Крейсера проекта 1134

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ крейсеров с управляемым ракетным оружием постройки середины 1960-х — 1970-х годов
Характеристики «Белкнап» «Тракстан» «Калифорния» «Вирджиния» «Витторио Венето» «Каунти» «Бристоль»
Число кораблей в серии 9 1 2 4 1 8 1
Водоизмещение, стандартное/полное, т 6570/7 890 или 7930 8200/8 927 или 9200 — /10 150 — /11 000 7500 или 8000/8 850 5200/6200 или 6 800 5650/6750 или 7700
Главные размерения, м (наибольшие) 166,7×16,7×8,7 171,9×17,7×9,4 181,7×18,6×6,3 178,3×19,2×6,4 179,6×19,4×5,2 158,7×16,5×6,1 154,5×16,8×6,9
Энергетическая установка Паротурбинная,85 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Паротурбинная,73 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с.
Максимальная скорость, узлов 34 30 30 30 32 30 30-32
Дальность плавания (в морских милях) на скорости, узлов 8000/20 400 000/20 Практически не ограничена Практически не ограничена 6000/20 3500/28 5000/18
Ракетное вооружение, количество пусковых установок × количество направляющих (число ракет) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Tartar — 1×2 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1х8 (24) ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2×2 (66 Standart MR и ASROC) ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Sea slug — 1×2 (30), ЗРК Seacat — 2х4 (32) ЗРК Sea Dart — 1×2 (40), ПЛРК Ikara — 1х1 (32)
Артиллерийское вооружение 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 2х1 — 127-мм/54 2х1 — 127-мм/54 8х1 — 76-мм/62 2х2 — 114-мм/45, 2 х1 — 20-мм 1х1 — 114-мм/55
Торпедное вооружение 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА Нет Нет, имеется бомбомёт Limbo
Авиационное вооружение Нет Нет Только ВПП 1 вертолёт 6-9 вертолётов 1 вертолёт Нет
Экипаж 388 — 395 479 — 490) 533 — 550 519 550 440 — 471 407 — 433

Литература

  • Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Janes Fighting Ships 1981-82 / Moore, John Evelyn. — London, New York: Janes Publishing Company, 1982. — ISBN 0-7106-0728-8.

Виды

История строительства

Строительство

Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.

Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.

Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..

История постройки и службы крейсеров проекта 1134
Наименование заводской номер Зачислен в списки Заложен Спущен на воду Введён в строй Исключён
«Адмирал Зозуля» С-791 26.07.1964 17.10.1965 05.10.1967 08.10.1967 05.07.1994
«Владивосток» С-792 24.12.1964 1.08.1966 1.08.1968 01.08.1969 01.01.1991
«Вице-адмирал Дрозд» С-793 16.06.1965 26.10.1965 18.11.1966 27.12.1968 01.07.1990
«Севастополь» С-794 8.06.1966 28.04.1967 25.09.1969 25.09.1969 15.12.1989

Испытания

Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.

Оценка проекта[ [ | ]h2>

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Крейсеры проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.

Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.

Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.

Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля/p>

Литература

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ крейсеров с управляемым ракетным оружием постройки середины 1960-х — 1970-х годов
Характеристики «Белкнап» «Тракстан» «Калифорния» «Вирджиния» «Витторио Венето» «Каунти» «Бристоль»
Число кораблей в серии 9 1 2 4 1 8 1
Водоизмещение, стандартное/полное, т 6570/7 890 или 7930 8200/8 927 или 9200 — /10 150 — /11 000 7500 или 8000/8 850 5200/6200 или 6 800 5650/6750 или 7700
Главные размерения, м (наибольшие) 166,7×16,7×8,7 171,9×17,7×9,4 181,7×18,6×6,3 178,3×19,2×6,4 179,6×19,4×5,2 158,7×16,5×6,1 154,5×16,8×6,9
Энергетическая установка Паротурбинная,85 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Паротурбинная,73 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с.
Максимальная скорость, узлов 34 30 30 30 32 30 30-32
Дальность плавания (в морских милях) на скорости, узлов 8000/20 400 000/20 Практически не ограничена Практически не ограничена 6000/20 3500/28 5000/18
Ракетное вооружение, количество пусковых установок × количество направляющих (число ракет) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Tartar — 1×2 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1х8 (24) ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2×2 (66 Standart MR и ASROC) ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Sea slug — 1×2 (30), ЗРК Seacat — 2х4 (32) ЗРК Sea Dart — 1×2 (40), ПЛРК Ikara — 1х1 (32)
Артиллерийское вооружение 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 2х1 — 127-мм/54 2х1 — 127-мм/54 8х1 — 76-мм/62 2х2 — 114-мм/45, 2 х1 — 20-мм 1х1 — 114-мм/55
Торпедное вооружение 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА Нет Нет, имеется бомбомёт Limbo
Авиационное вооружение Нет Нет Только ВПП 1 вертолёт 6-9 вертолётов 1 вертолёт Нет
Экипаж 388 — 395 479 — 490) 533 — 550 519 550 440 — 471 407 — 433

Литература

  • Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Janes Fighting Ships 1981-82 / Moore, John Evelyn. — London, New York: Janes Publishing Company, 1982. — ISBN 0-7106-0728-8.

БПК пр.1134Б «Николаев»

Головной корабль проекта 1134Б, был зало­жен 25 июня 1968 года на стапеле Судостроительного завода имени 61 Коммунара (заводский номер С-2001). Включен в списки кораблей ВМФ СССР 13 августа 1969 года и 19 декабря 1969 года торжественно спущен на воду.

После достройки на плаву и проведения заводских и государственных испытаний, 2 октября 1971 года на «Николаеве» был поднят Военно-Морской флаг. На церемонии присутствовал командующий Краснознамен­ным Черноморским флотом адмирал В.С.Сысоев.

После доводки корабля 31 декабря 1971 года он был принят в состав ВМФ СССР и определен 8.02.1972 г. в состав КЧФ.

С 11.03.72 г. приказом Главкома ВМФ №091 определен в состав 70 БрПК 30 ДиПК ЧФ. Со сдачей корабля приступили к отработке курсовых задач в сроки, предусмотренные курсами боевой подготовки.

С 5.11.72 г. по 1976 г. корабль проходил службу на Средиземном море и в Атлантике, заходил с визитами в порты Тартус (Сирия) и Дубровник (Югославия). В июне 1975 г. на его борту случилась трагедия — при выполнении полетов потерпел катастрофу корабельный вертолет Ка-25, в которой погибли оба члена экипажа.

В 1976-78 гг. корабль проходил текущий ремонт на заводе им.61 Коммунара в Николаеве. Были заменены ГТУ М5 на М-5Е, проведена модернизация УЗРК «Шторм».

В 1979— 1980 гг. — БС в Средиземном море. В марте 1981 г. при проведении противолодочных учений буксируемое тело ГАС «Вега» зацепило ПА и было повреждено. «Николаев»готовился в поход на Кубу, поэтому на него установили ГАС с «Азова». В апреле — официальный визит в Гавану. Старший похода — вице-адмирал В.А.Самойлов. 1 июля 1981 года начальник ГШ ВМФ СССР адмирал флота Г.М.Егоров посетил ко­рабль и совершил на нем выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя.

С 25.08.1982 г. корабль — в составе 21 ВрПК 30 ДиПК. В 1982-83 гг. деловые заходы в Варну и Бургас (Болгария). Перед переходом на Тихий океан на корабле были установлены салютные орудия 21-КМ-45-мм позади ПУ Б-192.

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Николаев»

1983 года по 28 февраля 1984 г. отряд боевых кораблей под флагом командира 10 ОПЭСК вице-адмирала Р.Л.Дымова совершил межокеанский переход в Индийский океан, с заходом во Владивосток. В том же году участвовал в поисковой противолодочной операции в Охотском море, совместно с ТАВКР «Новороссийск», БПК «Василий Чапаев», СКР «Сторожевой», ПЛАТ «К-242» и «К-535», ПА «Б-855», «Б-229» и «Б-404», корабельными вертолетами Ка-27ПЛ с ТАВКР и самолетами Ту-142 и Ил-38.

