Их не догонят
Содержание:
- Топ самые быстрые ракеты в мире
- Гиперзвуковая крылатая ракета России
- Позитивное или негативное социальное явление
- Новые противокорабельные ракеты России и их дальность
- «Тигры» останутся в войсках»
- Баллистические данные АКМ
- «Ни у одной страны нет подобных разработок»
- Вепрь 12 Молот — модификация ВПО 205 03
- Ссылки
- Прочие наименования
- Катастрофа в Иркутске
- Готов ли Пентагон к встрече с «Цирконом»?
- Т-4 «сотка»: советский убийца авианосцев
- В рамках оборонительной стратегии
- Сбить любую цель
- Словарь методических терминов
- Москва и Дели: рождение «БраМос-2»
- Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения
- Питание и боеприпасы
- Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ
- В заключение
Топ самые быстрые ракеты в мире
Гиперзвуковая крылатая ракета России
Отдельные аналитики утверждают, что февральские испытания прошли не совсем гладко — мол, носителем выступала «осовремененная» УР-100Н (УТТХ), и она не справилась с поставленной задачей. Однако достигнутый показатель ускорения (порядка 5,2 Мах) — уже огромный прорыв. Осталось «подтянуть гайки» да «закрутить болты».
Данные, поступающие из открытых источников, свидетельствуют: за реализацией проекта «4202» стоят конструкторы «НПО Машиностроения» (город Реутов), причем работают они в указанном направлении, начиная с 2009 года, то есть с соблюдением режима секретности в военном ведомстве дела обстоят хорошо. Независимые эксперты полагают, что новая гиперзвуковая крылатая ракета России — это некий гибрид, способный действовать как самостоятельно, так и в составе системы межконтинентального баллистического запуска. Вероятно, речь идет о нескольких модификациях, которые будут обладать совместимостью и с легкими «Тополями», и с более тяжелыми «Сарматами» (дебют последних ожидается на рубеже 2019-2020 годов). Коридор 25-140 км — не единственное актуальное направление для исследований.
Кремль ударными темпами осваивает технологию, позволяющую выводить объекты на немыслимые траектории на сверхмалых высотах при ускорении в 3-4 Мах. Являясь аэродинамическими целями для систем ПРО, такие крылатые ракеты смогут опережать заряды-перехватчики и поражать цели вне зависимости от насыщенности оборонительного щита.
Позитивное или негативное социальное явление
Чтобы здраво рассуждать на тему дедовщины, необходимо настроить себя на то, что вопрос этот достаточно многогранный, и при установлении одной истины возникает еще более споров. Первый парадокс заключается в том, что искоренить это проявление пытались на протяжении многих десятилетий, но большинство мужчин старшего поколения при упоминании про своеобразную иерархию в армии лишь задумчиво улыбнутся. Причем они нередко отмечают, что именно благодаря воспитанию со стороны «дедов» «дух» становится настоящим солдатом.
В чем заключается такое противоречие? Несомненно, в семьях, которые пострадали от последствий неуставных отношений, будут твердить о полном искоренении данного пережитка общества, а бывшие военнослужащие, чьи судьбы не постигла трагедия, считают, что каждый должен через подобные испытания пройти. Причина разногласий кроется в неоднозначном понимании дедовщины, как таковой.
С одной стороны, она представлена строгой школой, которую устраивают старослужащие молодому пополнению. Что в этом плохого? Конечно, форма воспитания своеобразна, однако в результате новобранец становится самостоятельным, учится обслуживать, прежде всего, себя самого, соблюдать субординацию, жить в коллективе, выполнять приказы, правильно маршировать.
С другой стороны, меры воспитания иногда переходят не только мыслимые границы, но и рамки законности. Появляются неуставные отношения, беспредел, который трактуется, как преступление против личности. Именно они выражены публичным унижением, избиением, прочими страшными деяниями. Таким образом, при всем негативе о дедовщине вспомнят с доброй иронией приличная доля запасников, но мы, все же, будем говорить о тяжелых последствиях данного явления.
Новые противокорабельные ракеты России и их дальность
Помимо ракетных комплексов, предназначенных для борьбы с наземными целями, в России есть целый ряд противокорабельных ракет, которые при необходимости могут использоваться и для поражения сухопутных объектов. Одними из самых грозных в арсенале России являются ракетные комплексы «Бастион», оснащенные ракетами П-800 «Оникс/Яхонт». Это универсальная сверхзвуковая противокорабельная ракета, способная поражать цели на расстоянии до 600 км. В случае с наземными целями дальность поражения может быть увеличена и, как показал опыт применения этого оружия в Сирии, его эффективность достаточно высока. Универсальность ракеты позволяет размещать её как на наземных береговых комплексах, так и на разных типах кораблей.
Вместе с ракетами «Оникс», на вооружении РФ стоят крылатые ракеты «Калибр», вокруг которых недавно разгорелись жаркие дебаты. Еще на этапе разработки этой ракеты в СССР у её конструкторов возникли проблемы с договором о РСМД, так как дальность стрельбы ракетами находится в очень широком диапазоне. В случае стрельбы по надводным целям её дальность составляет 350 км, а вот наземные она способна поражать на расстоянии до 2600 км. Ракета имеет существенный запас по модернизации, и её модификации способны поражать цели вплоть до 4500 км. Восхищаясь эффективностью ракеты, В. Путин как-то отметил, что «Калибры» могут оснащаться разными типами боевых частей, в том числе ядерными.
Считается, что одна из сухопутных модификаций «Калибра», получившая обозначение 9М729, стала формальной причиной, по которой Трамп обвинил Россию в нарушении договора о РСМД. По имеющейся информации эта крылатая ракета разрабатывалась еще с 2008 г., а в 2014-м уже начались её регулярные испытания. По мнению американских аналитиков, ракета предназначена для того, чтобы поражать цели на расстоянии, существенно большем, чем оговоренные в ДРСМД 500 км, однако на этот счёт достоверной информации нет. Планируется, что ракета будет установлена на подвижное шасси МЗКТ-7930 (такое же, как у «Искандеров») и уже вскоре она может поступить на вооружение сухопутных войск РФ.
- БРК Бастион с ракетой «Оникс»
- ОКР «Калибр»
- 9М729 на презентации Минобороны РФ
- МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал»
Помимо этого, в арсенале России есть гиперзвуковые ракетные комплексы, об одном из которых в своем недавнем послании говорил В. Путин. Он заявил, что уже вот-вот на вооружение армии России поступят новые ракеты «Циркон», однако те фотографии, которые затем были растиражированы в СМИ, оказались уж очень схожими на аналогичную американскую разработку – ракету «Boeing X-51». А вот другой российский гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал» уже не раз демонстрировался публике воочию и, судя по всему, он уже является очень грозным оружием для любых типов кораблей противника.
«Тигры» останутся в войсках»
«Атлет» начал создаваться в 2017 году в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) по новому поколению бронеавтомобиля «Тигр». Об этом на международном форуме «Армия-2017» рассказал Александр Красовицкий. По его словам, проект был запущен в интересах Минобороны РФ.
«Не секрет, что «Тигру» уже десять лет, за это время мы внесли порядка 700 изменений в конструкцию. Сейчас мы понимаем, что нужно повысить минную и баллистическую стойкость», — цитирует ТАСС Красовицкого.
Также по теме
«Конструктивно ближе к бронетранспортёру»: на что способен российский армейский автомобиль «Тигр-М»
Войска Восточного военного округа получили партию новейших бронированных автомобилей «Тигр-М», сообщили в Минобороны РФ. По информации…
В ноябре 2019 года в программе «Военная приёмка» на телеканале «Звезда» гендиректор ВПК заявил, что «Атлет» превосходит «Тигра» по защищённости примерно в три раза. Объём первой серийной поставки он оценил в сотню единиц. Также Красовицкий подчеркнул, что новый броневик не станет заменой «Тигру». «Атлет» будет выполнять в войсках специальные задачи.
Опрошенные RT эксперты назвали «Тигр» универсальной высокоэффективной бронемашиной, снискавшей заслуженную популярность в войсках благодаря надёжности и высоким ходовым характеристикам. В большинстве случаев машина способна выдержать попадание пуль и осколков, однако её слабым местом остаётся защита от взрывов фугасов мощностью в несколько килограммов в тротиловом эквиваленте.
«Тигр» и «Тигр-М», которые закупаются, соответствуют требованиям Министерства обороны. «Атлет» отличается тем, что является более миноустойчивым автомобилем. Он обладает более высокими защитными свойствами при подрыве под машиной фугасов и самодельных взрывных устройств», — пояснил в беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
По словам эксперта, «Атлет» является более крупной и тяжёлой машиной, чем «Тигр». Как считает Мураховский, увеличенные массогабаритные характеристики нового автомобиля позволили значительно повысить защищённость экипажа. Однако «Атлет» по стоимости будет превосходить предшественника, предупреждает аналитик.
- Применение спецавтомобиля «Тигр» в ходе учебной операции по противодействию терроризму с участием подразделения спецназа
«Тигр» обладает меньшей стойкостью к воздействию фугасов, но он и меньше по массе и дешевле в производстве. Поэтому «Тигры» останутся в войсках. «Атлет», на мой взгляд, больше приспособлен к проведению контртеррористических операций, где нет ни фронта, ни тыла, где боевики закладывают фугасы на дорогах», — сказал Мураховский.
В разговоре с RT военный эксперт Дмитрий Литовкин отметил, что габариты «Атлета» позволили увеличить вместимость машины и повысить уровень комфорта для военнослужащих. Также, как говорит аналитик, новый автомобиль можно оснастить более мощным, чем у «Тигра», вооружением. По информации разработчика, «Атлет» спроектирован под установку пулемётов «Печенег» (7,62-мм), «Корд» (12,7-мм), а также 30-мм гранатомёта АГС-17.
Также по теме
«В единой системе управления»: какие преимущества получит армия РФ с появлением комплекса ПВО «Гибка-С»
В России завершились государственные испытания мобильного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Гибка-С», сообщили в Минобороны….
Масса «Атлета» составляет около 9 т (против 7,8 т у «Тигра»), грузоподъёмность — 1,6 т (против 1,2 т), минная стойкость — до 2 кг в тротиловом эквиваленте (против 0,6 кг), максимальная скорость по шоссе — около 120 км/ч (против 110 км/ч). На «Атлете» установлен двигатель ЯМЗ-5347-24 мощностью 240 л. с., «Тигр» оснащён ЯМЗ-5347-10 мощностью 215 л. с.
На текущий момент завершены предварительные испытания «Атлета». Опытные машины преодолели тысячи километров бездорожья, прошли проверку на способность форсировать водные преграды (бродоходимость) и действовать в условиях экстремальных температур. Испытания проходили в том числе и на полигонах Минобороны РФ.
В феврале «Атлет» выдержал проверку на подрыв и обстрел. Как рассказали ТАСС в пресс-службе ВПК, автомобиль будет немного доработан по предложениям Минобороны, после чего ему предстоят государственные испытания.
«Провели испытания «Атлета» на подрыв под днищем, под колесом и сбоку от автомобиля. Также провели испытания на обстрел боеприпасами, соответствующими заявленному классу защиты, на поражение осколками и напалмом на пожаростойкость. Всё, что мы планировали, машина выдержала и подтвердила заданные технические характеристики», — сообщает пресс-служба предприятия.
Баллистические данные АКМ
«Ни у одной страны нет подобных разработок»
По мнению академика Российской академии космонавтики Александра Железнякова, новый двигатель, как и его предшественник РД-171М, будет успешно конкурировать с зарубежными аналогами.
По его словам, продвижение этого двигателя на международном рынке связано с вопросами геополитики.
«Кроме Китая, вряд ли кто-то заинтересуется, поскольку это зависит от геополитической обстановки», — пояснил он.
Схожую точку зрения выразил и военный эксперт Михаил Тимошенко.
«Этот двигатель сможет конкурировать с иностранными разработками. США вряд ли будут заинтересованы в его покупке, потому что у них есть двигатель для тяжёлых ракет. Но интерес могут проявить Евросоюз и Китай, если, конечно, они захотят выводить на орбиту что-то тяжёлое», — сказал он RT.
- Ракета-носитель среднего класса «Союз-5» («Иртыш»)
В свою очередь, Моисеев заявил, что двигатель вряд ли пойдёт на экспорт, поскольку такие аппараты создаются под конкретные ракеты. Пока за рубежом нет ракет, совместимых с РД-171МВ.
«Для его покупки предполагаемый покупатель должен иметь соответствующую ракету. Им заинтересуются тогда, когда кто-то начнёт разрабатывать ракету, под которую он подойдёт, но пока таких ракет не разрабатывают и в планах ни у кого нет», — сказал эксперт.
Вепрь 12 Молот — модификация ВПО 205 03
ВПО 205 03 – а это самый «самооборонный» вариант
. Длина ствола всего 305 мм! Общая габаритная длина – 852 мм! Вес – 3,9 кг. Это уже другое дело.
С таким оружием, как мне кажется, только на городские, уличные перестрелки. Его габариты предоставляют возможность скрытной транспортировки.
Для охоты такой карабин мало пригоден, только если использовать удлинители и насадки, что тоже не очень хорошо из-за количества соединений.
Как спортивный вариант использовать его тоже не очень удобно, в связи с нестабильной работой на спортинговых навесках. Надо опять же ставить удлинители и сужения.
Варианты использования:
самооборона и увеселительная стрельба.
Так же стоить отметить невозможность установки телескопического приклада.
Ссылки
Прочие наименования
Можно выделить еще несколько интересных и смешных названий российского оружия, которые сложно сгруппировать в единую группу. Среди них:
- Огнемет ручного использования РПО-2 «Приз».
- «Полуфинал» — взрыватель неконтактного типа (9Э-343).
- Исконно русское прозвище «Гжель» — бронежилет.
- «Буковица» — контрольно-поверочное оборудование РЭБ Л-183.
- «Молодец» — МБР РТ-23 УТТХ.
- «Солнцепек» — тяжелая огнеметная система ТОС1М.
- «Огонек» — корабельный гранатомет с семью стволами калибром 55 мм.
- «Малютка» — реактивный снаряд 9К-11.
- «Вампир» — ручной противотанковый гранатомет.
- «Кактус» — баллистическая ракета наземного базирования.
- «Ирония» — оптико-электронная система наблюдения.
- «Буратино» — ТОС-1.
Катастрофа в Иркутске
За все время эксплуатации самолетов Ан-124 в результате летных происшествий было потеряно 4 самолета.
Одной из самых тяжелых стало падение военного борта в небе над Иркутском. Бортовой номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 года. Общий налет борта по состоянию на конец 1997 года составлял 1034 часа, или 576 циклов «взлет — посадка».
6 декабря 1997 года произошло одно из самых тяжелых летных происшествий в истории военнотранспортной авиации. Борт RA-82005 следовал из Москвы на вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находились 40 тонн груза — собранные на Иркутском авиационном заводе два истребителя СУ-27УБТ, 15 пассажиров и 8 членов экипажа.
В 14 часов 42 минуты самолет поднялся в небо с аэродрома Иркутска.
Дальнейшая хронология событий была восстановлена специалистами комиссии по расследованию причин катастрофы со скрупулезной точностью:
- 3 секунды после взлета, высота 5 м — помпаж и отключение двигателя №3.
- 9 секунд после взлета, высота 22 м — штатная остановка двигателя №2.
- 11 секунд после взлета, высота 66 м – помпаж двигателя №1.
Рост угловой скорости и угла атаки не превышал допустимых значений, но вследствие резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей, Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременной потерей линейной скорости.
Стабилизировать и удержать самолет в полете, имея один рабочий двигатель, экипажу не удалось.
Гигантский самолет упал на расстоянии 1,6 км от аэродрома Иркутск-2 на городской микрорайон Авиастроитель. Основной удар пришелся на дом №45 по ул. Гражданская. Киль самолета уперся в стену дома №120 по ул.Мира, а другие крупные обломки – в здание детского дома.
Общее количество погибших в авиакатастрофе — 72 человека:
- 49 из них — стали жертвами катастрофы на земле, жители Иркутска, 15 из них – дети.;
- 15 — пассажиры «Руслана»;
- 8 — члены экипажа.
70 семей лишились жилья. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России.
Ситуация была осложнена тем, что бортовые регистраторы переговоров экипажа и технических параметров самолета очень сильно пострадали при пожаре. В частном порядке после завершения официального расследования, появлялись интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали различные точки зрения по поводу причин отказа двигателей «Руслана» после взлета.
Приводимые ниже факты являются неофициальными и не могут использоваться в качестве выводов о степени виновности производителя, экипажа либо технического персонала:
- перегрузка самолета перед вылетом с аэродрома Иркутска.
- нарушение работы одной из бортовой систем вследствие использования одним из пассажиров запрещенных электронных устройств.
- превышение количества 9 воды в авиационном керосине и, как следствие – появление льда и отказ топливных фильтров турбореактивных двигателей.
В 1999 году на месте падения «Руслана» в Иркутске была освящена церковь Рождества Христова, возведенная в память о жертвах ужасной катастрофы.
Готов ли Пентагон к встрече с «Цирконом»?
Гиперзвуковые ракеты России — тема закрытая. То, что попадает в печать — как правило, «намеренный слив». Поэтому точных сведений о «Цирконе» нет даже сейчас — спустя три года после того, как должны были состояться официальные смотрины
Но если принять во внимание тот факт, что прошлым летом военные чины утвердили программу развития гиперзвуковых технологий сразу на шесть лет вперед, то напрашивается вывод: ракета-фантом достойно выступила в ходе очередных учений, ее появление в составе ВС — вопрос решенный
Высказывается предположение, что «Циркон» станет элементом оперативного назначения на дистанции от 300 до 400 км. Но как будет в действительности — пока неизвестно. И эта неопределенность сильно настораживает Пентагон — там привыкли считать, что гиперзвуковые ракеты России и США по своим тактико-техническим характеристикам очень похожи. Рождение же «восточного Феникса», обладающего незаурядными способностями, — серьезный повод для беспокойства натовских генералов. Опять же неясен механизм доставки «Циркона» к цели. И американцы уже сегодня вынуждены ломать голову над тем, какие именно изменения им следует внести в их «многострадальную» ПРО, дабы минимизировать потенциальный ущерб от «посылки».
Т-4 «сотка»: советский убийца авианосцев
В рамках оборонительной стратегии
Помимо гиперзвуковых вооружений Россия располагает лазерным комплексом «Пересвет», который относится к оружию, основанному на так называемых новых физических принципах. В мае Владимир Путин подчёркивал, что именно такие вооружения будут определять боевой потенциал российских ВС на протяжении почти всего XXI века.
В настоящее время «Пересвет» стоит на опытно-боевом дежурстве. По информации Минобороны РФ, для его эксплуатации «подготовлена необходимая инфраструктура, включая помещения для техники и дежурных смен».
- Лазерный комплекс «Пересвет»
- РИА Новости
Официально назначение лазерного комплекса не раскрывается. В экспертной среде принято считать, что «Пересвет» выполняет функции противовоздушной и противоракетной обороны.
«Лазерный луч «Пересвета» способен повреждать любую электронную аппаратуру, защищая прикрываемый район от средств воздушно-космического нападения. Преимущества комплекса в том, что луч поражает цель мгновенно, при этом стоимость одного выстрела минимальна. Недостатками «Пересвета» являются громоздкость, слабая мобильность. Однако я уверен, что эксплуатация в войсках позволит усовершенствовать это оружие для последующей постановки на боевое дежурство», — подчеркнул Кнутов.
В комментарии RT полковник в отставке Виктор Литовкин заявил, что гиперзвуковое и лазерное оружие даёт российской армии преимущество перед высокотехнологичным противником.
«Россия придерживается оборонительной стратегии. Новейшее вооружение, несмотря на его ударную мощь, создаётся для сдерживания. Конечно, эта задача не решается несколькими видами оружия. Минобороны реализует целый ряд мероприятий, чтобы включить гиперзвуковые и лазерные комплексы в систему обороны страны и повысить тем самым боеготовность войск», — подытожил Литовкин.
Сбить любую цель
Однако создавать узкоспециализированную ЗРС только для борьбы с БРСД оказалось затратно. Кроме того, анализ ожидаемой тактики действий средств воздушно-космического нападения (СВКН) на различных ТВД показал, что в воздушно-наземной наступательной операции предусматривается проведение не отдельных ракетных и авиационных ударов, а серия массированных ракетно-авиационных ударов (МРАУ). МРАУ имеют комплексный характер, согласованы по времени, направлениям действий и объектам. Стало понятно, что в связи с этим на ТВД должна создаваться комплексная взаимосвязанная система ПРО-ПВО, включающая в состав как подсистему нестратегической ПРО, так и высокоэффективную подсистему ПВО.
В этой связи на ЗРС ряда С-300В, кроме задач ПРО, было возложено и решение задач ПВО
При этом в части противовоздушной обороны основное внимание обращалось на борьбу с особо важными целями – воздушными командными пунктами, самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ), самолетами-целеуказателями разведывательно-ударных комплексов (РУК), постановщиками коллективных активных помех на предельных дальностях
Для эффективного решения всей совокупности задач ПВО в список поражаемых целей пришлось, конечно же, включить тактическую и армейскую авиацию, крылатые ракеты и другие СВКН, способные действовать в воздушно-космическом пространстве ТВД.
С учетом чрезвычайно широкого спектра поражаемых системой С-300В целей и оптимизации критерия «стоимость-эффективность» сочли целесообразным в составе системы иметь кроме тяжелой ракеты еще и так называемую легкую – стартовой массой до 3,5 тонны, обеспечивающую преимущественное поражение тактических баллистических ракет, остальных типов аэродинамических целей, в том числе КР.
Таким образом, в составе ЗРС ряда С-300В опять-таки впервые применили два типа зенитных управляемых ракет (ЗУР). При этом тяжелая и легкая ракеты были максимально унифицированы между собой, отличаясь только ускорителями. Они были выполнены по аэродинамической схеме «несущий конус», что сделало возможными высокие перегрузки в полете.
В ЗРС реализован газодинамический («минометный») вертикальный старт из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), что в целом позволило сократить время реакции системы и максимально упростить конструкцию пусковых и пускозаряжающих установок. Газодинамическое управление первой ступенью (вектором тяги) позволило сократить ближнюю границу зоны поражения. Кстати, реализовать вертикальный старт ракет из ТПК американцы не смогли ни при модернизации ЗРК «Пэтриот», ни в новейшей системе THAAD.
Таким образом, ЗРС ряда С-300В по существу оказалась многофункциональной, способной решать задачи как нестратегической ПРО, так и ПВО на ТВД. Но основной задачей, стоящей перед системой, безусловно, является эффективное неядерное поражение гиперзвуковых малоразмерных головных частей БРСД и баллистических ракет других классов.
Эту систему и необходимо рассматривать как базовую для развертывания ПРО на ТВД. Не случайно еще в 80-е, когда американцы развернули в Европе БРСД «Першинг-2», в состав подмосковной группировки ПВО (системы С-50) были введены два полка ЗРС С-300В (в модификации С-300В2) для обеспечения защиты прикрываемых объектов от ударов таких ракет, в том числе оснащенных ядерными ГЧ. Другие ЗРС эффективно решать задачи борьбы с БРСД не могут.
В связи с этим упоминание руководством нашей страны на вышеуказанном совещании элиты ВПК и МО только систем типа С-400 и «Панцирь-С1», а тем более С-350 как возможных средств реализации угроз нападения БРСД вызывает некоторое удивление.
Смею думать, что в командах руководителей нет квалифицированных специалистов, которые могли бы помочь найти приемлемые и малозатратные методы и способы борьбы с БРСД. Поэтому и вектор решения проблемы борьбы с БРСД не оптимален.
Словарь методических терминов
Москва и Дели: рождение «БраМос-2»
Безусловно, испытание гиперзвуковой ракеты России стоило дорого. И речь даже не о деньгах, коих на военные нужды за последние двадцать лет было истрачено немало. Политическое, а порой и экономическое давление Запада вынудило Кремль к «активной обороне», к поиску новых стратегических партнеров. Не так давно завершились испытания «БраМос». Совместный российско-индийский проект ознаменовался рождением «крылатой бестии», которой под силу двигаться со скоростью 650 м/с. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается.
Следующая ступень сотрудничества — «БраМос-2» с показателями 6,5-7 Мах. Если удастся воплотить задуманное, то Москва и Дели смогут разделить лавры победителя, ведь об оружии с подобными характеристиками можно только мечтать. Что интересно: высокопоставленный чиновник Пентагона в одном из интервью, отвечая на вопрос журналиста о том, есть ли в РФ гиперзвуковые ракеты, предпочел сохранить молчание. Хотя каких-то 15 лет назад иностранные специалисты категорически заявляли, что ожидания Кремля в этой сфере тщетны, и что 7 Мах — недостижимый абсолютный предел. Но по теоретическим данным, ГПВРД, созданный отечественными конструкторами, успешно «сдал тест» еще в 1998 году.
Есть одна деталь, которую упускают все военные аналитики. Конечно сверхзвук — это не средство ПВО. Ракеты воздушного противодействия не рассчитаны на точечное попадание в цель. На скоростях более 500 метров в секунду это фактически невозможно. Это не средство перехвата. Это средство преодоления.
И кому-то нужно готовиться.
Основные технические тонкости и нюансы в создании ракеты нового поколения
Потребность в новой противокорабельной ракете возникла не сразу. Имевшиеся на вооружении флота ракетные комплексы П-600 «Гранит» и П-800 «Оникс» продолжают оставаться на сегодняшний день грозной силой. Однако не тратят времени даром и разработчики суперсовременных средств корабельных ПВО. По мнению специалистов в области оперативно-тактического оружия, через пару лет боевые возможности крылатых ракет морского базирования будут исчерпаны ввиду эффективности противоракетной обороны кораблей.
В связи с этим и возникла идея существенной модернизации ВМФ России новыми видами вооружения. Одним из направлений процесса стала разработка нового противокорабельного комплекса с высокоскоростными крылатыми ракетами. Наличие такого вооружения на больших и малых кораблях флота станет эффективным инструментом сдерживания на море. Новая ракета 3М22 имеет уникальные тактико-технические характеристики, однако точных данных о них пока нет. Даже предварительные данные говорят, что новое оружие является серьезным шагом к появлению новых видов и типов вооружений.
Аппараты, летающие со сверхзвуковой скоростью, принципиально отличаются от аппаратов, летающих на гиперзвуковой скорости. Обычный турбореактивный двигатель после тройного превышения скорости звука теряет тягу — основной показатель эффективности работы авиационного двигателя. К такому виду вооружений, как крылатые ракеты, не подходят ни жидкостный, ни твердотопливный реактивный двигатель. Ракета выполняет во время полета определенные эволюции, которые не могут обеспечить работающие маршевые ЖРД И ТРД с постоянной тягой.
Результатом научно-технических поисков стал прямоточный ракетный двигатель, способный работать в условиях сверхзвукового горения. Для этих целей даже было разработан новый вид ракетного топлива «Децилин-М» с повышенной энергоемкостью.
Во время полета ракеты в воздушном пространстве на высоте 50-200 метров корпус снаряда нагревается до высоких температур, поэтому при изготовлении изделия были использованы новые жароустойчивые сплавы.
Не менее трудно было решить проблему самонаведения ракеты на больших скоростях. В отличие от известных аэробаллистических боевых комплексов, способных летать на гиперзвуковых скоростях и на высотах до 100 км, крылатая ракета имеет иную область применения. Основной полет ракеты происходит в плотных слоях атмосферы. В отличие от баллистических ракет, КР имеет пологую траекторию полета и меньшую дальность. Все эти требования ставят перед разработчиками вооружения новые задачи.
В полете на гиперзвуковой скорости из-за возникновения вокруг летящего снаряда облака плазмы, появляется естественное искажение параметров целеуказания. На новую ракету было решено установить совершенное радиоэлектронное оборудование, способное вести снаряд к цели на высокой скорости, не взирая на противодействие мощных электромагнитных полей.
Планы Высшего военно-морского руководства относительно боевых возможностей новой ракеты
Впервые ракета была запущена на летно-испытательном полигоне в Актюбинске в 2012 году. Пуск был осуществлен с борта стратегического ракетоносца «Ту-22М3». Дальнейшие пуски проводили с наземных пусковых установок. Комплекс основных испытаний уже подходит к концу. Остаются еще недоработки в работе двигательной установки и системы наведения, однако это, по мнению создателей ракеты, можно устранить в течение ближайшего времени. Идет подготовка запуска нового вооружения в серию.
Высшее военно-морское командование считает, что один ТАРКР «Петр Великий», вооруженный гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон», сможет в одиночку противостоять целому боевому соединению кораблей вероятного противника. На прибрежных морских театрах российские боевые корабли малого и среднего класса, оснащенные новейшей ракетой, будут в состоянии контролировать всю акваторию. По дальнобойности и по скорости российской ракете нет аналогов ни в турецких ВМС, ни во флотах странах Балтийского бассейна.
Питание и боеприпасы
Для питания пулемета используется лента, причем подавать ее можно как слева, так и справа через специальное окно. Патроны, которые используются для стрельбы — это российские боеприпасы калибра 12,7х108 мм. Они могут комплектоваться бронебойно-зажигательными, а также и трассирующими пулями. При этом отмечено, что выпущенная из «Корда» бронебойная пуля пробивает броню толщиной 20 мм с расстояния в 100 м. Есть возможность при необходимости использовать боеприпасы к иностранным пулеметам — НАТОвские патроны 12,7х99, для этого производится отдельная модификация.
Как прицельные приспособления, используется открытый прицел регулируемого типа, максимальная дальность которого рассчитана на 2000 метров. Также возможна установка на пулемет «Корд» и других типов прицелов — ночных и оптических. Для этого на прицельных приспособлениях сделан кронштейн.
Всемирные дни, поддерживаемые ВОЗ
В заключение
Последние разработки российских конструкторов поставили в тупик оборонные ведомства США, Великобритании и Китая, которые оценивают появление новейшей гиперзвуковой ракеты как потенциальную угрозу своим ВМС. На сегодняшний день техническая оснащенность российского флота оперативно-тактическим оружием находится в удовлетворенном состоянии, однако постоянный технологический прогресс приводит к быстрому устареванию боевого потенциала современного флота. Еще вчера мощные крылатые ракеты «Гранит» пугали американских адмиралов, но сегодня ракетное вооружение российских кораблей уже нуждается в усовершенствовании.
Гиперзвуковая крылатая ракета «Циркон» по своим параметрам значительно опережает время. Технологии, которые легли в конструкцию промышленного образца, на годы опережают технологический уровень вооружения и оснащенности флота. Новые подводные лодки, проектируемые в КБ «Малахит», разрабатываются в качестве боевых платформ под вооружение нового поколения.
В Китае подобные разработки также двигаются быстрыми темпами. Последняя китайская противокорабельная ракета DF-21 с дальностью полета до 3000 км, может поступить на вооружение ВМС НОАК в течение 2-3 лет. Американцы стараются не отставать от России и Китая, работая над проектом Х-51А X-51 Wave Rider. Эта гиперзвуковая ракета должна не уступать российской и китайской разработке.
До реального полета американского детища дело не дошло. Китай только планирует завершить работы к 2020 году. На оперативно-тактическом уровне российская гиперзвуковая ракета уже имеет реальные очертания в металле, прошла испытания и готовится к серийному выпуску. Какова будет дальнейшая судьба новейшего оружия, покажет время. Тем не менее, модернизации российского флота и перевооружение кораблей начнутся в ближайшее время.
Автор статьи:
Метальников Александр
Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.