Призвание варягов
Содержание:
- Призвание
- Основные особенности военного искусства викингов
- Предыстория призвания варягов
- Призвание
- Столица Рюрика
- В искусстве
- Характеристики лайнера
- Поход на Константинополь
- Происхождение
- Предыстория призвания варягов
- Столица Рюрика
- Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов
- Журнал
- Этническая принадлежность варягов
- Черняховская культура
- Ножевой ликбез: замки складных ножей (ч.1)
- Варяги на Руси
- Древняя Русь: история в эпоху викингов, князья и правители, битвы и сражения.
- Примечания
- Основные аргументы норманистов:
Призвание
Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):
Призвание варягов. В. М. Васнецов
Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.
Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку на древнерусском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.
В то же время в древних языках одно слово несло больше значений, чем сегодня. Так слово «наряд» можно понимать и как «порядок», в смысле «благополучие», «благообразность» и даже ещё проще и ближе к современному значению — «красота».
Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.
Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»
Д. С. Лихачёв полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.
Основные особенности военного искусства викингов
Викингам никогда не удалось бы достичь каких-либо побед на поле боя, если бы они были просто бандами вооруженных грабителей. Возможно, летописцы и не вполне правы, называя многочисленных северных воинов, терроризировавших Европу почти двести лет, «великой армией», но всё же приходится признать, что это была достаточно организованная сила, пусть и не имевшая никогда единого командования.
Формирование дружины
Большую часть викингов составляли так называемые «бонды»
Так в Скандинавии обозначали свободных землевладельцев, а также, что немаловажно, их детей, которым, возможно, и не доставалось собственного надела. Все они имели право на ношение оружия и участие в тингах – особых собраниях, ближайшим аналогом которых можно считать, в частности, хорошо известное новгородское вече
Самые первые набеги на Англию совершались, видимо, исключительно превратившимися в мореплавателей бондами, ярлы и тем более конунги присоединились к этому «движению» позже. Когда это случилось, на некоторых кораблях, наряду с добровольными участниками походов стали появляться и наемники, получавшие за свою помощь жалование.
Атакующие викинги
Отдельно нанимались берсерки – довольно странные люди, которые даже с точки зрения рядового викинга, привыкшего ко всякого рода жестокостям, являлись крайне опасными и полубезумными маргиналами. Воевали они не ради денег и добычи, а только для того, чтобы как можно скорее попасть в Вальгаллу и встретиться там с Одином.
Тактика боя
В большинстве случаев викинги сражались в пешем строю, похожем на древнегреческую фалангу. Называлось такое построение «стеной щитов». Берсерки, выполнявшие роль штурмового отряда, сражались чаще всего за пределами строя. Они атаковали первыми и, видимо, часто добивались успеха. Впрочем, планомерное продвижение вперед «стены щитов» позволяло смести какого угодно противника.
Злейшим врагом викингов являлась тяжелая кавалерия. Иногда ей удавалось пробить строй, и тогда поражения избежать становилось очень трудно. Сами же викинги сражались на конях редко. Такие эпизоды происходили чаще всего уже в X веке, как в Англии, так и во Франции. Лошади захватывались у противника, поскольку никаких способов их транспортировки на драккарах не существовало – в лучшем случае можно было перевезти только одного-двух коней.
Бои на море викинги вели абордажным способом – корабли соединялись и возникало единое поле сражения. Маневрирование осуществлялось при помощи весел – паруса спускали, чтобы случайные порывы ветра не помешали. При этом корабли, идя на сближение, выстраивались линиями и осуществляли интенсивный обстрел противника из луков. На коротких дистанциях в ход шли метательные копья и камни, запас которых специально создавался перед сражением.
Современное воспроизведение «стены щитов»
Чтобы защитить гребцов от всего этого, по бортам драккара устанавливались круглые щиты. Использовать их в рукопашном бою было нельзя из-за большого веса и размера, однако свою основную функцию они выполняли неплохо.
Основные виды оружия
Вооружение викингов в целом мало отличалось от «общеевропейского». Правда, сегодня уже трудно судить о его качестве. Обычный «набор» состоял из следующих элементов:
- Копья. Скорее всего, это было главное оружие. Сохранившиеся до наших дней копья викингов обладают довольно длинным наконечником с хорошо развитыми боковыми лезвиями. Это обозначает, что их могли применять для рубящих ударов;
- Мечи. Наиболее универсальный вид оружия. Средняя длина клинка — от 90 см до метра. Имеются также сведения об использовании мечей с односторонней заточкой (т.е. фактически палашей);
- Топоры. Именно этот вид оружия обычно находится в руках у викинга на современных изображениях. Основания для этого есть – топоров археологи обнаружили больше всего. По сравнению с мечами топоры дёшевы и к тому же позволяют наносить более концентрированный удар.
Из метательных видов оружия использовались луки и укороченные копья. Сведений о них немного, несмотря на то, что в свите некоторых конунгов имелись настоящие «снайперы», уверенно поражавшие цели на огромных дистанциях.
Защитным снаряжением могли быть кожаные доспехи различных типов, несколько реже – кольчуга, которая с годами становилась всё более длинной. Кроме того, каждый викинг непременно имел деревянный щит. Вначале форма его была круглой, а ближе к началу второго тысячелетия щиты стали миндалевидными.
Типичный боевой топор викингов – бродекс
Предыстория призвания варягов
Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».
Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является дискуссионной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.
Призвание
Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):
Призвание варягов. В. М. Васнецов
Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.
Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку на древнерусском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.
В то же время в древних языках одно слово несло больше значений, чем сегодня. Так слово «наряд» можно понимать и как «порядок», в смысле «благополучие», «благообразность» и даже ещё проще и ближе к современному значению — «красота».
Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.
Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»
Д. С. Лихачёв полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.
Столица Рюрика
Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород.
Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.
В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.
В искусстве
- В изобразительном искусстве
- «Призвание варягов» — картина Фёдора Бруни, 1839.
- «Призвание варягов» — картина Алексея Кившенко, 1889.
- «Призвание варягов» — картина Виктора Васнецова, 1909.
- В художественной литературе
- Серия романов Александра Мазина (цикл «Викинг»).
- Роман Сергея Коропа «Русь. Легенда о Рюрике» (цикл «Русь»).
- Роман Галины Петреченко «Рюрик».
- Книга Ильи Бояшова «Конунг».
- Ряд книг Марии Семёновой о викингах.
- В кино
- «Сага о викингах» (2008; Дания, США) — приключенческий фильм, драма, режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Рюрика Эрик Холми.
- «Крещение Руси» (2016; Россия) — докудрама, период от Рюрика до Владимира, режиссер Максим Беспалый, в роли Рюрика Евгений Журавкин.
- «Рюриковичи. История первой династии» (2019; Россия) — докудрама, режиссер Максим Беспалый, в роли Рюрика Иван Петков.
Характеристики лайнера
Среди основных характеристик данной модели самолета можно выделить следующие:
- дальность полетов — 5 665 км,
- размах крыльев — 35, 8 метров,
- максимальная скорость, которую способен развить авиалайнер — 875 км/ч,
- максимальный груз, который способен поднять лайнер — 79 000 кг,
- длина салона лайнера — 39 метров,
- высота — 12,6 метров,
- расход топлива — 3200 литров в час.
От своих предшественников отличается большей экономичностью и экологичностью расхода топлива, повышенной летной безопасностью. Без дозаправки лайнер может пролететь до 7 часов. На окончаниях крыльев у данной модели могут устанавливаться вертикальные винглеты. Они способствуют уменьшению расхода топлива.
Ближайшим конкурентом по сходным характеристикам у этого Боинга является Airbus A320.
Поход на Константинополь
Примерно через 4 года после прихода варягов к власти на Руси ими был организован поход на Константинополь. Летописи говорят о дате 866 год. Славянские дружины под руководством варягов из дружины Рюрика – Аскольда и Дира – двинулись к византийской столице. Сила была немалой – целых 200 ладей с вооруженными воинами подошли к самому славному городу Византии. Город охватила паника, потому что никто не ожидал нападения. Что было делать? По преданию, Грецию спасло чудо: патриарх Фотий опустил в воду ризу Богоматери, что повлекло за собой бурю на море и гибель русских кораблей. Русичи, в свою очередь, испугались, увидев, какой чудодейственной силой обладает христианская вера. Все случившееся произвело на уцелевших воинов столь сильное впечатление, что они крестились, а по прибытии домой построили в Киеве церковь Святого Илии.
Так ли все происходило, сегодня трудно сказать. Но не подлежит сомнению, что поход действительно состоялся и оказался неудачным.
Происхождение
Наиболее вероятно, что сай произошли от парных ручных вил для переноски сена, которые рюкюсские крестьяне могли носить при себе. Однако существует мнение, что трезубец-сай существовал независимо и являлся именно оружием, а не сельхозинструментом.
Предыстория призвания варягов
Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды».
Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является дискуссионной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.
Столица Рюрика
Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород.
Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.
В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.
Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов
Норманская теория — направление в историографии, связывающее происхождение государственности на Руси именно с варягами. В наиболее упрощенной и «радикальной» форме ее сводят к утверждению, что государство Русь создано выходцами из Швеции. Сторонников норманской теории называют норманистами, противников — антинорманистами. Активным антинорманистом был великий русский ученый Михаил Ломоносов, видевший в данной теории попытку обосновать идею об «отсталости» славян.
Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».
Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.
В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.
«К концу XIX века противников норманской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, — поясняет Федор Успенский, — и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии».
Журнал
Этническая принадлежность варягов
В. П. Верещагин. Рюрик, Синеус и Трувор. Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», 1896
Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов.
Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» («Повесть временных лет»). В число варягов включены свее (шведы), урмани («норманны» — норвежцы), аньгляне (англы), готе (готландцы). Все перечисленные народы принадлежат к скандинавам.
В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после которой в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев». По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является спорной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюриком.
В российской досоветской историографии варягов чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов, пруссов, балтийских славян и др.
Византийский хронист второй половины XI века Иоанн Скилица при описании событий 1034 года, когда варяжский отряд находился в Малой Азии, впервые сообщает о варангах (варягах) как о кельтах: «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков». А. Г. Кузьмин в статье 1974 года, утверждал, что большая часть русских и варяжских имён имеет кельтское происхождение, а сами варяги это ославяненные кельты. Профессиональные лингвисты не разделяют эту точку зрения. Михайло Ломоносов признавал, что первые русские князья носят норманнские имена, но не считал их скандинавами по происхождению. Варягов он не считал единым народом, а указывал на то, что под этим названием скрывались очень многие племена, жившие по берегам Балтийского моря.
О скандинавском происхождении варягов могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерёво, Гнёздово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие.
Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.
Черняховская культура
Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.
Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых территорий. Эти протогосударственные образования историки объединяют под понятием «Черняховская культура». Установлено, что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.
Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.
Ножевой ликбез: замки складных ножей (ч.1)
По многочисленным просьбам наших покупателей и подписчиков из соцсетей, мы открываем подборку статей под общим названием «ножевой ликбез», где будем рассказывать об устройстве ножей, о геометрии клинков, типе сталей и особенностях использования тех или иных моделей.
Кто первый придумал использовать замок на складном ноже неизвестно, однако уже в 16-17-м веке на складные ножи устанавливали предтечи современных замков. Одним из первых прототипов ножевого замка, который хоть как-то фиксировал клинок в рабочем положении, мы сейчас знаем под названием slip joint. Он до сих пор широко используется для создания классических складных ножей.
Замок очень интересный, абсолютно простой и технологичный, но есть один нюанс. Стоит нам чуть-чуть сильнее нажать на рукоять ножа и клинок уже начинает складываться и может произойти складывание на пальцы
Естественно, что люди обратили внимание на эту проблему и уже в 19 веке появляются замки, которые позволяют жестко фиксировать клинок в рабочем положении
Варяги на Руси
Варяги-русь
Повседневная одежда варяг.
В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей, «Повести временных лет» (ПВЛ), варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь, названном так по имени варяжского племени русь. Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века, но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.
Во вступительной части ПВЛ летописец даёт перечень известных ему народов по происхождению от библейских патриархов:
В западноевропейских источниках X века имеются не всегда ясные упоминания о Рутении, находящейся на балтийском поморье. В Житиях Оттона Бамбергского, написанных спутниками епископа Эбоном и Гербордом, имеется много сведений о языческой «Рутении», граничащей на востоке с Польшей, и о «Рутении», примыкающей к Дании и Поморью. Говорится, что эта вторая Рутения должна находиться во власти архиепископа датского. В тексте Герборда описывается смешение восточных и балтийских рутенов:
Считается что под «рутенами» имеются ввиду язычники, которые опирались на племена Прибалтики. Однако не исключается, что это род рутенов (латинское «рыжие»)
Варяги в качестве наёмной военной силы участвуют во всех военных экспедициях первых русских князей, в завоевании новых земель, в походах на Византию. Во времена Вещего Олега под варягами летописец подразумевал русь, при Игоре Рюриковиче русь начала ассимилироваться со славянами, а варягами называли наёмников с Балтики («послал за море к варягам, приглашая их на греков»). Уже во времена Игоря в Киеве находилась соборная церковь, так как среди варягов по сообщению летописца было много христиан.
Крупнейшим «городищем и могильником варягов» в Киевской Руси IX — XII веков, по всей видимости, является «Шестовицкий археологический комплекс» под Черниговым.
Древняя Русь: история в эпоху викингов, князья и правители, битвы и сражения.
История Древней Руси насчитывает четыре столетия, начиная с 862-го года — года призвания на княжение Рюрика, и заканчивая 1237-м годом — годом начала монголо-татарского вторжения. Государство образовалось на известном торговом пути «из варяг в греки», костяк будущего государство составили славянские племена ильменских словен, кривичей и полян, а также финно-угорские племена чудь и весь. Позже в состав Руси влились и другие многочисленные племена славян, финно-угров и балтов. Заметную роль в становлении и развитии государства Древней Руси сыграли также скандинавы, а точнее их торговые и военные отряды, которые часто встречались на Руси как в роли союзников-наемников, так и в роли противников. Во времена своей наибольшей силы территории Древней Руси простирались от верховьев Вислы с западной стороны до притоков Волги на восточной, от Таманского полуострова на южной стороне до верховье Северной Двины на северной. После начала татаро-монгольской экспансии в XII веке государство распалось на множество независимых друг от друга княжеств, большинство из которых были под зависимостью Золотой орды — так называемый период феодальной раздробленности. Однако этнокультурная общность народа, проживающего на этих территориях, продолжала сохраняться, что позже сильно способствовало объединению русских земель.
Эпохой викингов принято считать период с VIII по XI вв. (с 8 по 11 вв.) — время активных путешествий и военных походов скандинавских племен, известных сейчас под именем викингов. Примерной датой начала этого периода можно считать 789 г., когда был совершен первый поход викингов на Англию, а датой окончания 1066 год — год битвы при Стэмфорд-Бридже. Если говорить о Древней Руси в эпоху викингов, то первые задокументированные свидетельства о русских походов относятся к 860 году (поход на Константинополь), а окончание периода можно связать с окончанием периода правления Ярослава Мудрого (дочь которого была замужем за «Последним викингом» Харальдом Суровым, погибшим в уже упомянутой битве при Стэмфорд-Бридже) в 1054 году.
Примечания
- Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А.Н. Пыпина) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1904. — Т. IX, Кн. 4 — С. 284—365.
- Повесть временных лет. Ч. 1 М., 1950, стр. 18
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950, стр. 106
- Послание Спиридона-Саввы//Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162
- , Никоновская летопись, с. 154-156.
- Неточный перевод. Смотрите первоисточник — Повесть временных лет
- , с. 148-149.
- Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278, 282 и 295.
- Шахматов А. А. «Разыскания о русских летописях» изд. «Кучково Поле». 2001. с.11.
- «Владимирский летописец». М., 2009. с. 14.
- «Новгородская Четвёртая Летопись» М., 2000. с. 581.
- Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278.
Основные аргументы норманистов:
— Князья носят скандинавские имена, во всяком случае, неславянские: Игорь, Олег, Свенельд, Фарлаф, Аскольд, Дир – явно германские имена;
— Варяги пришли из-за моря, Балтийского моря, т.е. из Скандинавии;
— Тактика варягов вполне соответствовала тактике норманнов, разорявших и утверждавшихся в Западной Европе;
— В скандинавских сагах много сказаний о походах на земли восточных славян;
— Имя Рёрик в разных вариация относилось к реальным норманнским вождям;
— Термин «варяг» относилось именно к норманнским воинам, служившим в качестве наёмников в византийском войске, гвардии. Распространённая версия «варангос» готское слово «союзник»;
— Маршрут «из варяг в греки» соответствовал продвижению именно скандинавов вглубь славянских земель;
— Варягами в период уже появления летописания в XI в. точно называли скандинавов, прежде всего шведов, норвежцев – Ингигерда, жена Ярослава Мудрого, Гаральд Норвежский.
— Характер варяжских погребений соответствовал скандинавскому типу: захоронения в ладьях, сломанные как у норманнов мечи, высокие курганы, в отличие от приземистых славянских;
— В захоронениях множество вещей скандинавского происхождения: фибулы, молоточки Тора, скандинавские мечи, орнамент.