Черноморская трагедия 1986 года

Содержание

Комплектации и цены

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ

Пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», построенный в 1925 году в Германии, капитально отремонтирован в 1957 году на судоверфи в ГДР, прошел последний плановый ремонт в 1985 году и доковый ремонт с сопутствующими работами в январе-апреле в 1986 году в порту Варна, НРБ. По состоянию на 31 августа 1986 года судно имело класс Регистра СССР и документы на годность плавания сроком до 30 ноября 1986 года. После завершения эксплуатации в IV квартале 1986 года в связи с моральным и возрастным износом планировался его вывод из строя транспортного флота ЧМП и списания с баланса пароходства

Технические данные п/х «Адмирал Нахимов»

1. Длина наибольная, м — 174, 32. Ширина, м — 21,023. Высота борта, м — 11,814. Осадка, м — 9,05. Тоннаж, БРТ, рег.т — 170536. Дедвейт, т — 78107. Мощность ГДВ, л/с — 2 х 44108. Скорость, уз. — 16,09. Пассажировместимость, человек — 1096

31 августа 1986 года в 22.00 п/х «Адмирал Нахимов», под командованием капитана дальнего плавания Маркова Вадима Георгиевича, будучи подготовленным во всех отношениях к предстоящему плаванию, отошел от причала N34 п. Новороссийск назначением на порт Сочи. На борту находилось 884 пассажира, 346 членов экипажа и 4 члена семьи, всего 1234 человека.Экипаж укомплектован в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, технические средства судовождения — в рабочем состоянии. Судно отошло от причала и развернулось в акватории порта на выход с помощью машины и двух буксиров. В 22.30 п/х «Адмирал Нахимов» прошел ворота порта и лег на Новороссийские створы (154,2о). Дальнейшее плавание до выхода из зоны регулируемого движения орта Новороссийск осуществлялось под проводкой берегового поста регулирования движения судов (ПРДС). На мостике находились капитан Марков В.Г., вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., рулевой — матрос I класса Смирнов Е.А. и впередсмотрящий-матрос II класса Вышаренко Ю.А.

В 22.20 ПРДС передал на п/х «Адмирал Нахимов» информацию о состоявшемся контакте по радиотелефону с подходящим к порту Новороссийск т/х «Петр Васев» и договоренности с ним пропустить п/х «Адмирал Нахимов».

В 22.47 после прохода траверза зеленого буя N1 Пенайской банки легли на курс 160о с целью войти в систему разделения движения. Примерно через 3 минуты капитан Марков В.Г., проинструктировав вахтенного помощника, передал ему управление судном и ушел с мостика в радиорубку, затем в свою каюту, где по его словам, умывшись за рабочим столом читал книгу

После ухода капитана вахтенный помощник Чудновский А.Р. связался с т/х «Петр Васев» по радиостанции УКВ, проинформировал о своем курсе 160 и получил от него подтверждение о согласии уступить дорогу п/х Адмирал Нахимов».

В 22.50 судно вышло из акватории порта Новороссийск.

В 23.00 п/х «Адмирал Нахимов» прошел точку встречи лоцманов и около 23.05 вышел из зоны радиолокационной проводки ПРДС.

В 23.05 п/х «Адмирал Нахимов» вызвал т/х «Петр Васев» по радиостанции УКВ, повторил просьбу — уступить ему дорогу, на что последовал положительный ответ.

Вскоре (около 23.06) вахтенный второй помощник капитана Чудновский А.Р., обнаружив опасно приближающееся судно, поставил на руль матроса 1 кл. Смирнова Е.А. и дважды менял курс по 5о влево, еще просил по УКВ радиостанции т/х «Петр Васев» замедлить движение или застопорить ход, затем (около 23.09) дал команду лечь на 140 градусов и крикнул по радиотелефону: «Работать немедленно назад!», в 23.11 дал команду «лево на борт». Рулевой только успел исполнить команду, как произошел удар.

В 23.12 произошло столкновение в точке с координатами… в расстоянии от берегов мыса Дооб 2,2 мили.

Балкер «Пётр Васёв» Черноморского морского пароходства, построенный в Японии в 1981 году под наблюдением Английского ЛЛОЙДА, имел класс Регистра СССР и документы на годность к плаванию до ноября 1986 года, оборудованный современными средствами спутниковой навигации, системой радиолокационной автоматической прокладки (САРП) и другими современными техническими средствами судовождения, удовлетворяющий всем требованиям Международных Конвенций и Соглашений, ратифицированных СССР, укомплектованный квалифицированным экипажем, следовал из Канады в порт Новороссийск с грузом ячменя 28638 т. под командованием капитана дальнего плавания Ткаченко Виктора Ивановича.

Судебное разбирательство

2 сентября капитана «Петра Васёва» Виктора Ткаченко и капитана «Адмирала Нахимова» Вадима Маркова взяли под стражу. Расследованием катастрофы занялась правительственная комиссия во главе с членом Политбюро Гейдаром Алиевым. Непосредственно следствием руководил старший следователь Генеральной прокуратуры СССР по особо важным делам Борис Уваров. Все документы, касающиеся погибшего судна, в первые дни после трагедии были изъяты из офисов Черноморского пароходства морскими следователями и сотрудниками КГБ.

Экспертная подкомиссия при правительственной комиссии под руководством представителя Министерства морского и речного флота СССР Майнагашева Б. С. опросила 11 человек из экипажей судов «Адмирал Нахимов» и «Пётр Васёв», в том числе обоих капитанов, а также лоцмана поста регулирования движения судов порта Новороссийск.

Комиссия постановила, что капитан теплохода «Пётр Васёв» Виктор Ткаченко в нарушение Устава службы на судах Министерства морского флота (статьи 60, 63(03), 94) и Международных правил предупреждения столкновения судов (правила 2, 5, 6(а) (III), 7(а), (с)):

Тем самым нарушил Устав службы на судах ММФ (статьи 60, 63 (03), (05), 94); Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ (пп 2.2.2; 5.4.4); Международные правила предупреждения столкновения судов (правила 2, 7(а)), что способствовало кораблекрушению и гибели большого числа людей.

Оба капитана были обвинены по статье 85 уголовного кодекса РСФСР «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». На одном из совещаний Алиев под натиском общественности в присутствии родственников многочисленных погибших заявил, что, по меньшей мере, один из капитанов будет расстрелян. Такое наказание предусматривалось статьёй 102 «Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах». После этого на следствие стало оказываться давление, правительственная комиссия требовала от следователей скорейшего завершения расследования и предъявления обвинения по 102 статье. Суд над обоими капитанами проходил в Одессе в марте 1987 года. Уваров отказался менять статью на более тяжёлую. Виктор Ткаченко и Вадим Марков были приговорены к 15 годам лишения свободы, однако в 1992 году оба были помилованы и освобождены.

ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВпосле столкновения и кораблекрушения

В момент удара капитан п/х «Адмирал Нахимов» выбежал на мостик и объявил шлюпочную тревогу. Из-за затопления дизель-генераторов и обесточивания, тревога объявлялась голосом. Аварийный дизель-генератор включился, но через несколько секунд тоже выключился. Поэтому также не был подан сигнал SOS.

Из-за быстро увеличивающегося крена, с правого борта удалось спустить только 8 (из 24) спасательных плотов, а с левого борта  смогли спустить одну спасательную шлюпку и все имеемые надувные плоты. Пассажиры с возрастанием крена и погружением судна с помощью экипажа и самостоятельно прыгали в воду.

Капитан с рулевым и начальником радиостанции оставались на мостике до тех пор пока не оказались вместе с погружающимся судном под водой, а затем выброшенными на поверхность.

Капитан т/х «Пётр Васёв» Ткаченко В.И. после столкновения в 23.15 сообщил по УКВ в эфир, что он столкнулся с п/х «Адмирал Нахимов».

В 23.25 портнадзором дано указание всем судам, стоящим на рейде, спускать плавстредства на воду и следовать в район аварии для оказания помощи.

В 23.30 сообщено в АСПТР.

В 23.33 оповещен с целью оказания помощи оперативный дежурный пограничных кораблей.

В дальнейшем в кратчайший срок были направлены все имеющиеся в Новороссийском порту и п/п Геленджик суда в количестве 64 единиц разных ведомств и 18 летательных аппаратов.

Кроме этого в спасении людей приняли участие 11 гребных шлюпок, управляемых курсантами НВИМУ.

Первым в спасение включился т/х «Пётр Васёв», спустив две спасательные шлюпки и подобрав с воды около 70 человек, из которых 37 были подняты на борт своего судна, а остальные переданы на другие суда.

При этом отмечается, что в периоды 23.25 — 23.26 и 23.35 — 23.40 т/х «Петр Васев» работал машиной передним малым ходом и передвигался в районе плавающих в воде людей и плотов.

Примечания

  1. , с. 194.
  2. , с. 201.
  3. , с. 203.
  4. , с. 204.
  5. , с. 205.
  6. , с. 242.
  7. , с. 323.
  8. ↑ . Библиотека штурмана. Дата обращения: 7 августа 2016.
  9. , с. 324.
  10. , с. 253.
  11. , с. 257.
  12. , с. 241.
  13. , с. 66.
  14. , с. 84.
  15. , с. 86.
  16. Правительственная комиссия по расследованию причин и обстоятельств столкновения т/х «Пётр Васёв» с п/х «Адмирал Нахимов». . Катастрофа 1986 года (3 сентября 2013). Дата обращения: 31 августа 2016.
  17. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (20 сентября 2011). Дата обращения: 7 августа 2016.
  18. . Водный транспорт. Дата обращения: 7 августа 2016.
  19. , с. 154.
  20. ↑ . Катастрофа 1986 года (19 августа 2013). Дата обращения: 7 августа 2016.
  21. , с. 25.
  22. ↑ . Катастрофа 1986 года (4 августа 2011). Дата обращения: 8 августа 2016.
  23. , с. 35.
  24. , с. 42.
  25. , с. 43.
  26. , с. 44.
  27. , с. 36.
  28. , с. 113.
  29. , с. 55.
  30. , с. 118.
  31. ↑ , с. 64.
  32. , с. 60.
  33. , с. 68.
  34. , с. 108.
  35. , с. 75.
  36. , с. 77.
  37. . Катастрофа 1986 года (4 августа 2011). Дата обращения: 10 августа 2016.
  38. , с. 123.
  39. , с. 126.
  40. ↑ , с. 140.
  41. , с. 133.
  42. , с. 124.
  43. , с. 127.
  44. , с. 132.
  45. , с. 141.
  46. , с. 144.
  47. , с. 151.
  48. , с. 134.
  49. , с. 140-41.
  50. , с. 146-47.
  51. , с. 153.
  52. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения: 2 сентября 2011.
  53. , с. 178.
  54. , с. 173.
  55. , с. 175.
  56. , с. 158.
  57. ↑ , с. 181.
  58. , с. 164.
  59. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения: 11 августа 2016.
  60. ↑ , с. 186.
  61. , с. 187.
  62. , с. 188.
  63. ↑ , с. 189.
  64. , с. 182.
  65. Андрей Леонов. . Катастрофа 1986 года (30 июля 2012). Дата обращения: 5 августа 2011.

Поиск погибших

Места проживания погибших
Республика Всего Пассажиры Экипаж
 Украинская ССР 267 216 51
 РСФСР 72 66 6
 Литовская ССР 25 25
 Латвийская ССР 24 24
 Молдавская ССР 20 17 3
 Узбекская ССР 10 10
 Белорусская ССР 3 1 2
 Грузинская ССР 1 1
 Киргизская ССР 1 1
Всего 423 359 64

На протяжении следующих двух недель к грузовому причалу № 15 доставляли тела погибших. Их вылавливали с поверхности бухты, извлекали водолазы из парохода. Вести поиски под водой на перевернувшемся судне было чрезвычайно затруднительно. Ширина коридоров на «Адмирале Нахимове» варьировалась от 80 до 120 см. Водолазы были вынуждены пробираться ползком. От длительного нахождения в воде целые секции деревянной обшивки обрушивались, создавая непреодолимые завалы. Работу поисковиков осложняли плавающие ковры, одеяла, подушки. Средняя продолжительность одного водолазного спуска составляла 2 часа 40 минут, что превышало норму. Чаще всего тела находили в коридорах и на трапах. Много детей погибло в запертых каютах. Водолазам приходилось взламывать двери при помощи лома.

Ежедневно в приспособленный под морг портовый ангар привозили родственников погибших на опознание. Тела хранились в пяти вагонах-рефрижераторах. 10 сентября, работая в помещениях затонувшего судна, погиб военный водолаз Юрий Полищук. 19 сентября попал в завал и не смог выбраться Сергей Шардаков, погибший уже при попытке его подъема наверх. После этого поисковые работы на затонувшем пароходе «Адмирал Нахимов» решением Правительственной комиссии были прекращены. К этому моменту было обследовано 253 помещения, что составило 52% от подлежащих осмотру, обследован участок дна площадью 30 000 м², найдены и подняты 129 тел (111 из корпуса парохода, 18 с грунта). 64 тела так и остались покоиться на борту затонувшего парохода. Катастрофа унесла жизни 423 человек — 359 пассажиров и 64 члена экипажа «Адмирала Нахимова». В кораблекрушении погибли жители девяти союзных республик.

Документальные фильмы

  • «Черный круиз. История советского «Титаника»// Ассоциация «Экран Века», 1993
  • «Тайна гибели „Адмирала Нахимова“», реж. Ф. Лебедев // 2008 г.,
  • «Курсом поиска», авт. Е. Рожанский // телекомпания «Новая Россия», 1997
  • «Русский Титаник. Семь минут между жизнью и смертью», авт. О. Барковская // телекомпания «Рен-ТВ», 2001
  • «Гибель „Адмирала Нахимова“», авт. А. Габнис // телекомпания «НТВ», 2001
  • «Лайнер „Нахимов“ — спасите наши души», авт. А. Габнис. Расширенная версия фильма «Гибель „Адмирала Нахимова“». // телекомпания «Первый канал», 2006
  • «Русский Титаник, дожить до рассвета», авт. И. Чернова // телекомпания «Россия», 2006
  • «Сны „Адмирала Нахимова“» // АННПО «Подводные экспедиции», 2005
  • «Роковой день. Последний рейс.» НТВ
  • «Тайна крушения. Проклятый „Адмирал…“», телекомпания «Рен-ТВ», 2011

Технические данные т/х «Петр Васев»:

1. Длина наибольшая, м — 183,52. Ширина, м — 26,653. Высота борта, м — 15,054. Осадка в грузу, м — 10,755. Тоннаж БРТ, рег.т — 18604,516. Дедвейт, т — 324427. Мощность ГДВ, л.с. — 114008. Скорость, уз — 14,5

Т/х «Петр Васев» по графику работы флота должен был прибыть в порт Новороссийск 01 сентября с.г.

31 августа 1986 года с 20.00 на судоводительскую вахту заступил 3-й помощник капитана Зубюк Петр Александрович и матрос I класса Павлюк В.М.

В 21.45 главный двигатель перевели в маневренный режим; обороты винта 120 об/мин, скоростью 11,5 узла.

В 22.04 вошли в систему разделения движения, следуя курсом 58о.

В 22.47 легли на курс 36о в точке — 44о 32,5 сев. широты, 37о 48,9 вост. долготы. По радиотелефону связались с ПРДС порта Новороссийск и получили информацию о п/х «Адмирал Нахимов», который прошел буи Пенайской банки, его курсе 160о и о просьбе пропустить его.

В это время на мостик поднялся капитан, которому была доложена обстановка и просьба. Капитан согласился и дал подтверждение п/х «Адмирал Нахимов».

Капитан Ткаченко В.И. встал к САРПу и начал работу с ним с целью оценки ситуации расхождения с п/х «Адмирал Нахимов». В это время дистанция между судами составляла 7,2 мили.

Сосредоточив свое внимание на работе с САРПом, капитан Ткаченко полностью отключился от визуального контроля развивающейся обстановки, не предпринимал никаких мер, чтобы уступить дорогу п/х «Адмирал Нахимов» заблаговременно. Вахтенный помощник Зубюк П.А

производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х «Адмирал Нахимов» и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х «Адмирал Нахимов» прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии

Вахтенный помощник Зубюк П.А. производил определение места судна и визуальное наблюдение за обстановкой, вел радиотелефонные переговоры с п/х «Адмирал Нахимов» и несколько раз напоминал капитану о режиме работы главного двигателя, готового к маневрам, давая понять, что можно уменьшить скорость движения, чтобы п/х «Адмирал Нахимов» прошел впереди по курсу на безопасном расстоянии.

Однако, продолжая работать только с САРПом, капитан не обращал внимания на информацию вахтенного помощника, не менял скорости и курса. Судно следовало курсом 36о полным ходом со скоростью 11,5 узлов на опасное сближение с п/х «Адмирал Нахимов».

В 23.05 капитан Ткаченко В.И. после очередного обращения с п/х «Адмирал Нахимов» уступить дорогу, наконец дал команду уменьшить ход до среднего, а затем в 23.07 до малого и в 23.07,5 дал команду «стоп-машина». Дистанция между судами в это время была 11 кабельтовых, скорость практически не изменилась.

В 23.10 дал команду «средний» и сразу — «полный назад», сопроводив его звуковым сигналом — 3 коротких гудка. Около 23.11 положили руль право на борт, однако судно вправо не пошло.

В 23.12 произошло столкновение судов под углом, близким к прямому (ок. 110о), скорость — около 5 узлов, руль право на борту.

Удар был нанесен в правый борт п/х «Адмирал Нахимов» в районе 90-110 шпангоутов верхней частью форштевня т/х «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторное и машинное отделения.

Корпус (бульб) т/х «Петр Васев» вошел в корпус п/х «Адмирал Нахимов» при курсе судна около 33о и примерно через 2 минуты вышел из него при курсе судна 110о, т.е. бульб развернулся в корпусе п/х «Адмирал Нахимов» на 77о и, возможно, при этом имел еще движение вдоль его корпуса. Таким образом, по экспертной оценке, на основании расшифровки курсограммы, размер пробоины составляет около 80-90 кв. метров.

Указанный разворот т/х «Петр Васев» происходил под действием поступательного движения п/х «Адмирал Нахимов».

Т/х «Петр Васев» в результате столкновения получил повреждения в верхней части форштевня, смяв его на 2-2,5 метра, и пробоину бульба, с затоплением форпика. Подмочки груза не произошло.

Из-за значительной пробоины на п/х «Адмирал Нахимов» оба отделения были затоплены в течение нескольких секунд, и судно обесточилось. После расцепления судов п/х «Адмирал Нахимов» из-за поступающих огромных масс забортной воды начал резко крениться на правый борт. Через 7-8 минут п/х «Адмирал Нахимов», имея крен свыше 60о, затонул в координатах 44о 35,95′ сев. широты, 37о 52,9′ вост. долготы на глубине 47 метров.

Литература

  • Чапкис, Давид Тойвович. Гибель «Адмирала Нахимова». — Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 1995. — 608 с. — (Чёрная картотека). — 20 000 экз. — ISBN 5-88475-022-6.
  • Черкашин Н. А. Последний рейс «Нахимова». — М.: Советская Россия, 1988. — 126,  с. — (Писатель и время). — 50 000 экз. — ISBN 5-268-00791-2, ББК 66.3(2)61 Ч-48.
  • Соболев Н. А. Море ошибок не прощает. Воспоминания капитана. — Одесса: Маяк, 1991. — 206,  с. — ISBN 5-7760-0420-9, РУБ 627.2.08, УДК 629.12 С54.
  • Коптюх Н. Немецкий «Берлин» — советский «Адмирал Нахимов». — Ставрополь, 2005.
  • Кулишкина И. В. Пароход «Адмирал Нахимов» от А до Я. — Одесса: Оптимум, 2011. — 105 с. — ISBN 978-966-344-446-8.
  • Морозов Б. Б. Горькая правда катастрофы. — Одесса: Оптимум, 2011. — 236 с. — ISBN 978-966-344-456-7.
  • Книга А. И. Анненского «Фанера над Парижем. Эпизоды», (глава «Конец семидесятых. Москва, Одесса, весь мир») ISBN 978-3-941953-26-0.

Документальные фильмы

  • «Черный круиз. История советского «Титаника»// Ассоциация «Экран Века», 1993
  • «Тайна гибели „Адмирала Нахимова“», реж. Ф. Лебедев // 2008 г.,
  • «Курсом поиска», авт. Е. Рожанский // телекомпания «Новая Россия», 1997
  • «Русский Титаник. Семь минут между жизнью и смертью», авт. О. Барковская // телекомпания «Рен-ТВ», 2001
  • «Гибель „Адмирала Нахимова“», авт. А. Габнис // телекомпания «НТВ», 2001
  • «Лайнер „Нахимов“ — спасите наши души», авт. А. Габнис. Расширенная версия фильма «Гибель „Адмирала Нахимова“». // телекомпания «Первый канал», 2006
  • «Русский Титаник, дожить до рассвета», авт. И. Чернова // телекомпания «Россия», 2006
  • «Сны „Адмирала Нахимова“» // АННПО «Подводные экспедиции», 2005
  • «Роковой день. Последний рейс.» НТВ
  • «Тайна крушения. Проклятый „Адмирал…“», телекомпания «Рен-ТВ», 2011

Что за корабль «Адмирал Нахимов»?

Представляет он собой шестипалубного красавца длиной и шириной 174 и 21 метр соответственно, скорость которого достигает 16 узлов. Вмещает в себя полторы тысячи человек. Такую махину создали в 1925 году в Германии, и нарекли её в честь столицы – «Берлин». Спуск на воду завершился успешно и уже спустя полгода пароход отправился в свой дебютный рейс из Бремерхафена в направлении Нью-Йорка.

Четырнадцать лет он исправно работал по этому маршруту. Но потом это стало экономически не выгодно, потому что из-за политической ситуации в мире люди боялись отправляться в международных рейсы. Тогда «Берлин» пустили до Шпицбергена. А в первые месяцы Второй мировой войны его и вовсе сделали госпиталем. В этом статусе он и служил все военные годы, пока однажды не наткнулся на мину и не залёг на дно.

«Берлин»

Лежащий на дне, он стал собственностью СССР по итогам войны. В начале 1947 его попытались поднять, так как глубина была небольшая, но он снова взорвался, так и оставшись на дне. Во втором полугодии его, наконец, удалось достать. Судну дали новое имя – «Адмирал Нахимов».

Он ушел под воду за восемь минут

В 22:00, пароход «Адмирал Нахимов» отошел от причала порта Новороссийск, на его борту находились 1234 человека: 888 пассажиров и 346 членов экипажа. В тот день пароход был единственным судном, выходившим из порта, единственным входившим судном оказался сухогруз «Пётр Васёв» , именно с ним и произошло роковое столкновение.

В соответствии с правилами маневрирования, пароход, обнаруживший сухогруз, был обязан пропустить его. Однако, капитан парохода решил не менять курс и вступил в радиопереговоры с сухогрузом. При посредничестве берегового регулирования, капитаны условились, что пароход будет идти тем же курсом, а сухогруз уступит дорогу. Проще говоря, капитан “Адмирала Нахимова” предложил другому нарушить правила , и не встретил ответного сопротивления. Точкой невозврата стал факт, что до момента столкновения, капитан “Петра Васева” ориентировался исключительно по приборам, которые в свою очередь не демонстрировали критического сближения. Капитан, из-за “радиолокационного гипноза”, не смог соединить показания приборов с реальным наблюдением.

За несколько минут до столкновения капитан сухогруза, под воздействием настойчивых просьб помощника капиатна “Адмирал Нахимов” приказал постепенно давать “полный задний ход”, хотя в подобной ситуации подобную команду требовалось отдать немедленно- для запуска машин требуется намного больше времени, чем оставалось в реальной ситуации.

В 23:10 сухогруз протаранил пароход «Адмирал Нахимов». Крепкий нос сухогруза разорвал обшивку и пробил огромную дыру в корпусе парохода, которая, под воздействием инерции, стала распространяться на другие отсеки. Из за сломанных переборок отсеков вода стала быстро охватывать судно, за 8 минут корабль полностью ушел под воду. Из за больших кренов пропала возможность использовать шлюпки, людям пришлось прыгать за борт, где их пытались подобрать лоцманские катера и другие суда, оказавшиеся по близости. Немногим позже, по тревоге, из порта Новороссийск отправились буксиры, пассажирские катера, и пограничные суда. С рассветом наблюдение с воздуха района катастрофы и прилежащей акватории начали вести 7 вертолётов. Поисковую операцию начали самолёты и поисково-спасательные службы Черноморского флота. Из 1234 пассажиров и членов экипажа выжило лишь 811 человек.

Тактико-технические характеристики советской легкой полковой 76 мм пушки 1927 года

  • Расчет — 4-7 человек.
  • Боевая масса — 0,920 т.
  • Заряжание — унитарное.
  • Начальная скорость бронебойного снаряда — 387 м/с.
  • Скорострельность: 10-12 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — 7100 м.
  • Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом — 470 м.
  • Броне пробиваемость бронебойным снарядом: на дальности 500 м. — 25 мм., на дальности 1000 м. — 23 мм.
  • Основные типы боеприпасов: бронебойные, кумулятивные, осколочно-фугасные снаряды, картечь, шрапнель.
  • Вес бронебойного снаряда — 6,3 кг.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 1-2 мин.
  • Способ транспортировки: перевозится конной тягой, грузовыми автомобилями, тягачами типа «Комсомолец» и «Пионер».

Парадная форма для старшин и матросов ВМС

Обязательными предметами одежды является полосатая тельняшка (форма контрактника предусматривает ношение кремовой рубашки с галстуком), шерстяные черные брюки и черный же поясной ремень. Головным убором может служить белая (летняя) фуражка-бескозырка или же черная шерстяная, или же меховая шапка-ушанка (зимний вариант). Для контрактника также предназначена белая либо черная фуражка. Имеется также белая форменка (для контрактника – тужурка из черной шерсти), или же синяя фланелевка. В составе формы имеется шерстяное черное пальто (на которых также носятся погончики, равно как и на тужурках, бушлатах, фланелевках и форменках), кашне и перчатки. Также разрешено ношение бушлата. Обувь – ботинки/полуботинки, полусапоги.

Память

Памятник на мысе Дооб под Новороссийском

В первую годовщину катастрофы на мысе Дооб в селе Кабардинка в память о 423 погибших пассажирах и членов экипажа парохода «Адмирал Нахимов» был установлен памятник. Мемориал архитектора Ирины Бабаджан представляет собой композицию из семи труб-стоек разной высоты и толщины, находящихся внутри чугунного литого венка. Верхняя часть труб срезана. Центральная труба (со стальной мемориальной плитой и вмонтированными в неё часами), символизирует погибший пароход. Монумент окаймляет волна-воронка из железобетона, к внутренней стороне которой прикреплены 24 плиты с именами всех погибших. Ежегодно с 1997 года 31 августа благотворительный фонд помощи семьям погибших на «Адмирале Нахимове» — «Нахимовец» организует в Новороссийске вахты памяти, на которые съезжаются люди со всего бывшего СССР, потерявшие в кораблекрушении своих близких.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector