Глава iv одежда и украшения
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Ссылки
- О предохранителе
- Размножение гардении жасминовидной в домашних условиях
- Сохранившиеся экземпляры
- Оружейный магазин в Лас-Вегасе — как продают оружие в США
- БС-3 – первая во многих смыслах
- Особенности и значение деталей
- Особенности национального костюма
- Красный
- Свадебные русские наряды
- Где сейчас применяется фуражка?
- Навигация
- Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций
- Рацион первобытного человека
- Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин
- Значение количества использованных кусков ткани для рубахи
- Собирательско-охотничий образ жизни
- Женская одежда на Руси
- Как одевались славяне в середине I тысячелетия до н.э – середине I тысячелетия н.э
- Славянская символика
- Обереги древних славян
- Заключение
Содержание
Содержание
Ссылки
- Костюм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
О предохранителе
Предохранитель в рассматриваемом пистолете флажкового типа, он расположен на затворе. В целях упрощения конструкции он же используется для переключения режимов ведения огня. Особенность его конструкции в том, что при активации предохранителя УСМ пистолет сразу же (в автоматическом режиме) спускается с боевого взвода.
Слева на раме имеется рычаг затворной задержки. Крепежная защелка для магазина традиционно расположилась в нижней части рукояти. Прицел простой, секторного типа. Теоретически рассчитан на 200 метров, но максимальная дальность относительно эффективного огня не превышает 50 метров.
Размножение гардении жасминовидной в домашних условиях
Сохранившиеся экземпляры
До наших дней дошло немало 45-мм пушек, большей частью находящихся в музеях. Некоторые принимают участие в почётных мероприятиях.
Одно орудие установлено в сквере на площади Крестьянской заставы, в честь ознаменования 65-й годовщины Битвы под Москвой. Пушка была найдена в ходе поисковых работ на местах боевых действий Московского ополчения под Москвой, военно-патриотическим объединением «Столица», при содействии Военно-Мемориального управления МО РФ.
На самом деле данный экземпляр представляет собой останки 37-мм орудия, что легко проверить измерив калибр ствола. Вероятно это была пушка либо 37 мм образца 1930 года снятая со складов либо её аналоги германского или польского происхождения стоявшие на вооружении Красной Армии и Вермахта. Слово в точном определении за специалистами.
Экземпляр 45-мм противотанковой пушки 53-К можно увидеть в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области, где он представлен среди других советских артиллерийских орудий.
Несколько экземпляров орудия представлены в экспозиции Музея военной техники УГМК в г. Верхняя Пышма Свердловской области.
Оружейный магазин в Лас-Вегасе — как продают оружие в США
БС-3 – первая во многих смыслах
Особенности и значение деталей
Мелкие элементы в национальном одеянии славян играли огромную роль.
Детали мужского костюма
Русская народная одежда у славянских парней была представлена обычной сорочкой. Простолюдины носили рубаху, как основной элемент костюма. А вот знать использовала ее исключительно в качестве нижнего белья. Для пошива сорочки брали лён или шёлк.
С внутренней части рубаху дополняли подкладкой, именуемой подоплекой. Рукава широкие и сильно сужающиеся к низу. Воротник отличался по форме, он мог быть круглым или квадратным. В некоторых моделях вовсе отсутствовала подобная деталь.
Как правило, воротник декорировали завязками и пуговицами. Дополнением к костюму считались зипун, опашень и охабень. Все эти слова обозначали один элемент гардероба – кафтан. Поверх сорочки и зипуна надевали свитку, кожух или сермягу. Для торжественных мероприятий подбирали парадный плащ или однорядку, пошитую из шерсти. |
Большой популярностью пользовались шубы. Простолюдины выбирали верхнюю одежду из меха зайца или плотной овчины. Аристократия могла позволить себе приобретение наряда из чернобурки или соболя.
Чтобы сохранить тепло, шубу шили мехом внутрь. Сверху изделие покрывали плотным сукном. Наряды, предназначенные для знати, покрывали бархатом или парчой. Меховой воротник придавал изделию роскошности.
Классическая модель русской шубы была практически до пяток. Рукава отличались невероятной длиной, но руки продевали не в них, а в специальные прорези, распложенные в передней части дохи. Одеяние носили не только в зимний, но и в летний период, чтобы добавить облику торжественности.
Еще одна важная деталь в костюме мужчин на Руси – национальный головной убор. Существовало несколько его разновидностей: тафья, клобук, мурмолка, треух.
Первая представляла собой маленькую шапочку круглой формы, которая плотно прилегала к голове. Поверх тафьи нередко надевали обычный головной убор. Для пошива аксессуара крестьяне использовали войлок, знатные славяне останавливались на бархате.
Мурмолкой именовали высокие шапки, расширяющиеся к верху. По аналогичному принципу создавали горлатные головные уборы. Их декорировали мехом лисы, соболя или зайца, идущим от горла. Он не только согревал голову, но и украшал шапку.
Детали женского костюма
В основе одеяния девушек лежала сорочка, декорированная вышивкой или уникальной оторочкой. Дамы, относящиеся к аристократии, поверх простой рубахи надевали праздничную, созданную из шёлка яркой расцветки. Самым торжественным вариантом считалась сорочка алого оттенка.
Поверх рубахи надевали летник. Классический наряд барышень Древней Руси был длиной в пол. Для его пошива применяли шёлк. Летник имел оригинальное украшение у самого горла. Аристократия носила изделие, декорированное вышивкой из золота или жемчуга. Ворот летника украшали ожерельем.
В холодное время года дамы облачались в длинные шубки, украшенные мехом. Характерная черта изделий – декоративные рукава. Они считались символом роскоши, поскольку элемент не отличался высокой практичностью.
Чаще всего руки продевал в прорези, расположенные под рукавами. Для согрева ладошек использовали муфту, украшенную снаружи и внутри оторочкой из меха.
Важную роль в одеянии девушек играл головной убор. Дамы, связанные семейными узами, в обязательном порядке прикрывали локоны, даже находясь в избе. В обычные дни для покрытия головы использовали волосник или повойник, сверху повязывали платок яркой расцветки. |
В летний период славянские девушки носили венчик (широкая тканевая плоска, декорированная длинными ленточками разных оттенков). С наступлением холодов им на смену приходили меховые шапки. Но национальный костюм русского народа до сих пор ассоциируют с кокошником. Это головной убор в форме опахала. Его обильно украшали, поэтому кокошник становился главным элементов в наряде.
Особенности национального костюма
Наряды древних славян делились на праздничные и повседневные. В будние дни наши предки облачались в простые вещи из грубой материи с минимумом декора. А вот для торжественных мероприятий из гардероба доставали одеяния насыщенных оттенков, украшенные вышивкой. Самым роскошным нарядом считалась одежда красных расцветок.
Ранее на Руси пошивом костюмов занимались исключительно барышни, умелыми руками из куска грубого сукна они создавали настоящие шедевры, которым позавидуют современные модельеры. Также для изготовления нарядов использовали лён и шёлк. Для подкладки брали специальный материал киндяк.
Основа из ткани дополнялась многочисленными элементами, национальными украшениями и обувью. Это помогало славян создать гармоничный и неповторимый облик.
В зависимости от региона образ русского человека существенно отличался. Например, обитатели холодных северных краев имели привычку носить большое количество верхней одежды. Она была распашной или накидной, иногда наряды сочетали между собой. |
Второй тип вещей надевали через голову, первая имела застежку на пуговицах или крючки. Отдельного внимания заслуживает костюм для аристократии. Он был наполнена роскошью и говорила о том, что его обладатель занимает высокое положение в обществе. Наряд для знати расшивали золотыми или серебряными нитями, декорировали жемчугом.
К подобному одеянию относились бережно и использовали его не один год. Обычно дорогостоящую одежду передавали от родителей к детям.
Красный
Этот оттенок был любим и простолюдинами и аристократией. Красный на Руси считался символом огня, власти и плодородия. В национальных костюмах славян можно отметить до 33 разновидностей алого. Каждый оттенок имел собственное название: кровавый, червонный, кумач и т.д.
По цветовой гамме можно было легко определить возраст владельца. Ярче всего наряжались молодые барышни, не имеющие ребёнка. Пожилые люди и дети останавливались на нарядах спокойных расцветок.
Костюм девушек имел огромное количество разнообразных узоров. Вышивка на одежде перекликалась с орнаментом, используемым для оформления избы. В рисунок вплетали изображение птиц, животных и растений.
Свадебные русские наряды
Одежда на свадьбу имела сакральный смысл. Белое венчальное платье вошло в моду в 17 веке, а до того венчальное платье старались украсить большим количеством красной вышивки. Красный цвет на Руси ассоциировался с красотой, богатством и плодородием. Вышивать свадебные рубахи начинали задолго до торжества. Юная невеста могла корпеть над вышивкой не один месяц. Помимо рубахи на невесту надевали сарафан, а на голову ленты украшенные бисером. Чем больше было украшений на наряде, тем выше в обществе была семья невесты. Зимой обязательно надевали меховую шубу.
Наряд жениха был скромнее — рубаха из отбеленного льна с вышивкой и штаны. В карман на удачу клали ситцевый платок. В разных частях Руси использовали уникальные детали в костюмах жениха и невесты. Отличались не только узоры вышивки, но и цветовая гамма костюмов, качество ткани, ее цвет.
Где сейчас применяется фуражка?
Навигация
Одежда славян как хранитель истории, верований, традиций
Несмотря на то, что основной функцией одежды является прикрытие наготы и защиты организма от климатических условий, наши предки в каждый элемент вкладывали глубокий смысл. Так формировались целые культуры.
Одного взгляда на человека было достаточно, что бы понять к какому роду и племени он принадлежит, чем занимается, и в каком статусе находится среди сородичей. Это очень помогало быстро понять как вести себя при общении с незнакомцем, и чего от него можно было ожидать.
Приверженность определенному гардеробу определялась с самого рождения.
- В соответствии с поверьями, новорожденного принимали в рубашку, сшитую руками самой старой женщиной рода, с тем чтобы он повторил ее путь, прожив долго и счастливо.
- Далее в дело шла старая не стираная отцовская рубаха. Ее задача — привить любовь к сородичу.
- На пеленки шли обрывки одежды других взрослых родственников. Считалось, что так малыш перенимает их положительные качества.
Всегда проводилось строгое разграничение между праздничной и повседневной одеждой славян. Внешне это отражалось как в наличии дополнительных атрибутов и аксессуаров, так и в цветовой гамме. Не мало внимания уделялось и качеству материала. Каждому элементу и цвету придавалось особое значение. При этом красящие вещества давала сама природа: кора деревьев, трава, листья некоторых растений.
Рацион первобытного человека
Питание охотников-собирателей было разнообразным по тем временам. С весны и до глубокой осени человек питался кореньями, ягодами, семенами и орехами, – всем тем, что мог найти и собрать. Летом в изобилии можно было найти дикие злаки, бобы, горох, огурцы, тыкву. Не сложно было обнаружить финики, виноград, фигу, клюкву и чернику в отдельных регионах. Осенью природа давала человеку разнообразные орехи – кедровые орешки, миндаль, желуди. Все это добро можно было хранить в земле, а зимой высушенные фрукты и ягоды тоже шли в пищу. Душистая трава и мед диких пчел были чем-то вроде десерта.
В рационе преобладала растительная пища, однако, когда ее становилось мало, человек использовал насекомых, гусениц, жуков, яйца птиц.
По зубам неандертальца, жившего 60 тыс. лет назад, ученые выявили, что в его рационе почти не было сладкого, так как гнилых зубов не обнаружено вовсе, однако некоторые зубы были сточены. Это объясняется тем, что человеку приходилось есть зерно прямо в твердой оболочке.
Костяной гарпун позволял ловить рыбу.
Возле морских побережий процветала рыбная ловля. В ход шли моллюски, ракообразные, крабы, трубачи. Охота велась на морских птиц и тюленей. Рыбу ловили с помощью костяных гарпунов, крючков и сетей.
Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин
Более сложная в исполнении женская рубаха также выкраивалась экономично. Обрезков ткани после пошива не оставалось. Все детали были прямоугольными или клинообразными, уменьшая расход материала. Перед и спинка вырезались по долевой нити с таким замыслом, чтобы она шла вдоль деталей. Рубахи были широкими и просторными за счет вставки бокового полотна или клина. Рукава соединялись с центральной деталью под прямым углом.
Они тоже отличались разнообразием вариаций и бывали:
- Расширенными за счет одного или нескольких клиньев.
- Имели вид зауженных книзу.
- Заканчивались манжетами или сборками над узкой обтачкой.
Долевая нить в рукавах располагалась вдоль руки. Свободу движений обеспечивала ластовица. Так называлась квадратная или клинообразной формы деталь, вшитая под проймой.
Виды кроя
Кроилась русская рубаха разными способами. Основные различия касались оформления горловины. Самым древним и практически вышедшим из употребления считается туникообразный крой. Традиционное изделие швеи состояло из единого центрального полотнища. Перегнутое пополам, оно уже представляло собой перед и спинку. Горловина прорезалась посередине на сгибе вместе с разрезом ворота. В начале 20 столетия рубаха-туника сохранилась лишь в качестве исподней или обрядовой, оставаясь заменяющей саван одеждой покойника.
Большее распространение получили рубашки с поликами. Так называли плечевые вставки, призванные соединить перед со спинкой и расширить горловину. Полики бывали прямоугольными и косыми. Прямые существовали в двух вариантах. В первом дополнительные части сшивали с верхними срезами основных деталей стана параллельно утку, во втором – параллельно основе.
Первые носили жительницы северных, начиная с Архангельской, и центральных губерний, вторые предпочитали женщины верхней Оки, Москвы и Рязани.
Существовали рубашки со слитными поликами. В них роль верхней ластовицы исполнял выступ, предусмотренный при выкраивании рукавов. Получался такой своеобразный реглан. Косые поликисшивали из двух частей, придавая форму трапеции. Острые углы вставляли в разрезы либо вертикальные швы деталей спинки и переда. Эта русская народная рубашка носилась с поневой.
С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них линия горловины была образована соединением задней части с краем передней посредством широких рукавов.
Цельная женская рубаха и составная
Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Для достижения необходимой ширины их использовалось четыре. Но встречались такие старинные одежды нечасто, в основном в качестве обрядовых – свадебных или погребальных. Чаще эта часть женского наряда была составной, разделяясь на верхнюю и нижнюю половину. Дробление практиковали из соображений экономии. Низ на обозрение не выставляли, поэтому на его изготовление шел домотканый плотный холст.
Верхняя часть виднелась из-под поневы или сарафана. Но материи на нее требовалось не так много, поэтому старались купить качественную хлопковую или тонкую льняную, иногда даже шелковую ткань. Бывало, что верх рубашки и стан представляли собой два сшитых отдельно самостоятельных предмета. Таким образом, женщина могла иметь несколько нарядных вариантов. А стан пришивала к тому из них, в котором хотелось покрасоваться.
Значение количества использованных кусков ткани для рубахи
Все в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы в работе и в бою она не сковывала движений. Почему при изготовлении рубахи использовали только вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см.
По традициям предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки обеспечивалась дополнительной, пришитой вдоль стана полосой. Хотя ширина покупной ткани разрешала обходиться без нее, традиционный крой сохранился неизменным.
Он представляется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей вместе с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами рукавов обеспечивали экономию ткани.
Простой геометрический крой порождал сложные объемные формы, чтобы подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздники и рабочие будни стали результатом социального отбора.
Собирательско-охотничий образ жизни
Первобытные люди не сидели на одном месте, им приходилось круглый год кочевать, чтобы добыть себе пищу. Собирали в основном ягоды, растения, орехи, а охоту вели на диких животных – оленей, диких кабанов, мамонтов. Стада животных, например, северных оленей, мигрировали, а за ними передвигались и люди, получая от животных мясо и молоко.
Миграции возникали по двум основным причинам:
- сезонные, о чем мы сказали раньше, связанные с передвижением животных;
- климатические, вызванные серьезными изменениями климата.
100 тыс. лет назад климат был куда холоднее, чем сейчас. В теплое время года, рядом с пастбищами, первобытные люди строили хижины. Когда наступали холода, они перебирались в пещеры, недалеко от источников воды. В отсутствии пещер стоянки организовывались из костей животных, шкур и камней.
В значительной степени жизнь облегчилась использованием огня. По меньшей мере, 700 тыс. лет назад человек уже мог использовать огонь. Возможно, он увидел его после очередного удара молнии об дерево, а тлеющие угли поддерживались от стоянки к стоянке. Позже человек обнаружил, что огонь появляется от быстрого трения деревянных палочек или искры выбиваются от удара кремня об камень. Считается, что лучковая дрель была изобретена как минимум 4 тыс. лет до н.э., а это облегчило добычу огня в несколько раз.
Женская одежда на Руси
Одежда древней Руси легла в основу национального русского костюма. Крой одежды отличался простотой и лаконичностью. Крестьяне изготавливали одежду из домотканых тканей, а знатные дамы предпочитали заморский шелк.
Женщины на руси одевались просто: длинная рубаха из холста порой доходившая до голени, рукава непременно длинные. Сорочку принято было украшать вышивкой около круглого ворота. Узоры и орнаменты вышивки отличались в каждом регионе Руси, самые популярные цвета орнаментов — красный и синий. Поверх сорочки надевали запону, внешне она походила на широкую ленту с вырезом для головы. Запона прикрывала спину и грудь женщины. Замужние дамы поверх сорочки надевали поневу — аналог современной юбки с завязкой на талии, голову покрывали платком — повойником.
Одежда крестьян и высшего сословия шилась по аналогичной схеме. Отличие было лишь в материале и отделке. Богатым женщинам были доступны костяные пуговицы, броши, атласные ленты. Зимнюю одежду шили из меха пушных зверей — лиса, бобер, песец. Шубы стоили очень дорого и позволить их себе могли лишь титулованные особы.
Как одевались славяне в середине I тысячелетия до н.э – середине I тысячелетия н.э
Одежда восточных славян в этот период не отличалась особым разнообразием, да и данные весьма фрагментарны — в обиходе были рубахи, женские сорочки и платья, куртки, безрукавки, халаты, тулупы, плащи, пояса (обычные и богато украшенные). Некоторые исследователи эту одежду разделяют на нательную, дополнительно нательную, верхнюю (подразделялась на плечевую и поясную).
Основной головной убор, как у мужчин, так и у женщин был башлык, а основной обувью были кожаные мягкие на плоской подошве невысокие полусапоги, которые закреплялись на ногах с помощью ремня или шнурка.
Сапоги представляли собой плотные чулки из кожи (сапоги знати могли обшиваться золотом).
Шили одежду в основном из шерстяных тканей, а также тканей из растительных волокон (конопляной и льняной).
Как одевались славяне в VI – IX вв
Для изготовления ткани для одежды также, как и раньше, славяне использовали шерсть, лен, коноплю. Широко использовались шкуры и мех (овечьи, медвежьи шкуры, соболиный, беличий мех и тд). Сведений об использовании импортных тканей, в первую очередь речь идет о шелке, к сожалению, не сохранилось. Мужская одежда состояла из рубашки, штанов (узких) и верхней одежды.
Верхнюю одежду называли по-разному – жупаном, корзо, кожухом, сукнею. Одежду стягивали поясами, которые шились из ткани или кожи, а сами рубахи и верхняя одежда завязывались тесемками или застегивались на пуговицы.
Одним из основных видов обуви в этот период были башмаки, изготовляемые из кожи (также они носили общеславянское название черевики).
Основу женской одежды этого периода составляла длинная, украшенная вышивкой или узорным тканьем рубашка. Изредка женский костюм дополняли металлические украшения.
Как одевались славяне в период Древней Руси
Одежду в Древней Руси называли порты, а портищем называли кусок ткани. Также для обозначения одежды употреблялось название – ризы.
Традиционным материалом для одежды восточных славян в IX — XIII вв были ткани из шерсти, льна, конопли. Но ткани в этот период уже различались по сортам. Толстиной или частиной называлось грубое полотно, вотолой — более толстое полотно, а тонкое, выбеленное полотно называлось бель.
Ткани из льна были в основном белого цвета, шерстяные — натурального цвета овечьей, козьей шерсти или окрашивались в красные, желтые, зеленые и другие цвета.
Шелковые или золотные ткани, которые привозились из Византии и Востока, были доступны только знатным людям.
Распространенным материалом для обуви были древесная кора и лыко, из которого плели лапти, но обувь горожан и богатых крестьян изготавливали из сыромятной или дубленой кожи.
Главной особенностью одежды в Древней Руси было то, что костюм у различных слоев населения отличался количеством предметов одежды и разнообразием материалов, но покрой одежды был одинаковым. Ярким примером может служить одинакового покроя рубаха, которую носил и крестьянин, и горожанин, и князь, но у последнего рубаха была из дорогой тончайшей ткани.
Итак, сорочицу или рубаху шили из полотна, шерсти, шелка. Покрой у рубах был туникообразный.
Мужская рубаха была до колен, носили ее на выпуск, поверх штанов. Очень длинной, до ступней или до пола (отсюда слово – подол), была женская рубашка. Обычно длинные рукава рубашки в домашних условиях собирали с помощью браслетов.
Нательную мужскую одежду дополняли неширокие штаны. Сложно сказать какой конкретно длины были штаны, так как они заправлялись в обувь. На нижнюю часть ног состоятельные люди надевали, так называемые, наголенники, а бедные накручивали онучи – длинные узкие полосы материи. Помимо онуч на голую ногу бедное население (мужчины, женщины) надевали шерстяные носки (копытца).
Вышеперечисленная одежда у бедных слоев населения была в единственном экземпляре, поэтому в ней и работали, и ходили дома.
Верхняя одежда в этот период была представлена так называемой свитой (представляла собой длинное, облегающее тело, полотно с отложным воротником), которую носили как мужчины, так и женщины. В обиходе славян был распространен и безрукавный плащ из толстой льняной ткани, который накидывался на плечи и застегивался на шее (славянское название – вотола). Помимо вотолы была распространена и другая форма плаща – мятль, которую носили преимущественно княжеские слуги.
Зимой носили кожуки, или в простонародье тулупы, сшитые из шкур животных.
Меховые, валяные, плетеные шапки – главные головные уборы мужчин того времени.
У женщин наиболее распространенным головным убором был кокошник.
Таким образом, одежда у славян выполняла не только защитную функцию, но и была социальным и этническим показателем. Популярная поговорка что встречают по одежке – как раз и уходит корнями в рассмотренные выше времена.
Славянская символика
Символы скифского стиля представляют собой объединение линий в ромбы и треугольники, плавные стежки переходят в спирали и объединяются в круг. Традиционная символика славян значима для человека, ведь это не только вышивка, как часть декора, а это вышивка-оберег, наделяющая человека способностью противостоять злому року и развивать свой духовный потенциал.
Национальная символика восточных славян:
- Крест, как символ солнца. Означает противостояние злому року и насыщение светлой энергетикой жизни.
- Сварга, как символ неба. Сварга правильной направленности говорит о пути к счастью. Перевернутая сварга (свастика) имеет противоположное значение и низвергает обладателя в водоворот неприятностей.
- Круг, как символ солнечной энергии.
- Ружа – символизирует жизнь.
- Ромб – гармония с природой, плодородие.
- Громовник – символ грома и поклонения Перуну.
- Дерево – долголетие.
- Спирали – мудрость.
- Рог изобилия, как символ материального богатства.
- Треугольник ассоциируется с человеком.
Помимо обрядовых вышивок одежда восточных славянских народов дополнялась вышивкой цветочных орнаментов.
Так, на рубахах новорожденных и молодых парней испокон веков принято было вышивать дуб, как символ мужской энергии, и калину, означавшую бессмертие рода. Вышитый мак означал скорбь по убиенному родственнику. Орнаменты с виноградом символизировали у славян разрастание семьи, появление наследников.
На девичьих платьях наши прародительницы вышивали лилии, что символизировало невинность и чистоту их обладательниц.
Одежду молодежи украшали узорами с барвинком, что символизировало безудержное веселье.
Символом любви у славян считалась роза. И не удивительно, что розами вышивали свадебные рушники, желая тем самым молодым нескончаемой любви.
Обереги древних славян
Язычество нашло свое выражение в вещественном мире благодаря оберегам. Чувствуя себя бессильным против богов и природы, славяне, пытаясь обезопасить себя от стихий и раскрыть механизм влияния на природу, разработали целый комплекс защиты от неизвестных сил.
Различные языческие символы находились в самых уязвимых местах дома: окна, двери, щели, ворота и т.д. Все они должны были защитить дом и его жителей от нечистой силы. Иногда солярные знаки находились даже на крыше дома, и обычно это был символ коня. На фасаде дома было принято изображать небо и ход солнца (утро, день и вечер). Над входной дверью вешали вышитые полотенца, посредине которого находился громовой знак в виде круга, разделенного на шесть секторов. Это был символ Перуна, который помогал уберечь жилище от удара молнии и пожара. На наличниках окон рисовали или вырезали знаки земли, засеянного поля, русалок берегинь (защищали от упырей), птиц, растения, фантастических существ.
На прихозяйственных постройках изображали богинь Ладу и Макошь с опущенными руками, якобы те просят матушку-землю о большом урожае и сырой земле. С поднятыми руками их изображали над дверью дома или возле окна, дабы попросить у богов защиты и небесной влаги и света. Причудливыми орнаментами старались покрыть все, дабы защитить себя со всех сторон от всякого зла.
Украшения древних славян
Особая защита требовалась женщине, защитнице и продолжательнице рода. Поэтому в их наряде всегда присутствовали подвески, которые либо крепились на цепочке и вешались на шею, либо свисали с пояса, либо висели у плеча. Таким оберегом был талисман, вырезанный в форме коня или утко-коня, к которому добавляли ещё бубенчики или утиные лапки (символ Рода, создателя земли).
Ещё один главный элемент женского украшения – головной убор. У девушек это был венчик, у замужних женщин кика или кокошник. Венок является кругом оберегом, который помогает девушке сохранять светлые, добрые мысли. Кика символизировала рога богини Оленихи, которая придавала женщине силу. Такой головной убор был обязательно украшен бисером, нитями жемчуга и височными кольцами. Поверхность кокошника и кики покрывалась дополнительно различными обережными знаками, которые с виду напоминали руны, а также изображались символы богини Макошь.
Браслеты – это уникальный элемент наряда, который подходил и мужчинам и женщинам. Делали браслеты из стекла, дерева, полосок металла и крученой проволоки. Они были необходимы для того, чтобы скреплять рукава одежды, дабы её было удобно носить, да и нечистая сила не проникла в человека. Как правило, на браслетах изображали символы земли и солнца.