«день великого торжества»: как была прорвана блокада ленинграда
Содержание:
- Изменение тактики боевых действий осенью 1941 года
- Спецшколы СМЕРШа
- Болотистый укрепрайон
- Подвиг Ленинграда
- Зима 1941-42 гг.
- Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)
- Блокадный футбол
- Первые разработки
- Гороскоп Пентагона
- Читайте также
- Значение даты снятия блокады Ленинграда
- Деревянные детали
- Ссылки
- Агротехника
- За Родину. За Сталина
- 1942-й – страшный год блокады
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Интересные сайты
- 27 января – день снятия блокады Ленинграда
- Почему белые проиграли в гражданской войне кратко?
- Массовая эвакуация
- Пентагон готов помогать ВС Афганистана по мере вывода своих войск
Изменение тактики боевых действий осенью 1941 года
В начале октября немецкие войска прекратили попытки наступления. Закрепившись по периметру Ленинграда (с некоторыми пригородами) фашисты изнуряли город постоянными бомбежками с воздуха и артиллеристскими обстрелами. Самыми тяжелыми были первые дни ноября, когда за одну ночь на жилые кварталы сбрасывались несколько тысяч зажигательных бомб. В зоне особого внимания неприятеля находились продовольственные склады и промышленные предприятия.
Огнем были уничтожены десятки тонн продуктовых запасов – сахара, муки, круп. По свидетельству очевидцев, во время голода люди ели сладкую землю, в которую впитался расплавившийся в огне сахар. Вопреки расхожему мнению, уничтожение складов – далеко не основная причина последующего голода: даже при максимальной загруженности склада этих запасов в лучшем случае хватило бы максимум на неделю.
Из уничтожения крупнейших продуктовых складов городские власти извлекли серьезный урок: продовольствие стали хранить небольшими партиями. Собственно, вопрос хранения остро и не стоял, поскольку город снабжался практически с колес.
Масштаб катастрофы с продовольственным обеспечением в полной мере прояснился 12 сентября, после обработки сведений о всех имеющихся в городе запасах. Введенные до этого продуктовые карточки отоваривались в объеме, достаточном для поддержания нормальной жизнедеятельности. 15 сентября власти были вынуждены пойти на сокращение норм выдачи продуктов, полностью запретив при этом свободную продажу продовольственного сырья. Под запрет попала и коммерческая торговля по рыночным ценам, но по свидетельству очевидцев процветал «черный рынок», где в самые тяжелые дни голодающие отдавали за стакан муки горсть фамильных драгоценностей.
Явную нехватку продовольствия ленинградцы ощутили в октябре 1941, а уже в ноябре город накрыл настоящий голод. Количество смертей от истощения росло в геометрической прогрессии; на службе и на работе люди теряли последние силы. Голодные обмороки стали нормой жизни. Накануне 1942 года были отмечены первые случаи каннибализма. Поставки продовольствия практически прекратились: по воздуху невозможно было обеспечить необходимый объем, а на Ладоге ледяной покров пока не установился. По данным статистики, в период с октября по декабрь 1941 года основной причиной смерти было не истощение (несмотря на предельно низкую норму выдачи хлеба), а ранения в результате бомбардировок и артобстрела противника.
Даже в таких нечеловеческих условиях город продолжал жить, при этом функционировали не только промышленные предприятия, но и госучреждения
Особое внимание уделялось статистическим данным, на основе которых рассчитывалось количество необходимого продовольствия, а также нормы по обеспечению продуктовых карточек
По состоянию на январь 1942 года в Ленинграде жили около 2 млн 900 тыс. человек. Тяжелым демографическим фактором являлся высокий процент нетрудоспособного населения – детей и лиц пожилого возраста, по каким-либо причинам, не эвакуированным в период первой волны. Даже в самые сложные блокадные дни в Ленинграде не прекращалась деятельность санитарной службы и скорой медицинской помощи. Впоследствии, деятельность учреждений здравоохранения, в условиях военного положения, была признана лучшей в мире
Спецшколы СМЕРШа
Болотистый укрепрайон
Местность, где предстояло наступать Ленинградскому и Волховскому фронтам, была труднодоступной. Наступающей с запада 67-й армии генерал-майора Михаила Духанова предстояло форсировать лишенную каких-либо укрытий 900-метровую гладь замерзшей Невы и захватить плацдарм на высоком обледеневшем левом берегу реки, после чего ломиться навстречу наступающей с востока 2-я ударной армии генерал-лейтенанта Владимира Романовского.
Территория, где должны были продвигаться подразделения Ленинградского и Волховского фронтов, являлась лесисто-болотистой. Болота здесь до дна не промерзали, что с учетом еще и наличия в полосе наступления большого количества торфоразработок должно было крайне затруднять использование бронетехники.
Надо сказать, что немцы прекрасно осознавали преимущества своего положения. Занимавшая синявинско-шлиссельбургский выступ немецкая 18-я армия генерала Георга Линдемана превратила его территорию, по сути, в один громадный укрепрайон, усиленный еще и хорошо оборудованными опорными пунктами в рабочих поселках №1 и №5. Танковых дивизий под рукой у Линдемана, как мы уже писали, не было. Зато в распоряжении командующего 18-й армией находился батальон штурмовых орудий и… рота 502-го тяжелого танкового батальона «Тигров»!
Несмотря на то что дебют танков этого типа состоялся на советско-германском фронте еще в августе 1942-го, для советского командования он остался незамеченным. Так что шесть новейших немецких тяжелых танков 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона грозили стать для наступающих советских войск крайне неприятным сюрпризом.
Как мы видим, несмотря на небольшое расстояние, разделявшее войска Ленинградского и Волховского фронтов, прорыв через синявинско-шлиссельбургский выступ являлся для советской стороны нетривиальной задачей. Заметим, что в советских штабах это прекрасно осознавали и предприняли соответствующие меры для подготовки к грядущему наступлению.
Во-первых, ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов максимально усилили, что позволило им достигнуть численного превосходства над противником по пехоте в 4,5 раза, по артиллерии — в 6 раз и по танкам — в 10 раз. Против 450 немецких самолетов, поддерживающих действия группы войск «Север», привлекаемые к участию в «Искре» 13-я воздушная армия Ленинградского фронта, 14-я воздушная армия Волховского фронта и авиация Балтфлота могли выставить до 900 краснозвездных крылатых машин
Важно отметить, что ударные группировки советских войск не испытывали нехватки боеприпасов.
Перед началом выдвижения на исходные позиции части двух фронтов скрытно, но тщательно отрабатывали наступательные действия на местности, напоминающей ту, что была занята немцами. Над синявинско-шлиссельбургским выступом висели советские воздушные разведчики, ведя аэрофотосъемку позиций противника. Последние штрихи к общей картине предстоящей операции добавил срочно отозванный с Воронежского фронта и отправленный под Ленинград генерал армии Георгий Жуков.
Пару раз сроки начала «Искры» переносились из-за внезапных оттепелей, грозивших сорвать преодоление наступающими войсками Невы и болот. Немцы догадывались, что советская сторона готовится под Ленинградом к наступлению. Но не смогли ни точно определить силы, привлекаемые Красной армией к наступлению, ни догадаться, что атаки войск Ленинградского фронта окажутся синхронизированы по времени с ударом войск Волховского фронта. В итоге замысел «Искры» стал для командования 18-й немецкой армии откровением.
wikipedia.org  / VT1978
Подвиг Ленинграда
Город не позволял финнам и немцам действовать безнаказанно и наносил ощутимые удары по врагам. В 1941-1942 годах тяжелые бои происходили на так называемом «Невском пятачке» — узком участке земли на левобережье Невы шириной два-четыре километра. Этот плацдарм советская армия хотела использовать для снятия блокады Ленинграда, и его удавалось удерживать на протяжении примерно четырехсот дней. В одно время крохотная полоска земли являлась чуть ли не единственной надеждой на спасение. Впоследствии «Невский пятачок» стал символов героизма советских бойцов, отстоявших город. Бои за него, по некоторым данным, унесли жизни пятидесяти тысяч воинов.
В январе 1942-го наше командование снова осуществило попытку снятия блокады Ленинграда и разрыва кольца фашистских войск вокруг города. В ходе Любаньской операции у второй ударной армии получилось прорвать оборону, однако не хватило сил, чтобы развить успех. Весной армию окружили и после тяжелых боев практически полностью пленили либо уничтожили.
При этом германское командование понимало, что не сможет взять Северную столицу весной-летом 1942 года. Немцы разработали операцию «Айсштосс» для уничтожения ударами артиллерии и авиации кораблей Балтийского флота, стоящих на Неве. Однако советские зенитчики сорвали ее.
В августе-сентябре очередное сражение завязалось на участке блокадного кольца, примыкающем к Ладоге. Наши войска попытались прорвать сильную немецкую оборону, но безуспешно. Зато благодаря этой атаке сорвалось намеченное наступление гитлеровцев с форсированием Невы.
Противодействие вражеской артиллерии постоянно совершенствовалось. Ленинградский военсовет организовал контрбатарейную борьбу, вследствие чего интенсивность обстрелов города значительно снизилась. В 1943 году число упавших на Северную столицу артиллерийских снарядов уменьшилось приблизительно в семь раз.
Самопожертвование жителей Ленинграда помогло им не только отстоять любимый город, но и указало всему миру на то, где находится предел возможностей фашистов.
Зима 1941-42 гг.
18 января 1943 года — прорыв блокады Ленинграда. Насколько этот день был далек от осени 41-го! Массированные обстрелы, нехватка продовольствия привели к массовой гибели людей. Уже в ноябре лимиты выдачи продуктов по карточкам для населения и военнослужащих были урезаны. Доставка всего необходимого осуществлялась по воздуху и через Ладожское озеро, которое простреливалось фашистами. У людей начались голодные обмороки, были зафиксированы первые смерти от истощения и случаи каннибализма, которые карались расстрелами.
С приходом холодов ситуация значительно усложнилась, наступала первая, самая суровая, зима. Блокада Ленинграда, «дорога жизни» — это понятия, неотделимые друг от друга. В городе были нарушены все инженерные коммуникации, не было воды, отопления, не работала канализация, продовольственные запасы заканчивались, не функционировал городской транспорт. Благодаря квалифицированным медикам, оставшимся в городе, удалось избежать массовых эпидемий. Многие люди умирали на улице по дороге домой или на работу, везти на саночках умерших родственников до кладбища у большинства ленинградцев не хватало сил, поэтому трупы лежали на улицах. Созданные санитарные бригады не справлялись с таким количеством смертей, хоронить удавалось не всех.
Зима 1941-42 годов была значительно холоднее средних метеорологических показателей, но была Ладога – дорога жизни. Под постоянным огнем оккупантов по озеру ехали машины и обозы. В город они везли продовольствие и необходимые вещи, в обратном направлении — истощенных голодом людей. Дети блокадного Ленинграда, которых эвакуировали по льду в разные районы страны, до сегодняшнего дня помнят все ужасы замерзающего города.
По продуктовой карточке иждивенцам (детям и старикам), которые не могли работать, отводилось 125 граммов хлеба. Его состав менялся в зависимости от того, что было в наличии у хлебопеков: вытряски из мешков с кукурузной крупой, льняной и хлопковый жмых, отруби, обойная пыль и т. д. От 10 до 50% ингредиентов, входивших в состав муки, были несъедобны, холод и голод стали синонимами понятия «блокада Ленинграда».
Дорога жизни, проходившая по Ладоге, спасла многих людей. Как только ледяной покров набрал прочность, по нему пошли грузовики. В январе 1942 года у городских властей появилась возможность открыть на предприятиях и фабриках столовые, меню которых было составлено специально для истощенных людей. В стационарах и созданных детских домах выдают усиленное питание, которое помогает пережить страшную зиму. Ладога – дорога жизни, и это название, которое дали переправе ленинградцы, полностью соответствует истине. Продовольствие и товары первой необходимости собирали для блокадников, как и для фронта, всей страной.Подвиг жителей
В плотном кольце врагов, сражаясь с холодом, голодом и постоянными бомбежками, ленинградцы не только жили, но и работали на победу. На территории города заводы выпускали продукцию военного назначения. Культурная жизнь города в самые сложные моменты не замирала, создавались уникальные произведения искусства. Стихи о блокаде Ленинграда невозможно читать без слез, они написаны участниками тех страшных событий и отражают не только боль и страдания людей, но и их стремление к жизни, ненависть к врагу и стойкость духа. Симфония Шостаковича пропитана чувствами и эмоциями ленинградцев. В городе частично работали библиотеки и некоторые музеи, в зоопарке истощенные люди продолжали ухаживать за неэвакуированными животными.
Без тепла, воды и электроэнергии рабочие стояли у станков, вкладывая остатки своих жизненных сил в победу. Большинство мужчин ушли на фронт или обороняли город, поэтому на фабриках и заводах работали женщины и подростки. Транспортная система города была уничтожена при массированных обстрелах, поэтому люди ходили на работу пешком по несколько километров, в состоянии крайнего истощения и при отсутствии расчищенных от снега дорог.
Полное освобождение Ленинграда от блокады увидели не все из них, но их каждодневный подвиг приблизил этот момент. Воду брали из Невы и лопнувших трубопроводов, дома топили буржуйками, сжигая в них остатки мебели, жевали кожаные ремни и обои, поклеенные клейстером, но жили и сопротивлялись врагу. Ольга Берггольц писала стихи о блокаде Ленинграда, строки из которых стали крылатыми, их высекали на монументах, посвященных тем страшным событиям. Ее фраза «никто не забыт и ничто не забыто» на сегодняшний день имеет огромное значение для всех неравнодушных людей.
Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)
Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.
Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм.
При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. К. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.
На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям.
Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на конец 1941 года
Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.
С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу.
Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.
Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. Для служащих, иждивенцев и детей эта норма составила 125 граммов хлеба на день, для работающих граждан — 250 граммов. Только ближе к концу 1941 года удалось, нарастив ледовый покров Ладожского озера, установить транспортные коммуникации с блокированным городом.
125 граммов хлеба: минимальная дневная продовольственная норма блокадника
Блокадный футбол
Футбол в блокадном Ленинграде — особая страница в жизни осаждённого города. Игры проводились регулярно, хотя и нечасто. Самый важный, самый известный «Матч Жизни» состоялся 31 мая 1942 г. На футбольном поле встретились ленинградское «Динамо» и команда Ленинградского металлургического завода. За «Динамо» играли профессиональные спортсмены, за команду ЛМЗ — рабочие завода и несколько футболистов довоенного «Зенита». Матч завершился со счётом 6:0 в пользу «Динамо», но это была победа всего города — она ещё раз показала, что дух ленинградцев не сломлен, а город продолжает не только Сражаться, но и Жить.
Первые разработки
ЗИЛ 135, фото которого можно увидеть в нашей статье, разрабатывался несколько лет перед тем, как был создан первый грузовик этой марки. Впервые конструкции военных грузовиков стали проектироваться еще в 1955 году. На эту технику был сделан заказ руководством СССР. Первым прототипом ЗИЛа стал макет ЗИС-Э134. Вместо привычной конструкции, которую выпускали на этом заводе, автомобиль получил некоторые доработки. Так, он имел 4 оси. Планировалось включить в состав машины двигатель мощностью 130 л. с., гидроусилитель и гидротрансформатор. Также разрабатывалась система регулировки давления в шинах.
Через год был собран второй макет. Это был военный низкопрофильный транспорт. Он получил способность передвигаться по воде. Для этого применялась такая разработка, как водометное движение. Это система была такой же, как у танков ПТ-76. Макет автомобиля обладал корпусом из металла. Двигатель в разработке имел мощность 120 л. с. На рулевой механизм было установлено 2 гидроусилителя. Именно здесь была упразднена подвеска. Испытания модели показали, какие изменения нужно внести в конструкцию.
Модель ЗИЛ 135 была разработана несколько позже. На основе созданного макета получила развитие модель ЗИЛ 134. Она внешне отдаленно напоминала 135 модель. Новая разработка получила два двигателя общей мощностью 240 л. с. Мотор имел в общей сложности 12 цилиндров. Также в конструкцию была включена уникальная подвеска гидромеханического типа. Также на все колеса были установлены торсионные подвески. Эта машина могла перевозить до 4 тыс. кг груза (или 8 чел.). По воде транспортное средство передвигалось за счет вращения колес. При этом оно развивало скорость 2 км/ч.
Предварительная разработка, которой являлась 134 модель, была разбита на 2 категории. Первая из них применялась для общих целей. Вторая имела в маркировке букву «А». Эту модификацию применяли на аэродромах. Этот транспорт мог перевозить самолеты по ВПП при загруженном кузове.
Однако испытания выявили множество недочетов. 134 модель подверглась серьезной доработке. Работы над этой модификацией прекратились. Вместо этого силы конструкторов были направлены на разработку 135 модели. Она была совершеннее.
Гороскоп Пентагона
Читайте также
Значение даты снятия блокады Ленинграда
В Советском Союзе 27 января ежегодно отмечался День освобождения Северной столицы от вражеского кольца. Конечно, чем больше времени проходит, тем меньше в душах людей остается впечатлений, связанных с блокадой Ленинграда. День ото дня память об этом событии стирается. После освобождения города еще на протяжении двадцати лет тысячам людей, участвовавших в этом грандиозном мероприятии, вручали ордена, медали и другие почетные награды. Так правительство лишний раз хотело показать жителям, какой подлинный героизм они проявили как во время оккупации, так и во время снятия блокады Ленинграда.
В современной российской истории памятная дата начала существовать с 1995 года, с момента подписания Закона «О днях воинской славы». Сначала 27 января назвали датой снятия блокады Ленинграда. Но в 2014 году выжившие ветераны попросили президента переименовать название, и сейчас оно звучит так: «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год)».
По мнению ветеранов, именно такое название максимально полно характеризует произошедшее событие.
Конечно, учреждение памятной даты — это не единственный способ поддержать и отблагодарить освобождавших и освобожденных. Для них государство назначает специальные пенсии и вводит различные поощрительные социальные блага. Каждый год отмечается очередная дата освобождения Ленинграда от блокады, по всей стране устраиваются выступления и концерты. Россия старается сделать все возможное, чтобы продемонстрировать уважение к людям, которые внесли личный вклад в освобождение города на Неве. Примечательно, что это делают и молодые поколения. Радостно, что молодежь страны знает, в каком году была снята блокада Ленинграда, и не забывает подвиг советского народа.
Деревянные детали
Ссылки
Агротехника
За Родину. За Сталина
Операция по прорыву блокады Ленинграда началась в ночь на 12 января 1943 года с массированного удара советской авиации по ранее разведанным командным пунктам и артиллерийским позициям противника в полосе прорыва, а также по аэродромам и железнодорожным узлам немцев. Особенно чувствительной для Линдемана оказалась временная потеря возможности получения подкреплений по железной дороге.
В 9.30 утра артиллерия обоих советских фронтов начала артподготовку. Огненный шквал перепахивал немецкие позиции два часа. Артподготовка со стороны Волховского фронта оказалась мощнее, чем на западе. Это объяснялось двумя причинами. Во-первых, у Духанова орудий и минометов было меньше, чем у Романовского. Во-вторых, для сохранения ледяного покрова на Неве немецкие позиции на левом берегу реки обстреливались исключительно прямой наводкой и, преимущественно, орудиями калибров 45–76 мм.
Поскольку подготовка «Искры» осуществлялась в обстановке максимальной секретности, ленинградцы и не подозревали, что означала канонада, доносившаяся утром 12 января откуда-то со стороны Шлиссельбурга…
В 11.15 поднялись из окопов и вслед за «огненным валом» двинулись вперед дивизии и бригады 2-й ударной армии. Почти сразу выяснилось, что, несмотря на мощную артподготовку, подавить все огневые точки немцев не удалось. Несмотря на это, нащупывая под обстрелом проходы в минных полях, увязая в снегу и торфяной жиже, бойцы 2-й ударной устремились к занятым противником Липкам, рабочему поселку №8 и роще «Круглая». Местность не позволяла советским танкам вести активные действия, поэтому основная тяжесть боя легла на плечи матушки-пехоты. Та выбивалась из сил, но на первых порах вместо прорыва получалось продавливание вражеской обороны.
Еще тяжелее пришлось 67-й армии, бойцам которой пришлось под шквальным огнем немцев форсировать Неву. Лед не мог выдержать тяжелую бронетехнику, поэтому наступление пехоты Ленинградского фронта поддерживали лишь легкие танки и бронемашины, имевшие противопульное бронирование. Летевшие с левого берега немецкие снаряды легко прошивали такую броню под любым углом и вдребезги разносили речной лед. Тем не менее, огибая горящую бронетехнику, проваливаясь в полыньи, погибая под пулеметным огнем, пехотинцы 67-й армии пересекли Неву, сходу одолели обледенелый склон, ворвались в первую линию немецких окоп и рванулись дальше на восток.
За Родину. За Сталина. За Ленинград. Ура!
Невозможно измерить героизм и мужество советских бойцов, штурмовавших в тот день синявинско-шлиссельбургский выступ. Просто нет для этого никакой единицы измерения.
wikipedia.org  / 
1942-й – страшный год блокады
Сотням тысяч жителей города не удалось пережить январь и февраль 1942 года. К голоду той зимой прибавились аномальные холода, а, как известно, центральное отопление в условиях осаждения перестало работать. Люди жгли книги, мебель и разбирали деревянные постройки на дрова. Транспорт стоял. Ленинградцы умирали тысячами от холода и дистрофии.
Но город не сдавался. Руководство и жители делали все возможное для борьбы и продолжения жизни. Промышленность Ленинграда, несмотря на жесточайшие условия, продолжала работать и снабжать войска необходимым снаряжением и вооружением. Тяжелобольные и обессиленные голодом рабочие ремонтировали артиллерию, танки и корабли. Сотрудники Института растениеводства спасли ценную коллекцию зерновых культур. 28 человек из них умели от голода, но все ящики с зерном остались нетронутыми. Функционировали все административные учреждения, поликлиники, детские сады, типографии и библиотеки. Тринадцати-четырнадцатилетние подростки работали, заменив отцов, ушедших на фронт.
Для блокадного города решающим значением стала «Дорога Жизни», которую проложили по льду Ладожского озера. По ней удалось направить в Ленинград машины с продовольствием и вывезти из него детей и некоторых других граждан. Зачастую это происходило под бомбежками и обстрелами. Ледовая трасса функционировала вплоть до весны 1942 года, благодаря чему остающимся в Северной столице жителям в несколько раз были повышены нормы выдачи продуктов.
Добавить комментарий Отменить ответ
Интересные сайты
27 января – день снятия блокады Ленинграда
Понимая важность события снятия блокады Ленинграда, командующие Жданов и Говоров решились на беспрецедентный шаг – они обратились к Сталину с просьбой позволить произвести победный салют не в Москве, как это было принято, а в самом Ленинграде. Великому городу, выстоявшему в великом испытании, это было позволено
Двадцать седьмого января в ознаменование дня прорыва блокады Ленинграда, 324 орудия в городе дали четыре залпа.
Салют в честь снятия блокады Ленинграда 27 января
Прошло уже несколько десятилетий. Люди, лично видевшие блокадный Ленинград состарились. Много из них уже умерло. Но вклад защитников Ленинграда не забыт. Великая Отечественная война богата трагическими и героическими событиями. Но день освобождения Ленинграда вспоминают и сегодня. Из семи отчаянных попыток прорыва, за каждую из которых тысячи бойцов заплатили своими жизнями, результативными оказались лишь две. Но эти достижения советскими войсками сданы уже не были. Попытки немцев восстановить блокаду остались безуспешными.
27 января – день снятия блокады Ленинграда
Почему белые проиграли в гражданской войне кратко?
Массовая эвакуация
В последнее время в некоторых СМИ муссируется информация о том, что основной причиной массовых жертв среди мирного населения стала преднамеренная задержка эвакуационных мероприятий, с целью предотвращения панических настроений. Однако факты говорят об обратном. Первые поезда, вывозившие женщин, детей и стариков, отправились на Восток еще 29 июня, всего через неделю после начала Великой Отечественной войны.
Члены городской комиссии по эвакуации активно вели разъяснительную работу, призывая жителей уехать из Ленинграда в более безопасные регионы. К сожалению, заранее подобные планы не разрабатывались из-за уверенности военного руководства в достаточной обороноспособности. По этой причине первую волну эвакуации нельзя назвать организованной. Кроме того, многие граждане не осознавали реальной опасности и отказывались покидать свои квартиры и дома. В цифрах результаты эвакуации в период с 29 июня до 27 августа в общей сложности эвакуировано 488 703 человека, из них 219 691 детей и 164 320 рабочих и служащих эвакуированных предприятий.
После потери контроля над Кировской железной дорогой возможности эвакуации были существенно ограничены, однако, руководство фронта совместно с управляющими органами осажденного Ленинграда, изыскивало новые способы вывоза людей из блокадного кольца. Так, уже в октябре был отлажен водный маршрут до новой Ладоги (далее – автомобилями до ж/д станции Волховстрой) и регулярные авиарейсы, вывозившие в первую очередь малолетних детей. После установления ледового покрова заработала дорога жизни, ставшая спасением более чем для полумиллиона человек. По подсчетам историков, в период второй волны, продолжавшейся с 27.09.1941 по 10.04.1942, из Ленинграда было вывезено почти 660 тыс. человек.
Период с мая по октябрь 1942 года относят к третьей волне. По понятным причинам действие ледовой переправы было прекращено; другими возможными путями из города эвакуировано без малого 404 тысячи человек. В общей сложности удалось спасти более полутора миллионов ленинградцев, подавляющее большинство которых – женщины и дети.
К сожалению, спасти удалось далеко не всех. Зачастую, медицина оказывалась бессильна перед крайней степенью истощения. У медиков не было практического опыта по выхаживанию длительно голодавших людей. Естественное желание накормить досыта становилось причиной скоропостижной смерти. Патологические процессы в организме, при длительном голодании, приводили к тому, что качественная, богатая белком и углеводами пища становилась настоящим ядом. Однако медицинским работникам надо отдать должное: если бы не пункты помощи, ленинградцам на протяжении всего маршрута эвакуации, жертв могло быть гораздо больше.