«чинук»
Содержание:
- Реакция
- Британские и американские единицы
- Эксплуатанты
- Примечания
- История появления CH-47
- Спецификации
- Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов
- Туляремия
- Описание
- Первая советская амфибия ГАЗ-46
- Боевое применение
- Объект 279 (р) — КАК ТАНКУЕТ ? КУДА ПРОБИВАТЬ
- Примечания
- Тактико-технические характеристики
- Тактико-технические характеристики
- Примечания
- Угольный эквивалент энергии, условное топливо
- Боевое применение
- Прочие значимые происшествия
Реакция
Командующий ВВС Великобритании сэр Уильям Раттенruen (англ. William Wratten) назвал катастрофу крупнейшей катастрофой мирного времени с участием ВВС Великобритании, когда-либо случавшейся; ещё один из журналистов отметил, что эта катастрофа стала ударом для правительства Джона Мейджора (англ. John Major) и временно парализовала деятельность британских военных по борьбе против ирландских повстанцев.
Гибель элиты британских специалистов по разведке и отсутствие свидетелей при туманной погоде стали причиной появления слухов о теориях заговора и обвинений в адрес британских военных в сокрытии истинной информации. По одной из версий, сверхзвуковой самолёт ВВС США якобы создал зону турбулентности, куда попал вертолёт «Чинук»; по другой версии, вертолёт был умышленно направлен в гору в связи тем, что британские власти начали переговоры о мирном урегулировании конфликта в Северной Ирландии.
Британские и американские единицы
Эксплуатанты
Военные
Страны-пользователи вертолёта CH-47 Chinook
-
Аргентина
- Армейская авиация Аргентины — 3 ед.
- ВВС Аргентины — 3 ед. (списаны в 2004)
- Австралия — 4 CH-47D и 7 CH-47F, по состоянию на 2016 год
- Великобритания — 38 CH-47D, 8 CH-47SD и 12 CH-47F, по состоянию на 2016 год 2 CH-47F ожидают поступления по контракту 2011года
Трофейный южновьетнамский CH-47 в музее Вьетнама
- Вьетнам
- Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
- Голландия — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2016 год Дополнительно, в 2015 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2019 г.
- Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год
- Индия — в 2015 году заказано 15 CH-47F
- Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год
- Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2016 год
- Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2016 год Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.
- Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2016 год
- Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2016 год
- Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2016 год
- ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2016 год
- Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год
- США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год
- Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2016 год
- Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2016 год
- Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2016г
- Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год
- Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2016 год
Примечания
- ↑ Jane’s, 2004.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 июня 2016.
- ↑
- ↑ Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
- Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
- «Still, the official figures suggest the magnitude „Made in USA“ arsenal in Vietnamese hands (in addition to Hanoi’s Soviet and Chinese-supplied arms): 51 F-5A jet fighters, 22 F-5E jet fighters-bombers, 113 A-37 twin engine jet light-atack bombers, 36 A-1 propeller-driven attack fighters (Skyraiders), 40 C-119 propeller troop transports, 10 C-130A turboprop transports, 36 C-47 propeller transports (used as gunships, etc.), 159 O-1 and O-2 observation aircraft, 430 Huey light helicopters, 36 CH-47 heavy transport helicopters, 80 sel-propelled 175-mm. artillery guns, 250 150-mm. „Long Tom“ howitzers, 1000 105-mm. howitzers, 2,200 M-113 armored personnel carriers, 300 M-48/A3 tanks, 42,000 trucks, 47,000 M-79 grenade launchers, 63,000 light anti-tanks weapons, 15,000 M60 machine guns, 12,000 60-mm., 81-mm., and 90-mm. mortars, 791,000 M16 rifles, 857,000 rifles of other types, 90,000 .45-caliber pistols, 48,000 radios, 940 naval ships and craft (mostly landing ships), 130,000 tons of ammunition. The War We Left Behind.» Tad Sculz. New York Magazine. January 16, 1978. P.30-32.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 июня 2014.
- Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
- ↑
- Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
- Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
- ↑
- The Military Balance 2016,p.233
- The Military Balance 2016,p.153
- The Military Balance 2016,p.162
- The Military Balance 2016,p.104
- The Military Balance 2016,p.123
- The Military Balance 2016,p.160
- . www.armstrade.org. Дата обращения: 26 марта 2019.
- The Military Balance 2016,p.328,330
- The Military Balance 2016,p.140
- The Military Balance 2016,p.111
- The Military Balance 2016,p.159
- The Military Balance 2016,p.302
- The Military Balance 2016,p.343
- The Military Balance 2016,p.346
- The Military Balance 2016,p.359
- The Military Balance 2016,p.288
- The Military Balance 2016,p.41
- The Military Balance 2016,p.293
- The Military Balance 2016,p.291
- The Military Balance 2016,p.268,269
- The Military Balance 2016,p.261,263
- Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
История появления CH-47
Создание “Чинука” – история довольно простая и краткая, без трагических эпизодов.
В 1956 армия США выразила желание заменить вертолёт CH-37 с поршневыми моторами новой машиной с газотурбинным двигателем. Позже требования расширились – «вертушка» должна была заменить грузовые H-21 и H-34, при этом имея возможность перебрасывать до 15 десантников.
Создатель геликоптера H-21 – фирма Piasecki Helicopter (к этому времени переименованная в Vertol), уже разрабатывала прототип нового вертолёта – V-107, и он военных устраивал. Но, в итоге V-107 сочли слишком лёгким для транспортных задач и слишком тяжёлым – для штурмовых.
V-107 всё-таки попал на вооружение ВМС США и Корпуса Морской Пехоты под названием CH-46.
Новый, более крупный и мощный вертолёт фирмы Vertol получил внутреннее обозначение V-114, и “военное” – HC-1B.
В первый полёт “модель 114” отправилась в сентябре 1961, после покупки компании фирмой Boeing. Уже в 1962 V-114 приняли на вооружение, переименовав в CH-47. А возникшая традиция называть вертолёты в честь индейских племён принесла CH-47 ещё одно имя – “Чинук”.
Спецификации
Чертеж плана СН-47
Параметр | Данные CH-47A Chinook | Данные CH-47D Chinook | Данные с CH-47F Super Chinook |
---|---|---|---|
Тип | Среднетоннажный транспортный вертолет | ||
полная длина | 29,90 м | 30,10 м | |
Длина корпуса | 15.54 кв.м. | 15,84 м | |
Диаметр ротора | 17,98 м | 18.29 кв.м. | |
высота | 5,70 м | 5,77 м | |
Пустая масса | 7,770-8,145 кг | 10,185 кг | 11550 кг |
Максимум | 14970 кг | 22 680 кг | 22,688 кг |
Максимальная скорость | 298 км / ч | 315 км / ч | 302 км / ч |
Скорость марша | 265 км / ч (макс.) | 220 км / ч | 291 км / ч |
Практический потолок | 2895 кв.м. | 5640 кв.м. | 6090 кв.м. |
Плавающая высота | неизвестно с экранным эффектом : 2500 м |
|
|
Скорость подъема | 8,1 м / с | 7,7 м / с | 9,38 м / с |
Использовать радиус | 184 км | 741 км | ок. 370 км |
Диапазон передачи | 1600 км | 2060 км | неизвестный |
Полезная нагрузка | неизвестный | до 12700 кг | до 10,886 кг |
Двигатель | две валовые турбины Lycoming T55-L-5 или -L-7 | две валовые турбины Lycoming T55-GA-712 | два АллайдСигнал -T55-714A вала турбины |
макс. мощность | 2 × 1640 или 1975 кВт | 2 × 2796 кВт | 2 × 3529 кВт |
Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов
В таблице приведены основные данные “Чинука”, сравнивая его с ближайшими отечественными и зарубежными аналогами. Малосерийные и опытные вертолёты не учитываются.
Параметр | CH-47 E | CH-53 D | Ми-6 | SA.321 SuperFrelon |
Длина фюзеляжа, мм | 1554 | 20470 | 33160 | 19400 |
Высота, мм | 5770 | 5220 | 9160 | 6660 |
Диаметр основного винта, мм | 18590 | 22020 | 35000 | 18900 |
Длина грузового отсека, мм | 9200 | 9140 | 12000 | 7000 |
Ширина грузового отсека, мм | 2290 | 1980 | 2500 | 1830 |
Высота грузового отсека, мм | 1980 | 2290 | 2650 | 1900 |
Максимальная скорость, км/ч | 298 | 307 | 340 | 249 |
Вес груза в кабине, кг | 8164 | 13608 | 12000 | 6700 |
Вес груза на подвесе, кг | 10341 | 9072 | 8000 | 5000 |
Дальность полета, км | 2026 | 1641 | 1450 | 1020 |
Потолок, м | 3215 | 2195 | 2250 | 2170 |
Пассажировместимость | до 55 | до 55 | до 90 | до 37 |
Вооружение | 3 x 7.62мм пулемёта | 2 х 12.7мм пулемёта | 1 х 12.7мм пулемёт | 1 х 20мм пушка |
Главным конкурентом “Чинука” стал его же соотечественник — вертолёт конструкции Сикорского CH-53. Когда морская пехота ощутила потребность в тяжёлых геликоптерах, именно CH-53 вышел победителем объявленного конкурса. А флот применял эти вертолёты, как противолодочные.
Вертолёт CH-53
Французский вертолёт SuperFrelon (Сверх-шершень), не уступая CH-47, оказался мало востребован, применялся, прежде всего, флотами нескольких стран, хотя Китай даже наладил его лицензионное производство. Выбор “Шершня” вооружёнными силами ЮАР вообще объясняется просто. Франция не была членом НАТО, а потому могла продавать южноафриканцам военную технику.
Единственный представитель — Як-28, поставил два мировых рекорда, за весь срок эксплуатации не произошло ни одной катастрофы с его участием. Но «тираж» в сорок штук (по другим данным — пятьдесят) — это кроха на фоне тысячи с лишним CH-47.
Зато массовым стал тяжёлый одновинтовой Ми-6. Он обладал впечатляющими характеристиками, поставил 16 мировых рекордов, но проиграл CH-47 в долговечности и распространён был не столь широко. И в бою «Hook» (НАТОвское обозначение Ми-6) применялся ограниченно.
Вертолёт МИ-6
Само по себе это ни о чём не говорит, но на фоне впечатляющих заслуг «Чинука» преимуществом не выглядит. Потомок «Крюка» — гигант Ми-26, вместимостью и грузоподъёмностью превзошёл CH-47 настолько, что его даже можно считать представителем уже другого класса.
Туляремия
Описание
Читая описания чинука, не забывайте, что это рабочий пёс и выведен он специально, чтобы трудиться на суровом Севере.
Телосложение у собаки атлетическое. У неё отменная гибкость. Она отлично сбалансированная. Больше похожа на ретривера, чем на северные породы: лаек или шпицев. Сейчас нет какого-то официально утверждённого стандарта для чинуков.
В холке животное от 53 до 68 см.
- По весу питомцы бывают до 42 кг.
- У чинука шерсть может быть светлого золотистого оттенка, золотисто-палевой или медовой. Хорошо, когда есть отметины тёмного цвета на ушах с мордой и хвосте.
- У этой породы собак нет пышного воротника или штанишек, как у шпицев, лаек. Шерсть у них по длине средняя, прилегающая к телу. Немного более длинной она будет на шее и ниже спускается к груди. У собак густой подшёрсток с рыжим оттенком.
- Уши у чинуков висят, а у большинства ездовых псов они прямостоящие.
- Кобели немного больше сук и когда рядом стоит 3 и более разнополых собак, можно понять где кобели и суки?
Оценка характеристик и информация
Первое, что бросается в глаза, это размеры чинука:
- рост в холке — 60-68 см;
- вес — 37-46 кг;
Такие параметры стали необходимостью, ведь порода выводилась как ездовая. Для этого у неё мощная шея, прямая, мускулистая спина и сильные лапы. Предрасположенность к тяжёлой работе также выдаёт развитая мускулатура плечевого пояса, грудной клетки. Чинук — атлетичная, гибкая, сбалансированная порода, которая кардинально отличается от знаменитых коллег — лаек — плавностью движений и грациозностью.
С 2009 года чинуки признаны символом штата Нью-Гемпшир в США. Но несмотря на статус «рабочих лошадок», эти собаки очень красивы. Их шерсть переливается всеми оттенками золота: от светло-медового до оранжево-красного, создавая впечатление тепла и уюта. Она не отличается густотой или длиной, а хорошо прилегает к телу, согревая. Подшёрсток плотный, отливает рыжиной.
Присмотревшись, на черченых скулах, подтянутом животе или на пальцах лап можно увидеть белые участки. А вот на ушах, морде, хвосте проступают чёрные пятна. Такая угольно-чёрная подводка подчёркивает глаза. Голова у чинука круглая, слегка сужающаяся к чёрной мочке носа. Висячие уши средней длины — ещё одно отличие от типичных северных пород. Такое строение морды обеспечивает им острый слух и развитое обоняние.
Сегодня официальный стандарт породы отсутствует ввиду её малочисленности, однако её представители с первой встречи завоёвывают симпатии, поэтому вполне возможно, что в скором времени популяция восстановится.
Плюсы и минусы породы
Как и любая другая порода, чинук имеет свои достоинства, которые выделяют его среди остальных животных.
Он считается хорошим другом, поскольку характеризуется особой преданностью и любовью к хозяину. Собаки этой породы очень привязываются к человеку и сохраняют такое отношение на всю жизнь.
Эти животные очень выносливы и сильны, они легко переносят холода.
Чинук способен хорошо ориентироваться в тяжелых условиях, оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения, что указывает на его чрезвычайный острый ум.
Породе характерно отсутствие агрессии, применить ее животное может лишь в качестве защиты.
Собакам присущи доброта и дружелюбность. Они с легкостью налаживают контакты с детьми и другими домашними животными.
Собака отличается храбростью, может защитить себя и хозяина.
К минусам данной породы можно отнести довольно позднее взросление. Вполне зрелые собаки способны дурачиться и гонять кошек, как щенки.
Численность
Сейчас порода признается наиболее редкой во всём мире, но даже когда её представители были на пике своей популярности, их численность составляла не больше трехсот особей.
А в 1966 году упала до 125, в 1978 году – до 28.
Роль для США
Благодаря клубам, которые стали защищать этих собак они всё ещё существуют. Но эта порода не была признана ни одной кинологической организации из-за их малочисленности.
В 2009 году представители породы стали новым символом штата Нью-Гэмпшир в США.
Первая советская амфибия ГАЗ-46
Боевое применение
Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме
Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.
США
За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A
Всего использовалось 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Потеряно по боевым и эксплуатационным причинам, по разным данным, от 170 до 200 машин (из них 136 из состава армии США) Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами Несколько десятков «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.
За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.
В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.
25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер» поставленного американцами ещё против советских вертолётов подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».
Италия
Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.
Иран
В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.
Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.
Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж.
Фолклендская война
Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — . Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.
Объект 279 (р) — КАК ТАНКУЕТ ? КУДА ПРОБИВАТЬ
Вы можете, конечно, пытаться продолбить этот сверхбронированный агрегат фугасами, однако лучше иметь при себе мощные голдовые снаряды. Попытки пролома вы можете наблюдать в видео на имеющиеся в YouTube.
Примечания
- ↑ Jane’s, 2004.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2016.
- ↑
- ↑ Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
- Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
- «Still, the official figures suggest the magnitude „Made in USA“ arsenal in Vietnamese hands (in addition to Hanoi’s Soviet and Chinese-supplied arms): 51 F-5A jet fighters, 22 F-5E jet fighters-bombers, 113 A-37 twin engine jet light-atack bombers, 36 A-1 propeller-driven attack fighters (Skyraiders), 40 C-119 propeller troop transports, 10 C-130A turboprop transports, 36 C-47 propeller transports (used as gunships, etc.), 159 O-1 and O-2 observation aircraft, 430 Huey light helicopters, 36 CH-47 heavy transport helicopters, 80 sel-propelled 175-mm. artillery guns, 250 150-mm. „Long Tom“ howitzers, 1000 105-mm. howitzers, 2,200 M-113 armored personnel carriers, 300 M-48/A3 tanks, 42,000 trucks, 47,000 M-79 grenade launchers, 63,000 light anti-tanks weapons, 15,000 M60 machine guns, 12,000 60-mm., 81-mm., and 90-mm. mortars, 791,000 M16 rifles, 857,000 rifles of other types, 90,000 .45-caliber pistols, 48,000 radios, 940 naval ships and craft (mostly landing ships), 130,000 tons of ammunition. The War We Left Behind.» Tad Sculz. New York Magazine. January 16, 1978. P.30-32.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июня 2014.
- Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
- ↑
- Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
- Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
- ↑
- The Military Balance 2016,p.233
- The Military Balance 2016,p.153
- The Military Balance 2016,p.162
- The Military Balance 2016,p.104
- The Military Balance 2016,p.123
- The Military Balance 2016,p.160
- The Military Balance 2016,p.326
- . www.armstrade.org. Дата обращения 26 марта 2019.
- The Military Balance 2016,p.328,330
- The Military Balance 2016,p.140
- The Military Balance 2016,p.111
- The Military Balance 2016,p.159
- The Military Balance 2016,p.302
- The Military Balance 2016,p.343
- The Military Balance 2016,p.346
- The Military Balance 2016,p.359
- The Military Balance 2016,p.288
- The Military Balance 2016,p.41
- The Military Balance 2016,p.293
- The Military Balance 2016,p.291
- The Military Balance 2016,p.161
- The Military Balance 2016,p.268,269
- The Military Balance 2016,p.261,263
- Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
Тактико-технические характеристики
Британский CH-47 перевозит катер с морскими пехотинцами на учениях
Приведённые характеристики соответствуют модификации MH-47E.
Источник данных: Jane’s .
- Технические характеристики
- Экипаж: 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)
- Пассажировместимость: 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими
- Длина: 30,14 м
- Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)
- Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)
- Высота: 5,59 м
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²
- База шасси: 7,87 м
- Масса пустого: 12210 кг
- Нормальная взлётная масса: 22680 кг
- Максимальная взлётная масса: 24494 кг
- Масса полезной нагрузки: 12284 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг
- Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)
- Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714
- Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с.
(2 × 3108 кВт)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 285 км/ч
- Крейсерская скорость: 259 км/ч
- Боевой радиус: 935 км
- Перегоночная дальность: 2333 км
- Практический потолок: 3090 м
-
Статический потолок:
- с использованием эффекта земли: 1675 м
- без использования эффекта земли: 2985 м
- Скороподъёмность: 9,35 м/с
- Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)
- Вооружение
Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)
Габариты грузовой кабины
- Длина: 9,19 м
- Ширина: 2,51 м
- Высота: 1,98 м
- Площадь пола: 21,0 м²
- Полезный объём: 41,7 м³
Тактико-технические характеристики
Британский CH-47 перевозит катер с морскими пехотинцами на учениях
Приведённые характеристики соответствуют модификации MH-47E.
Источник данных: Jane’s .
- Технические характеристики
- Экипаж: 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)
- Пассажировместимость: 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими
- Длина: 30,14 м
- Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)
- Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)
- Высота: 5,59 м
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²
- База шасси: 7,87 м
- Масса пустого: 12210 кг
- Нормальная взлётная масса: 22680 кг
- Максимальная взлётная масса: 24494 кг
- Масса полезной нагрузки: 12284 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг
- Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)
- Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714
- Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 285 км/ч
- Крейсерская скорость: 259 км/ч
- Боевой радиус: 935 км
- Перегоночная дальность: 2333 км
- Практический потолок: 3090 м
-
Статический потолок:
- с использованием эффекта земли: 1675 м
- без использования эффекта земли: 2985 м
- Скороподъёмность: 9,35 м/с
- Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)
- Вооружение
Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)
Габариты грузовой кабины
- Длина: 9,19 м
- Ширина: 2,51 м
- Высота: 1,98 м
- Площадь пола: 21,0 м²
- Полезный объём: 41,7 м³
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑ McMullon 1998
- House of Commons 2011, p. 16.
- Brookes 1996, p. 58
- ↑
- House of Commons 2011, p. 9.
- House of Commons 2011, p. 8.
- Brookes 1996, p. 59
- Campbell 2004, p. 197.
- House of Commons 2011, p. 24.
- House of Commons 2011, p. 78.
- House of Lords 2002, p. 4.
- ↑ House of Lords 2002, p. 7.
- House of Lords 2002, p. 10.
- House of Commons 2011, pp. 78–79.
- House of Commons 2011, p. 76.
- House of Commons 2011, p. 72.
- House of Commons 2011, p. 69.
- House of Lords 2002, p. 23.
- House of Commons 2011, p. 22.
- House of Commons 2011, p. 71.
- House of Commons 2011, pp. 7–8.
- House of Commons 2011, pp. 71, 84–85.
- Hill, David. Their Greatest Disgrace – The Campaign to Clear the Chinook ZD576 Pilots. Nemesis Books, 2016. ISBN 1-52620-446-0.
Угольный эквивалент энергии, условное топливо
Боевое применение
Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме
Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.
США
За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A
Всего США использовались 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами.
70 таких вертолётов, начиная с 1972 года. получил Южный Вьетнам.
В ходе всей вьетнамской войны только лишь США, по разным данным, потеряли от 170 до 200 CH-47 (из них 136 из состава армии США) Потери «Чинуков» Южного Вьетнама неизвестны. 36 «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.
За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.
В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.
25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».
Италия
Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.
Иран
В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.
В 1978 году два иранских «Чинука» были сбиты советскими истребителями МиГ-23 на границе.
Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.
Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж.
Фолклендская война
Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.
Прочие значимые происшествия
- Инцидент с иранскими «Чинуками» (1978)
- 11 сентября 1982 года на авиашоу в Мангейме (Германия) разбился американский CH-47C (серийный номер 74-22292), несущий парашютистов. Погибли 46 человек. Причиной стала блокировка смазки подшипников трансмиссии из-за накопления измельчённой скорлупы грецкого ореха, использовавшейся для чистки механизмов.
- 6 ноября 1986 года британский «Чинук» компании , возвращаясь с платформы месторождения Брент в Северном море, после взрыва рухнул в море в четырёх километрах к востоку от аэропорта Самборо. 45 человек погибло, двое были спасены вертолётом береговой охраны.
- 30 марта 1987 года CH-47C ливийских ВВС был угнан в Египет.
- В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км с одной дозаправкой в воздухе.
- 2 июня 1994 года по невыясненной причине «Чинук» Королевских ВВС Великобритании врезался в склон мыса Малл-оф-Кинтайр. Погибли все 4 члена экипажа и 25 пассажиров, сотрудников MI5.
- 29 мая 2001 года «Чинук» южнокорейской армии при установке скульптуры на в Сеуле задел её несущим винтом. Фюзеляж разломился, одна часть упала в реку, вторая — на мост и загорелась. Все три члена экипажа погибли.
- 11 сентября 2004 года «Чинук», принадлежавший греческой армии, потерпел крушение в северной части Эгейского моря. Погибло 17 человек.