Взгляд со стороны: 7 прославившихся дизайнеров, создавших нашумевший концепт военной формы

Сравнение в пользу Российской императорской армии

Общее число потерь нашей страны в ходе обеих мировых войн до сих пор остаётся острым дискуссионным вопросом. В источниках фигурируют самые различные цифры. Кроме того, общие и чисто военные потери сильно различаются. Например, потери армии пленными – военные потери. Они вызваны ведением боевых действий. Но сколько из этого количества пленных умерло в плену – потеря демографическая, не связанная с боеспособностью армии.

Хотя в последнее время в некоторых публикациях называются запредельные цифры потерь Советского Союза в Великой Отечественной войне – около 42 млн., в том числе 19 млн. военнослужащих – они не имеют твёрдого документального обоснования. Поэтому мы будем ориентироваться на статистические данные, опубликованные в 1993 году в сборнике «Гриф секретности снят».

Для подсчёта чисто военных потерь возьмём такую категорию, как безвозвратные потери. Она включает убитых на поле боя, пропавших без вести и не оказавшихся при этом в плену или среди дезертиров, умерших от ран на этапах санитарной эвакуации и в госпиталях, а также попавших в плен (независимо от того, сколько потом из плена вернулось). По всем этим пунктам советские вооружённые силы потеряли в Великой Отечественной войне без малого 12 миллионов человек, включая 7 млн. погибших на фронте и умерших от ран.

Количество потерь в Первой мировой войне устанавливается также нелегко. Наиболее точный подсчёт произведён в статистическом труде «Россия и СССР в войнах ХХ века» (2001) под редакцией профессора Академии военных наук, генерала Григория Кривошеева. С учётом данных, содержащихся в книгах царского генерала Николая Головина «Военные усилия России в Мировой войне» (1937) и Бориса Урланиса «Войны и народонаселение Европы» (1960), автор этих строк проделал такую работу в книге «Брестский мир: ловушка Ленина для кайзеровской Германии» (2012).

Общее количество погибших и умерших по разным причинам русских фронтовиков в Первую мировую войну составило 2,05 млн К этому следует прибавить 2,4 млн попавших в плен. Таким образом, сумма безвозвратных потерь РИА в Первой мировой войне составляет около 4,5 млн человек.

Сравним эти цифры с потерями противника. В Первую мировую войну германские, австро-венгерские и турецкие войска потеряли только в боях с Русской армией 1,4 млн погибшими и 2,2 млн пленными, а всего 3,6 млн человек. Во Вторую мировую войну общие потери вермахта и его союзников в боях с советской армией составили 5 млн погибшими и 3,7 млн пленными, а всего 8,7 млн.

Итак, соотношение безвозвратных военных потерь в Первой мировой войне: по погибшим – 1:1,5, суммарно – 1:1,25. В Великой Отечественной: по погибшим – 1:1,4, суммарно – 1:1,4, также не в нашу пользу.

Во многих источниках критикуются и считаются заниженными официальные цифры потерь РККА в Великой Отечественной войне, а цифры потерь вермахта и его союзников на Восточном фронте – завышенными.

Действительно, о сравнительной боеспособности может ярко говорить количество военнопленных. В Первую мировую войну число пленных, взятых Русской армией, было практически равно числу пленных, потерянных ею. В Великую Отечественную войну в плен сдалось больше 5 миллионов красноармейцев, а взято было, в конечном итоге, даже после безоговорочной капитуляции Германии, всего 3,7 млн.

Здесь приводятся цифры за всю Великую Отечественную войну, то есть и за победный для Красной Армии период. Как видим, соотношение потерь принципиально не отличается в лучшую для Красной Армии сторону, от соотношения потерь царской армии с её противниками в 1914-1917 гг. Если же сравнить с начальным периодом Великой Отечественной войны, то тут характерными являются такие цифры. За первые 17 месяцев Первой мировой войны, до конца 1915 года, РИА потеряла убитыми, ранеными, пропавшими без вести и пленными 4,7 млн человек. За те же первые 17 месяцев Великой Отечественной общие потери РККА по тем же категориям, то есть вместе с ранеными, составили 11,2 млн.

Почти все успешные, а также многие неуспешные наступательные операции Красной Армии проводились при подавляющем численном и техническом превосходстве над врагом. Нет ничего лучше, чем сравнить это с соотношением перед началом успешного для русских войск Брусиловского прорыва 1916 года. По количеству бойцов русские превосходили противника всего в 1,3 раза. Общее количество артиллерии у сторон было одинаковым, а тяжёлой артиллерии было больше у противника, причем в 2,5 раза.

Цифры приведены. Каждый может сам делать свои выводы.

Медкомиссия на водительские права: какие врачи обязательны к прохождению

Временное правительство

Отречение царя от престола стало причиной далеко идущих изменений в армии. Воздействие его на вид обмундирования было не столь значительным. Были спилены императорские орлы с пряжек поясных ремней, та же участь постигла орлов на касках Адриана (иногда спиливали только располагавшиеся над орлами короны). Кокарды на фуражках иногда заменялись нашивками цветов национального флага (бело-сине-красными.

Капитан Георгиевского полка, 1917 г. Этот отборный полк был сформирован из солдат и офицеров, награжденных крестами Святого Георгия. Их погоны были красно-оранжевыми. Папаха также могла быть украшена оранжево-черной лентой. (Изображенный на иллюстрации орден Святого Георгия 4-й степени носился не на шее, а на левой стороне груди)

В самой армии началось разложение. Временное правительство, в надежде удержать фронт и сосредоточить надежных бойцов в частях, способных провести наступление, пыталось формировать «ударные батальоны» или «батальоны смерти».

В отдельных армиях также формировались батальоны из солдат, награжденных Георгиевским крестом. Они назывались «Георгиевскими батальонами» и имели такое же обмундирование, как у линейной пехоты, но с характерными погонами. Последние были целиком оранжевого или черного цвета либо базового цвета, но окантованные переплетенным черно-оранжевым шнуром. Офицерские бриджи имели оранжево-черные лампасы, кантами того же цвета были обшиты обшлага и, иногда, планка мундира. Награды носили на груди.

Младший унтер-офицер 7-го ударного батальона, 1917 г. Ударные батальоны, формировавшиеся Временным правительством в отчаянной попытке удержать фронт, создали свои собственные эмблемы, обычно используя различные варианты изображения черепа. Многие офицеры были вооружены кинжалами (кортиками), подвешенными к поясному ремню. Кортики изначально считались оружием моряков, но благодаря удобству применения в окопных боях стали популярны среди офицеров-пехотинцев.

Солдаты и офицеры «ударных батальонов» носили на рукавах мундиров и шинелей характерные эмблемы и нередко украшали свои головные уборы металлическими кокардами в виде черепа. В других частях эмблемы в виде черепа прикрепляли на погоны. Бойцы женского «батальона смерти», оборонявшего Зимний дворец от большевиков, носили обмундирование, описание которого содержится в разделе о белых армиях, участвовавших в Гражданской войне.

Война

С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость в мобилизации женщин не только для тыла, но и для участия в сражениях. И поэтому проблема создания специальной формы для женщин встала более остро.

3 августа 1941 года приказом №261 НКО СССР для женщин, занимавших нестроевые должности начальствующего состава, ввели обмундирование, состоявшее из берета, пальто и платья.  Суконный берет защитного цвета состоял из цельного донышка и четырёх частей тульи. Спереди на берет посередине тульи крепился металлический красноармейский значок-кокарда.

Двубортное женское форменное пальто делали из серого сукна. Оно имело открытые лацканы и два ряда больших форменных пуговиц, по пять на каждом борту. Длина пальто от его нижнего края до пола должна была составлять 30 см. Стоит отметить, что несмотря на утвержденное пальто для женщин, им чаще по фигуре подгоняли мужскую шинель.

Платье хлопчатобумажное или шерстяное цвета хаки имело отложной воротник. Тот же Печейкин отметил, что на воротник платья нашивались петлицы гимнастёрочного образца. Рукава оканчивались манжетами, застёгивавшимися на две маленькие форменные пуговицы. Длина платья была на 5 см короче пальто. И в отличие от пальто, платье с некоторым перерывом использовали в Советской армии до конца советской власти.

Но уже через год НКО СССР ввел в женскую форму ряд изменений, которые приближали ее к общеармейским нормам. Тем, кто служил на фронте, предоставляли ​берет, суконную шинель, гимнастёрку, юбку и чулки цвета хаки, а также сапоги кожаные или кирзовые. Зимой выдавали шапку-ушанку, шерстяную гимнастерку и юбку, полушерстяные чулки, ватную телогрейку и шаровары, валенки и армейские перчатки.

История одежды русских военных

В Древней Руси никакой формы для военных практически не было, т. к. постоянных войск не существовало. До 17 века каждый князь имел в своем распоряжении дружину, которая была одета в обычные одежды того времени. Однако во время нападения или защиты города ее представители надевали сверху защитные доспехи.

Впервые попытку создания одинаковой военной формы (одежды) предприняли при формировании стрелецких полков в 17 столетии. Тогда появились красные кафтаны, не раз написанные русскими художниками в произведениях искусства («Стрельцы» С. Иванова и др.). Такую одежду называли цветным платьем, причем ее цвет означал принадлежность к различным полкам. Существовала и парадная униформа, которую стрельцы надевали во время церковных праздников: в нее были добавлены добротные сапоги и меховая шапка.

Отзывы владельцев

Как крепить нагрудный знак

Рисунок из приказа Приказ МО РФ № 300 О правилах ношения военной формы

Нам часто задают вопрос о креплении нагрудных знаков на куртку костюма повседневного МО РФ.

Отвечаем:

Согласно п.86, п.87 приказа:

“Знаки отличия и различия Вооруженных Сил, а также иные военные геральдические (геральдические) знаки размещаются в соответствии с положениями о них:

1) памятные знаки Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и других должностных лиц, а также нагрудный знак к Почетной грамоте Президента Российской Федерации, знак “Участник парада, посвященного 55-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне” носятся на правом лацкане кителя шерстяного, тужурки шерстяной, жакета шерстяного;

2) знаки классной квалификации специалистов Вооруженных Сил, должностные знаки руководящих должностных лиц Вооруженных Сил, должностной знак “Командир корабля” размещаются на правой стороне груди на 10 мм выше наибольшего знака отличия.

3) Знаки отличия и различия Вооруженных Сил, а также иные военные геральдические (геральдические) знаки располагаются на правой стороне груди в следующем приоритетном порядке: знак к почетному званию Вооруженных Сил; знак “Гвардия”; знак об окончании общеобразовательной организации, находящейся в ведении Министерства обороны; знак об окончании суворовского военного, нахимовского военно-морского, военно-музыкального училищ; знак “Отличник вида (рода войск) Вооруженных Сил”; знак “Парашютист”; знак “За боевое траление”; знак “За дальний поход”;

знак отличия для обозначения заслуг, проявленных при исполнении должностных и специальных обязанностей, высоких достижений военнослужащих в различных видах повседневной деятельности (в том числе спортивной), их высоких боевых и профессиональных качеств.

Знаки отличия Вооруженных Сил (кроме медалей Министерства обороны), а также иные военные геральдические (геральдические) знаки располагаются горизонтально в ряд от центра груди к правому краю, при этом в ряду должно быть не более трех (на куртке костюма летнего повседневного – четырех) знаков, расстояние между знаками отличия 10 мм.

При ношении военнослужащими знаков отличия и различия Вооруженных Сил (кроме медалей Министерства обороны), а также иных военных геральдических (геральдических) знаков меньше максимального количества они располагаются симметрично относительно вертикальной линии, условно проведенной по центру видимой части груди.

87. Знаки отличия Вооруженных Сил и иные военно-геральдические знаки располагаются на правой стороне по центру груди:

на жакете шерстяном парадном – так, чтобы верхний край наибольшего знака располагался ниже начала шва втачивания воротника на 55 мм;

на фланелевке (форменке) – так, чтобы верхний край наибольшего знака располагался выше уровня угла выреза воротника на 70 мм;

на кителе шерстяном, тужурке шерстяной, жакете шерстяном – так, чтобы верхний край наибольшего знака располагался ниже уровня угла лацкана на 70 мм;

на куртке костюма летнего повседневного с короткими рукавами военнослужащих женского пола и куртке костюма летнего полевого высших офицеров – так, чтобы нижний край знака располагался по уровню верхнего края клапана нагрудного кармана (размещается только знак об окончании общеобразовательной организации, находящейся в ведении Министерства обороны).

Знаки отличия располагаются по горизонтальной оси симметрии наибольшего знака. При наличии орденов, размещение которых предусмотрено на правой стороне груди, знаки классной квалификации специалистов Вооруженных Сил, должностные знаки руководящих должностных лиц Вооруженных Сил, должностной знак “Командир корабля” размещаются ниже орденов на 10 мм.”

Исходя из этого, для военнослужащих мужского пола – крепим “Гвардию” на куртке костюма летнего повседневного с длинным рукавом – так, чтобы нижний край наибольшего знака располагался по уровню верхнего края клапана нагрудного кармана, а знак классной квалификации специалистов Вооруженных Сил – на 10 мм выше “Гвардии”.

Военно-учебные заведения

Военная форма в допетровской России

В Средние века, когда основные боевые действия осуществляла дружина, в форме особой нужды не было. Геральдического рисунка на щите или боевого клича вполне хватало, причем не только в войнах с иноземцами, но и в междоусобных стычках. Ополчение, составлявшее массовую армию, банально не имело возможности сшить какую-либо одежду, напоминающую форму.

Максимум, на что могли рассчитывать воины для опознания «свой-чужой» на поле боя, это укрепленные на головных уборах цветные знаки типа перьев или цветов определенной расцветки, либо же повязки на рукавах.

С созданием профессиональных войск появляются первые образцы единой одежды для русских воинов. Произошло это во времена Ивана Грозного, всерьез озаботившегося созданием стрелецкого войска.

Все стрельцы должны были носить одинаковые красные кафтаны с белыми берендейками, так назывался широкий кожаный чересплечный ремень, на который подвешивались заранее отмерянные пороховые заряды, а так же мешочек с пулями и рожок с порохом. Вводятся и полковые различия между стрелецкими полками.

Интересно, что доспехи были редкостью. Максимум, на что мог рассчитывать зажиточный стрелец того времени, это так называемая «железная шапка», или шлем. Командный состав отличался более дорогостоящей формой, а так же широким кушаком и тростью.

В XVII веке форма усложняется, появляются полки нового строя. Заметная доля личного состава состояла из иноземцев, и это вносило свою лепту в форму. Иностранные солдаты предлагали привычные в европейских армиях элементы, и полковой командир часто шел им навстречу, одобряя введение этих элементов.

Однако традиции остаются во главе угла. Так, к примеру, минимальные изменения происходят с дворцовой стражей, известной как рынды. Их форма не меняется со времен Рюриковичей.

Свои и чужие

Как давно появилась военная форма? В современном виде относительно недавно, в эпоху после Тридцатилетней войны. Требовалось простое средство различать войска на поле боя, иначе риск случайно обстрелять своих становится слишком велик. И отличать своих от чужих должны были не только образованные офицеры, но и вчерашние крестьяне, не знающие грамоты и поставленные в строй.

Вторым фактором для создания яркой военной формы стало введение линейной тактики боя, когда полководцу нужно было управлять большими массами пехоты в протяженном линейном построении. А для этого тоже следовало четко понимать, где свои, а где чужие, причем с большого расстояния и во время сражения, когда поля боя затянуто клубами дыма.

Так что если трендом последнего столетия стало создание маскировочной формы, то в XVII веке все полководцы пришли к мысли, что любой армии необходимадемаскировочная форма». И она немедленно появилась — яркие мундиры стали символом европейских армий вплоть до начала ХХ века. Но если обратиться к еще большей древности, то обнаружатся идеи военной единообразности и там. Легионы Рима получили что-то вроде единообразных доспехов и особую символику на щитах. Причина, вероятно, все та же — римским полководцам необходимо было понимать, где находятся войска, и кому какой приказ отдавать. Ведь именно Рим создал по-настоящему массовую армию античной эпохи.

Империя после Петра

После смерти основателя Империи общие тенденции в русской униформе, в общем-то, сохранились. Основная перемена состояла лишь в том, что наследники Петра предпочитали подражать прусскому стилю.

Гвардейские мушкетёры лейб-гвардии Семёновского полка и офицер Конного полка

При Павле I русская форма стала практически неотличимой от прусской: те же короткие кафтаны, штаны, сапоги, треуголки и длинные белые парики с косой. Введением шинели вместо зимних плащей император сильно облегчил жизнь простым русским воякам.

У такой формы были как достоинства, так и недостатки. Но в целом по комфорту она превосходила модели «французского» образца, а потому ей можно смело ставить 4.

Коллегия МВД

Власть и деньги

С появлением стрелецкого войска русские цари установили ему единую форму, а государство занялось обеспечением стрельцов не только вооружением, но и одноцветным сукном для кафтанов. Видимо единообразность формы в России связана не с требованиями линейной тактики, а с централизацией русского государства и превращением армии в один из символов власти.

К концу XVII века все страны Европы обзавелись не только собственной военной формой, но и создали традиции, многие из которых сохранились до наших дней. Какой цвет мундира у англичан? Разумеется, красный. А у русских? Зеленый. Тут не обошлось без влияния экономики. Знаете, какой цвет военной формы был самым распространенным в XVII–XVIII столетиях? Белый.

Цвет, который сейчас считается наименее военным, получил распространение по очень простой причине. Содержание армии требовало огромных расходов. А покраска больших объемов сукна существенно увеличивала его стоимость. Поэтому, когда на стоимость покраски мундиров для армии можно было построить один или два военных корабля, рука многих королей тянулась к перу, чтобы написать:Цвету мундиров армии нашей повелеваю быть белому».

Реформы 2008 и 2012 года

В 2008 году разработка военной экипировки была поручена далекому от вооруженных сил РФ известному модельеру Валентину Юдашкину. В результате нововведений парадная униформа перестала отличаться от повседневной, канты с брюк убрали. Новая военная форма должна была соответствовать стандартам качества и удовлетворять потребности тех, для кого предназначалась – военнослужащих. Но она оказалась непригодной для ведения боевых действий по ряду причин:

  1. Кители были слишком узкими в талии.
  2. Новая шинель не могла защитить ни от низких температур, ни от ветра.
  3. Полевая форма с погонами на груди значительно уступала в износостойкости старой.
  4. В зимнем комплекте было холодно даже при небольших морозах.

Реформа 2012 года была призвана исправить допущенные ранее ошибки. Качество пошива улучшили, оставив парадный вариант без существенных изменений. Повседневная униформа была преобразована, ненужные элементы упразднили. Ввели офисный комплект, грудные клапаны дополнили липучками. Сегодня женская и мужская военная экипировка в России основывается на трех цветах:

  1. Синий – авиаторы и десантники.
  2. Черный – ВМФ и морская пехота.
  3. Зеленый – артиллерия и пехота.

Русская военная форма годами подвергалась изменениям. Красота со временем уступила место функциональности, износостойкости, а также способности сохранять тепло. Современный вариант экипировки отвечает всем стандартам качества, начиная прочной тканью для пошива и заканчивая удобной обувью.

Нобелевская премия мира

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск, с рисунками

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск, с рисунками

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск, с рисунками. Часть вторая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть третья

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть четвертая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть пятая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть шестая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть седьмая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть восьмая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть девятая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть десятая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть одиннадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двенадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть тринадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть четырнадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть пятнадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть шестнадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть семнадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть восемнадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть девятнадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцатая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцать первая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцать вторая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцать третья

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцать четвертая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцать пятая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцать шестая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцать седьмая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцать восьмая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть двадцать девятая

Скачать

Историческое описание одежды и вооружения Российских войск. Часть тридцатая

Скачать

НОШЕНИЕ (РАЗМЕЩЕНИЕ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД И НАГРАДНЫХ ЗНАКОВ

Армия Петра I

Переобмундирование своей армии Петр I провел сразу же после перевооружения. Под стены Азовской крепости русская армия уже пришла в новых укороченных кафтанах. Образцом для одежды пехотинцев стала немецкая форма: петровские гвардейцы были одеты в суконный темно-зеленый кафтан, украшенный красными обшлагами с 4 медными пуговицами. На левое плечо крепился алый погон, на который вешалась перевязь сумки с патронами. Под них надевался камзол-веста, который застегивался на мелкие пуговицы, еще ниже была белая рубашка. Штаны шили из хорошего сукна, а для кавалеристов — из лосиной кожи, длиной до колен. Ниже надевали чулки и тупоносые башмаки. Для похода выдавали сапоги, а в плохую погоду — плащ-епанчу с двойным воротником.

Армейские и гвардейские части отличались по цвету формы: семеновцы носили красно-синюю, преображенцы — красно-зеленую. Для офицеров также были пошиты галстуки-банты, которые завязывали вокруг шеи, спуская концы на грудь. цвета отличались для разных чинов и родов войск.

Форма офицеров отличалась более богатым декором: расшитые золотые галуны на треуголке и кафтане, шелковые разноцветные шарфы с кистями (цвета российского флага) и другие. Однако она отличалась узким покроем и неудобством при ношении.

Литература

Потёмкинская форма

К 1786 году в русской армии произошли удивительные изменения. По инициативе светлейшего князя Потёмкина установили новый образец полностью продуманной формы, не имевшей никакой связи с прежними традициями, в качестве особого военного наряда. Выглядело новшество весьма необычно. Вместо привычных кафтанов, камзолов и кюлотов солдаты надели короткие куртки длиной до середины бедра, шаровары и каску. Парик отменили.

Несмотря на декларируемую практичность, форма получилась скорее неудачной. Поэтому, как только представилась возможность, русская армия предпочла избавиться от продукта творчества Потёмкина. Куртка, будучи довольно узкой, сохраняла недостаток старых мундиров, но при этом оказалась слишком короткой — отчего в холодную погоду, весьма свойственную России, нижняя часть тела неизменно мёрзла.

Солдаты сводных гренадерских батальонов, 1788 год

Отмена париков привела к необходимости вместо очень короткой стрижки(под парик носили волосы длиной буквально четыре-пять миллиметров) отращивать более длинные волосы и постоянно ухаживать за ними. Но самой неудобной оказалась каска: тяжелее, нежели старая треугольная шляпа, с большим гребнем, который при любом ветре превращался в парус, норовящий сдуть каску с головы — этот головной убор стал типичным примером того, что кабинетные теории плохо соотносятся с жизненной практикой. К тому же каска оказалась ещё и ощутимо дороже шляпы, а содержать её в порядке стоило немалых сил.

Удобство ношения: 3

Заключение

Много прошло лет со времен первых попыток создания сонников. Древнегреческие философы стали родоначальниками научно обоснованных толкований снов на основе знаний о человеческой психологии. Шли года, один век сменял другой, но интерес к сновидениям двигал людей к описанию все новых и более объемных трактовок. Всегда стоит в них заглянуть. А вдруг…

Сонник: толкование снов по алфавиту

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Э
  • Ю
  • Я

Популярные запросы: Больница, Клубника, Мухи, Наводнение, Паутина, Новорожденный ребенок, Блохи, Яйца, Виноград…

Сонник по числам и дням недели

Cон с Воскресенья на Понедельник

Cон с Понедельника на Вторник

Cон со Вторника на Среду

Cон со Среды на Четверг

Cон с Четверга на Пятницу

Cон с Пятницы на Субботу

Cон с Субботы на Воскресенье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector