Verijet
Содержание:
- Крепление сотового поликарбоната к металлическому каркасу
- Человек больше не нужен
- Примечания
- Обгон велосипедиста через сплошную в 2021 году..
- Предисловие
- Уроки Кореи
- Винтокрылая война
- Прекращение действия
- Россия
- Достоинства и недостатки
- Sikorsky CH-53 Sea Stallion
- Краткая предыстория
- Российский ответ
- Ка-52. Россия
- Кадры решают всё
- Боинг 787 – самолёт мечты
- Вертолеты Игоря Сикорского. Экспериментальный VS-300.
- О рекорде грузоподъемности
- Eurocopter Tiger. Франция/Германия
- Описание
- Ссылки
- Вертолет враг танка
- Современные военные вертолеты
- HAL Light Combat Helicopter. Индия
- Нос комара
- Заключение
Крепление сотового поликарбоната к металлическому каркасу
Человек больше не нужен
Ничего удивительного, что военные начали посматривать в сторону беспилотников. После операцииСвобода Ирака» отношение к пилотируемым машинам совсем испортилось. Вдруг выяснилось, что даже самые совершенные вертолёты, если их не очень аккуратно применить(или если просто не повезёт), можно сбить из допотопной зенитки. После чего сбитую машину покажут по всем миру, испортив военным репутацию. А будь в строю бездушныеубийцы», никто бы не обратил внимания на потерю даже десятка дронов за один бой!
Беспилотный ударный вертолёт UCAR, вариант отНортроп-Грумман»
В феврале 2004 года программуКоманч» закрыли. Вскоре значительно уменьшили и финансирование модернизации АН-64DБлок 2». А инженеры обещали, что воздушные терминаторы встанут в строй уже в середине 10-х годов. Первыми будут разведчики, потом на вооружение встанут и ударные роботы. За ними потеряют пилотов транспортные машины и, наконец, даже самые тяжёлые вертолёты будут пилотироваться искусственным интеллектом. К 30-м годам пилотируемые винтокрылые машины окончательно вымрут.
Беспилотный летающий кран отСикорски»
Примечания
Обгон велосипедиста через сплошную в 2021 году..
Предисловие
Конкурс на новые вертолёты для армии США – Future Vertical Lift в самом разгаре. Но до недавнего времени казалось, что победитель в номинации лёгких вертолётов уже определён, и это Сикорский S-97 Raider. По крайней мере, сама знаменитая вертолётостроительная американская компания, в этом была уверена на все 100%, и представила свою машину, в 2014 году, как будущий вертолёт армии США.
Однако время шло, со времени презентации прошло уже 5 лет, но машину Сикорского так на вооружение и не приняли.
Что там не устраивает американских военных не понятно, но можно предположить, что максимальная скорость машины в 444 км/ч, не совсем то, что требуется американским военным, тем более, что в этом году появился амбициозный конкурент машины Сикорского, который по заявлению разработчиков сможет развивать почти на 200 км/час больше, где-то 640 км/час. Этим конкурентом является VertiJet и всё что известно о нём, мы рассмотрим ниже.
Уроки Кореи
Боевые действия в Корее стали большим стимулом для вертолетостроения, сопоставимым с влиянием Первой мировой войны на развитие авиации в целом. Генералы, которые рассматривали ранее вертолет только как легкое вспомогательное средство связи и наблюдения, пришли к выводу, что этот тип летательного аппарата может изменить весь ход боевых наземных операций.
Годы войны в Корее ознаменовались важным событием в истории американской военной авиации. Входившая ранее в состав ВВС США армейская авиация выделилась в самостоятельный род Сухопутных войск США. Дележ имущества между ВВС и новоиспеченной авиацией СВ проходил не безболезненно. Тем не менее в 1951 году он благополучно завершился. Почти все вертолеты «ушли» в армейскую авиацию. В ВВС остались только «вертушки» Воздушной спасательной службы. Получившие собственную авиацию «сухопутчики» резко увеличили закупки вертолетов. Если к началу корейской войны американская армейская авиация имела 1 186 самолетов и 56 вертолетов, то к 1954 году соответственно: 2 518 и 1 140. Через несколько лет число армейских машин перевалило за две тысячи, и они стали основным видом летательных аппаратов Сухопутных войск США. Росла и численность вертолетного парка и в других видах Вооруженных сил США. Особенно увеличился парк «вертушек» в авиации Корпуса морской пехоты. Здесь в отличие от армейских вертолетчиков, именовавших свои S-55 транспортными, в годы корейской войны зародилось название «десантно-штурмовой» вертолет. Оно более точно соответствовало использованию вертолетов при операциях морской пехоты для высадки тактических десантов непосредственно на поле боя.
В 1952 годах вертолеты S-55 приняли участие в учениях с использованием ядерного оружия: они доставляли к эпицентру взрыва команды радиационной разведки, перебрасывали пехотные подразделения и были признаны необходимым элементом при ведении атомной войны. Американские генералы приняли для вооруженных сил так называемую концепцию «Пентомик» стратегического рассредоточения войск для снижения потерь в случае атомного удара. Вертолетам по концепции отводилась роль одного из средств рассредоточения. А в целом в вертолетостроении началась «гонка взлетных масс». Ф. Пясецкий на замену трехтонного PD-17 (HRP-2) создал в 1952 году пятитонный PD-22, затем шеститонный PH-42 и в 1954 году PH-43. Взлетная масса последнего достигала почти 7 тонн, грузоподъемность превышала две тонны, вместимость 20 десантников. Вооруженные силы США и ряда других стран приобретали вертолеты PD-22, PH-42, PH-43 под обозначением Н-21. За своеобразный внешний вид Н-21 получили и неофициальное название «летающий банан». После ухода Пясецкого созданная им фирма стала именоваться «Вертол» (Vertol), и ее приобрел концерн «Боинг». Участвовал в «гонке взлетных масс» и И.И. Сикорский. Вслед за 3,5-тонным S-55 он сдал военным шеститонный S-58, а затем и гигантский, по тогдашним понятиям, S-56 взлетной массой свыше 14 тонн. S-56 поднимал до четырех тонн груза и был пригоден для перевозки боевого взвода морской пехоты. S-56 с поршневой силовой установкой представлял собой вершину мирового вертолетостроения. Дальнейший же рост грузоподъемности требовал перехода на газотурбинные двигатели. Массовый переход на ГТД считается отличительной чертой появившихся во второй половине 50-х годов вертолетов так называемого второго поколения. При разработке этих новых многоцелевых машин исполнилось высказанное в годы корейской войны пожелание по созданию моделей для выполнения конкретных видов задач. Так, вертолеты «Белл205 Хью» (Huey) и «Вертол-114 Чинук» (Chinook) были оптимизированы под перевозку штатных армейских отделения и взвода, а «Вертол-104 Си Найт» (Sea Knight) боевой группы морской пехоты.
Винтокрылая война
В числе первых американских воинских частей, прибывших в 1961 году для оказания помощи южновьетнамскому союзнику, оказались две транспортные роты армейской авиации США, укомплектованные «летающими бананами» Н-21. В 1962 году во Вьетнам прибыли еще три роты. Вместе с ротами армейской авиации сюда же направились и дивизионы Корпуса Морской пехоты США. В отличие от армейских рот морпеховские дивизионы были укомплектованы вертолетами S-58. В жарком климате и условиях высокогорья они оказались значительно эффективнее Н-21. В 1963 году громоздкие «летающие бананы» стали заменяться новейшими легкими многоцелевыми вертолетами «Белл-204», а затем «Белл-205 Хью». Очень удачно спроектированный, оснащенный мощной газотурбинной установкой, надежный и выносливый «Белл Хью» стал главным винтокрылым бойцом войны и своеобразным символом Вьетнама. Фирма «Белл» ежегодно отправляла в Индокитай сотни таких машин, доведя в 1967 году их выпуск до рекордной величины 1 650 штук. Модификации «Хью» выпускаются до сих пор. Общее число построенных машин достигло 16 тысяч абсолютный мировой рекорд в вертолетостроении.
Прекращение действия
Придворные чины
Прекратили существование после Февральской революции — с 4 () марта года, в связи с ликвидацией института императорской власти.
Гражданские чины
Прекратили существование с 12 () ноября года — даты вступления в силу Декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов.
Военные чины
На территории Петроградского военного округа прекратили существование с 3 () декабря года на основании приказа по округу.
В армейских частях на остальной территории Российской республики, подконтрольной Совнаркому, прекратили существование с 17 () декабря года — даты вступления в силу принятого Совнаркомом «Декрета об уравнении всех военнослужащих в правах».
Во флоте прекратили существование с 12 () января года — даты вступления в силу «Декрета о демократизации флота», подписанного наркомом по морским делам П. Е. Дыбенко и управляющим Морским министерством М. В. Ивановым.
На территориях, подконтрольных белому и казачьим правительствам, применялись до октября 1922 года.
Россия
А вот в России для перевозки Владимира Путина используются 9 (!) вертолетов. Все они — Ми-8, изготовлены по спецзаказу, а стоимость каждого из них оценивается в 8,2 млн долларов.
Фото с сайта foxtrotalpha.jalopnik.comФото с сайта foxtrotalpha.jalopnik.comФото: Reuters
Премьер-министр России Дмитрий Медведев предпочитает вертолеты итальянского производителя Leonardo Helicopters (ранее Agusta Westland), а точнее, модификацию для VIP-персон AW139 стоимостью около 15 миллионов евро.
Leonardo Helicopters AW139. Фото: Flickr / Vlad Perminoff
По желанию интерьер салона разрабатывается с учетом индивидуальных предпочтений заказчика.
Фото с сайта foxtrotalpha.jalopnik.com
Достоинства и недостатки
Достоинства и недостатки вертолетов как типа воздушных транспортных средств хорошо известны.
Достоинства. Вертолет взлетает и садится на маленькую, буквально в полтора диаметра винта, площадку. Вертолет здорово маневрирует, даже зависает на месте.
Недостатки. Относительно невысокая скорость, высокий расход топлива, трудоемкость обслуживания и ремонта. Отмечают также высокий уровень шума и значительные вибрации, особенно нежелательные для гражданских машин.
Китайский CAIC WZ-10 пытался летать на американских моторах Пратт энд Уитни без разрешения правительства США. Не вышло
В этом обзоре приведены образцы великолепных машин, лучших в своих классах, получивших широкое распространение в мире. Вертолеты Ирокез и Ми-8 — мировые рекордсмены по количеству изготовленных машин, AH-64 Апач – самый продаваемый ударный вертолет в мире, Ка-52 Аллигатор – рекордсмен по маневренности, CH-47 Чинук – чемпион по доставке негабаритов, CH-53E и Ми-26 – рекордсмены по грузоподъемности.
Достоинства этих аппаратов значительно превосходят их недостатки, позволяют этим шедеврам мирового вертолетостроения успешно решать стоящие перед ними военные и гражданские задачи.
Автор статьи:
Штольц Константин
Инженер. Кандидат наук.
Sikorsky CH-53 Sea Stallion
Уроженец Киева Игорь Сикорский стоял у истоков американского вертолетостроения. Еще в Российской империи Сикорский стал проектировать самолеты, а после иммиграции в США перешел к созданию вертолетной техники.
Одна из моделей компании «Sikorsky Aero Engineering Corporation» тяжелый транспортный вертолет CH-53 Sea Stallion впервые прошел испытания в 1965 году.
Летательный аппарат широко использовался армией США в военных действиях во Вьетнаме, Ираке и Афганистане. Из-за отличной маневренности власти Израиля взяли на вооружение вертолеты этой модификации. Всего за время боевых действий было потеряно в результате аварий или сбито около 50 единиц CH-53.
9
Краткая предыстория
Широкую
известность 160 полк ССО ВС США получил, благодаря операции «Копье Нептуна», в
результате которой был ликвидирован руководитель группировки «Аль-Каида» Усама
бен-Ладен. Как известно, на время операции летчики одной из эскадрилий полка
получили в свое распоряжение малозаметную модификацию вертолета МН-60М под
обозначением МН-Х «Silent
Hawk»
(«Бесшумный ястреб»).
Малозаметный вертолет ССО США МН-Х «Silent Hawk»
Данный
вертолет является побочным продуктом проекта корпорации «Боинг» и компании «Сикорски»
по созданию малозаметного двухместного, двухдвигательного ударного вертолета RAH-66 «Команч», проектирование которого
началось в 1983 г. Основной целью являлось создание тяжелого ударного
вертолета, тогда как АН-64 планировали использовать в качестве легких
разведывательно-ударных машин.
Экспериментальная модель RAH-66 «Команч»
Достоверно
известно, что на разработку RAH-66 в течение 31 года (проект закрыт в 23.02.2004
г.) министерство обороны США выделило около 40 млрд. долл., однако результаты
испытаний не удовлетворили заказчиков.
Американские конструкторы использовали
материалы и инженерные решения, проверенные при создании малозаметного
истребителя-бомбардировщика F-117A. Единственным и самым серьезным
достижением американских специалистов стало снижение радиолокационной
заметности за счет особой формы воздухозаборника, который полностью скрывал
лопатки турбины от излучения РЛС.
Работы
над созданием малозаметного транспортного вертолета для ССО США начались после
того, как компания «Сикорски» смогла добиться повышения мощности турбовальных
двигателей, устанавливаемых на МН-60М, участвующих в специальных операциях в
высокогорных районах Исламской Республики Афганистан. После подтверждения
характеристик силовой установки, командование ССО ВС США в строжайшей
секретности санкционировало работы над МН-Х «Silent Hawk».
Российский ответ
В России разработки новейшей скоростной винтокрылой техники ведут конструкторские бюро «Миля» и «Камов».
Вертолётный завод имени Михаила Миля создал лётную лабораторию перспективного скоростного вертолёта — экспериментальный аппарат сделан на базе Ми-24. Главная цель проекта — создание научно-технической базы для увеличения скорости вертолёта в 1,5 раза по сравнению с серийными машинами.
Лопасти летающей лаборатории имеют улучшенные аэродинамические характеристики и созданы с использованием новейших разработок в области аэродинамики, прочности, композитного материаловедения и технологии производства.
Кроме того, в России ведутся работы над такими проектами, как Ми-1Х и Ка-92. Планируется, что скоростной вертолёт Ми-1Х будет оснащён одним несущим и одним толкающим винтами и сможет разгоняться до 520 км/ч.
Второй вариант новой высокоскоростной винтокрылой техники предложили специалисты «Камова». В 2009 году они сообщили о начале разработки скоростного вертолёта Ка-92 с соосной схемой расположения двух несущих винтов, толкающим винтом и «самолётным» оперением.
По мнению Литовкина, при производстве перспективной революционной техники у западных коллег есть одно преимущество перед нами.
«Американский бюджет позволяет вести исследования, которые могут быть на грани фола. У них есть на это деньги. Они спокойно могут апробировать любые технологии, даже если испытания закончатся провалом. Американцы всё равно будут реализовывать идею, чтобы посмотреть, что из этого выйдет, и использовать этот опыт в будущем. У нас же к этому вопросу подходят с большей серьёзностью, и, перед тем как проект начнут реализовывать, должно пройти много лет обсуждений и исследований», — резюмировал эксперт.
Ка-52. Россия
Американцы считают свой AH-64E Apache Guardian лучшим боевым вертолётом в мире, но у наших военных есть другая позиция относительно этого титула.
Новая, улучшенная двухместная версия Ka-50 — один из самых быстрых и совершенных боевых вертолетов в мире. Kamov Ka-52 Hokum-B — такое название имеет вертолёт по классификации НАТО. Это многоцелевой, невероятно сильный всесезонный ударный вертолет. Одно из самых маневренных вертолетов нового поколения, способных работать днем и ночью.
На Ка-52 установлены 30-мм пушки (460 патронов), кроме того можно установить многие типы управляемых ракет, а также неуправляемые ракеты различных калибров. Общая масса вооружений может достигать 2 800 кг.
Силовая установка: двигатели ВК-2500 (2*2 400 л.с.). По мощности двигателей этот вертолёт занимает лидирующее место среди остальных моделей этого списка. Кроме того, он заметно превышает своих конкурентов по скороподъемности (16 м/с).
В настоящее время вертолёты используются в проведении военной операции в Сирии (в том числе корабельная модификация Ка-52К).
Макс. скорость: 350 км/ч
Кадры решают всё
Военный эксперт Алексей Леонков в интервью RT заявил, что в погоне за титулом лидера в списке стран, способных создавать революционные разработки, США всё чаще демонстрируют миру недоработанные машины.
По словам Леонкова, причина проблем с новыми военными разработками кроется в человеческом факторе. В 60-х, 70-х, 80-х годах в корпорациях американского ВПК работали высококлассные специалисты, потом это звено кадров было потеряно, а достойная смена не появилась.
Такой же точки зрения придерживается военный эксперт Юрий Котенок. Он считает, чтобы создать по-настоящему революционную технику сегодня, нужны сильные кадры в ВПК, которые смогут успешно доработать машину.
Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев придерживается иного мнения. В беседе с RT он сообщил, что неудачи при испытаниях свойственны любой новой технике, особенно таким сложным машинам.
«То, что во время испытаний возникли какие-то проблемы, — допустимая ситуация. На доводку такой сложнейшей машины уйдёт ещё несколько лет», — добавил Корнев.
Военный эксперт Дмитрий Литовкин пояснил RT, что испытания новой техники — всегда длительный процесс, который крайне важен перед запуском машины в серийное производство.
Боинг 787 – самолёт мечты
Вертолеты Игоря Сикорского. Экспериментальный VS-300.
VS-300
В 1939г. уже в Соединенных Штатах Сикорский решает вернуться к строительству вертолетов. Он разрабатывает и строит опытный образец VS-300, который оснащает мотором в 75 сил. Машина спроектирована по классической схеме с одним несущим и рулевым роторами. И наконец, 14 сентября этого же года она совершает свой первый полет на привязи. Потом было еще несколько непродолжительных полетов. Во время одного из них после сильного порыва ветра машина опрокидывается.
После ремонта и небольших усовершенствований 13 мая 1940г. Сикорский поднимает вертолет, на этот раз без привязи.
В мае 1941г. геликоптер Сикорского побивает мировой рекорд по продолжительности полета, принадлежавший немецкой машине Focke Achgelis Fa.61. Игорь Иванович, пилотируя свое изобретение, продержался в воздухе 1ч 32 мин.
Также читайте — «Вертолеты Миля».
В 1941г. высокопоставленные армейские чиновники заинтересовались разработками Сикорского и выделили деньги на проектирование и постройку вертолета VS-316. А VS-300 осенью 1943г. передали в музей в штате Мичиган, где он находится и сейчас.
О рекорде грузоподъемности
Пятидесятые годы стали временем становления национального вертолетостроения в СССР, Великобритании и Франции. Под влиянием успехов «сикорских» в Корее в нашей стране в 1951 году была принята программа развития национального вертолетостроения. Конструкторские бюро Михаила Леонтьевича Миля, Николая Ильича Камова и Александра Сергеевича Яковлева создали семейство многоцелевых вертолетов первого поколения. Так, Ми-4, начиная с венгерских событий 1956 года, принимали участие во всех операциях советских войск и вооруженных сил дружеских государств. Изначально оснащенные крупнокалиберным турельным пулеметом, они послужили базой для создания многочисленных военных модификаций. В 1961 году, во время боев на Плайя-Хирон, кубинцы впервые использовали Ми-4 как средство непосредственной огневой поддержки. Советские ВВС применили Ми-4 для выполнения аналогичных задач во время боев на острове Даманский в 1969 году. Опыт, накопленный при создании вертолетов первого поколения, помог советским конструкторам в конце 50-х и в 60-е годы при разработке целой гаммы многоцелевых вертолетов второго поколения. Причем с созданием в 1957 году воздушного гиганта Ми-6 (взлетной массой свыше 46 тонн) наши авиаконструкторы вышли в мировые лидеры тяжелого вертолетостроения: Ми-12 установил абсолютный мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов 40 тонн. Он не превзойден до сих пор.
В 60-е годы, с угасанием разговоров о ядерной войне, руководство Пентагона отказалось от концепции «Пентомик» и рост грузоподъемности американских вертолетов остановился на 9 т, доступных S-64. По той же причине прекратилась разработка тяжелых вертолетов для перевозки ракетных комплексов и в СССР, однако потребность в доставке сверхтяжелых грузов в труднодоступные районы нашей страны сохранила в отечественном вертолетостроении класс винтокрылых машин большой грузоподъемности.
Eurocopter Tiger. Франция/Германия
В настоящее время эта боевая машина находится на вооружении немецких, испанских, французских и австралийских ВВС.
Это четырехлопастный современный двухмоторный вертолет средней тяжести, который впервые вступил в строй в 2003 году. Оснащается двумя двигателями Rolls-Royce мощностью по 1 464 л.с. каждый.
Главными отличиями от конкурентов является повсеместное использование современных композитных материалов в конструкции аппарата, а также новейшие системы незаметности.
Вертолёт имеет 30-миллиметровую пушку и несет восемь противотанковых ракет HOT 2, HOT 3 или Trigat 2; Четыре зенитных ракеты «Стингер 2» или «Мистраль», ракеты класса «воздух-воздух», ракеты 68×68 мм и пулеметные 12,7-мм пушки.
Макс. скорость: 322 км/ч.
4
Описание
ОЦ-33 разработан на основе конструкции автоматического пистолета ОЦ-23 «Дротик».
ОЦ-33 построен на основе автоматики со свободным затвором.
Самовзводный ударно-спусковой механизм двойного действия, куркового типа позволяет ведение одиночного и автоматического огня. Возвратная пружина расположена под стволом.
Предохранитель-переводчик режимов огня продублирован на обеих сторонах затвора и обеспечивает ведение одиночного (среднее положение) и автоматического огня (нижнее положение).
Двусторонняя кнопка защёлки магазина расположена на приливе спусковой скобы. Питание пистолета осуществляется из стандартного коробчатого магазина ёмкостью 18 патронов (с двухрядным расположением патронов), габариты которого не выступают за пределы рукоятки пистолета, или из удлинённого магазина ёмкостью 27 патронов. Кнопка затворной задержки расположена на левой стороне оружия. Прицел открытого типа, с возможностью подстройки целика.
Для ведения прицельного автоматического огня пистолет оснащается съёмным складным плечевым упором (прикладом), выполненным из стали и носимым в отдельном чехле на ремне. Приклад неудобен, поскольку слишком короткий[источник не указан 1995 дней]. Под стволом на раме оружия выполнены направляющие для крепления боевого фонаря или лазерного целеуказателя.
Ссылки
Вертолет враг танка
Анализ хода военных действий во Вьетнаме способствовал осознанию роли вертолетов и Генеральными штабами других государств, в первую очередь стран НАТО. Почти все они выделили эти машины в самостоятельный род сухопутных войск армейскую авиацию и увеличили их численность в несколько раз.
В те годы верный союзник американцев Израиль вел непрекращающуюся борьбу с арабскими странами, не желавшими мириться с существованием еврейского государства. Несмотря на всевозможные эмбарго, Моше Даян закупил некоторое количество американских («Сикорский S-55», S-58, «Белл-205» и другие) и французских (SA-321 Super Frelon, SE-318 Allouette-2) вертолетов. Они весьма пригодились в июне 1967 года во время знаменитой «шестидневной» войны. Условия ведения боевых действий в Синайской пустыне сильно отличались от индокитайских джунглей израильским вертолетчикам противостояли не партизанские отряды, а до зубов вооруженные и численно превосходящие регулярные части. Однако умело используемые винтокрылые машины со звездой Давида на борту подтвердили свою исключительную эффективность в общевойсковых операциях против пехоты. Участь войны решил ночной вертолетный десант Ариэля Шарона, высаженный прямо «на голову» египетским артиллеристам, защищавшим подступы к Суэцкому каналу по периметру Абу-Агейды. Помимо тактических десантов израильские вертолеты использовались для снабжения наступающих частей боеприпасами, горючим, продовольствием, разведки целей, эвакуации раненых и радиоперехвата.
Столь же успешно действовали израильтяне и в последовавшей затем «войне на истощение». В историю вошел знаменитый десант 26 декабря 1969 года, когда спецназовцы захватили и вывезли на вертолетах S-65 из глубокого египетского тыла секретную советскую станцию ПВО.
Именно в арабо-израильском конфликте 6070-х годов прошла апробацию и одобрение тактика ведения боевых действий на предельно малых высотах. Эффективность вертолетов побудила израильский Генштаб увеличить закупки винтокрылых машин, и ко времени «Войны Судного дня» 1973 года ВВС Израиля насчитывали в строю около сотни новейших американских и французских вертолетов. На них, помимо традиционных задач, возлагались принципиально новые: борьба с танками, огневая поддержка сухопутных войск и впервые радиоэлектронная борьба.
В октябре 1973 года в истории боевых вертолетов произошло важное событие: 18 израильских машин за один вылет уничтожили 90 египетских танков, не потеряв при этом ни одной. Теперь «вертушка» была однозначно признана главным врагом танка
Немалым количеством вертолетов обладали и вооруженные силы противников Израиля. Однако до их использования в качестве ударного боевого средства дело не дошло. Полученные из СССР Ми-4, Ми-6 и Ми-8 преимущественно применялись для высадки воздушных десантов, снабжения войск и эвакуации сбитых летчиков. Милевские «четверки», а затем и «восьмерки» успешно работали в качестве транспортно-десантных средств и в индо-пакистанских пограничных инцидентах.
Боевые действия во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и в Индостане продемонстрировали высокую надежность винтокрылых машин различного назначения. Эти масштабные маневры также подтвердили необходимость увеличить количество вертолетов в ВВС СССР, что, собственно, и было сделано: в начале 70-х годов заводы, ранее занимавшиеся строительством традиционной самолетной техники, стали выпускать вертолеты. В это же время в нашей стране, как и за рубежом, началась разработка специализированных боевых машин, а военные приступили к формированию первых аэромобильных частей и соединений десантно-штурмовых батальонов и бригад. Однако оценить вертолет по-настоящему советские полководцы смогли только в небе над Афганистаном.
Вадим Михеев, доктор исторических, кандидат технических наук
Современные военные вертолеты
Отказ от стратегии «большой войны» привел к тому, что для ударных вертолетов задача борьбы с танками перестала быть первостепенной. С другой стороны, опыт локальных конфликтов в очередной раз показал значимость и универсальность боевых «вертушек». В результате их разработкой занялись многие страны.
Во второй половине 1970-х гг. в СССР объявили конкурс на создание боевого вертолета нового поколения. Ка-50 – вертолет, представленный КБ им. Н.И. Камова, по настоянию военных был сделан одноместным. Генералы считали, что автоматизация позволит летчику выполнять боевые задачи в одиночку, а с одноместной кабиной машина станет легче. КБ им. М.Л. Миля выдвинуло проект двухместного Ми-28, у которого в отличие от его предшественника Ми-24 не было транспортно-десантного отсека.
После проведения сравнительных испытаний в 1995 г. на вооружение приняли Ка-50. Но доработка милевского вертолета продолжилась, и в 2013 г. ВВС РФ получили Ми-28Н «Ночной охотник» – версию, способную воевать в темное время суток. А вот эксплуатация Ка-50 показала, что один летчик все же не сможет воевать эффективно. Пришлось создавать двухместную версию – Ка-52 «Аллигатор». Сейчас на вооружении Российской армии состоят оба этих вертолета.
Ка-50 («Черная
акула»). 1995 г.
Ка-52 «Аллигатор».
2008 г.
Ми-28Н
(«Ночной
охотник» ).
2013 г.
В 1996 г. на замену устаревающему ударному вертолету АН-1 «Кобра» и вертолетам-разведчикам пришел RAH-66 «Команч» (reconnaissance attack helicopter – «разведывательно-ударный вертолет») – машина футуристических форм, использовавшая технологии «стелс». Предполагалось, что армия США закупит 1300 таких вертолетов. Однако воздушной разведкой стали заниматься беспилотные летательные аппараты, а с задачами противопартизанских войн вполне справлялась более дешевая «Кобра». В 2004 г. разработку оставшегося «не у дел» «Команча» прекратили, хотя его технологии могут использоваться в будущем.
RAH-66 «Команч». США. 1996 г.
Производство ударных вертолетов не долго оставалось «эксклюзивом» СССР / России и США – ими занялись и другие страны. Европа стремится к «технической независимости» от США, поэтому франко-немецкий концерн «Еврокоптер» создал «Тайгер» («Тигр»), а британцы с итальянцами совместно разработали вертолет А-129 «Мангуста». Неплохие ударные вертолеты разработаны в Китае и ЮАР, созданием такой машины занимаются также в Индии.
«Еврокоптер Тайгер».
Франция–Германия.
2002 г.
А-129 «Мангуста».
Италия,
Великобритания.
1990 г.
В 2005 г. в США был принят на вооружение первый в истории авиации серийный конвертоплан V-22 «Оспри». Этот летательный аппарат сочетает достоинства вертолета и самолета: он может взлетать и садиться вертикально, но в полете его винты создают тягу «по горизонтали», поэтому конвертоплан летит быстрее и тратит меньше топлива, чем вертолет, – хотя и уступает по скорости и экономичности самолету.
Самое сложное для любого конвертоплана – переход от режима висения (на взлете и посадке) к режиму горизонтального полета и обратно. Из-за этого доводка «Оспри» шла долго и трудно, несколько машин было потеряно в авариях и катастрофах. Сложность конструкции привела к тому, что цена «Оспри» превысила 100 млн долл. Споры о том, нужны ли военным конвертопланы, не утихают до сих пор.
Конвертоплан V-22 «Оспри». США. 2003 г
Поделиться ссылкой
HAL Light Combat Helicopter. Индия
Этот вертолёт ещё проходит лётные испытания, но его заявленные характеристики просто впечатляют.
Безусловно, это самый современный вертолёт индийского производства. Его разработка началась в 2006 году. Модель создавалась для уничтожения техники, а также живой силы противника в различных условиях, включая работу в высокогорье. Именно поэтому потолок высоты для этого вертолёта составляет 6 500 м. По этому параметру HAL Light Combat Helicopter не уступает ни одному вертолёты из этого списка.
На вертолёте установлены два двигателя TM333-2C2, мощностью 1 200 л.с каждый.
Боевое оснащение: поворотная пушка калибра 20 мм, управляемые ракеты.
Максимальная скорость: 330 км/ч.
10
Нос комара
Ч ерез месяц после этого успеха конструктор едва не разбился. С друзьями и аэропланом он выехал в Белую Церковь для показательного полета. Тогда демонстрация воздухоплавания была сродни аттракциону для массового зрителя, и, продав билеты, можно было немного заработать. Поднявшись на глазах публики на высоту 50 м, аэроплан Сикорского заглох. Сам пилот-конструктор чудом нашел площадку для посадки, порядком повредив машину. При осмотре двигателя оказалось, что в жиклер — деталь карбюратора, отвечающую за дозировку топлива, — попал комар.
После этого Сикорский сделал вывод: «Для надежного передвижения по воздуху на дальние расстояния надо пользоваться аэропланами с несколькими двигателями и надо, чтобы на аппарате находилось несколько человек, из которых каждый должен исполнять свое определенное дело».
В Москву на авиационную выставку в марте 1912 года 22‑летний Сикорский прибыл уже в ранге звезды: демонстрационные полеты, доклады перед коллегами, интервью для прессы. Но главное — Михаил Шидловский, председатель акционерного общества завода Руссо-Балт, который производил военную технику, предложил киевлянину должность главного конструктора. И контракт в Петербурге на пять лет с условием, что все запланированные модели и идеи по их усовершенствованию будут принадлежать заводу. Одну модель в год инженер мог создавать вне плана как авторский проект.
Игорь Сикорский (справа) с братом Сергеем и сестрами Ольгой, Лидией и Еленой. Фото — примерно 1906 года / Фото: DR
Как‑то засидевшись допоздна у Шидловского за ужином, конструктор изложил ему свою идею многомоторного тяжелого самолета. Тот выслушал и сказал: «Приступайте немедленно».
Сикорский поднял с постели всех своих инженеров. Сонные, они приехали к нему домой, и там под шампанское к утру составили план строительства нового самолета. Через полгода машина с четырьмя двигателями, закрытой кабиной и местами для пассажиров была готова к испытаниям. А 12 февраля 1914 года в воздух на ней поднялись 16 человек и собака — вместе эта компания весила 1.290 кг. Пилотом был сам Сикорский.
Свой самолет он назвал Илья Муромец. И 4 июня того же года поднял его на рекордную высоту 2 тыс. м с 10 пассажирами. А 16−17 июня состоялся самый дальний в мире пассажирский перелет на аэроплане по маршруту Петербург—Киев всего с одной посадкой.
Заключение
Создаваясь как вспомогательный транспорт, вертолетные соединения стали действенной самостоятельной единицей гражданской и военной авиации. Нефтяные и газотранспортные компании мира вкладывают большие деньги в развитие вертолетостроения, ведь эти винтокрылые аппараты просто незаменимы в труднодоступных регионах Крайнего Севера и Западной Сибири. Летательные машины отлично зарекомендовали себя и в чрезвычайных ситуациях при тушении пожаров и эвакуации людей.
Редакция TheBiggest просит вас написать комментарий к нашей статье. Напишите на каких больших вертолётах вы летали, а на каких хотели бы полетать.