Массовые политические партии

Содержание деятельности политических партий

Основное содержание деятельности любой политической партии — это завоевание политической власти в государстве и реализация своих программных концепций (экономических, идейно-теоретических, политических) с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти . Свои программные концепции политические партии проводят в жизнь через практическую деятельность, вырабатывая стратегию и тактику своего поведения на различных исторических этапах развития и в разных политических условиях.

Возникновение политических партий было связано с формированием в результате буржуазных революций парламентов как формы и принципа организации и осуществления государственной власти. Нынешние политические партии (в мире их насчитывается более 800) многообразны и различаются в зависимости от характера и принципов организации, идейных установок, социальной базы, позиции и места в политической системе общества .

Функции организационного комитета

Задачи комитета довольно просты. Но какими функциями обладает комитет? Об этом рассказано в статье 13 ФЗ «О политических партиях». Согласно закону, комитет должен самостоятельно определить порядок своего функционирования. Он устанавливает сроки проведения учредительного собрания и занимается его проведением. В обязанности комитета входит открытие расчетного счета в одной из российских кредитных организаций. Именно на этот счет должны поступать финансы для эффективной деятельности комитета и дальнейшего политического движения. Стоит отметить, что бюджет для функционирования партии должен формироваться из пожертвований сторонников.

Организационный комитет прекращает свою деятельность по итогам деятельности учредительного съезда, на котором ставились вопросы о том, как создать партию и обеспечить дальнейшее ее функционирование. Все имущество комитета переходит во владение самой партии.

Примечания

Классификация по идеологии

В идеологическом смысле различаются следующие виды:

— идейно-политические, строящиеся на основе идеологии: социал-демократические, коммунистические, фашистские, конвенциональные, либеральные;

— проблемно-ориентированные, которые сконцентрированы вокруг определенной проблемы или их группы (женские партии, партии «зеленых»);

— электоральные — межидеологические, а порой и внеидеологические организации, которые имеют целый набор целей и направлены на привлечение широких масс населения.

Политические партии начала 20 века опирались именно на идеологию. Однако в наши дни ситуация изменилась. В западноевропейском обществе сегодня идеология теряет свое значение, тогда как раньше она являлась мощным оружием партий. В наше время происходит информатизация и технократизация, появляется суперидеология науки, рационализма и знания. Поэтому современным партиям приходится вписываться в новые условия, которые требуют значительного политического риска. В результате ослабления идеологии, активных действий СМИ, влияния избирательных технологий на выборы партии и др. они теряют стабильный электорат. Поэтому, по мнению целого ряда политологов, в Западной Европе создается новый их тип. Появляются партии электорально-профессиональные.

Партийные системы

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР (однако в СССР официального запрета на другие партии никогда не было).

В системах с правящей партией деятельность партий разрешена, регулярно проводятся выборы, общество имеет демократические традиции. Несмотря на присутствие оппозиции, правящая партия побеждает на выборах, постоянно обновляя свой кадровый потенциал, программу, опережая оппозицию в разработке новых идей. Пример из новейшей истории — Япония в лице Либерально-Демократической Партии, а также Россия в начале XXI века.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Великобритании, могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).

В редких случаях (пример: Финляндия) в стране могут быть три одинаково успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство.

Для значительного числа современных европейских демократий характерен относительно низкий «заградительный барьер» на выборах, что позволяет наиболее репрезентативно отразить в парламенте текущие политические предпочтения. Как результат, в парламент проходит множество партий, ни одна из которых не обладает большинством. В результате переговоров между партиями складывается парламентская коалиция, обладающая большинством и принимающая на себя управление государством. Классическим примером являются политические системы таких европейских стран, как Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция, Чехия, Германия, Италия, Ирландия, Сербия, Латвия, Эстония, Израиль. Издержками подобной политической системы может быть перманентная коалиционная нестабильность, приводящая к частым роспускам законодательного органа и назначению внеочередных выборов. Так, за 62-летнию историю Израиля в нём сменилось 18 составов парламента, то есть избранный Кнессет работает в среднем чуть более 3 лет (при номинальной 5-летней каденции).

Партии и направления

Шествие коммунистов (Италия, 19 марта )

Политические партии нередко ассоциируются с политическим спектром. В одном из них (часто упоминается при описании политических партий Испании, Италии и т. п.) «левыми» именуются сторонники радикальных перемен, а «правыми» — консерваторы и основоположники идеи сохранения традиций. Более распространена шкала, в которой «левыми» считают коммунистов, социалистов и социал-демократов, а «правыми» — монархистов, консерваторов и фашистов. Есть так же и партии, находящиеся на стыке левой и правой идеологии. Центристским партиям относят те, которые поддерживают список правил, относящихся к разным частям политического спектра. В большинстве партий существуют фракции, поддерживающие взгляды, несколько отличающиеся от официальной политики партии — в таком случае говорят о левом или правом «уклоне».

↑ Партийная система

Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.Типы партийных систем1) Однопартийная2) Двухпартийная (бинарная) 3) Многопартийная (полипартийная)

Наименование типа Их сущность
Однопартийная В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.).
Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах.
Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность» (не следует путать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических партий, связанных с национальными и другими общностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий
Двухпартийная(бинарная) В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, Республиканская и Демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе
Многопартийная (полипартийная) В обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими.
Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат.— соглашение, достигнутое путём уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса.
Многопартийная Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы.
В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов

См. также

См. также

Список

См. также

Кадровые партии

Они, согласно М. Дюверже, сформировались в результате эволюции политических клубов. Основная их задача — мобилизовать влиятельных лиц в том или ином избирательном округе для того, чтобы обеспечить поддержку большого количества избирателей, представляющих различные слои населения и имеющих различные идеологические ориентации. Многие современные европейские партии, имеющие консервативную ориентацию, относятся к данному типу. Для них характерно свободное членство, то есть отсутствует система регистрации членов, их список. Партии эти отмечены также наличием регулярных взносов. Кроме того, их состав нестабилен. Активность партий этого вида проявляется в основном во время выборов. Конкретные примеры: Демократическая и Республиканская партия США.

Причины возникновения новых социальных движений

Среди причин появления новых общественных движений можно назвать: наличие нерешенных социальных проблем, стремление населения страны участвовать в решении этих проблем, недоверие органам власти.

Зачастую эти движения не имеют целью изменить социальную систему, а нацелены на изменение культурных и социальных ценностей. Эти ценности участники движений связывают в основном со свободой личности.

К особенностям новых социальных движений относятся:

  • социальная база – участие в движениях людей разных классов и групп общества, в том числе возросшее количество женщин и молодежи;
  • круг проблем – глобализация производства, проблема отчуждения человека в социуме, права женщин и детей;
  • принцип организации – снизу, возможность смены руководства, контроль за руководством, гласность;
  • необычные методы работы: не митинги и пикеты, а воздействие на массовое сознание с помощью интернета и соцсетей.

Таким образом, социальные движения и партии – это формы, в которых выражается желание людей влиять на политическое устройство страны и решения ее лидеров. Однако, если движения предъявляют ограниченное число требований, обладают непостоянным составом, то партии являются жестко организованными группами, задачи и цели которых четко прописаны в программных документах.

Политика

  • Примеры готовых эссе по теме «Политика»
  • 15 сложных планов по блоку «Политика»
  • Базовые термины по политике, которые проверяют на экзамене
  • Социальная политика и социальные гарантии государства

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Добавь в избранное и поделись

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Финансирование партий

Политические партии спонсируются состоятельными членами партии, а также лицами и организациями, разделяющими с ней свои политические взгляды и которые получат те или иные плюсы от её деятельности. Левые партии (коммунисты, социалисты) традиционно собирают со своих членов регулярные членские взносы, как правило составляющий несколько процентов от ежемесячного дохода. В большинстве политических партий и фракций (особенно в тех, что имеют доступ к непосредственному управлению государством) существует лобби тех или иных интересующихся групп (крупного бизнеса, торговых объединений). Деньги и подарки партия может также получать в качестве вступительного взноса (или, гораздо реже, в виде платы за включение в избирательный список). Это, тем не менее, является потенциальным источником коррупции. В большинстве государств мира запрещается финансирование политических партий и политических общественных организаций из-за границы, уставами которых предусмотрено непосредственное участие в выборах в стране.

В Великобритании было предложено (но не утверждено) финансировать политические партии из бюджета государства. В России поддержку из госбюджета получают партии, добившиеся определённого результата на выборах: для выборов в Государственную Думу этот порог сейчас составляет 3 %, что ниже проходного барьера, необходимого для допуска к распределению мест в парламенте.

Структура и функции политических партий

Необходимый элемент общественно-политической жизни – политические партии. Они выполняют ряд важных функций в современном обществе:

  • организационно-политическая – подбор кадров, их выдвижение, обеспечение условий деятельности, то есть участие в борьбе за власть;
  • коммуникативная – поддержание устойчивых связей, включая обратную связь между избирателями, населением и институтами публичной власти и правящими кругами;
  • идеологическая – разработка и пропаганда политической платформы привлекательной для определенной части общества;
  • социализаторская – вовлечение в число своих членов или сторонников части населения;
  • представительская – представление интересов какой-либо группы населения (иногда нескольких).

Определение 2

Функции политических партий – основные направления их работы, которые обусловлены стоящими перед ними задачами и целями.

Признание в качестве одного из видов общественных объединений – юридический признак политической партии. Задача такого объединения – участие в формировании органов регионального местного управления и институтов государственной власти. Так, в соответствии с законом ФРГ о политических партиях, принятом в 1967 году, объединение теряет правовой статус политической партии в том случае, если оно в течение 6 лет не принимало участие в выборах одного из ландтагов или Бундестага посредством выдвижения своих кандидатов.

Для того чтобы организовать партию, необходима инициатива ее учредителей (юридических и физических лиц), назначение председателя и регистрация устава партии в государственных органах, после чего партия может начать легальную деятельность.

Замечание 4

К уставам и программам партии, в которых прописаны задачи и цели объединения, законодателем предъявляются особые требования.

Структура политической партии представлена ее рядовыми членами и партийным аппаратом. Как правило, партии не однородны, внутри них существуют группы (фракции), которые могут выдвигать отличные от основной программы. Деятельность различных фракций внутри партии делают ее более гибкой с политической точки зрения и помогает сохранять влияние среди разных групп избирателей. Однако фракционность может разрушать организационное единство и порядок партии и ослаблять ее по отдельным параметрам, чем могут воспользоваться конкуренты по политической борьбе.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Обнаружение

Библиография

  • Автономов А. С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах // Сов. государство и право. 1990. N 6.
  • Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000.
  • Байрамов А. Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 1993.
  • Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партия в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Наука, 1988.
  • Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1904.
  • Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
  • Даниленко В. Н. Правовой статус политических партий буржуазных стран. М., 1986.
  • Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
  • Евдокимов В. Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1980.
  • Евдокимов В. Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992.
  • Заславский С. Е. Правовые формы организации политических партий в России // Законодательство и экономика. 1997. N 1-2.

Как появилась модель 67-Б?

Первый прототип улучшенного варианта 67-го был продемонстрирован руководству ГАЗа в начале 1944 года. Модернизированный экземпляр получил индекс «Б». Испытания его длились порядка пяти месяцев. За этот период опытные образцы успели пройти 20 тысяч километров в самых разных условиях. В итоге новый модернизированный внедорожник настолько понравился военным начальникам, что последние отдали приказ о немедленном старте серийного выпуска модели.

Что примечательно, первые годы маркировка «Б» не фигурировала в официальной документации. До 1950 года многие военные путали 64 и 67 модели, полагая, что последняя являлась усовершенствованной версией с улучшенными мостами.

Цели политических партий

Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти.

Любая партия непосредственно ставит перед собой задачу овладеть политической властью в стране или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое воспитание и образование граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.

Прочие цели определяются политической программой партии.

Что такое массовая политическая партия

Определение

Политическая партия — это объединенная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных групп и стремится достичь определенных политических целей по завоеванию власти.

Обладает совокупностью признаков, характеризующих ее как единицу.

Характерные признаки партии по определению:

  • стремится к завоеванию государственной власти;
  • имеет политическую программу, цели и задачи;
  • имеет руководящие органы управления, устав;
  • состоит из сети местных объединений, выражающих ее интересы на местном уровне;
  • несет в общество определенную идеологию.

Функции:

  • участие в управлении страной, борьба за власть;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • идеологическое воспитание;
  • подготовка кадров.

Определение

Массовые политические партии — это партии, пользующиеся поддержкой большой части населения и ориентирующиеся на организационную и финансовую поддержку большинства народа. Состоят из местных и региональных организаций. Их деятельность носит постоянный характер, действует система членства, уплачиваются партийные взносы.

Массовые партии возникли исторически во второй половине XIX-го века в Европе вместе с распространением всеобщего избирательного права.

До этого изначально существовали только кадровые партии. Основное население не обладало политическими правами и не участвовало в общественной жизни государства, поэтому отсутствовала потребность по вовлечению его в избирательные процессы.

Первые возникшие буржуазные и социалистические объединения не сильно отличались друг от друга. Только в 1914 году с появлением европейских коммунистических ячеек появились большие общности, рассчитанные на создание элитного класса из народа и политическое воспитание общества. Такие первичные ячейки строились по территориальному и производственному принципу. Их главной задачей являлось активное привлечение новых членов, поскольку их существование могли обеспечить только взносы участников.

Примечание

Постоянный приток денежных средств и потребность в расширении сферы влияния привела к созданию органов управления внутри партийной структуры.

Как правило, проводят активную политику по подготовке новых кадров, политическому просвещению, вовлечению народа в свои ряды.

Классификация партий

Политология использует различные методы классификации политических объединений для их полного описания.

По идеологической направленности выделяют:

  1. Социал-демократические — считают необходимым государственное вмешательство во все сферы общественной жизни, выступают за управление экономикой с сохранением гражданских прав и свобод.
  2. Коммунистические — выступают за полную национализацию экономики, уничтожение частной собственности, социальное равенство.
  3. Консервативные и либеральные — сводят к минимуму участие государства в жизни общества.
  4. Клерикальные — в центре всего ставят религию.
  5. Националистические — основывают деятельность на националистических идеях.

По участию в реализации власти:

  1. Правящие — находятся у власти и ее реализуют.
  2. Оппозиционные — находятся в противодействии и стремятся к завоеванию властных полномочий.

По шкале политического спектра:

  1. Левые — придерживаются позиции активного проведения реформ, ликвидации частного сектора, социальных гарантий работающим, радикальных методов воздействия.
  2. Правые — сторонники сильного правительства, охраны частной собственности, стабильности, отрицательно относятся к революции.

По способу преобразований:

  1. Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям путем принятия реформ и законодательных инициатив.
  2. Революционные — рассчитывают на кардинальные преобразования общественной и государственной жизни путем радикальных действий по захвату власти.

См. также

Партии и направления

Шествие коммунистов (Италия, 19 марта )

Политические партии нередко ассоциируются с политическим спектром. В одном из них (часто упоминается при описании политических партий Испании, Италии и т. п.) «левыми» именуются сторонники радикальных перемен, а «правыми» — консерваторы и основоположники идеи сохранения традиций. Более распространена шкала, в которой «левыми» считают коммунистов, социалистов и социал-демократов, а «правыми» — монархистов, консерваторов и фашистов. Есть так же и партии, находящиеся на стыке левой и правой идеологии. Центристским партиям относят те, которые поддерживают список правил, относящихся к разным частям политического спектра. В большинстве партий существуют фракции, поддерживающие взгляды, несколько отличающиеся от официальной политики партии — в таком случае говорят о левом или правом «уклоне».

Новые Вопросы и ответы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector