Герб семьи
Содержание:
- «Немые» гимны и стихи из сна
- Значение слова «герб»: этимология и толкование
- Зарождение геральдики
- Единственный в своем роде
- Новые разработки
- Древняя птица и монетка с сюрпризом
- Описание герба
- Размер ядер комет
- Откуда в Россию прилетел двуглавый орел
- Геральдические символы и их значение
- Символы
- Литература
- Символика герба
- Как расшифровывается ГАЗ
- Смысл девиза
- Девиз
- Цветовое решение герба
- Распространение
«Немые» гимны и стихи из сна
Государственный гимн не относится числу знаков, язык которых привыкли расшифровывать геральдисты. Тем не менее это один из совершенно официальных государственных символов. И, пожалуй, ни один из прочих символов не менялся так много, как этот. Даже в царской России он устоялся не сразу.
Как известно, тот гимн, мелодия которого используется в современной версии, был утвержден в годы Великой Отечественной войны. Сергей Михалков стал соавтором стихов к первой версии гимна почти случайно. Дело в том, что он считался детским поэтом, поэтому к участию в конкурсе стихов для нового гимна его поначалу даже не пригласили. Однако, как писал Михалков в своих мемуарах, однажды ранним утром его разбудил звонок в дверь. На пороге стоял поэт Габриэль Уреклян, выступавший в печати под псевдонимом Г. Эль-Регистан. «Мне приснился сон, будто мы с тобой стали авторами гимна! — с порога обескуражил он. — Я даже записал несколько слов, которые мне приснились!» — писал Михалков. — Габо (Г. Эль-Регистан. — Прим. ред.) протянул мне гостиничный счет, на обороте которого я прочитал: «Великая Русь», «Дружба народов», «Ленин»… «А почему бы нам действительно не попробовать свои силы? — подумал я. — Ведь не боги же горшки обжигают».
Как пишутся гимны, никто из двух поэтов не знал. По содержанию решили взять за основу Конституцию СССР, а за основу стихотворного размера выбрали первый куплет «Гимна партии большевиков» на музыку Александрова. Правки и предложения в текст собственноручно вносил Сталин. Утвержденный гимн страна впервые услышала в 1944 году.
Музыканты во время всероссийской акции «День гимна». Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Однако после смерти Сталина и прихода к власти Никиты Хрущева от текста отказались — нового главу государства не устраивало упоминание в гимне «отца народов». «Немым» гимн оставался 20 лет, после чего Михалкова вновь призвали для коррекции текста.
Гимном новой России поначалу стало незавершенное произведение Михаила Глинки «Патриотическая песня». Но и этот гимн исполнялся без слов — все варианты стихов отвергались общественностью. Да и сама музыка откровенно не пользовалась популярностью.
И вот в 2000 году Владимир Путин предложил вновь вернуться к мелодии Александрова. И уже в третий раз стихи к гимну написал Михалков. Новый утвержденный гимн впервые прозвучал на всю страну в новогоднюю ночь, как и первый гимн Советского Союза, написанный Михалковым в годы войны.
«Мог ли я тогда подумать, что спустя 27 лет (1970 год) мне придется по решению новых руководителей партии и правительства убирать из текста гимна имя Сталина и вносить в него другие коррективы! А спустя ещё 20 лет (1990 год) читать в советских газетах нелестные замечания в мой адрес и рекомендации, предлагающие заменить текст гимна как не соответствующий политике партии и государства? Нет, этого я предвидеть не мог! Впрочем, действительно, какая уж в то время была «дружба народов»? Какая «сила народная»? Какой «союз нерушимый»?» — писал в мемуарах поэт.
Значение слова «герб»: этимология и толкование
Данная лексическая единица обозначает отличительную условную эмблему, которая присваивается государству, знатному роду или городу.
В русском языке слово появилось из немецкого, где «эрбе» означает «наследство». Само явление, которое скрывается за данным наименованием, на самом деле зародилось очень давно. Так, первыми гербами могут быть признаны ещё тотемы первобытных общин и племен, например в виде изваяний дельфинов, фигурок черепах, змей, медведей и т. д., в зависимости от того, где существовала группа, какие особенности отличали её от других коллективов, под воздействием чего формировались её традиции и ценности.
Особое значение играли знаки воды, Солнца, Луны. Таким образом, становится очевидно, что герб – это не прихоть народа или власти, а символическое изображение, которое аккумулирует в себе целую историю становления страны.
Зарождение геральдики
Появление геральдики относят к периоду времени между двумя крестовыми походами — первым (когда гербов ещё не существовало) и вторым (когда геральдика стала привычна). Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI — начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, обычно имевшие миндалевидную форму, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки и стали ассоциироваться с конкретными личностями. По этой причине ранняя геральдическая символика была чрезвычайно простой и легко читаемой и не содержала сложных рисунков и надписей. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов. Кроме того, появление геральдики было вызвано изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.
Некогда существовало множество других версий о происхождении геральдики. Первые попытки объяснить возникновение гербов относятся ещё к концу Средневековья. В вышедшем в 1671 году труде «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (фр. Le veritable art du blason et l’origine des armoiries) его автор священник Клод Франсуа Менестрье привёл около двух десятков различных версий, среди которых были как совершенно неправдоподобные, относящие зарождение геральдики ко временам Адама, Ноя, Александра Македонского, Юлия Цезаря и короля Артура, так и более аргументированные. Первые уже к концу XVI века геральдистами серьёзно не рассматривались, а вторые просуществовали как основные вплоть до конца XIX — начала XX веков, когда были развенчаны уже в научных трудах по геральдике. Так, последовательно были откинуты версии о преемственности между античными военными и семейными эмблемами и первыми гербами XII века, о влиянии на становление феодальной геральдики германо-скандинавской эмблематики — рун-инсигний — I тысячелетия нашей эры, и о происхождении геральдики от узоров на тканях арабов, перенятых европейцами в эпоху первых крестовых походов.
На знаменитом гобелене из Байё, изображающем завоевание Англии Вильгельмом I и созданном вскоре после этого события, на щитах нормандских воинов вышито множество изображений, похожих на геральдические. Между тем в различных эпизодах одни и те же рыцари изображены с разными щитами, что не позволяет говорить об их геральдическом характере.
К наиболее ранним свидетельствам существования геральдики относят изображение щита на покрытой цветной эмалью гробнице графа анжуйского Жоффруа V, умершего в 1151 году. Этот же герб изображён на скульптурной гробнице внука Жоффруа — Уильяма Длинного Меча, умершего в 1226 году. Согласно Жану де Мармутье, в 1127 году по случаю женитьбы Жоффруа на Матильде её отец, король Англии Генрих I, возвёл Жоффруа в рыцари и подарил ему щит, украшенный львами. Очевидно, что речь идёт о том же щите, что и изображён на гробницах Жоффруа и его внука. Между тем хроника Мармутьера написана уже после смерти Жоффруа, в 1170 годы, а гробница была изготовлена между 1155 и 1160 годами. Более того, на единственном известном оттиске печати Жоффруа, привешенном к документу 1149 года, нет никакого герба, что также говорит не в пользу того, что он обладал гербом.
Единственный в своем роде
Третий символ президентской власти — специальный экземпляр Конституции РФ — официально таковым не является. Президентским символом эта особая книга стала благодаря указу президента от 5 августа 1996 года № 1138, изданному ещё Борисом Ельциным накануне его повторного вступления в должность главы государства. Однако за сутки до назначенной на 7 мая 2000 года инаугурации тогда ещё и.о. президента Путин подписал указ № 832, который подтвердил, что штандарт и знак президента являются символами главы государства, и отменил указ 1996 года. А вместе с ним и особый статус спецэкземпляра Конституции.
Поэтому формально вступающий в должность президент может приносить присягу на любом экземпляре основного закона — хоть на специальном, хоть на взятом напрокат в районной библиотеке. Тем не менее по традиции на каждую церемонию инаугурации выносят именно эту, в красной обложке из кожи варана с золотым тиснением, книгу.
Специальный экземпляр Конституции РФ. Фото: Михаил Метцель/ТАСС
К вступлению в должность каждого нового главы государства в начале книги с помощью лент вплетают новую страницу из тонкой дорогой бумаги с изображением Кремля, текст которой гласит, что именно на этом экземпляре принес присягу очередной президент, стоит его печать и подпись.
Спецэкземпляр Конституции — единственный в своем роде. Но что делать, если изменяется текст основного закона страны? На момент принятия поправок 2009 года, изменивших сроки полномочий президента страны и Государственной думы, бывшая на тот момент пресс-секретарем президента Наталья Тимакова рассказывала, что в спецэкземпляре Конституции просто заменят нужные страницы и заново переплетут книгу. Очевидно, в свете грядущего всенародного голосования по новым поправкам в Конституцию РФ, спецэкземпляр может вновь попасть в переплет.
Виктория Приходько
Новые разработки
Древняя птица и монетка с сюрпризом
Нынешний государственный герб России, хоть и был официально утвержден в 1993 году, обладает пятивековой историей и считается старейшим государственным символом России. Впервые в качестве герба страны изображение двуглавого орла было использовано в 1497 году на печати великого князя Московского и всея Руси Ивана III. Причем, по одной из основных версий, Иван III унаследовал эту государственную эмблему от своей жены Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора. Некоторые историки считают, что это стало неким символом преемственности русского государства от павшей Византийской империи.
В последующие века царская птица поднимала и опускала крылья, меняла цвет, а ездец — так геральдисты часто называют всадника в центре композиции, сражающегося с драконом, — признавался то царем, то абстрактным рыцарем, то Георгием Победоносцем. Но одно оставалось неизменным — главным элементом герба была двуглавая птица с расправленными крыльями.
Возвращение к двуглавому орлу на излете СССР (с его собственным гербом) было таким же бурным и противоречивым, как и все события начала 1990-х годов. В качестве гербовой фигуры предлагались и ласточка, и даже медведь. В прессе того времени была развернута яростная дискуссия, стоит ли возвращать орла. А если стоит, то в каком виде — с крыльями вверх или вниз? С коронами или без? Спорили даже о том, как сделать орла «подобрее».
Остановились на двух рисунках с орлом и даже официально опубликовали их с оговоркой, что проекты будут дорабатываться. И они действительно дорабатывались. Однако история сделала новый виток — Советский Союз распался. Наконец указом президента Бориса Ельцина от 30 ноября 1993 года был утвержден герб в прорисовке художника Евгения Ухналева.
Герб в прорисовке художника Евгения Ухналева. Фото: Валентин Федоров/Будущее России. Национальные проекты
И тут историческая птица вновь зависла в воздухе: в Конституции 1993 года госсимволы не были утверждены, их правовой статус должны были закрепить отдельными законами. Последовал новый этап обсуждений, который затянулся ещё на семь лет.
Все эти правовые коллизии привели к любопытному казусу. Новой стране нужны были новые деньги. И монеты, и банкноты стали печатать с орлом. Но основанным на рисунке Ивана Билибина — он был использован в одной из тех двух официально опубликованных версий. Формально считалось, что на российских деньгах используется герб Банка России. С птицей, значительно отличавшейся от той, что на гербе РФ (банк пояснял, что не может печатать герб страны, который не утвержден), деньги просуществовали ещё много лет. Пока в 2014 году президента Владимира Путина (который, кстати, и утвердил в 2000 году многострадальный герб) на прямой линии с гражданами не спросили, а почему, собственно, герб на российских деньгах не тот. «Это Центральный банк решает в соответствии с законом Российской Федерации. Не задумывался над этим, но подумаем», — удивился президент.
«Подумали» быстро (в исторической перспективе) — с 2016 года герб на деньгах стал тот, что надо. Кстати, в том же году герб вновь предложили поменять. Лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдостанов (Хирург) обратился к Путину с призывом дополнить изображение орла колосьями и солнцем с герба СССР, повторив таким образом одну из многочисленных версий госсимвола начала 1990-х годов. Предложение не было реализовано, что, впрочем, не помешало байкерам использовать свой вариант герба в качестве декорации на шоу «Ночных волков».
Каждый элемент нынешнего герба России имеет значение. Этот язык Вилинбахов так расшифровал в своей диссертации «Государственная геральдика в России: теория и практика»: «Двуглавый орел — символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над его головами означают прежде всего суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства и его единство. А всадник, поражающий копьем дракона, — не только и не столько эмблема столицы, сколько древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага, буде такой объявится».
Описание герба
Из-за своего пограничного местонахождения между Испанией и Францией герб Андорры существует в двух редакциях соответственно — испанский и французский. Каждый из них вариативен, поскольку герб в качестве государственного символа Андорры официально не утвержден и по сей день.
Испанский вариант
Это наиболее распространённый вариант.
В испанской редакции герб Андорры представлен в трех версиях, которые незначительно, но различаются:
- Четырехчастный щит, в первом поле лазоревого цвета — золотые митра и посох урхельского епископа; во второй — на желтом фоне три красных вертикальных полосы; в третьем — четыре вертикальные красных полоски на фоне золотого цвета; в четвертой четверти щита красного цвета – две золотые коровы с колокольчиками небесно-голубого цвета на красных ошейниках, одна строго под другой.
- То же, что и в первой версии, только первое поле красное, четвертое – золотое, а коровы (быки) – натурального цвета.
- Гербовой щит украшен французской золотой графской короной. Причем первое поле — серебряное с золотыми митрой и посохом нарисованные рядом, параллельно друг другу, а в четвертом – красные быки с лазоревыми колокольчиками на щитовом золотом фоне. Второе и третье поля идентичны вышеописанным вариантам.
Во всех испанских версиях девиз «Virtvs Vnita Fortior» помещен на сам щит в качестве декора.
Французский вариант
Во французской версии опять же герб княжества увенчан французской золотой графской короной, связанной с соправителями Андорры графами Фуа, а щит разделен на четыре части, фон которых золотой во второй и четвёртой и красный – в третьей. В первой — он либо белый/серебряный, либо голубой.
В первом поле – золотая митра, в третьем — золотой епископский посох, в четвертом – красные быки/коровы с синими колокольчиками. На втором поле, как и в испанском варианте, — три красных полосы.
Во французской версии девиз помещен на белую ленту под гербом. Слова девиза на латыни выведены черным цветом.
Размер ядер комет
Большая часть кометных ядер простирается на 16 км. Среди крупнейших комет стоит вспомнить C/2002 VQ94 (100 км), Хейла-Боппа (60 км), 29P (30.8 км), 109P/Свифта-Туттля (26 км) и 28P (21.4 км).
Ядро кометы Галлея (15 х 8 х 8 км) представлено равным соотношением льда и пыли.
В 2001 году Deep Space 1 осматривал ядро кометы Борелли (8 х 4 х 4 км) и выявил, что она достигает половины размера кометного ядра Галлея. Оно также напоминает картофелину и покрыто темным материалом.
Ядро Хейла-Боппа оценили в 20-60 км в диаметре. Она казалась яркой и показывалась без использования инструментов. Диаметр ядра P/2007 R5 достигает лишь 100-200 м.
Небольшие кентавры также вытягиваются на 250-300 км, среди которых выделяют три наиболее масштабных: Чарикло (258 км), Хирон (230 км) и 1995 SN55 (300 км).
Средняя плотность комет – 0.6 г/см3.
Откуда в Россию прилетел двуглавый орел
Главной загадкой российского герба, без сомнения, является происхождение и значение его главного элемента – орла с двумя головами. В школьных учебниках истории все объясняется просто: московский князь Иван III, женившись на византийской принцессе и наследнице престола Зое (Софье) Палеолог, получил в качестве приданного герб Восточной Римской империи. А «в нагрузку» и концепцию Москвы, как «Третьего Рима», которую Россия до сих пор пытается (с большим или меньшим успехом) продвигать в отношениях с ближайшими соседями.
Данную гипотезу первым высказал Николай Карамзин, которого по праву называют отцом российской исторической науки. Однако подобная версия абсолютно не устраивает современных исследователей, ибо слишком много в ней нестыковок.
Во-первых, двуглавый орел никогда не был государственным гербом Византии. Его, как такового, вообще не существовало. Диковинная птица была гербом Палеологов – последней династии, правившей в Константинополе. Во-вторых, вызывает серьезные сомнения, что Софья вообще могла что-то передать московскому государю. Она не была наследницей престола, родилась в Морее, отрочество провела при папском дворе и всю свою жизнь была далека от Константинополя. Кроме того, сам Иван III никогда претензий на византийский престол не предъявлял, а первое изображение двуглавого орла появилось только через несколько десятилетий после свадьбы Ивана и Софьи.
Кроме византийской, существует еще три версии происхождения российского двуглавого орла:
- болгарская;
- западноевропейская;
- монгольская.
В XV веке османская экспансия заставила многих южных славян покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине. Болгары и сербы массово бежали в православное Московское княжество. Двуглавый орел был издревле распространён на этих землях. Так, например, этот символ был изображен на болгарских монетах периода Второго царства. Хотя, надо отметить, что облик восточноевропейских орлов сильно отличался от российской «птицы».
Есть еще и монгольская версия происхождения двуглавого орла. В Орде этот символ чеканили на монетах еще с начала XIII века, среди клановых атрибутов Чингизидов присутствовала черная двуглавая птица, которую большинство исследователей считают именно орлом. В конце XIII века, то есть задолго до бракосочетания Ивана III и принцессы Софьи, ордынский правитель Ногай женился на дочери византийского императора Ефросинии Палеолог, и, как считают некоторые историки, официально принял двуглавого орла в качестве официального символа.
Учитывая тесные связи Московии с Ордой, монгольская теория происхождения главного российского символа кажется весьма правдоподобной.
Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что мы доподлинно не знаем, почему и откуда в Россию пришел двуглавый орел. В настоящее время наиболее вероятными историки считают «болгарскую» и «европейскую» версию его происхождения.
Не меньше вопросов вызывает и сам облик птицы. Почему у нее две головы – абсолютно непонятно. Объяснение о повороте каждой головы на Восток и Запад появилось только в середине XIX века и связаны с традиционным расположением сторон света на географической карте. А если бы оно было другим? Орел бы смотрел на север и юг? Вероятно, что просто взяли понравившийся символ, особо не «заморачиваясь» его значением.
Геральдические символы и их значение
Животные
Лев – сила и отвага, великодушие
Медведь – мудрость и сила
Собака – преданность
Змея – мудрость и предосторожность
Единорог – непобедимый
Кабан – бесстрашие
Дракон – могущество
Журавль – бдительность
Конь –храбрость и быстрота
Гриф – неустрашимость
Кот – независимость
Волк – злость
Птицы
- Петух – воинственность, готовность к бою
- Голубь – чистота и мир
- Сокол – храбрость, ум красота
- Орел – сила и власть
- Павлин – самолюбование и хвастовство
Растения
- Дуб – сила и стойкость
- Лилии – расцвет рода, успех
- Розы – святость и духовная чистота
- Оливковые ветви – мир
- Лавровые и пальмовые ветви – победа, слава
Прочие символы
- Солнце – мудрость и тепло, но и готовность к войне
- Сердце – страсть
- Звезда – благородство
- Корона – власть
- Пчелы – неутомимое трудолюбие
- Топор – сознательность
- Руки – искренность и справедливость
Символы
Поле щита внутри заполняют символами, которые имеют наиболее важное для вас значение. Причем выбирать нужно то, чем ваша семья гордится, что считает своими достижениями, к чему стремится
Выбирайте те аспекты, которые присущи не кому-то одному, а нескольким родственникам.
Если какие-то черты присущи членам вашей семьи, но вы не считаете нужным их подчеркивать, то не стоит отображать их и на гербе. Либо можно выделить положительные черты, например, вместо жадности – бережливость, вместо агрессии – силу и т.д.
Так, например, можно разместить на гербовом щите:
- Символы профессии, которую имеют несколько членов семьи (к примеру, бабушка и мама – учителя, или дедушка и внук – военные).
- Любимые способы времяпровождения или хобби, которыми гордятся члены семьи: рыбалка, собирание пазлов, путешествия, чтение, спорт.
- Моральные качества, которые присущи членам вашей семьи (забота – в виде оберегающих ладоней, доброта – сердце).
Литература
- Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. — ISBN 5-275-00257-2.
- Гербы личные, семейные и родовые (к вопросу о практике применения в современной России): В 3 частях / Составители: Д. В. Рушнин, М. Н. Затинин. — М., 2017. Часть 1: А-И. — 123 с.: ил.
- Левандовский А. П. В мире геральдики. — М.: Вече, 2008. — 218 c. — ISBN 978-5-9533-2817-3.
- Лукомский В. К., Типольт Н. А. Русская геральдика. — П., 1913.
- Медведев М. Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. — М.: Гербы и флаги, 2008. — 144 с. — ISBN 978-5-7034-0222-1.
- Пастуро М. Геральдика / пер. с фр. А. Кавтаскина. — М.: Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. — ISBN 5-17-019779-9.
- Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. — СПб.: Alexandria, 2012. — 448 с. — ISBN 978-5-903445-21-9.
- Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005. — 264 c. — ISBN 5-699-13484-0.
- Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М.: АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-17-061418-9.
- Щелоков А. А. Увлекательная геральдика. — М.: ЭКСМО, 2006. — 352 c. — ISBN 5-699-18634-4.
Символика герба
Современный андорровский герб в любом из описанных выше вариантах, имеет четырехчастную структуру. Равенство двух стран в правлении Андоррой отражено в гербе княжества: верхняя и нижняя части правой стороны гербового щита символизируют правление Испании, а верхняя и нижняя часть левой стороны щита – правление Франции.
- Верхнее правое поле (первая четверть щита) – изображение атрибутов испанских епископов Урхельских. Митра на современном гербе изображена с белой окантовкой и лентами. Желтый посох, изогнутый наверху крюком, лежит за митрой в диагональном положении. Он является здесь символом пастырства, мудрого епископского руководства и власти, как и митра.
- Нижнее правое поле (третья часть щита) – герб Каталонии (область Испании): четыре красных вертикальных полосы, одинаковой ширины, на желтом фоне. Коренные андоррцы – это каталонские крестьяне, поэтому герб Каталонии в общем гербе Андорры закономерен, тем более, что официальный язык княжества – каталонский.
- Верхнее левое поле (вторая четверть) — герб упраздненного сейчас феодального владения — графства Фуа (Лангедок, Франция). На нем три вертикальных полосы на жёлтом фоне щита. Полосы одинаковы по ширине.
- Нижнее левое поле (четвёртая четверть) — герб гасконских виконтов Беарна. Сейчас это герб Беарна, южной исторической области Франции. На французском щите виконтства – две идущие коровы/быка, расположенные строго друг под другом. Направление движения животных одинаково – в правую геральдическую сторону, согласно геральдическим правилам. Животные полностью идентичны: окрашены в червленый цвет, рога и колокольчики на их шеях – синие. Фон щитового поля – жёлтый. Процветание этой французской провинции с давних времен связано со скотоводством, поэтому на гербе Беарна и оказались коровы.
Символика Княжества Андорра отражает непростое историческое прошлое региона, принадлежащего в свое время то испанцам, то французам и в конечном итоге – поделившим между собой власть в регионе.
Сочетание различных символов в андоррском гербе, а именно: геометрические фигуры (горизонтальные полосы), животные (коровы или быки) и церковная атрибутика (посох, митра) объясняется наличием в композиции герба княжества четырёх гербов разных территорий и областей, французских и испанских.
Как расшифровывается ГАЗ
Смысл девиза
Девиз, в оригинале имеющий вид «Virtvs Unita Fortior», имеет множество версий перевода — «Добродетель, единство, сила», «Единство делает сильным», «В единстве сила», «Объединенная доблесть становится сильнее», «Вместе мы сильнее!» и т.п. Общий смысл латинского изречения на девизной ленте один – призыв населения региона к объединению для борьбы и отражения внешней угрозы стране.
Актуальность девиза понятна: географическое положение княжества таково, что всегда возникали претензии на его территории, и для того чтобы отстоять свою независимость и самобытность, жителями Андорры на первый план выдвигалась идея всеобщего объединения перед лицом опасности.
Герб княжества Андорры отражает историю становления этого региона, его богатое историческое прошлое, от которого андоррцы, чтящие традиции, не хотят отказываться. На протяжении многих веков они хранят верность своему символу.
Девиз
Под гербовым щитом располагают ленту с девизом или какую-либо основу: каменный или мраморный постамент, холм.
Можно выбрать пословицу, крылатую фразу или изречение, которое характеризует ваш род.
Варианты девизов для семейного герба
- Дело мастера боится
- Где честь, там и правда
- Умение и труд все перетрут
- Согласие в семье – достаток в дому
- Доброе братство лучше богатства
- Дружная семья не знает печали
- Всякому своя честь и дорога
- Доблесть и сила
- Жизнь в добре
- Торопись на доброе дело
- Доброго держись, а плохого сторонись
- Какие труды такие и плоды
- Каждый величествен в своем деле
- Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут.
Цветовое решение герба
Цветовая гамма герба – классическая в геральдическом смысле. Самые часто использующиеся геральдические цвета присутствуют здесь и ограничены четырьмя оттенками, несмотря на вариативность гербовой символики:
- Золотой. Цвет выступает как фоновый в трех частях гербового щита, золотом обозначена также митра и посох. Это цвет власти, богатства, знатности, а также он обозначает справедливое правление соправителей – епископа и французских графов.
- Серебряный. Присутствует как вариативный цвет фона во французской версии, а также в испанском варианте герба служит цветом окантовки епископского головного убора – мирты. Серебро в геральдике – символ благородства, чистоты и правдивости.
- Красный. Выступает фоном в некоторых версиях герба, в этот цвет же окрашены полосы и коровы. Красный цвет в геральдике традиционно символизирует храбрость, мужество, силу и героизм.
- Лазоревый. Фоновый цвет во французском варианте для первого поля, а также цвет деталей на гербе графов Фуа, как части андоррского герба (рога, колокольчики коров). Согласно геральдическим нормам рога животного как вооружение допустимо изображать другим цветом, в данном случае у быков на гербовом знаке графов Фуа они синие. В сочетании с епископскими атрибутами (митра, посох) – этот цвет обозначает величие, честь, славу, преданность, искренность, безупречность, являясь еще символом неба.
Сочетаемость щитового фона и тона элементов каждой части герба позволяет говорить о гармоничности и согласованности цветов в целом, а именно: белый — золотой, лазоревый — золотой, золотой — красный.
Распространение
Герцог Рене II Лотарингский. Миниатюра из рукописи Пьера де Бларру. 1500 г.
В скором времени после зарождения геральдики она распространилась на всё средневековое общество. Хотя первоначально гербы использовали только крупные сеньоры, уже к 1180 году, а, возможно, и ранее они стали использоваться знатными дамами, в конце века появились первые городские гербы, к 1200 году появляются гербы духовных лиц, ещё до 1220 года — патрициев и буржуа, к 1230 году — ремесленников, в 1240 году — цехов, в конце века — гражданских и монашеских общин. В Нормандии, Фландрии и Южной Англии ранняя геральдика получила наибольшее распространение — здесь гербами владели даже некоторые крестьяне. К XIV веку церковь, ранее относившаяся к гербам с подозрением, становится одним из центров геральдического творчества. Гербы можно увидеть на церковных стенах, плитах, витражах, потолках, церковной утвари и одежде священнослужителей.
Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. Сеньоры и рыцари, кроме украшения гербами своих щитов, стали наносить гербовые изображения на другие детали амуниции, знамёна, попоны и вальтрапы лошадей.
Огромное влияние на распространение геральдики сыграла практика проведения рыцарских турниров, бывших основой геральдического действа среди аристократов вплоть до, по крайней мере, XVI века. Обычно непосредственно турниру предшествовала продолжительная демонстрация гербов и гербовой атрибутики. Участвующих в турнире рыцарей представляли глашатаи — герольды, от названия которых в XIX веке и произошло название науки о гербах. Оглашение герба выступающего на турнире рыцаря привело к становлению специального геральдического языка, характеризующегося чёткостью и однозначностью формулировок, а также определённой поэтичностью. Гербы участников турнира демонстрировались присутствующим двумя мужчинами или мальчиками, наряженными в костюмы ангелов, чудищ или дикарей. От подобной практики впоследствии произошёл такой почётный элемент герба, как щитодержатели.
Примерно с конца XII века гербы стали приписывать и фантастическим персонажам, а также реальным людям, никогда гербы не носившим. Например, были сочинены гербы для Адама, Христа, ветхозаветных пророков, деятелей эпохи античности и многих других.
Геральдика возникла практически одновременно сразу в нескольких регионах Западной Европы: в области между Луарой и Рейном, в Южной Англии, в Швейцарии и в Северной Италии — и очень скоро распространилась практически по всему континенту. Начиная с XVIII века европейская традиция эмблематики начинает проникать за пределы Европы — вместе с европейскими переселенцами она попадает в Новый Свет, а затем в Азию, Африку и Австралию.
Вплоть до середины XVII века интерес к геральдике всё возрастал, а практика использования гербов продолжала шириться. С середины XVIII века интерес к геральдике снижается, особенно во Франции и Англии. Мишель Пастуро объясняет это тем, что конкуренцию гербам в качестве опознавательного знака составили новые эмблематические формы — монограммы, криптонимы, значки и девизы. Во время первой французской революции новое правительство в 1790 году вообще запретило гербы как «знаки феодальности», хотя большинство гербов принадлежало вовсе не знатным лицам. Во Франции обычай ношения гербов был восстановлен в 1808 году Наполеоном I вместе со введением новой геральдической системы, которая была ликвидирована сразу же после реставрации Бурбонов. В XIX веке наметился ещё более глубокий спад, продолжившийся и в следующем столетии.
Основная статья: Русская геральдика
В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). В 1705 году по указу императора Петра I в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата», содержащая более 800 образцов и послужившая впоследствии примером для создания многих российских гербов. В 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5000 гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.