Удивительная биография роберто бартини – гения из «шараги» и прототипа воланда
Содержание:
- Содержание
- Авиаконструктор[править | править код]
- Цитаты
- Общая информация
- Цитаты
- Биография[править]
- Бартини считал себя русским, а не итальянцем
- Такой, как есть
- «Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО
- Примечания
- Изучение наследия Бартини
- Тайный путь в СССР
- Последствия аварии
- Вертолёты — это души погибших танков
- Литература
- Слава победителю!
- Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности
- Источники
- Арест и работа в заключении
- Подводная угроза
- История
- Теоретик технологии
- Система электрооборудования
- Процедура получения приписного свидетельства
Содержание
Авиаконструктор[править | править код]
Разработанный Бартини метод получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Бартини прямо и недвусмысленно утверждает, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставляет места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП (б) в (!) году.
Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования только в узкой группой «допущенных» специалистов. Впрочем, известны работы Бартини по ключевым проблемам физики, опубликованные в «Докладах Академии наук» (1965г., т. 163, № 4), и в сборнике «Проблемы теории гравитации и элементарных частиц» (М., Атомиздат, 1966г., стр. 249-266). С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978г. и в сборнике «Мост через время»,1989г.).
Цитаты
- Королёв скульптору Файдыш-Крандиевскому: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»[источник не указан 2621 день]
- Яковлев: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»[источник не указан 2621 день]
- В 60-летнем возрасте Бартини отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. Поэтесса Н. В. Образцова, работавшая в ТРТИ (ныне ТТИ ЮФУ), говорила о нём: «Это был настоящий римлянин».[источник не указан 2621 день]
- Как-то Бартини спросил М. П. Симонова: может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?!»
Общая информация
Цитаты
- Королёв скульптору Файдыш-Крандиевскому: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»[источник не указан 2636 дней]
- Яковлев: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»[источник не указан 2636 дней]
- В 60-летнем возрасте Бартини отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. Поэтесса Н. В. Образцова, работавшая в ТРТИ (ныне ТТИ ЮФУ), говорила о нём: «Это был настоящий римлянин».[источник не указан 2636 дней]
- Как-то Бартини спросил М. П. Симонова: может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?!»
Биография[править]
Родился в семье итальянского дворянина. Владел несколькими европейскими языками. Участник Первой мировой войны. Окончил офицерскую школу (1916), Римскую лётную школу (1921), авиационное отделение Миланского политехнического института (1922). С 1923 жил и работал в СССР: инженер на Научно-опытном аэродроме ВВС, гидроавиатор на Чёрном море. С 1929 начальник отдела морского опытного самолётостроения, а в 1930 возглавил конструкторский отдел НИИ Гражданского Воздушного Флота, главный конструктор.
В 1939 разработан двухмоторный пассажирский самолёт «Сталь-7», на котором 28.8. установлен международный рекорд скорости— 405 км/час при полёте на дальность 5000 км. На базе этого самолёта создавался по проекту Бартини дальний бомбардировщик ДБ-240, разработку которого завершил главный конструктор В. Г. Ермолаев в связи с тем, что Бартини в необоснованно репрессирован (осуждён на 10 лет) и лишь в освобождён (реабилитирован в 1956). С 1946 работал в ОКБ-86 на территории завода имени Димитрова в Таганроге. С Бартини — главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина.
Бартини считал себя русским, а не итальянцем
Идеи Роберто Бартини просто были не в состоянии понять современники. Природа человека проста – если он что-то не может понять, то начинает критиковать. Так произошло и с Бартини, над воззрениями которого смеялись. Однако изобретатель не унывал, и продолжал трудиться, вести свои научные исследования.
Невероятно, но итальянец до конца своих дней оставался предан Советскому Союзу. Над ним измывались, посадили его в тюрьму, не приняли множество проектов, а он просто продолжал трудиться. Все же Бартини был удостоен Ленинской премии, хотя это была ничтожно малая награда за все то, что он сделал.
Сердце изобретателя остановилось 6 декабря 1974-го года. Все его дневники и чертежи увезли в неизвестном направлении, так что сегодня непонятно, где они находятся и почему сотрудники КГБ решили хранить в тайне работы ученого. В завещании Роберто Бартини оставил простые, но такие важные слова: «Извлеките из моей жизни урок».
Такой, как есть
Познакомиться с ним и побывать у него в доме мне довелось в начале 1960-х. До этого момента я никогда его не видел, только кое-что о нем слышал. И надеялся услышать еще что-либо, причем уже от него самого, без привнесений, неизбежных в устном творчестве.
Жил Бартини тогда, как, впрочем, и почти всегда, один, отдельно от жены, сына и внука, которых очень любил. Эта загадка, среди многих вскоре последовавших, для меня разрешилась в тот же день и наглядно: Бартини был явно неприемлем в совместном быту.
В частности, желал иметь свои бумаги, вещи, книги, по крайней мере, те, которыми пользовался на тот момент, постоянно под рукой, разложенными на столах, стульях и просто на полу в невообразимом, но хорошо ему самому известном порядке. В солнечный летний день в его квартиру с наглухо зашторенными окнами еле пробивался шум с Кутузовского проспекта. В большой проходной комнате слабо и рассеянно светила люстра, укутанная марлей, в дальней, служившей ему кабинетом, над исчерканной рукописью с многоэтажными формулами, завалившей изящную модель летательного аппарата, горела настольная лампа с самодельным абажуром из плотной зеленой бумаги.
Заметив мое удивление, Бартини объяснил: у него не суживаются зрачки, яркий свет режет ему глаза — после какой-то болезни, перенесенной несколько лет назад. Опять же — когда, где? В Италии, Австрии, Венгрии, Чехии или уже в России? Или в те десять лет, которые он провел в сталинских тюрьмах?..
Был он невысок, крепок, хотя уже несколько грузен: к семидесяти перестал делать гимнастику. Общителен — однако до границы, которую сам ставил. Даже перед очень близкими людьми раскрывался не до конца, что выяснилось гораздо позже, когда разобрали его домашний и служебный архивы. Работал на износ, до последней минуты.
Поднялся из-за стола, видно, почувствовав себя плохо, и упал. Нашли его только два дня спустя. Он никогда не спешил в делах, вернее, не суетился, потому что, кажется, испытал и пережил все — успехи и провалы, отчаяние и счастье, любовь и дружбу, верность и предательство, — ни от чего не открещиваясь. По натуре крайне эмоциональный, нервный, он, вероятно, когда-то раз и навсегда заставил себя «держаться в струне». В конце восьмого десятка помнил в деталях — и что было давным-давно в Фиуме, и что произошло год, десять лет назад на заводе или в министерстве. Разговаривая, всегда следил, понятно ли он высказывается, не потерял ли собеседник нить рассуждений…
«Птицелов» с лазером: Сухопутные войска получат новый комплекс ПВО
Примечания
Изучение наследия Бартини
Атмосфера тотальной секретности в советском авиастроении ограничила пользование этим методом прогнозирования[уточнить] только узкой группе «допущенных» специалистов. С 1972 года материалы о Р. Л. Бартини изучаются в Институте истории естествознания и техники АН СССР и в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского. Более подробно об этом человеке можно прочитать в книге И. Чутко «Красные самолёты» (М. Изд. полит. литературы, 1978 г.) и в сборнике «Мост через время», (М., 1989 г.).
После войны прикладная диалектическая логика была повторно и независимо открыта бакинским флотским инженером Генрихом Сауловичем Альтшуллером и опять-таки применительно к изобретательству. Метод получил название ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Согласно другой версии, Г. Альтшуллер являлся учеником Р. Бартини в тайной школе «Атон»[источник не указан 1259 дней], где и познакомился с методом «И — И». В отличие от метода «И — И», ТРИЗ была полностью открыта для общественности. По ней изданы десятки книг («Творчество как точная наука», «Найти идею…» и др.), проведены сотни учебных семинаров.
Тайный путь в СССР
Молодость Роберта Бартини полна белых пятен и невероятных историй. Будучи лейтенантом армии Австро-Венгрии, он был приговорен к расстрелу за убийство старшего офицера, но попал в плен к русским во время Брусиловского прорыва и был отправлен на Дальний Восток. Там он проникся идеями коммунизма.
Вернувшись в Италию, в 1922 году Бартини участвовал в нейтрализации белогвардейской группы террориста Бориса Савинкова, готовившего покушение на Ленина, если «бы тот приехал в Геную».
В этот же год по приказу Муссолини Бартини был приговорен к смертной казни, но сбежал из тюрьмы. По одной версий, Роберто добрался в СССР на самолёте, по другой – на подводной лодке. В период с 1922 по 1925 годов его видели в Китае, на Цейлоне, Сирии, на Карпатах, в Германии и в Австрии. Только после этого он окончательной остался в Советской России.
Последствия аварии
Точной информации, сколько именно СССР заплатил Канаде за расходы, понесенные при сборе и утилизации обломков спутника, ни у кого нет. Вернее, эти сведения засекречены. По данным А.Б. Железнякова, сумма компенсации могла составить от 3 до 7,5 миллиона долларов.
Естественно, американские спецслужбы не упустили представившуюся им возможность изучить секретные советские космические технологии. Именно сотрудники различных силовых ведомств США собрали и увезли с собой большую часть обломков «Космоса-954» – в рамках помощи канадским коллегам.
Советские спецслужбы (в частности ГРУ) рассматривали варианты отправки в Канаду нескольких диверсионных групп с целью сбора обломков, которые не должны достаться стратегическому противнику. Но в руководстве страны все-таки сочли, что риск слишком велик, учитывая огласку в прессе и возможность усугубления международного скандала в случае еще и задержания в Канаде советских шпионов.
После аварии и последовавшей истерии в СМИ Советский Союз приостановил запуски спутников данной серии, но ненадолго. И тут без эксцессов не обошлось. Например, 7 февраля 1983 года «Космос-1402», также оснащенный ядерной энергоустановкой, упал в районе Южной Атлантики. Запуски подобных космических аппаратов прекратились лишь в 1989 году. До сих пор 29 из них находятся на орбите нашей планеты, представляя собой потенциальную угрозу.
Кстати, американская космическая техника тоже время от времени выходила из строя. Например, упомянутый в заметке газеты «Правда» спутник «Транзит-5В», оснащенный ядерной энергоустановкой SNAP-9A, неудачно стартовал 21 апреля 1964 года. В результате аварии, как считают отечественные специалисты, в земной атмосфере рассеялись 950 граммов плутония-238. А 18 мая 1968 года случилась авария американской ракеты-носителя «Тор-Аджена-Д», которая должна была вывести на орбиту метеорологический спутник «Нимбус-В» с ядерной энергетической установкой SNAP-19B2 на борту.
Вертолёты — это души погибших танков
Ми-8
В самомвоинственном» варианте Ми-8АМТШ есть не только бронепластины для защиты от огня с земли. Его ещё можно вооружить двумя 7,62-мм пулемётами в носовой и кормовой установках. На подвеску влезает ещё два 12.7-мм пулемёта, до двух управляемых пушечных контейнеров с 23-мм пушками ГШ-23Л, неуправляемые ракеты(НАР) С-8, противотанковыеШтурм-В» илиАтака»(до восьми штук)… ну и — для попыток отбиться от другого вертолёта — ракеты классавоздух-воздух»,Игла-С». Совсем упоротый вариант позволяет подвесить под Ми-8 четыре 250-килограммовые бомбы.
Миль Ми-8АМТШ(фото: Дмитрий Черепанов)
Использовать удобно. Снаружи ставим ЭВУ(экраны для уменьшения теплового следа), комплекс отстрела ложных целей, постановщик помех. И — вуаля! Вместо вчерашнего трудяги у вас уже злой, хоть и небыстрыйкрокодильчик».
UH-60Чёрный ястреб»
Тоже берём самый вооружённый вариант — MH-60L DAP. Тут в кабине есть два 7,62-мм шестиствольных пулемёта M134 или два 12,7-мм пулемёта GAU-19. Всё остальное вешается и прикручивается на подкрыльевые пилоны(четыре точки подвески, по две с каждой стороны). Летим на охоту за танками — 16 управляемых ракет AGM-114 Hellfire. Собираемся отбиваться от чужихптичек» — прикручиваем авиационный вариантСтингера» FIM-92. Если нужно причинять радость массово — неуправляемые ракеты 70 мм Hydra 70.
UH-60
За счёт большей скорости и меньших размеров применение UH-60 как военного вертолёта выглядит более перспективным. С другой стороны, MH-60L DAP в отличие от Ми-8АМТШ не несёт десанта. Впрочем, сказать, что в этой категории есть явный победитель, тоже нельзя.
Итоги:Ми-8: 4,5 баллаUH-60: 4,5 балла
Литература
- Чутко И. Э. Красные самолёты. — М.: Изд. полит. литературы, 1978. — 132 с. — 100000 экз.
- Чутко И. Э. Красные самолёты. // Мост через время: сб. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с. — 100000 экз. — ISBN 5-250-00805-4
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
- Бартини Р. Л.,Кузнецов П. Г. Моделирование динамических систем. — Брянск, 1974.
- Роберт Орос ди Бартини . Соотношение между физическими величинами. // Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. — М.: Атомиздат, 1966. Вып.1.
- Роберт Орос ди Бартини . Некоторые соотношения между физическими константами./ Доклады Академии наук СССР. 1965. Том 163, № 4.
- Ciampaglia Giuseppe La vita e gli aerei di Roberto Bartini (Жизнь и самолёты Роберто Бартини). — Istituto Bibliografico Napoleone (IBN Editore), Roma, Italy, 2009. — ISBN 8875650764, ISBN 9788875650766
- Чампилья Джузеппе, Лаврищев Д. С. Роберт Бартини. — М.: ВИАМ, 2016. — 220 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-905217-09-8
- Роберт Людвигович Бартини, А. Н. Маслов. «Роберт Орос ди Бартини — советский авиаконструктор, физик-теоретик, философ: статьи по физике и философии». Изд. журн. «Самообразование», 221 с., 2009 г. ISBN 5871402860, ISBN 9785871402863
- В. П. Казневский, К. П. Осминин. «Роберт Людвигович Бартини: 1897—1974». Научно-биографическая серия, научно-биографическая литература, изд. «Наука», 85 с., 1997 г. ISBN 5020071412, ISBN 9785020071414
- Роберт Людвигович Бартини, Центральный аэрогидродинамический институт имени проф. Н. Е. Жуковского, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева, Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского. «Научные чтения, посвящённые 100-летию со дня рождения Р. Л. Бартини: сборник докладов». Изд. Государственный научно-исследовательский центр ЦАГИ, 62 с., 1997 г.
- Якубович Н. В. Самолеты Р. Л. Бартини. — М.: Русское авиационное общество (Русавиа), 2006. — 108 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900078-51-5
- Якубович Н. В. Великий Бартини. «Воланд» советской авиации. — М.: Эксмо, 2013. — 254 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-68478-6
Слава победителю!
Кто же еще, кроме Яковлева, обсуждал вопрос о Ер-2, а главное, кто его «поставил»? Оказывается (но об этом в сборнике ни слова), вопрос поставил и предложил обсудить Сталин. Будто не знал, что еще до войны бомбардировщик Ер-2 был переделан Бартини из рекордной пассажирской «Стали-7». И назывался он сначала ДБ-240. Следовательно, ничего тут не требовалось приспосабливать, надо было просто восстановить, что получилось бы быстрее и дешевле.
Главный маршал авиации А.Е. Голованов также говорил, что лучшим нашим дальним бомбардировщиком в начале войны был бартиниевский ДБ-240, и очень сожалел, что машин этих было мало, штук 300 всего. Да и те быстро исчезли, загубленные непрошеными усовершенствованиями. Причем Яковлев тогда был замом наркома авиапромышленности, то есть наверняка одобрил «усовершенствования».
Когда «Сталь-7» (основным конструкционным материалом этого самолета была сталь, а не дюраль) до войны готовилась к рекордному перелету, Бартини как раз арестовали, объявив шпионом Муссолини. Общее собрание в ОКБ, естественно, горячо одобрившее действия Лубянки, потребовало сжечь вредительский самолет. И тогда выступил командир назначенного экипажа Н.П. Шебанов:
— Ясно, самолет «вредительский». Но вот ты, Коля, крыльевик, — твое крыло сломается в полете? И ты, Миша, шассист, — когда шасси подвернется, на взлете или при посадке?И так далее… Все энтузиасты мигом прикусили языки.(Имена здесь, понятно, условные).
Тогда «Сталь-7» установила рекорд скорости на огромной по тем временам дальности. По этому случаю в Кремле состоялся прием, как тогда было заведено. Сталину представили и экипаж, и ведущего конструктора.
— А кто главный конструктор, почему его здесь нет?(Будто бы и не знал).— Бартини, — выдвинулся Шебанов. — Он арестован. Ворошилов продолжил:— Надо бы отпустить, товарищ Сталин. Уж больно голова хорошая!Сталин — Берии:— У тебя?— Да.— Жив?— Не знаю…— Найти, заставить работать!Бартини же в тот вечер или в ту ночь лежал в крови на полу в кабинете следователя, почти потеряв сознание. Еще услышал, как кто-то вызвал «исполнителя», то есть палача. Легонько стукнуло по затылку:— Ну чего рыпаешься? Сейчас здесь будет маленькая дырка, а здесь, — пахнуло по лицу, — все разворотит…И сознание погасло.
Затем почувствовал, как его куда-то несут, везут. Привезли в подмосковное Болшево, где собирали арестованных крупных оборонщиков. Оттуда, подлечив, — в ЦКБ-29НКВД, бывшее ОКБ Туполева. Сам Туполев уже был там.
Потом и Королева привезли с Колымы. Кстати, Королев называл себя учеником и Туполева, и Бартини. Но учиться у них он начал не в тюрьме, а раньше.
Водворенный в шарагу, Бартини принял участие в переделке пассажирской «Стали-7» в дальний бомбардировщик ДБ-240. Он консультировал своих бывших соратников. Его к ним «тайно» возили по ночам. Несмотря на это издевательство, работал на результат. В начале войны Геббельс уверил немцев, что ни один камень не содрогнется в Берлине от постороннего взрыва, потому что советская авиация уничтожена. Но камни содрогнулись: в первые месяцы Берлин бомбили ильюшинские ДБ-3Ф, а затем намного более дальние и скоростные бартиниевские ДБ-240: летали от самой Москвы и обратно, без промежуточных «аэродромов подскока» и без дозаправок. Хотя и недолго летали…
Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности
Источники
- , с. 230.
- ↑ , с. 67.
- ↑
- , с. 121.
- , с. 400.
- , с. 401.
- , с. 559.
- , с. 589.
- ↑ Роберт Орос ди Бартини. Мир Бартини. Сборник статей по физике и философии / составитель А. Маслов. — Самообразование, 2009. — ISBN 978-5-87140-286-3..
Арест и работа в заключении
14 февраля 1938 года Бартини был арестован НКВД СССР по обвинению в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа Бартини был приговорён к 10 годам лишения свободы и к 5 годам «поражения в правах».
До 1947 года он работал в закрытом авиационном КБ тюремного типа – ЦКБ-29. Там, под руководством А.Н. Туполева, Бартини принимал участие в работе над бомбардировщиком Ту-2. По его просьбе, вскоре он был переведён в «бюро 101» к заключённому Д.Л. Томашевичу, где проектировался истребитель. Так получилось, что группа Туполева была освобождена в 1941 году, а Бартини в составе «бюро 101» вышел на свободу уже после войны.
По мере приближения немецких войск к Москве, ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск. Там в начале войны было создано ОКБ Бартини, которое разработало два проекта: сверхзвуковой одноместный истребитель «Р» и истребитель-перехватчик ПВО «Р-114». ОКБ закрылось осенью 1943 года.
С 1944 по 1946 года Бартини выполнял рабочее проектирование и строительство транспортных самолётов, в числе которых пассажирский самолёт Т-107, лёгкий транспортный самолёт Т-108, магистральный транспортный самолёт Т-117, тяжёлый военно-транспортный и десантный самолёт Т-200.
В 1946 году Бартини был освобождён, а в 1956 году после смерти Сталина реабилитирован.
Подводная угроза
В середине 1950-х годов в нашей стране началось создание авиации, предназначенной для борьбы с подводными лодками. Собственно, и до этого перед морской авиацией ставились такие задачи. Но теперь положение во флоте коренным образом изменилось: появились атомные субмарины. Они имели неограниченный по времени и дальности подводный ход. Увеличилась их скорость и глубина погружения. Мало того, такие подлодки были вооружены самонаводящимися торпедами и ядерными баллистическими ракетами. Мощность флота стали определять именно они — атомные подводные крейсеры. Когда в начале 1960-х годов американские субмарины начали боевое патрулирование в Мировом океане, наша страна оказалась практически без защиты. Подлодки США могли в любую минуту с помощью баллистических ракет нанести удар из подводного положения. Задача борьбы с атомными подводными лодками наиболее вероятного противника стала одной из главных военных задач того времени. А самым эффективным оружием в этой борьбе могла быть лишь авиация
Для достижения столь важной цели Роберт Людвигович Бартини предложил свой оригинальный самолёт. Сокращённо он назывался ВВА
Аббревиатура эта расшифровывалась так: вертикально взлетающая амфибия. То есть самолёт мог взлетать без разбега — с воды или с суши — и так же вертикально приводняться или приземляться. Проектирование летающей амфибии ВВА-14 (число 14 в сокращённом названии амфибии появилось от общего количества двигателей) велось с 1963 года в Таганроге, в конструкторском бюро, занимавшемся созданием гидросамолётов. Эта фирма была хорошо знакома Бартини. Здесь в 1940-х годах он завершал свой тюремный срок,
История
Теоретик технологии
Разработанный Бартини метод изобретения получил название «И — И» от принципа соединения взаимоисключающих требований: «И то, И другое». Он утверждал, «… что возможна математизация рождения идей». Бартини не оставлял места озарению, случайности в таких заведомо неустойчивых системах, как самолёты; только строгий расчёт. Впервые об этом своём логико-математическом исследовании Бартини доложил на совещании в ЦК ВКП(б) в 1935 году.
Показательна одна из прогностических разработок Бартини, имеющая внешнее сходство с морфологическим анализом. После того, как все сколько-нибудь значимые характеристики всех видов транспорта были сведены в три обобщённых показателя и на их основе был построен трёхмерный «морфологический ящик», с чрезвычайной наглядностью выяснилось, что нынешние виды транспорта занимают ничтожную часть объёма «ящика». Выяснилась предельная степень совершенства (идеальности) транспорта, основанного на известных принципах. Оказалось, что наилучшим соотношением всех характеристик способны обладать только экранолёты (или экранопланы) с вертикальным взлётом и посадкой. Так был получен ничуть не утративший своей актуальности [источник не указан 2512 дней] и поныне прогноз развития транспортных средств. По словам американских специалистов благодаря этому СССР лет на 10 ушёл вперёд по части экранопланов (Алексеев Р. Е., Назаров В. В.), добившись неправдоподобной грузоподъёмности.
В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».
Система электрооборудования
Процедура получения приписного свидетельства
Приписное свидетельство – это документ воинского учета, который получают во время постановки на воинский учёт. Свидетельство представляет собой небольшую книжечку голубого цвета, где содержатся основные сведения о военнообязанном гражданине: данные о гражданине, военный комиссариат, где он состоит на учёте, категория годности и отметка об отсрочке от призыва с указанием причины.
Есть мнение молодых людей, что без приписного свидетельства не сделать регистрацию, не поступить в высшее учебное заведение, не получить паспорт гражданина РФ. На самом деле всё это является мифами.
Перед получение приписного свидетельства военкомату нужно предоставить документы и пройти медицинское освидетельствование. Те, кто желает схитрить, заплатив деньги и не посетив при этом военкомат, сделают это зря. Документ имеет строгую отчётность, индивидуальные номером и водяными знаками. При выяснении правды уклонисту грозит более серьёзная ответственность, чем при неявке в военкомат.