Правда о штрафбате: за что туда отправляли и как переводили назад в обычную часть

Содержание

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 октября 2009.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 октября 2009.
  3. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 октября 2009.
  4. Юрий Рубцов: Новая книга о штрафбатах
  5. В гостях у Гордона. (26 августа 2018). Дата обращения: 27 августа 2018.
  6.  (недоступная ссылка). Slon.ru (5 февраля 2015). Дата обращения: 17 мая 2015.

Стоимость и комплектация

Ценовая политика компании определяется, важнейшим образом тем, какая у автомобиля модификация. Но невзирая на все это, средний показатель ценников на эту машину является достаточно демократичным.

Автомобили производства 1996-1998 годов можно купить от 70 000 до 100 000 рублей. Чем новее будет транспортное средство, тем оно будет дороже. Грузовики 2008-2010 годов можно будет приобрести от 350 000 до 450 000 руб. Также можно арендовать ГАЗ-3309, стоить это будет порядка 650-750 руб. за каждый час.

Благодаря удачной платформе и небольшим габаритам, ГАЗ-3309 успешно применяется в различных отраслях. Автомобиль имеет неплохой запас мощности и небольшое потребление топлива.

Заводской ценник на автомобиль начинается от 870 000 рублей. Каталог моделей можно открыть на официальном сайте.

См. также

Примечания

  1. Краснов В. Г., Дайнес В. О. Неизвестный Троцкий. Красный Бонапарт. — М.: Олма-Пресс, 2000. — (Серия: Архив) — С. 196—197. — ISBN 5-224-01104-3
  2. Списки штрафных батальонов и рот. Глава 14. Штрафные батальоны. Пыхалов И. Великая Оболганная война. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 480 с. / Тираж 7000 экз. isbn 5-699-10913-7.
  3. Вадим Телицын. Мифы о штрафбатах. — Москва: Эксмо, 2010. — С. 224. — 55 с. — ISBN 978-5-699-41326-3.
  4. Вадим Телицын. .
  5. В. Мединский. Война. Мифы СССР 1939—1945. — М.: Олма медиа групп, 2011. — С. 204. — ISBN 978-5-373-04079-2
  6. ↑ Приказ № Орг/2/1348 от 01.08.1943
  7. Пересвет А. По ту сторону прицела, по эту сторону души. // Хенс В., Пересвет А. По другую сторону войны. — М.: Интерэксперт, 2005. — С. 273—274. — ISBN 5-85523-043-0
  8. 561 батальон очень жестоко дрался в России, под Ленинградом на Синявинских высотах, которые были взяты советскими войсками крайне дорогой ценой

Литература

  • Краснов В. Г., Дайнес В. О. Неизвестный Троцкий. Красный Бонапарт. — М.: Олма-Пресс, 2000. — (Серия: Архив) — ISBN 5-224-01104-3
  • Пыльцын А. В. Штрафбат в бою. От Сталинграда до Берлина без заградотрядов. — М.: Вече, 2012. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-5737-1.

Пыльцын А. В. Страницы истории 8-го штрафного батальона Первого Белорусского фронта. — М.: ИВЦ Минфина, 2010. — 480 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-6921-61-5.

  • Пыльцын А. В. Главная книга о штрафбатах. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 512 с. — (Военно-исторический бестселлер). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-37226-3.
  • Дайнес В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии — М.: Эксмо, 2008. — (Серия: Великая Отечественная: Цена Победы) — 448 с. — ISBN 978-5-699-25316-6
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошёл до Берлина. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 544 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). — ISBN 978-5-699-21470-9.
  • Пыхалов И., Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 544 с. — (Военно-исторический сборник). — 7000 экз. — ISBN 978-5-699-24446-1.
  • Пыхалов И. Великая Оболганная война. Глава 14 Штрафные батальоны — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 480 с. / Тираж 7000 экз. ISBN 5-699-10913-7
  • Рубцов Ю. В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. — М.: Вече, 2007. — (Серия: Военные тайны XX века) — 432 с. — ISBN 978-5-9533-2219-5
  • Сукнев М. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941—1945. — (Серия: На линии фронта. Правда о войне) — М.: Центрполиграф, 2006. — 264 с. — ISBN 978-5-9524-2746-4
  • Громов А. Правда о штрафбатах и заградотрядах во Второй мировой. — Харьков-Белгород: Клуб семейного досуга, 2010. — 416 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-9910-1178-5

Критика

В личном звонке режиссёру телесериала «Штрафбат» Николай Губенко сказал, что несмотря на некоторые идеологические и политические претензии к сценарию, он считает, что это памятник русскому солдату.

Российский военный историк, доктор исторических наук, генерал армии Махмут Гареев подверг телесериал критике:

Кроме этого, Гареев М. А. отмечает в телесериале ряд исторических ошибок и неточностей: «в штрафбате никаких уголовников, равно как и политических заключённых, просто не могло быть. Из уголовников формировали штрафные роты. Командовали штрафными подразделениями только кадровые офицеры. <…> Все штрафные подразделения составляли не более 1,5 % от всей численности действующей армии».

В аннотации к книге доктора исторических наук Юрия Рубцова «Новая книга о штрафбатах» звучит обвинение сериала в том, что он «старательно протаскивает мысль, что штрафники-де „выиграли войну“».

Станислав Говорухин в интервью Дмитрию Гордону:

Федеральная служба охраны Российской Федерации: понятие, основные задачи, структура

Правда ли, что спасшихся из плена отправляли штрафные части?

Согласно опубликованным официальным советским документам, к 1 марта 1946 года, когда основной поток советских военнопленных прошел фильтрацию после возвращения на Родину, ситуация выглядела так: 281 780 человек (18,31 процента) были направлены к месту жительства, 659 190 (42,82 %) зачислены в списки воинских частей, 344 448 (22,37 процент) включены в состав рабочих батальонов, 27 930 (1,81 %) оставались в фильтрационных лагерях, и 226 127 (14,69% ) были переданы в распоряжение НКВД.

Лица, отправленные в воинские части и рабочие батальоны, спустя некоторое время демобилизовывались и возвращались домой. В отношении лиц, переданных НКВД, продолжалась дополнительная проверка относительно их сотрудничества с гитлеровцами. Далеко не все из этого числа в итоге оказались в советских лагерях. А многие из тех, кто туда попали, получили по заслугам. Это не исключает, конечно, возможности принятия ошибочных решений в отношении тех или иных лиц.

Но ни о каком «чуде», про которое рассуждал автор «Штрафбата», и речи быть не может — абсолютное большинство советских военнопленных не подвергалось преследованию со стороны сотрудников НКВД.

История создания

Автор сценария, Эдуард Володарский, использовал воспоминания живых на тот момент солдат штрафных подразделений (штрафников). Однако фильма они не увидели, потому что, по утверждению авторов картины, к моменту, когда фильм уже был готов, никого из них в живых уже не было.

Военные консультанты при создании телесериала не привлекались, были только технические консультанты по костюмам и эпохе. По словам режиссёра, военных консультантов «практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя».

Авторы телесериала изучали архивные материалы и военную хронику. Последняя серия завершается демонстрацией списка штрафных частей, которые с 1942 по 1945 годы воевали на советских фронтах.
По утверждению авторов телесериала, своей целью во время создания фильма они видели следующее:

«Озверевшие соколы»

Журналист Виталий Карюков в беседе с маршалом авиации в отставке Александром Ефимовым узнал одну любопытную подробность. Оказывается, в годы войны существовали так называемые «штрафные эскадрильи». По словам военного, командование решило нецелесообразным отправлять всех проштрафившихся летчиков в обычный штрафбат, так как на подготовку их замены ушли бы многие месяцы.

Среди таких штрафников оказался будущий Герой Советского Союза Иван Федоров. Впрочем, он фактически добровольно напросился в штрафбат. В июле 1942 года, перегоняя как летчик-испытатель ЛаГГ-3 на передовую, он самовольно остался на Калининском фронте. А уже в августе он возглавил одну из только что созданных штрафных эскадрилий. За крутой нрав немцы наградили Федорова титулом «Красный дьявол», а его подопечных именовали «озверевшими соколами». В общей сложности на счету 64 летчиков эскадрильи Федорова 350 гитлеровских асов.

Ордена посмертно

Для 65-й штрафной роты бои за Сотнинский Хутор завершились 24 декабря 1943-го. В этот день её отправили в тыл на переформирование.

Командование отметило героизм штрафников. Почти тридцать из них были включены в состав 1041-го стрелкового полка обычными красноармейцами.

На ту же тему Трибунал для героя: как чуть не посадили советских военачальников

Тридцатого января 1944 года командир 49-го корпуса генерал-майор Терентьев издал персональный приказ о награждении пятерых бойцов 65-й отдельной штрафной роты посмертно.

Красноармеец Василий Шаповалов был награждён орденом Отечественной войны I степени. Красноармейцы Николай Виноградов, Николай Ковалёв, Иван Соловых и старший сержант Александр Груздев — орденами Отечественной войны II степени.

Эта была высшая степень признания Терентьевым мужества погибших штрафников. Во-первых, орденом Отечественной войны мог наградить начальник рангом не ниже командира корпуса. Во-вторых, орден был тем знаком отличия, который после смерти героя передавался его родственникам.

Таким образом, генерал Терентьев подчеркнул своё уважение к павшим бойцам, дав понять их семьям, что они погибли героями.

Генерал-майор Терентьев

Разумеется, это не единственный случай награждения штрафников. Просто воинские начальники оценивали их подвиги по‑разному.

Кто-то видел в штрафниках лишь преступников и искупленцев, кто-то — оступившихся людей. Ведь жизнь не чёрная или белая, она намного сложнее, а трибунал и штрафная ротаближе, чем кажется». Ведь на войне всё переменчиво — под суд попадали даже генералы.

«Озверевшие соколы»

Журналист Виталий Карюков в беседе с маршалом авиации в отставке Александром Ефимовым узнал одну любопытную подробность. Оказывается, в годы войны существовали так называемые «штрафные эскадрильи». По словам военного, командование решило нецелесообразным отправлять всех проштрафившихся летчиков в обычный штрафбат, так как на подготовку их замены ушли бы многие месяцы.

Среди таких штрафников оказался будущий Герой Советского Союза Иван Федоров. Впрочем, он фактически добровольно напросился в штрафбат. В июле 1942 года, перегоняя как летчик-испытатель ЛаГГ-3 на передовую, он самовольно остался на Калининском фронте. А уже в августе он возглавил одну из только что созданных штрафных эскадрилий. За крутой нрав немцы наградили Федорова титулом «Красный дьявол», а его подопечных именовали «озверевшими соколами». В общей сложности на счету 64 летчиков эскадрильи Федорова 350 гитлеровских асов.

Миф 1: Штрафники – изобретение Сталина

На самом деле подобные подразделения появились в начале XIX века во Франции. Создание их было связано с резким ростом численности войск и переходом на призывную форму комплектования. В Англии, где армия увеличилась ещё быстрее, в то же время появились «батальоны осуждённых», причём сразу двух типов: для тех, кто еще способен исправиться, и для безнадёжных. Позже эту систему дифференциации штрафников скопировал у британцев Гитлер.

В Советской России аналогичные части – вначале их называли «опороченными» – были созданы в 1918 году по приказу Реввоенсовета № 62 от 20 ноября. Инициатором новшества стал глава этой структуры – Лев Троцкий. В июне 1919 года, после изданного им приказа № 997, система сложилась окончательно. Основной организационной единицей «опороченных» частей стала штрафная рота, состав которой делился на постоянный и переменный. К первому относились командные кадры из коммунистов и комсомольцев. Во второй зачисляли «…военнослужащих, осуждённых к сему за преступные деяния военного характера, в том числе и за дезертирство».

Насколько «жестокой» была созданная Троцким система – расскажет беспристрастная статистика. По её данным, с июня по декабрь 1919 года заградотряды задержали 1,5 миллиона дезертиров, из которых 95 тысяч были признаны «злостными», а остальных – на первый раз – простили. В штрафные роты угодили 55 тысяч человек. Дела ещё 10 тысяч направили в суды военного трибунала. Там к лишению свободы приговорили 6 тысяч человек, к расстрелу – 4 тысячи. Из них фактически казнили менее 600, для остальных расстрел решено было считать условным.

Примечания

  1. Краснов В. Г., Дайнес В. О. Неизвестный Троцкий. Красный Бонапарт. — М.: Олма-Пресс, 2000. — (Серия: Архив) — С. 196—197. — ISBN 5-224-01104-3
  2. Списки штрафных батальонов и рот. Глава 14. Штрафные батальоны. Пыхалов И. Великая Оболганная война. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 480 с. / Тираж 7000 экз. isbn 5-699-10913-7.
  3. Вадим Телицын. Мифы о штрафбатах. — Москва: Эксмо, 2010. — С. 224. — 55 с. — ISBN 978-5-699-41326-3.
  4. Вадим Телицын. .
  5. В. Мединский. Война. Мифы СССР 1939—1945. — М.: Олма медиа групп, 2011. — С. 204. — ISBN 978-5-373-04079-2
  6. ↑ Приказ № Орг/2/1348 от 01.08.1943
  7. Пересвет А. По ту сторону прицела, по эту сторону души. // Хенс В., Пересвет А. По другую сторону войны. — М.: Интерэксперт, 2005. — С. 273—274. — ISBN 5-85523-043-0
  8. 561 батальон очень жестоко дрался в России, под Ленинградом на Синявинских высотах, которые были взяты советскими войсками крайне дорогой ценой

В ролях

  • Алексей Серебряков — Твердохлебов Василий Степанович, командир штрафного батальона (1-11 серия)
  • Юрий Степанов — Глымов Антип Петрович, бывший вор в законе, позже — ротный (командир роты) в батальоне (1-11 серия)
  • Роман Мадянов — майор Харченко, начальник особого отдела (2-10 серия)
  • Юрий Шибанов — Павел Бурыкин
  • Павел Деревянко — Цыпа (1-3 серия)
  • Николай Мачульский — Хорь, «Амба, Витюня, отбегался» (1-3 серия)
  • Анна Асташкина — жена командира
  • Александр Баширов — Алексей Шустров, «Стира», опытный шулер (все серии, кроме 7)
  • Евгений Березовский — майор СС
  • Лев Борисов — дед Зои (7 серия)
  • Алексей Жарков — генерал-майор Илья Григорьевич Лыков (2-11 серия)
  • Илья Коврижных — Савелий Цукерман (4-11 серия)
  • Полина Кутепова — Катерина (6 серия)
  • Андрей Мерзликин — капитан Вячеслав Бредунов (5-6, 8 серия)
  • Дарья Мороз
  • Иван Моховиков — Виктор Редькин (1-3 серия)
  • Дмитрий Назаров — Отец Михаил (Менделеев Тимофей Александрович) (7-11 серия)
  • Юлия Сёмина — Вера Твердохлебова
  • Владимир Скворцов — Артём
  • Андрей Смоляков — командир роты Фёдор Баукин (1-4,6 серия)
  • Виктор Супрун — гармонист Шлыков (1-4, 6-11 серия)
  • Максим Коновалов — парень на воровской малине
  • Александра Чичкова — медсестра Галина
  • Надежда Маркина — хозяйка
  • Ольга Калашникова — медсестра Света (4-6,9-11 серия)
  • Владимир Кашпур — Зимянин (7 серия)
  • Кирилл Плетнёв — Дубинин (1-2 серия)
  • Тимофей Трибунцев — Чудилин (6-11 серия)
  • Алексей Пушкин — капитан Александр Владимирович Сазонов (1,7 серия)
  • Максим Литовченко — Виктор Кобылко (1-4,6 серия)
  • Владимир Капустин — Георгий Точилин (1-5 серия)
  • Михаил Еремеев — Родянский
  • Александр Никифоров — Анатолий Петрович Муранов (1-4 серия)
  • Владимир Топцов — полковник Иван Иванович Телятников
  • Сергей Цепов — Оглоблин (1-4,6 серия)
  • Сергей Перелыгин — Семён Яковлевич Дронский (4,6-11 серия)
  • Максим Дрозд — Степан Булыга (6-11 серия)
  • Владимир Яворский — Юрий Григорьевич Балясин, ротный
  • Наталья Ишутина — Зоя (7 серия)
  • Грегори-Саид Багов — генерал-майор Чепуров, начальник особого отдела армии (7-10 серия)
  • Владимир Приезжев — Рябинин
  • Алексей Горячев — следователь капитан Курыгин (8-9 серия)
  • Михаил Дементьев — шофер Толян (9 серия)
  • Тагир Рахимов — Мустафа Кулегенов
  • Давид Хугаев — Идрис Ахильгов (10-11 серия)
  • Анатолий Горячев — подполковник Зубарев
  • Дмитрий Медведев — немецкий солдат, пивший с Глымовым (9-10 серия)
  • Михаил Крылов — Степан Шутов (3-5 серия)
  • Василий Мищенко — Родион Светличный
  • Алексей Ошурков — ротный Шилкин Сергей Викторович (6-11 серия)
  • Олег Валкман — вор Мирон (7 серия)
  • Шота Гамисония — Вахтанг Микеладзе (3 серия)
  • Ольга Дегтярёва — Катюша
  • Николай Исаков
  • Надежда Каменькович — Надежда, дочь Катерины
  • Иван Лапин — переводчик
  • Александр Мякушко — Пётр Воскобойников
  • Андрей Невраев — начальник учебных курсов, лейтенант
  • Александр Цуркан — зэк Семён Дрожкин
  • Ирина Карева — старшая медсестра
  • Кирилл Бурдихин — пленный красноармеец
  • Григорий Багров — штрафник Журавль
  • Михаил Лукашов — Валерий Шальнов
  • Андрей Тубелис — пленный красноармеец
  • Игорь Мещерин — немецкий полковник
  • Георгий Шахет — военный врач в госпитале
  • Валентин Варецкий — немецкий генерал
  • Дмитрий Лямочкин — Лапиков
  • Олег Мазуров — Степан
  • Максим Зыков — пленный красноармеец
  • Михаил Самохвалов — подполковник, начальник тюрьмы
  • Виталий Зикора — врач-хирург
  • Николай Точилин — полковник, начальник разведки
  • Иван Тимченко — Степан
  • Геннадий Подшивалов — старшина в госпитале
  • Кирилл Болтаев — Андрей Рубашкин (4-5 серия)
  • Василий Дахненко — капитан Генрих Бенхов, пленный немецкий офицер (5 серия)
  • Дмитрий Бобров — комбат Головачёв Андрей Сергеевич (9-10 серия)
  • Леонид Громов — следователь капитан Сычёв (1 серия)
  • Александр Чернявский — капитан НКВД
  • Мария Шашлова — Маша
  • Евгений Косырев — повар с перевязанной головой
  • Денис Курочка — пленённый немецкий солдат
  • Юрий Пономаренко — старший лейтенант артиллерии
  • Евгений Сологалов — майор Андрей Витальевич, был представлен к званию Героя СССР
  • Екатерина Директоренко — Валентина
  • Павел Мисаилов (эпизод, в титрах не указан)
  • Владислав Котлярский — Белянов

На роль Цукермана режиссёр фильма изначально пригласил известного российского юмориста Максима Галкина, но под давлением руководства Первого канала Галкин вынужден был отказаться от этой роли[источник не указан 55 дней].

Что такое штрафбат?

Штрафбаты были созданы по приказу Сталина в 1942 году. По-другому приказ назывался «Ни шагу назад!»

Штрафные батальоны соответствуют своему названию: это подразделения, в котором оказывали провинившиеся солдаты. Созданы они были уже на второй год ВОВ.

Период, в течение которого солдат находился в штрафном батальоне определяли заранее, но командир мог его продлить. Само собой, что происходило это не просто так, а за совершение какого-то серьёзного проступка или даже преступления.

Если преступление было особенно тяжёлым, или же солдат попытался дезертировать, его расстреливали. Смертный приговор выносили и за бегство с поля боя. Все штрафники получали второй шанс — искупить вину кровью в бою с врагом. Если солдат его не использовал и пробовал бежать, его расстреливали.

Литература

  • Краснов В. Г., Дайнес В. О. Неизвестный Троцкий. Красный Бонапарт. — М.: Олма-Пресс, 2000. — (Серия: Архив) — ISBN 5-224-01104-3
  • Пыльцын А. В. Штрафбат в бою. От Сталинграда до Берлина без заградотрядов. — М.: Вече, 2012. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-5737-1.

Пыльцын А. В. Страницы истории 8-го штрафного батальона Первого Белорусского фронта. — М.: ИВЦ Минфина, 2010. — 480 с. — 1500 экз. — ISBN 978-985-6921-61-5.

  • Пыльцын А. В. Главная книга о штрафбатах. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 512 с. — (Военно-исторический бестселлер). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-37226-3.
  • Дайнес В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии — М.: Эксмо, 2008. — (Серия: Великая Отечественная: Цена Победы) — 448 с. — ISBN 978-5-699-25316-6
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошёл до Берлина. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 544 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). — ISBN 978-5-699-21470-9.
  • Пыхалов И., Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 544 с. — (Военно-исторический сборник). — 7000 экз. — ISBN 978-5-699-24446-1.
  • Пыхалов И. Великая Оболганная война. Глава 14 Штрафные батальоны — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 480 с. / Тираж 7000 экз. ISBN 5-699-10913-7
  • Рубцов Ю. В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. — М.: Вече, 2007. — (Серия: Военные тайны XX века) — 432 с. — ISBN 978-5-9533-2219-5
  • Сукнев М. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941—1945. — (Серия: На линии фронта. Правда о войне) — М.: Центрполиграф, 2006. — 264 с. — ISBN 978-5-9524-2746-4
  • Громов А. Правда о штрафбатах и заградотрядах во Второй мировой. — Харьков-Белгород: Клуб семейного досуга, 2010. — 416 с. — 15 000 экз. — ISBN 978-5-9910-1178-5

Биография

Внешний вид сотрудников ФСО

Форма ФСО заслуживает особого внимания. Например, повседневной формой бодигардов, которые именуются «личниками», является классический костюм.

На внутренних мероприятиях форма военнослужащих ФСО почти ни чем не отличается от общеармейской, исключением является иссиня–черный цвет. Погоны военнослужащих также иссиня–черного цвета с голубыми полосами, кроме, конечно же, генеральских. К тому же военнослужащие обладают несколькими видами военной формы одежды. Например, Президентский полк ФСО внешне отличается от представителей ФСО.

https://youtube.com/watch?v=cp1twS_rozU

Миф 3: Штрафники служили пушечным мясом

В прессе часто встречаются утверждения, что штрафные батальоны и роты были «военной тюрьмой, из которой один выход – на тот свет». Пишут, что их часто бросали в бессмысленные атаки, что именно для штрафников была придумана «разведка боем». Утверждают, что их отказывались снабжать боеприпасами и провиантом. Зато каждую штрафную часть с тыла подпирал заградотряд с пулемётами. Его бойцы открывали огонь при одном подозрении на самовольный отход с обороняемых позиций, при малейшей попытке снизить темп наступления в атаке.

Потери в штрафных частях, действительно, были велики. К примеру, за 1944 год они составили в среднем 14 191 человек в месяц, включая сюда убитых, раненых, заболевших и пропавших без вести. Это примерно 52% от штатной численности – в 4,5 раза больше, чем в среднем по армии. Но могло ли быть иначе, если штрафники сражались на самых опасных участках? Что касается заградотрядов, то приказ № 227 от 28 июля 1942 года предписывал «…ставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте трусов и паникеров». Таким образом, штрафные части и заградотряды не были связаны друг с другом, они могли решать свои задачи на разных участках фронта.

29 октября 1944 года Сталин подписал приказ № 0349, который констатировал, что «…необходимость в дальнейшем содержании заградительных отрядов отпала» и предписывал расформировать их к 15 ноября. Штрафные части продолжали воевать до конца войны. Отсутствие пулеметного заслона за спиной на их боеспособность не повлияло.

Критика

В личном звонке режиссёру телесериала «Штрафбат» Николай Губенко сказал, что несмотря на некоторые идеологические и политические претензии к сценарию, он считает, что это памятник русскому солдату.

Российский военный историк, доктор исторических наук, генерал армии Махмут Гареев подверг телесериал критике:

Кроме этого, Гареев М. А. отмечает в телесериале ряд исторических ошибок и неточностей: «в штрафбате никаких уголовников, равно как и политических заключённых, просто не могло быть. Из уголовников формировали штрафные роты. Командовали штрафными подразделениями только кадровые офицеры. <…> Все штрафные подразделения составляли не более 1,5 % от всей численности действующей армии».

В аннотации к книге доктора исторических наук Юрия Рубцова «Новая книга о штрафбатах» звучит обвинение сериала в том, что он «старательно протаскивает мысль, что штрафники-де „выиграли войну“».

Станислав Говорухин в интервью Дмитрию Гордону:

Под ударом

Долгое время бытовало утверждение, что штрафные части служили своего рода «пушечным мясом». Военные историки его неоднократно опровергали. Но, тем не менее, следует признать, что вероятность погибнуть в штрафбатах была на порядок выше, чем в обычных частях РККА. По данным авторов сборника «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование», только в 1944 году общие потери личного состава всех штрафных частей составили 170 298 человек. Ежемесячные потери в среднем составляли 14 191 человек, или 52% от среднемесячной численности штрафников. Эта цифра в три раза превышает уровень смертности среди военнослужащих обычных частей в тех же наступательных операциях за 1944 год.

Столицы стран Мира

Штрафные воинские формирования в Германии

Ещё в 1936 году в вермахте были созданы дисциплинарные части — так называемые «Особые подразделения» (Sonderabteilungen). Туда направлялись призывники, отбывшие срок лишения свободы, а также те, кому воинскую обязанность по тем или иным причинам меняли на «место службы, заменяющее военную службу». После начала Второй мировой войны, в 1940 году, были созданы «Полевые особые подразделения», которые должны были размещаться в «зонах непосредственной опасности». Помимо сухопутных войск, аналогичные структуры были сформированы в авиации и на флоте.

В декабре 1940 года были образованы «исправительные части 500» (Bewährungstruppe 500) — так называемые «пятисотые батальоны» (500-й, 540-й, 550-й, 560-й, 561-й). После нападения Германии на СССР эти части активно применялись на Восточном фронте. Всего за время войны через них прошло около 30 тысяч человек. Ещё одной разновидностью немецких штрафных частей (англ.)русск. стала созданная в октябре 1942 года так называемая «формация солдат второго класса» — 999-й батальон (из уголовников и «политических») в Северной Африке. Также существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

Наиболее известные подразделения немецких войск, созданные из лиц, отбывших тюремное наказание:

  • 36-я гренадерская дивизия СС «Дирлевангер»
  • 999-я лёгкая «африканская» бригада (англ.)русск. (999. leichte Afrika-Brigade)

Пушечное мясо

Подразделения штрафников бросали на самые тяжелые участки фронта, и они несли невероятные, по меркам вермахта, потери. Например, 22 марта 1942 года в бою у Каменского леса (Самарская область) 550-й штрафбат за один день потерял 700 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. 16 августа за один день боев под Мясным Бором (Новгородская область) 540-й батальон потерял только убитыми более 300 солдат. Годом позже в боях за Синявинские высоты в этом же штрафбате за два дня погибли более 700 солдат.

Штрафбат СС. Зондеркоманда «Дирлевангер».

Несмотря на то, что героизм никак не мог повлиять на их Судьбу, немецкие штрафники воевали очень прилично. Особенно отличились они в боях за Сталинград. Когда у окруженных немцев закончились снаряды для противотанковых орудий, именно штрафники разработали тактику уничтожения советских танков на городских улицах. Одна группа по развалинам незаметно подбиралась к бронированной машине, подбрасывая под гусеницу мину. Вторая группа добивала танк и его экипаж гранатами. Впрочем, как известно, немцам это не помогло, и группировка Паулюса была разгромлена.

Активно использовали штрафников и в боях на «Малой земле» под Новороссийском. Только в одной из атак (этот факт даже попал в сводки Совинформбюро) советские солдаты за несколько минут уничтожили пулеметным огнем в упор более 300 гитлеровцев. Это были именно штрафники.

После разгрома на Курской дуге отношение к штрафникам со стороны командования стало еще хуже. Так, например, когда советские войска форсировали Днепр в 1943 году, в окопах и уничтоженных дотах были обнаружены многочисленные трупы гитлеровцев, прикованных ручными кандалами к пулеметам. Штрафники не могли отступать вместе с остальными, и были вынуждены отстреливаться до последнего патрона. У них не было даже шанса выйти с поднятыми руками. Практически все они погибли.

Ближе к концу 1944 года штрафные батальоны стали упразднять, а их личный состав переводить в обычные подразделения. Нередко штрафников, имеющих опыт боевых действий, использовали в качестве инструкторов для обучения ополченцев, поскольку кадровых солдат и офицеров вермахту катастрофически не хватало.

Насколько важны были штрафники

За весь период Великой Отечественной войны через штрафные роты и батальоны прошло почти 430 тыс. человек, в то время как в армию были призваны более 34 миллионов военнослужащих. Получается, что число штрафников составляет чуть более одного процента (1,24%) от общего количества военнослужащих РККА. Эти цифры полностью опровергают миф о том, что штрафные подразделения внесли решающий вклад в победу над Германией. Главная правда о штрафбатах заключается в том, что они составляли лишь небольшую часть Красной армии.

Правда, уровень потерь в советских штрафбатах превосходил средний уровень в обычных строевых частях в несколько раз (3-6 раз), и выжить штрафнику было непросто.

Нередко подобные задачи выполняли и обычные строевые части, но штрафники несли большие потери, потому их всегда отправляли только в самое пекло.

Требовательный, но справедливый…

Непосредственный участник боевых действий, трижды побывавший в штрафных батальонах, писатель и историк А.В. Пыльцын посвятил «Банде Рокоссовского» целую книгу «Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина». Он пишет, что штрафников от получения ордена до трибунала отделял лишь один шаг. Решительность, храбрость решали все. Самостоятельно разминируя участок, оказавшийся в зоне его боевого охранения и не имея специальных навыков, Пыльцын получил ранение. Но вместо трибунала за самодеятельность он получил Орден Красной Звезды, который спас его от внимания особистов.

В книге подчеркивается, что Рокоссовский бережно относился к офицерам, попавшим под трибунал. Он умел найти общий язык со всеми, посещая после ожесточенных боев вверенные ему штрафные подразделения, как это было после сражения под Жлобином. Именно доброжелательность и спокойствие командующего, его человечность по отношению к подчиненным заставляло «смертников» проявлять чудеса героизма. После встречи с Рокоссовским бойцы 8-го батальона совершили невозможный бросок в тыл немецких войск. Более 600 из 800 штрафников, принимавших участие в Рогачёвско-Жлобинской операции (1944 г.), были реабилитированы, восстановлены в званиях и награждены. Это было сделано по непосредственной инициативе Рокоссовского, награждавшего бойцов своей «банды» медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», и даже орденами Славы III степени. Он стремился своевременно освобождать штрафников, у которых истек срок наказания, либо они доказали в бою свою стойкость и храбрость.«Смертники» из 8-го отдельного штрафного батальона отличились в боях под Жлобином, Брестом, в ходе Висло-Одерской операции и в сражениях за Кенигсберг и Нарвский плацдарм, закончив войну под стенами Рейхстага.

История создания

Автор сценария, Эдуард Володарский, использовал воспоминания живых на тот момент солдат штрафных подразделений (штрафников). Однако фильма они не увидели, потому что, по утверждению авторов картины, к моменту, когда фильм уже был готов, никого из них в живых уже не было.

Военные консультанты при создании телесериала не привлекались, были только технические консультанты по костюмам и эпохе. По словам режиссёра, военных консультантов «практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя».

Авторы телесериала изучали архивные материалы и военную хронику. Последняя серия завершается демонстрацией списка штрафных частей, которые с 1942 по 1945 годы воевали на советских фронтах.
По утверждению авторов телесериала, своей целью во время создания фильма они видели следующее:

Штрафбаты и штрафные роты — в чём разница?

Если боец штрафного батальона получал любое ранение, с него снимали штраф. Если же он был убит, то с него полагалось снять и все обвинения, иначе семейство погибшего не получало никаких выплат.

Самое любопытное, что штрафбаты, которые состояли из обычных солдат или даже офицеров, не нуждались в дополнительной мотивации. Они сами рвались на поле, чтобы искупить свою вину — и, в некоторых случаях, вернуть погоны и должность. Дерзости и смелости штрафбатам было не занимать.

Но было во времена ВОВ и другое «явление»: штрафные роты. В такие роты набирали преступников — людей, которые отбывали на момент войны тюремные сроки за совершение проступков различной степени тяжести. Конечно же, многие из них «планировали» как можно «безопаснее» отсидеться в штрафной роте и «скосить» себе срок.

Воевали эти люди без особенного энтузиазма, но в атаку волей-неволей всё-таки ходили — выбора у них не было.

За что вообще солдаты становились «штрафниками»? Причины могли быть самые разные, вплоть до оскорбления старшего по званию. Рассматривались такие и проступки, как кража или уход с обозначенной позиции без приказа. В штрафные роты уголовники попали по собственному желанию.

Как долго продолжалась служба в штрафных ротах и штрафных батальонах?

В отличие от штрафных подразделений вермахта, где наказание могло быть бессрочным, в Красной Армии была верхняя граница — 3 месяца. Такой срок назначался лицам, которым за их преступления в обычных условиях полагалось 10 лет заключения. Лицам, осужденным за менее тяжелые преступления, мог быть назначен срок 2 месяца, либо 1 месяц.

Срок пребывания в штрафных подразделениях сокращался для тех, кто проявил личное мужество и был отмечен командованием, либо получил ранение в бою. Существовало правило — если боец штрафной роты или штрафного батальона получил ранение, требующее госпитализации, он считался «искупившим кровью» и освобождался от дальнейшего наказания. Военнослужащие восстанавливались в прежних званиях, а у бывших уголовников погашались судимости.

В особых случаях бойцы штрафных подразделений по ходатайству командования могли быть представлены к награждению орденами и медалями.

«Ни шагу назад»: отрезвляющая пощёчина. Мифы и правда о приказе №227
Подробнее

Разведка боем

Перед Верблюжкой находился посёлок Сотнинский Хутор, откуда враг начинал свои атаки. Было решено провести разведку боем, чтобы выяснить его силы. Эту акцию поручили взводу 65-й штрафроты и подразделениям учебного батальона 72-й гв. дивизии.

Согласно приказу, оба отряда при поддержке артиллерии должны были ворваться в посёлок, завязать бой и в случае успеха держаться до подхода подкрепления.

Рейд начался вечером 14 декабря. Штрафники и учебный батальон поднялись в атаку, чтобы выполнить поставленную задачу.

Оба отряда были из разных дивизий. В результате их штабы не смогли наладить общее руководство действиями атакующих. Артиллерия не поддержала атаку.

Колонна немецких войск на юге СССР зимой 1943-44 годов(фото: Das Bundesarchiv)

Наступление провалилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector