Ан-2
Содержание:
- Характеристики
- Особенности размножения
- Эксплуатанты
- ТОП-10 Лучшие горнолыжные курорты России
- В культуре
- Суперротация атмосферы
- Ночной бомбардировщик
- Наблюдатель (2012)
- Контакты
- Альтернатива: ОКА-40 (Ан-2):
- Примечания
- Участие в вооружённых конфликтах
- Авиапамятники и экспонаты музеев
- Галерея [ править ]
- Модификации
- Эксплуатация
- Примечания
- История Ан-2 «Кукурузник»
- История
- История разработки
- Выбор гладкоствольного оружия для охоты
- Литература и источники[править | править код]
- Участие в вооружённых конфликтах
- Не «Кукурузник»
- Российский фильм «Снайперы: любовь под прицелом»
- Морально устарел
- Безопасность
- Участие в вооружённых конфликтах
Характеристики
Летные и эксплуатационные качества этой машины таковы, что до сих пор в некоторых случаях нет замены самолету Ан-2. Технические характеристики его и в наше время вполне хороши для класса легких транспортных средств. Взлетный вес – 5,5 тонны при массе полезной нагрузки 1,5 т. Пространство, выделенное для груза, ограничено высотой 1,8 м, шириной 1,6 м, длиной 4,1 м. Нормальная пассажировместимость – 12 человек. Для взлета достаточно грунтовой площадки длиной 235 метров, а для посадки – на 10 метров меньше. Потолок – 4200, но обычно полет проходит на меньших высотах. Крейсерская скорость Ан-2 составляет 180 км/ч, максимальная достигает 235 км/ч (с полной нагрузкой). При этом машина может пролететь беспосадочно почти тысячу километров.
Особенности размножения
Эксплуатанты
Военные
Ан-2 ВВС Эстонии, 2007 год
Nanchang Y-5 ВВС Албании, 2006 год
Ан-2 в Vietnam Air Services Co., 2005 год
- Состоит на вооружении
- Армения Армения — 6 Ан-2ТД, по состоянию на 2012 год
- Болгария Болгария — 1 Ан-2Т, по состоянию на 2016 год
- Вьетнам Вьетнам — 6 Ан-2, по состоянию на 2016 год
- Гвинея Гвинея — некоторое количество Ан-2, по состоянию на 2016 год<
- Грузия Грузия — 6 Ан-2, по состоянию на 2016 год<
- Киргизия Киргизия — 4 Ан-2, по состоянию на 2016 год<
-
КНР КНР:
- ВВС КНР — некоторое количество Y-5 (китайская копия Ан-2), по состоянию на 2012 год
- ВМС КНР — некоторое количество Y-5, по состоянию на 2012 год
- КНДР КНДР — около 200—300 Ан-2/Y-5 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Республика Корея Республика Корея — 10 Ан-2, по состоянию на 2012 год
- Куба Куба — 1 в эксплуатации парашютного клуба Варадеро, 8 Ан-2 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Лаос Лаос — 4 Ан-2, по состоянию на 2016 год
- Латвия Латвия — 4 Ан-2, по состоянию на 2016 год
- Македония Македония — 1 Ан-2, по состоянию на 2016 год
- Мали Мали — некоторое количество Ан-2, по состоянию на 2012 год
- Республика Молдова Республика Молдова — 2 Ан-2, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа Никарагуа — 2 Ан-2, по состоянию на 2012 год
- Россия Россия — некоторое количество Ан-2 (авиация ВДВ), по состоянию на 2012 год
- Румыния Румыния — 8 Ан-2, по состоянию на 2012 год
- Сербия Сербия — 1 Ан-2, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан Узбекистан — некоторое количество Ан-2, по состоянию на 2012 год
- Украина Украина — 1 Ан-2Т на вооружении авиации ВМС Украины, по состоянию на 2012 год
- Эстония Эстония — 2 Ан-2, по состоянию на 2016 год
- Состоял на вооружении
|
|
ТОП-10 Лучшие горнолыжные курорты России
В культуре
Почтовые марки
Ан-2 — популярный сюжет в филателии. В мире изданы почтовые марки с изображением Ан-2 в таких странах как Ирак, ГДР, Казахстан, СССР, Китай, КНДР, Куба, Мальдивы, Россия, Румыния, Украина.
В кино
О работе лётчиков Ан-2 в 1971 году киностудией «Ленфильм» снят советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм «Разрешите взлёт!»
В фильме «Неудержимые 2» Барни получает его в качестве подарка от Храма
В фильме «Индиана Джонс: Королевство Хрустального Черепа» Индиана Джонс приземляется в городе Куско, Перу на Ан-2
В сериале «Спецназ», серия «Взлётная полоса» герои сериала в конце серии взлетали на нём с аэродрома Сар-Аб
Песни
- «А мы летаем на Ан-2». Авторы: музыка — Валентин Левашов, слова — Гольцев. Исполняет — Владимир Трошин.
- «Ан-2 в атмосфере „Северов“». Автор — Михаил Кучин.
- «Аннушка и „Антон“». Автор — Борис Вахнюк.
- «Песня пилотов самолёта Ан-2» — «Капитан Гастелло»
- «АН-2» песня группы LaScala
- «Песня о самолёте Ан-2». Автор — Анвар Исмагилов.
Суперротация атмосферы
Ночной бомбардировщик
Учебный У-2 — советский учебно-тренировочный биплан.
В годы Великой Отечественной войны советские У-2 стали настоящей головной болью для немцев, которые называли эти советские самолёты «кофемолка» и «швейная машина». Бипланы широко применялись для ночных «беспокоящих налётов» на прифронтовые расположения фашистских войск. У-2 использовались как бомбардировщики, выполняли функции самолёта связи и разведчика. Был и санитарный вариант самолёта. Благодаря тому, что самолёт мог взлетать практически с любой площадки, его широко использовали для работы с партизанами. Использовали У-2 и для сброса разведывательных и диверсионных групп, а также разведчиков-одиночек.
Осенью 1941 года в ВВС СССР начали формирование авиационных частей, куда призывали женщин. 23 лётчицам, воевавшим на самолёте У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.
Наблюдатель (2012)
Контакты
Альтернатива: ОКА-40 (Ан-2):
….cпустя три месяца, “Самолет №4”, был представлен на испытания. Самолет отличался предельной простотой. Так, оба его крыла имеют прямоугольную форму с закругленными концами. Секрет короткого взлета и посадки заключался в спец. механизации крыла опробованной на ОКА-38. Предкрылки — во всю переднюю кромку. Закрылки и зависающие элероны — во всю заднюю.
Профиль крыльев — постоянный по размаху двояковыпуклый, несимметричный типа Р-ll Петра Петровича Красильщикова, с относительной толщиной 14 процентов. Этот же профиль использовался во всех предыдущих проектах Антонова, а так же и на немецком «Шторьхе» (один из примеров немецкого промышленного шпионажа).
Двухлонжеронные крылья обтягивались полотном. Верхнее крыло имеет автоматические предкрылки по всему размаху, щелевые закрылки и элерон-закрылки. На нижнем крыле имеется лишь щелевой закрылок. Фюзеляж самолета —ферменный. Шасси — неубирающееся, трехопорное с хвостовым колесом.
Кабина двухместная. Экипаж состоял из пилота и бортинженера. Хотя самолет считался двухместным, сохранили второе управление на случай использования его для обучения летчиков.
В грузовой кабине, на стенах размещались откидные лавки для пассажиров.
Оборонительное вооружение: 7,62мм ШКАС в установке МВ-3 с возможностью кругового обстрела.
В этой военно-транспортной машины, получившей обозначение ОКА-40(заводское название), рационально сочетались 1000-сильный мотор воздушного охлаждения М-62 и довольно легкий планер с бипланной коробкой крыльев. Расчеты показывали, что с десятью экипированными бойцами достаточно будет взлетной дорожки длиной 50-60 метров.
При этом его максимальная скорость должна была 260 км/ч на высоте 1750 метров, а крейсерская — 225. Дальность с нагрузкой 1000 кг — 1300 км, а с 2000 кг (в перегрузку) — 900 км. Практический потолок — 7500 метров. Разбег — 65 метров, а посадочная скорость — 70 км/ч.
Весной 1941 года ОКА-40 выдержал заводские испытания и поступил в НИИ ВВС. Испытания машины показали, что значение максимальной скорости не изменилось, но потолок из-за большего полетного веса заметно снизился, относительно расчетной. В то же время дальность полета в отличии от расчетной, благодаря большему запасу горючего, возросла. Взлетно-посадочные характеристики получились такими же, как и у «Шторьха», испытанного в Советском Союзе и лучше, чем у поликарповского старичка У-2 ( разбег 65-70 метров, пробег 50-60 метров).
11 мая 1941 года начальник заказов вооружения ГУ ВВС Красной Армии генерал-майор Жаров писал заместителю наркома авиационной промышленности:
«Самолет ОКА-40 прошел государственные испытания в НИИ ВВС <…> и проверку в 50-й корпусной эскадрилье, где показал себя одним из лучших средств транспортировки военных грузов и доставки личного состава, связи и корректировки артиллерийского огня.
По своим летно-техническим данным самолет ОКА-40 является необходимым для вооружения Красной Армии.
Для обеспечения учебно-боевой работы корпусной авиации требуется 500 самолетов ОКА-40 в вариантах корректировщика артиллерийского огня и транспортного и связного самолета с поставкой их в 41 г.».
ОКА-40 было присвоено название Ан-2.
Машиной, так же заинтересовались ВВС ВМФ. Ее выдающееся взлетно-посадочные характеристики, были кране интересны морякам. Ан-2 был выбран для вооружения советских авианосцев, в роли палубного транспортного самолета снабжения авиационных групп. Так же моряки рекомендовали разработать вариант машины на поплавках, с возможностью запуска с корабельных катапульт.
Машиной заинтересовались и НКВД СССР. Машина была интересна пограничникам, лучшего самолета для снабжения удаленных погранзастав и оперативной доставки тревожных групп, не было.
Серийный выпуск самолета начался на авиазаводе №27. К сборке первых серийных машин приступили летом 1941 года, к началу войны было выпушено 625 самолетов. Первые самолеты поступили в штабные эскадрильи ВВС и ВМФ. В 1945 году машина получила новый двигатель М-82. В войсках машина получила прозвище “Кузнечик”, которое закрепилось за ним на всю жизнь.
Примечания
Участие в вооружённых конфликтах
- Корейская война (1950—1953)
- Первый кризис в Тайваньском проливе (1954)
- Венгерское восстание (1956)
- Второй кризис Тайваньского пролива (1958)
- Война во Вьетнаме (1959—1975)
- Гражданская война в Лаосе (1960—1973)
- Война за независимость Анголы (1961—1974)
- Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961—1975)
- Война за независимость Эритреи (1961—1991)
- Война в Дофаре (1962—1976)
- Гражданская война в Северном Йемене (1962—1970)
- Индонезийско-малайзийская конфронтация (1962—1966)
- Шестидневная война (1967)
- Война на истощение (1967—1970)
- Гражданская война в Нигерии (1967—1970)
- Гражданская война в Камбодже (1967—1975)
- Третья индо-пакистанская война (1971)
- Война Судного дня (1973)
- Гражданская война в Эфиопии (1974—1991)[источник не указан 993 дня]
- Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975—1989)
- Гражданская война в Анголе (1975—2002)
- Гражданская война в Мозамбике (1976—1992)
- Война за Огаден (1977—1978)
-
Гражданская война в Афганистане (1979—2001)
- Афганская война (1979—1989)
- Гражданская война в Афганистане (1989—1992)
- Гражданская война в Афганистане (1992—1996)
- Гражданская война в Афганистане (1996—2001)
- Гражданская война в Сальвадоре (1980—1992)
- Гражданская война в Никарагуа (1981—1990)
- Вторжение США на Гренаду (1983)[источник не указан 846 дней]
- Гражданская война в Южном Йемене (1986—1987)
- Гражданская война в Грузии (1990—1993)
- Карабахская война (1991—1994)
- Война в Хорватии (1991—1995)
- Война в Абхазии (1992—1993)
- Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
- Боснийская война (1992—1995)
- Гражданская война в Чечне (1992—1994)
- Гражданская война в Иракском Курдистане (1994—1998)
- Косовская война (1998—1999)
- Война НАТО против Югославии (1999)
- Конфликт в Македонии (2001)
- Конфликт в дельте Нигера (2004 — настоящее время)
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
- Гражданская война в Ливии (2011)
Авиапамятники и экспонаты музеев
Самолёты-памятники АН-2 установлены в следующих странах:
Украина, Россия, Южная Корея – Сеул (Военный мемориал Республики Корея), также легендарный самолёт АН-2 установлен в Национальном Аэропорту Минск в качестве экспоната гражданской авиационной техники.
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
Ан-2 | Аксай, Ростовская область, Военно-исторический комплекс имени Н. Д. Гулаева | ||
Ан-2 | Владимир (аэропорт Семязино) | ||
Ан-2 | Барнаул (аэропорт имени Германа Степановича Титова) | ||
Ан-2 | Саратов, Парк Победы. | ||
Ан-2 | Ульяновск (Головной отраслевой музей истории гражданской авиации) | ||
Ан-2 | UR-54812, серийный номер 1G184-19 | Государственный музей авиации (Киев) |
Галерея [ править ]
Модификации
Эксплуатация
В СССР самолёт очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также сёлами), выполнения различных народнохозяйственных, в частности, авиационных химических работ. Применялся так же и в ДОСААФ, для десантирования парашютистов-любителей.
Ан-2 на аэродроме «Сиворицы».
Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно. Порой путают Ан-2 с самолётом По-2, который назывался «кукурузником», это название досталось ему от самолётов сельскохозяйственной авиации У-2АП, применявшихся для обработки полей, в том числе кукурузных в Бессарабии и Украине.
На 2012 год, в мире эксплуатируется 2271 Ан-2; в России имеется 1580 самолётов Ан-2, из них 322 пригодны к эксплуатации. На Украине имеется 135 самолётов Ан-2, из них в состоянии лётной годности 54. В Казахстане эксплуатируются 290 Ан-2, в Узбекистане — 143, в Туркменистане — 89, в Белоруссии — 82, в Азербайджане — 63, в Киргизии — 30, в Молдавии — 13 и в Армении — четыре.
По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», на середину 2017 года 90 % задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2.
Примечания
- ↑
- ↑
- Авиация и время № 3, 2013, стр. 26-28.
- Руководство по лётной эксплуатации самолёта Ан-2 / А. Г. Майоров. — М.: Воздушный транспорт, 1984. — 95 с.
- The Military Ballance 2016,p.83
- The Military Ballance 2016,p.298
- The Military Ballance 2016,p.449
- The Military Ballance 2016,p.184
- The Military Ballance 2016,p.187
- ↑
- The Military Ballance 2016,p.266
- The Military Ballance 2016,p.394
- The Military Ballance 2016,p.271
- The Military Ballance 2016,p.115
- The Military Ballance 2016,p.119
- The Military Ballance 2016,p.188
- The Military Ballance 2016,p.135
- The Military Ballance 2016,p.91
- Владислав Морозов. Неизвестная война.»Гренадская волость — три дня в октябре» (рус.) // Арсенал Коллекция. — М., 2012. — № 4. — С. 2—14.
- ↑
- ↑
История Ан-2 «Кукурузник»
Впервые идея создания такой машины, как Ан-2, то есть лёгкого многоцелевого самолёта грузоподъёмностью 1000—1500 килограмм для сельского хозяйства, труднодоступных районов страны, военно-транспортной авиации и способного взлетать с небольших площадок, была выдвинута О.К.Антоновым еще в 1940 году.
Во время Второй Мировой войны задача создания сельскохозяйственного самолёта на время потеряла актуальность, но уже к концу войны по мере восстановления функционирования хозяйств на ранее оккупированных территорий и экономики в целом, вопрос о таком самолете вновь набирал актуальность.
Ан-2 разработан ОКБ-153 О. К. Антонова, первый полёт 31 августа 1947 года. Летчик-испытатель: Володин П. Н. Являлся первым самолётом данного ОКБ. Советское народное название — кукурузник (унаследовано от У-2). Самый большой в мире одномоторный биплан за всю историю авиации. Также — единственный в мире самолёт, производство которого продолжается уже более 60 лет, ныне он производится в Китае.
Серийное производство велось в СССР; было завершено к 1960 году после постройки более 5000 самолётов. После этого Ан-2 выпускались по лицензии в Китае (в 1957—1992 гг. построено более 950 штук под обозначением Y-5) и Польше (в 1960—1992 гг. построено около 12 тысяч машин, из которых 10 440 поставлено в СССР и СНГ). Самолёт экспортировался в 26 государствах мира.
История
6 марта 1946 года было образовано ОКБ-153 по гражданским и транспортным самолётам при Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Его главным конструктором стал Олег Константинович Антонов. Первым заданием ОКБ стал сельскохозяйственный самолёт СХА-1, позднее переименованный в Ан-2.
31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо первый прототип Ан-2, обозначенный СХА. Самолёт выполнил два больших круга на высоте 1200 метров и после 30 минут полёта совершил посадку. В декабре 1947 года в НИИ ВВС начались Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное производство было организовано на заводе № 473 в Киеве. 9 сентября 1949 года лётчик-испытатель Г. И. Лысенко поднял в небо первый серийный Ан-2 (в транспортном варианте).
Серийное производство самолёта Ан-2 велось:
- — — на авиационном заводе № 473 в Киеве, выпущено 185 машин.
- — — на авиационном заводе № 473 в Киеве, выпущено 3164 машин.
- — — на авиационном заводе WSK PZL-Mielec в Польше, выпущено 11 915 машин.
- — — на Долгопрудненском машиностроительном заводе (г. Долгопрудный, Московская область), выпущено 506 машин модификации Ан-2М.
- — — на авиационном заводе № 320 в г. Наньчан (ныне NAMC — Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation) в Китае, выпущено 727 машин под названием 安-2 («Фонг Шу-2»).
- — по настоящее время (2013) — на авиационном заводе в Шицзячжуан (ныне SAMC — Shijiazhuang Aircraft Manufacturing Corporation) в Китае, выпущено более 300 машин под названием 运-5 («Юншучжи-5», Y-5). Темп производства Y-5 в настоящее время составляет 10—20 машин в год.
До вступления СССР в ИКАО воздушные суда, разработанные в СССР не получали сертификат типа, вместо него выдавался Аттестат о годности к эксплуатации. В 1999 году завод PZL-Mielec получил сертификаты типа на Ан-2 и Aн-2Т. По некоторым данным, сертификат типа ныне принадлежит Airbus Military.
История разработки
В послевоенное время в СССР возникла необходимость создания небольшого воздушного судна, которое могли бы использовать в сельскохозяйственной деятельности. Такие агрегаты уже были у США. Поэтому руководством страны было принято решение создать подобный агрегат.
К проекту выдвинули следующие требования:
- возможность осуществления взлета и посадки на неподготовленных трассах;
- свободная эксплуатация в различных климатических условиях;
- обслуживание самолета не должно требовать создания новых технологий;
- его управление должно быть простым и удобным.
Разработку этого проекта поручили команде Конструкторского бюро, созданного в 1946 году на базе Новосибирского авиационного завода им. Чкалова. В это время его главным конструктором был О.К. Антонов. Под его руководством создавалась модель летательного аппарата под названием СХА-1. Ее модернизировали на протяжении нескольких лет.
Важно. После получения задания от руководства СССР конструкторами было принято решение переименовать свой опытный экземпляр
Он получил название Ан-2. Его ТТХ соответствовали всем заявленным требованиям.
Уже в 1947 году первый прототип «Аннушки» взмыл в небо. Им управлял летчик-испытатель П.Н. Володин. Самолет провел в полете 30 минут на высоте 1200 м. В конце этого же года запланировали государственные испытания. Их проводили до марта 1948 года.
Интересно! Уже в августе этого года самолет был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ.
Серийно Ан-2 производили на Киевском заводе. Первый серийный образец был поднят в небо в 1949 году. Летательные аппараты нашли признание в Китае. Этому государству выдали лицензию на их производство. Они выпускали судно под индексом Y-7 и Y-5. Эти модели сохранили все летные характеристики своего прототипа Ан-2.
Полезно знать! За время производства было выпущено более 18000 моделей «Кукурузника».
На данный момент производством Ан-2 занимается КНР. Россия и Польша совершенствуют уже существующие модификации. Самолет занесен в книгу рекордов Гиннеса. Он является самым производимым воздушным судном. Его выпускают более 60 лет.
Выбор гладкоствольного оружия для охоты
Тип оружия с гладким стволом не самый простой и дешевый. Прежде чем его приобрести, стоит определить, для каких целей совершается покупка.
- Такие модели могут служить для спортивной охоты. Они надежные, просты в обращении и удобные.
- В промысловых целях гладкоствольные одностволки ценятся, потому что редко дают осечку. Ведется такая охота в основном на пушных зверьков с чутким слухом и самосохранением на инстинктивном уровне. Точность и четкость выстрела важна.
- Стрельба в спортивных стрельбищах. Гладкоствольное оружие помимо того что оно классическое по своей натуре, сохранило от ружейных предков четкость прицела, его не нужно постоянно подводить. Охотники любят участвовать в стрелковых соревнованиях, они прокачивают навыки и поддерживают азарт внесезонное для охоты время.
Продукция серийного производства стоит дешевле. Она обладает необходимыми качествами добротного охотничьего оружия, но при этом за счет массовости, расценки не заоблачные. Минус – отсутствие индивидуальных черт, подходят для охотников, считающих основными ценностями качества ружья, которые помогут совершать точные выстрелы.
Ручная работа – это совершенно другие характеристики и ценники. Ружья изготавливают на заказ по индивидуальным проектам. Рукоятки делают из благородного дерева, обрамляя коваными элементами.
Гладкоствольные ружья по способу зарядки делятся на несколько типов.
- Переломные ружья носят название по типу перезарядки путем перелома ствола. Это старый способ, пришедший из артиллерийского оружия. Он самый распространенный, хотя и не самый удобный. «Переломки» — безотказные, и бывают двух типов в зависимости от расположения стволов: горизонтальные и вертикальные.
- Полуавтоматические ружья перезаряжаются самостоятельно благодаря отдаче или пороховым газам за счет газоотводов. У обоих типов есть свои плюсы и минусы. По скорости выстрела не уступают полуавтоматам, в уходе требуют больше внимания. В плюсах можно отметить, что под такие ружья подходит большое количество патронов, неприхотливы.
- Затворные ружья (называются так за счет продольного скользящего цевья). Для того чтобы перезарядить, цевье, соединенное с затворной рамой, двигается резким движением назад и затем вперед. Реже встречается цевье, соединенное с подвижным стволом, которое передвигается сначала вперед, а затем назад. Такие гладкоствольные ружья были наиболее распространены в США среди полицейских и охотников.
Литература и источники[править | править код]
Участие в вооружённых конфликтах
- Корейская война (1950—1953)
- Первый кризис в Тайваньском проливе (1954)
- Венгерское восстание (1956)
- Второй кризис Тайваньского пролива (1958)
- Война во Вьетнаме (1959—1975)
- Гражданская война в Лаосе (1960—1973)
- Война за независимость Анголы (1961—1974)
- Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961—1975)
- Война за независимость Эритреи (1961—1991)
- Война в Дофаре (1962—1976)
- Гражданская война в Северном Йемене (1962—1970)
- Индонезийско-малайзийская конфронтация (1962—1966)
- Шестидневная война (1967)
- Война на истощение (1967—1970)
- Гражданская война в Нигерии (1967—1970)
- Гражданская война в Камбодже (1967—1975)
- Третья индо-пакистанская война (1971)
- Война Судного дня (1973)
- Гражданская война в Эфиопии (1974—1991)[источник не указан 1571 день]
- Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975—1989)
- Гражданская война в Анголе (1975—2002)
- Гражданская война в Мозамбике (1976—1992)
- Война за Огаден (1977—1978)
- Гражданская война в Афганистане (1979—2001)
- Афганская война (1979—1989)
- Гражданская война в Афганистане (1989—1992)
- Гражданская война в Афганистане (1992—1996)
- Гражданская война в Афганистане (1996—2001)
- Гражданская война в Сальвадоре (1980—1992)
- Гражданская война в Никарагуа (1981—1990)
- Вторжение США на Гренаду (1983)[источник не указан 1424 дня]
- Гражданская война в Южном Йемене (1986—1987)
- Гражданская война в Грузии (1990—1993)
- Карабахская война (1991—1994)
- Война в Хорватии (1991—1995)
- Война в Абхазии (1992—1993)
- Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
- Боснийская война (1992—1995)
- Гражданская война в Чечне (1992—1994)
- Гражданская война в Иракском Курдистане (1994—1998)
- Косовская война (1998—1999)
- Война НАТО против Югославии (1999)
- Конфликт в Македонии (2001)
- Конфликт в дельте Нигера (2004 — настоящее время)
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
- Гражданская война в Ливии (2011)
Не «Кукурузник»
Ан-2 часто называли «Кукурузником», хотя это не совсем верно. Такое прозвище получил У-2, с которого впервые начали опылять поля, в том числе и засеянные кукурузой, на Украине и в Белоруссии. Творению Олега Антонова кличка досталась как бы в наследство – силуэты самолётов похожи, да и других бипланов в небе СССР практически не было.
Назвать точное количество выпущенных Ан-2 сложно из-за того, что в Китае их производили в обход лицензии. По разным оценкам, собрано от 18 до 20 тысяч машин. Бесспорно установлено другое – Ан-2 является первым в мире самолётом, который выпускается уже на протяжении 60 лет.
Российский фильм «Снайперы: любовь под прицелом»
В российском кинематографе также раскрыта тема нелегкой участи людей, которым приходится жить по ту сторону прицела. Фильм «Снайпер: любовь по прицелом» — достойная интерпретация отечественного режиссера Зиновия Ройзмана того, как могут лечь карты во время войны. Сюжетная линия многосерийного фильма повествует о молодых парне и девушке, которые в преддверии Великой Отечественной войны оказались по разные стороны баррикад и возглавили вражеские снайперские группы. Главные герои влюблены друг в друга и не подозревают о том, что скоро им придется расстаться. Будучи совсем юными, они, как все романтики, мечтали о долгой совместной жизни и никоим образом не верили, что что-то сможет их разлучить. Оказалось, что война расставила все по своим местам.
Российская кинолента по своему накалу и эмоциональному окрасу напоминает американский фильм «Снайпер». Герой сопротивления иракским боевикам Крис мечтает об окончании войны, надеясь, что сможет защитить свою семью от тех ужасов, которые могут исходить от вражеских терактов. Юные Катя и Саша, герои российского кино, уверены, что война не повлияет на них и на их чувства друг к другу. В конечном итоге оба фильма показывают зрителю, что жестокость и убийства накладывают отпечаток на каждого человека, и в конечном итоге им всем придется пережить трудный период самоидентификации после окончания военных действий.
Морально устарел
Происшествия с Ан-2 далеко не редкость. В сентябре прошлого года Ан-2 совершил аварийную посадку на Кубани. Тогда никто не пострадал. В августе частный Ан-2 совершил вынужденную посадку в Якутии — двое из семи пассажиров погибли. В этом же месяце было еще два происшествия с Ан-2 — в Курской и Ростовской областях. В июле в Чечне во время опрыскивания полей «кукурузник» зацепился за провода ЛЭП и упал на жилой дом. Пилот и жительница дома были госпитализированы. Причины в каждом случае разные: ошибка пилотирования (где-то у пилота даже не было лицензии), неисправность техники, но о кризисе в малой авиации говорят давно. В 2017 году «непотопляемому» Ан-2 давали от силы 5–6 лет — «кукурузник» совсем износился. Исходя из расчетов ГосНИИ ГА, к 2023 году из эксплуатации выйдет 89% парка региональных коммерческих самолетов. К 2025 году потребуется 360–490 самолетов на 9–19 мест, а до 2030 года — более 600 (из них свыше 70% составят аналоги Ан-2 на 7–9 пассажиров).
Ан_2
Самолет Ан-2, упавший на частный дом в станице Новощедринской Шелковского района Чечни. 16 июля 2019 года
Фото: РИА Новости/МЧС РФ
«Самолет для региональных и межрегиональных линий нам очень нужен… Потому что у нас огромная страна, расстояния большие, дороги плохие, а вертолетов на всех не хватает… Мы сейчас восстанавливаем базовые аэропорты, восстанавливаем небольшие аэропорты, и для них, соответственно, нужна техника», — говорил обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.
Безопасность
Из 2500 двухдвигательных самолетов малой размерности (L-410, Ан-28 и DHC-6 Twin Otter), которые эксплуатируются в России, в катастрофах было потеряно 395 машин. Погибло около 2700 человек. А из 18 000 выпущенных Ан-2 катастрофы коснулись чуть более 110 самолетов, что унесло жизни около 500 человек. Аварий — более 600, но люди остались живы. Выходит, что старенький Ан-2 безопаснее новых самолетов не в разы, а на порядок. Владимир Барсук как летчик-испытатель объясняет это так. Основное количество отказов двигателя происходит на взлете или посадке, а отказ одного двигателя при двухдвигательной схеме на взлете, как правило, приводит к фатальным последствиям: при развитии скольжения возникает стремительный неуправляемый срыв. Летчику надо иметь очень высокую квалификацию, чтобы совладать с этой ситуацией.
Двухдвигательный самолет обязан сохранить управляемость в случае отказа одного двигателя. Для этого нужно увеличить площадь элеронов, чтобы устранить крен, и площадь хвостового оперения, чтобы педалями удерживать направление. Поэтому хвостовое оперение и элероны в такой машине переразмерены на 10−15% и в случае отказа двигателя создают дополнительное сопротивление, что требует увеличения тяги. В итоге на самолетах вынуждены ставить переразмеренные моторы.
Построенный в СибНИА цельнокомпозитный биплан — демонстратор новых технологий для малой авиации. На нем была отработана технология изготовления элементов авиационной техники методами вакуумной инфузии и термостабилизации препрегов.
А отказ двигателя Ан-2 не оставляет пилоту вариантов и заставляет принимать решение о вынужденной посадке. Самолет планирует на скорости 130 км/ч, снижаясь с вертикальной скоростью 3,5 м/с, превращаясь в большой управляемый парашют для пассажиров. Возможность снижения скорости до 40−50 км/ч при посадке позволяет даже при лобовых столкновениях с препятствиями обеспечить высокую выживаемость.
Участие в вооружённых конфликтах
- Корейская война (1950—1953)
- Первый кризис в Тайваньском проливе (1954)
- Венгерское восстание (1956)
- Второй кризис Тайваньского пролива (1958)
- Война во Вьетнаме (1959—1975)
- Гражданская война в Лаосе (1960—1973)
- Война за независимость Анголы (1961—1974)
- Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961—1975)
- Война за независимость Эритреи (1961—1991)
- Война в Дофаре (1962—1976)
- Гражданская война в Северном Йемене (1962—1970)
- Индонезийско-малайзийская конфронтация (1962—1966)
- Шестидневная война (1967)
- Война на истощение (1967—1970)
- Гражданская война в Нигерии (1967—1970)
- Гражданская война в Камбодже (1967—1975)
- Третья индо-пакистанская война (1971)
- Война Судного дня (1973)
- Гражданская война в Эфиопии (1974—1991)[источник не указан 1009 дней]
- Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975—1989)
- Гражданская война в Анголе (1975—2002)
- Гражданская война в Мозамбике (1976—1992)
- Война за Огаден (1977—1978)
-
Гражданская война в Афганистане (1979—2001)
- Афганская война (1979—1989)
- Гражданская война в Афганистане (1989—1992)
- Гражданская война в Афганистане (1992—1996)
- Гражданская война в Афганистане (1996—2001)
- Гражданская война в Сальвадоре (1980—1992)
- Гражданская война в Никарагуа (1981—1990)
- Вторжение США на Гренаду (1983)[источник не указан 862 дня]
- Гражданская война в Южном Йемене (1986—1987)
- Гражданская война в Грузии (1990—1993)
- Карабахская война (1991—1994)
- Война в Хорватии (1991—1995)
- Война в Абхазии (1992—1993)
- Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
- Боснийская война (1992—1995)
- Гражданская война в Чечне (1992—1994)
- Гражданская война в Иракском Курдистане (1994—1998)
- Косовская война (1998—1999)
- Война НАТО против Югославии (1999)
- Конфликт в Македонии (2001)
- Конфликт в дельте Нигера (2004 — настоящее время)
- Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
- Гражданская война в Ливии (2011)