Карл (самоходная мортира)
Содержание:
- Содержание
- Служба и боевое применение
- Отзывы владельцев
- Отражение в искусстве
- Во Второй мировой войне
- Фото мортиры Карл
- Тактико-технические характеристики мортиры Карл
- Описание конструкции
- Чем стреляет орудие?
- История создания
- Что делать родственникам пациента с ПТСР, чтобы помочь
- Служба и боевое применение
- История создания
- История создания
- Какая страна вышла из ссср последней?
- О модификациях
- Модели шлемов Позднего Средневековья
- Мортира корабельная
- Дом, который построил Карл
- Использование корабельной артиллерии на суше
- Оценки возможности создания и применения
- История создания
Содержание
Служба и боевое применение
Отзывы владельцев
Отражение в искусстве
Во Второй мировой войне
Увеличение калибра гаубиц, появление новых более легких и мобильных типов артсистем (миномёты, РСЗО) большой мощности, а самое главное, развитие бомбардировочной и штурмовой авиации привели к тому, что в конце 1930-х годов мортиры исчезли из армий многих стран мира, прежде всего Великобритании, США и СССР.
В германской же армии идея мобильной мортиры не была забыта, хотя мортиры с коротким стволом значительно уступали дальнобойности пушек и гаубиц. После сталинградской битвы Гитлер распорядился разработать самоходные мортиры для осадных действий. Помимо известной самоходной мортиры «Карл» (1941) появились самоходные мортиры типа «Штурмтигр» (380 мм). Но проблема низкой скорострельности осталась, и по мнению многих историков, эти образцы «чудо-оружия» были пустой тратой ресурсов: того же результата можно было достичь бомбёжкой, но у Германии было мало крупных бомбардировщиков.
В Красной армии в годы Великой отечественной войны ограниченно использовалась Бр-5, которых было выпущено всего 47 единиц.
Фото мортиры Карл
Мортира «Карл» в музее бронетехники в Кубинке
Немецкие тяжелые 600-мм самоходные мортиры «Карл» (Gerät 040, «установка 040»). Рядом стоят транспортеры боеприпасов Pz.Kpfw. IV Munitionsschlepper. Мортиры «Карл», как и артсистема «Дора», на мой взгляд — реликтовый отголосок первой мировой войны, демонстрация высокой технологичности промышленности и развитой экономики (особенно при любви шикельгрубера к массивным и огромным экземплярам оружия). Но с другой стороны «Дора» готовили для Мажино, которую обошли, вот и не было достойных целей для нее. Но «Карл» воевал, с 30-той батарей в Севастополе дуелировался несколько месяцев. Были у него свои успехи, поразил цели, которые никак иначе не поразишь — ни другим калибром, ни авиацией. Так што пригодился, не разорилась немецкая промышленность на 4 экземпляра. Чем крупнее калибр, тем редко (если вообще) применяют, но когда придет время он незаменим. В РККА тоже были не очень современные 305 мм гаубицы модели 1905 года. А как пригодились при штурме Кенигсберга ! Один только раз, но очень кстати.
Тактико-технические характеристики мортиры Карл
— Классификация: самоходная мортира — Разработчик: Rheinmetall — Годы производства: 1940—1941 — Годы эксплуатации: 1940—1945 — Количество выпущенных, шт.: 1 прототип и 6 серийных САУ
Вес мортиры Карл
— Боевая масса, т: 126
Экипаж: 16 человек
Габаритные размеры мортиры Карл
— Длина корпуса, мм: 11 370 — Ширина, мм: 3160 — Высота, мм: 4780
Бронирование мортиры Карл
— Тип брони: стальная катаная — Лоб корпуса, мм/град.: 10 — Борт корпуса, мм/град.: 10 — Корма корпуса, мм/град.: 10 — Днище, мм: 10 — Крыша корпуса, мм: 10
Вооружение мортиры Карл
— Калибр и марка пушки: 600-мм (040), 540-мм (041) — Тип пушки: мортира — Длина ствола, калибров: 8,44 (040), 11,5 (041) — Боекомплект пушки: 4 выстрела — Углы ВН, град.: 0…+70° — Углы ГН, град.: 4°
Дальность стрельбы мортиры Карл
— 4.5 км (бетонобойный снаряд), 6.7 км (фугасный снаряд)
Двигатель мортиры Карл
— Тип двигателя: V‑образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 750
Скорость мортиры Карл
— Скорость по шоссе, км/ч: 10 — Тип подвески: торсионная, гидравлическая, с возможностью опускания корпуса на грунт
Описание конструкции
Ходовая часть
Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².
Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.
Артиллерийская часть
Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.
Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.
Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.
В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Такими стволами было перевооружено по крайней мере четыре мортиры (Локи
,Тор, Адам иФенрир ).
Транспортировка
Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге. Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:
- повозка ствола весом 42 т;
- верхний лафет весом 41,8 т;
- мост и ходовая часть весом 21,6 т;
- самоходный лафет весом 82,3 т.
При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.
Чем стреляет орудие?
Поражение цели из Grg m/48 и его модификаций осуществляется посредством унитарных боеприпасов, в конструкции которых имеется граната и алюминиевая гильза. Ее задняя часть оснащена пластиковым вышибным дном, задача которого заключается в том, чтобы в первоначальной стадии выстрела обеспечить снаряд необходимым давлением, а затем произвести выход газов через сопло. На дне гильзы сбоку отведено место для воспламеняющего капсюля. Чтобы совместить ударный механизм с капсюлем, у края гильзы расположили специальную фаску, благодаря которой боеприпас, попадая в ствол, занимает одно единственное положение. Как утверждают специалисты, для Grg m/48 и его модификаций создано большое разнообразие боеприпасов.
В итоге данное орудие считается многоцелевым гранатометным комплексом, а не сугубо противотанковым. Благодаря этому факту «Карл Густав» очень популярен в армиях многих государств. За счет многофункциональности гранатомета с его помощью пехотинцы могут решать широкий спектр боевых задач.
Стрелять из данного орудия можно противотанковыми, многоцелевыми, тактическими, противопехотными, вспомогательными, учебно-тренировочными штатными и подкалиберными боеприпасами. Для них разработаны кумулятивные, осколочно-фугасные, шрапнельные, дымовые, осветительные и другие типы гранат. Странами-изготовителями таких снарядов стали Швеция, Бельгия и Индия.
История создания
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.
Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:
- I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
- II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
- III — «Один» (нем. Odin);
- IV — «Тор» (нем. Thor);
- V — «Локи» (нем. Loki);
- VI — «Циу» (нем. Ziu);
- VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.
В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две — «Локи» и «Циу».
Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.
Что делать родственникам пациента с ПТСР, чтобы помочь
Евгения Точицкая дала основные советы близким:
- Не торопите пострадавших рассказывать о травме, дайте им возможность самим выбрать время для рассказа. Попытка вызвать человека на разговор сразу после события — риск развития ПТСР.
- Дайте понять, что вы вместе с пострадавшим, принимаете и любите его.
- Всячески включайте пострадавшего в привычный круг дел (совместные ужины, уборка квартиры и пр.).
- Не обманывайте, говоря, что полностью понимаете то, что пережил пострадавший.
- Будьте готовы к возможным вспышкам агрессии, которые часты при ПТСР.
- Будьте внимательны к ярким проявлениям у пострадавшего: длительному замыканию в себе, паническим атакам, признакам суицидальных мыслей. Если они есть, обязательно предложите ему обратиться к специалисту.
- Чтобы помочь человеку обратиться за профессиональной помощью, объясните, что это можно сделать анонимно; не только в госструктурах, но и в волонтерских инициативах.
- Если пострадавший испытывает страх и стыд, что его посчитают «психом» или «слабаком» при обращении к специалисту, объясните, что стыд — это типичный симптом ПТСР. Когда ушибешься — синяк, когда психотравма — стыд. Это нормально. Найдите примеры и истории других пострадавших, которые обратились за помощью.
- Вызывайте скорую, если попытки суицида — явные, а вспышки агрессии опасны для жизни человека или его окружения.
Служба и боевое применение
Самоходная мортира «Карл» ведёт огонь по воставшей Варшаве, август 1944 года
Самоходная мортира «Карл» в Кубинке
Самоходная мортира «Карл» в Кубинке
Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности Вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании, машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось
В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 году. Мортиры «Адам» и «Ева», из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд и установку отправили в Дюссельдорф
2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина» находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл. Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины]
).
В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания
В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной Армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами
История создания
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.
Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:
- I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
- II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
- III — «Один» (нем. Odin);
- IV — «Тор» (нем. Thor);
- V — «Локи» (нем. Loki);
- VI — «Циу» (нем. Ziu);
- VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.
В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две — «Локи» и «Циу».
Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.
История создания
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с заказа фирме «Рейнметалл-Борзиг» мортиры калибра 600 мм, которая могла выпускать снаряды весом до двух тонн на расстояние четыре тысячи метров. Разработка началась в марте 1936 года. В начале 1937 были представлены проекты. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Первые две установки имели 8-ми катковую ходовую часть. Остальные 5 имели уже по одиннадцать катков в подвеске на борт.
Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила семь самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:
- I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
- II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
- III — «Один» (нем. Odin);
- IV — «Тор» (нем. Thor);
- V — «Локи» (нем. Loki);
- VI — «Циу» (нем. Ziu);
- VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.
Первая установка была представлена Wa Pruef 4 ко 2 июля 1940, хотя окончательно Адам была готова только к 25 февраля 1941. Ева была закончена 27 февраля, Один — 15 марта, Тор — 10 апреля, Локи — 15 мая, Циу — 1 июля. Фенрир собрали в 1942 году. На ней прорабатывалась и испытывалась установка 54-см орудия.
Какая страна вышла из ссср последней?
О модификациях
Гранатомет Carl Gustaf M1 1948 года выпуска является базовой моделью. Он послужил для проектирования следующих образцов:
Carl Gustaf M2 считается более усовершенствованной моделью. Разработан в 1964 году. Шведским конструкторам удалось снизить массу до 14 кг. Противотанковое ручное орудие оснащено двукратным оптическим прицелом. В технической документации значится под индексом М2-550 или FFV 550.
- М3 (Grg m/86) является третьей моделью 1991 года выпуска. Ствол из стали оружейные инженеры заменили тонкостенным лейнером (стальным нарезным вкладышем), который вмонтировали в стеклопластиковый кожух. Благодаря такому конструктивному решению масса гранатомета уменьшена до 10 кг. Наподобие американской автоматической винтовки М16, Grg m/86 оборудовали специальной рукояткой для переноски. Данный образец обладает улучшенным трехкратным оптическим прицелом.
- М4. Представляет собой четвертую усовершенствованную модель 2014 года. Весит гранатомет «Карл Густав» М4 не более 6,8 кг. В отличие от предыдущего варианта, в М4 применяется лейнер, который изготовлен из титана. Материалом для кожуха послужил углепластик.
Модели шлемов Позднего Средневековья
В XV веке, несмотря на то, что значение тяжёлой конницы в сражениях значительно снизилось, конструкция доспехов продолжала совершенствоваться, так как повсюду в Европе сохранялся обычай проводить рыцарские турниры. В это время наиболее интересной новинкой стал шлем с забралом, получивший название «армет».
В отличие от бытовавших в ту пору конусообразных конструкций, этот шлем имел шаровую форму и подбородник, раскрывавшийся на две половины, скреплённые во время боя штифтом. Кроме этого, он был снабжён вторым забралом, сдвигавшимся на затылок и специальными приспособлениями, надёжно защищавшими горло и ключицы.
Весьма интересен и ещё один рыцарский шлем, получивший распространение в эпоху Позднего Средневековья. Он носит название «салад» и является отдалённым родственником описанных выше бацинетов. Характерной особенностью этих конструкций был назатыльник ─ вытянутая назад часть шлема, не только защищавшая воина от ударов с тыла, но и не позволявшая стащить его с коня специальными предназначенными для этой цели крючьями. Салады делались как с забралами, так и без них. В первом случае они предназначались для конных воинов, во втором ─ для пехоты.
Мортира корабельная
В конце 15 века на кораблях появилось еще одно вооружение – короткоствольные мортиры. Они использовались для навесной стрельбы с углом возвышения свыше 45 градусов. Такое оружие позволяло использовать различные виды ядер, которые могли преодолевать высокие заслоны. Обычно корабли с мортирами на борту при боевых столкновениях становились во второй ряд военных судов.
Первые экземпляры имели длину ствола до 10 калибров. Дальность полета была меньше, чем у предыдущих моделей, однако такая пушка могла использовать ядра со взрывчаткой. Скорость движения снаряда из мортиры невысокая, а значит перегрузка при выстреле меньше, чем в предыдущих вариантах артиллерии. Ядро не разрывалось при вылете, при этом, взрываясь на вражеской палубе, создавало много проблем противнику. Кроме того, для ее производства не требовалось много усилий и большого количества материала. Данное вооружение имело неизменный внешний вид практически до 19 века.
Вооружение первых кораблей
История корабельного вооружения: Таран, Гарпаг, Абордаж
Разновидности
Корабельные пушки – история развития
Фальконет – мелкокалиберная пушка
Мортира – пушка с коротким стволом
Виды пушечных снарядов
Изображения
Мортира имела цельную структуру. Зажигательная смесь часто засыпалась со стороны дула. А поджигание осуществлялось через специальное отверстие в нижней части ствола.
Также данное вооружение использовалось при обстреле крепостей со стороны моря. Огромные пушки и бомбарды часто были не в состоянии пробить крепкие стены заграждения. В этом случае и применялись мортиры. Из них можно было запускать более тяжелые ядра или полые снаряды с взрывчатым веществом внутри. При этом они перелетали стены и поражали внутренние конструкции.
Дом, который построил Карл
Примерно 80% офицерского корпуса были представлены мелким или обедневшим дворянством: наибольший процент дворян был в кавалерии, наименьший — на флоте и в гарнизонах. При этом что при Карле XI, что в первые годы правления Карла XII, для дворян отсутствовала практика быстрого продвижения по службе — бароны и графы начинали карьеру в армии в звании капралов и сержантов.
На ту же тему О самой доброй профессии
Большое внимание уделялось военной хирургии. Ееотцом» был ещё Густав Адольф, снабдивший каждый армейский корпус четырьмя полевыми хирургами и главным врачом, однако при Карле XI появились полноценные военные госпитали с медицинскими сёстрами, укомплектованные специальными повозками для транспортировки мединвентаря и лекарств
В шведской армии были известны все последние достижения соседей, поскольку среди шведских дворян бытовала практика в мирное время служить в войсках передовых европейских держав, в основном — во французских и голландских. В 1692 году в королевской армии утвердили новый мушкет с кремнёвым замком, и в 1696 он массово пошёл в войска. Однако многие подразделения в течение ещё нескольких лет имели на вооружении старые образцы.
Принятие на вооружение штыка не положило конец пике, которая присутствовала в войсках всю первую декаду XVIII века, в том числе и в 1709 году под Полтавой. Такойретроградский» подход был обусловлен двумя причинами — ограниченностью ресурсов королевства, не позволявших в одночасье провести перевооружение, и приверженностью шведов холодному оружию и тактике ближнего боя.
Битва при Лунде
Армию Карла XI без труда можно охарактеризовать выражениемдёшево и сердито» — прижимистый король создал систему, при которой войска больше не были тяжким бременем для казны, не досаждали своими выходками крестьянам, были максимально лояльны короне и, что важно, за счёт своего постоянного статуса и регулярных учений превратились в профессиональную вооружённую силу. Однако имелось одно важноено»: весь этот баланс можно было сохранить только при условии того, что Швеция воздержится от широкомасштабных затяжных войн
Не самые высокие доходы короны и — что ещё более важно — ограниченность людских ресурсов позволяли системе Карла исправно работать только в условиях оборонительной стратегии, допускавшей лишь ограниченное международное вмешательство.
На момент смерти Карла XI в 1697 году шведское королевство располагало 28 территориальными полками пехоты, каждый из которых включал в себя восемь рот по 150 человек, а также 15 драгунскими и кавалерийскими полками. Королевская пешая гвардия в столице, эскадрон драбантов(королевских телохранителей) и вся артиллерия были наёмными, хотя в большинстве своём их представляли шведы. Кроме того, корона располагала ещё семью полками, состоявшими из шведских и иностранных наёмников, расквартированных по 90 замкам и крепостям в качестве гарнизонов.
Итого: 60 тысяч человек, которых можно было привести в состояние боеготовности в кратчайший срок.
Использование корабельной артиллерии на суше
Корабельная артиллерийская установка 130/50 Б-13, стационарно установленная на форте «Красная Горка» (южный берег Финского залива, западнее пос. Лебяжье)
В истории имеется значительное количество случаев, когда орудия с разоружённых кораблей передавались для обороны береговых укреплений и приносили там ощутимую пользу.
Артиллерия эпохи парусного флота не имела стационарных установок на борту корабля и с лёгкостью могла быть перемещена на постоянные или временные береговые укрепления, чем часто пользовались. Так это имело место во время Крымской войны, когда корабельные пушки с затопленных по причине их боевой бесполезности кораблей были перенесены на сушу, в частности на Малахов курган в Севастополе
Корабельное орудие на Историческом бульваре в Севастополе
Та же практика продолжилась и после появления артиллерии современного типа, хотя теперь она и была сопряжена с определёнными сложностями ввиду всё более узкой специализации морских орудий. Запертые в Порт-Артуре корабли русского флота постепенно разоружались, а их орудия устанавливались на береговых и сухопутных укреплениях.
Во время Второй мировой войны орудия с крейсера «Аврора», в том числе и знаменитое носовое орудие, были установлены в районе Вороньей горы под Ленинградом и были захвачены неприятелем после гибели в бою команды корабля.[источник не указан 1254 дня]
Крупнокалиберные корабельные башенные артиллерийские установки также использовались при обороне Севастополя в 1942 году, входя в состав города-крепости, считавшейся в то время самой мощной в мире. Манштейн не начинал штурма Севастополя до тех пор, пока ему не были доставлены крупнокалиберные мортиры «Карл», предназначавшиеся для разрушения укреплений линии «Мажино». Только при использовании этой артиллерии ему удалось разрушить форты с этими орудиями.
Разработанная в Германии на базе корабельного орудия 105 мм пушка (10,5-cm-Flak 38) успешно применялось на суше для противовоздушной обороны. 130-мм корабельная пушка образца 1935 года (Б-13) на шасси танка Т-100 была основой экспериментальной самоходки СУ-100-Y. На базе корабельного орудия Б-34 была разработана пушка Д-10С, которая устанавливалась на самоходке СУ-100.
Задержка с постройкой крупных кораблей, главным образом линейных кораблей под уже созданные образцы орудий главного калибра, привела к тому, что эти орудия устанавливались на суше. К их числу относится 406-мм морская пушка Б-37, установленная на испытательном стенде полигона «Ржевка» и принимавшая участие в обстреле блокирующих Ленинград немецких войск. Также большую роль сыграли корабельные артустановки на железнодорожных транспортерах калибра от 130-мм до 356-мм. Большое количество орудий большой и особой мощности в береговой обороне морских крепостей СССР были или демонтированы со списанных или погибших кораблей или являлись их аналогами, созданными для нужд БОХР,
При создании укреплений «Атлантического вала» немцы воспользовались уже созданным для проектируемых линкоров класса «Н» орудием калибром 456 мм. Установленное в бункере это орудие многократно использовалось в пропагандистских целях для убеждения противника и собственного населения в надёжной защите с Запада.
Оценки возможности создания и применения
История создания
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с заказа фирме «Рейнметалл-Борзиг» мортиры калибра 600 мм, которая могла выпускать снаряды весом до двух тонн на расстояние четыре тысячи метров. Разработка началась в марте 1936 года. В начале 1937 были представлены проекты. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Первые две установки имели 8-ми катковую ходовую часть. Остальные 5 имели уже по одиннадцать катков в подвеске на борт.
Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила семь самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:
- I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
- II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
- III — «Один» (нем. Odin);
- IV — «Тор» (нем. Thor);
- V — «Локи» (нем. Loki);
- VI — «Циу» (нем. Ziu);
- VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.
Первая установка была представлена Wa Pruef 4 ко 2 июля 1940, хотя окончательно Адам была готова только к 25 февраля 1941. Ева была закончена 27 февраля, Один — 15 марта, Тор — 10 апреля, Локи — 15 мая, Циу — 1 июля. Фенрир собрали в 1942 году. На ней прорабатывалась и испытывалась установка 54-см орудия.