Boeing ch-47 chinook
Содержание:
- Уход за чинуками и их содержание
- 2000–2005
- Официальная реакция и соболезнования
- История
- История
- Боеприпасы
- Первая советская амфибия ГАЗ-46
- Биография
- Модификации вертолёта CH-47
- Ссылки
- Характеристика
- Компьютерные технологии в ЦЕРН
- Характер ездовой собаки
- История разработки
- Гюйс Советского Союза
- ДОВЕРЬСЯ МНЕ. ТРЕНИНГ.ФОТО.
- Расследования
- Модификации
- Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов
- Боевое применение
- Примечания
Уход за чинуками и их содержание
Чинук — собака, ориентированная на условия Севера. Она абсолютно не боится мороза, а в умеренных широтах ей попросту жарко. Трудно представить, чем пёс может заняться в городской квартире или вольере. Это рабочая собака, которой необходимы физические нагрузки.
Чинук не боится ни снега, ни мороза, ему не нужно создавать тепличных условий обитания
Правда, если вы всё же решите завести чинука, не возлагая на него тяжёлой работы, тренировать его следует постепенно. До 1 года вообще лучше не нагружать пса, а затем готовьтесь к длительным прогулкам и даже пробежкам (вполне подойдёт, если хозяин будет ехать на велосипеде). Лучше, если такой выгул будет ежедневным, иначе пёс попросту заскучает.
Идеально подошёл бы для собаки этой породы частный дом, где питомцу следует оборудовать место на улице. Это даже не обязательно должна быть будка, вполне хватит навеса с козырьком или веранды. Главное, чтобы место обитания было сухим, а вот тёплым — необязательно, густой мех чинука позволяет выдерживать жестокие морозы, поэтому не стоит изнеживать собаку.
Купать чинука часто не нужно, двух-трёх раз в год будет достаточно. Тут надо помнить о густом подшёрстке собаки, который будет долго сохнуть. Поэтому процедуру лучше проводить в тёплое время года на улице, либо в доме, но после купания обсушить питомца феном.
Уход за ушами и зубами не отличается от такового у остальных собак (и то, и другое следует чистить раз в неделю). Когти стригут только в том случае, если они не стачиваются о грунт самостоятельно, но проверять их на сколы и трещины нужно регулярно (хотя бы раз в неделю), особенно если собаку выгуливают по каменистой местности.
Кормление чинуков не имеет никаких особенностей. Как и для других собак, основу рациона должно составлять мясо (перемороженное и отваренное), к которому добавляются овощи и фрукты (можно в свежем виде), крупы (рис и гречка), кисломолочные продукты. При натуральном типе кормления потребуются витаминно-минеральные добавки, которые порекомендует ветеринар.
Проще кормить чинука готовым кормом, который следует выбирать рангом не ниже премиум класса (а если питомец ведёт активную жизнь или работает, то и суперпремиум класса). Следует выбирать продукцию, предназначенную для крупных собак:
-
Brit Care Adult Large Breed Lamb and Rice;
- Hill’s SP Canine Adult Large Breed Chicken;
- Nature’s Protection Dog Maxi Adult;
- Brit Care Dog Show Champion;
- Dog Chow Adult Large Breed Turkey.
2000–2005
Дополнительные военные операции Израиля
- Конфликт между ферм Шебаа (7 октября 2000 г. — 12 июля 2006 г.) — Конфликт низкого уровня на ливано-израильской границе, предшествовавший войне 2006 года .
- Авиаудар по Айн-эс-Сахебу (5 октября 2003 г.) — операция ВВС Израиля против предполагаемого тренировочного лагеря палестинских боевиков в Айн-эс-Сахебе, Сирия .
Официальная реакция и соболезнования
Официальные лица Греции также выразили глубокие соболезнования в связи с трагедией. Премьер-министр Греции Костас Караманлис, выступая на открытии международной выставки в Салониках, сказал:
Это огромная потеря для православия и для всего греческого народа. |
Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул:
Патриарх Петр был не только самым молодым первоиерархом Православной Церкви, но и деятельным её руководителем. Мы горько оплакиваем эту потерю. С Патриархом меня связывали длительные дружеские отношения, и лишь несколько дней назад я принимал его у себя как гостя. Я глубоко соболезную семьям жертв трагического происшествия от своего лица и от имени Греческой Церкви, и молюсь, чтобы Господь упокоил их души со святыми и ангелами. |
Патриарх Константинопольский Варфоломей:
Мы погрузились в скорбь, получив неожиданное известие о гибели Патриарха Петра. От себя лично и от имени Вселенского Патриархата я хочу выразить глубокие соболезнования всем близким жертв этой трагедии». |
Патриарх Иерусалимский Ириней:
Как гром среди ясного неба застало нас горькое известие о гибели предстоятеля Александрийской Церкви господина Петра. Неисповедимы пути Господни». |
В послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Священному Синоду Александрийской Православной Церкви говорится:
До глубины души потрясены известием о безвременной трагической кончине Блаженнейшего Папы и Патриарха Петра и сопровождавших его архиереев, клириков и мирян Александрийской Православной Церкви. Эта страшная весть причинила острую боль от сознания невосполнимости этой потери. Ещё недавно, принимая у себя трагически погибших Предстоятеля и собратьев-архиереев, Мы наслаждались дружеским общением. Сегодня же Наш ум отказывается верить, что их уже нет среди нас. Нет слов, могущих выразить меру Нашей горечи, и не было бы предела отчаянию, если бы не спасительная вера наша в Жизнодавца Господа, Который „не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы“ (Лк. 20. 38). К Нему Мы обращаемся в эти скорбные минуты с горячей молитвой и просим даровать новопреставленным блаженное упокоение и вечную память. От лица всей Русской Православной Церкви приносим Наши глубокие соболезнования и сопереживания осиротевшей Александрийской Православной Церкви. |
12 сентября премьер-министр Греции Костас Караманлис объявил об отставке командующего греческими ВВС генерал-лейтенанта Панайотиса Папаниколау, который, по заявлению премьер-министра, обязан нести личную ответственность за аварию и необеспечение своевременных и должных поисково-спасательных мероприятий.
В связи с трагедией, греческое правительство объявило трёхдневный траур.
В память трагически погибших в авиакатастрофе Александрийского Патриарха Петра VII и сопровождавших его митрополитов и клириков в Александрии был построен Парекклисион во имя апостола Марка и святителя Нектария Эгинского, освящение которого состоялось 25 ноября 2012 года.
История
Порода собак чинук имеет очень необычную и трогательную историю. Почему необычную? Да потому что она происходит от одной единственной собаки, которая использовалась первопроходцами Юкона – закалёнными в боях со снежной стихией путешественниками. Почему трогательную? Потому что этот пёс потерялся на тех самых бескрайних снежных просторах, при загадочных обстоятельствах.
Чинук – это довольно редкая порода, которая берёт своё начало от ездовых собак – хаски был скрещен с собакой, напоминающей мастифа. Так и родился большой, желтый пес с широкой мордой и висящими по бокам головы ушами, которой известный путешественник и участник первой антарктической экспедиции Берда Артур Уолден, дал кличку Чинук. Собственно, название породы происходит от имени первого её представителя.
Чинук был любимцем Артура Уолдена, и, можно сказать, они были неразлучны. Фактически, Чинук сопровождал Уолдена не только на Северном полюсе, но и в Новой Англии, где он 1924 году организовывал Клуб собачьих упряжек. В 1929 году состоялась первая антарктическая экспедиция Берда, в которой Уолден был главным тренером и погонщиком собак, и его любимый пес Чинук, конечно же, принимал участие в экспедиции.
К тому моменту собаке исполнилось 12 лет, однако, она все еще была полна сил. Из экспедиции Чинук не вернулся – в одно утро после дикой ночной вьюги его просто не оказалось. Хотя, на этот счет есть и другие мнения. В частности, высказывались предположения, основанные на том факте, что у членов экспедиции оставалось крайне мало еды, и они, возможно, вынуждены были пустить в расход некоторых из своих собак. А так как Чинук уже был немолод, он вполне мог оказаться в их числе.
Как бы то ни было, за 12 лет своей жизни от него родилось немало потомства, и на протяжении 23 лет – с 1940 по 1963 год, разведением собак этой породы занимались Джулия Ломбард и Перри Грин. Однако, после их смерти, популяция начала катастрофически сокращаться. В 1981 году в живых оставалось лишь 11 собак этой породы. Заводчики Америки не допустили вымирания породы, и через 10 лет насчитывалось уже около 100 особей.
Свою первую официальную регистрацию порода чинук получила в UKC, в 1991 году. В 2013 году, порода чинук получила статус рабочей, и стала 176-й породой АКС (Американский Кеннел Клуб). Сейчас в мире насчитывается до 1000 чинуков.
История
Боеприпасы
Из помпового ружья можно стрелять как дробовыми патронами, так и пулями. Наиболее распространен 12-й калибр, гораздо меньше 10, 16, 20 и 36 (.410) калибры. Наша оружейная промышленность пока освоила 12-й (ИЖ-81, ТОЗ-94, ТОЗ-194) и 16-й (Бекас) калибры.
12-й калибр на международном рынке встречается трех типоразмеров: 12×70 (2 3/4 дюйма), 12×76 (3 дюйма) — Магнум и 12×89 (3 1/2 дюйма) — Супер Магнум. Общая эффективность выстрела, как и отдача воспринимаемая стрелком, растет с увеличением этих параметров. На каждый ствол наносится клеймение, содержащее информацию и о том, какие патроны разрешено в нем применять. В стволе с патронником длиной 70 мм невозможно использовать патроны с гильзой 76 или 89 мм. Ствол с клеймением 12×70 и 12×76 позволяет использовать оба типа патронов и т.д.
Первая советская амфибия ГАЗ-46
Биография
Модификации вертолёта CH-47
Грузовые варианты “Чинука”, от CH-47 A до F, отличались друг от друга установкой более мощных моторов, повышением грузоподъёмности, совершенствованием электроники. У вертолётов серии F, кроме того, фюзеляж новой конструкции, упрощающий обслуживание.
Модификация MH-47D должна обеспечивать действия спецвойск. 12 штук получил 160-й авиаполк специального назначения. Их оснастили системой дозаправки в воздухе и устройством для спуска десанта на тросах.
Следующая серия, E, имела увеличенную дальность полёта, новую авионику. Построили 26 единиц. В середине 90-х Королевские ВВС заказали свой вариант “Чинука” для спецопераций — Chinook HC3. Собрано было восемь таких вертолётов, но из-за проблем с авионикой их переделали в транспортные.
Удовлетворяя нужды японских сил самообороны, по лицензии производили модель CH-47 J с другими двигателями и авионикой.
Гражданские «Чинуки» обозначили индексом “модель 234”. Имелись три варианта: пассажирский, транспортный, грузопассажирский. Пассажирские CH-47 могли перевозить 44 пассажира, сиденья внутри устанавливались в четыре ряда.
“Цивильное” исполнение «Чинуков» серии D стало называться “модель 414”.
В 1965-ом четыре “Чинука” переоборудовали в тяжёлые ударные вертолёты ACH-47. Три таких штурмовика, мощно вооружённых и защищённых бронёй, направили во Вьетнам — проходить войсковые испытания, но логистические трудности застопорили программу. Воевавшие вертолёты были потеряны в бою, а единственный сохранившийся по сей день используется, как учебный.
Ссылки
Характеристика
Порода относится к сравнительно новым, выведена она в Нью-Хэмпшире (США) и считается исключительно американской. Больше нигде в мире этих собак не разводят. Свое название получила от клички ездового пса Чинука – любимца основоположника породы Артура Уолдена. Появлению таких собак способствовала потребность в выносливых ездовых псах, которые бы обладали высокой работоспособностью и имели хорошую скорость в беге. Для создания породы использовали животных разных видов и впервые чинуки приняли участие в полярной экспедиции, которую возглавил генерал Берд.
В ходе путешествия они продемонстрировали свои необычные способности, транспортируя тяжелый груз на длительные расстояния, показывая при этом довольно высокую скорость. Когда исчезла необходимость в использовании собак в грузоперевозках, и без того малочисленное количество собак значительно сократилось. Порода не пропала лишь благодаря стараниям организованного в 50-е годы прошлого века Клуба любителей чинук, который существует и сегодня. Эта организация является единственной в мире, которая занимается разведением и контролем породы, являющейся все равно самой малочисленной. Несмотря на все старания членов Клуба, международная ассоциация кинологов все еще не признала эту породу официально.
Первоначально порода предназначалась исключительно для работы в упряжке, но благодаря тому, что в качестве прародителей были использованы разные виды собак, животные обладают разными качествами. Главным образом их используют как ездовых, для транспортировки грузов, но они также отлично подходят в качестве компаньонов. В выставках и конкурсах представители породы не могут принимать участие, поскольку не признаны официально, но они хороши в роли домашних любимцев, особенно для людей, которые ведут активный образ жизни, любят длительные прогулки и путешествия. В таких мероприятиях чинук станет верным компаньоном и помощником.
Как такового стандарта не существует, но к основным характеристикам породы можно отнести:
- рост – 55-68 см;
- вес – 29-42 кг;
- крепкое телосложение с глубокой поджарой грудью и сильной спиной;
- хорошо развитую мускулатуру тела, сильные конечности;
- небольшую голову с удлиненной мордой, сильную прямую шею;
- висячие уши средних размеров;
- темные глаза с черной окантовкой;
- плотно прилегающую шерсть с мягким подшерстком, который отдает легким рыжим отливом;
- окрас преимущественно золотисто-палевый, но может быть в некоторых местах более светлым;
- самцы выделяются большими размерами, нежели самки.
Компьютерные технологии в ЦЕРН
Помимо открытий в области физики, ЦЕРН прославился тем, что длительное время был одним из передовых инженерных центров, создававших принципиально новые разработки и стандарты в сфере компьютерных технологий что привело к созданию интернета.
Создание и сопровождение промышленных стандартов в сфере управления оборудованием
Созданный в 1961ом году в рамках ЦЕРН Европейский Комитет по cтандартам в ядерной электронике (ESONE) разработал и внедрил такой широко известный стандарт крейтовых систем как КАМАК. Так же он, совместно с американскими исследователями, принял активное участие в разработке предназначенного для замены стандартов NIM и КАМАК стандарта FASTBUS,
Впоследствии, ESONE сосредоточился на поддержке использования уже существующих стандартов и поддержке и обеспечении их взаимодействия с другими промышленными системами, такими как VMEbus, сменив расшифровку своей аббревиатуры с European Standards On Nuclear Electronics на European Studies On Norms for Electronics.
Всемирная паутина
В стенах ЦЕРН был предложен гипертекстовый проект Всемирная паутина. Английский учёный Тим Бернерс-Ли и бельгийский учёный Роберт Кайо, работая независимо, предложили в 1989 году проект связывания документов посредством гипертекстовых ссылок для облегчения обмена информации между группами исследователей, занимающихся проведением больших экспериментов на большом электрон-позитронном коллайдере (LEP). Первоначально проект использовался только во внутренней сети ЦЕРНа. В 1991 году Бернерс-Ли создал первые в мире веб-сервер, сайт и браузер. Однако Всемирная паутина становится действительно всемирной только когда были написаны и опубликованы спецификации URI, HTTP и HTML. 30 апреля 1993 года CERN объявил, что Всемирная паутина будет свободной для всех пользователей.
Ещё до создания Всемирной паутины, в начале 1980-х CERN стал пионером в использовании технологии интернета в Европе.
Грид и суперкомпьютерные вычисления
В конце 1990-х годов CERN стал одним из центров развития новой компьютерной сетевой технологии грид. CERN присоединился к разработкам сети GRID, решив, что подобная система, поможет сохранить и оперативно обработать огромный поток данных, которые появятся после запуска большого адронного коллайдера (LHC). Под руководством ЦЕРНа, пригласившего в качестве партнёров Европейское космическое агентство и национальные научные организации Европы, создаётся крупнейший сегмент сети системы — DataGRID.
В настоящее время CERN входит в крупный грид-проект Enabling Grids for E-sciencE (EGEE) и, также, развивает собственные грид-сервисы. Этим занимается специальное отделение, связанное с коллайдером — LHC Computing Grid.
Иная активность в компьютерной сфере
CERN также является одной из двух точек обмена интернет-трафиком в Швейцарии CINP (CERN Internet Exchange Point).
В CERN собирают и используют свой собственный дистрибутив операционной системы Linux — Scientific Linux.
Сотрудники ЦЕРН Джейсон Стокман, Энди Йен и Вэй Сун создали популярный сервис веб-почты с шифрованием ProtonMail.
Характер ездовой собаки
Чинук — отличный друг, ведь для него характеры:
преданность, верность. Эти собаки славятся особой чувствительностью и любовью по отношению к своему хозяину, поэтому в лице чинука человек приобретёт друга на всю жизнь;
Знаете ли вы? Собаки способны на любовь, схожую с человеческой. Когда они контактируют с понравившимися им людям или другими четвероногими, то их мозг выделяет окситоцин — гормон любви. Такой же вырабатывается у человека во время объятий и поцелуев.
- высокий уровень интеллекта. Порода создавалась для работы в тяжёлых условиях Севера, для этого животному необходимо уметь ориентироваться, анализировать обстановку и принимать верные решения в пути. В снежных метелях и непроглядной тьме человек был бессилен, и только собаки в упряжке обеспечивали его выживание;
- спокойствие. Влияние северных широт ощущается и в холодном, рассудительном темпераменте чинука. Ему чужда агрессия, он её проявляет только в качестве защиты, а также может нервничать при смене обстановки;
- доброта и дружелюбие. Этот прекрасный пёс найдёт общий язык и с детьми, и с домашними животными, в том числе и с другими собаками. Он плохо переносит одиночество, даже может заболеть из-за этого;
- молчаливость. Сторож из чинука неважный, эта порода редко лает. Но не стоит считать его при этом трусом. Такой пёс способен дать отпор любой угрозе, что нависла над ним или хозяином. Храбрость, вкупе с немалыми размерами, чаще всего обеспечивает чинуку победу над противником;
- активность и работоспособность. Изначально предполагалось, что эта собака должна часами мчаться по снегу с грузом за спиной. И хотя сегодня необходимость в подобном отпала, запас энергии остался.
Важно! Такая энергичность — достоинство и недостаток в одном, ведь не у каждого хозяина хватит времени и сил на долгие прогулки и тренировки. А без них животное себя плохо чувствует.
История разработки
Боинг CH-47 «Чинук» создали на основе «Модели 114», которая представляет собой двухвинтовой вертолет. В ней изменили не только оснащение, но и определенные конструкционные элементы. Над разработкой проекта трудилась фирма «Вертол». Работы по созданию проводили в 1958 году.
В 1960 г. фирма «Боинг» купила компанию «Вертол», и объявила об их слиянии. Все права на разработку «Чинука» теперь принадлежали новой организации. Первое название самолета было YCH-1B. После проведения летных испытаний воздушное военное судно переименовали в YCH-47A.
В 1965 году первые вертолеты этой модификации поступили на службу в ВВС США. С их помощью транспортировали военных.
Интересный факт! Во время Вьетнамской войны на таких вертолетах было перевезено с полей боя около 10 000 сбитых воздушных суден различной модификации.
Доставка такого груза выполнялась посредством внешних подвесок.
За все время производства было выпущено более 1200 экземпляров этой боевой единицы. Выпуск моделей осуществлялся не только в США. Разрешение на производство получили страны Италия и Япония. Первое государство выпустило больше 200 вертолетов «Чинук», Япония — 54 модели.
Гюйс Советского Союза
Советская власть использовала гюйсы и крепостные флаги времен империи до 1924 года, что было слегка удивительно на фоне тотального изменения исторических символов и названий. Затем штандарт претерпел ряд изменений:
- В 1924 году петровский рисунок гюйса был дополнен белым кругом посередине, в центре которого светила красная звезда с белым серпом и молотом в своей сердцевине.
- В 1932 году рисунок гюйса СССР был кардинально изменен. Знамя стало представлять собой красное полотнище, центр которого украшала большая пятиконечная звезда. В ее середину была помещена красная звездочка меньшего размера, внутри которой были перекрещенные белые молот и серп.
- В 1964 году последовало незначительное изменение внешнего вида гюйса — была смещена большая белая звезда со всем своим содержанием, а также был изменен ее размер.
Последний вариант просуществовал до 1992 года — в следующем пункте мы будем говорить уже о флаге-гюйсе ВМФ России.
ДОВЕРЬСЯ МНЕ. ТРЕНИНГ.ФОТО.
Расследования
Первоначальное
Комиссия ВВС Великобритании по расследованию причин катастрофы к 1995 году заключила, что не может назвать точную причину катастрофы в связи с отсутствием убедительных доказательств. Первоначально рассматривалась версия о теракте, а именно о том, что вертолёт был сбит из ПЗРК «Стрела-2» ирландских повстанцев, однако её быстро исключили, так как не было обнаружено обломков, оказавшихся в значительной отдалённости от места крушения. Два высокопоставленных лица из ВВС Великобритании, изучая улики, сделали вывод о том, что виновниками трагедии были пилоты, проявившие грубую халатность: они летели в густом тумане слишком быстро и на слишком малой высоте. Расследование и его результаты многие подвергли критике, поскольку не было понятно, что вызвало катастрофу: ошибки экипажа или техническая неисправность. В 2011 году отчёт британского парламента показал, что лица, которые вели расследование, не нашли бесспорных доказательств халатности пилотов.
Дальнейшие
После первого скандального расследования были проведены дальнейшие проверки. Результаты расследования катастрофы в 1996 году, отчёт Комитета по защите Палаты общин в 2000 году и доклад Комитета по общественным вопросам Палаты общин как минимум оставили вопрос о вине пилотов открытым. Семьи пилотов и ведущие политики (в том числе бывший премьер-министр Джон Мейджор и бывший министр обороны Малкольм Рифкиндruen) (англ. Malcolm Rifkind) потребовали провести повторное расследование, которое началось в 2001 году по инициативе Палаты лордов и продолжалось с сентября по ноябрь. 31 января 2002 года были опубликованы результаты расследования: пилоты были необоснованно обвинены в грубой халатности.
В декабре 2007 года министр обороны Дес Браун (англ. Des Broune) согласился составить новый доклад о катастрофе. 8 декабря 2008 года министр обороны Джон Хаттон (англ. John Hutton) заявил, что в докладе не было представлено новых доказательств и что вердикт в отношении лётчиков остаётся в силе. 4 января 2010 года расследование возобновилось после того, как был обнародован внутренний документ Министерства обороны Великобритании, опубликованный за 9 месяцев до катастрофы. В документе говорилось, что программное обеспечение двигателя «безусловно опасное», поскольку может привести к отказу обоих двигателей. В 2011 году был опубликован отчёт, в котором говорилось о необоснованной критике в отношении комиссии по расследованию, которая обвиняла экипаж в недостаточном уделении внимания техническим характеристикам вертолёта.
13 июля 2011 года министр обороны Лиам Фокс (англ. Liam Fox) изложил депутатам Палаты общин выводы независимого расследования, проведённого в 1994 году, согласно которым с пилотов снималась всякие обвинения в грубой халатности
Правительство приняло во внимание подтверждение лорда Филипаruen (англ. Alexander Philip), что заявление начальника управления авиационной техники, опубликованное в 1993 году, было одобрено Британскими ВВС. Согласно этому заявлению, навигационные системы и средства связи вертолётов типа Chinook HC2 авиационный экипаж не имел права использовать, поэтому подобные вертолёты не имели разрешения на полёт
Однако это заявление сокрыли от пилотов, и поэтому Британские ВВС сделали ошибочное заключение о том, что вертолёты соответствуют всем требованиям безопасности. В декабре 2012 года министр вооружённых сил Эндрю Робатэнruen (англ. Andrew Robathan) подтвердил, что ложное заявление не является проступком, несмотря на то, что непосредственно привело к гибели военнослужащих.
Модификации
YHC-1B Chinook на стадии разработки
Военные модификации
- СН-47А: базовый вариант.
- ACH-47A (Armored CH-47A): «F ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
- СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
- СН-47С: модификация с новыми двигателями.
- CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет
- СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D
- НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
- MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.
- С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
- CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
- MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
- HH-47: спасательная модификация MH-47G.
- СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
- CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление
Гражданские модификации
- Model 234LR (Long Range)
- Model 234ER (Extended Range)
- Model MLR (Multipurpose Long Range)
- Model 234UT (Utility Transport)
- Model 414
Летно-технические характеристики CH-47 и аналогичных вертолётов
В таблице приведены основные данные “Чинука”, сравнивая его с ближайшими отечественными и зарубежными аналогами. Малосерийные и опытные вертолёты не учитываются.
Параметр | CH-47 E | CH-53 D | Ми-6 | SA.321 SuperFrelon |
Длина фюзеляжа, мм | 1554 | 20470 | 33160 | 19400 |
Высота, мм | 5770 | 5220 | 9160 | 6660 |
Диаметр основного винта, мм | 18590 | 22020 | 35000 | 18900 |
Длина грузового отсека, мм | 9200 | 9140 | 12000 | 7000 |
Ширина грузового отсека, мм | 2290 | 1980 | 2500 | 1830 |
Высота грузового отсека, мм | 1980 | 2290 | 2650 | 1900 |
Максимальная скорость, км/ч | 298 | 307 | 340 | 249 |
Вес груза в кабине, кг | 8164 | 13608 | 12000 | 6700 |
Вес груза на подвесе, кг | 10341 | 9072 | 8000 | 5000 |
Дальность полета, км | 2026 | 1641 | 1450 | 1020 |
Потолок, м | 3215 | 2195 | 2250 | 2170 |
Пассажировместимость | до 55 | до 55 | до 90 | до 37 |
Вооружение | 3 x 7.62мм пулемёта | 2 х 12.7мм пулемёта | 1 х 12.7мм пулемёт | 1 х 20мм пушка |
Главным конкурентом “Чинука” стал его же соотечественник — вертолёт конструкции Сикорского CH-53. Когда морская пехота ощутила потребность в тяжёлых геликоптерах, именно CH-53 вышел победителем объявленного конкурса. А флот применял эти вертолёты, как противолодочные.
Вертолёт CH-53
Французский вертолёт SuperFrelon (Сверх-шершень), не уступая CH-47, оказался мало востребован, применялся, прежде всего, флотами нескольких стран, хотя Китай даже наладил его лицензионное производство. Выбор “Шершня” вооружёнными силами ЮАР вообще объясняется просто. Франция не была членом НАТО, а потому могла продавать южноафриканцам военную технику.
Единственный представитель — Як-28, поставил два мировых рекорда, за весь срок эксплуатации не произошло ни одной катастрофы с его участием. Но «тираж» в сорок штук (по другим данным — пятьдесят) — это кроха на фоне тысячи с лишним CH-47.
Зато массовым стал тяжёлый одновинтовой Ми-6. Он обладал впечатляющими характеристиками, поставил 16 мировых рекордов, но проиграл CH-47 в долговечности и распространён был не столь широко. И в бою «Hook» (НАТОвское обозначение Ми-6) применялся ограниченно.
Вертолёт МИ-6
Само по себе это ни о чём не говорит, но на фоне впечатляющих заслуг «Чинука» преимуществом не выглядит. Потомок «Крюка» — гигант Ми-26, вместимостью и грузоподъёмностью превзошёл CH-47 настолько, что его даже можно считать представителем уже другого класса.
Боевое применение
Сбитый американский CH-47 во время войны во Вьетнаме
Американские CH-47 в Афганистане. 2008 год.
США
За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A
Всего США использовались 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов. Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами.
70 таких вертолётов, начиная с 1972 года. получил Южный Вьетнам.
В ходе всей вьетнамской войны только лишь США, по разным данным, потеряли от 170 до 200 CH-47 (из них 136 из состава армии США) Потери «Чинуков» Южного Вьетнама неизвестны. 36 «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.
За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно.
В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент.
25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».
Италия
Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд.
Иран
В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.
В 1978 году два иранских «Чинука» были сбиты советскими истребителями МиГ-23 на границе.
Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25.
Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж.
Фолклендская война
Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен.
Примечания
- ↑ Jane’s, 2004.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2016.
- ↑
- ↑ Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
- Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
- «Still, the official figures suggest the magnitude „Made in USA“ arsenal in Vietnamese hands (in addition to Hanoi’s Soviet and Chinese-supplied arms): 51 F-5A jet fighters, 22 F-5E jet fighters-bombers, 113 A-37 twin engine jet light-atack bombers, 36 A-1 propeller-driven attack fighters (Skyraiders), 40 C-119 propeller troop transports, 10 C-130A turboprop transports, 36 C-47 propeller transports (used as gunships, etc.), 159 O-1 and O-2 observation aircraft, 430 Huey light helicopters, 36 CH-47 heavy transport helicopters, 80 sel-propelled 175-mm. artillery guns, 250 150-mm. „Long Tom“ howitzers, 1000 105-mm. howitzers, 2,200 M-113 armored personnel carriers, 300 M-48/A3 tanks, 42,000 trucks, 47,000 M-79 grenade launchers, 63,000 light anti-tanks weapons, 15,000 M60 machine guns, 12,000 60-mm., 81-mm., and 90-mm. mortars, 791,000 M16 rifles, 857,000 rifles of other types, 90,000 .45-caliber pistols, 48,000 radios, 940 naval ships and craft (mostly landing ships), 130,000 tons of ammunition. The War We Left Behind.» Tad Sculz. New York Magazine. January 16, 1978. P.30-32.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 25 июня 2014.
- Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
- ↑
- Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
- Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
- ↑
- The Military Balance 2016,p.233
- The Military Balance 2016,p.153
- The Military Balance 2016,p.162
- The Military Balance 2016,p.104
- The Military Balance 2016,p.123
- The Military Balance 2016,p.160
- The Military Balance 2016,p.326
- . www.armstrade.org. Дата обращения 26 марта 2019.
- The Military Balance 2016,p.328,330
- The Military Balance 2016,p.140
- The Military Balance 2016,p.111
- The Military Balance 2016,p.159
- The Military Balance 2016,p.302
- The Military Balance 2016,p.343
- The Military Balance 2016,p.346
- The Military Balance 2016,p.359
- The Military Balance 2016,p.288
- The Military Balance 2016,p.41
- The Military Balance 2016,p.293
- The Military Balance 2016,p.291
- The Military Balance 2016,p.161
- The Military Balance 2016,p.268,269
- The Military Balance 2016,p.261,263
- Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.