День авиации военно-морского флота россии

Ссылки

Кто отмечает?

Современная авиация, относящаяся к ВМФ РФ, условно делится на:

  • палубную;
  • берегового базирования.

Также условно ее разделить можно и по функциональности на:

  • истребительную;
  • ракетоносную;
  • РЭБ (радиоэлектронной борьбы);
  • транспортную;
  • спасательную;
  • вспомогательную и разведывательную и др.

Основа авиации — самолеты и вертолеты, которые могут выполнять различные задачи, связанные с охранной и обороной морских границ РФ. Выполнение боевых задач происходит при взаимодействии с другими войсками ВС. Транспортная и санитарная авиация оказывает помощь и в случае природных катаклизмов, помогая гражданским службам.

Собственная авиация есть во всех флотах РФ – Северном, Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском.

История

К началу Первой мировой войны морская авиация в мире была развита крайне слабо, находясь в стадии первоначального создания.

В ходе Первой мировой войны на вооружение воюющих стран начали поступать самолёты морской авиации, способные решать боевые задачи. К таким самолётам относились немецкий «Флугбот», французский «Борель» и английский «Авро».

Морская авиация в России зародилась накануне первой мировой войны в составе Императорского военно-воздушного флота на БФ и ЧФ. В период (1910 — 1914 годов) на флоте сначала был сделан выбор в пользу аэропланов, а затем в пользу гидроаэропланов, и к началу Великой войны морская авиации Русского Императорского флота практически представляла собой гидроавиацию.

В августе 1914 года введён в действие первый руководящий документ авиации флота России — «Положения о службе авиации в службе связи», закрепивший организационное включение флотской авиации в состав службы связи флотов Империи.

В составе РИФ ВС России находилось двенадцать авианесущих кораблей (АВК), семь из них принимали участие в боевых действиях в качестве носителей гидроавиации.

В конце 1916 года введено в действие — «Положения о службе морской авиации и воздухоплавания Императорского Российского флота» и были сформированы на флотах РИФ воздушные дивизии, бригады и дивизионы.

За годы Первой мировой войны, в Русском флоте, был накоплен уникальный опыт строительства, управления и боевого применения морской авиации и воздухоплавания (в интересах флота применялись гидросамолёты, самолёты, дирижабли, аэростаты и воздушные шары).

В 1918 — 1919 годах морская авиация организационно состояла из Балтийской воздушной бригады, воздушного дивизиона Волжской флотилии, авиаотряда Каспийско-Астраханской флотилии, авиаотряда Онежской флотилии и насчитывала в своём составе 76 самолётов. С 1920 по 1938 годы морская авиация входила в ВВС РККА, её самолётный парк составлял 36 самолётов. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, состав которых непрерывно увеличивался количественно. К началу Великой отечественной войны ВВС ВМФ насчитывали 2906 самолётов (торпедоносцы — 10 %, бомбардировщики — 14 %, истребители — 45 %, гидросамолёты-разведчики — 25 % и другие) но, преимущественно, старых образцов.

В период Великой Отечественной войны морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах, со второй половины 1942 года несколько активизировалось её действие на море, а в 1943 и особенно в 1944 году усилия морской авиации были направлены главным образом против сил флота и морских объектов противника. Всего на счету морских лётчиков 1015 потопленных кораблей и судов, более 5500 уничтоженных самолётов противника. 17 частей морской авиации стали гвардейскими, 57 — награждены орденами, 241 авиатору присвоено звание Герой Советского Союза, а Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков награждены второй медалью «Золотая Звезда».

В 1953 году морская авиация стала называться авиацией ВМФ, а ВВС флотов — авиацией флотов. С 1980 года авиацию флотов вновь стали называть ВВС флотов.

Прочие военные самолеты России

Су-25

Су-25 «Грач» – бронированный дозвуковой военный самолет.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 15,36 м.
  3. Размах крыла – 14,36 м.
  4. Высота – 4,8 м.
  5. Площадь крыла – 30,1 кв. м.
  6. Двигатель – 2xТРД Р95-Ш.
  7. Тяга – 2×4 100 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 950 км/ч, крейсерская – 750 км/ч.
  9. Практический потолок – 7 000 м.
  10. Длина разбега/пробега – 550-600/600-700 м соответственно.

Вооружение:

  1. Двуствольная 30-мм пушка ГШ-30-2.
  2. Управляемые ракеты воздух-воздух Р-60, воздух-земля Х-25МЛ или Х-25МЛП, С25-Л, Х-29Л.
  3. Неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13.
  4. Свободнопадающие бомбы, кассеты.

Особенности:

  • трехопорное шасси для посадки и взлета на плохооборудованных аэродромах;
  • широкий комплекс вооружения;
  • на концах крыльев располагаются особые гондолы, на которых установлены тормозные щитки;
  • высокая защищенность самолета.

Як-141

Многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолет вертикального/короткого взлета и посадки (СВ/КВП). Всего было выпущено 4 единицы техники. Проект был закрыт в связи с распадом СССР и кризисом.

Технические характеристики:

  1. Экипаж – 1 человек.
  2. Длина – 18,3 м.
  3. Размах крыла: в сложенном положении – 5,9 м, развернутом – 10,1 м.
  4. Высота – 5 м.
  5. Площадь крыла – 31,7 кв. м.
  6. Двигатель – Рx79В-300.
  7. Тяга: максимальная – 1×10 977 кгс, на форсаже – 1×15 500 кгс.
  8. Предельна скорость на высоте – 1 800 км/ч, у земли – 1 250 км/ч.
  9. Практический потолок – 15 000 м.
  10. Длина разбега – 120 м.

Вооружение:

  1. 1×30-мм пушка ГШ-30-1.
  2. Управляемые ракеты воздух-воздух: Р-77/27/73/60.
  3. Управляемые ракеты воздух-земля: Х-25/31/35.
  4. Пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм.
  5. Бомбы массой до полутонны (не более 6 штук).

Особенности:

  • турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги;
  • струйные рули для маневрирования при вертикальном полете.

История создания[править]

Амфибии спешат на помощь

Взамен противолодочных самолетов советской разработки Ил-38 и Ту-142 морская авиация в ближайшие годы получит новый патрульный комплекс на базе Ту-204. Он будет действовать в едином информационном пространстве ВС России, сможет управлять беспилотными летательными аппаратами и безэкипажными катерами, а также бороться с любыми надводными и подводными объектами.

Первый построенный для Министерства обороны РФ самолет-амфибия Бе-200ЧС / Фото: ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»

В феврале этого года в Таганроге совершил свой первый полет флотский Бе-200ЧС. ВМФ РФ уже более века эксплуатирует самолеты-амфибии. Если вспомнить, морская авиация России и была создана на базе гидросамолетов. Однако в настоящее время летает несколько Бе-12 почти полувекового возраста.

Амфибии крайне удобны в поисково-спасательных операциях. В годы Второй мировой войны американские гидросамолеты «Каталины» спасли несколько сотен сбитых летчиков. Теперь же можно наблюдать возрождение российской военной гидроавиации. Первые флотские Бе-200 будут служить на Каспийском море, и местная флотилия получит свою собственную морскую авиацию, которой у нее не было со времен Великой Отечественной войны.

Состав

В состав морской авиации входят: морская ракетоносная, противолодочная, разведывательная, штурмовая авиация корабельного и наземного базирования, а также подразделения и части транспортных самолётов и подразделения другого назначения. Организационно состоит из ВВС флотов, включает части и подразделения берегового и корабельного базирования, а также части, подразделения и службы обеспечения. ВВС флотов в специальном отношении подчиняются начальнику авиации ВМФ. На него непосредственно замыкаются части центрального подчинения. В вооружённых силах некоторых стран называется авиацией ВМС (авиацией флота). В состав её входят базовая патрульная авиация, а также штурмовая, истребительная, разведывательная и специального назначения (дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и другие). В ВС США, кроме того, имеется авиация морской пехоты.

АН-72П — гроза контрабандистов и нарушителей

Морской патрульный самолет (СССР)

На фото видны поднятые над двигателями щитки реверса тяги, которые служат для сокращения пробега при посадке

В конце 1970-х годов на вооружении ВВС СССР появился военно-транспортный самолет Ан-72. Эту машину отличали высокая дальность полета и большая грузоподъемность. Почти сразу же встал вопрос об ее использовании для охраны морских границ.

Оборудование самолета дополнили системами спутниковой навигации, дальней радионавигации, а также оптико-телевизионным комплексом, камеры которого могли увидеть в море объект на большом расстоянии и в любую погоду. Для патрулирования в ночное время Ан-72 снабдили осветительными бомбами.

На подвесках под фюзеляжем разместили обычные бомбы и неуправляемые ракеты, а также двуствольную 23-мм пушку ГШ-23. В число задач переоборудованной машины вошли патрулирование прилегающей к берегу 200-мильной морской зоны, охрана рыбных запасов, обнаружение нарушителей в территориальных водах и борьба с ними, а также поисково-спасательные операции.

Ан-72П обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками — пробег при посадке составляет всего 350 м

Первые самолеты Ан-72П несли службу на Дальнем Востоке, а 22 февраля 2001 года один из них потопил судно-нарушитель, принадлежавшее, как выяснилось впоследствии, некоему сахалинскому ООО.

Спустя четыре года самолет пришел на помощь сторожевому кораблю, преследовавшему другого нарушителя, и несколькими точными попаданиями заставил того остановиться. Ан-72П продолжают нести службу по защите территориальных вод страны. С 1996 года к их производству в кооперации с Россией приступили в нескольких городах Украины.

Подобное расположение двигателей создает дополнительную подъемную силу за счет «прилипания» к верхней поверхности крыла потока газов, выходящих из сопел

БЕ-200 — самолет-пожарник

Многоцелевой самолет-амфибия (Россия)

По сравнению с другими самолетами-амфибиями, Бе-200 имеет полностью герметичный фюзеляж, что позволяет использовать его для выполнения широчайшего спектра задач

Главными заказчиками ОКБ имени Г. М. Бериева всегда были военные. Однако из-за распада СССР авиаторам пришлось искать себя на гражданском рынке. К 1990 году был готов проект самолета-амфибии для тушения лесных пожаров. Следующим этапом стало создание машины для перевозки пассажиров, грузов, а также выполнения специальных заданий.

После распада СССР проект не был закрыт, а 17 июля 1992 года вышло постановление правительства Российской Федерации, подтверждающее необходимость изготовления такой машины. Правда, начались трудности с финансированием и, как следствие, поиском завода для ее серийного выпуска. В целях привлечения зарубежных средств было создано закрытое акционерное общество, в которое вошли швейцарская финансовая группа и украинский промышленно-инвестиционный банк.

Бе-200 получился очень маневренным, он способен делать глубокие виражи и набор высоты по крутой траектории со значительным креном

Строительство первого Бе-200 в противопожарном варианте началось в 1992 году. Машина вышла из сборочного цеха 11 сентября 1996 года, а 24 сентября 1998 года она совершила первый полет. Весной 1999 года самолет прибыл в Таганрог для продолжения испытаний, 9 июня он отправился в Париж для участия в салоне Ле-Бурже, где совершил два демонстрационных полета и сбросил 6 т воды.

В сентябре 2000 года Бе-200 стал звездой выставки в Геленджике, установив там 24 мировых рекорда. Во время выставки в Жуковском 15 августа 2001 года самолет получил международный сертификат. В настоящее время выпущено девять таких машин. В противопожарном варианте их первым зарубежным покупателем стала Греция. В мае 2008 года один самолет получил Азербайджан. Два года спустя был заключен контракт на поставку 10 самолетов в США. В настоящее время в состав МЧС России входят шесть таких машин. До 2016 года планируется заказать еще семь. В ноябре 2011 года о намерении закупить восемь самолетов в 2013-2014 годах заявило Министерство обороны России.

«Фишка» Бе-200 на авиасалонах — сброс воды, окрашенной в цвета российского флага

Авиация ВМФ РФ

Морская авиация род Военно-Морских сил РФ, выполняющий обязанности по обнаружению и ликвидации надводных и подводных целей, защите кораблей ВМФ, гражданских судов, объектов прибрежной инфраструктуры от воздушного нападения, охраны морских границ, особых экономических зон, а так же патрулирования  и разведке.

В силу особого географического положения и агрессивной военной доктрины, морская авиация ВМФ США преимущественно базируется на авианосцах, барражирующих в водах всех океанов, кроме Северного Ледовитого. В Америке несколько мощных авианосных групп, быстро дислоцирующихся в любые зоны мирового океана и к любым континентам, туда, где появляется угроза доминированию и диктату США. В отличие от этого, у России нет стремления, подавлять своей военной мощью заморские государства, но в противостоянии со Штатами, Вооруженные силы РФ должны быть готовы на симметричный ответ. Поэтому, в нашей оборонной доктрине стратегический упор делается на ядерную триаду, в которой Военно-Морские силы один из самых автономных, самодостаточных и опасных родов войск.

Командующие морской авиацией Балтийского Флота

В период 1914-1946 гг. морской авиацией Балтийского флота командовали:

Б.П. Дудоров (сентябрь 1914 г. — 1915 г.),А.А. Тучков (1915-1916 гг.),
Б.А. Щербачёв (март 1915г. — ноябрь 1916г., ВрИД),
Б.П. Дудоров (декабрь 1916 г. — июль 1917 г.),
С.А. Лишин (июнь-август 1917 г.),
Б.А. Щербачёв (июль 1917 г., ВрИД),
В.В. Ковалевский (август-ноябрь 1917 г.),
С.А. Лишин (ноябрь 1917 г. — февраль 1918 г., ВрИД),
И.Н. Дмитриев (февраль-сентябрь 1918 г.),
С.А. Лишин (апрель-июль 1918 г., репрессирован в ноябре 1919 г.),
С.М. Кочедыков (июль 1918 г.— сентябрь 1919 г.),
А.П. Онуфриев (с сентября 1919 г.),
Л.М. Порцель (август 1922 г., ВрИД — август 1924 г., погиб в 1932 г.),Г.С. Скрягин (в 1923г., умер),
М.А. Горбунов (1924 г.),
Л.И. Гикса (сентябрь 1924 г. — июль 1927 г.),
Г.И. Силин (август 1927 г. — май 1928 г.),
В.Д. Авсюкевич (1929 — август 1930 г.),
Л.И. Никифоров (август 1930 г. — июль 1932 г., снят, репрессирован в 1938 г.),
В.К. Лавров (июль 1932 г. — январь 1934 г.),
В.П. Баруздин (1935 г.),
Г.П. Галкин (до сентября 1936 г., репрессирован),
М.А. Горбунов (сентябрь 1936 г. — июль 1937 г., репрессирован),
А.И. Ильин (август 1937 г. — июль 1938 г., репрессирован),
А.А. Кузнецов (июль 1938 г. — октябрь 1939г., ВрИД, снят),
В.В. Ермаченков (октябрь 1939 г. — июль 1941 г., снят),
(ГСС) М.И.Самохин (июль 1941 г. — февраль 1946 г.).

После разделения БФ на два самостоятельных объединения их ВВС командовали:

ВВС Южно-Балтийского флота (ВВС 4-го ВМФ) в 1946-1956 гг.:

ГСС М.И. Самохин (февраль 1946 г. — август 1947 г.),
Д.Ф. Бартновский (август 1947 г. — июнь 1950 г.),
Г.Г. Дзюба (август 1950 г. — май 1953 г.),
А.А. Кузнецов (май 1953 г. — февраль 1956 г.),

ВВС Северо-Балтийского флота (ВВС 8-го ВМФ) в 1946-56 гг. :

ГСС А.Х. Андреев (февраль-декабрь 1946 г.),
Д.И. Манжосов (декабрь 1946г. — март 1947 г., ВрИД),
ГСС А.Х. Андреев (март-август 1947 г.),
Б.Л. Петров (август 1947 г. — ноябрь 1955 г.),
ГСС И.И. Борзов (ноябрь 1955 г. — январь 1956 г.).

После соединения 4-го и 8-го ВМФ в единый Балтийский флот его авиацией командовали:

ГСС И.И. Борзов (февраль 1956 г. — декабрь 1957 г.),
Б.Л. Петров (декабрь 1957 г. — февраль 1961 г.),
ГСС С.А. Гуляев (1961-1976 гг.),
А.И. Павловский (1976-1984 гг.),
П.И. Гончаров (1984-1990 гг.),
В.В. Проскурнин (1990-1998 гг.),
А.И. Новиков (1998-2000гг.),
В.Н. Сокерин (2000-2004 гг.),
А.Г. Кулаков (2004-2006 гг., снят),
А.В. Коляко (2006-2009 гг.),
И.О. Комаров (2009-2011 гг.),
А.В. Крупеник (с 2011 г. — ?),
С.Г. Рассказов (2011 — февраль 2013)
А.Р. Костерин (февраль 2013 —  )

ИЛ-38 — охотник за подлодками

Патрульный противолодочный самолет (СССР)

Ил-38 долгое время был лучшим в мире самолетом по обнаружению подводных лодок

После Второй мировой войны американцы, наученные германским примером, взялись за усиленное строительство подводных лодок. Невидимые, быстроходные и вездесущие, они казались наилучшим средством для размещения новейших видов оружия, прежде всего баллистических ракет с ядерными зарядами.

С 1960 года пять подводных лодок вели постоянное боевое патрулирование в режиме готовности к нанесению ядерного удара по территории СССР. Средствами, способными находить такого противника, Военно-морской флот СССР тогда не располагал. Первая отечественная атомная подводная лодка вышла в море только в 1958 году, и ее боевые возможности значительно уступали американским.

Летающие лодки Бе-6 серьезной угрозы для субмарин США также не представляли. В 1959 году в СССР приступили к созданию противолодочной акустической системы под названием «Беркут». В эти же годы ВВС СССР передали в ОКБ-240 С. В. Ильюшина задание на проектирование и изготовление на базе пассажирского Ил-18 противолодочного самолета Ил-38, оснащенного этой системой.

На модернизированных Ил-38Н установлена новейшая система поиска «Новелла» (надстройка над кабиной), способная обнаруживать и удерживать в поле зрения одновременно 32 воздушные, надводные и подводные цели

Первый полет Ил-38 под управлением В. К. Коккинаки состоялся 27 сентября 1961 года. В фюзеляже появились два отсека для размещения буев системы «Беркут», бомб и торпед. Крыло перенесли вперед на 3 м и усилили его профиль. В фюзеляже поместили еще один топливный бак. Изменили и конструкцию многих самолетных систем. Помимо радиоакустических буев следить за передвижениями лодок должна была магнитометрическая система.

В 1967 году началось его серийное производство, а в 1969 году самолет приняли на вооружение. В 1970-х годах желание приобрести три такие машины выразила Индия.

В 1968 году самолет, принадлежавший Северному флоту, обнаружил первую подводную лодку в Баренцевом море. В 1974 году Ил-38 Тихоокеанского флота нашел еще одну в Японском море, а в 1976 году машина Балтийского флота застигла таковую в Индийском океане.

Всего с 1969 по 1981 год самолеты обнаружили 172 иностранные подводные лодки. После того как морская авиация России лишилась разведывательных самолетов, Ил-38 начали нести и патрульную службу. В настоящее время этот самолет остается основной противолодочной машиной ВВС России, и замены ему в ближайшем будущем не предвидится.

В годы холодной войны самолеты ВВС США не раз отгоняли слишком назойливые Ил-38 от своих кораблей в нейтральных водах

Молитва о ликвидации ядерного оружия

Для Кейко Огуры и других выживших после ядерных взрывов политика не имеет значения. Каждый год 6 августа она участвует в мемориальной церемонии по случаю бомбардировки Хиросимы, часто вместе с группой волонтеров «Переводчики за мир». Женщина говорит, что в этом году число участников официального мероприятия пришлось сильно ограничить из-за страха перед коронавирусом.

«На этот раз годовщину отмечали не так, как обычно, — признает Кейко Огура. — Я постояла у реки в Парке Мира, вспоминала те дни и чувствовала огромное сожаление, что даже сейчас в мире столько ядерного оружия».

По словам Кейко, она много лет молилась за то, чтобы ядерное оружие во всем мире было ликвидировано. Но ее молитвы пока что не были услышаны. «Так что я и дальше буду рассказывать свою историю», — говорит женщина, пережившая атомную бомбардировку Хиросимы.

История

К началу Первой мировой войны морская авиация в мире была развита крайне слабо, находясь в стадии первоначального создания.

В ходе Первой мировой войны на вооружение воюющих стран начали поступать самолёты морской авиации, способные решать боевые задачи. К таким самолётам относились немецкий «Флугбот», французский «Борель» и английский «Авро».

Морская авиация в России зародилась накануне первой мировой войны в составе Императорского военно-воздушного флота на БФ и ЧФ. В период (1910 — 1914 годов) на флоте сначала был сделан выбор в пользу аэропланов, а затем в пользу гидроаэропланов, и к началу Великой войны морская авиации Русского Императорского флота практически представляла собой гидроавиацию.

В августе 1914 года введён в действие первый руководящий документ авиации флота России — «Положения о службе авиации в службе связи», закрепивший организационное включение флотской авиации в состав службы связи флотов Империи.

В составе РИФ ВС России находилось двенадцать авианесущих кораблей (АВК), семь из них принимали участие в боевых действиях в качестве носителей гидроавиации.

В конце 1916 года введено в действие — «Положения о службе морской авиации и воздухоплавания Императорского Российского флота» и были сформированы на флотах РИФ воздушные дивизии, бригады и дивизионы.

За годы Первой мировой войны, в Русском флоте, был накоплен уникальный опыт строительства, управления и боевого применения морской авиации и воздухоплавания (в интересах флота применялись гидросамолёты, самолёты, дирижабли, аэростаты и воздушные шары).

В 1918 — 1919 годах морская авиация организационно состояла из Балтийской воздушной бригады, воздушного дивизиона Волжской флотилии, авиаотряда Каспийско-Астраханской флотилии, авиаотряда Онежской флотилии и насчитывала в своём составе 76 самолётов. С 1920 по 1938 годы морская авиация входила в ВВС РККА, её самолётный парк составлял 36 самолётов. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, состав которых непрерывно увеличивался количественно. К началу Великой отечественной войны ВВС ВМФ насчитывали 2906 самолётов (торпедоносцы — 10 %, бомбардировщики — 14 %, истребители — 45 %, гидросамолёты-разведчики — 25 % и другие) но, преимущественно, старых образцов.

В период Великой Отечественной войны морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах, со второй половины 1942 года несколько активизировалось её действие на море, а в 1943 и особенно в 1944 году усилия морской авиации были направлены главным образом против сил флота и морских объектов противника. Всего на счету морских лётчиков 1015 потопленных кораблей и судов, более 5500 уничтоженных самолётов противника. 17 частей морской авиации стали гвардейскими, 57 — награждены орденами, 241 авиатору присвоено звание Герой Советского Союза, а Б. Ф. Сафонов, А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. Г. Степанян и Н. В. Челноков награждены второй медалью «Золотая Звезда».

В 1953 году морская авиация стала называться авиацией ВМФ, а ВВС флотов — авиацией флотов. С 1980 года авиацию флотов вновь стали называть ВВС флотов.

Боевой состав

До 2008 года структура военно-морской авиации выглядела следующим образом:

  • ТОФ – транспортная эскадрилья №71, база Кневичи, состав Ту-134, Ан-26, Ан-24 и Ан-12; истребительный полк №865, база Елизово, состав МиГ-31; смешанный полк №568, база Каменный ручей, состав Ту-142М3, Ту-142МР и Ту-22М3; смешанный полк №317, база Елизово, состав Ан-26, Ми-8 и -38; противолодочный полк №289, база Николаевка, состав Ка-29, Ка-27, Ил-18 и Ил-38;
  • ЧФ – штурмовой полк №43, база Гвардейское, состав Су-24МР и Су-24; смешанный полк №917, база Кача, состав Бе-12, Ан-26 и Ан-2; противолодочный вертолетный полк №25, база Кача, состав Ми-8, Ми-14 и Ка-27;
  • СФ – противолодочная эскадрилья №73, база Кипелово, состав Ту-142; ракетоносный гвардейский полк №924, база Оленегорск, состав Ту-22М3; противолодочный вертолетный Краснознаменный полк №830, база Североморск-1, состав Ка-29 и Ка-27; смешанный полк №403, баз Североморск-1, состав Ту-134, Ил-38, Ан-26 и Ан-12; истребительный полк №279, база Североморск-3, состав МиГ-29КУБ, МиГ-29К, Су-25УТГ и Су-33;
  • БФ – транспортная эскадрилья №398 база Храброво, состав Ан-26 и Ан-24; противолодочная вертолетная эскадрилья №396, база Донское, состав Ка-29 и Ка-27; вертолетная эскадрилья №125, база Чкаловск, состав Ми-24 и Ми-8; истребительный полк №689, база Чкаловск, состав Су-27; штурмовой гвардейский полк №4, база Черняховск, состав Су-24.

865-й Никольский краснознаменный истребительный полк

Палубная авиация РФ

Поскольку Единственный в России ТАВКР приписан к СФ, палубная авиация ВМФ России имеется только в Северном флоте. Под категорию авианосец это судно не попадает, в сравнении с ударными группировками США сложилась следующая ситуация:

  • один российский несущий крейсер против 10 полноценных американских авианосцев;
  • из проектных 50 боевых единиц на борту Адмирала Кузнецова находится 4 МиГ-29КУБ, 10 МиГ-29К, 2 Су-25УТГ и 14 Су-33, то есть 30 штук;
  • из-за нехватки кораблей окружения ТАВКР не сможет использовать свое главное преимущество – П-700 Гранит и П-1000 Вулкан.

Неполная загрузка ТАВКР

П-700 Гранит

Новые возможности МиГ-31

В составе морской авиации также есть две эскадрильи, вооруженные истребителями МиГ-31. Одна дислоцируется на Кольском полуострове, другая — на Камчатке. Последняя активно перевооружается на модернизированные МиГ-31БМ. И ее можно считать драйвером освоения новых методов использования воздушных кораблей.

Камчатские «МиГи» совершают полеты в район Северного полюса, учатся работать в стратосфере, прикрывают наши стратегические бомбардировщики во время патрулирования у берегов Аляски. Сейчас в России создаются противоспутниковые ракеты воздушного базирования. После их принятия на вооружение флотские МиГ-31 смогут вести звездные войны.

Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ во время учебно-тренировочных полетов / Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Но это еще не всё. В ближайшие годы эскадрильи МиГ-31БМ будут развернуты в полки и вооружены гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». По сути, произойдет возрождение знаменитой советской морской ракетоносной авиации.

В годы холодной войны одной из основных сил советского ВМФ были полки с ракетоносцами Ту-22М. Эффектная атака такими самолетами американского авианосца и его поражение ракетами Х-22 показана в фильме «Все страхи мира».

Вместе с тем прорыв противовоздушной обороны корабельных соединений стран НАТО и выход самолетов Ту-22М на рубеж атаки оставляли мало шансов уцелеть пилотам этих машин. Теперь же полки «МиГов» с «Кинжалами» на борту и ударные беспилотники дальнего радиуса действия станут глобальной ударной силой и смогут поражать корабельные группировки противника на любых расстояниях.

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал» во время летно-тактических учений / Фото: ТАСС/Министерство обороны РФ

Но самое главное, при этом не придется рисковать жизнями экипажей. Потенциал, заложенный в истребители МиГ-31 при их создании 40 лет тому назад, начал полностью раскрываться только в последнее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector