9м730 буревестник

Испытания

Испытания Буревестника

Пуск произведён на ядерном полигоне на о. Новая Земля, у населённого пункта Паньково в конце 2017 года. В полёте был запущен ядерный ТРД. Полёт был признан успешным. По данным американской прессы (со ссылкой на разведку), ранее были проведены четыре пуска в Капустином Яру. Все неудачные. Видимо, американцы приняли бросковые испытания за неудачные полёты. Проведение бросковых испытаний – обычная практика нашего ВПК. В них проверяется процесс схода ракеты с ПУ, работа наземного оборудования, отрабатывается технология работ и т.д.

Буревестник в полёте. Можно различить стреловидное крыло большого удлинения, значительный по размерам стартовый ускоритель и факел от его работы. Довольно большой киль расположен снизу

В полёте ракету сопровождали несколько самолётов, с которых велась киносъёмка. Внимательно рассмотрим кадр с полётом Буревестника. Видно крыло с умеренной стреловидностью и большим удлинением. Большое удлинение обеспечивает большую дальность полёта. Ракета имеет два крупных стартовых ускорителя по бокам. Ускорители, скорее всего, твёрдотопливные. Высокий киль с умеренной стреловидностью простирается вниз. Для того чтобы стабилизатор не попадал в зону факела от работающего стартовика, он, наверное, выполнен в виде буквы «V». Учитывая все вышеизложенное, я набросал возможную схему ракеты Буревестник.

Возможная схема КР Буревестник

Ланселот Озёрный

Другие миры

Однако это еще не все поражающее воображения сведения, которыми характеризуется Вселенная. Размеры космического пространства, по-видимому, значительно превосходят Метагалактику и наблюдаемую часть. Теория инфляции вводит такое понятие, как Мультивселенная. Она состоит из множества миров, вероятно, образовавшихся одновременно, не пересекающихся друг с другом и развивающихся независимо. Современный уровень развития техники не дает надежды на познание подобных соседних Вселенных. Одна из причин — все та же конечность скорости света.

Быстрое развитие науки о космосе меняет наше представление о том, каких размеров Вселенная. Современное состояние астрономии, составляющие ее теории и выкладки ученых трудны для понимания непосвященного человека. Однако даже поверхностное изучение вопроса показывает, насколько огромен мир, частью которого мы являемся, и как мало о нем мы еще знаем.

Как выглядит «Буревестник»

В июле 2018 года Министерство обороны показало видеозаписи из цеха по производству крылатых ракет. На кадрах видны окрашенные в красный цвет ракеты (для контрастности при съемке испытаний). Они размещены в металлических контейнерах.

У «Буревестника» угловатая форма носовой части и фюзеляжа, что помогает снизить радиолокационную заметность крылатой ракеты.

https://img.anews.com/media/gallery/116718164/507331878.jpg

Судя по видео из производственного цеха, длина крылатой ракеты 9М730 около 9-11 м.

Отличительной чертой «Буревестника» является расположение крыльев. Они находятся в верхней части ракеты, что объясняется принципом ее работы.

Что говорит Пентагон

Согласно свежим данным американской военной разведки с марта 2017-го по февраль 2018-го было проведено четыре пуска «Буревестника». Все они завершились неудачей. Самый длинный полет занял две минуты, короткий – всего несколько секунд. При этом «Буревестник» ни разу не смог пролететь расстояние больше 50 километров. Причина неудач одна – у «Буревестника» не запустилась энергетическая установка. Но при этом Россия резко нарастила работы по новой ракете. И уже к 2025 году ее должны принять на вооружение.

Во-первых, следует отметить, что посыл о «невозможности нормальной работы ядерной энергетической установки на крылатой ракете» присутствует почти во всех американских публикациях. Этот тезис поддерживают не только журналисты, но и военные эксперты, а также ученые.

Фото: naked-science.ru

Во-вторых, время и количество пусков «Буревестника», а также расстояние, которое пролетела ракета, озвучивались неоднократно. Фактически это пересказ, но уже на новый лад ранее неоднократно опубликованной информации. При этом американская разведка продолжает считать, что Москва сможет построить ограниченную серию ракет с ядерной энергетической установкой. Главная причина – они слишком дорогие.

Между тем новый американский доклад прекрасно иллюстрирует тенденцию. Первоначально в США «Буревестник» считали нереализуемым проектом. Позже утверждалось, что ракету с ЯЭУ можно разработать. Но на это уйдет много времени и средств. Весной нынешнего года стали появляться заявления, что «Буревестник» все-таки полетит. Но из-за стоимости русские смогут сделать всего несколько ракет. Сейчас же американские разведчики считают, что новинка поступит на вооружение уже в 2025 году.

Проблемы навигации, управления и наведения

Не менее сложные вопросы необходимо решить при создании системы управления полётом. По моему скромному мнению это возможно только с использованием элементов «искусственного интеллекта». При полёте над океаном отсутствуют наземные ориентиры. Поэтому там навигация выполняется с помощью ГЛОНАС. Систему GPS мы исключаем: в условиях войны она для нас будет недоступна. При потере сигналов ГЛОНАС, например, от воздействия противника, навигация должна выполняться на основе автономной астроинерциальной системы. Возможно, она разработана на основе астроинерциальной системы Л-14МС, установленной на бомбардировщике Ту-160.

При выходе на континент возможна корректировка навигационной системы по наземным ориентирам. Далее, полёт происходит с использованием системы отслеживания рельефа местности. Принцип действия системы состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательных ИСЗ, составляются трёхмерные карты полёта крылатых ракет к различным объектам. Информация о выбранном маршруте закладывается в память бортового компьютера. Вдоль маршрута выбирается несколько районов коррекции. Для этих районов составляется особенно подробная 3D-модель подстилающей местности. В районах коррекции крылатая ракета с помощью бортового радиовысотомера отслеживает рельеф местности и сравнивает эти данные с параметрами, заложенными в бортовой компьютер. Затем автоматически определяется место ракеты, величина отклонения от проложенного маршрута и способ исправления имеющихся ошибок. Далее ракета летит в режиме радиомолчания к следующему району коррекции, где процедура повторяется. И так до поражения цели. Система ГЛОНАС в данном случае выполняет вспомогательную роль — обеспечивает крылатой ракете полёт на малых высотах, применяясь к рельефу местности. Это повышает скрытность, затрудняет обнаружение ракеты противником и увеличивает точность попадания в цель. Понятно, что в память компьютера может быть заложено несколько маршрутов и несколько потенциальных целей. Выбор цели выполняется по команде с земли.

В условиях многосуточного полёта (допустим, что Буревестник может летать неделю) возникает ещё одна проблема – в полёте ракета может попасть в шторм. Понятно, что зону урагана лучше обойти. Есть ли на борту Буревестника аппаратура для обнаружения опасных явлений погоды? Время покажет. В мультипликации МО, показанной при выступлении В.В. Путина, было показано, как ракета обходит зоны ПВО противника. Вопрос: какими средствами Буревестник будет обнаруживать эти зоны? Или эти данные ракета будет получать с земли?

Как создавался «Буревестник»?

Ракета выходит на орбиту с помощью сбрасывания ступеней и выработке горючего. Другое топливо не подойдет. Созданный российскими учеными ядерный реактор позволил выходить в космос.

Работы над созданием технологии на ядерном топливе велись еще в 80-е годы. Однако Перестройка и последующий развал СССР заморозили данный проект. В настоящий момент отечественным ученым удалось возродить некогда забытую технологию и применить ее в военных целях.

Как именно работает «Буревестник», неизвестно. Информация о принципах работоспособности двигателя засекречена, но, если ракета летает, значит ученые смогли запустить ее на ядерном топливе. При этом выброс радиации в атмосфере полностью исключен.

Так или иначе, Запад серьезно озадачился появлением в России новейшей ракеты с ядерным двигателем. Недаром Маршалл Биллингсли из США призвал включить российские «Буревестник» и «Посейдон» в договор по стратегическим вооружениям.

Образ в литературе

Оценки и критика

«Известия» высказали предположение, что в конструкции крылатой ракеты «Буревестник» использован прямоточный воздушно-реактивный двигатель, особенностью которого, в отличие от более традиционных двигательных установок ядерного оружия, будет «радиоактивный выхлоп» в течение всего времени работы. Такое же мнения придерживаются и в The National Interest. Stratfor же предполагает, что двигатель не прямоточный, а турбореактивный.

В феврале 2019 года Business Insider, комментируя 13-е по счёту испытания, заявил что «ракета до сих пор не функционирует должным образом». Со ссылкой на разведку США сообщается лишь об одном успешном испытании за всё время.

National Interest в августе 2019 года заявил, что результаты испытаний свидетельствуют о том, что программа «Буревестник» далека от совершенства и решения сложной задачи по её реализации. Даже при условии её успешной реализации развертывание такой системы будет дорогим, небезопасным и иметь политические последствия.

В августе 2019 года Foreign Policy привёл мнение военных экспертов Майкла Кофмана (директора программ по изучению России в американском Центре военно-морского анализа (CNA)) и Яна Уильямса (заместителя директора проекта противоракетной обороны в Центре стратегических и международных исследований), которые скептично отнеслись к тому, что Россия имеет технические и финансовые возможности для успешного завершения проекта. Так Ян Уильямс заявил: «Может быть, они бросают спагетти на стену и смотрят, что прилипло, а что — нет, но я не думаю, что всё может прилипнуть».

В июле 2020 года спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли назвал ракету «системой судного дня» и «летающим Чернобылем».

В сентябре 2020 года главa военной разведки Великобритании, генерал-лейтенант Джим Хокенхалл сообщил о возможности ракеты практически бесконечно пребывать в состоянии ожидания в воздухе и наносить удары с неожиданных направлений по целям.

Примечания

«СНАРК» И «НАВАХО»

По той же схеме создавались крылатые ракеты большой дальности и в США. Разница лишь в том, что в СССР пропустили этап создания дозвуковой крылатой ракеты с обычным воздушно-реактивным двигателем и сразу перешли к прямоточным двигателям.

Межконтинентальная дозвуковая крылатая ракета с турбореактивным двигателем SM-62 «Снарк» начала разрабатываться в 1947 году фирмой Northrop. Внешне ракета была похожа на реактивный истребитель со стреловидным крылом с углом стреловидности 45 градусов.

Старт ракеты происходил с пусковой установки, имевшей небольшой угол наклона к горизонту. Для взлета использовались два пороховых ускорителя, работавшие в течение 4 секунд. В хвостовой части ракеты размещался маршевый турбореактивный двигатель J-57 фирмы Pratt & Whitney, обеспечивавший дозвуковую скорость полета.

Я называю ракету «Снарком», но первоначально, в 1947–1951 годах, ее именовали SSM-A-3, с 1951 по 1955 год – В-62, а далее – SM-62.

Обратим внимание на бомбардировочный индекс В-62: в те времена ракеты называли «беспилотным бомбардировщиком». Кстати, в СССР до 30 октября 1959 года крылатые ракеты именовались самолетами-снарядами

По проекту «Снарк» должен был лететь на высоте до 15,3 км и на дальность до 10,2 тыс. км. Ядерная боевая часть W39 имела мощность 3,3 Мт.

«Снарк» летал почти с той же скоростью, что и современный ему стратегический бомбардировщик В-52. При необходимости он мог совершить до восьми поворотов (противозенитных маневров), но все их надо было заложить в систему бортового управления до старта. При необходимости SM-62 можно было вернуть и даже посадить на брюхо на идеально ровной взлетно-посадочной полосе (ВПП). Но в отличие от В-52 ракета не могла маневрировать, ставить активные и пассивные помехи радиолокаторам ПВО и использовать кормовую артиллерийскую установку. Зато цена «Снарка» была в 20 раз меньше цены В-52.

При полете с автопилотом на полную дальность круговое вероятное отклонение (КВО) «Снарка» составляло около 20 км, что было неприемлемо даже при наличии термоядерного заряда. Поэтому, как и советские ракеты, «Снарк» был оснащен системой астрокоррекции, которая теоретически должна была обеспечивать КВО 2,4 км. Однако на испытаниях лучшее КВО составило 7,5 км.

Летные испытания «Снарка» велись с 1951 по 1961 год. А в январе 1958 года 702-е авиационное крыло, имевшее на вооружении 36 ракет «Снарк», было введено в состав ВВС США. Фактически же на боевом дежурстве «Снарк» состоял первые восемь месяцев 1961 года.

В июне 1961 года президент Кеннеди приказал снять с вооружения SM-62, назвав комплекс «анахронизмом».

Параллельно со «Снарком» создавалась и крылатая ракета с ПВРД, который на высоте 18–25 км мог развивать скорость, в три раза превышающую звуковую. Но прямоточный двигатель мог работать только при большой скорости полета, поэтому крылатой ракете нужна была разгонная ступень. Таким образом, крылатая ракета с ПВРД представляет баллистическую ракету с жидкостно-реактивным двигателем в качестве первой ступени и крылатую ракету в качестве второй ступени. К такой схеме стратегической крылатой ракеты почти одновременно пришли конструкторы США и СССР.

В 1947 году фирма North American Aviation (впоследствии Rockwell International, а затем – в составе Boeing) начала разработку двухступенчатой крылатой ракеты «Навахо». Первая, разгонная ступень ее имела ЖРД на базе двигателя ракеты «Фау-2», который работал на жидком кислороде и этиловом спирте и развивал тягу в 34 тонны. Вторая ступень имела ПВРД, развивавший маршевую скорость порядка 1300 км/ч. Дальность полета крылатой ракеты должна была составлять 805 км.

Впоследствии проект «Навахо» был пересмотрен, и фирма Rocketdyne в 1955 году начала разработку нового ускорителя с ЖРД на керосине и жидком кислороде тягой 61,3 т.

Запуск ракеты «Навахо» (SM-64А) производился вертикально со специальной пусковой установки (ПУ) на мысе Канаверал в штате Флорида. Внешне ПУ была очень похожа на ПУ баллистических ракет средней и большой дальности.

Первый пуск «Навахо» состоялся 6 ноября 1956 года, а последний, 10-й, – 28 ноября 1958 года. Достигнута максимальная дальность 1999 км.

Решением Министерства обороны США от 11 июля 1957 года разработка проекта «Навахо» была приостановлена, однако программа летных испытаний продолжена для получения «необходимых данных о характеристиках крылатых аппаратов при полете на больших скоростях».

Камера сгорания.

Разработка

Решение о начале разработки «Буревестника» было принято в декабре 2001 года, после выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

По мнению проф. Марка Галеотти, это старая разработка советских времен, «снятая с полки и получившая новое финансирование».

По информации газеты «Коммерсантъ», изготовителем крылатой ракеты является екатеринбургское ОКБ «Новатор» с привлечением специалистов Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики в Сарове.

Внешние видеофайлы

Место старта ракеты на американском спутниковом снимке согласно изданию The Diplomat.

Испытания Буревестника

Пуск произведён на ядерном полигоне на о. Новая Земля, у населённого пункта Паньково в конце 2020 года. В полёте был запущен ядерный ТРД. Полёт был признан успешным. По данным американской прессы (со ссылкой на разведку), ранее были проведены четыре пуска в Капустином Яру. Все неудачные. Видимо, американцы приняли бросковые испытания за неудачные полёты. Проведение бросковых испытаний – обычная практика нашего ВПК. В них проверяется процесс схода ракеты с ПУ, работа наземного оборудования, отрабатывается технология работ и т.д.

Буревестник в полёте. Можно различить стреловидное крыло большого удлинения, значительный по размерам стартовый ускоритель и факел от его работы. Довольно большой киль расположен снизу

В полёте ракету сопровождали несколько самолётов, с которых велась киносъёмка. Внимательно рассмотрим кадр с полётом Буревестника. Видно крыло с умеренной стреловидностью и большим удлинением. Большое удлинение обеспечивает большую дальность полёта. Ракета имеет два крупных стартовых ускорителя по бокам. Ускорители, скорее всего, твёрдотопливные. Высокий киль с умеренной стреловидностью простирается вниз. Для того чтобы стабилизатор не попадал в зону факела от работающего стартовика, он, наверное, выполнен в виде буквы «V». Учитывая все вышеизложенное, я набросал возможную схему ракеты Буревестник.

Возможная схема КР Буревестник

Неуязвимый тяжеловес

Информация о разработке такой системы вооружения появилась в открытом доступе около девяти лет назад. Уже тогда обсуждалась возможность установки блока на легкие ракеты «Тополь» и «Ярс». Однако его характеристики были неизвестны, кроме веса, который оценивался в 1,6 тонны. Это, собственно, и стало основанием для вывода о невозможности использования легких МБР, имеющих забрасываемый вес около 1200 килограммов. Сегодня известно, что вес боевого блока (ББ) около 2 тонн и его основным носителем должна стать УР-100УТТХ – знаменитый «Стилет», жидкостная МБР тяжелого класса. Максимальная скорость ее полета достигает 5–6 километров в секунду. Она сообщается «Авангарду» после его отделения от разгонного блока. Это соответствует скорости в плотных приземных слоях атмосферы 15–17 М. Однако на больших высотах, где проходит основная часть траектории полета блока (несколько десятков километров над Землей), он может разгоняться до 20 М и даже больше. Известно, что ББ маневрирует по направлению и высоте, причем в достаточно широких пределах. «Авангард» по сути аэробаллистическая головная часть МБР, осуществляющая после отделения от носителя полет по инерции без двигательной установки для дополнительного его разгона. Поэтому его дальность стрельбы задается МБР, головной частью которой он является. УР-100УТТХ имеет забрасываемый вес около 4 тонн, что с учетом более крупных габаритов «Авангарда» в сравнении с обычной боеголовкой может обеспечить гарантированное размещение одного такого блока на ракете. На «Сармате» с его забрасываемым весом около 10 тонн допустимое количество размещаемых блоков можно грубо оценить в 2–4. Большая масса ББ дает основания предполагать, что основным вариантом оснащения «Авангарда» могут быть термоядерные боеприпасы мегатонного класса. Хотя возможно использование зарядов среднего или даже малого калибра для решения определенных задач.

«Авангард» неуязвим даже для перспективных систем ПРО. Это обусловлено тем, что существующие средства обнаружения и слежения, а также возможности систем самонаведения ракет ПРО не обеспечивают попадание в маневрирующую цель, идущую с такой скоростью. Точность самых совершенных РЛС системы ПРО на расстоянии в несколько тысяч километров оценивается в сотни метров среднеквадратического отклонения. Вывести противоракету на неманеврирующую боеголовку, летящую по баллистической траектории, достаточно просто. Оставшуюся погрешность «выбирает» ГСН – зона поражения боевой части (разведения поражающих элементов) составляет десятки метров. При стрельбе по маневрирующей цели противоракете придется «выбирать» отклонения, измеряемые километрами, что сегодня недостижимо. Остается поражение таких блоков оружием на новых физических принципах, например лазерным. В космосе это имеет перспективу. Однако пока нет таких лазеров. Как, впрочем, и других видов оружия на новых физических принципах. Так что американская ПРО даже в очень отдаленном будущем не сможет противостоять «Авангарду».

Виды атомных авиационных двигателей

Возможные схемы атомных авиационных двигателей

Обратимся к рисунку 1. Существуют четыре схемы авиационных атомных двигателей. Есть ещё атомные ракетные двигатели, но для крылатой ракеты они непригодны в принципе, и я их рассматривать не буду.

Самая простая из приведённых схем – ядерный прямоточный реактивный двигатель – схема «Г». Но он эффективно работает на больших сверхзвуковых скоростях (2 ≤ М ≤ 4). Ракета «Буревестник» – дозвуковая, поэтому схему «Г» отбрасываем;
Схемы «А» и «Б», по сути, являются разновидностями одной схемы. Схема «А» более громоздкая. Вряд ли её можно разместить в корпусе крылатой ракеты, поэтому её отбрасываем.

Достоинства и недостатки схем Б и В

Двигатель по схеме «Б» имеет более простую конструкцию, чем двигатель, выполненный по закрытой схеме «В». У него лучший тепловой КПД, чем у двигателя «В». Недостаток состоит в том, что внешний воздух непосредственно проходит через активную зону реактора и подвергается прямому радиационному облучению. В результате в воздухе возникает наведённая радиоактивность, как следствие, – заметный радиоактивный след.

В данном двигателе атомный реактор играет роль камеры сгорания, в которой к воздуху, поступившему из компрессора, подводится тепло. Как известно, эффективность ТРД напрямую зависит от температуры газов перед турбиной. Чем она выше, тем лучше. Но предел температуры определяется жаростойкостью материалов, из которых сделаны тепловыделяющие сборки активной зоны реактора. Предполагаю, что у нас разработаны новые керамические материалы с повышенной жаропрочностью. В эту керамику внедрены крупицы ядерного топлива.

Нечто подобное использовали американцы при создании крылатой ракеты SLAM в рамках проекта PLUTO. Топливные элементы для прямоточного двигателя SLAM изготавливались из тугоплавкой керамики на основе оксида бериллия, обогащённого диоксидом урана в качестве топлива и малым количеством диоксида циркония для структурной устойчивости. Топливные элементы были полыми шестигранными трубками диаметром между плоскими гранями – 7,63 мм, имели 102 мм в длину и отверстие с внутренним диаметром 5,8 мм. Ядро активной зоны состояло из 465000 трубок, уложенных в виде 27000 воздушных каналов. Топливные элементы были рассчитаны на температуру 1277 С.

Схема «В» — самая безопасная в радиационном отношении. В ней внешний воздух не проходит через активную зону реактора и не подвергается непосредственному облучению. Но она самая сложная, тяжёлая и ненадёжная в работе. Другой серьёзный недостаток — самый низкий тепловой КПД из-за низкой температуры теплоносителя

Но так ли это важно, если дальность полёта все равно практически неограниченная, а повторное применение изделия не планируется. Развивается же атомная энергетика, хотя из-за низких параметров пара тепловой КПД АЭС существенно ниже, чем при сжигании органического топлива

Зато схема «В» имеет чрезвычайно важное преимущество – радиационная безопасность — из-за отсутствия радиоактивного следа. Это нужно учитывать в свете прозвучавшего заявления о выполнении норм радиационной безопасности.

https://youtube.com/watch?v=SgwRXuf_CDk

Другое преимущество состоит в том, что схема «В» имеет агрегатное построение, что позволяет независимо разрабатывать и испытывать источник энергии — активную зону с системой циркуляции теплоносителя и проточную часть ТРД. Можно работать на разных предприятиях, разделённых географически и ведомственно. В пользу моего предположения говорят и сообщения в СМИ, что «Буревестник» и подводный «Посейдон» имеют аналогичные реакторы. Не удивлюсь, если окажется, что ранее разрабатывающаяся и почти несекретная (на МАКС-2015 демонстрировался её макет) космическая энергоустановка мегаваттного класса с машинным генератором — того же типа.

О недостатках схемы «В» я уже упоминал. Это большая сложность, следовательно, меньшая надёжность. Большие проблемы возникают при выборе теплоносителя первого контура. В некоторых конструкциях применяется жидкий металл. А это большие трудности при эксплуатации. Но все перекрывается отсутствием радиоактивного выхлопа. Поэтому можно сделать вывод: схема «В», возможно, применяется в крылатой ракете «Буревестник».

История [ править ]

Истоки

Советский Союз , а затем Россия были неопределенными с 1980 до какой степени их ICBM ядерный арсенал обнуляются по системе противоракетной обороны Соединенных Штатов Стратегической оборонной инициативы , предложил во время администрации Рейгана и широко известный как Star Wars программа. Этот тип оружия пролетает под щитом баллистического оружия и является частью более широкой программы президента Путина по попытке сбалансировать российский ядерный ударный потенциал.

Развитие

России оборонная промышленность начала разработку межконтинентальной дальности крылатых ракет с ядерными энергетическими установками , способный проникать любой перехватчик на базе ПРО системы. Говорят, что он имеет неограниченную дальность действия и способность уклоняться от противоракетной обороны. В январе 2019 года успешно завершился основной этап испытаний крылатой ракеты комплекса «Буревестник» — испытания атомного энергоблока

Спекуляция дизайна

По словам Владимира Путина и Минобороны России, ракета по габаритам сопоставима с и оснащена малогабаритной ядерной силовой установкой. Заявленная дальность действия на порядки больше, чем у Х-101. Как показано на официальной презентации, ракета запускается из наклонной пусковой установки с использованием съемного ракетного ускорителя.

Павел Иванов из ВПК-Новости заявляет, что крылатая ракета в полтора-два раза больше Х-101, крылья у « Буревестника» укоренены «наверху фюзеляжа, а не под ним, как у X-. 101 », а также отмечает, что есть« характерные выступы, где воздух, скорее всего, нагревается ядерным реактором ». По словам Иванова, масса « Буревестника » «в несколько раз» больше, чем у Х-101, что исключает Ту-160 и Ту-95 как потенциальные носители ракеты.

По данным « Независимой газеты» , « Буревестник» — это ядерная тепловая ракета с твердотопливным разгонным двигателем. Длина ракеты составляет 12 м (39 футов) при запуске и 9 м (30 футов) в полете. Носовая часть имеет форму «эллипса размером 1 м (3,3 фута) × 1,5 м (4,9 фута)».

Военный эксперт Антон Лавров в статье « Известий» предположил, что в конструкции « Буревестника» используется прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который, в отличие от более традиционных силовых установок для ядерного оружия, на протяжении всей эксплуатации будет иметь радиоактивный выхлоп.

Stratfor , платформа американской геополитической разведки, предполагает, что » Буревестник» использует турбореактивный двигатель и ускоритель на жидком топливе.

По словам Джеймса Хокенхалла , начальника военной разведки Великобритании (CDI), Буревестник представляет собой « дозвуковую крылатую ракетную систему с ядерной установкой, которая имеет глобальный охват и позволяет атаковать с неожиданных направлений». По словам Хоккенхалла, у ракеты «почти неопределенное время простоя «.

См. также

Разработка[ | код]

Решение о начале разработки «Буревестника» было принято в декабре 2001 года, после выхода США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

По мнению проф. Марка Галеотти, это старая разработка советских времен, «снятая с полки и получившая новое финансирование».

По информации газеты «Коммерсантъ», изготовителем крылатой ракеты является екатеринбургское ОКБ «Новатор» с привлечением специалистов Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики в Сарове.

Внешние видеофайлы

Место старта ракеты на американском спутниковом снимке согласно изданию The Diplomat.

Тяжелый истребитель Су-35С

Су-35С истребитель поколения 4++, глубокая модернизация платформы Т-10, использованной первый раз на Су-27. Для пятого поколения ему не хватило совсем малого, это пониженной радиолокационной заметности и технологии АФАР. Однако на любом авиасалоне эти машины самый долгожданный гость, ведь благодаря управляемому вектору тяги, он может выписывать немыслимые воздушные фигуры, недосягаемые для других боевых машин, которые дают в бою над любым противником решающее преимущество.

Основные технические характеристики

Длина — 21 900

Размах крыла — 14 750

Тип двигателя — турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги

Тяга в обычном режиме / на форсаже — 8800х2 / 14500х2 кгс

Нормальная / Максимальная взлетная масса — 25300 / 34500

Максимальная боевая нагрузка: 8000

Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2500 км/ч

Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ  — 1580 / 4500 км

Практический потолок — 20 000 м

Как действует ядерный ракетный двигатель

Принцип действия ядерного ракетного двигателя (ЯРД) в классическом понимании следующий. Ядерное топливо накаляет рабочую камеру до максимально возможной температуры (насколько позволяют конструкционные материалы). Теплообменник передает это тепло рабочему телу, которое, нагреваясь, устремляется через сопло в окружающее пространство и толкает ракету. В качестве рабочего тела может рассматриваться водород, гелий, водяной пар или иные соединения с малой молекулярной массой. Существуют концепции ядерных ракетных двигателей с твердой и газофазной активной зоной. В последнем случае скорость истечения рабочего тела превзойдет на порядок все существующие жидкостные ракетные двигатели при той же тяге, которой они обладают. Реализовать такой проект намного сложнее, чем ядерный ракетный двигатель с твердой активной зоной, показатели которого все равно многократно выше любого ЖРД. Именно поэтому работы велись в основном именно с этим типом двигателей.

Что взорвалось в Северодвинске?

8 августа 2019 года на полигоне Ненокса под Северодвинском при испытаниях взорвалась реактивная двигательная установка жидкостной ракеты, сообщило Министерство обороны.

Росатом сообщил, что жертвами инцидента стали пять сотрудников госкорпорации.

В администрации Северодвинска отметили, что было зафиксировано краткосрочное повышение радиационного фона. В свою очередь, Минобороны настаивает, что вредных выбросов в атмосферу не было, а радиационный фон оставался в норме.

Что именно взорвалось, Министерство обороны и Росатом не уточнили.

Эксперт по ядерному оружию Джеффри Льюис в

?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1160224386743279616&ref_url=https%3A%2F%2Fnucleardiner.wordpress.com%2F2019%2F08%2F11%2Fspeculations-on-the-nenoksa-explosion%2F»>твиттере обратил внимание общественности на снимки со спутника, на которых видно, что рядом с местом взрыва находится специализированное судно «Серебрянка», которое занимается сбором и хранением жидких радиоактивных отходов. https://img.anews.com/media/gallery/116718164/516686391.jpg

https://img.anews.com/media/gallery/116718164/516686391.jpg

Льюис считает, что «Серебрянка» появилась в этом районе из-за испытаний крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник».

https://img.anews.com/media/gallery/116718164/379107641.jpg

Эту же версию озвучил американский президент Дональд Трамп. «Взрыв заставил многих поволноваться касательно загрязнения воздуха в районе испытаний и на большом расстоянии от них. Это нехорошо», — написал Трамп в твиттере.

Коллеги погибших под Северодвинском рассказали, что во время испытательного запуска некой ракеты произошла авария. Сразу после старта с морской платформы, произошел отказ двигателя и ракета упала в море. Её извлекли со дна, чтобы изучить причины возможного сбоя. В тот момент, когда она оказалась над поверхностью, произошел взрыв, пишет Baza.

Официального подтверждения того, что под Северодвинском взорвался «Буревестник», нет.

​ ЧП в Северодвинске: Росгидромет обнаружил облако радиоактивных газов

Радиоактивный след

Насколько вероятно, что во время полета «Буревестник» оставляет за собой радиоактивный след?

Начнем с того, что воздух, выходящий из двигателя, проходит через нагревающий элемент. Так что некий, но весьма ограниченный по времени контакт с радиоактивными элементами возможен. Хотя не исключено, что российские конструкторы нашли способ существенно снизить (или вообще предотвратить) такое взаимодействие.

В своем выступлении президент России Владимир Путин рассказывал, что новая ракета с ЯЭУ сможет длительное время патрулировать в заданных районах. А потом по команде начать выдвижение к цели. Поэтому маскировка и невидимость для противника — это залог эффективности боевой работы изделия.

Буревестник

Фото: mil.ru

Но вот даже слабый радиоактивный след — это верный демаскирующий признак «Буревестника». Обнаружив радиацию, противник сможет направить в район самолет дальнего радиолокационного обнаружения. А несколько радиоактивных следов позволят противнику выявить примерный маршрут КР.

В мире уже давно существует надежная защита малогабаритных ядерных реакторов. «Буревестник» — это весьма компактное изделие. Вблизи от ЯЭУ находятся системы управления и навигации. И «фонящая» установка окажет серьезное влияние на работу этих важнейших систем КР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector