Зенитно-ракетный комплекс «стрела-10»: история, описание и характеристики
Содержание:
- Состав и описание ЗРК «Стрела-10»
- Модификации
- Отряд заметит всех: морские базы на Камчатке прикроет «умная» ПВО
- Основные типы в настоящее время
- ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ
- Состав
- Операторы
- Состав
- Ссылки
- О цветовом оформлении
- Операторы
- Модификации
- Состав
- «СТРЕЛА 10СВ» 9К35. 9М37 [SA 13. GOPHER]
- ТТХ
- Клоны автомата Калашникова
- Зенитно-ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10СВ»
- «Армата» и «Антей» дебютируют на Ближнем Востоке
Состав и описание ЗРК «Стрела-10»
В состав зенитно-ракетного комплекса 9К35 «Стрела-10» входят как боевые средства (БМ 9К35 и 9К34 и ЗУР 9КЛ37), так и средства, необходимые для его технического обслуживания. К ним относятся контрольно-проверочная машина и машина технического обслуживания.
Организационно 9К35 объединяются в зенитно-ракетный взвод, который состоит из трех машин 9А34 и одной командирской 9А35. Командирская машина оборудована пассивным радиопеленгатором целей, 9А34 пеленгатора не имеет. В состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи, кроме взвода ЗРК «Стрела-10», входил еще и взвод ЗРПК «Тунгуска». В качестве пункта управления батареи использовался ПУ-12 (ПУ-12М), который в будущем планировали заменить на КП «Ранжир».
Основными элементами ЗРК 9К35 «Стрела-10» являются боевая машина (БМ) 9А35 (9А34) и ЗУР (зенитная управляемая ракета) 9М37. ЗРК 9К35, в отличие от комплекса «Стрела-1», установлен на базе гусеничного тягача МТ-ЛБ, что значительно повышает проходимость комплекса и позволяет ему передвигаться вне дорог с твердым покрытием. Использование данного шасси позволило увеличить возимый боекомплект до восьми ЗУР (четыре в пусковой установке и столько же в грузовом отсеке МТ-ЛБ). Правда, разработчикам комплекса пришлось немало потрудиться над приборной частью машины, на которую воздействовала мощная вибрация гусеничной машины.
Кроме пусковых установок с зенитными ракетами, на боевой машине также установлен пулемет ПКТ для самообороны. Перезаряжание пусковой установки зенитными управляемыми ракетами занимает примерно три минуты. Экипаж боевой машины состоит из трех человек.
Важнейшим элементом комплекса «Стрела-10» является зенитная твердотопливная управляемая ракета 9М37. Она имеет головку самонаведения (ГСН) с двумя каналами: основным и дополнительным. В качестве основного используется фотоконтрастный режим, а в качестве дополнительного — инфракрасный режим наведения на цель. Дополнительный канал (его нет на ЗРК «Стрела-1») повышает возможности комплекса при стрельбе вдогонку и навстречу воздушным целям.
Однако инфракрасную ГСН можно привести в боевую готовность только один раз: для ее охлаждения используется жидкий азот, который находится в корпусе ракеты, его достаточно только на один цикл подготовки. Использовать или нет инфракрасный канал решает оператор комплекса, непосредственно перед запуском.
Ракета 9М37 была выполнена по схеме «утка», в ее задней части располагаются элероны, которые уменьшают угловую скорость вращения.
Для повышения эффективности поражения в боевую часть ракеты входят поражающие стержневые элементы. Ракеты оснащается двумя видами взрывателей: контактным и бесконтактным. В случае промаха ЗУР 9М37 самоуничтожается.
Для более эффективного поражения воздушных целей комплекс «Стрела-10» оснащен системой оценки зоны пуска 9С86, основной функцией которой является просчет необходимых углов упреждения. В ее основу входит когерентно-импульсный радиодальномер, работающий в миллиметровом диапазоне, который определяет расстояние до цели и ее радиальную скорость.
По сравнению с комплексом «Стрела-1», ЗРК 9К35 может обстреливать более скоростные цели, увеличилась дальность и вероятность их поражения. «Стрела-10» лучше защищена от природных и искусственных оптических помех.
Модификации
За долгий период службы ЗРК «Стрела-10» неоднократно подвергался модернизации. Первая из них была проведена уже в 1977 году. ЗРК 9К35М «Стрела-10М» отличался от базовой модели только головкой самонаведения. Теперь ракета выбирала цель по траекторным признакам, и ее было труднее ввести в заблуждения с помощью тепловых ловушек.
Остальные характеристики модификации 9К35 были аналогичны базовой модели. Испытания новой машины проводились в 1978 году, через год она была принята на вооружение.
9К35М2 «Стрела-10М2». Работы над созданием этой модификации ЗРК начались по инициативе МОП и ГРАУ. Комплекс был оснащен аппаратурой приема целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М и КП командира ПВО полка. В ходе модернизации на боевые машины были установлены поплавки для преодоления водных преград с полным боекомплектом и пулеметом. Комплекс был оснащен новой радиостанцией. Испытания новой модификации начались в 1980 году, в 1981 году она была принята на вооружение.
9К35М3 «Стрела-10М3». 1 апреля 1983 года началась очередная модернизация комплекса. Новая модификация должна была обладать более высокой помехозащищенностью, большей дальностью поражения и обеспечивать эффективную стрельбу по всем категориям низколетящих целей: вертолетам, самолетам, крылатым ракетам и беспилотным летающим аппаратам.
Испытания и доработки «Стрелы-10М3» проводились несколько лет, в 1989 году комплекс был принят на вооружение.
«Стрела-10М4». Это первая модификация машины, разработанная уже после распада Советского Союза. Ее основной особенностью является усовершенствованная зенитная ракета с новой тепловизионной системой, системой захвата и сопровождения цели.
«Стрела-10Т». Модификация комплекса, разработанная в Беларуси, на основе ЗРК «Стрела-10М2». Основной особенностью белорусской разработки является новая вычислительная система, комплекс навигации GPS и оптико-электронная система. ЗРК может быть размещён на колёсном шасси.
Для комплексов «Стрела-10» была разработана новая зенитная ракета 9М333, которая имеет более совершенный двигатель, новую ГСН, автопилот, и боевую часть. ЗУР 9М333 помещается в специальный пусковой контейнер. Головка самонаведения имеет не два, а три режима: инфракрасный, фотоконтрастный и помеховый, который значительно повышает помехозащищенность ракеты. Еще одной особенностью 9М333 является ее боевая часть. Она имеет массу пять (а не три кг, как на ЗУР 9М37), что значительно повышает вероятность поражения цели. Также была увеличена длина и сечение поражающих элементов ракеты. Изменились и ее габаритные размеры: длина увеличилась до 2,23 м. 9М333 может быть использована на любой модификации комплекса «Стрела-10».
Отряд заметит всех: морские базы на Камчатке прикроет «умная» ПВО
Мобильные отряды С-400, «Панцирей» и «Шилок» защитят от ударов с воздуха субмарины проекта «Борей»
Стратегический подводный флот России спрятали под зенитным «зонтиком». Места базирования ракетоносцев «Борей» на Камчатке стала защищать уникальная интегрированная система управления противовоздушной обороны. Она объединяет в единую сеть все средства ПВО, имеющиеся на полуострове. Начиная от войсковых артиллерийских и ракетных установок типа «Стрела-10» или «Шилка» и заканчивая зенитными комплексами кораблей, а также наземными системами С-400 «Триумф», отметили эксперты.
Основные типы в настоящее время
ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОМПЛЕКСЕ
Общее устройство ракеты 9М37
Зенитная управляемая ракета 9М37 предназначена для поражения самолетов с реактивными, газотурбинными и поршневыми двигателями, самолетов-снарядов и вертолетов на высотах от 25 до 3500 м при скорости полета до 417 м/с (1500 км/ч) на встречных курсах и до 306 м/с (1100 км/ч) на догонных курсах и маневрирующих с перегрузками 3 – 5 единиц, в любое время года.
Компоновка ЗУР 9М37: 1 – головка самонаведения; 2 – автопилот; 3 – боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом и блоком питания; 4 – неконтактный датчик цели; 5 – двигательная установка |
Поражение целей ракетой 9М37 обеспечивается при стрельбе по визуально видимым целям днем на встречных и догонных курсах, а ночью — только на догонных курсах.
Ракета 9М37 представляет собой одноступенчатую, малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка». Рули ракеты расположены в передней части, а крылья размещены в хвостовой части. Рули и крылья расположены на ракете по Х-образной схеме и лежат в одной плоскости.
Ракета 9М37 наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.
Ракета имеет двухканальную систему управления, аэродинамическое ограничение скорости крена, контактно-неконтактное взрывательное устройство, осколочно-фугасную боевую часть и бортовой источник питания.
Собранная ракета помещается в металлический контейнер.
Конструктивно ракета выполнена в виде пяти отсеков и контейнера:
- отсек №1 — головка самонаведения;
- отсек №2 — автопилот и контактный датчик цели взрыватель-ного устройства;
- отсек №3 — боевая часть с размещенными в ней предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ) и блоком питания;
- отсек №4 — неконтактный датчик цели;
- отсек №5 — двигательная установка с размещенными на ней крыльями и блоком крена.
Тактико-технические характеристики ракеты 9М37:
- калибр — 120 мм;
- длина — 2190 мм;
- масса — 39,2 кг;
- масса контейнера с ракетой — 70 кг;
- масса боевой части — 3 кг;
- масса укупорки с ракетой— ПО кг;
- дальность (наклонная) поражения — от 800 до 5000 м;
- диапазон параметров — от 0 до 3000 м;
- максимальная скорость полета — 700 м/с;
- средняя скорость полета — 550 м/с;
- зона ограничения стрельбы в направлении солнца — 20°;
- дальность взведения взрывательного устройства — 250 м от БМ;
- время боеготовности — 5 с;
- условия эксплуатации — в любое время года днем и ночью при температуре от –50 до +50° С.
В войсках ракеты 9М37 размещаются в контейнерах и при эксплуатации из них не извлекаются.
Контейнеры с ракетами хранятся или в деревянной укупорке (на складах, базах), или на боевой машине (на пусковой установке или внутри БМ).
Особенности ракеты 9М37M
Основным отличием ракеты 9М37М от ракеты 9М37 является наличие в автопилоте блока, отвечающего за отвечающего за помехозащиту. В условиях сброса помех оператор ЗРК включает схему помехозащиты, которая автоматически обеспечивает отстройку ГСН от помех. Схема помехозащиты обеспечивает отстройку от помех как зависших на парашюте, так и свободно падающих.
Зенитная управляемая ракета 9М31М
Зенитная управляемая ракета 9М31М предназначена для поражения низколетящих воздушных целей на высотах от 30 до 3500 м при скоростях полета до 310 м/с на встречных курсах и до 220 м/с на догонных курсах и маневрирующих с перегрузкой до 3 единиц.
Поражение целей ракетой 9М31М при стрельбе обеспечивается днем на догонных и встречных курсах, а ночью — только на догонных курсах.
ЗУР 9М31М представляет собой одноступенчатую малогабаритную твердотопливную ракету, выполненную по аэродинамической схеме «утка».
Ракета наводится на цель системой пассивного самонаведения по методу пропорциональной навигации.
Ракета содержится в герметизированном контейнере 9Я23. При хранении контейнер помещается в деревянную парковую укупорку.
Ракета состоит из пяти отсеков:
- отсек № 1—головка самонаведения (ГСН);
- отсек № 2 — автопилот, в котором конструктивно размещены блок питания и контактный датчик цели взрывательного устройства;
- отсек № 3 — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом;
- отсек № 4 — неконтактный датчик цели;
- отсек № 5 — двигательная1 установка, на которой размещены крылья с роллеронами.
Тактико-технические характеристики ракеты 9М31М:
- калибр — 120 мм;
- длина— 1803 мм;
- размах крыльев — 360 мм;
- масса —30,5 кг;
- масса ракеты с контейнером — 55 кг;
- масса ракеты с контейнером в укупорке — 95 кг;
- масса боевой части — 2,75 кг;
- масса ВВ — 1 кг;
- дальность поражения целей — до 4200 м;
- средняя скорость полета — 500 м/с;
- максимальная скорость полета — 536 м/с.
(По учебнику МО РФ «Зенитный ракетный комплекс ближнего действия «Стрела-10» под ред. И.И. Богдан)
Состав
Главный элемент комплекса – боевая машина, которая создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с комплексом 9К31 «Стрела-1» — это увеличенный боекомплект (четыре ЗУР на пусковой установке и четыре дополнительных ракеты, находящиеся в боевом отделении машины), оснащение электроприводами наведения ПУ на воздушную цель, 7,62 пулемет ПКТ, предназначенный для обороны.
Машина отличается низким удаленным давлением на грунт, что позволяет ей передвигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по снежной целине, болотам, песчаной местности. Не может не впечатлять и то, что машина может плавать. Ходовая часть имеет торсионную подсветку, обеспечивает плавность хода и обладает хорошей маневренностью, благодаря этому удалось увеличить долговечность пусковой установки и точность стрельбы. Кроме четырех ЗУР, находящихся на пусковой установке, боевая машина может дополнительно перевозить четыре ракеты в корпусе.
В качестве главного вооружения применяется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Она создана по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и выполняет наведение по способу пропорциональной навигации. В качестве главного используется фотоконтрастный режим, тогда как в качестве запасного – режим инфракрасного наведения, обеспечивающий обстрел воздушных целей в условиях помех, на догонных и встречных курсах. При использовании ИКГСН для ее охлаждения использовался жидкий азот, находящийся в корпусе контейнера ракеты. В результате слежение за целью осуществлялось только в фотоконтрастном режиме и перед пуском ракеты оператор наводчик раздумывал о дополнительном использовании ИКГСН в зависимости от условий наличия визуальных помех. Если вдруг ИКГСН была использована, но был отменен пуск, то ИКГСН повторно было использовать нельзя по причине отсутствия азота. Сзади крыльев находились электроны, с помощью которых выполняется ограничение угловой скорости вращения ракеты.
На ЗУР 9М37 по сравнению с 9М31 была установлена более эффективная БЧ стержневого типа, оснащенная контактным и неконтактным взрывателем. В случае промаха ракета просто самоуничтожалась.
АОЗ (аппаратура оценки зоны) 9С86
Чтобы определить автоматического расчета углов и положение цели для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 применяется аппаратура оценки зоны, которая предоставляет счетно-решающее устройство и радиодальномер миллиметрового диапазона.
Операторы
- Азербайджан Азербайджан — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Ангола Ангола — 10 9К35, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
- Армения Армения — 48 Стрела-10, по состоянию на 2016 год
- Белоруссия Белоруссия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — 1 9К35М3, по состоянию на 2017 год
- Грузия Грузия — некоторое количество 9К35М, по состоянию на 2017 год
- Индия Индия — 250 9К35, по состоянию на 2016 год
- Иордания Иордания — 92 9К35, по состоянию на 2016 год
- Казахстан Казахстан — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- КНДР КНДР — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Куба Куба — 200 9К35, по состоянию на 2016 год
- Македония Македония — 8 9К35, по состоянию на 2016 год
-
Россия Россия:
- Сухопутные войска России — 400 9К35М3, по состоянию на 2016 год
- Морская пехота России — 50 «Стрел-1» и «Стрел-10», по состоянию на 2016 год
- Воздушно-десантные войска России — более 30 «Стрела-10МН», по состоянию на 2016 год
- Сирия Сирия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Словакия Словакия — 48 9К35, по состоянию на 2016 год
- Туркмения Туркмения — 13 9К35, по состоянию на 2016 год
- Украина Украина — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Чехия Чехия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторы
- Афганистан Афганистан — некоторое количество SA-13 Gopher, по состоянию на 2010 год
-
Йемен Йемен:
- Сухопутные войска Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
- Войска ПВО Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
- Ливия Ливия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
- Сербия Сербия — 5 9К35, по состоянию на 2012 год
- Республика Абхазия Республика Абхазия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год
- Южная Осетия Южная Осетия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год
Состав
Боевая машина 9А35
Боевая машина 9А35 «Стрела-10» в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге
Основным элементом комплекса является боевая машина. БМ создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с ЗРК 9К31 «Стрела-1» является увеличенный боекомплект (4 ЗУР на пусковой установке и 4 дополнительных ракеты в боевом отделении машины), оснащение электроприводами механизмов наведения ПУ на цель, 7,62 пулемёт ПКТ для обороны.
Машина обладает низким удельным давлением на грунт, что позволяет ей двигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по болотам, снежной целине, песчаной местности, кроме того машина может плавать. Ходовая часть имеет независимую торсионную подвеску, обладает хорошей манёвренностью и обеспечивает высокую плавность хода, благодаря этому увеличивается точность стрельбы и долговечность пусковой установки. Помимо 4 ЗУР, размещённых на пусковой установке, боевая машина позволяет перевозить дополнительно 4 ракеты в корпусе.
ЗУР 9М37
9М37 | |
Основные характеристики | |
Назначение | Зенитная управляемая ракета |
Масса снаряженной, кг | 42,5 |
Диаметр, мм | 120 |
Длина, мм | 2190 |
Дальность пуска макс.: | |
в передней полусфере, км | 5 |
Скорость полёта цели, км/ч | 415 м/с навстречу310 м/с вдогонку |
Скорость полёта, М | 1,56 |
Боевая часть | 3 кг |
Наведение | инфракрасное, фото контрастное |
Взрыватель | неконтактный, контактный |
Модификации | 9М37, 9М37М, 9М37МД |
В качестве основного вооружения используется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Ракета выполнена по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и обеспечивает наведение по методу пропорциональной навигации. В качестве основного используется фотоконтрастный режим. В качестве запасного используется режим инфракрасного наведения, который обеспечивает обстрел целей в условиях помех, на встречных и догонных курсах. При использовании ИКГСН для её охлаждения расходовался жидкий азот, находящийся в корпусе контейнера ракеты, в связи с этим слежение за целью выполнялось только в фотоконтрастном режиме, и уже непосредственно перед пуском ракеты оператор наводчик принимал решение о дополнительном использовании ИКГСН в зависимости от условий наличия визуальных помех. Если ИКГСН была использована, но пуск был отменён, то повторно ИКГСН использовать уже было нельзя из-за отсутствия азота. Сзади крыльев установлены элероны, с помощью которых осуществляется ограничение угловой скорости вращения ракеты.
По сравнению с ЗУР 9М31, на 9М37 установлена более эффективная боевая часть стержневого типа, снабжённая неконтактным и контактным взрывателем. В случае промаха ракета самоуничтожалась.
Аппаратура оценки зоны 9С86 (АОЗ)
Для определения положения цели и автоматического расчёта углов для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 используется аппаратура оценки зоны, представляющая радиодальномер миллиметрового диапазона и счётно-решающее устройство.
Ссылки
О цветовом оформлении
Операторы
- Азербайджан Азербайджан — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Ангола Ангола — 10 9К35, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
- Армения Армения — 48 Стрела-10, по состоянию на 2016 год
- Белоруссия Белоруссия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — 1 9К35М3, по состоянию на 2017 год
- Грузия Грузия — некоторое количество 9К35М, по состоянию на 2017 год
- Индия Индия — 250 9К35, по состоянию на 2016 год
- Иордания Иордания — 92 9К35, по состоянию на 2016 год
- Казахстан Казахстан — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- КНДР КНДР — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Куба Куба — 200 9К35, по состоянию на 2016 год
- Македония Македония — 8 9К35, по состоянию на 2016 год
-
Россия Россия:
- Сухопутные войска России — 400 9К35М3, по состоянию на 2016 год
- Морская пехота России — 50 «Стрел-1» и «Стрел-10», по состоянию на 2016 год
- Воздушно-десантные войска России — более 30 «Стрела-10МН», по состоянию на 2016 год
- Сирия Сирия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Словакия Словакия — 48 9К35, по состоянию на 2016 год
- Туркмения Туркмения — 13 9К35, по состоянию на 2016 год
- Украина Украина — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
- Чехия Чехия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторы
- Афганистан Афганистан — некоторое количество SA-13 Gopher, по состоянию на 2010 год
-
Йемен Йемен:
- Сухопутные войска Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
- Войска ПВО Йемена — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
- Ливия Ливия — некоторое количество 9К35, по состоянию на 2012 год
- Сербия Сербия — 5 9К35, по состоянию на 2012 год
- Республика Абхазия Республика Абхазия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год
- Южная Осетия Южная Осетия — несколько 9К35 «Стрела-10», по состоянию на 2007 год
Модификации
9К35М «Стрела-10М»
Основным отличием комплекса от базового варианта являлось наличие новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН выбирала цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность помех-ловушек.
9К35М2 «Стрела-10М2»
Комплекс создан по решению ГРАУ и МОП. Причиной стала необходимость повышения степени автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием являлось наличие аппаратуры автоматизированного приёма и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12М, от пункта управления начальника ПВО полка и от РЛС обнаружения. На боевую машину по бокам были установлены поплавки из пенополиуретана для возможности преодоления водных преград с полным комплектом ЗУР и пулемётом. Комплекс был принят на вооружение в 1981 году.
9К35М3 «Стрела-10М3»
Боевая машина 9А35М3-К «Стрела-10М3-К». Колёсный вариант на базе БТР-60.
По решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года была начата разработка дальнейшей модернизации ЗРК «Стрела-10». Новый комплекс должен был более эффективно вести борьбу с визуально видимыми низколетящими самолётами, вертолётами, с места и при коротких остановках в обстановке интенсивных оптических помех. В 1989 году, после испытаний, комплекс был принят на вооружение, так как удовлетворял всем предъявленным требованиям.
9К35М4 «Стрела-10М4»
В составе комплекса тепловизионная система, . Спектральный диапазон тепловизионного канала составляет 3—5 мкм. ЗРК позволяет вести огонь по принципу «выстрелил-забыл». Вооружение состоит из 8 ЗУР 9М333 (9М37М, 9М37МД). Скорость поражаемых целей до 420 м /с.
«Стрела-10МН»
Российская модификация, разработанная АО «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана» для модернизации комплексов «Стрела-10М», «Стрела-10М2» и «Стрела-10М3». На комплекс установлена тепловизионная система, автомат захвата и сопровождения цели и блок сканирования. Поставляется в ВПВО СВ и в ВДВ с 2015 г.
«Стрела-10Т»
Белорусская модификация, разработанная НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». На комплекс установлена оптико-электронная система ОЭС-1ТМ, цифровая вычислительная система и аппаратура навигации GPS. Комплекс может быть размещён на колёсном шасси.
ЗУР 9М333
Новая ЗУР для комплексов «Стрела-10», также как и 9М37 выполнена по аэродинамической схеме «утка». Ракета оснащена двигателем повышенной эффективности и транспортно-пусковым контейнером. Также ракета имеет новую головку самонаведения, автопилот и боевую часть. Новая ГСН имеет три режима работы, помимо инфракрасного и фото контрастного, имеется помеховый режим. Автопилот обеспечивает более устойчивую работу ГСН и контура управления ракетой. Новая боевая часть имеет массу 5 кг (вместо 3 кг на ЗУР 9М37). Повышена вероятность поражения целей за счёт увеличения разрывного заряда, длины и сечения поражающих элементов. Длина ракеты увеличена до 2,23 м. Как и ракеты 9М37, ракета 9М333 может использоваться всеми модификациями комплекса «Стрела-10».
Состав
Главный элемент комплекса – боевая машина, которая создана на базе МТ-ЛБ. По сравнению с комплексом 9К31 «Стрела-1» — это увеличенный боекомплект (четыре ЗУР на пусковой установке и четыре дополнительных ракеты, находящиеся в боевом отделении машины), оснащение электроприводами наведения ПУ на воздушную цель, 7,62 пулемет ПКТ, предназначенный для обороны.
Машина отличается низким удаленным давлением на грунт, что позволяет ей передвигаться по дорогам с низкой несущей способностью, по снежной целине, болотам, песчаной местности. Не может не впечатлять и то, что машина может плавать. Ходовая часть имеет торсионную подсветку, обеспечивает плавность хода и обладает хорошей маневренностью, благодаря этому удалось увеличить долговечность пусковой установки и точность стрельбы. Кроме четырех ЗУР, находящихся на пусковой установке, боевая машина может дополнительно перевозить четыре ракеты в корпусе.
В качестве главного вооружения применяется твердотопливная зенитная ракета 9М37. Она создана по схеме «утка». Головка самонаведения работает в двухканальном режиме и выполняет наведение по способу пропорциональной навигации. В качестве главного используется фотоконтрастный режим, тогда как в качестве запасного – режим инфракрасного наведения, обеспечивающий обстрел воздушных целей в условиях помех, на догонных и встречных курсах. При использовании ИКГСН для ее охлаждения использовался жидкий азот, находящийся в корпусе контейнера ракеты. В результате слежение за целью осуществлялось только в фотоконтрастном режиме и перед пуском ракеты оператор наводчик раздумывал о дополнительном использовании ИКГСН в зависимости от условий наличия визуальных помех. Если вдруг ИКГСН была использована, но был отменен пуск, то ИКГСН повторно было использовать нельзя по причине отсутствия азота. Сзади крыльев находились электроны, с помощью которых выполняется ограничение угловой скорости вращения ракеты.
На ЗУР 9М37 по сравнению с 9М31 была установлена более эффективная БЧ стержневого типа, оснащенная контактным и неконтактным взрывателем. В случае промаха ракета просто самоуничтожалась.
АОЗ (аппаратура оценки зоны) 9С86
Чтобы определить автоматического расчета углов и положение цели для упреждающего пуска ЗУР в комплексе 9К35 применяется аппаратура оценки зоны, которая предоставляет счетно-решающее устройство и радиодальномер миллиметрового диапазона.
«СТРЕЛА 10СВ» 9К35. 9М37 [SA 13. GOPHER]
Самоходный зенитный ракетный комплекс с твердотопливной малогабаритной управляемой ракетой 9М37. Предназначен для прикрытия мотострелкового (танкового) полка от низколетящих самолетов и вертолетов. Разработан в ОКБ 16 (ныне – КБ точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана). Главный конструктор – Александр Нудельман. ПУ из четырех ракет размещена на гусеничном тягаче Харьковского тракторного завода МТ ЛБ (МТ ЛБу). Четыре ракеты боезапаса размещены в корпусе тягача. Тепловая ГСН разработана в ЦКБ «Геофизика». Ракета защищена от оптических помех. Разработка комплекса начата в 1969 г. Испытания проведены с 1973 по 1974 гг. Принят на вооружение ПВО СВ в 1976 г. Серийное производство комплексов «Стрела 10» всех модификаций освоено Саратовским агрегатным заводом, производство ракет Ковровским механическим заводом. Дальность стрельбы – от 800 м до 5 км. Высота поражения целей – от 25 м до 3,5 км. Максимальная скорость поражаемой цели при стрельбе навстречу – 415 м/с, вдогон – 310 м/с. Стартовая масса ракеты – 40 кг. Масса БЧ – 3 кг.
ЗРК «Стрела 10М3»
ТТХ
Тактико-технические характеристики | 9К35 «Стрела-10СВ» |
Зона поражения по дальности, км | 0,8..5 |
Зона поражения по высоте, км | 0,025..3,5 |
Зона поражения по параметру, км | до 3 |
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР | 0,1..0,5 |
Максимальная скорость поражаемых целей(навстречу), м/с | 415 |
Максимальная скорость поражаемых целей(навстречу), м/с | 310 |
Время реакции, с | 6,5 |
Скорость полета ЗУР, м/с | 517 |
Масса ЗУР, кг | 40 |
Масса боевой части, кг | 3 |
Число ЗУР на боевой машине | 8 |
База 9А35 | МТЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированый) |
Скорость движения, км/ч | до 60 |
Скорость на плаву, км/ч | до 5 |
Запас хода без дозаправки, км | 450 |
Бронирование | противопульное |
Клоны автомата Калашникова
Зенитно-ракетный комплекс 9К35 «Стрела-10СВ»
ЗРК 9К35 “Стрела-10СВ”
В конце 60-х гг. руководством СССР была признана необходимость создания не только самоходных всепогодных ЗРК с радио-локационными системами, но и относительно недорогого всепогодного ЗРК с оптикоэлектронной системой наведения ракет для оснащения им зенитных батарей мотострелковых (танковых) полков Советской Армии. Работы над созданием нового комплекса, который стал результатом глубокой модернизации самоходного ЗРК «Стрела-1», были начаты в 1969 году, и уже в 1973 году он поступил на испытания.
В состав нового ЗРК 9К35 «Стрела-10СВ» вошли боевые средства (боевые машины 9К35 и 9К34, зенитная управляемая ракета 9КЛ37) и технические средства (контрольно-проверочная машина 9В839, машина технического обслуживания 9В915, система внешнего электропитания 9Э111). В 1976 году после испытаний и доработок комплекс был принят на вооружение. Боевая машина 9А35 представляет собой гусеничный бронированный тягач МТ-ЛБ, в корпусе которого размещены радиоэлектронное оборудование и места механика-водителя и командира. В задней части машины установлена башня с пусковой установкой, на которой расположена рама с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами ЗУР 9М37 (еще четыре запасных контейнера хранятся в грузовом отделении машины). Перезаряжение установки четырьмя ЗУР производится вручную за время до 3 минут. Внутри башни имеются место оператора и оптический визир 9Ш-127.
Передняя стенка башни «Стрела-10СВ» выполнена из бронестекла и обеспечивает оператору сектор обзора в 60°. Наведение пусковой установки по азимуту на 360° и по углу места от -5° до +80° обеспечивается электроприводом. ПУ оснащена аппаратурой оценки зоны (АОЗ) 9С86 в составе когерентно-импульсного радиолокационного дальномера (антенна его расположена между парами контейнеров с ракетами) и аналого-вычисли-тельного устройства. АОЗ имеет дальность действия до 10 км и предназначена для автоматического определения дальности и скорости цели, вычисления углов упреждения при пуске ракеты, наведения пусковой установки и определения момента пуска ракеты. Кроме того, боевая машина имеет аппаратуру опознавания «свой-чужой», навигационную систему, радиостанцию Р-123М и внутреннее переговорное устройство. В походном положении ПУ складывается на крышу самохода. Время развертывания комплекса в боевое положение – 20 секунд. Электропитание машины осуществляется от генератора, работающего от ходового двигателя или от внешнего источника энергии. В отличие от БМ 9К34 на БМ 9К35 (командирская машина) установлен пассивный радиопеленгатор 9С16, предназначенный для обнаружения и пеленгования целей, летящих с включенной радио-локационной аппаратурой.
БМ 9К35М2 и 9К34М2 ЗРК «Стрела-10М2» оснащены дополнительной радио-станцией и аппаратурой приема целеуказания, позволяющей осуществлять автоматический прием координат цели от пунктов управления ПУ-12М (9С482М) или «Ранжир» 9С737 и автоматически разворачивать ПУ в направлении на цель. В этом ЗРК реализуется принцип: «выстрелил и забыл». Твердотопливная ЗУР 9М37 имеет неконтактный взрыватель на основе лазерных излучателей, боевую часть со стержневыми элементами и оснащена пассивной головкой самонаведения (ГСН), работающей в двух режимах: фото контрастном, позволяющем сопровождать контрастную на фоне неба цель и в инфракрасном (по тепловому излучению цели). На ЗУР 9М37М установлена усовершенствованная ГСН, способная производить селекцию цели по ее траекторным признакам на фоне тепловых ловушек. В ЗРК «Стрела-10МЗ» (9К35МЗ) применена новая ЗУР 9МЗЗЗ с улучшенными характеристиками.
Преимуществами ЗРК «Стрела-10» является его низкая стоимость, невосприимчивость к радиопомехам и неуязвимость от противорадиолокационных ракет. Недостатки – невозможность стрельбы в плохих метеоусловиях по целям, заходящим со стороны солнца, а также чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам. Боевые машины «Стрела-10» эффективно использовались в конфликтах в Анголе, на Ближнем Востоке и в Югославии. Результаты боевых стрельб на полигонах, производимых расчетами практически всегда были очень высокими. Тактико-технические характеристики ЗРК “Стрела-10СВ”
Боевая масса, т – 10,9 Экипаж, чел. – 3 Толщина брони, мм – до 7 Время реакции ЗРК – до 7 сек Вероятность поражения цели одной ракетой – 0,6-0,6 Дальность стрельбы, км – 5 (макс.), 0,8 (мин.) Высота поражаемых целей – 3900 км (макс.) Максимальная скорость полета ЗУР, м/с – 415 Боекомплект – 4 ЗУР 9М37 (9МЗЗЗ, 9М31) Двигатель машины – ЯМЗ-238В, дизельный, мощностью 260 л. с. Максимальная скорость движения, км/ч – 60 (по шоссе), до 6 (на плаву)