Советская мина мон: история появления аналога американского «клэймора»
Содержание:
- Смутное время
- Какой запах и вкус у кервеля
- Работа частей и механизмов гранаты
- Кормовые флаги
- Мины ручной установки
- См. также
- Су-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
- Видео по теме
- Другое
- Основные элементы конструкции
- Фрегат «Адмирал Григорович» впервые вышел в море
- Магнитная «аномалия»
- См. также
- Читайте также
- Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР
- Конструкция МОН-50
- История
- Двигатель
- Боевые качества миномета
Смутное время
Первый
в отечественной истории случай применения инженерной мины, а точнее мины-ловушки,
относится к Смутному времени. Во время осады Пскова в 1581 г. войска Речи
Посполитой решили сломить сопротивление защитников, убив их предводителя —
воеводу князя Шуйского. Вот как об этом пишет Н.М. Карамзин в «Истории
государства Российского»:
Посылка вызвала подозрение у
русских
Тогда воевода приказал искусному мастеру осторожно открыть ящик. В нём
оказались «24 заряженных пищали, наверх же всыпано с пуд зелия
Заводные замки приведены
к личинке ларца, за него только приняться, заведённым же самопальным замком
огненным всем отпад огнём запалитися». Неизвестный русский самоучка предотвратил замысел врага.
Какой запах и вкус у кервеля
Работа частей и механизмов гранаты
Перед метанием гранаты. Достать гранату из сумки, свинтить рукоятку, вставить в трубку корпуса запал и навинтить до отказа рукоятку. Ударник удерживается малыми шариками в корпусе ударника, сжимая боевую пружину. Корпус ударника от продвижения вперед удерживается большими шариками в трубке с фланцем. Откидная планка предохранительной чекой соединена с подвижной муфтой рукоятки и отогнутым концом — с откидным колпаком, ее пружинный конец находится в пазу подвижной муфты. Концы предохранительной чеки разведены и прочно удерживают ее на рукоятке.
При метании гранаты. Граната для метания берется за рукоятку в руку, предохранительная чека выдергивается, и граната бросается в цель. При выдергивании чеки подвижная муфта и откидная планка расцепляются. При взмахе для броска корпус гранаты вместе с подвижной муфтой отходит от корпуса рукоятки, сжимая пружину подвижной муфты и освобождая шарик и пружинный конец откидной планки (рис. 16).
Рис. 16. Положение частей и механизмов при взмахе гранатой для броска: 1 — корпус рукоятки; 2 — подвижная муфта; 3 —пружина подвижной муфты; 4 — откидная планка; 5 и б — пружинный и отогнутый концы откидной планки; 7 —откидной колпак с планкой
В момент отделения гранаты от руки корпус рукоятки под действием пружины подвижной муфты продвигается к корпусу гранаты и занимает прежнее (до метания) положение. Откидной колпак под действием своей пружины отходит назад от рукоятки, поворачивает откидную планку и, освободившись от зацепления с ней, отделяется от рукоятки (рис. 17).Рис. 17. Граната во время полета: 1 — пружина стабилизатора; 2 — проволочные перья; 3 — матерчатый конус; 4 — откидной колпак с планкой
Пружина стабилизатора выталкивает из рукоятки стабилизатор, который под действием проволочных перьев и силы сопротивления воздуха раскрывается (рис. 17). Стержень под действием пружины выходит из ударника (сработал третий предохранитель) и
освобождает большие шарики, а значит, и корпус ударника. Продвижению вперед инерционного грузика и корпуса ударника препятствуют контрпредохранительная пружина 24 и трение. Малые шарики, находясь в стенках корпуса ударника и ударника, не позволяют продвинуться ударнику вперед.
При встрече с целью (преградой). В момент удара гранаты дном корпуса или бо- . ковой частью о цель (преграду) контрпредохранительная пружина под действием инерционного грузика сжимается, а корпус ударника продвигается вперед до тех пор, пока малые шарики не войдут в канавку трубки с фланцем и не освободят ударник. Ударник под действием боевой пружины резко продвигается вперед, накалывает капсюль-детонатор запала, он воспламеняется и вызывает мгновенный взрыв гранаты.
Назначение, устройство и работа частей и механизмов более поздних образцов ручной кумулятивной гранаты РКГ-ЗЕ и РКГ-ЗЕМ аналогичны гранате РКГ-3.
Кормовые флаги
Флаг Военно-Морского Флота
Флаг | Год | Наименование | Описание |
---|---|---|---|
21.07.1992 — 29.12.2000 | Военно-морской флаг | Андреевский крест голубого цвета на белом фоне. | |
29.12.2000 | Андреевский крест синего цвета на белом фоне. | ||
21.07.1992 — 29.12.2000 | Гвардейский военно-морской флаг | Военно-морской флаг с расположенной на нём гвардейской лентой. | |
29.12.2000 | |||
21.07.1992 — 29.12.2000 | Орденский военно-морской флаг | Военно-морской флаг, на котором в крыже помещается изображение ордена. | |
29.12.2000 | |||
21.07.1992 — 29.12.2000 | Гвардейский орденский военно-морской флаг | Гвардейский военно-морской флаг, на котором в крыже помещается изображение ордена. | |
29.12.2000 |
Флаги вспомогательных судов ВМФ
Флаг | Год | Наименование | Описание |
---|---|---|---|
21.07.1992 — 29.12.2000 | Флаг судов (катеров) Вспомогательного флота Военно-Морского Флота. | Синее полотнище, в крыже изображение военно-морского флага. | |
29.12.2000 | |||
21.07.1992 — 29.12.2000 | Флаг гидрографических судов (катеров) Военно-Морского Флота. | Флаг Вспомогательного флота с изображением маячного знака. | |
29.12.2000 | |||
21.07.1992 — 29.12.2000 | Флаг поисково-спасательных судов (катеров) Военно-Морского Флота. | Флаг Вспомогательного флота с изображением водолазного шлема. | |
29.12.2000 |
Флаги судов внутренних войск
Флаг | Год | Наименование | Описание |
---|---|---|---|
21.07.1992 — 29.12.2000 | Военно-морской флаг кораблей (катеров) и судов внутренних войск. | Полотнище крапового цвета, в крыже изображение Военно-морского флага России. | |
29.12.2000 |
Флаги судов пограничных войск
Флаг | Год | Наименование | Описание |
---|---|---|---|
21.05.1993 — 01.09.2008 | Флаг кораблей, катеров и судов Пограничных войск Российской Федерации | Полотнище светло-зелёного цвета с тёмно-голубым диагональным крестом, окантованным белой полосой. | |
01.09.2008 | Флаг кораблей, катеров и судов пограничных органов | Полотнище светло-зелёного цвета с синим диагональным крестом, окантованным белой полосой. | |
21.05.1993 — 01.09.2008 | Орденский флаг кораблей, катеров и судов Пограничных войск Российской Федерации | Флаг кораблей, катеров и судов Пограничных войск Российской Федерации, имеющий в крыже изображение ордена. |
Мины ручной установки
Такая форма противотан-ковых мин стала уже классической.
На протяжении первого послевоенного десятилетия о современных темпах перемещения воинских подразделений никто и не помышлял
Именно поэтому значительное внимание разработчиков отводилось минам ручной установки
Одним из ключевых прототипов противотанковых мин стала немецкая Tellermine 42. Ее конструкция оказалась настолько удачной, что в разное время ту же конструкцию использовали СССР, США, Великобритания, Франция и Китай.
Не менее перспективной была и противопехотная выпрыгивающая мина кругового поражения SMI-35/44, разработанная также в Третьем рейхе. Ее конструкция стала основой советских противопехотных мин ОЗМ и американских М16. Среди производителей подобных мин числятся также Италия, Болгария, Югославия, Вьетнам и Китай.
Это интересно: советские выпрыгивающие мины, в отличие от зарубежных аналогов, подрывались после отстрела при помощи стальной проволоки, связывающей предохранительную чеку взрывателя и дно стакана-контейнера. Если мина по каким-либо причинам не выпрыгивала на нужную высоту, она не взрывалась.
Франция приступила к разработке противопехотной мины направленного действия еще в 1947 году, однако до ума ее довели инженеры США. В 1953 году она получила название M18 Claymore и широко применялась во вьетнамской войне, а затем и во множестве локальных конфликтов. Впоследствии мины аналогичной конструкции появились и в СССР — сначала МОН-50, имеющая сектор поражения около 60 градусов, а затем более мощная МОН-90. Кроме того, на вооружении Советской Армии состояла МОН-100, создающая весьма узкий поток поражающих элементов, убойных на расстоянии свыше ста метров.
Знаменитый «Клеймор», который можно встретить во множестве боевиков. Установка «Клеймора». Какие бы мужественные лица не делали минеры, синий цвет мины выдает с головой ее учебное происхождение. А вот МОН-50 не повезло, она так и осталась безвестной в игровом мире. |
К противопехотным минам фугасного действия в этот период интереса не проявляли, хотя во время войны немецкие Schu-mine 42 очень неплохо себя зарекомендовали. Из примечательных образцов можно, пожалуй, вспомнить разве что советскую ПМН с нажимным датчиком, появившуюся в 1949 году, и такого же типа американскую М14, поступившую на вооружение армии США в 1955 году. Примечательно то, что именно эти мины стали первенцами нового направления «мин индивидуального поражения». Мина ПМН впоследствии дала начало целому семейству советских фугасных мин, а М14 широко использовалась во Вьетнаме, где осколочные мины кругового поражения показывали невысокую эффективность при значительной стоимости.
Это интересно: мины М14 сняты с вооружения армии США в 1974 году, однако Индия, Вьетнам и Бирма производят их и сегодня.
В послевоенные годы интенсивно развивались и различные специальные мины (объектные, противотранспортные, противодесантные). Вырабатывались эффективные методики их использования, создавались отказоустойчивые взрыватели замедленного действия (как часовые, так и химические). Серия советских взрывателей ЧМВ обеспечивала сроки замедления от 16 до 120 суток, а химические замедлители применялись при задержках от нескольких минут до нескольких суток. Активно велись исследования сейсмических и магнитных датчиков для противотранспортных мин.
Внутреннее устройство мины М14. Как видите, ничего сложного.
К началу 1960-х годов стало ясно, что мины ручной установки оказались тупиковой ветвью развития — тактика общевойсковых подразделений все больше опиралась на высокую мобильность. В первую очередь это касалось танковых войск, способных за сутки совершить рывок на тысячу километров.
Вторая мировая война убедительно показала, что минные заграждения, оперативно установленные в ходе боя, гораздо более эффективны, чем подготовленные заблаговременно. В первом случае враг несет ощутимые потери, а во втором он имеет возможность подготовиться к противоминным мероприятиям или определить пути обхода минных полей. Кроме того, оперативное минирование позволяло использовать мины экономнее, размещая их не на всех опасных направлениях, а в соответствии с конкретной обстановкой. Ручная установка мин при любом уровне организации не могла обеспечить выполнение задач по оперативному минированию.
См. также
Су-27 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Видео по теме
Другое
Основные элементы конструкции
По своему внешнему виду и внутреннему устройству различные модели донных неконтактных мин в значительной степени различаются друг от друга, однако у них всё равно остается немало общего. Поэтому в качестве наиболее характерного примера можно использовать хорошо изученную немецкую донную мину LMB I. По своему внешнему виду она напоминала крупную авиабомбу с обычным округлым передним обтекателем и хвостовым стабилизатором.
Корпус такой мины изготавливался из алюминиевого сплава и значительной прочностью не отличался. В его передней части размещался заряд гексанита общим весом 696 кг (для мин LMA – 305 кг) и основной детонатор. Кроме того, там же устанавливался «бомбовый» взрыватель, инициировавший подрыв мины при её падении на сушу. Он был не ударным, а часовым и срабатывал в том случае, если после истечения 19 секунд с момента касания поверхности глубина погружения составляла менее 4,57 метра.
