Гаубица д-30
Содержание:
- Чем может удивить новичок РПК-16?
- Предназначение
- Где можно увидеть
- Галерея
- Примечания[править | править код]
- А что в России?
- Как транспортируется артиллерийское орудие?
- Характеристики
- Модификации
- Динамика изменения численности дивизионной артиллерии РККА
- Об устройстве
- Конструкция
- Краткое описание, как выглядит
- На вооружении[править | править код]
- Модификации
- Ссылки[править | править код]
- Предназначение
- Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
- «Цезари» для бедных
Чем может удивить новичок РПК-16?
Во время выставки звучали мнения военных экспертов и специалистов в области стрелкового вооружения о том, что новый пулемет РПК является новинкой с технической точки зрения. Несмотря на то, что автоматическое оружие создано под хорошо известный для военных боевой патрон калибра 5,45х39, пулемет имеет принципиально новую схему. Патроны калибра 5,45мм давно используется в войсках, являясь основным боеприпасом для автоматов АК-74 и пулемета РПК -74.
Новый пулемет семейства Калашников РПК-16 создавался конструкторами концерна в инициативном порядке, которые постарались использовать наработки, полученные в результате создания других образцов автоматического оружия: АК-12, АК-400 и пулемета АК-400. По мнению российских оружейников, ручной пулемет новой конструкции должен заменить стоящий более 40 лет на вооружении Российской Армии пулемет РПК-74. Особый акцент сделан на использовании нового образца для оснащения сил специальных операций. Реальным доказательством этого является универсальность конструкции. Пулемет может комплектоваться коротким и длинным стволами. Укороченный ствол для ручного пулемета стал определенным новшеством для отечественных образцов автоматического стрелкового вооружения.
Как и предыдущая модель РПК-400, новый образец проектировался с учетом конкурсных требований Министерства Внутренних Дел. Основными потребителями, для которых создавалась новая модель ручного пулемета являются подразделения Российской гвардии, специальные подразделения Центра спецопераций Федеральной Службы Безопасности и Служба охраны Президента.
Описание боевого применения нового образца автоматического оружия четко определяет его сферу использования. Основная боевая задача – использование против живой силы и уничтожение очагов сопротивления в тесноте городской застройки и внутри помещений во время проведения специальных операций. Пулемет должен обеспечить дополнительную огневую мощь силам спецопераций и создать высокую плотность огня для поддержки штурмующих подразделений.
По мнению конструкторов пулемета, российская версия должна стать аналогом американского взводного легкого пулемета М249 и бельгийской модели FN Minimi калибра 5,45х45 мм. Американский пулемет и его бельгийский аналог обладают хорошей огневой мощью. По уровню компактности, мобильности и технической оснащенности иностранные образцы значительно превосходят советский и российский РПК-74, созданный на базе автомата АК-74.
Российские оружейники решили отказаться от комбинированного способа питания, отдав предпочтение магазину барабанного типа. В этом аспекте концерн Калашников использовал опыт и наработки иностранных оружейных фирм. В некоторых деталях тактико-техническая характеристика российской версии совпадает с австрийским пулеметом Steyr AUG LMG и китайским QBB-95. По огневой мощи пулемет Калашников образца 2020 года значительно превосходит австрийские и китайские модели, немногим уступая американскому легкому пехотному пулемету М249.
Предназначение
Гаубица калибром 122-мм Д-30А (2А18М) предназначена для выполнения следующих задач:
- уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящейся в укрытиях полевого типа (в окопах, блиндажах, землянках)
- уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
- разрушения деревоземляных огневых точек и других сооружений полевого типа
- проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях
- борьба с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника.
На вооружении 35 стран, без учёта стран СНГ, находится около 3600 орудий.
В гаубице применено раздельное гильзовое заряжение.
Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами.
Тяговое средство гаубицы — автомобиль Урал-4320. Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием до 80 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.
В рамках учений «Центр-2019» была продемонстрирована возможность переброски гаубиц Д-30 при помощи вертолётов Ми-8.
Где можно увидеть
Галерея
Примечания[править | править код]
- Twentieth-Century Artillery
- Боевой штырь // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- ↑ Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А. «Вооруженные Силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска».. — Томск: Издательство Томского университета, 2013. — С. 179—180, 245. — 640 с. — ISBN 978-5-89503-530-6.
- . Дата обращения: 2 марта 2013.
- ↑ . Пресс-служба Южного военного округа (12.04.2016). Дата обращения: 24 апреля 2017.
- . Российская газета (05.12.2019). Дата обращения: 10 декабря 2019.
- ↑ . Пресс-служба Южного военного округа (24.04.2017). Дата обращения: 24 апреля 2017.
- (недоступная ссылка). Mulitary Industry Corporation. Дата обращения: 8 июня 2016.
- The Military Balance 2016. — P. 180.
- The Military Balance 2016. — P. 320.
- The Military Balance 2016. — P. 429.
- The Military Balance 2016. — P. 178.
- The Military Balance 2016. — P. 231.
- The Military Balance 2016. — P. 236.
- The Military Balance 2016. — P. 183.
- The Military Balance 2016. — P. 80.
- The Military Balance 2016. — P. 433.
- The Military Balance 2016. — P. 297.
- The Military Balance 2016. — P. 448.
- The Military Balance 2016. — P. 450.
- The Military Balance 2016. — P. 184.
- The Military Balance 2016. — P. 442.
- The Military Balance 2016. — P. 441.
- The Military Balance 2016. — P. 324.
- The Military Balance 2018. — P. 495.
- The Military Balance 2016. — P. 478.
- The Military Balance 2016. — P. 334.
- The Military Balance 2016. — P. 251.
- The Military Balance 2016. — P. 328.
- The Military Balance 2016. — P. 491.
- The Military Balance 2012. — P. 355.
- The Military Balance 2016. — P. 185.
- The Military Balance 2016. — P. 239.
- The Military Balance 2016. — P. 187.
- The Military Balance 2016. — P. 242.
- The Military Balance 2018. — P. 455.
- The Military Balance 2012. — P. 431.
- The Military Balance 2016. — P. 265.
- The Military Balance 2016. — P. 393.
- The Military Balance 2016. — P. 271.
- The Military Balance 2016. — P. 340.
- The Military Balance 2016. — P. 342.
- The Military Balance 2016. — P. 343.
- The Military Balance 2016. — P. 454.
- The Military Balance 2012. — P. 443.
- The Military Balance 2016. — P. 275.
- The Military Balance 2016. — P. 458.
- The Military Balance 2016. — P. 276.
- The Military Balance 2016. — P. 461.
- The Military Balance 2016. — P. 406.
- The Military Balance 2016. — P. 347.
- The Military Balance 2016. — P. 280.
- The Military Balance 2016. — P. 410,411.
- The Military Balance 2016. — P. 190.
- The Military Balance 2016. — P. 195.
- The Military Balance 2016. — P. 201.
- The Military Balance 2016. — P. 463.
- ↑
- The Military Balance 2016. — P. 134.
- The Military Balance 2016. — P. 354.
- The Military Balance 2016. — P. 137.
- The Military Balance 2012. — P. 452.
- The Military Balance 2016. — P. 471.
- The Military Balance 2016. — P. 202.
- The Military Balance 2016. — P. 473.
- The Military Balance 2016. — P. 203.
- The Military Balance 2016. — P. 208.
- The Military Balance 2020. — P. 212.
- The Military Balance 2020. — P. 213.
- The Military Balance 2020. — P. 214.
- The Military Balance 2016. — P. 93.
- The Military Balance 2016. — P. 84.
- The Military Balance 2016. — P. 120.
- The Military Balance 2016. — P. 444.
- The Military Balance 2016. — P. 91.
- The Military Balance 2016. — P. 445.
- Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.
- . Hərbi Qənimətlər Parkı. Дата обращения: 17 апреля 2021.
А что в России?
В России от Д-30 хотят отказаться, хотя хранить эти прекрасные орудия наверняка будут ещё долго. Сухопутные силы в качестве основного калибра видят 152 мм, а воздушно-десантные войска больше смотрят в сторону универсальных 120-мм гаубиц-пушек-миномётов, какие, например, стоят нанонах». ОПК предлагает десанту обзавестись взамен буксируемых Д-30 самоходным 120-мм универсальным орудием на базе бронемашиныВолк III».
Тут же можно вспомнить инициативную разработку УВЗ с очередным цветочным названием —Флокс». Не говоря уж о проектировании советской колёсной 152-мм САУМста-К» на базе КАМАЗа — и её современного опытного аналогаКоалиция-СВ-КШ» в артиллерийском береговом комплексеБерег».
Даже на базеТигра-М» сконструирован самоходный миномёт калибра 120. Но это уже совершенно другая история.
Связкагаубица плюс гусеничный(а чаще автомобильный) лафет» становится обязательным элементом джентльменского набора для стран с небольшим военным бюджетом и скромными возможностями ОПК, а также для всяких нерегулярных партизанских и террористических формирований. И очень часто именно старая добрая гаубица Д-30 встаёт на шасси и обретает самоходную сущность.
Не всегда от этого польза: порой страдает точность и даже скорость приведения в боевое положение. Но возможность не отцеплять орудие, а вести огонь прямо с тягача, владеет умами военных теоретиков и практиков по всему миру.
Ведь, как говорят опытные артиллеристы,в нашем деле главное — вовремя смыться».
Как транспортируется артиллерийское орудие?
Для Д-30 предусмотрен стандартное тяговое средство – «Урал-4320». По асфальтированному и бетонированному покрытию данное орудие транспортируют с максимально допустимой скоростью 80 км/ч. Буксировка на покрытой снегом поверхности происходит с использованием специальной лыжной установки. Однако, как утверждают специалисты, в данном случае производить артиллерийский огонь из орудия становится невозможно. Благодаря небольшим габаритно-весовым характеристикам, Д-30 транспортируется также с применением вертолетов. Не исключается возможность десантирования гаубицы при помощи парашюта.
Характеристики
Эффективная дальность стрельбы из РПК:
- 800 м по наземным целям,
- 500 м по воздушным целям.
Дальность прямого выстрела:
- 365 м по грудной фигуре,
- 540 м по бегущей фигуре.
Дульная энергия пули — 2206 Джоуль.
Боевая скорострельность:
- до 150 выстрелов в минуту — при стрельбе очередями, одну минуту, с последующим охлаждением не менее 5 минут.
- до 50 выстрелов в минуту — при стрельбе одиночными.
- не более 200 выстрелов в 3 минуты или 300 выстрелов в пять минут.
Требования нормального боя одиночными для РПК:
- все четыре пробоины вмещаются в круг диаметром 15 см;
- средняя точка попадания отклоняется от контрольной точки не более чем на 5 см в любом направлении.
Требования нормального боя очередями для РПК:
- не менее шести пробоин из восьми вмещается в круг диаметром 20 см;
- средняя точка попадания отклоняется от контрольной точки не более чем на 5 см в любом направлении.
Проверка боя осуществляется стрельбой по чёрному прямоугольнику высотой 35 см и шириной 25 см, укреплённому на белом щите высотой 1 м и шириной 0,5 м. Дальность стрельбы — 100 м, положение — лёжа с сошками, патроны — с обыкновенной пулей, прицел — 3, целик — 0.
Показатели суммарного рассеивания пуль при стрельбе короткими очередями с сошки из приведённого к нормальному бою РПК:
Дальность стрельбы, м | Срединные отклонения по высоте, см | Срединные отклонения по ширине, см | Сердцевинные полосы по высоте, см | Сердцевинные полосы по ширине, см | Энергия пули, Дж |
---|---|---|---|---|---|
100 | 8 | 8 | 25 | 25 | 1677 |
200 | 17 | 17 | 50 | 50 | 1255 |
300 | 25 | 25 | 75 | 75 | 922 |
400 | 33 | 33 | 101 | 101 | 667 |
500 | 41 | 41 | 127 | 126 | 490 |
600 | 50 | 49 | 153 | 152 | 382 |
700 | 59 | 58 | 180 | 178 | 324 |
800 | 68 | 67 | 209 | 204 | 294 |
900 | 78 | 75 | 239 | 230 | 265 |
1000 | 92 | 84 | 281 | 257 | 235 |
Где срединное отклонение — половина ширины центральной полосы рассеивания, вмещающей 50 % всех попаданий, а сердцевинная полоса — полоса рассеивания, содержащая в себе 70 % попаданий.
Суммарные срединные отклонения на дальности 800 м (вертикальное и по ширине):
- РПД — 46 и 43 см.
- РПК — 68 и 67 см.
Нормальная пробивающая способность стандартной оболочечной пули со стальным сердечником на расстояниях до 800 метров. Американские оружейники, заполучив пулемёт, испытывали РПК по общевойсковым бронежилетам T65-2 и каскам M1 американского производства, пуля пробивала их на указанном предельном расстоянии, теряя однако при этом свою кинетическую энергию.
Модификации
Внешние изображения |
На базе Д-30 было разработано несколько модификаций:
У этого термина существуют и другие значения, см. ПС-30.
Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134.
Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.
Параметр | Серия I | Серия II | Серия III |
---|---|---|---|
Тяга, кгс:
— взлетный режим TH= +15 °C ,PH = 730 мм рт. ст.,H = 0 |
6800 1300 | 6934 (68 кН) 1450 | 6800 1300 |
Удельный расход топлива, кг/кгс ч | 0,770 | 0,775 | 0,790 |
Удельный расход масла не более, кг/ч | 1 | 1 | 1 |
Температура воздуха у земли для запуска и работы, оС | -50…+50 | -50…+50 | -50…+50 |
Длина двигателя, мм | 3984 | 4734 | 4836 |
Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм | 1050 | 1050 | 1050 |
Сухая масса, кг | 1550 | 1765 | 1810 |
Поставочная масса, кг | 1712 | 1944 | 1980 |
Год начала эксплуатации на пассажирских перевозках | 1967 | 1970 | 1982 |
Устанавливается на самолеты | Ту-134 | Ту-134А | Ту-134А-3, Ту-134Б-3 |
- Д-30-10В и Д-30В-12 — двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.
- Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
-
Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.
- Д-30КП-2, Д-30КП-Л
- WS-18 — китайская копия Д-30КП-2. Устанавливается на транспортник Xian Y-20 и бомбардировщик H-6K. Тем не менее в 2016 году стало известно о контракте на поставку большой партии Д-30КП2 в Китай.
- Д-30КП-3 «Бурлак» — глубоко модернизированный в 2000-х годах в НПО «Сатурн» турбовентиляторный двигатель. Отличается новым вентилятором, увеличенной более чем в 1,5 раза степенью двухконтурности,увеличенной на 1 тонну тягой, на 11 % снижен расход топлива. Соответствует нормам четвёртой главы ИКАО по шуму и эмиссии вредных веществ.
- Д-30КПВ — двигатель для А-40.
Параметр | Серия I | Серия II | Серия III |
---|---|---|---|
Тяга, кгс:
— взлетный режим |
12000 2750 | 12000 2750 | 13000 |
Степень двухконтурности | 2,36 | 2,24 | |
Удельный расход топлива, кг/кгс ч:
— взлетный режим |
0,5 0,7 | 0,510 0,705 | 0,404 0,645 |
Длина двигателя, мм | 5448 | 5734 | |
Диаметр вентилятора, мм | 1560 | 1775 | |
Масса двигателя, кг | 2640 | 2650 |
-
Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М
Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20 К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов)
.
- Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31. Максимальная тяга на форсаже 15,5 тс.
Динамика изменения численности дивизионной артиллерии РККА
Кроме одного или двух артиллерийских полков, в разные годы в состав дивизии входили и другие подразделения (как правило — отдельные дивизионы), имеющие на вооружении иные виды дивизионного артиллерийского и минометного вооружения и военной техники. Все они в своей совокупности и составляли дивизионную артиллерию РККА.
Так, например, в декабрьской 1942 года организационно-штатной структуре были полностью представлены все виды артиллерии:
- батальонная артиллерия — противотанковый взвод (2 45-мм пушки) и минометная рота (6 82-мм минометов); минометные взводы стрелковых рот (по 3 50-мм миномета);
- полковая артиллерия — артиллерийская батарея (4 76,2-мм полковые пушки), минометная рота (7 120-мм минометов (8 — в гвардейской дивизии), противотанковая батарея (6 45-мм противотанковых пушек), зенитно-пу-леметная рота (6 зенитно-пуле-метных установок ‘максим’ калибра 7,62 мм или ДШК калибра 12,7 мм);
- дивизионная артиллерия — легкий артиллерийский полк: три смешанных дивизиона (в двух дивизионах по 8 76,2-мм пушек и 4 122-мм гаубицы, в третьем дивизионе — 4 76,2-мм пушки и 4 122-мм гаубицы; в гвардейских дивизиях все три дивизиона имели по 12 орудий), всего артполк насчитывал — 20 76,2-мм дивизионных пушек (24 — в гвардейской дивизии) и 12 122-мм гаубиц;
- истребительно-противотанковый артиллерийский дивизион — три батареи (12 45-мм пушек);
- зенитная артиллерийская батарея — 6 37-мм автоматических зенитных пушек.
Динамика изменения численности дивизионной артиллерии Вермахта
Список использованной литературы:
1. «Войсковая артиллерия РККА в годы великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Полковник А.В.Лобанов. 2. Интернет-сайт www.rkka.ru 3. Э. Миддельдорфа «Русская компания: Тактика и вооружение» 4. «Артиллерийский полк» Александр Прагер http://www.weltkrieg.ru/organisation/662-artreg.html
5. Расход боеприпасов. Алексей Исаев. http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/1718/1718985.htm
Об устройстве
В конструкции гаубицы имеются лафет, ствол, противооткатное устройство и прицельные приспособления. Для орудия предусмотрена ручная подача снарядов. Гаубица Д-30 является артиллерийским орудием с раздельно-гильзовым заряжением. Боевой расчет состоит из шести человек. В орудийном стволе имеются следующие компоненты:
- труба;
- казенник;
- съемный дульный тормоз;
- зацепляющие крепления (2 шт.);
- затвор.
На стволе орудия сразу перед щитком – место для расположения противооткатного устройства. Его наличие положительно отразилось на боевой эксплуатации гаубицы. Данное устройство представлено двумя металлическими цилиндрами. Первый из них является гидравлическим тормозом, задача которого заключается в том, чтобы замедлять откат орудия, второй – гидропневматическим накатником. Его функция – сразу после выстрела возвратить ствол в исходную позицию. Как утверждают специалисты, с противооткатным устройством гаубица во время стрельбы обладает хорошей устойчивостью. Кроме того, удалось снизить механическую нагрузку на лафет, что существенно продлевает его эксплуатационный срок. Данный нюанс немаловажен, поскольку орудие обладает большим весом. Лафет гаубицы состоит из люльки, уравновешивающего механизма, верхнего и нижнего станков, приводов, обеспечивающих горизонтальную и вертикальную наводку, колес, подрессоривающих механизмов и специальных креплений. Д-30 оборудована телескопическим и панорамным прицелами.
Конструкция
Гаубица Тип 96 была оценена военной разведкой союзников как один из самых современных, хорошо продуманных и эффективных орудий в японском арсенале. Деревянные колёса были обрезинены. Орудие обычно транспортировали трактора. Его особенностью была высота подъёма пушки на 65° вверх, эту особенность можно было применятьмы при стрельбе из закрытых позиций. Хотя гаубица Тип 96 производилась в большом количестве, она не полностью заменила 150-миллиметровую Тип 4 в средних японских артиллерийских подразделениях. При стрельбе колёса блокировались, в походном положении подрессоривание осуществлялось с помощью листовых рессор. Тип 96 использовала те же боеприпасы, что и Тип 4, так же в боекомплект входили облегченные примерно на 5 кг снаряды, повысившие дальность стрельбы по сравнению с «типом 4» на 2 км.
В боекомплект гаубицы входили фугасные, бронебойные, дымовые, трассирующие а также шрапнельные снаряды.
Японские солдаты ведут огонь из Тип 96
Краткое описание, как выглядит
На вооружении[править | править код]
Современные операторыправить | править код
- Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
- Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
- Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
- Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
- Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
- Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
- Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
- КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
- Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
-
Россия:
- Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
- Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
- Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
- Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Росгидромет — не менее 68 Д-30
- Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
- Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
- Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
-
Украина
- Сухопутные войска — 75 Д-30, по состоянию на 2020 год
- Десантно-штурмовые войска — 54 Д-30, по состоянию на 2020 год
- Национальная гвардия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2020 год
- Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
- Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
- Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторыправить | править код
- СССР
- ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
- Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
- Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
- Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
- Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
- Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
Модификации
- L-39O — вооружённый учебно-тренировочный самолёт, разработанный в 1973—1976 годах. Может использоваться в качестве лёгкого штурмовика, имеются четыре подкрыльевых узла подвески вооружения.
- L-39ZA — дальнейшее развитие L-39ZO с установкой под фюзеляжем двуствольной пушки ГШ-23.
- L-39 — буксировщик воздушных мишеней.
- L-39MS (L-59 Super Albatros) — модификация с новым турбореактивным двигателем модульной конструкции ДВ-2, имеющим тягу 2200 кгс, катапультируемыми креслами класса «0-0» и новым электронным оборудованием. Первый полёт совершил в 1986 году. Произведено 80 единиц.
- Л-39 — украинская демилитаризированная модификация L-39C для гражданского использования, представленная в начале 2010 года.
- Л-39М1 — украинская модернизация Л-39: замена двигателя АИ-25ТЛ на модернизированный АИ-25ТЛШ (увеличена тяга с 1720 до 1850 кг и вдвое (с 8—12 секунд до 5—6 секунд) уменьшилось время приёмистости), усовершенствована система управления силовой установкой и бортовым аварийно-эксплуатационным регистратором полётной информации с дополнительными датчиками и устройствами. Разработан в 2002—2009 годах, приказом министра обороны Украины № 347 от 8 июля 2009 года принят на вооружение ВВС Украины.
- Л-39М — украинская модификация Л-39, разработка которой была завершена в 2013 году. Отличается от базового варианта наличием бортового тренажёрного комплекса БТК-39, который предназначен для имитации работы прицельного комплекса истребителя МиГ-29. Является летающим тренажёром для подготовки пилота к боевой работе на истребителе МиГ-29. Принят на вооружение вооружённых сил Украины 4 марта 2015 года
- L-159 — создан на базе L-59.
Кроме того, в 1987 году на основе конструкции L-39 для ВВС Румынии был создан учебно-боевой самолёт IAR-99 «Şoim», а в июле 2014 года было объявлено о разработке L-39 — модификации с двигателем Williams FJ44. 12 октября 2018 года состоялась премьера модификации L-39NG. Лётные испытания ожидаются до конца года.
Ссылки[править | править код]
Предназначение
Гаубица калибром 122-мм Д-30А (2А18М) предназначена для выполнения следующих задач:
- уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящейся в укрытиях полевого типа (в окопах, блиндажах, землянках)
- уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
- разрушения деревоземляных огневых точек (ДЗОТов) и других сооружений полевого типа
- проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях
- борьба с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника.
На вооружении 35 стран, без учёта стран СНГ, находится около 3600 орудий.
В гаубице применено раздельное гильзовое заряжение.
Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами.
Тяговое средство гаубицы — автомобиль Урал-4320. Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием до 80 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.
В рамках учений «Центр-2019» была продемонстрирована возможность переброски гаубиц Д-30 при помощи вертолётов Ми-8.
Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.
БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.
Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.
В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.
Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.
Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.
Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.
Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь
«Цезари» для бедных
В чём преимущество колёсной САУ? Эксплуатация дешевле, ремонт проще, дороги целее. Даже зажиточные французы предпочитают колёсныхцезарей».А мы чем хуже?» — спросили сербы.
Вдохновившись успехом 155-мм колёсной САУ NORA — которая не только стоит на вооружении у сербской армии, но и отправилась в Кению, Бангладеш и Мьянму, — в Сербии разработали SORA со 122-мм лицензионной гаубицей D-30J и прикрутили к ней автомат заряжания. Как заправский ковбой, САУ может выпустить за минуту дваревольверных» барабана по шесть выстрелов. Упоры откидываются в автоматическом режиме, а огонь можно вести с безопасного расстояния с помощью пульта. Впатронташе»-укладке такой ганфайтер возит ещё 40 выстрелов. Кроме того, есть система спутниковой связи и целеуказания.
В Китае корпорацияНОРИНКО», известная множеством креативных экспортных проектов, решила поставить гаубицу на… джип. Заботливо скопированную у русских гаубицу смонтировали на базе хамвиподобного внедорожника, назвав всё это SH-2. Систему показали в 2007-м, а её 155-мм предшественница SH-1 успела поступить на вооружение той же Мьянмы. Сразу видно, что у бирманцев страсть к колёсам и гаубицам.
Вездесущие китайцы впихнули Д-30 и на универсальные колёсные платформы ZBL-09, на базе которых построили целую линейку машин: от БТРов до истребителей танков. Колёсная САУ поступила на вооружение НОАК, однакоНОРИНКО» активно продвигает её на внешних рынках.
А вообще у КНР в рукаве всегда несколько вариантов. На любой вкус, цвет и бюджет.
ТрадиционнаяГвоздика» — это скучно, решили в Минобороны Казахстана. Нам нужно такое оружие, которое отражало бы наш степной дух и соответствовало национальному театру военных действий! Сказано — Израилем сделано. На не боящийся грязи КАМАЗ в земле обетованной поставили Д-30 на поворотной платформе.
Система получила навороченную автоматизированную систему управления огнём. Аналогичная стоит на ATMOS 2000. Кстати, именно на ATMOS Израиль меняет старые американские гусеничные М109.
Все это назвали Semser(«меч» по-казахски). Вскоре восемнадцатьмечей» поступили на вооружение армии Казахстана. Но гладко было на бумаге подписанного договора. Система оказалась не такой быстрой, как предполагалось. Есть информация, что к данному моменту часть САУ не готова. А некоторых участников контракта ищут с собаками и Интерполом. Но, позвольте, существует ли вообще военный контракт без распила?
В Иране тоже пошла мода на автолафеты: санкции, эмбарго на поставку оружия и скромный военный бюджет способствуют. Берём Д-30 с автоматом заряжания, как у сербов, и КрАЗ-5352. Получаем САУХейдар-41» со скорострельностью до 15 выстрелов в минуту.
В активно вооружающемся Алжире — одном из лучших клиентов российского ОПК — тоже дошли до такой несложной идеи и исполнили свою вариацию Д-30 в грузовике с четырьмя аутригерами и зарядными ящиками по бортам.
В Судане решили забронировать колёсную базу КамАЗ-43118. Khalifa GHY02 получила качающуюся часть Д‑30.
Стрельба ведётся с опущенными упорами, а в зарядных ящиках помещается 45 выстрелов. Впервые установку представили на IDEX-2013.