Тополь (ракетный комплекс)
Содержание:
- Ставка на оружие нового поколения
- Технические проблемы
- Популярное содержимое
- Немного истории. Начало атомной гонки
- Тактико-технические характеристики комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
- Виды котлов, работающих на твердом топливе
- Время работы без загрузки, уголь или пеллеты?
- Сравнительная характеристика
- Описание комплекса
- Общее описание
- На пути к совершенству
- История создания
- Другие хитрости и перспективные возможности
- Понятие ПКМ на компьютере
- Примечания
- Астронавты и тайны Луны – неизвестные опасности
- Тактико-технические характеристики «Тополь-М»
Ставка на оружие нового поколения
Технические проблемы
При создании первого авиационного комплекса, а Су-24 таким и является, не могло обойтись без проблем различного характера. Так еще на этапе тестирования возникла проблема, названная «титановыми» пожарами.
Лопатки турбокомпрессора от запредельных нагрузок вытягивались и неизбежно задевали за корпус. Сразу же следовало их разрушение и воспламенение. После попадания обломков в двигатель самолет сгорал за считанные минуты. Проблему решили полным перепроектированием компрессора.
Уже из названия становится ясно, что комплекс конструктивно на несколько порядков сложнее отдельного самолета.
Изделие постоянно дорабатывалось, но самолет все равно остался сложен в управлении. При его обслуживании от пилотов и техников требуется высокий уровень подготовки.
Машина не прощает ошибок в пилотировании, но при создании конструкторы заложили в нее положительное свойство – поломки большинства систем не приводят к непоправимому и дают летчикам возможность продолжить полет и даже во многих случаях выполнить боевое задание. Высокий уровень насыщения автоматикой упростил экипажам задачи по изучению и применению самых сложных устройств.
Су-24 в КБ Сухого признан самым трудным в разработке и самым аварийным самолетом. Ежегодно происходит до пяти крушений. За все время эксплуатации по разным причинам разбилось около ста машин.
Популярное содержимое
Немного истории. Начало атомной гонки
Американцы атомную бомбу построили раньше всех в мире и не замедлили ее применить сразу же, в августе 1945 года, причем дважды. На тот момент ВВС США обладали не только самым мощным оружием в мире, но и самолетом, способным его нести. Это была летающая «суперкрепость» – стратегический бомбардировщик Б-29, масса боевой нагрузки которого достигала девяти тонн. На недосягаемой для средств ПВО любой страны высоте в 12 тысяч метров со скоростью 600 км/ч этот воздушный гигант мог донести свой страшный груз до цели, отдаленной почти на три с половиной тысячи километров. В пути экипажу Б-29 можно было не беспокоиться о своей безопасности. Самолет был прекрасно защищен и оборудован всем последними достижениями науки и техники: радаром, мощными скорострельными пушками заградительного огня с телеметрическим управлением (на случай, если кто-то все же приблизится) и даже неким аналогом бортового компьютера, производящего необходимые вычисления. Вот так, в спокойствии и комфорте, можно было карать любую непокорную страну. Но это быстро закончилось.
Тактико-технические характеристики комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М»
Количество ступеней…………………..3Длина (с ГЧ)…………………..22,55 мДлина (без ГЧ)…………………..17,5 мДиаметр…………………..1,81 мСтартовая масса…………………..46,5 тЗабрасываемый вес…………………..1,2 тВид топлива…………………..твёрдое смесевоеМаксимальная дальность…………………..11000 кмТип головной части…………………..моноблочная, термоядерная, отделяемаяКоличество боевых блоков…………………..1 (+ ~20 ложных целей)Мощность заряда…………………..0,55 МтСистема управления…………………..автономная, инерциальная на базе БЦВКСпособ базирования…………………..шахтный и мобильныйИстория запусковСостояние…………………..действующаяМеста запуска…………………..1 ГИК «Плесецк»,Число запусков…………………..16 (успешных-15; неудачных-1)Принята на вооружение…………………..1997Первый запуск…………………..20 декабря 1994
Виды котлов, работающих на твердом топливе
Все оборудование такого класса можно подразделяется на 2 группы:
- Автоматическая подача топлива
- Ручная загрузка
К первым относятся пеллетные котлы. В них роль топлива играют гранулы, их загружают в специальные бункеры и оттуда они поступают в топку. Такие аппараты имеют высокий КПД и могут работать в автоматическом режиме неделями, без участия в процессе человека.
Вторые же, в зависимости от конструктивных особенностей, подразделяются на 3 вида:
- Классические
- Пиролизные
- Длительного горения
В них в качестве топлива могут использоваться дрова и отходы древесины.
Традиционный или котел твердотопливный на дровах выпускается уже очень давно, и конструктивно практически не изменился. В нем топочная камера располагается снизу и считается самой горячей его частью. Чаще всего она сделана из чугуна или стали. Однако такое отопление деревянного дома твердотопливным котлом применяется достаточно редко, так как требует частого обслуживания.
Пиролизные аппараты – это новый шаг в среде твердотопливного оборудования. Их работа основана на принципе разложения древесины на твердые остатки и газы и сжигания последних. К преимуществам данного аппарата относится высокий КПД, минимальное образование золы и сажи. Среди недостатков – необходимость сжигания сухих дров с влажностью не более 20%.
Длительного горения – их принцип работы разработан в России и аналогов в мире пока не имеет. Он является котлом нового поколения не только в конструктивном плане, но и по принципу работы. Главным его достоинством является простота конструкции и возможность обслуживать 1 раз в сутки при работе на топливе естественной влажности. Котел на дровах твердотопливный имеет самую точную регулировку мощности и может выдавать заданное количество тепла.
Время работы без загрузки, уголь или пеллеты?
Заявлено, что котел на полной загрузке может работать до 10 часов. В реальности эта цифра чуть ниже и то если полностью загрузить топку углем. Но и 6-7 часов — очень даже неплохо.
Можно ли топить пеллетами — часто можно видеть на формах и такой вопрос от новых владельцев Тополей. Ответ тут очевиден — конечно можно, это сколько денег вы потратите впустую — очень много. В разы эффективнее и дешевле топить углем, причем углем даже низкого качества.
Можно закидывать огромные куски угля (главное, чтобы в топку влезли) и котел будет топить и топить. Сравните сами — тонна высококачественного угля стоит 3500 рублей, низкокачественного — 2-2.5 тысячи за тонну. Тонна пеллетов — аж 6500 рублей. Разница аж в 2 раза!
Источники
- https://MilitaryArms.ru/boepripasy/rakety/mbr-topol-m/
- https://WarBook.club/boepripasy/rakety/topol-m/
- https://kotel-zota.ru/topol-m
- https://remont-system.ru/kotly/obzor-kotla-zota-topol-m-s-polzovatelskimi-otzyvami
- https://fb.ru/article/156034/topol-m-harakteristiki-mejkontinentalnyiy-raketnyiy-kompleks-topol-m-foto
- https://kotel-kontur.ru/tverdotoplivny-e-kotly/kotel-zota-topol-m20-tverdotoplivnyj-kotel-na-ugle-i-drovah-otzyvy-naroda/
Сравнительная характеристика
Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет четвёртого поколения | ||||
---|---|---|---|---|
Наименование ракеты | РТ-2ПМ | Р-36М2 | РТ-23 УТТХ | РТ-23 УТТХ (БЖРК) |
Конструкторское бюро | МИТ | КБ «Южное» | ||
Генеральный конструктор | А. Д. Надирадзе, Б. Н. Лагутин | В. Ф. Уткин | ||
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор | Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики, С. Г. Кочарянц | |||
Организация-разработчик заряда и главный конструктор | ВНИИЭФ, Е. А. Негин | ВНИИП, Б. В. Литвинов | ||
Начало разработки | 19.07.1977 | 09.08.1983 | 09.08.1983 | 06.07.1979 |
Начало испытаний | 08.02.1983 | 21.03.1986 | 31.07.1986 | 27.02.1985 |
Дата принятия на вооружение | 01.12.1988 | 11.08.1988 | 28.11.1989 | — |
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса | 23.07.1985 | 30.07.1988 | 19.08.1988 | 20.10.1987 |
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении | 369 | 88 | 56 | 36 |
Максимальная дальность, км | 10500 | 11000 | 10450 | 10000 |
Стартовая масса, т | 45,1 | 211,1 | 104,5 | 104,5 |
Масса полезной нагрузки, кг | 1000 | 8800 | 4050 | 4050 |
Длина ракеты, м | 21,5 | 34,3 | 22,4 | 22,6 |
Максимальный диаметр, м | 1,8 | 3,0 | 2,4 | 2,4 |
Тип головной части | Моноблочная | разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения | ||
Количество и мощность боевых блоков, Мт | 1×0,8 | 10×0,8 | 10×0,55 | 10×0,55 |
Стоимость серийного выстрела, тыс. руб. | 4990 | 11180 | 10570 | 11250 |
Источник информации : Оружие ракетно-ядерного удара / Под ред. Ю. А. Яшина. — М.: Издательство МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2009. — С. 25 — 492 с. — Тираж 1 тыс. экз. — ISBN 978-5-7038-3250-9. |
Описание комплекса
Установка «Тополь — М» — является уникальным ракетным спецкомплексом, построенным исключительно российскими предприятиями. Его боевые и технические характеристики превосходят практически в полтора раза все вооружение предыдущего поколения.
- Энергетические особенности боеголовки позволили уменьшить высоту активного пространства траектории, повысить забрасываемую массу, а также значительно увеличить эффективность преодоления защитных средств ПВО.
- Благодаря исследовательской работе многих российских предприятий стало возможным создание унифицированного баллистического оружия, которое может запускаться как из высокозащищенных шахтных пусковых установок, так и для мобильных ПУ. Полная унификация позволила значительно снизить затраты на разработку, испытания и производство оружие, не уменьшив при этом ее боевые качества и надежность.
«Тополь-М» — стратегический комплекс с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, которая находится в специальном транспортно-пусковом контейнере. Для переоборудования пусковых установок с предыдущего типа оружия («Тополь») существенные затраты не потребуются. В процессе переоборудования необходимо лишь смена крепежных элементов контейнера. Это связано с конструктивными особенностями модернизированного оружия.
Особенности
- Высокоточная система наведения и управления.
- Невосприимчивость к воздействию электромагнитного импульса, а также наличие программного маневра во время прохождения облака от ядерного взрыва.
- Система создания и запуска ложных целей.
- Возможность маневрирования во время полета.
- Возможность развертывания на мягком грунте.
- Повышенная проходимость и маневренность спецкомплекса.
- Специальный состав покрытия корпуса.
- Герметичный отсек для систем управления.
- Увеличенная прицельная дальность стрельбы с минимальным отклонением.
- Наличие системы преодоления противоракетной обороны.
- Благодаря применению твердотопливного горючего значительно увеличивается дальность стрельбы всех ступеней .
- Инерциальное управляющее устройство оснащено бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), что значительно увеличивает точность выстрела.
Общее описание
Твердотопливный котел Zota Тополь-ВК 16 — новинка 2019 года от компании-производителя ZOTA. Тополь-ВК 16 предназначен для теплоснабжения индивидуальных жилых домов и зданий коммунально-бытового назначения, оборудованных системой водяного отопления с принудительной и естественной циркуляцией, горячего водоснабжения с помощью бака косвенного нагрева, в открытых и закрытых системах отопления с максимально допустимой температурой теплоносителя +95С и максимально допустимым давлением 0,3 МПа. Отапливаемая площадь Zota Тополь-ВК 16 — до 160 м2.
Технические особенности:
• отличием от предыдущих моделей Zota Тополь служат водонаполненные колосники и изменённая конфигурация теплообменника с увеличенной площадью для повышения теплоотдачи;
• 2 топочные дверцы с фиксацией на замке позволяют загружать топливо в 2-х плоскостях — вертикальной и горизонтальной;
• управление горением производится через регулировку поддувальной заслонки дверцы зольника в ручном и автоматическом режимах (для авторежима необходимо отдельно приобрести автоматический регулятор тяги);
• термометр на верхней панели позволяет быстро определить температуру подачи воды;
• плотный слой теплоизоляции из базальтового картона значительно снижает теплопотери;
• чистка котла производится через съемную заслонку теплообменника, прочистной люк и дверцу зольника.
Дополнительные особенности (оборудование приобретается отдельно):
• котел Zota Тополь-ВК 16 позволяет установить блок-ТЭН для отопления на электроэнергии и регулировать работу котла через пульт управления;
• котел может сжигать пеллеты с помощью комплекта Zota Fox;
• модель Тополь-ВК 16 может сжигать топливо в длительном режиме с установкой комплекта TurboSet;
• вместо шуровочной дверки может быть установлена газовая горелка для отопления на газе.
Дополнительное оборудование (приобретается отдельно):
• тягорегулятор FR 124-3/4 A;
• блок ТЭН, не более 9 кВт;
• панель управления ПУ ЭВТ-И1;
• кабель соединительный медный (4 мм2, длина 2 м).
Комплект поставки:
• котел в сборе /1 шт/;
• патрубок дымохода /1 шт/;
• зольный ящик /1 шт/;
• термометр /1 шт/;
• кочерга L=533 мм /1 шт/;
• шуровка L=546 мм /1 шт/;
• совок L=505 мм /1 шт/;
• руководство по эксплуатации /1 шт/;
На пути к совершенству
Ракетные войска стратегического назначения даже в очень сложные для России годы являлись самым подготовленным к бою родом Вооружённых сил. Несмотря на финансовые трудности, в 1990-е годы на боевом дежурстве находилось более 350 «Тополей» (30—50% от общего количества ракетных комплексов стратегического назначения).
Срок эксплуатации «Тополей», как и других твердотопливных ракет, составляет 10—15 лет. Поэтому ещё в 1988 году дело Надирадзе продолжил научный сотрудник МИТ Юрий Соломонов. Планировалось, что новый комплекс, получивший название РТ-2ПМ2 «Тополь-М», будет разработан совместно с КБ «Южное» (Днепропетровск) — одним из лидеров в ракетно-космической сфере.
- Ракетный комплекс «Тополь-М»
- РИА Новости
В апреле 1992 года Москва прекратила сотрудничество с украинским предприятием. Единственным иностранным участником проекта остался Минский завод колёсных тягачей. 20 декабря 1994 году в Плесецке начались первые испытания МБР 15Ж65, и в 1997 году новый «Тополь-М» был принят на вооружение.
Также по теме
Ядерное предупреждение: как проходит модернизация стратегических сил России
17 декабря 1959 года власти СССР приняли решение о создании Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Сегодня в арсенале…
Существует предположение, что срок эксплуатации «Тополей», выпущенных в конце 1980-х — начале 1990-х годов, продлевался с первоначальных десяти до 20—23 лет. С середины 2000-х годов основную часть комплексов мобильного базирования РВСН составляет более тяжёлый и совершенный «Тополь-М».
Но и его срок эксплуатации сегодня постепенно подходит к концу. В связи с этим в 2009 году был принят на вооружение мобильный комплекс РС-24 «Ярс» — обновлённая версия «Тополя-М». В декабре 2010 года «Ярс» заступил на своё первое опытно-боевое дежурство в Тейковской ракетной дивизии в Ивановской области.
С 2011 года Минобороны закупает только этот комплекс, который к 2022 году должен полностью заменить стоящие на вооружении «Тополи». Планируется, что через шесть лет доля современных вооружений в РВСН увеличится с 62% (данные на 2016 год) до 100%.
История создания
Работы над созданием новой межконтинентальной баллистической ракеты с твердотопливными двигателями начались еще в середине 80-х годов. Этим проектом занимались Московский институт теплотехники и днепропетровское КБ «Южное». Перед конструкторами была поставлена задача создать универсальную ракету для стационарного и мобильного ракетного комплекса. Единственным отличием между ними являлся двигатель ступени разведения боевого блока: на ракетах шахтного базирования конструкторы планировали установить жидкостный двигатель, а на мобильных комплексах – твердотопливный.
В 1992 году КБ «Южное» прекратило участие в данных разработках и доведение «Тополя» полностью легло на плечи российской стороны. В начале 1993 года появился президентский указ, который регламентировал дальнейшие работы над ракетным комплексом, также давались гарантии дальнейшего финансирования. Головным предприятием по этому проекту был назначен МИТ.
Конструкторам нужно было разработать универсальную ракету, пригодную для различных видов базирования, с высокой точностью, дальностью полета, способной преодолеть систему противоракетной обороны противника.
«Тополь-М» создавался как модернизация советского ракетного комплекса «Тополь». При этом Договор СВН-1 четко определял, что именно считать модернизацией и какие характеристики комплекса должны быть изменены. Новая баллистическая ракета должна была отличаться по одной из следующих характеристик:
- количеством ступеней;
- видом топлива хотя бы одной из ступеней;
- длиной ракеты или длиной первой ступени;
- диаметром первой ступени;
- массой, которую ракета могла забрасывать;
- стартовой массой.
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что конструкторы ракетного комплекса были изначально сильно ограничены. Поэтому тактико-технические характеристики (ТТХ) ракеты «Тополь-М» не могли серьезно отличаться от своего предшественника. Основными отличиями стали особенности полета ракеты и ее способность к преодолению вражеской системы ПРО.
Усовершенствованные твердотопливные двигатели трех ступеней ракеты позволили значительно сократить продолжительность активного участка полета ракеты, чем была серьезно понижена вероятность ее поражения противоракетными системами противника. Система наведения ракеты гораздо более устойчива к электромагнитному излучению и другим факторам ядерного взрыва.
Государственные испытания начались в 1994 году. Был произведен запуск «Тополя-М» с космодрома Плесецк. Он был успешен. Затем были проведены еще несколько запусков, и в 1997 году началось серийное производство комплекса «Тополь-М». В 2000 году на вооружение был принят ракетный комплекс «Тополь-М» шахтного базирования, в том же году начались испытания и запуски мобильного комплекса.
Размещение «Тополя-М» шахтного базирования началось в 1997 году, в шахтах, которые ранее использовались для ракет УР-100Н. В конце 1998 года на боевое дежурство заступил первый ракетный полк. Мобильные комплексы «Тополь-М» стали массово поступать в войска в 2005 году, тогда же была принята новая государственная программа перевооружения, согласно которой до 2018 года Министерство обороны планировало закупить 69 новых МБР.
С 1994 по 2014 год было проведено шестнадцать запусков МБР «Тополь-М», из которых только один запуск был признан неудачным: ракета отклонилась от своего курса и была ликвидирована. Запуски производились и с установок шахтного базирования, и с мобильных ракетных комплексов.
В 2008 году было озвучено решение об установке на МБР «Тополь-М» разделяющихся боевых частей. Первые подобные ракеты начали поступать в войска в 2010 году. Годом раньше было объявлено об остановке производства мобильных комплексов «Тополь-М» и о начале работ над комплексом с более высокими характеристиками.
Другие хитрости и перспективные возможности
По условиям договора ОСВ-2 ограничению подлежит количество разделяемых боевых частей индивидуального наведения. Это означает, что создавать новые ракеты, оснащенные несколькими ядерными зарядами, нельзя. Ситуация с этим международным договором вообще странная — еще в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан он был отозван из Сената США и до сих пор не ратифицирован. Однако и отказа от соблюдения его условий от американского правительства не поступало. В общем и целом он соблюдается обеими сторонами, хотя официального статуса не получил и сегодня.
Некоторые нарушения, однако, имели место, причем взаимные. США настаивали на уменьшении общего числа носителей до 2400, что соответствовало их геополитическим интересам, так как многозарядных ракет у них было больше
К тому же немаловажно и то, что американские ядерные силы в большей степени приближены к российским границам, и подлетное время у них намного меньше. Все это побудило руководство страны искать способы улучшения показателей своей безопасности, не нарушая условий ОСВ-2
Ракета «Тополь-М», характеристики которой формально и без учета ее особенностей соответствуют параметрам РТ-2П, была названа модификацией последней. Американцы же, воспользовавшись пробелами в договоре, разместили крылатые ракеты на стратегических бомбардировщиках и практически не соблюдают количественные ограничения на носители с разделяющимися головными частями индивидуального наведения.
Эти обстоятельства учитывались при создании ракеты «Тополь-М». Радиус поражения составляет десять тысяч километров, то есть четверть экватора. Этого вполне достаточно, чтобы считать ее межконтинентальной. В настоящее время она оснащена моноблочным зарядом, но вес боевого отделения в одну тонну вполне позволяет сменить боеголовку на разделяющуюся в достаточно короткие сроки.
Понятие ПКМ на компьютере
Примечания
- ↑ Стратегические ракетные комплексы наземного базирования / Под ред. Шевченко С. Н.. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 186—194. — ISBN 5-902975-12-3.
- ↑ . Ракетная техника. Дата обращения 17 сентября 2017.
-
Николаев, Ю. М. Панин, С. Д.
Соломонов, Ю. С. 2 // Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. — МГТУ имени Н. Э Баумана, 1998. - ↑ Самойлов Г. Е. и др. Гвардейская ордена Кутузова II-ой степени ракетная дивизия / Под общ. ред.: И. Р. Фазлетдинова. — Тейково: СТЭЛС-дизайн, 2008. — С. 41.
- Суворов А. В. Совершенствование метода оценки термической опасности высокоэнергетических веществ и выбор безопасных условий их производства и эксплуатации. Дис. … канд. техн. наук. — СПб. — 2018.
- , с. 41.
- , с. 61.
- , с. 191.
- , с. 163.
- , с. 448.
- , с. 42.
- , с. 43.
- , с. 465.
- , с. 403.
- , с. 57.
- ↑ . Информационно-новостная система «Ракетная техника» БГТУ. Дата обращения 18 января 2011.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 68. — ISBN 5-93767-023-X.
- «Военно-промышленный курьер», № 16 (33), 2004 г.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 70. — ISBN 5-93767-023-X.
- ↑ Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 72—73. — ISBN 5-93767-023-X.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 77. — ISBN 5-93767-023-X.
- Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 84. — ISBN 5-93767-023-X.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 26 января 2008.
- Шишлин, Владимир . Интерфакс (10 апреля 2009). Дата обращения 21 декабря 2009.
- ↑
- ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (16 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (3 апреля 2006). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России». Дата обращения 6 января 2012.
- ↑
- ↑ . Оф. сайт Минобороны России (5 января 2012). Дата обращения 6 января 2012.
- Андреев Д. . Газета «Красная звезда» (1 сентября 2011). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑ Фролов Андрей. (недоступная ссылка). Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». Дата обращения 6 января 2012.
- . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (12 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
- . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (17 декабря 2005). Дата обращения 6 января 2012.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 23 сентября 2012.
- . ИС «Ракетная техника». Дата обращения 30 июня 2017.
- ↑ . Дата обращения 29 ноября 2013.
- Зарина Дзагоева. . Известия (30 сентября 2019). Дата обращения 1 октября 2019.
- . Эхо Москвы. Дата обращения 1 октября 2019.
- Ранее, для испытаний головных частей использовалась жидкостная ракета-носитель
Астронавты и тайны Луны – неизвестные опасности
Блюдо из ядовитой рыбы
Старинная японская пословица гласит: «Кто ест фугу – глупец, кто не ест – тоже». Ядовитая рыба фугу или собака-рыба, рыба-глобус, рыба-шар, …
Как правильно заказать сайт
Как может показаться на первый взгляд, заказ сайта не такое уж и простое занятие. Главный аспект – сайтоокупаемость, …
Парк Феррари
Адреналин, скорость и экстрим – самый большой тематический парк в мире Ferrari World неподалеку от Абу Даби создан впечатлять. …
Призрачный замок Глэмис
Недалеко от шотландской столицы, города Эдинбурга, на земле Ангус, расположенной среди загадочного леса возвышается призрачный замок Глэмис. Замок известен своими…
Каким будет истребитель шестого поколения?
Опытный образец российского боевого самолета шестого поколения совершит первый полет до 2025 года. Планируется, что истребитель будет летать со скоростью несколько…
Лучшие места Пхукета
Hilton Arcadia От этого 5-звездочного отеля Hilton Arcadia, расположенного в центре Karon Beach, в непосредственной близости находятся все городские достопримечательности Пхукета. …
Что такое параллельный мир?
С понятием параллельных миров наиболее часто можно столкнуться в фантастике. И это неудивительно – многообразие их свойств, а также…
Баллистические ракеты были и остаются надежным щитом национальной безопасности России. Щитом, готовым, в случае необходимости, обернуться мечом.
Тактико-технические характеристики «Тополь-М»
Ракетный комплекс 15П165 шахтного базирования состоит из 10 баллистических ракет, хранящихся в ТПК в любой степени боевой готовности. Подвижный комплекс представляет собой 9 ракет, каждая из которых смонтирована на автономной пусковой установке. АПУ 15У175 выполнен на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Ракета помещена в контейнер из стеклопластика. На боевом дежурстве в зоне дислокации мобильный ракетный комплекс, вернее, каждая АПУ размещена в сооружении «Корона» (15У182), которое снабжено раздвигающейся крышей.
ТТХ Баллистической ракеты комплекса «Тополь-М»:
- Баллистическая ракета – 15Ж65;
- Дальность поражения – 12000 км;
- Стартовая масса ракеты – 47,1 т;
- Скорость – 7 км/с;
- Длина ракеты – 22,6 м;
- Длина ракеты без боевой части – 17,5 м;
- Максимальный диаметр корпуса – 1,81 м;
- Масса ракеты в ТПУ – 76 т;
- Масса боевой части – 1,2 т;
- Круговое вероятное отклонение – 200 м;
- Тип топлива – Твердое топливо;
- Боевая часть – ядерный заряд мощностью 550 т (тротиловый эквивалент).
ТТХ тягача МЗКТ-79221:
- Модель двигателя – ЯМЗ-847.10;
- Грузоподъемность – 80 т;
- Мощность двигателя – 800 л.с.;
- Масса – 44 т;
- Длина – 22,7 м;
- Ширина – 3,4 м;
- Высота – 3,3 м;
- Дорожный просвет – 475 мм;
- Радиус поворота – 18 м;
- Преодолеваемый брод – 1,1 м;
- Запас хода – 500 км;
- Объем топливного бака – 875 л;
- Максимальная скорость – 45 км/ч.