В средней части корпуса располагался отсек взрывного устройства. Внутри него размещалось несколько различных приборов.
Немецкая авиационная морская магнитная мина, разобранная на части. Цифрами обозначены: 1 – крышка, закрывающая парашютный отсек; 2 – парашют;3 – парашютный отсек; 4 – стабилизатор; 5 – основная часть приборов; 6 – отсек с зарядом гексанита, гидростатом, самоликвидатором и бомбовым взрывателем.
В состав оборудования могли входить:
- Неконтактный магнитный взрыватель модели M1-M5 или M9.
- Неконтактный акустический взрыватель (мог быть как вспомогательным, так и основным). Использовались модели А1, А2, АА1 и АА2.
- Комбинированный магнитно-акустический взрыватель MA1 (на базе M2) или MA2 (на базе M9).
- Вспомогательный гидродинамический взрыватель D. Срабатывал при изменении давления воды при прохождении судна над миной и использовался только в комбинации с основным взрывателем.
- Прибор кратности Zahl Kontakt. Обеспечивал возможность подрыва мины только после заранее заданного количества срабатываний взрывателя. Диапазон кратности – от 0 до 14.
- Механизм Pausenuhr. Устанавливался вместо прибора кратности и предназначался для задания программы работы мины, включая и выключая её на определенные периоды времени.
Кроме того, в отсеке взрывного устройства располагался «сюрприз» — устройство необезвреживаемости мины, приводившееся в действие при попытке извлечения основных приборов. Отдельно устанавливался так называемый камуфлет, который подрывал дополнительный заряд (около одного килограмма тротила) уже при попытке вскрытия корпуса. Оба «сюрприза» предназначались для разрушения секретных приборов и уничтожения вражеских минеров.
В хвостовой части мины находился парашютный отсек. На корабельных модификациях LMB/S он не устанавливался. В этом же отсеке размещались датчики неконтактных взрывателей.
Самоликвидация мины обеспечивалась несколькими независимыми друг от друга устройствами. В отсеке взрывного устройства размещались два таких прибора: Zeit Einrichtungen (мог быть настроен на период работы от 45 до 200 суток) и Verzogerung Werke (срабатывал после истечения промежутка времени продолжительностью от 6 до 72 часов).
Магнитный неконтактный взрыватель M2.
На боковой поверхности передней части мины располагался небольшой лючок диаметром в 15,24 см. Под ним находился еще одно устройство – Uhrwerkseinschalter (UES). Оно представляло собой комбинацию из часового механизма и гидростата. Как только мина погружалась на глубину в 5,18 м или более, гидростат включал часовой механизм, который использовался для «отсрочки» активации неконтактных взрывателей. Срок выжидания мог составлять от 30 минут до 6 часов или же от 12 до 72 часов. В течение всего этого времени мина не поддавалась никаким методам траления.
Механизм UES чаще всего был дополнен устройством неизвлекаемости Lihtsicherung (LiS), которое подрывало основной заряд при попытке подъема мины на поверхность. Срабатывание детонатора обеспечивал гидростат, реагирующий на снижение давления воды. На поздних образцах LMB имелось еще одно устройство защиты от разминирования, взаимодействующее с оптикоэлектронными датчиками, которые фиксировали изменение уровня освещенности при снятии крышки отсека взрывателя.
Аналогичный «сюрприз» устанавливался и на беспарашютных минах BM1000, которые имели ряд конструктивных отличий от всех предшествующих моделей. В частности, их корпус был сделан из маломагнитной стали, а носовой обтекатель – из высокопрочной стали. Кроме того, прибор кратности у «Моники» не регулировался – количество «пропусков» устанавливалось на заводе-изготовителе. Первые образцы BM1000 взрывались под третьим кораблем, а некоторые последующие образцы – под восемнадцатым.
Фрегат «Адмирал Григорович» впервые вышел в море
Магнитная «аномалия»
Одна из наиболее современных противотанковых мин — кумулятивно-фугасная ТМ-89, принятая на вооружение Российской армии в 1993-м. Металлическая «таблетка» весом 11,5 килограмма и диаметром 320 миллиметров рассчитана на поражение танка снизу, через днище. Масса взрывчатки — около семи килограммов. Мина настолько мощная, что при подрыве может пробить 200-миллиметровую катаную броню. Для примера: бронелист на днище американского танка М1A2 «Абрамс» в самом защищенном месте имеет толщину всего 80 миллиметров. Для ТМ-89 это практически «картон».
Оригинальный магнитный взрыватель чутко реагирует на возмущения электромагнитного поля и при приближении массивного металлического объекта приводит «адскую машинку» в действие. Вышибной пороховой заряд отбрасывает взрыватель с грунтом в сторону, срабатывают промежуточный детонатор и основной боевой заряд. Образовавшаяся кумулятивная струя пробивает днище машины и уничтожает танк вместе с экипажем.
Если же техника наедет на мину траком и прижмет взрыватель, то мина сдетонирует как обычный фугас. Конечно, такой взрыв не пробьет корпус танка, но уж точно разрушит гусеницу и обездвижит его.
В инженерных войсках эту мину встретили настороженно — саперам показался слишком сложным и неудобным алгоритм ее постановки на боевой взвод в полевых условиях. Кроме того, из-за высокой чувствительности магнитного взрывателя рядом со взведенной миной не советуют находиться в бронежилете или проносить металлические предметы, например автомат.
См. также
Читайте также
Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР
Окончание Первой Мировой войны, ознаменовало собой начало тотальной моторизации армии. Во всех армиях ведущих мировых держав вооруженные силы стали получать больше военной техники. На смену кавалерийским частям пришли бронированные дивизионы и танковые батальоны. Пехота пересела на бронетранспортеры и автомобили. Армии становились мобильными. На гусеничные шасси пересела и артиллерия. В штабах рождались новые концепции ведения военных действий, где основная роль отводилась подвижным механизированным соединениям.
Параллельно с разработкой планов ведения атакующих и наступательных действий совершенствовалась оборонительная стратегия. Франция, которая понесла во время Первой Мировой войны наибольшие потери на сухопутном фронте, делала упор на создание мощной, долговременной обороны, в которой минное оружие играло не последнюю роль. На самом опасном направлении, на границе с Германией, было принято решение построить долговременную оборонительную линию. Линия «Мажино», построенная в 1929-34 гг. стала яркими примером оборонительной стратегии того времени. Не отставали от французов и другие страны, которые старались обезопасить себя от стремительной атаки. Минные поля включались в систему обороны границ и растянулись на многие десятки километров. Основным оружием минного арсенала стали противотанковые и противопехотные мины.
Т-4
В СССР, который к тому времени превратился в мощную индустриальную державу, к минному оружию относились скептически. Ставка делалась на создание мощных ударных соединений, в состав которых входила кавалерия и танковые части. Об оборонительной стратегии в то время в советских штабах мало задумывались. Противотанковые мины и противопехотные мины включались только в систему обороны укрепрайонов, создаваемых по всей западной границе и на Дальнем Востоке. Как средство пассивной противотанковой обороны противотанковые мины в СССР стали появляться только в середине 30-х годов. Первая мина, специально созданная для подобных целей, – это Т-4. Боеприпас представлял собой деревянный или металлический ящик, в котором помещалось до 4 кг. взрывчатки. Обычно в качестве основного взрывчатого вещества применялся порошкообразный тротил. Устройство срабатывало при наезде на верхнюю часть заряда, оснащенного прижимной доской. Ставить ее можно было только в сухой грунт. Фугас был одноразового действия. Его невозможно было ни обезвредить, ни извлечь. Эта черта присуща всем первым отечественным противотанковым минам, которые выпускались в довоенное время.
В дальнейшем на вооружение Красной Армии поступают более совершенные и мощные фугасы, которые в свою очередь уже делятся на противогусенчиные и противоднищевые. Разница заключалась в том, что первые срабатывали при непосредственном наезде на боезаряд, тогда как вторые имели штыревой взрыватель, приводящий мину в действие при контакте с корпусом транспортного средства. Естественно отличалась и поражающая способность противотанковых мин. Противогусенчиные боезаряды наносили технике только локальные повреждения, лишая ее подвижности. Противоднищевые мины срабатывали под корпусом машины, нанося взрывом сильные повреждениям по всей поверхности днища. В результате действия такой мины танки, бронеавтомобили и другие транспортные средства полностью выводились из строя.
ТМ35
С этими образцами минного оружия Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну
Недостаточное внимание со стороны Высшего Военного руководства страны привело к тому, что в самый тяжелый период, осенью и зимой 1941 года, Красная Армия оказалась не готова к эффективной противотанковой обороне. Немецкие танковые колоны стремительно прорывались через оборонительные порядки на открытой местности, успешно взламывали фланги обороняющихся советских частей
Отсутствие противотанковых мин в необходимом количестве не позволяло создать прочную и устойчивую оборону на самых танкоопасных направлениях.
Конструкция МОН-50
Внешне мина представляет собой неширокую выпуклую прямоугольную призму. В ее конструкцию входит пять основных элементов: корпус, поражающие элементы, запал, взрывной заряд и струбцина.
Корпус изготавливается из пластика. Это позволяет снизить общую массу снаряда и одновременно затрудняет ее обнаружение миноискателями. В верхней части корпуса имеется два резьбовых отверстия для установки запалов под электрический детонатор ЭДП-р или для закладки запала МД-5М, а также прицельная щель и стрелка, указывающая направление действия. На нижней своей стенке мина МОН-50 имеет раскладные ножки для установки устройства в снег или в грунт, а также фланец для присоединения струбцины.
История
Использование во многих войнах взрывных механизмов, начиненных поражающими элементами, доказало стопроцентную эффективность их применения для устранения укрепленных сооружений, пехоты противника и его боевой техники. Открытия в области химии: появление ксилоидина, пироксилина, жидкого нитроглицерина, тротила и селитры — а также уже имеющийся у человечества богатый опыт ведения войн послужили хорошим толчком для усовершенствования взрывных устройств.
Примитивные закладки под вражескими стенами с использованием бикфордовых шнуров отошли в прошлое. Их место заняли современные изделия, использующие специальные капсюли – детонаторы и системы электровоспламенения.
Закопанные в земле взрывные механизмы из-за своей скрытности всегда считались очень опасными. Но время показало, что их эффективность не стопроцентна, поскольку мина устраняла непосредственно только тот объект, который вступил с ней в контакт, и оставляла неповрежденными другие. Гораздо лучшего результата можно было бы достичь, если бы мина была над землей. Но в таком случае она была бы видна. Этот недостаток в минном деле требовал немедленного решения, которым и стало устройство, получившее название ОЗМ-72. Рассмотрим его подробнее.
Двигатель
Боевые качества миномета
- Высокая скорострельность. Устройства отличаются легкой перезарядкой, что позволяет вести огонь из орудий с большой интенсивностью. Скорострельность некоторых видов современных минометов составляет до 170–190 выстрелов в минуту.
- Многоцелевые боеприпасы большой мощности. Осколочные, фугасные, кассетные, зажигательные, дымовые и световые – вот только некоторые виды снарядов, которыми может стрелять миномет. Дальность стрельбы орудия регулируется за счет изменения мощности заряда, выталкивающего мину из ствола.
- Простое устройство. Удобство конструкции большинства минометов, возможность их разборки и легкость транспортировки позволяют перемещать орудия по пересеченной местности, непрерывно поддерживая огнем свои подразделения. Некоторые модели можно использовать для стрельбы из кузова автомобиля.
- Постоянная боеготовность. Минометы отличаются высокой скоростью приведения в «рабочее» состояние, за счет легкости сборки.
- Крутая траектория полета снаряда. Орудие способно поразить закрытую цель, защищенную от настильного артиллерийского и пулеметно-ружейного огня. Благодаря этой особенности, миномет способен вести огонь «поверх» своих подразделений.