С 1.03.85 г. выполнял боевые задачи на Тихом океане, 16 июля 1986 г. в ходе командно-штабных учений 10 ОПЭСК в Японском море, БПК «Николаев» столкнулся с БПК «Строгий» (без жертв) и встал на ремонт, после чего в мае-июле 1987 г. совершил благополучный переход в Севастополь и встал на капитальный ремонт 11 ноября того же года.

К сожалению, капитальный ремонт превратился в непрекращающуюся отстойку, а затем, в связи с недостатком финансирования, закончился исключение из списков флота, 30.09.1992.

31 декабря 1992 года БПК «Николаев» окончательно расформирован при 80-процентной готовности. 10 августа 1994 года его корпус был уведен буксирами на слом в Индию.

Бортовые номера БПК «Николаев»: 538 (1972 г.), 539 (1973 г.), 155 и 521 (1974 г.), 523, 526 и 539 (1975 гг.), 597 (1979 гг.), 741 (1979-80 гг.), 155 (1980 г.), 155 (1980 г.), 701 и 703 (1983 г.), 700 (1984 г.), 535 (1985-86 гг.), 582, 701 (1987 г.).

В разные годы кораблем командовали:

  • капитан 2 ранга Ю.А.Стадниченко
  • капитан 3 ранга К.М.Бурковский
  • капитан 3 ранга Ю.И.Ламзин
  • капитан 3 ранга А.Васильев
  • капитан 3 ранга В.И.Куренков
  • капитан 3 ранга В.Н.Баранов
  • капитан 2 ранга В.Е.Ионов
  • капитан 3 ранга Н.А.Назаров
  • капитан 2 ранга Г.Н.Тимошинов (с 1988 г.).

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Очаков»

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ крейсеров с управляемым ракетным оружием постройки середины 1960-х — 1970-х годов
Характеристики «Белкнап» «Тракстан» «Калифорния» «Вирджиния» «Витторио Венето» «Каунти» «Бристоль»
Число кораблей в серии 9 1 2 4 1 8 1
Водоизмещение, стандартное/полное, т 6570/7 890 или 7930 8200/8 927 или 9200 — /10 150 — /11 000 7500 или 8000/8 850 5200/6200 или 6 800 5650/6750 или 7700
Главные размерения, м (наибольшие) 166,7×16,7×8,7 171,9×17,7×9,4 181,7×18,6×6,3 178,3×19,2×6,4 179,6×19,4×5,2 158,7×16,5×6,1 154,5×16,8×6,9
Энергетическая установка Паротурбинная,85 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Паротурбинная,73 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с.
Максимальная скорость, узлов 34 30 30 30 32 30 30-32
Дальность плавания (в морских милях) на скорости, узлов 8000/20 400 000/20 Практически не ограничена Практически не ограничена 6000/20 3500/28 5000/18
Ракетное вооружение, количество пусковых установок × количество направляющих (число ракет) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Tartar — 1×2 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1х8 (24) ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2×2 (66 Standart MR и ASROC) ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Sea slug — 1×2 (30), ЗРК Seacat — 2х4 (32) ЗРК Sea Dart — 1×2 (40), ПЛРК Ikara — 1х1 (32)
Артиллерийское вооружение 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 2х1 — 127-мм/54 2х1 — 127-мм/54 8х1 — 76-мм/62 2х2 — 114-мм/45, 2 х1 — 20-мм 1х1 — 114-мм/55
Торпедное вооружение 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА Нет Нет, имеется бомбомёт Limbo
Авиационное вооружение Нет Нет Только ВПП 1 вертолёт 6-9 вертолётов 1 вертолёт Нет
Экипаж 388 — 395 479 — 490) 533 — 550 519 550 440 — 471 407 — 433

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение стандартное (полное) 5600 (7535) т
Размеры:
— длина 159 м
— ширина 16.8 м
— осадка 6.3 м
Силовая установка котлотурбинная, 2х45000л.с., 2 винта
Экипаж 343 чел.

Ходовые характеристики:

Тип хода Скорость Дальность/Расход топлива
Максимальный 34 узл 3500 миль
Крейсерский
Экономичный 18 узл 5200 миль
Малый 3 узл

Характеристики ресурсов:

Запас топлива
Автономность 30 суток
Запас авиационного вооружения 5 торпед ПЛАТ-1 и 54 РГБ
Запас авиационного топлива

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
Авиационное 1 Ка-25ПЛО в ангаре
Противолодочное 2х4 ПЛРК «Метель» («Раструб-Б») 8 85Р (БЧ – АТ-2УМ) или 8 85РУ
2х5 533 мм ПТА-53 10 53-65К или СЭТ-65
2х12 РБУ-6000 144 РГБ-60
2х6 РБУ-1000 48 РГБ-10
ПВО 2х2 ЗРК М-11 «Шторм» 48 ракет В-611
4х6 АК-630М 12000 выстр.
Артиллерийское 2х2 АК-725 4400 выстр.
АСУ «Корень-1134А» + «Море-У»
РЭО 1 РЛС МР-600 «Восход»
1 трехкоординатная РЛС МР-310А «Ангара»
1 навигационная РЛС «Дон-2»
ГАС МГК-332 «Титан-2»
МГ-26 звукоподводной связи
РЭБ Станция РТР МРП-11 «Залив»
Станции постановки помех 2 х «Гурзуф-А» и 2 х «Гурзуф-Б»
2х2 ПУ ПК-2

Аббревиатуры

Литература

  • Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Janes Fighting Ships 1981-82 / Moore, John Evelyn. — London, New York: Janes Publishing Company, 1982. — ISBN 0-7106-0728-8.

История[править | править код]

Зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 2 февраля 1968 года. Закладка корабля состоялась 29 февраля 1969 года на судостроительном заводе имени Жданова в Ленинграде. 22 января 1970 года корабль был спущен на воду, 25 октября 1972 года вступил в строй.

22 января 1973 года был включён в состав ВМФ. В апреле совершил переход на Северный флот, 25 апреля того же года приказом главнокомандующего СФ был переведён в состав Краснознамённого Северного флота.

В июне-декабре 1974 года проходил свою первую боевую службу в Атлантике, совершил заходы на Кубу и в Марокко. Также во время турецкого вторжения на Кипр участвовал в эвакуации советских граждан с острова. 3 июля 1992 года разоружен и исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 31 декабря 1992 года расформирован и в 1994 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение 7125 т
Размеры:
— длина 156.2 м
— ширина 16.8 м
— осадка 6.3 м
Силовая установка котлотурбинная, 2х45000 л.с., 2 винта
Экипаж 312 чел.

Ходовые характеристики:

Тип хода Скорость Дальность/Расход топлива
Максимальный 34 узл 2400 миль
Крейсерский 18 узл 5000 миль
Экономичный 14 узл 10500 миль
Малый 3 узл

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
Авиационное 1 Ка-25ПЛО (1 Ка-25ДЦ) в ангаре
ПКРК 2х2 ПУ П-35 8 4К-44
ПВО 2х2 ПУ ЗРК «Волна» 32 ЗУР В-601
4х6 АК-630 (после модернизации) 12000 снарядов
Артиллерийское 2х2 АК-725 2х2200 выстр.
Противолодочное 2х5 533 мм ПТА-53-1134 10 СЭТ-65 или 53-65К
2х6 РБУ-1000 48 РГБ-60
2х12 РБУ-6000 144 РГБ-60
АСУ «Планшет-1134» + «Море-У»
РЛС MP-500 «Кливер»
МР-310 «Ангара-А»
Навигационная РЛС МР-310У «Волга»
ГАС МГ-312 «Титан-2»
МГ-311 «Вычегда»
РЭБ «Гурзуф А/Б» активных помех
МРП-15-16 «Залив» РТР
2х2 ПУ ПК-2

Аббревиатуры

История строительства

Строительство

Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.

Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.

Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..

История постройки и службы крейсеров проекта 1134
Наименование заводской номер Зачислен в списки Заложен Спущен на воду Введён в строй Исключён
«Адмирал Зозуля» С-791 26.07.1964 17.10.1965 05.10.1967 08.10.1967 05.07.1994
«Владивосток» С-792 24.12.1964 1.08.1966 1.08.1968 01.08.1969 01.01.1991
«Вице-адмирал Дрозд» С-793 16.06.1965 26.10.1965 18.11.1966 27.12.1968 01.07.1990
«Севастополь» С-794 8.06.1966 28.04.1967 25.09.1969 25.09.1969 15.12.1989

Испытания

Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.

Способы получения

Белый билет выдается освобожденным от прохождения службы гражданам на законных основаниях. Категория граждан и порядок выдачи регулируется Федеральным законом номер 53 <<О воинской обязанности и военной службе>>. Предоставить белый военный билет могут как на медицинских, так и на социальных основаниях.

Белый военный билет в основном выдается по здоровью. Документ предоставляется лицам после присвоения им категории годности к военной службе. Призывник должен пройти ВВК, и если  в процессе обследования обнаруживается заболевание, входящее в утвержденный законом список заболеваний, он освобождается от служения в ВС.

Белый военный билет предоставляется, при:

  • Получении категории годности «В» или «Д» на заседании призывной комиссии;
  • Прохождении альтернативной службы. Альтернативная служба призывник проходит исключительно на государственных предприятиях;
  • Окончании вуза с военной кафедрой;
  • Поступлении в военное учебное заведение;
  • Достижении 27 лет.

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ крейсеров с управляемым ракетным оружием постройки середины 1960-х — 1970-х годов
Характеристики «Белкнап» «Тракстан» «Калифорния» «Вирджиния» «Витторио Венето» «Каунти» «Бристоль»
Число кораблей в серии 9 1 2 4 1 8 1
Водоизмещение, стандартное/полное, т 6570/7 890 или 7930 8200/8 927 или 9200 — /10 150 — /11 000 7500 или 8000/8 850 5200/6200 или 6 800 5650/6750 или 7700
Главные размерения, м (наибольшие) 166,7×16,7×8,7 171,9×17,7×9,4 181,7×18,6×6,3 178,3×19,2×6,4 179,6×19,4×5,2 158,7×16,5×6,1 154,5×16,8×6,9
Энергетическая установка Паротурбинная,85 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Паротурбинная,73 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с.
Максимальная скорость, узлов 34 30 30 30 32 30 30-32
Дальность плавания (в морских милях) на скорости, узлов 8000/20 400 000/20 Практически не ограничена Практически не ограничена 6000/20 3500/28 5000/18
Ракетное вооружение, количество пусковых установок × количество направляющих (число ракет) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Tartar — 1×2 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1х8 (24) ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2×2 (66 Standart MR и ASROC) ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Sea slug — 1×2 (30), ЗРК Seacat — 2х4 (32) ЗРК Sea Dart — 1×2 (40), ПЛРК Ikara — 1х1 (32)
Артиллерийское вооружение 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 2х1 — 127-мм/54 2х1 — 127-мм/54 8х1 — 76-мм/62 2х2 — 114-мм/45, 2 х1 — 20-мм 1х1 — 114-мм/55
Торпедное вооружение 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА Нет Нет, имеется бомбомёт Limbo
Авиационное вооружение Нет Нет Только ВПП 1 вертолёт 6-9 вертолётов 1 вертолёт Нет
Экипаж 388 — 395 479 — 490) 533 — 550 519 550 440 — 471 407 — 433

Литература

  • Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Janes Fighting Ships 1981-82 / Moore, John Evelyn. — London, New York: Janes Publishing Company, 1982. — ISBN 0-7106-0728-8.

Литература[ | код]

  • Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Janes Fighting Ships 1981-82 / Moore, John Evelyn. — London, New York: Janes Publishing Company, 1982. — ISBN 0-7106-0728-8.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector