Оружие и доспехи классической греции

Доспехи Греции

Древняя Греция по праву может считаться некой родиной доспехов, в том смысле, в котором мы их знаем. Гоплиты – греческая тяжелая пехота. Легкая пехота именовалась – пельтасты. Их названия происходят от типов щитов, которые они использовали: гоплон и пельта соответственно. Воин в доспехах в те времена была не менее страшен, чем рыцари, закованные в полный доспех, мчащиеся на коне. Лучшие армии греческих полисов состояли из обеспеченных граждан, ведь для того, чтобы стать членом фаланги (строй тяжеловооружённых пехотинцев) нужно было купить себе снаряжение, а это стоило больших денег. Основным средством защиты конечно же был большой круглый щит – гоплон, который весил около 8кг и защищал тело от шеи до колен. Благодаря такому строю, гоплит по-большому счету и не нуждался в защите тела, потому что фаланга предполагала, что тело будет всегда находится за щитом. Не смотря на то, что в эти времена обработка бронзы достигла очень высокого уровня, доспехи из бронзы были не так популярны как тканевые.

Линноторакс – боевые доспехи из нескольких слоев плотной ткани, чаще всего использовались гоплитами, а также легкой пехотой и кавалерией. Доспех не стеснял движения, и был приятным облегчением для и без того закованного в бронзу солдата. Бронзовая версия доспеха называлась гиппоторакс, и часто мы можем видеть ее в анатомическом исполнении. Так же, как наручи и поножи, выполненные как будто плотно облегают мышцы солдата. Чешуя так и не закрепилась в Греции, как основной вид брони, чего нельзя было сказать об их восточных соседях.

Помимо щита, знаменитым атрибутом греческого гоплита являлся шлем. Коринфский шлем можно считать наиболее узнаваемым. Это полностью закрытый шлем с прорезами для глаз и рта, имеющий Т-образную форму. Шлем часто украшался конским волосом, украшения напоминало ирокез. В истории греческого шлема было два изначальных прототипа. Иллирийский шлем имел открытое лицо и не имел защиты для носа, также он имел вырезы для ушей. Шлем не давал такую защиту как коринфский, но в нем было гораздо удобнее, не говоря о лучшем обзоре. В последствии коринфский шлем эволюционирует в подобие иллирийского, но большую часть своей истории будет оставаться закрытым со всех сторон.

Украшения

Золотые украшения в Афинском музее

Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось получить довольно полное представление о древнегреческих ювелирных украшениях (коллекцией такого рода обладает, в частности, Государственный Эрмитаж).

Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Их составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами. Красивые и изящные ожерелья были найдены в местах захоронения в Северной Греции, а также в некрополях античных городов Северного Причерноморья и при раскопках скифских курганов.

Популярным украшением были также серьги. Известно было не менее 17 различных типов серег, и мода на них довольно часто менялась, но самыми распространёнными обычно были серьги, состоявшие из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.

Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавались по тому же принципу, что и серьги, отличаясь от них только размерами.

Браслет с тритоном, держащим путти, 200 г. до н. э.

В моде были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.

Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.

Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести умершему и отогнать от него злые силы. Помимо ювелирных изделий, которыми усопший пользовался при жизни, в захоронения обычно клали золотые венки, сосуды, нагубники, наглазники, а также погребальные
маски, закрывавшие лицо покойного.
Мужчины в классический период не носили никаких украшений, кроме колец на пальцах. У Ксенофонта шпиона-лидийца опознали по проколотым мочкам ушей (Анабасис).

Женская одежда


«Гречанка». Картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1869

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым.

Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. Известны были два вида хитонов — дорийский и ионийский. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. Его складывали пополам в долевом направлении и отгибали верхний край на 50-70 сантиметров. Получившийся отворот — диплодион — напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.
Иногда хитон имел над талией напуск — колпос. Он получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали поясом и спускали над ним. Часто у хитона были одновременно и колпос, и диплодион.

В дорийский хитон одевались главным образом спартанские женщины (из-за приверженности к полностью раскрытым на боках хитонам спартанок даже называли «файномерис» — «показывающими бёдра»). Афинянки же отдавали предпочтение более широкому и длинному ионийскому хитону, состоявшему из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали (носить хитоны без пояса позволялось лишь танцовщицам).
Хитоны часто украшались вышитым или расписным орнаментом. Орнамент располагали в виде каймы по нижнему краю хитона и диплодиона, а иногда покрывали им всю ткань.

Верхней женской одеждой был пеплос. По форме и способу драпировки он походил на хитон, но был длиннее и гораздо шире — для его изготовления брали отрез ткани до 3-4 метров длиной.
Пеплос предназначался главным образом для торжественных случаев. В обыденной жизни женщины, выходя на улицу, заворачивались в прямоугольный плащ, который напоминал мужской гиматий, но был меньше по размеру и наряднее отделан. Носили также хлайну — небольшой плащ из тонкой ткани, собранный в пышные складки. Его отгибали на 1/3, пропускали под левой рукой и завязывали или застёгивали на правом плече. Если было очень холодно, на плечи набрасывали сложенный вдвое шерстяной платок — диплакс.

Ткани, цвет, орнамент

Статуя типа кора.

Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Хлопок служил предметом роскоши, его привозили из стран Востока. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать.

«Дама в голубом», танагрская статуэтка

Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники, и т. п. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.

Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную кайму по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты», «критская волна», «бусы», «плетенка», «меандр». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.

Пистолет Форт-9

Производство оружия

Изначально государство не заботилось об обеспечении своих воинов оружием и даже приняло закон, согласно которому каждый греческий гоплит (5 век до н. э.) обязан был экипироваться за свой счет, хотя полное обмундирование стоило недешево (примерно 30 драхм). Эта сумма была сравнима с месячным доходом ремесленника. Обычно столь дорогое оружие переходило по наследству.

Кстати, его производство в Древней Греции процветало в основном в полисах, а в небольшие поселения оно завозилось из других мест. Во времена Перикла в Афинах работала довольно большая мастерская, где занимались изготовлением щитов. Пожалуй, это было самое крупное производство в античной Греции. На нем трудилось около 120 рабов и достаточно большое количество свободных граждан.

Навигация по сайту

Археологи

Демоны Охары Нико Робин • Нико Ольвия • Кловер † • Ринт † • Зади † • Рош † • Буссири † • Хак (Человек) † • Хоча † • Грэм †
Прочие Прочие Архиологи Нифтал

Способности

Дьявольский плод Хана Хана но Ми

Пустое Столетие

Древние Оружия Плутон • Посейдон • Уран
Артефакты Понеглиф • Золотой Колокол Шандоры • Ной • Пустой трон
Великая Война Мировое Правительство • Древнее Королевство • Шандийцы • Семья Кодзуки

Связанные статьи

Сюжетная Арка Арка Алабасты • Арка Джаи • Арка Скайпии • Арка Water 7 • Арка Эниес Лобби • Арка Архипелага Сабаоди • Арка Маринфорда • Арка Острова Рыболюдей • Арка Дресс Розы • Арка Дзо • Арка страны Вано
Локации Логтаун • Усыпальница Королей • Water 7 • Охара(Древо Знаний) • Страна Льда • Шандора • Мари Джоа • Лаф Тэйл • Морской Лес • Район Рыболюдей • Страна Вано • Цветочная столица
Прочие Воля Д. • • Хронология

История

Археологи Нико Робин • Профессор Кловер • Нико Ольвия • Ринт • Зади • Рош • Буссири • Хак • Грэм • Хоча • Демоны Охары •
Литература Хвастуны • Король Врунов Ноланд • Радужный Туман, Тома I-VIII (филлер) • Газета

Важные фигуры

Исследователи и первооткрыватели Монблан Ноланд • Луи Арноут • Джу Уолл
Пираты Гол Д. Роджер • Сильверс Рэйли • Фишер Тайгер • Сики • Капитан Джон • Эдвард Ньюгейт • Кайдо • Вандер Деккен
Дозорные Сэнгоку • Монки Д. Гарп • Конг • Вегапанк
Лидеры и правители Орз • Калгара • Принцесса Русалок • Отохимэ
Прочие Роб Луччи • Рюма • Дзигоро • Джой Бой • Мус • Херб • Сето • Пантри • Касигами

Пустое Столетие

Древние Оружия Плутон • Посейдон • Уран
Артефакты Понеглиф • Золотой Колокол Шандоры • Ной
Места Логтаун • Усыпальница Королей • Water 7 • Древо Знаний • Охара • Шандора • Мари Джоа • Лаф Тэйл • Морской Лес • Район Рыболюдей
Великая война Мировое Правительство • Древнее Королевство • Шандийцы
Прочее Воля Д. • • Хронология

Характер

Как и многие южные народы, греки — шумные и эмоциональные люди. Это нация, имеющая открытый и дружелюбный характер. Они громко разговаривают, жестикулируют, смеются, обнимаются на улице с друзьями и знакомыми. Между людьми разных полов и возраста приняты поцелуи в щеку. Некоторые представители северных стран сочли бы такое поведение нарушением личного пространства.

Большинство европейцев отмечают греческую непунктуальность. Время всегда назначается приблизительно. Если о встрече договариваются на «после обеда», это значит, что она произойдет не раньше 5 вечера. Утренним считается время до 12 дня. Причем такая свобода в восприятии времени касается не только личных встреч, но даже расписания общественного транспорта и авиалиний. В Греции очень любят развлечения, посиделки в кафе, ночные клубы. Эта страна имеет колоссальное количество пабов, ресторанов и других увеселительных заведений. В жаркое время многие кафе выставляют столики на улице, которые иногда заполняют небольшие площади. В рестораны ходят целыми семьями, с детьми. Взрослые могут сидеть в уличном кафе до ночи, в то время как их дети уже спят на стульях.

Гостеприимство греков не знает границ. Они обожают ходить по гостям и сами приветствовать их у себя дома. Застолье может принимать невиданные масштабы. В течение вечера одни люди приходят, другие уходят, причем необязательно ждать приглашения, чтобы заглянуть к соседу или знакомому. В гости не принято ходить с пустыми руками, нужно принести бутылку вина, конфеты или цветы. Также необходимо похвалить стряпню, чтобы хозяйке было приятно.

Общение с греками оставляет массу положительных эмоций и впечатлений. Они надолго заряжают своей позитивной энергией, хорошим настроением.

Вооружение

Греческие гоплиты всегда носили при себе аргивские щиты, или гоплоны. Они имели круглую форму и весили более 8 кг. Интересен тот факт, что при бегстве воины первым делом бросали свои щиты из-за их непомерной тяжести, поэтому потеря гоплона считалась позорной для любого гоплита. Их использовали не только для прикрытия тела во время боя, но и в качестве носилок, на которых помещали раненых или погибших товарищей.

Историки часто связывают происхождение известного выражения «со щитом или на щите» именно с этим греческим снаряжением. Чаще всего гоплон состоял из деревянной основы, которая была с внешней стороны оббита железным или бронзовым листом, а с внутренней – обтянута кожей. На нем имелись удобные ручки, куда продевалась рука воина. Главным оружием гоплитов были ксифосы – прямые короткие или махайры – кривые мечи с обратным изгибом. Кроме того, им еще полагалось носить и ксистоны – трехметровые копья для метания.

Кольчуги

Этот вид боевого снаряжения был самым популярным на протяжении многих веков в Европе. Появившись впервые у кельтских народов, кольчуга с короткими рукавами быстро распространилась по соседним странам. Уже к началу XIII века она приобрела длинные рукава, что повысило и её массу. Затем кроме нательной части добавились капюшон для защиты головы и чулки из кольчуги. Мастера изготавливали такую броню из железной проволоки, которая сгибалась в кольца. Эти кольца прочно сваривали между собой.

Самые богатые люди могли позволить себе подобное обмундирование не из железа, а из меди. Этот вид защиты прекрасно уберегал от рубящих ударов, но не был эффективен против колющего оружия, поэтому в отношении арбалетов и стрел воин был беззащитен. Но взамен этого в кольчуге присутствовали и явные преимущества: за счёт того, что металл не был сплошным, её вес был значительно меньше, чем у других типов металлического обмундирования. Металлическая кольчуга без рукавов весила всего 5 кг, а полный комплект с капюшоном и чулками – пару десятков килограммов.

Вооружение воинов Классической Греции

В ранний период истории, т.е. в 7-8 век до Р.Х., греческие воины пользовались щитами самых разных форм и размеров. Если принять за правду слова спартанского поэта Тиртея, жившего в седьмом веке, его современники все еще использовали длинные и широкие щиты защищавшие бедра, голени, грудь и плечи. Для поддержки таких длинных щитов использовался ремень, перебрасывавшийся через шею и плечо воина. Помимо этого у него имелась ручка для левой руки.

Впрочем в наше время некоторые исследователи считают, что этот факт не отражает реальное состояние дел, а служит лишь поэтическим напоминанием о прошедших временах.

Однако ещё задолго до начала греко-персидских войн, вооружение и тактика боя греческих воинов претерпели достаточно серьезные изменения. Колесницы с заковаными в железо воинами ушли в прошлое, а на их место встали тяжелые пехотинцы или гоплиты (hoplites), в вооружении которых особую роль играли защитные доспехи. Круглый вогнутый щит, “гоплон”, давший название этому виду войск и вытеснивший к этому времени прочие типы щитов, имел диаметр около одного метра.

Он изготавливался из дерева армированного или обшитого бронзой и очень часто украшался неким “геральдическим” изображением наподобие тех, что украшали щиты средневековых рыцарей. На внутренней вогнутой поверхности гоплитского щита обычно имелись две скобы: одной скобой щит фиксировался на предплечье, другую скобу воин сжимал в руке.

Голову гоплита защищал бронзовый шлем. Шлем так называемого “коринфского” типа во время боя натягивался на голову таким образом, что защищал лицо воина, оставляя лишь прорези для глаз, носа и рта. Вне поля битвы шлем сдвигался на макушку, оставляя лицо открытым. Именно в этом положении он обычно показывается на скульптурных изображениях, вазовой живописи и на монетах.

Вместе с тем, существовали и более сложные типы шлемов с подвижными забралами и нащечниками. Шлемы часто украшались продольным гребнем, сделанным из конского волоса.

Так как круглые щиты, используемые гоплитами, прикрывали их только до колен, воины нуждались в дополнительной защите для ног, которая обеспечивалась наголенниками или поножами. Таким образом, греческие тяжелые пехотинцы были защищены, буквально, с головы до ног.

Основным наступательным оружием греческого гоплита являлось копье, длина которого составляла примерно три метра. В отличие от оружия эпохи Гомера эти копья использовались только для совершения колющих движений, но не для метания, и имели железный наконечник. Кроме этого гоплит был вооружен коротким колюще-режущим мечом, использовавшимся им в ближнем бою.

В противоположность гоплитам, греческие конники, которых было достаточно немного, не имели ни щитов, ни доспехов. Они были вооружены копьями или дротиками, которых у них могло быть два или три.

Конники, как правило, принадлежали к богатому сословью, поскольку лошадей в ту пору могли иметь только достаточно состоятельные люди. Часто они носили широкополые шляпы, которые должны были защищать их, скорее, от стихий, чем от неприятеля. Греческие всадники обычно обходились без седла или же использовали только чепрак. У них не было ни стремени, ни подков.

См. также

Литература

А.Е. Негин. Римское церемониальное и турнирное вооружение. 2010


Галерея римской армии

Римские броновые поножи времен республики. Музей Ватикана. 2-1 век до н.э.

Поножи из южной италии, Apulian , 4-3 век до н.э.

Бронзовый короткий понож. Музей Майнца. 200-230 года н.э.

Понож из Аквинка (AQUINCUM), Венгрия. Посеребренная бронза. Музей Аквинка. Инв. № 30 293. 2-ой век н.э.

Бронзовые поножи, Южная италия (Apulian), 330 г. до н.э.

Бронзовый понож. Высота 36 см, вес 135 г. Частная коллекция. 2 век н. э.

Бронзовый понож. Высота 36 см, вес 135 г. Частная коллекция. 2 век н. э.

Составной бронзовый понож с изображением пегаса. Courtesy Römisches Museum, Аугсбург — D. 2-й век н.э.

Понож с изображением Марса из легионерской крепости Аквинкум (Будапешт-Венгрия). Courtesy Aquincum Museum — Будапешт-Н. Бронза. 2-3 век н.э.

Латунный понож. Длина — 33 см, вес — 195 г. Courtesy Hermann Historica, Международный аукцион — Мюнхен-D. 2-3 век н. э.

Фрагмент эсквилинской фрески. Cortesia Civici Musei Capitolini. 3-ий век до нашей эры

Кожаная подкладка для поножей. Виндониса. Конец первого века

Кожаная подкладка для поножей. Виндониса. Конец первого века н.э.

Бронзовый понож. Courtesy Hermann Historica, Международный аукцион — Мюнхен-D. 2 — 3 век н.э.

Бронзовый понож. Найден в римском поселении “Pchelina”, Razgrad, Bulgaria. Середина 3-го века н.э.

Наколенники (деталь составной поножи) из Бад Аойч-Альтенбурга (Бригеиион, Carnuntum). Нижняя Австрия. Бронза. Мюнхен, Доисторическая государственная коллекция. Инв. №. 1981, 3198. Конец 2-го, начало 3-го века н.э.

Фрагмент барельефа с воином в одном поноже. Главноый археологический музей Абруццо-Кьети (dell’Abruzzo-Chieti). 1-ый век до нашей эры

Барельеф с изображением двух поножей, которые крепятся на пряжки. Cortesia Musei Civici di Reggio Emilia. 1-ый век до н. э.

Пара коротких защитных накладок на ноги, длиной 22,5 см и 23,7 см. Courtesy Hermann Historica, Международный аукцион — Мюнхен-D. 5-4 век до н. э.

Бронзовый понож. Высота 36 см, вес 135 г. Частная коллекция. 2 век н. э.

Галерея гладиаторов

Короткий гладиаторский понож. Бронза, Помпеи, портик театров, Национальный археологический музей, Неаполь. Первая половина 1-го века н.э.

Фрагмент барельефа с поножами гладиаторов. Помпеи, Стабианские ворота, Национальный археологический музей, Неаполь. 20-50 года н.э.

Фрагмент барельефа с поножами гладиаторов. Помпеи, Стабианские ворота, Национальный археологический музей, Неаполь. 20-50 года н.э.

Бронзовый короткий понож. Помпеи. 1 век н.э.

Греческая фаланга — непобедимые гоплиты?

Говоря о греческих воинах, обычно представляют тяжеловооружённх гоплитов с бронзовым анатомическим панцирем, в закрытом коринфском шлеме и внушительным щитом-гоплоном, закрывавшем правую половину тела. И действительно: фаланга гоплитов была таким же символом военного дела Древней Греции, как легион — Древнего Рима. Сомкнутое построение воинов долгое время было высочайшим достижением военного искусства античности — бороться со стеной копий, неотвратимо надвигавшейся на противника, в лобовом столкновении было нелегко. Нечто похожее можно было наблюдать на излёте Средневековья, когда исполинские колонны швейцарцев сметали всё на своём пути, чем заслужили себе славу непревзойдённых мастеров войны.


Фаланга. (pinterest.com)

Впрочем, несмотря на все преимущества фаланги, слабой стороной такого построения была невозможность сражаться на пересечённой местности, где нельзя было сохранить монолитность, неразрывность строя. Для Греции с её многочисленными холмами и обилием островов гоплиты были не слишком универсальным родом войск, хотя долгое время и господствовали в её военном деле из-за политико-экономических особенностей полисного устройства. В V веке до н. э. после победы коалиции греческих государств над персами появился новый род войск, названный пельтастами.

Мужская одежда

Дельфийский возничий в хитоне

Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.

Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. В отличие от хитона, эксомис почти не образовывал складок; его назначением было прикрывать тело, а не обрисовывать его

Это вполне соответствовало эстетическим вкусам древних греков, которые считали, что тело человека, вынужденного заниматься физическим трудом, будь то раб или свободный, развивается диспропорционально, не отвечает канонам красоты и потому не заслуживает того, чтобы привлекать к себе внимание.

Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector