17 августа 1998 — 28 сентября 1998), заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководитель
  • Боос, Георгий Валентинович (29 сентября 1998 — 22 декабря 1998), руководитель
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
  • Боос, Георгий Валентинович (23 декабря 1998 — 12 мая 1999), министр
  • Боос, Георгий Валентинович (12 мая 1999 — 24 мая 1999), исполняющий обязанности министра
  • Починок, Александр Петрович (25 мая 1999 — 7 мая 2000), министр
  • Починок, Александр Петрович (7 мая 2000 — 18 мая 2000), исполняющий обязанности министра
  • Букаев, Геннадий Иванович (18 мая 2000 — 24 февраля 2004), министр
  • Сердюков, Анатолий Эдуардович (16 марта 2004 — 26 июля 2004), исполняющий обязанности министра
Федеральная налоговая служба
  • Сердюков, Анатолий Эдуардович (27 июля 2004 — 19 февраля 2007), руководитель
  • Мокрецов, Михаил Павлович (21 февраля 2007 — 6 апреля 2010), руководитель
  • Мишустин, Михаил Владимирович (с 6 апреля 2010), руководитель

Коротко о процедуре камеральной проверки

Проводится по месту нахождения налогового органа. Для этого создан отдел камеральных проверок в налоговой службе.

Порядок проведения проверки описан ст. 88 НК РФ

Объектом проверки назначается оформленная декларация. В ее отсутствие служба оперирует другими данными о налогоплательщике, имеющимися у ФНС.

С января 2019 срок проверки – 2 месяца. Но если в процессе выявлены ошибки, возможно продление проверки до трех месяцев по умолчанию, без уведомления организации об этом.

По прошествии срока, если не найдено нарушений, проверка заканчивается. Об успешном окончании процедуры можно узнать в электронной программе инспекции в личном кабинете налогоплательщика.

При обнаружении, несоответствий, ошибок, умышленных нарушений инспекция принимает соответствующие меры:

  • запрашивает уточненный документ;
  • организует выездную проверку;
  • при нарушении законодательства возможен временный запрет на осуществление деятельности организации, «заморозка» банковских счетов, возбуждение уголовного дела для налогоплательщика.

Проверяемый резидент имеет право не согласиться с решением ФНС и ответно обжаловать его в суде.

Подробнее можно почитать в статье камеральная налоговая проверка.

Gallery[edit]

Мужской казахский национальный костюм

История федеральной службы налоговой

Федеральной службой налоговой полиции России (сокращённо ФСНП России) является правоохранительный орган, который подчиняется непосредственно президенту, и который существовал с 1992 года по 2003 включительно.

Согласно Указу Президента России от 18 марта 1992 года № 262 в стране создали Главное управление по вопросам налоговых расследований, которое находилось при Государственной налоговой службе со штатом, численность которого составляла 12 000 человек. Во главе правления стал бывший генерал КГБ Советского Союза В. Б. Ямпольский.

20 мая в 1993 году был принят Закон под названием «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым в качестве правопреемника ГУНР был учреждён специальный Департамент налоговой службы страны (согласно содержанию правовых обязанностей Госкомитета России). В тот же самый день Верховным Советом Российской Федерации было утверждено Положение о прохождении специализированной службы в органах, принадлежащих налоговой полиции. Совета Министров Российской Федерации издал Постановление от 11 октября 1993 года, которое утверждало Положение по Департаменту налоговой в России и подтверждало перечень тех должностей, по которым должны присваивать специальные звания для сотрудников налоговой. Также была установлена штатная численность сотрудников федерального органа налоговой полиции: по состоянию на 1 января 1994 года их было 21500; ровно через год — 43800 (в итоге размер штатной численности доходил до 53000 без учитывания обслуживающего персонала). Директором Департамента назначили С. Н. Алмазова.

Федеральный закон № 200-ФЗ изданный 17 декабря 1995 года внес поправки в закон «О федеральных органах налоговой полиции». В согласии с новыми правками Департамент налоговой полиции переименовали в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России). Что до указаний по штату, директор ФСНП России достигал установленного предельного специального звания генерал-полковник налоговой полиции, заместители директора и начальники ключевых управлений (в том числе оперативного, следственного, налоговой проверки, собственной безопасности, физической защиты, кадров, организационно-инспекторского, оперативно-технического и поискового) могли достичь звания генерал-лейтенанта налоговой полиции.

Основная задача наиболее молодого на тот момент правоохранительного органа, который уже был наделён правом на ведение оперативно-розыскных, экспертных и следственных действий, являлась в том, чтобы бороться с разными видами налоговых преступлений и правонарушений, а также вести борьбу с коррупцией в среди представителей налоговых органов.

Указ выполняющего обязанности Президента Российской Федерации Владимира Путина, изданного 16 марта в 2000 году как знак признания заметного значения федеральных органов налоговой в обеспечении должного уровня экономической безопасности установил профессиональный праздник, который стал известен как День налоговой полиции. ФСНП России был правоохранительным органом, который был способен на полное возмещение расходов на своё содержание. В течении 2001 года представителями федеральных органов налоговой полиции было возбуждено больше 36000 уголовных дел, сумма ущерба, который был возмещен по каждому из оконченных уголовных дел составила около 27 000 000 000 рублей, а всего в результате оперативно-служебных действий ФСНП России в бюджет вернули более 100 000 000 000 рублей. Было выявлено больше 150 000 разного рода административных правонарушений, наложено штрафов на общую сумму в несколько сотен миллионов рублей.

Каждый из сотрудников налоговой полиции принимает присягу.

В ФСНП России также успели создать Академию налоговой полиции и целый список прочих образовательных учреждений.

С 1 июля 2003 года возымел действие указ Президента России В. В. Путина № 306 от 11 марта 2003 года ФСНП России упразднили без объяснения каких-либо причин. Большая часть функций ФСНП России и целый штат сотрудников, состоящий из 16 000 передали Министерству внутренних дел. Материальную базу и 40 000 сотрудников передали вновь созданному Госнаркоконтролю.

Налоговые консультанты и аудиторы: в чем разница?

Финансовая сфера изобилует различными специальностями: здесь и бухгалтеры, и адвокаты по арбитражным делам, и аудиторы. Примерно с начала 2000-х годов в России к ним добавились ещё и консультанты по налогам.

Несмотря на то, что это самостоятельный вид деятельности, налоговых консультантов часто путают с аудиторами. В чем же между ними разница?

Если упрощать, то аудитора вызывают в двух случаях: когда уже «всё плохо» и пора ставить диагноз, или когда есть нужда проверить финансовые дела перед очередной налоговой отчетностью. Грубо говоря, аудитор беспристрастно анализирует все бреши в финансах и выдает заключение. Что с ним делать – уже решает собственник бизнеса.

Более того, аудитор, если он работает на независимую организацию, не имеет права оказывать консалтинговые услуги – это может вылиться в конфликт интересов между заказчиком и исполнителями.

В отличие от аудитора или адвоката по финансовым вопросам, налоговый консультант имеет право не просто консультировать и давать советы. Его прямая задача – выстраивать стратегию взаимоотношений с налоговыми органами для своего клиента.

Способы лечения

Если крапивница сопровождает основное заболевание, необходимо лечить его. Но это не значит, что с самой сыпью не нужно бороться. Тем более, если она становится реакцией на рацион питания. Существует комплекс лечения, способный победить крапивницу:

  • Лекарственные средства. Сюда входят антигистаминные средства, абсорбирующие препараты, лекарства для восстановления микрофлоры кишечника. Также обязательно используют мази, уменьшающие проявление сыпи на коже и снижающие зуд, который нередко сопровождает крапивницу.
  • Диета. Питание позволяет исключить аллергены, уменьшить высыпания, снизить нагрузку на пищеварительную систему.
  • Очищение. Происходит посредством клизм. Однако этот пункт лечения необходимо обсудить с врачом. Дело в том, что частое очищение с помощью клизмы не очень полезно, к тому же иногда это никак не сказывается на проявлении крапивницы. Вот почему этот вид лечения назначают не всегда.

Лекарственные препараты нужно принимать под контролем врача и по его назначению. Не стоит заниматься самолечением с помощью аптечных препаратов и даже народных средств. А вот диету соблюдать можно и без назначения специалиста. Хотя, конечно, у врача можно проконсультироваться.

Межрегиональные и межрайонные инспекции

Одним из результатов структурных реформ стало появление межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от своих «коллег», которые преимущественно выполняют контролирующую функцию на основе территориальной привязки гражданина, межрегиональные ведомства основываются на его категории.

Межрайонные инспекции, как правило, контролируют:

  • административные районы;
  • крупнейших налогоплательщиков.

Под крупнейшими налогоплательщиками подразумевают организации, чьи активы составляют более 20 000 000 000 рублей или суммарный размер налоговых начислений превышает 1 000 000 000 рублей, причем для фирм, предоставляющих услуги связи эта планка уменьшена до 300 000 000 рублей, а для транспортных компаний — до 50 000 000 рублей.

История ведомства

Первым налогом на Руси была дань – своего рода военная контрибуция, которую собирали с покоренных племен. Ее могли привозить к феодалу («повозье») или же для сбора отправлялись специальные экспедиции («полюдье»).

По мере укрепления древнерусского государства дань заменила подать – регулярный налог с населения. Ее размеры определялись по количеству печей («по дыму») в домохозяйстве или площади пахотной земли («по плугу»). Платили данный налог деньгами или товарами.

В период Золотой Орды на территории Руси существовало сразу несколько различных податей. Некоторые из них взимались в пользу монголов, другие – шли на содержание местной княжеской власти.

К XIV столетию в Московском княжестве сложилась система кормлений, при которой отдельные земли отдавались феодалам за службу князю. Помимо прочего, они получали право собирать налоги со своих вотчин. Эту функцию выполняли особые люди: тиуны и пошлинники.

В 1573 году по царскому повелению был учрежден Приказ большого прихода. Он стал первым централизованным органом для сбора налогов.

В Средневековье на Руси существовало большое количество налогов: дорожные, торговые, судебные, товарные, чрезвычайные. В 1653 году власти предприняли попытку упорядочить сборы – был утвержден Торговые устав. По сути, это был первый Налоговый кодекс в нашей стране.

В 1699 году начала работу Бурмистерская палата – налоговый орган, имевший центральный аппарат и отделения в регионах страны.

В 1755 году появилась Казенная палата – ведомство, которое собирало и таможенные пошлины, и платежи.

В царствование Александра I началась большая фискальная реформа. В 1802 году появилось Министерство финансов, которое занялось доходами и расходами казны. В 1811 году в отдельное ведомство было выделено Госказначейство, отвечающее за расходы казны.

В этот период были упорядочены старые налоговые сборы и введены новые: оброчный, питейный и гильдейский сбор, наследственная пошлина, горная подать. Начали взиматься платежи с недвижимости, кибиток, меди.

Во второй половине XIX века в Российской империи появилось несколько новых акцизов: на табак, керосин, соль и дрожжи. В 1916 году Дума приняла закон о подоходном налоге.

Практически сразу после революции был создан Народный комиссариат финансов. В 1919 году в его составе появилось налоговое управление с многочисленными территориальными отделениями.

В 1930 году прошла фискальная реформа, в ходе которой были отменены все акцизы, а количество налогов было уменьшилось до двух.

Российская налоговая служба имеет богатую историю.

В 1941 году были введен налог на холостяков, они просуществовали в СССР до самого распада страны.

В 1990 году в составе Минфина страны появилось отдельная служба – налоговая инспекция. В 1991 году она превратилась в отдельное ведомство, также в это время стартовала масштабная фискальная реформа. В 1992 году появилось Главное управление налоговых расследований, а вскоре и налоговая полиция.

В 1996 году малый бизнес получил упрощенную систему налогообложения.

В 1998 году налоговая служба стала отдельным министерством. В это же время в стране начали вводить ИНН для физических лиц. Была принята первая часть Налогового кодекса, в 2001 году – была принята вторая.

В 2004 году была организована Федеральная налоговая служба, которую передали в подчинение Министерства финансов.

В 2010 году на сайте ФНС появился сервис «Личный кабинет» для граждан, в 2012 году появилась возможность оплачивать через него задолженности и проводить сверки.

В 2014 и 2015 годах на сайте появились «Личные кабинеты» для юридических лиц и частных предпринимателей. В Дубне был открыт единый информационный центр для обработки данных ФНС.

Налоги: федеральные, региональные, местные

В России есть три вида налогов в зависимости от уровня власти: федеральные, региональные, а также местные. Сборы первого типа установлены НК РФ, они обязательны к уплате во всех населенных пунктах, расположенных на территории страны (если законом не допускаются те или иные исключения).

К федеральным относятся следующие налоги: НДФЛ, НДС, на прибыль, на добычу полезных ископаемых, на воду, а также различного рода государственные пошлины, акцизы, сборы.

Региональные налоги, в свою очередь, устанавливаются не только НК, но также и правовыми актами, принимаемыми органами власти в субъектах РФ. Уплата таких сборов обязательна только в тех республиках, краях и областях, где соответствующие нормы приняты. Компетенции, которыми обладают органы налогового контроля одного субъекта, не распространяются на другие регионы.

При установлении сборов такого типа органы власти имеют право регулировать величину ставок, процедуры исчисления и внесения сумм долга плательщиков перед казной (в случае если в НК РФ не содержится необходимых норм). Также на уровне субъектов федерации могут определяться правила, по которым оформляются льготы и определяется величина баз для исчисления платежей.

К региональным относятся следующие налоги: транспортный, на имущество организаций, а также на игорный бизнес.

Компетенциями по работе с местными сборами, в свою очередь, обладают налоговые органы, функционирующие на уровне отдельных муниципальных образований. Сборы такого типа обязательны к уплате физлицами и юрлицами, зарегистрированных в конкретном городе, районе, поселении и т. д. Налоговые органы, работающие в отдельном населенном пункте (или МО) не имеют полномочий контролировать процесс исчисления и уплаты сборов в других муниципалитетах. Ввод в действие отдельных видов отчислений в казну может осуществляться как на уровне НК РФ, так и в ходе законодательных процессов, осуществляемых локально.

Местных налогов в России сравнительно немного. Их всего два. Это налог на имущество физлиц, а также на землю.

Стоит отменить важнейшую особенность российской налоговой системы. Многие юристы называют ее основным признаком жесткую централизацию. Все дело в том, что вне зависимости от уровня, на котором функционируют налоговые органы, все типы сборов устанавливаются (равно как и отменяются) исключительно посредством внесения поправок в НК РФ. Ни один субъект федерации, равно как и муниципалитет, не наделен правом устанавливать свои, не имеющие соответствия в НК, налоги.

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.

В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализа­ция которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:

  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
  • предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
  • налагать административные штрафы;
  • создавать налоговые посты.

Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем ра­боты и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные зва­ния и занимают должности не ниже должности налогового ин­спектора.

Реализация некоторых полномочий должностных лиц налого­вых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процеду­ры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа долж­ностных лиц является постановление (решение) налогового орга­на о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в по­становлении о проведении налоговой проверки.

Обязанности налоговых органов, так же как и права, кон­кретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обя­занности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщи­кам, их представителям и иным участникам налоговых пра­воотношений, не унижать их честь и достоинство.

Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:

  1. коррес­понденция (соотношение) с правами налогоплательщиков и на­логовых агентов;
  2. обеспечение фискальных интересов государства.

Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых аген­тов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налого­вым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных слу­жащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц нало­говых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налого­вого органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона «О применении контроль­но-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:

  • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомер­ности действий и актов (как нормативного, так и индивидуаль­ного содержания) налоговых органов, вытекающая из положе­ния о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает испол­нения обжалуемого акта или действия.

Определение ИФНС

Чтобы понять в каком звене цепочки находится ИФНС, следует взглянуть на конструкцию системы в целом. Устройство этого механизма выглядит следующим образом.

Структура министерства финансов

Каждому сектору отведены своя роль и функционал. Все структурные подразделения оформлены как самостоятельные единицы с правовой точки зрения и организованы через вертикальную систему подчинения. Центральная роль в этой структуре закреплена за ФНС, которая большую часть своих задач выполняет посредством территориальных ячеек — инспекций. Информация о них, включая реквизиты и код, размещена на сайте ФНС.

Специальный режим налогообложения для самозанятых — что это?

Под самозанятостью подразумевается получение необходимого для жизни заработка за выполненную работу напрямую от клиента, в отличие от наемной работы. Существуют лица, не являющиеся частными предпринимателями, но способные выполнять без задействования сотрудников для иного физического лица работы, связанные с персональными, домашними и прочими потребностями. Например, гувернантки, садовники, репетиторы и др. являются самозанятыми лицами.

Согласно закону (статья 83 НК РФ), такие граждане должны встать на учет. Для этого самозанятой должен подать в ФНС соответствующий запрос. Эта процедура происходит в самовольном порядке и не считается обязательной. Постановка на учет в ИФНС необходима для льготных выплат по НДФЛ.

Расшифровка

НПД расшифровывается как налог на профессиональный доход. Такой режим действует для самозанятых лиц, получаемых  прибыль при использовании имущества и выполнении работ, не имеющих при этом работодателя и нанимаемых сотрудников.

География действия льготного спецрежима

Льготная система налогообложения для самозанятых граждан введена законодательным актом No422-ФЗ от 27.11.18 года в виде 10-летнего эксперимента. Новый спецрежим охватил такие регионах РФ, как:

  • Москва и МО.
  • Респ. Татарстан.
  • Калужская область.

Важно! В 2019 году в список были включены еще 19 регионов:

  • Санкт-Петербург;
  • Ленинградская область;
  • Республика Татарстан;
  • Воронежская обл.;
  • Волгоградская обл.;
  • Нижегородская обл.;
  • Новосибирская обл;
  • Омская;
  • Ростовская;
  • Самарская обл.;
  • Сахалинская обл.;
  • Свердловская обл.;
  • Тюменская обл.;
  • Челябинская обл.;
  • Красноярский край;
  • Пермский край;
  • Ненецкий АО;
  • Ханты-Мансийский АО — Югра;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Респ. Башкортостан.

Сроки ввода экспериментального налогового режима

Эксперимент по внедрению льготного режима будет продолжаться в ближайшее десятилетие, а именно с 1.01.19 по 31.12.28 года. Законом закреплен мораторий на внесение поправок относительно величины налоговой ставки и максимального уровня заработка, до которого может применятся система.

Фискальные службы в других странах

В настоящее время в мире существует несколько моделей налогообложения. Условной их можно разделить на четыре группы:

  • Англосаксонская. Она ориентирована на прямое налогообложение и основное бремя несут граждане. Подобная система работает в Англии, Канаде, Австралии.
  • Континентальная. Она основана на косвенных налогах. Главным из них обычно является НДС. Подобная система работает во Франции, Бельгии, Голландии, странах Скандинавии.
  • Латиноамериканская. Она характерна для экономик со значительным уровнем инфляции. Им приходится постоянно маневрировать, чтобы уменьшить этот процесс. Подобная система действует в странах Южной и Латинской Америки.
  • Смешанная. Бюджет в ней формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, причем их соотношение может колебаться. К странам с такой системой относится США, Россия, Италия.

В США сбором налогов занимается Налоговое управление, которое является специальным органом при правительстве. Ведомство считается одной из наиболее эффективных фискальных служб в мире. Поэтому в США очень хорошо платят налоги. Нарушителей ожидают огромные штрафы или тюремное заключение. В 2019 году расходы Налогового управления США составляли 19 центов на каждые 100 собранных долларов.

Налоговая служба США считается одной из самых эффективных в мире.

В Германии очень сложная система налогообложения. В стране есть как федеральные, так и местные налоги. Их сбором занимается Фискальное управление.

В Великобритании наполнением бюджета занимается Налоговая служба, образованная в 2005 году. Она взимает не только сборы и акцизы, но и таможенные пошлины. Налогами облагается любая прибыль, полученная на территории страны, независимо от места проживания лица или юрисдикции компании.

В Китае налоги собирает Главное налоговое управление, которое имеет многочисленные местные подразделения. Оно подчиняется Министерству финансов страны.

Автор статьи:
Akiva Content

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

Инструкция “Как вести себя при обыске” от наших адвокатов

Доказательства, которые инспекторы в ходе проверки получили с нарушением норм, не могут быть представлены в суде. Чем больше процедурных ошибок допустит инспектор во время проверки, тем выше будут шансы опровергнуть ее результаты. Присутствие юриста во время работы инспекторов поможет грамотно зафиксировать допущенные нарушения.

Если проверка уже прошла, но налогоплательщик считает, что были допущены нарушения, то ему следует:

  • записать должности и фамилии инспекторов, проводивших проверку;
  • потребовать предоставить копию постановления;
  • требовать письменных пояснений по всем проводимым мероприятиям.

Далее предпринимателю потребуются услуги адвоката. Необходимо составить жалобу с подробным перечислением всех нарушений и требованием пересмотра решения. Жалоба направляется в вышестоящий налоговый орган. Если будет получен отказ, то составляется исковое заявление в суд.

Главным аргументом в противодействии превышению служебных полномочий налоговыми органами является подготовленность и осведомленность. Необходимо знать правила проведения проверок и ознакомить с ними своих сотрудников. Желательно иметь под рукой номер адвоката, к которому можно обратиться за юридической помощью.

Основные задачи ИФНС

Это ведомство является мультифункциональным органом, решающим множество вопросов из сферы налогообложения. Помимо этого большую роль в эффективности службы играет планирование. В обозримом будущем ИФНС предстоит решить ряд важных проблем:

  • уклонение от оплаты налогов;
  • разработка механизма урегулирования споров без судебного разбирательства;
  • оптимизация подачи налоговой отчетности;
  • улучшение уровня предоставляемых сервисов;
  • усовершенствование онлайн портала по составлению и отправке отчетности, и любого электронного взаимодействия в целом.

К тому же, налоговая служба стремится к большей информационной открытости и доступной подаче информации.

Налоговые органы: их законные права

Каковы основные права налоговых органов? НК РФ определяет их следующую совокупность:

выносить требования в адрес плательщиков налогов в отношении предоставления документов, в которых могут содержаться основания для законного исчисления и уплаты сборов;

запрашивать у граждан пояснения (в том числе зафиксированные документально), позволяющие определить, насколько правильно подсчитана сумма налога, а также то, в какие сроки он был уплачен;

проводить проверки на предмет следования плательщиками нормам законодательства, регулирующего сборы;

приостанавливать финансовые операции на расчетных и персональных счетах плательщиков в кредитно-финансовых учреждениях по основаниям, содержащимся в НК РФ;

налагать арест на располагаемое плательщиками имущество в качестве возможной меры, обеспечивающей перечисление требуемой суммы налога в бюджет федерального, регионального или муниципального уровня;

производить процедуру выемки документов с целью выявления фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства;

исследовать принадлежащие плательщикам объекты (ресурсы), пригодные для извлечения дохода (производственные помещения, склады, торговые площади), производить осмотр инвентаризацию их имущества (которое также может задействоваться как инструмент извлечения прибыли, подлежащей законному налогообложению);

исчислять корректные суммы сборов, которые плательщики обязаны вносить во внебюджетные государственные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС) на основании сведений о гражданах (а также субъектах, ведущих аналогичную деятельность);

определять размер налога расчетным способом в том случае, если плательщик не допускает специалистов ФНС к обследованию производственных объектов, складов, торговых площадок и иных ресурсов, которые могут быть использованы как инструмент извлечения прибыли (как правило, это происходит, если предприниматель не предоставляет в ведомство необходимые документы — отчеты, декларации и т. п. в течение продолжительного срока);

взыскивать недоимки по налогам с бизнесов, начислять пени, штрафы (последние — в судебном порядке) в соответствии с законодательными нормами (которые в ряде случаев регулируют взаимоотношения ФНС с ИП и юрлицами по-разному);

запрашивать в банках, которые управляют расчетными счетами предпринимателей информацию об исполнении различного рода платежных документов по распоряжению налогоплательщиков (эта мера, как правило, носит контрольный характер);

приглашать к сотрудничеству в случаях, когда это необходимо, экспертов и специалистов сторонних организаций (например, это могут быть переводчики);

обращаться к гражданам, которые могут засвидетельствовать те или иные факты, касающиеся деятельности предпринимателей, которые могут быть полезны для ФНС с точки зрения налогового контроля;

ходатайствовать о лишении предпринимателей лицензий (либо приостановлении их действия) если бизнес сопровождается нарушениями законодательства, регулирующего налоги и сборы;

взаимодействовать с различного уровня судами на предмет решения споров и нарушений, касающихся процессов исчисления и сбора платежей.

Таковы основные права налоговых органов, гарантированные законами РФ. Полезно будет также ознакомиться с перечнем обязанностей ведомств, ответственных за сборы в государственную казну.

Крой

Контакты

Функции

Перечислим функции аналитического отдела налоговой службы.

Расследует наиболее трудоемкие случаи с налоговыми недостачами.

Занимается исследованием схем уклонения от уплаты налогов, вскрывающихся налоговыми инспекторами в процессе своей работы.

Работники аналитического отдела по имеющимся у инспекторов доказательствам, догадкам и предположениям прослеживают всю цепочку шагов, предпринимаемых субъектами налогообложения для избавления от налогового бремени или существенного уменьшения налоговой нагрузки, и ищут эффективные способы борьбы с мошенническими уловками.

Таким образом, аналитический отдел предоставляет налоговым инспекторам разработанные ими методики борьбы с серыми налоговыми схемами, а также предоставляет методические материалы, знакомящие молодой кадровый состав с исследованными противозаконными схемами.

Такая деятельность необходима прежде всего для понимания уровня эффективности того или иного налогового подразделения: справляется ли данный территориальный отдел с порученными ему подконтрольными организациями и предпринимательской деятельностью; есть ли у него какие-либо проблемы со взиманием налогов с граждан (касательно налогов на землю, автотранспортные средства, на сдачу в найм квартир и прочие виды сборов).

Проводит статистическую работу по числу судебных разбирательств с участием налогового подразделения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector