Эскадренные миноносцы проекта 956-э

История развития

1969 год Начата разработка перспективного корабля поддержки морских десантов
Середина 1975 года Заложен первый корпус
1978 год Спускают на воду головной эсминец серии «Современный»
1982 год Модернизация проекта: устанавливаются новые котлотурбинные установки
2006 год Спуск на воду последнего «Сарыча»

Артиллерийский легкий крейсер «Куйбышев». Предшественник «Сарычей» не имел ракетного оружия и не мог быть модернизирован

К концу 60-х основная боевая сила ВМФ Советского Союза — артиллерийские крейсера, полностью исчерпали свой ресурс. Их пушки были бессильны против ракетных комплексов американского флота, что нарушало баланс сил.

Для их замены было решено разрабатывать современные российские эсминцы Сарыч для дальней морской зоны, установив на них новейшие советские противокорабельные ракеты.

Проект получил код 956 «Сарыч».

Новый современный эсминец России должен был решать сразу множество задач:

  • прикрытие ракетных подводных лодок;
  • противодействие подлодкам противника;
  • проекция силы на удалённые прибрежные территории;
  • противодействие УДК, фрегатам, корветам, сторожевикам противника;
  • борьба против коммуникаций противника.

Работники ленинградского конструкторского бюро смогли придать боевому кораблю внешний вид настоящего хищника. Стремительный силуэт заставляет вспомнить приземистые корпуса, которыми обладали эсминцы ВМФ России, воевавшие на русско-японской войне.

«Безбоязненный» производит пуск ПКР «Москит»

Агрессивная внешность подкреплялась впечатляющим вооружением. По бортам разместились 2 счетверенных ПУ ПКР «Москит» и два спаренных 130-мм орудия, готовых обрушить на противника до 180 снарядов за минуту.

Эсминцы типа Сарыч вооружены артиллерией, которая до сих пор остается лучшей в мире. Ни один эсминец ВМФ США не способен победить 956-го в артиллерийском бою. «Сарычи» демонстрировали силу советского оружия во время показательных учений и дальних походов по всему Мировому океану. Эсминцы 956 проекта — легендарные корабли России.

Английский самолет делает фото «Безбоязненного» в океанском походе

Всего было запланировано построить 32 «Сарыча», но развал Советского Союза не позволил этим планам сбыться. Для флота СССР/РФ было сдано всего 17 единиц. Еще 4 корабля были проданы Китаю. Один корпус был разобран. Сколько эсминцев в России останется через несколько лет, никто не знает.

3 эсминца
на данный момент в боевом составе российского флота 

В боевом составе российского флота, на данный момент, состоят три эсминца, еще три могут быть возвращены из резерва. Остальные миноносцы России в количестве 12 единиц либо уже порезаны на металлолом, либо дожидаются такой же участи.

Ракеты

Ракетное вооружение эскадренного миноносца «Сарыч» предназначено для борьбы с воздушными и морскими целями. Комплекс «Ураган» (в более поздних модификациях «Ураган-Торнадо») оснащен однобалочными пусковыми установками, стреляющими ЗУРами. В боекомплекте каждой из двух ПУ – 48 реактивных управляемых снарядов. «Ураган» – оружие универсальное, оно вполне пригодно для поражения надводных кораблей небольшого тоннажа (например, ракетных или торпедных катеров). Количество сопровождаемых и уничтожаемых целей – до шести (при запуске каждые 12 секунд).

Смотреть галерею

Специализированную противокорабельную оборону эсминец проекта 956 осуществляет комплексом «Москит» («Москит-М»), оснащенным ракетами ЗМ-82. Установок две, они защищены бронированием, каждая содержит по четыре снаряда. Боевой радиус комплекса составляет 120 км (170 у «Москита-М»). Ракеты сверхзвуковые (M=3), масса ВВ в боевом зарядном отделении – три центнера. Все восемь ЗМ-82 могут быть выпущены в течение полуминутного залпа по команде корабельной системы управления.

Рождение проекта

Советский надводный Военно-Морской флот до определенного момента оставался военной силой с ограниченными тактическими возможностями. Артиллерийские корабли, составлявшие основу советской военно-морской мощи в 50-е и в 60-е годы, уже не отвечали современным условиям. Имеющиеся в составе советского флота крейсера и эсминцы морально устарели. Для державы, которая стремилась создать боеспособный флот открытого моря, требовались корабли с новыми видами вооружений. Вместо артиллерии главного калибра основное место должны были занять противокорабельные ракетные комплексы. На замену паровым турбинам приходят газотурбинные двигательные установки. Меняется концепция развития флота, где превалирует универсализация военных судов. Флоту необходимы были универсальные корабли, которые бы обладали широкими тактическими и техническими возможностями.

На эту роль прекрасно подходили эскадренные миноносцы – класс кораблей, который с успехом прошел горнило морских сражений Второй Мировой войны. Эсминцы превратились в универсальные боевые суда, участвующие практически во всех операциях, проводимых с участием военных флотов. В Советском Союзе имелся достаточно богатый опыт применения эскадренных миноносцев в боевых условиях. Оставалось только построить новые и современные боевые корабли, которыми в итоге стали эскадренные миноносцы проекта 956.

Эти корабли задумывались как боевые суда, способные оказать огневую поддержку десантным операциям и обеспечить фланги сухопутным войскам. При этом не упускалась возможность использовать новые корабли для действий в открытых и обширных акваториях, как самостоятельно, так и в составе оперативных соединений флота. Старт новой программе строительства судов дало Постановление Совмина СССР от 1 сентября 1969 года, в котором указывалась необходимость строительства в Советском Союзе новых кораблей огневой поддержки, способных действовать в тесной связке с Большими Противолодочными кораблями.

Разработкой эскиза и созданием проектной документации занялось Центральное Конструкторское Бюро №53, находящееся в Ленинграде. Перед конструкторами поставили задачу создать несколько вариантов проекта, которые бы в ходе последующего рассмотрения и реализации послужили проектной базой для начала строительства. Основной причиной разработки сразу нескольких вариантов проекта, стала неопределенность с целевым назначением корабля. В ходе проектирования шла борьба между сторонниками идеи создания многоцелевого корабля, оснащенного всеми видами морских вооружений и сторонниками строительства корабля с преобладанием ударных видов вооружения. В итоге победила партия сторонников создания многоцелевого, универсального корабля, в котором основным средством вооруженной борьбы стал ПКР. Зенитные средства ПВО, противолодочные средства борьбы и артиллерия выполняли вспомогательную функцию. Окончательно с технической точки зрения видение нового корабля сформировалось в 1971 году, которое вылилось в проект 956.

Предполагалось, что строительством новых советских боевых судов займется Ленинградский судостроительный завод им. Жданова. Эта верфь имела опыт постройки крупных океанских судов, к тому же для успешного и быстрого строительства могло сыграть свою роль близкое соседство конструкторского бюро. Изменение целевого назначения корабля привело к тому, что уже в проектной документации, начиная с 1971 года, начинает фигурировать класс судна — эскадренный эсминец, вместо «корабля огневой поддержки».

В процессе принятия решения о постройке, новые советские эсминцы должны были строиться самой массовой серией, до 50 единиц. Кораблями планировалось оснастить все четыре флота, создав на основных флангах мощные оперативные соединения. В течение четырех лет шла доработка проектной документации, результатом которой стал эсминец проекта 956, получивший шифр «Сарыч».

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч» создавались в эпоху Холодной войны, и основным их оппонентом в Мировом океане был американский корабль аналогичного класса Spruance. Этот эсминец ВМС США и его характеристики оказали большое влияние на будущий облик «Сарычей». Шло соревнование между двумя сверхдержавами и советские адмиралы требовали, чтобы наш корабль был не хуже.

Первое, что бросается в глаза, это различие в силовых установках двух кораблей. Причем газотурбинная энергетическая установка Spruance выглядит гораздо предпочтительней и по характеристикам, и по своей надежности. Американская энергетическая установка может выйти на полную мощность за двенадцать минут, советскому эсминцу для этого необходимо полтора часа.

Артиллерийское вооружение, безусловно, мощнее у советского корабля (изначально он проектировался, как корабль поддержки десанта), но американский эсминец превосходит его в средствах для противолодочной борьбы. Изначально более мощным ракетным вооружением обладал «Сарыч», но после модернизации на Spruance были установлены универсальные ПУ для ракет «Томагавк», что дало значительное преимущество американцу.

Однако в настоящее время основным эсминцем США являются корабли типа «Арли Берк». Этот корабль был спроектирован в середине 80-х годов и значительно превосходит корабли проекта 956 практически по всем показателям. «Арли Берк» — это эсминец четвертого поколения, поэтому сравнивать его с «Сарычем» не слишком корректно.

https://youtube.com/watch?v=ZYWvG6wRKmk

Автор статьи:
Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

История создания

Предпосылки к появлению

Предэскизный и технический пр. 56 эсминца

Прототипом для создания эсминца проекта 56 стал проект 41 («Неустрашимый»). Ряд недостатков, выявленных в процессе испытаний и эксплуатации Неустрашимого (недостаточная скорость хода, сильное забрызгивание носовых 130 мм АУ и 45 мм автоматов и их неудачные сектора обстрела, плохая управляемость на задних ходах и сильная вибрация кормовой оконечности) хоть и возможно было устранить, но потребовалась бы разработка нового технического проекта корабля, переделка по которому уже построенных эсминцев оказалась бы крайне затруднительным и дорогостоящим мероприятием. Благодаря полученному опыту при проектировании, постройке и испытаниях пр.41 была обеспечена возможность создания эсминца нового поколения.

В апреле 1951 г. И. В. Сталиным по предложению МСП было принято решение об отказе от серийного строительства эсминцев пр.41 (было запланировано 110 единиц) в пользу их модернизированных версий (впоследствии пр.56)

История проектирования и строительства

Корпус эскадренного миноносца пр. 56 на стапеле перед спуском на воду

А. Л. Фишера

Выбор главных размерений нового корабля был подчинен требованию разместить на нем, при сниженном на 680 т полном водоизмещении, вооружение практически того же состава, что и в пр. 41. Изменения заключались лишь в замене спаренных стабилизированных 45-мм автоматов СМ-16 на счетверенные 45-мм нестабилизированные автоматы СМ-20-ЗИФ, а также в отказе от 25-мм автоматов и замене стабилизированного поста наводки СПН-500 на более легкий СВП-42. При этом должна была обеспечиваться обещанная скорость полного хода (39 уз.) за счет форсирования с 66 000 л. с. до 72 000 л. с. ГЭУ, использовавшейся ранее в пр. 41. Кроме того, требовалось обеспечить повышенную мореходность.

Так же были утверждены следующие ТТЭ: полное водоизмещение уменьшалось с 3770 до 3150 тонн, полная скорость хода увеличивалась с 36 до 39 узлов, дальность плавания со скоростью в 14 узлов сокращалась с 5500 до 4000 морских миль, а автономность была уменьшена с двадцати до десяти суток. Позднее выяснилось, что уложиться в заданные ТТЭ (водоизмещение, скорость и дальность плавания) из-за увеличения весовых нагрузок невозможно. Технический проект эскадренных миноносцев пр. 56 был закончен в ноябре 1951 года и утверждён в апреле 1952 года.

Эсминец «Спокойный»,СССР, 1955 г.

Первым кораблем пр. 56, вступившим в строй 26 сентября 1955 г. оказался «Светлый».

Серия эскадренных миноносцев проекта 56 должна была состоять как минимум из 100 кораблей. Однако после смерти И. В. Сталина проект так и не получил утверждения «Плана военного судостроения на 1956—1965 годы», разработанного под руководством Н. Г. Кузнецова, и был ограничен 46 единицами. Но в декабре 1954 года вышло Постановление Совета министров об отказе от дальнейших заказов на эсминцы проекта 56 (в том числе и с новыми АУ). Фактически по проекту 56 было построено 27 кораблей. Строительство эсминцев данного проекта велось на ССЗ № 190 в Ленинграде (12 единиц), № 445 в Николаеве (8 единиц) и № 199 в Комсомольск-на-Амуре (7 единиц). Последний (27-ой) корабль серии был сдан флоту в 1958 году.

Что такое эскадренный миноносец и зачем он нужен

Эскадренный миноносец — понятие скорее традиционное, чем наполненное реальным смыслом. Разумеется, минами вооружение не ограничивается, а по своему назначению корабль скорее соответствует принятому во многих флотах мира классу фрегатов, которые, в свою очередь, также имеют мало общего со старинными парусниками. Эсминец проекта 956 «Сарыч» (таков был шифр) предназначался для выполнения широкого круга боевых задач, которые могли оказаться не по силам БПК (большим противолодочным кораблям), составлявшим основу ВМФ СССР в конце шестидесятых. Официально его главное предназначение формулировалось как огневая поддержка десанта, выраженная в подавления малоразмерных наземных целей, обеспечении ПВО и ПРО высаживающихся подразделений и уничтожении плавсредств вероятного противника. Также планировалось совместное использование с БПК (пр. 1155), что приближало эффективность такой пары к боевым возможностям самых современных на тот момент американских фрегатов «Спрюэнс». Исходя из поставленных задач и создавался эсминец проекта 956. Корабль обходится бюджету дорого, его строят исходя из конкретной оборонной доктрины, тем более, когда речь идет о крупной серии.

Новейший российский эсминец-невидимка: ядерное «сердце» и 200 убойных ракет (ФОТО)

эсминец проекта 956 шифр «Сарыч»

В Кремле 21 января 1947 года под руководством Сталина состоялось важное совещание по вопросам судостроения. В зале царила тягостная атмосфера. Всего месяц назад глава страны отстранил от должности главкома ВМФ Николая Кузнецова, который предлагал строить авианосцы и противился вождю

Заветной же мечтой Сталина были эскадры линкоров способные противостоять ведущим морским державам получившим доступ к атомным секретам. За десять лет обескровленной войной стране предстояло построить около 600 боевых кораблей и судов. На их создание требовалось около 75 миллиардов рублей, что в полтора раза превышало довоенные ассигнования. Только острая необходимость от вероятных ударов США заставило участников совещания прийти к общему мнению – большим кораблям необходимо надежное боевое охранение. Уже через неделю совет министров утвердил технический проект нового эскадренного миноносца 30БИС, разработанный Ленинградским ЦКБ-3. Этот и последующие корабли унаследовали лучшие традиции русских корабелов, строящих миноносцы на протяжении 70 лет. Несмотря на сложное положение в стране нашлись средства на создание не только таких кораблей, но и подводных лодок, сторожевых кораблей и даже крейсеров

Всего месяц назад глава страны отстранил от должности главкома ВМФ Николая Кузнецова, который предлагал строить авианосцы и противился вождю. Заветной же мечтой Сталина были эскадры линкоров способные противостоять ведущим морским державам получившим доступ к атомным секретам. За десять лет обескровленной войной стране предстояло построить около 600 боевых кораблей и судов. На их создание требовалось около 75 миллиардов рублей, что в полтора раза превышало довоенные ассигнования. Только острая необходимость от вероятных ударов США заставило участников совещания прийти к общему мнению – большим кораблям необходимо надежное боевое охранение. Уже через неделю совет министров утвердил технический проект нового эскадренного миноносца 30БИС, разработанный Ленинградским ЦКБ-3. Этот и последующие корабли унаследовали лучшие традиции русских корабелов, строящих миноносцы на протяжении 70 лет. Несмотря на сложное положение в стране нашлись средства на создание не только таких кораблей, но и подводных лодок, сторожевых кораблей и даже крейсеров.

Эсминцы стали первыми на флоте носителями корабельных вертолетов и нового оружия – ракетного. Именно эти корабли попали в эпицентр холодной войны, разразившейся между странами НАТО и странами Варшавского договора. Благодаря эсминцам второго поколения советский военно-морской флот смог на равных противостоять флотам вероятного противника.

Великая Отечественная Война

На момент начало Великой Отечественной Войны в составе Советского Военно-Морского Флота находилось 22 эскадренного миноносца проекта номер «7». Остальные 25 эсминцев хоть и были заложены еще в 1935-1936 годах по тем или иным причинам не были сданы в эксплуатацию подрядчиками (верфями). Все эсминцы проекта номер «7» и его модернизированной версии «7У» были разделены на 4 флота:

  1. Балтийский Флот;
  2. Черноморский Флот;
  3. Северный Флот;
  4. Тихоокеанский Флот.

Однако в связи со стратегическими задачами эсминцы играли роль в первых двух флотах.

Балтийский Флот

В состав Балтийского флота входил один отряд легких сил и одна эскадра, состоявшие из эскадренных миноносцев проекта номер «7» и «7У», а также других кораблей разного класса. Эсминцы «Сторожевой», «Славный», «Стойкий», «Сердитый», «Суровый», «Сильный» входили в этот список (по завершению строительства дополнялись новыми «семерками»). Несмотря на то, что в основном все эти боевые судна были выведены из строя фашистскими силами, некоторые из них добились реальных успехов в достижение победы Красной Армии.

Так например эскадренный миноносец «Славный» в общем смог преодолеть 3 700 морских миль и произвести артиллерийский запал в количестве около 2 000 снарядов из основных и зенитных орудий. Другим примером является эсминец «Стойкий», который прошел более 7 500 морских миль. Более того последний не только наносил удары (более 1 500 снарядов) по вражеским единицам, а успешно использовал мины (около 300 единиц), глубинные бомбы (около 130 единиц) и перевез более 1 500 военнослужащих. «Сильный» и «Сердитый» участвовали непосредственно в морском сражении против немецкой корабельной группы и добились успеха в нем. Эсминец «Суровый» же участвовал в другом морском бою в Рижском заливе, где так же как и его собратья «Сильный» и «Сердитый» добился успеха.

Черноморский Флот

Состав Черноморского флота состоял из двух дивизионов, но только в одном были эсминцы проекта номер «7» и «7У». В составе второго дивизиона входили эскадренные миноносцы «Быстрый», «Свободный», «Смышленый», «Сообразительный», «Способный» (со временем ряды дополнялись новыми эсминцами проекта номер «7» и «7У»). Основной задачей флота была защита Одессы и Севастополя. Более того в последующий года флот производил поддержку десантных операций в Феодосии.

Легендой Черноморского Флота является эсминец проекта номер «7» – «Сообразительный». Последний прошел всю войну не получив ни одного существенного ранение и потеряв всего 5 человек экипажа. В общем «Сообразительный» прошел более 60 000 морских миль (выйдя в 218 боевых заданий). За 4 года эсминец произвел почти 3 000 артиллерийских залпа, перевез около 15 000 военнослужащих, сбил 5 фашистских бомбардировщиков и отбуксировал более 50 единиц корабельной техники. Более того боевое судно и весь его экипаж был удостоен «Гвардейского» звание за отличные успехи в Феодосийской Десантной операции в 1941-ом году. Как говорили специалисты того времени основным успехом «Сообразительного» является синхронность командира корабля – капитана 1 ранга Н. Басистого и подчиненного ему экипажа эсминца – легенды.

Послевоенное Время

После окончание Второй Мировой Войны большинство эсминцев проекта номер «7» и «7У» были списаны со строя. На их место пришли новые и более современные на то время эскадренные миноносцы проекта номер «30 бис». Основной причиной является военно-технологический прогресс за период Великой Отечественной Войны. Новые эсминцы являлись были полностью автоматизированы и укомплектованы новейшими установками вроде радара, сонара и т.п.

новейший эсминец проекта 21956

Новейший эсминец проекта 21956 водоизмещением около 9000 тонн, длиной 163 м, шириной 19 м и осадкой 4,8 м предназначен для борьбы с субмаринами и надводными кораблями неприятеля, обеспечения ПВО и ПЛО кораблей и судов при действиях в океанских и морских районах в составе корабельных групп и оперативных соединений. Газотурбинная силовая установка общей мощностью 74 тысячи л.с. обеспечивает кораблю проектную скорость полного хода около 29,5 узла и дальность плавания 5800 миль. Вспомогательная энергетическая установка состоит из 4 дизель-генераторов по 1250 кВт каждый. Помимо этого в министерстве обороны РФ рассматривается вопрос об оснащении эсминца современной разработки ядерной энергетической установкой.

Экипаж корабля насчитывает 339 человек, а запасы провизии обеспечивают эсминцу автономность до 30 суток. Ударное вооружение корабля представлено интегрированной ракетной системой «Калибр-НКЭ», универсальная пусковая установка, которая может быть загружена в зависимости от боевой задачи противокорабельные ракеты ЗМ-54ТЭ или противолодочные ракеты 91РТЭ2 (боезапас 16 ракет). Целеуказание ударному оружию обеспечивается комплексом «Минерал-МЭ». Оборона новейшего эсминца от средств воздушного нападения обеспечивается двумя зенитно-ракетными комплексами «Клинок», размещенными в носу и корме корабля. Каждый ЗРК состоит из пусковых установок ЗС95Э (4×8 вертикальных револьверных ПУ) и АП системы управления (общий боезапас комплексов – 64 ЗУР 9М330Э-2). Самооборону корабля в ближней зоне осуществляет комплекс «Каштан-М» в составе двух боевых модулей ЗР87-1Э (общий боезапас 64 ЗУР 9М311-1Э и 6000 30-мм выстрелов). Артиллерийское вооружение корабля представлено комплексом А-192-5П-10Э «Армат-Пума» в составе универсальной одноствольной 130-мм АУ А-192 и СУ артиллерийским огнем 5П-10Э. Освещение окружающей обстановки обеспечивают две радиолокационные станции общего обнаружения («Фрегат-НАЭ-3» и «Фрегат-МАЭ-4К»), ГАК «Заря-МЭ-03» и буксируемая гидроакустическая станция «Виньетка-ЭМ». Средства радиоэлектронного подавления представлены комплексом радиоэлектронного подавления ТК-25Э и двумя комплексами постановки пассивных помех – ПК-2М (4 ПУ) и ПК-10 (10 ПУ). Противолодочное вооружение нового эсминца состоит из двух вертолетов постоянного базирования Ка-28 и двух противолодочных торпедных аппаратов ТПУ/4 (боезапас – 8 торпед). Помимо этого корабль оснащен противоторпедным комплексом «Пакет-Э/НК» (2×4 ПУ, боезапас – 8 антиторпед) для уничтожения идущих на него торпед. Вместо противолодочных вертолетов возможен прием на борт вертолетов радиолокационного дозора Ка-31.

Обидно, что один из самых удачных проектов и так необходимых отечественному флоту кораблей пока еще существует только на бумаге, а ведь путь к своему развитию эсминцы проекта 956 прошли очень долгий.

Корабли проекта 956 «Сарыч»

Название корабля Дата спуска на воду Дата списания Примечания
«Современный» 18.11.1978 30.09.1998
«Отчаянный» 29.03.1980 30.09.1998
«Отличный» 21.03.1981 30.09.1998
«Осмотрительный» 24.04.1982 30.09.1998
«Безупречный» 25.06.1983 20.07.2001
«Боевой» 4.08.1984 в 2010
«Стойкий» 27.07.1985 30.09.1998
«Окрылённый» 31.05.1986 30.09.1998
«Бурный» 30.12.1986 В ремонте
«Гремящий» 30.05.1987 18.12.2006
«Быстрый» 28.11.1987 В составе КТОФ Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю
«Расторопный» 4.06.1988 Списан На утилизации
«Безбоязненный» 18.02.1989 В резерве
«Гремящий» 30.09.1989 Списан
«Беспокойный» 9.06.1990 В резерве ДКБФ
«Настойчивый» 19.01.1991 В составе ДКБФ Флагман Балтийского флота
«Адмирал Ушаков» 28.12.1991 В составе КСФ
«Внушительный» 17.10.1987 Разделан на металл
«Ханчжоу» «Важный» 27.05.1994 Входит в состав ВМС Китая
«Фучжоу» «Вдумчивый» 16.04.1999 Входит в состав ВМС Китая
«Буйный» Постройка прекращена
«Тайчжоу» «Внушительный» 27.04.2004 Входит в состав ВМС Китая
«Нинбо» «Вечный» 23.06.2004 Входит в состав ВМС Китая
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector