Tirpitz (1939)

Температура

Технически продвинутое пугало

«Тирпиц» был спущен на воду в 1939 году, и первую свою задачу немедленно выполнил – англичане таки перепугались. Они имели привычку держать против каждого немецкого корабля 2 своих в запасе аналогичного класса (на войне не до дуэльного кодекса). Против линкора требовались линкоры. Но англичанам не хватало уверенности, что они имеют подобный резерв против «Тирпица» и «Бисмарка».

Линкоры серии «Король Джордж» удались не лучшим образом, а тут немцы предъявили действительно мощный броненосец. Немецкий линкор «Тирпиц» не был совершенством, но его мощь впечатляла.

Тактико-технические характеристики (линейные, броневые, ходовые, огневые) у «Тирпица» были не рекордные, но хорошие. Здесь можно просто обратиться к цифрам.

  1. Размеры – 253,6 м общей длины, 15 м общей высоты (от киля), 36 метров в ширину.
  2. Толщина брони – от 145 до 320 мм, на башнях главного калибра и рубке – 360 мм.
  3. Максимальная скорость – более 30 узлов.
  4. Главный калибр – 380 мм (8 орудий); плюс еще 12 пушек 150 мм и 116 зениток разного калибра.
  5. Дальность автономного плавания – до 16500 км.
  6. Палубная авиация — самолёты «Arado» 4 шт.

Корабль двигали 12 котлов и 3 турбины. Он имел станцию радиолокации и, кроме артиллерии, нес торпедные аппараты. В процессе эксплуатации его несколько раз модернизировали; в частности, увеличивалось количество зенитных установок.

Но при том изначально «Тирпиц» планировалось использовать не для сражений с равным противником, а для охоты за транспортными кораблями. Пунктиком гитлеровцев была английская морская торговля, и они желали ее прекратить. Корабль должен был использоваться не как линкор, а как крейсер.

Вот его и отправили в Северное море – и безопаснее, и добыча под рукой (транспортные конвои, везущие в северные порты СССР оборудование, вооружение и материалы по ленд-лизу).

Линкору уготовили приятную синекуру – трепать арктические конвои. Командование боялось, что с любимой морской игрушкой фюрера случится что-то непредвиденное. И убрало ее от греха подальше.

После войны

После войны обломки Тирпица были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части Тирпица остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция , снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог ( норв. Honningsvåg ).

Недалеко от места затопления Тирпица существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), не попавших в цель. В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ  . Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте , Хэмпшир .

«Тирпиц»

нем. Tirpitz

«Тирпиц» в норвежском Альтер-фьорде

Служба: Германия
Класс и тип судна линкор
Порт приписки Тронхейм
Изготовитель Верфь кригсмарине в Вильгельмсхафене
Строительство начато 2 ноября 1936г.
Спущен на воду 1 апреля 1939г.
Введен в эксплуатацию 25 февраля 1941г.
Выведен из состава флота потоплен 12 ноября 1944г.
Статус разобран, отдельные части сохранились
Основные характеристики
Водоизмещение официальное 35 000 т, проектное 45 474 т, максимальное (1944 год) 53 500 т
Длина 241,7м по ватерлинии; 253,6м общая
Ширина 36 м
Высота 15м (от киля до верхней палубы на миделе)
Осадка 9— 10,6 м
Бронирование броневой пояс: 145…320мм палуба: 50…120мм були: 220мм орудия: 130…360мм барбеты : 342мм боевая рубка: 360 мм
Двигатели 12 п аровых котлов Wagner 3 турбины Brown Boveri & Cie
Мощность 163 026 л. с. (121 М Вт )
Движитель три трёхлопастных винта диаметром 4,7 м
Скорость хода 30,8 узла (57 км/ч )
Дальность плавания 8870морских миль (16400км) на скорости 19узлов (35км/ч)
Экипаж 2 608 человек: 108 офицеров и 2 500 матросов (1943)
Вооружение
Артиллерия 8 × 380мм/L48.5 SK-C/34 (4 × 2) 12 × 150мм/L55 SK-C/28 16 × 105мм/L65 SK-C/37 / SK-C/33
Зенитная артиллерия 16 × 37мм/L83 SK-C/30 12 × 20мм/L65 MG C/30 (одиночный) 72 × 20мм/L65 MG C/38 (четверной)
Минно-торпедное вооружение 2 × четверных 533-мм торпедных аппаратов , с торпедами G7a T1
Авиационная группа 4 самолёта Arado Ar196A-3 , одна двусторонняя катапульта
 

Хронология

Пятого июля 1942 года в 17:00 советская подводная лодка К-21 под командованием капитана 2-го ранга Николая Лунина в ходе выполнения задач по обеспечению проводки конвоя PQ-17 обнаружила немецкую эскадру, возглавляемую флагманом кригсмарине, линкоромТирпиц». Командир лодки принял решение атаковать цель, хотя из-за отличной видимости и небольшого волнения корабли охранения с лёгкостью могли обнаружить перископ лодки.

После часового маневрирования советская лодка вышла на позицию для атаки.

К-21

Из отчёта Лунина:18:01 произвели четырёхторпедный залп с интервалом выхода торпед в четыре секунды, дистанция 17-20 каб., считая скорость линкора 22 узла. Головной миноносец охраны линкора „Тирпиц“ резко ворочал влево на обратный курс, и я опасался, что он идёт на лодку. С выходом первой торпеды опустил перископ и с выходом последней загнал лодку на глубину, увеличил ход до полного. Через две минуты 15 секунд из отсеков, а также акустиком было доложено о взрыве двух торпед; ожидаемых взрывов глубинных бомб не последовало».

В 19:09 лодка всплыла в позиционное положение для передачи радиограммы об атаке немецкого линкора:

Весьма срочно, по флоту. В 18:00 широта 71 град. 25 мин. N, долгота 23 град. 40 мин. Ost атаковал корабли противника в составе линкоров „Тирпиц“, „Шеер“ и восьми эсминцев. Вышел в атаку на линкор „Тирпиц“, слышал два взрыва. „К-21“, Лунин».

Командование Северного флота встречает вернувшуюся из похода К-21(фото: Евгений Халдей)

Атака К-21 прошла незамеченной для немцев, информация о ней была получена только в результате расшифровки донесения Лунина. Эскадра продолжала своё движение в рамках операцииХод конём», которую прервали в 21:30 по инициативе адмирала Редера — поскольку удалось получить данные радиоперехвата об обнаружении эскадры противником.

Устройство

Основными элементами трактора являются:

  1. Четырёхтактный дизельный двигатель, снабженный двумя цилиндрами. Для охлаждения мотора используется воздушная система. Запуск элемента обеспечивает специальный бензиновый аппарат. Двигатель оборудован карбюратором облегчённого типа и счетчиком рабочих часов. В самой непосредственной близости к головке цилиндров прикреплён термостат.
  2. Трансмиссия отличается продольным расположением валов. Она характеризуется наличием 6 передач, которые обеспечивают движение вперед, и 2 передач, которые отвечают за задний ход. Переключение осуществляется при помощи двух рычагов. Данная функция становится недоступной, когда срабатывает блокировочный механизм при включенном сцеплении.
  3. Рулевое управление состоит из базового механизма, колонки руля и карданного вала. Трактор управляется с водительского места с использованием рычагов коробки передач. Рулевая система включает в себя тормоз, сцепление.

Динамику системы и работоспособность элементов можно контролировать при помощи приборов, расположенных на панели.

Ходовая часть трактора основывается на полураме. При помощи шарниров между собой соединены балансир и передний брус. В свою очередь, балансир оснащён двумя валами, на которые смонтированы кронштейны. Данные элементы отвечают за регулировку клиренса переднего моста машины. Пневматические передние колёса рассчитаны на размещение дополнительных грузов.
Кабина является цельнометаллической. Она имеет жесткие каркасные перемычки, которые отвечают основным требованиям безопасности. Кабина рассчитана на одного водителя.

История создания

Адольф Гитлер на проверке линкора Bismarck 5 мая 1941

Тип Bismarck первоначально создавался как наследник «карманных линкоров» и в основном предназначался для ведения рейдерских операций против торговых кораблей. Так, объём топливного резерва Bismarck скорее характерен для тихоокеанских линкоров, а показанная на испытаниях в Балтийском море скорость в 30,1 узлов была одним из лучших в мире значений для таких кораблей. После спуска на воду второго французского линкора типа Dunkerque проект был изменён в сторону дальнейшего увеличения размеров. Bismarck был первым после Первой мировой войны полноценным линкором германского флота: вооружение, включавшее восемь 380-мм пушек SKC-34 в четырёх башнях, позволяло ему на равных противостоять любому линейному кораблю. Киль Bismarck был заложен на верфи фирмы Blohm & Voss в Гамбурге 1 июля 1936 года. Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года, в день святого Валентина. При спуске на воду присутствовали канцлер Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского. 24 августа 1940 года линкор был сдан под командование капитану первого ранга Эрнсту Линдеману. Установка оборудования и испытания продолжались до весны 1941 года.

Проектирование

Наружный вид ЛК Bismarck с местными разрезами.

В начале 1934 года в Управлении Ко­раблестроения Имперского Морского ведомства приступили к разработке проекта нового линкора типа «F». Главный калибр первоначально предполагался 406 мм, но позже был снижен до 330 мм. Новые корабли должны ходить не менее 33 узлов при форсировании механизмов и 30 узлов в долговременном ре­жиме. Главную энергетическую установку пред­полагалось разделить на три автономные ус­тановки, каждая из которых включала бы 1 турбогенератор и 2 котла в раздельных по­мещениях. Соответственно предполагалось и три винта. Для получения достаточно эффективного огня было необходимо принять калибр не менее 380 мм, что давало минимальное водоизмещение готовых кораблей 39 000 тонн и никак не попадало в рамки 35-тысячетонных ограничений. Для сокрытия этих данных было секретное распоряжение во всех документах указывать стандартное водоизмещение 35 000 тонн. В мае 1935 года был окончательно ре­шён вопрос о силовой установке. Тогда же решился и вопрос с вооруже­нием корабля: четыре двухорудийные башни главного 380-мм калибра. Средний калибр выбран в 150 мм, зенитная артиллерия даль­него действия — 105 мм, ближнего действия — 37 мм зенитные автоматы. При выбранной толщине броня могла вы­держивать прямое попадание снаряда 380-мм калибра с расстояния 20-30 км и взрыв тор­педы с весом заряда 250 кг ТНТ.

Постройка и испытания

Спуск на воду линкора Bismarck

1 июля 1936 года на стапеле N-9 верфи Blohm und Voss начата постройка корабля, получившего за­водской строительный номер 509 и известно­го нам как Bismarck. Решением Гитлера об изменении сроков окончательной готовности линкора и ввода их в строй 1 декабря 1940, 14 февраля 1939 года в торжественной обстановке, в присутствии главы государства Адольфа Гитлера, главнокомандующего Кригсмарине генерал-адмирала Эриха Редера и внучка Отто фон Бисмарка — фрау Доротеи фон Левенфельд линкор «Bismarck» сошёл на воду. Линкор дорабатывался до официальной церемонии вступления в строй до 24 августа 1940 года.

Другие попытки

Попытки добить крупнейший немецкий корабль продолжались в 1944 году. В ходе операции «Вольфрам» (Tungsten) были задействованы морские силы. Согласованный с ними удар авиации привел к дополнительным повреждениям и гибели части экипажа (123 человека), но конечной цели не достиг. Еще несколько акций с устрашающими названиями («Когти Тигра», «Талисман» и другие) оказались даже менее результативными. План «Гудвуд» вообще стал безуспешным по причине скверной видимости в оперативном районе. Использование авиабазы Ягодник (Архангельская обл.), как и применение особых пятитонных бомб «Высокий мальчик» (Tallboy), повысило возможности британской авиации. На тот момент «Тирпиц» фактически уже представлял собой стационарную артиллерийскую плавучую батарею, занимавшую малозначимую позицию вблизи норвежского города Тромсё. Корабль бомбили часто, и в конечном счете 12 ноября добили его. Последний бой линкора «Тирпиц» произошел в бухте Хокейботн, там же он затонул. Из 1700 членов команды спаслись семьсот, остальные ушли на дно.

Fleet in being

Однако потенциал линкора — не только в способности топить корабли

Простое нахождение такого корабля на важном театре военных действий может нервировать противника, заставлять его концентрировать силы там, где может появиться угроза, охранять судоходство мощной военной силой, тратить на это огромные ресурсы

Причем сам источник угрозы — линкор — может месяцами стоять на приколе. На английском эта концепция емко зовется «fleet in being» — что-то вроде «флот как фактор присутствия».

Фото: wikipedia.org

Именно так командование гитлеровского флота и применяло «Тирпиц». В 1942 году драгоценный линкор перебросили на Север, поближе к путям арктических конвоев: именно по ним в СССР поступало вооружение и материалы, поставляемые из США по ленд-лизу. «Тирпиц» и корабли меньшего размера стояли в норвежских фьордах. И периодически готовились (или делали вид, что готовились) к выходу в море на перехват очередного конвоя.

Ужас перед «Тирпицем» был настолько сильным, что летом 1942 года слухи о том, что линкор вышел в море, заставили охрану печально известного конвоя PQ-17 покинуть суда, которые они охраняли. Оставшиеся без защиты транспорты стали легкой добычей подводных лодок — и конвой подвергся настоящему избиению, став символом бессмысленной гибели.

Сам же «Тирпиц» толком не успел даже приблизиться к каравану и ни разу не выстрелил. После войны долго ходили легенды, что корабль ушел в порт после того, как в него попала торпеда с советской подводной лодки К-21, но в итоге эта версия признана ошибочной: субмарина по «Тирпицу» не попала.

Собственно, в боевых действиях суперлинкор побывал ровно один раз. В 1943 году отряд из 11 кораблей Кригсмарине во главе с «Тирпицем» и еще одним линкором совершил рейд на Шпицберген (на этом полярном архипелаге стоял маленький норвежский гарнизон), чтобы вывести из строя находившиеся там угольные шахты и установить метеостанцию.

8 сентября линкор открыл огонь по берегу, прикрывая десант. Причем это был первый и последний раз, когда «Тирпиц» стрелял из главного калибра по кому-то кроме самолетов.

Норвежцев удалось доблестно победить (благо их было совсем мало), метеостанция установлена — но для столь крупного рейда результаты были смехотворны. И тем не менее эта ничтожная со всех точек зрения операция оказалась единственным боевым походом лучшего корабля Гитлера.

Как воспитывать и обучать питомца?

Как и все собаки внушительных размеров, черные терьеры нуждаются в социализации и обучении. И профессиональные кинологи рекомендуют начинать этот процесс как можно раньше, не дожидаясь, когда маленький комочек превратиться в грозного гиганта. Ранняя социализация позволит избежать возможных трудностей в будущем.

Учитывая врожденную агрессию, нужно научить собаку более адекватно реагировать на вновь пришедших людей. Для этих целей щенок должен усвоить ряд основных команд. В процессе владельцу потребуется такт и терпение, пес должен научиться выполнять команды с первого раза и, не отвлекаясь, на внешние раздражители.

Записываясь на подготовительные курсы, с черным терьером их можно выбирать, так как он способен справляться с различной деятельностью:

  • караульной службой;
  • русским рингом;
  • защитно-караульной службой.

Для пса-компаньона можно ограничиться общим курсом дрессуры, а затем посетить обучение «городская собака». Кроме того, при специализированном обучении, черный терьер способен работать со следом. В этом случае питомец станет прекрасным помощником во время охоты.

Щенки и взрослые представители породы очень трудолюбивы и могут выносить огромные физические нагрузки. А эти качества способствуют тому, что псы этой породы имеют успехи в спортивных соревнованиях.

Общий курс подготовки делает пса более понятливым и покладистым, однако, владельцы не должны забывать об их предназначении. Если у пса проявляются лидерские качества, он не слишком послушен и воспринимает владельца в качестве лидера, необходимо как можно скорее обращаться за помощью профессионалов – корректировать поведение взрослого черного терьера очень сложно.

Огневая мощь

Тяжёлые артиллерийские корабли строятся, что логично, для уничтожения противника артиллерийским огнём. Огневая мощь — ключевой параметр для любого линкора. Что с мощью у наших участников?

Главный калибр немца: восемь орудий 38 cm SK C/34 в четырёх башнях Drh.L. C/34e. Калибр — 380 миллиметров, дальность стрельбы — 35,6 километра стандартными 800-килограммовыми бронебойными или фугасными снарядами, 55,7 километра — облегчёнными 495-килограммовыми фугасными снарядами. Скорострельность по паспорту — 2,5 выстрела в минуту на орудие. На испытаниях была достигнута скорострельность в 3,125 выстрела в минуту на орудие. В боевых условиях немец показывал скорострельность примерно в один выстрел в минуту на орудие.

Вес залпа главного калибра немецкого линкора составляет 6400 килограммов. В реальных боевых условиях за пять минут при скорострельности один выстрел в минуту на орудие(что весьма немало для такого калибра)Тирпиц» отправит в сторону оппонента 32 тонны металла и взрывчатки.

Тирпиц»

Средний калибрТирпица» состоял из орудий двух систем. Во-первых, это 12 150-мм орудий 15 cm SK C/28 в шести башнях Drh.L.C/34. B. Их скорострельность достигала шести выстрелов в минуту, вес снаряда — 45,3 килограмма, дальность стрельбы — до 25 километров. Эти орудия предназначались в первую очередь для борьбы с лёгкими кораблями противника, например, атакующими эсминцами.

В качестве второго среднего калибра немец использовал 16 105-мм пушек 10.5 cm SK C/33 в спаренных установках. Эти универсальные орудия в первую очередь предназначались для ПВО, но могли вести огонь и по надводным целям. Максимальная дальность стрельбы этих пушек превышает 17 километров, досягаемость зенитного огня — более десяти километров, скорострельность — 15-18 выстрелов в минуту, вес снаряда — 15,1 килограмма. Сухопутная версия этой пушки — 10.5 cm FlaK 38 — была основной артиллерийской системой ПВО рейха во время войны, прикрывая крупные города и важные военные объекты.

Перейдём камериканцу». Главный калибрНорт Кэролайн» — девять 406-мм орудий 16″/45 Mark 6 в трёхорудийных башнях. Дальность стрельбы 1225-килограммовыми бронебойными снарядами — 33,7 км, 862-килограммовыми фугасными — 36,7 км.

Паспортная скорострельность — два выстрела в минуту, в боюНорт Кэролайн» показывал скорость стрельбы в 1,56 выстрела в минуту на орудие. Вес залпа главного калибраамериканца» — 11025 килограммов, а за пять минут с установленной боевой скорострельностьюНорт Кэролайн» илиВашингтон» отправят в сторону врага 85995 килограммов металла и взрывчатки.

Норт Кэролайн»

Вспомогательный калибр у американцев универсальный: 20 127-мм орудий 5»/38 Mark 12 в спаренных установках. Эти орудия использовались во множестве модификаций: в качестве основных на эсминцах, в качестве зенитных и противоминного калибра — на крейсерах, линкорах и авианосцах. Дальность стрельбы — более 16 километров, досягаемость по высоте — 11 километров, скорострельность — 15 выстрелов в минуту, вес снаряда — чуть более 25 килограмм.

По основному параметру серьёзное преимущество уамериканца» — у него больший вес залпа, более высокая боевая скорострельность и более чем в полтора раза больший вес бронебойного снаряда.Тирпиц» же для своего водоизмещения откровенно недовооружён, что типично для немецкой школы, строившей недовооружённые, но перезащищённые корабли.

Рейтинг:Тирпиц» — 3Норт Кэролайн» — 4,5

Операции с участием «Тирпица»

После потери «Бисмарка» Гитлер несколько разочаровался в надводном флоте. Немцы не хотели лишиться последнего настоящего линейного корабля и использовали его крайне редко. Превосходство английского флота в Атлантике было практически подавляющим, поэтому «Тирпиц» был направлен в Норвегию, где он почти без дела простоял до момента своей гибели.

Однако, несмотря на такое пассивное поведение флагмана германского флота, англичане не давали ему покоя и приложили массу усилий, чтобы уничтожить его.

20 сентября 1941 года Гитлер отдал распоряжение о формировании группы кораблей (Baltenflotte) в Балтийском море для предотвращения возможного прорыва остатков Балтийского флота СССР в нейтральную Швецию. «Тирпиц» назначили флагманом этого соединения. Однако вскоре эта группа была расформирована, и военное руководство Рейха решило отправить линкор в Норвегию для обеспечения его большей безопасности.

В марте 1942 года немецкое командование получило информацию о двух союзных конвоях: PQ-12 и QP-8. PQ-12 шел из Исландии и состоял из 16 транспортных кораблей. QP-8 вышел первого марта из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» покинул Фэттен-фьорд и в сопровождении трех эсминцев пошел на перехват конвоев. Через Северный Ледовитый океан линкор направился к острову Медвежьему.

В это же время в море находились значительные силы английского ВМФ, включая главные силы Флота метрополии, под командованием адмирала Тови, утопившего «Бисмарк». Они искали «Тирпиц».

Плохие погодные условия исключали использование авиаразведки обеими сторонами. Из-за этого британцы не смогли найти немецкий линкор, а немцы пропустили оба конвоя. Один из немецких эсминцев обнаружил советский лесовоз «Ижора» и потопил его. 9 марта английский самолет-разведчик сумел отыскать «Тирпиц», после чего немцы решили возвратить корабль на базу.

Именно «Тирпиц» сыграл драматическую роль в судьбе конвоя PQ-17. Летом 1942 года немцы решили провести стремительную операцию с привлечением большого количества тяжелых кораблей для полного уничтожения этого конвоя. Операция получила название Rösselsprung («Ход конём»). Кроме «Тирпица», в ней должны были участвовать крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер». Немецким кораблям запрещалось ввязываться в бой с равными или превосходящими силами противника.

Узнав о пропаже «Тирпица» с места его постоянной стоянки, английское военно-морское руководство приказало распустить конвой и отозвало крейсера и эсминцы его сопровождения на запад.

С этим выходом «Тирпица» в море связана еще одна история, а именно атака на линкор советской подлодки К-21 под командованием капитана 2-го ранга Лунина. Лодка произвела залп из четырех торпед по «Тирпицу». Видеть результаты своей атаки они не могли, но слышали несколько сильных и слабых взрывов. Лунин посчитал, что в результате его атаки был поврежден «Тирпиц» и потоплен один из эсминцев сопровождения.

Информацию о повреждении линкора в результате атаки К-21 можно найти в советской и российской литературе, в немецких источниках сведений о ней вовсе нет. Немцы эту атаку попросту не заметили. Некоторые из современных экспертов считают, что в тех условиях (дальность стрельбы, ее угол) советская подлодка не могла попасть по немецким кораблям, а взрывы – это результат детонации торпед о морское дно.

Еще одной операцией, к которой привлекали «Тирпиц», стала атака немецких сил на Шпицберген. Она началась в сентябре 1943 года и получила название Sizilien («Сицилия»). Немцы подошли к острову и после обстрела его с линкоров и эсминцев, высадили десант. Это была единственная операция, в которой «Тирпиц» применил свою артиллерию. При этом следует отметить, что этот корабль не выпустил ни одного снаряда по любому кораблю противника.

Ссылки

Второй и последний из гигантов

«Их было у Гитлера всего два, всего два линкора, неповторимых по своей мощи: „Бисмарк“ и „Тирпиц“. Почти близнецы, от одной матери — Германии, от одного отца — фашизма», — так писал о крупнейших кораблях Третьего рейха Валентин Пикуль.

Действительно, ничего крупнее и мощнее Германия не строила ни в Первую, ни во Вторую мировые войны, хотя «неповторимая мощь» была не такой уж неповторимой: в мире существовали куда более грозные линейные корабли. Однако появление даже одного такого линкора в море было страшной угрозой даже для могучего Королевского флота.

Оба корабля были спущены на воду в 1939 году, а в строй введены в 1940 («Бисмарк») и в 1941 («Тирпиц»). И уже в мае 1941 года мощь германских линкоров была продемонстрирована в первый раз: «Бисмарк», встретивший в Датском проливе сразу два крупных корабля англичан, за считаные минуты отправил на дно флагман британского флота, линейный крейсер «Худ». Почти полторы тысячи человек экипажа погибло, а второй английский корабль, новейший линкор «Принц Уэльский», начал спасаться бегством. К счастью для англичан, капитан «Бисмарка» решил, что на этом его миссия окончена — корабль и без того сделал уже многое.

«Бисмарк». Фото: wikipedia.org

Дотяни тогда «Бисмарк» до базы, этот поход стал бы кошмаром для англичан и символом непобедимости гитлеровского флота. Но в Лондоне отлично это понимали — и на охоту за линкором были брошены все имеющиеся поблизости корабли.

В итоге самолет с лучшего британского авианосца «Викториес» сумел удачно сбросить торпеду, она заклинила «Бисмарку» руль — и потерявший ход линкор добивали уже «всем миром». Первый поход гитлеровского гиганта стал последним.

Короткая карьера «Бисмарка» непосредственно повлияла и на его собрата-«Тирпица». Гитлер был в ярости, потеряв мощнейший корабль через несколько дней после первого боя. С дерзкими операциями было покончено, оставшиеся линкоры, и в особенности «Тирпиц», было приказано беречь как зеницу ока. Забегая вперед, скажем, что в итоге корабль так и не побывал ни в одном морском бою.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector