Все про дуэль пушкина и дантеса. что было в записке? почему стреляли оба, но умер один? о каких героях истории мы забыли?

Командующий

Удобство в обслуживании

Пятая Дуэль«Дуэль миньонов» — самая глупая и жестокая резня

Но, конечно, апофеозом глупости является тройная дуэль, произошедшая в период царствования Генриха III, более известная как «дуэль миньонов», и увековеченная с искажениями в произведении А.Дюма «Графиня де Монсоро». Миньоны — это фавориты Генриха, с которыми он проводил большое количество времени, поэтому в народе их и прозвали «милашки» Его Величества, а по-французски — миньоны.

Так случилось, что один из них, граф де Келюс застал свою возлюбленную с бароном д’Антрагом, по прозвищу «Антрагет». Разумеется, все не могло окончиться ничем, кроме как дракой. Каждый привел с собой двоих секундантов. Килюс — Можирона и Ливаро, таких же миньонов. А Антрагет — Шомберга и Рибейрака.

И вот, по давней традиции секундантов, Рибейрак обращается к Можирону с предложением помирить дуэлянтов. На что тот отвечает: «Бог с вами, Рибейрак! Я сюда пришел не серенады петь, а драться, и именно этим я и собираюсь заняться!» Удивленный Рибейрак недоумевает:«Можирон, да с кем вы тут собираетесь драться? Лично вы не замешаны в ссоре, да и здесь нет никого, кто был бы о вас дурного мнения!». На это он получает ответ: «А вот с вами, любезный, и буду драться!». Тут уже не выдерживает миролюбие Рибейрака, и он, вознеся молитву, вступает в поединок, причем тут же закалывает Можирона, попутно натыкаясь на его шпагу и погибая.

В это время оказывается, что Келюс взял на дуэль только шпагу, хотя оговоренное оружие — шпага и кинжал. Но Антрагет отказывается выбросить свой кинжал, и, получив преимущество, закалывает Келюса.

Наблюдая за этим всем, Шомберг обращается к Ливаро: «Дерутся уже четверо, что же нам делать?», — подразумевая, что по этикету они, как секунданты, должны разнять дерущихся. Ответ разгоряченного кровью Ливаро его ошарашивает: «Значит, и мы должны драться, во имя нашей чести!». Начинается еще одна дуэль, в которой Шомберг, начисто срезав щеку противнику, погибает от удара в грудь.

Итог: из-за глупой ссоры и такого же идиотского поведения погибает четыре человека, трое из которых вообще не причастны к изначальному конфликту. Ливаро остается обезображен и, лишившись милости короля, погибает в другой дуэли. А Антрагет убегает из страны, понимая, что, попадись он мстительному Генриху, тот укоротит его на голову.

Ссылки

  • Государственный научно-исследовательский институт автомобильного хозяйства НИИАТ. Краткий автомобильный справочник / Н. Н. Аникушин. — Москва: Транспорт, 1983. — С. 205. — 223 с.

Вторая ДуэльПодлый недоросль побеждает благородного капитана

Следующая история переносит нас в эпоху рапир, в XVI век. При дворе Франциска Второго служил опытный капитан Матас, герой битв и поединков. И там же отирался молодой задира по имени Ашон, который каким-то образом достал капитана и был им вызван на дуэль. Во время поединка выяснилось, что неумелый Ашон опытному капитану не соперник, и тот решил его пожалеть, всего лишь выбив из рук шпагу. Он обратился к юнцу со словами: «Хватит с вас! Впредь не задирайте людей благородных и более опытных!». И тут Матас делает последнюю в своей жизни глупость: не отобрав шпаги, он поворачивается спиной к побежденному, чем тот и пользуется — поднимает оружие с земли и закалывает Матаса.

Король Филипп, узнав о смерти любимого капитана, был чертовски зол, но в основном на него самого, ведь по дуэльному этикету тех времен, если дворянин не желал убивать противника, он должен был оставить его на поле в безопасном состоянии — без оружия и с проткнутыми руками и ногами. Знающие люди советовали еще и оставить на лице побежденного уродливый шрам, чтобы издалека было видно глупца. Так нелепая самоуверенность и неуместное благородство лишили жизни полезного королю человека.

Четвертая дуэльО том, как благородный дон в одиночку может заколоть четверых зарвавшихся солдафонов

Следующая история происходила во времена царствования императора Карла V в Милане. Был там некий благородный граф Клаудио, известный своим благонравием и умением фехтовать. Однажды, прогуливаясь по лесу, он застал четырех солдат за явным намерением подраться двое надвое и решил их помирить. Спешившись и обратившись к ним с примирительными речами, он в ответ услышал пожелание не лезть не в свое дело и идти своей дорогой, на что тут же выхватил шпагу.

Самое интересное, что фатальную глупость совершил не он, а солдаты, которые решили, что вчетвером легко расправятся с одиноким противником, а затем вернутся к своей ссоре. Успокоились они лишь когда на земле лежали все четверо: три мертвеца и один жестоко израненный, которого впоследствии граф Клаудио выходил и сделал своим слугой. Вот так глупость и мысль о том, что количество — заведомо важнее качества, стоила жизни трем итальянским солдатам.

Сведения по техническому устройству

Для произведения залпов прямо с марша (при условии вывешенных колес) используется поддон с мощным гидравлическим домкратом. В конструкции пушки предусмотрен механизм двухскоростного вертикального наведения. Непосредственно орудием является пушка калибра 152 миллиметра, модель 2А36. Вместе с дульным тормозом общая длина ствола составляет 8197 мм.

Шальная Италия

Родоначальником таких схваток стала Италия. Молодые люди могли не просто награждать врагов нелестными эпитетами, но и пригласить на дуэль в укромный закоулок на окраине города. Публичные схватки порицались, поэтому дуэлянты старались скрыть свои действия.

Именно такое новшество пришло на смену судебным поединкам, устраиваемым с ведома короля или мера города. С этого момента обиженный мог бросить вызов обидчику и получить сатисфакцию в удобном месте и с тем оружием, которое имелось при себе.

Такие схватки стали называть «боями в кустах» из-за желания скрыться с глаз простых горожан. Такие бои помогали решить вопрос меньшей кровью и количество жертв, страдающих от конфликта, значительно уменьшалась.

Хорошим примером может стать пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта», когда Ромео приходится вступить в схватку с Парисом. Смерть молодого человека от шпаги главного героя стала итогом именно «боя в кустах».

Неписаный порядок дуэли

Неписаный порядок проведения дуэли был следующим. В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа распорядитель излагал им условия поединка, секунданты обозначали барьеры и в присутствии противников заряжали пистолеты. При дуэли на саблях или шпагах противники раздевались выше пояса до рубашек. Из карманов полагалось вынимать все. Секунданты занимали места параллельно линии боя, врачи — позади них. Все действия противники совершали по команде распорядителя. Если в ходе поединка один из них ронял шпагу, либо она ломалась, либо дерущийся падал — его противник обязан был прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль. Как правило, дуэль на шпагах велась до тех пор, пока один из противников не терял полностью возможность продолжать ее — т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливался, и врач устанавливал характер раны, степень ее тяжести. Если в ходе такой дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступал за границу поля боя, такое поведение засчитывалось как уклонение или отказ от честного поединка. По окончании боя противники подавали друг другу руки.

Дуэли на пистолетах имели несколько вариантов.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

Заметим, что эти правила (хотя бы то же расстояние), устоявшиеся к концу XIX века, были во многом гуманнее, чем обычные правила русских дуэлей первой половины XIX века. Любопытно, что если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает.

  • Русская Дуэль. Феномен русской дуэли
  • История русской дуэли
  • Правила и этикет русской дуэли
  • Книги о русской дуэли

Общие сведения

КамАЗ-4310 поступил в производство в 1981 году. Ведущие мосты грузовика имели несколько иной принцип действия, который отличался от предшествующих версий. Ключевые достоинства автомобиля – постоянный полный привод уже в базовой комплектации, четыре карданных вала, а также цельнометаллический кузов с откидными задними и боковыми бортами. Кроме того, в качестве альтернативы были доступны платформы с деревянной поверхностью, тентовым верхом и каркасом.

Обратим внимание, что грузовик способен перевозить практически любые грузы, так как это позволяет прочное ходовое шасси автомобиля. К тому же, вкупе с высокой выносливостью КаМАЗ-4310 становится практически незаменимым на бездорожье

В этом немалая заслуга колесной компоновке 6х6.

Дуэльная лихорадка

Эпоха Александра I справедливо считается золотым веком русского дворянства — и одновременно пиком поединков. Общество охватила настоящаядуэльная лихорадка», и вызовы бросались порой по самым ничтожным поводам.

Ситуацию после поражения Наполеона I подогревало нахождение во Франции значительных оккупационных сил русских, австрийцев, пруссаков и англичан. Все они вместе с французами — как роялистами, так и бонапартистами, — увлечённо фехтовали и стрелялись, споря о политике, искусстве и женщинах.

Что касается Николая I, то его восшествие на трон оказалось связано с печальными событиями подавления заговора декабристов, среди которых оказалось немало дуэлянтов. Новый император считал дуэли варварством, но они продолжались уже в негласном порядке.

За дуэль наказывали, могли отправить служить на Кавказ, где постоянно шла война, или выслать из страны, как иностранца Дантеса, застрелившего Пушкина.

Но обычно свидетели — представители благородного общества — давали согласованные между собой показания онесчастном случае», и поединок оставался без последствий.

Пушкин вэнциклопедии русской жизни» —Евгении Онегине», оставил поэтическое описание дуэли:

Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок.

На протяжении середины XIX века гуманизация нравов привела к постепенному уменьшению числа дуэлей. Которые с новой силой заявили о себе после того, как в 1894 году их разрешили официально и провозгласили самым эффективным способом защиты чести.

Тогда же обычай нашёл множество критиков, обвинявших дуэлянтов в кровожадности. Самым ярким отражением такого мнения стала повесть КупринаПоединок». В ней положительный герой поручик Ромашов гибнет от совершенно ничтожной интриги, чтобы старший по чину карьерист Николаев смог без ненужных слухов поступить в академию Генерального штаба.

Повесть встретила самую широкую поддержку среди российских либералов, но многие военные сочли её клеветой на армию. Впрочем, начавшаяся Первая мировая война, а затем революция стали причиной исчезновения обычая поединков. Так дуэли окончательно ушли в прошлое.

Лефортовская тюрьма

Горячие французы и хладнокровные англичане

Чуть позже схватки на улицах стали частью быта французов и англичан. И если французы с жаром выясняли отношения на улицах, в подворотнях, то для жителей туманного Альбиона это было скорей крайней мерой.

Уже в XVI столетье дуэль – это способ не просто свести счеты с обидчиком, а и возможность показать свое умение владеть холодным оружием.

Именно в это время появляются первые печатные трактаты, содержащие правила дуэли. Благодаря им, стихийные бои приобрели регламент, правила поведения. Именно такие работы и стали основой, на которой был построен дуэльный кодекс. Мало кто из титулованных особ утруждал себя чтением книг и пособий. Этот ритуал передавался из поколения в поколение.

Технические параметры и двигатели ГАЗ-2752 «Соболь»

Технические характеристики ГАЗ-2752 «Соболь», которые сделали автомобиль одним из лидеров отечественного автопрома:

  • ширина корпуса без добавления в оценку боковых зеркал составляет 2,03 м;
  • показатель длины автомобиля – 4,810 м;
  • высота машины достигает – 2,20 м, а также 2,30 м при рассмотрении полноприводной модификации;
  • фактическая колесная база составляет 2,76 м, а передняя колея – 1,7 м;
  • действующий радиус осуществления маневра поворота – 6 м;
  • рабочий дорожный просвет – 15 см для моделей с задним типом привода, а также 20,5 см у машин с полным приводом;
  • уровень снаряженной массы – до 2,19 тонн, а полной массы – 3 тонны;
  • емкость топливного бака достигает 70 литров при полной заправке, расход бензина ГАЗ-2752 «Соболь» около 12 литров на 100 км.

Двигатели ГАЗ-2752 «Соболь» представлены аналогичными с «ГАЗелями» видами механизмов. В период с 1998 до 2006 года активно применялись моторы «ЗМЗ-402». Устройство представляет собой четырехцилиндровый 8-ми клапанный двигатель с функциональным объемом на уровне 2,5 литра и предельной мощностью – 100 л.с. Функциональный диаметр ходового поршня достигает 92 мм, а крутящий момент на отметке в 182 Нм/2500 об. в мин.

Двигатель модификации «ЗМЗ-406.3» оснащен четырехцилиндровым и шестнадцатиклапанным карбюраторным агрегатом с действующим объемом 2,3 литра, предельной мощностью – 110 л.с. Актуальный размер использованных цилиндров составляет 92 мм, а ходового поршня – 86 мм. Предельный показатель крутящего момента достигает 200 Нм/4500 об. в мин.

После 2003 года модели также комплектуются обновленным двигателем инжекторного типа с четырехцилиндровым бензиновым агрегатом, который поддерживает экономический класс соответствия «Евро-2». Модель «ЗМЗ-40522.10» отличается 2,5-литровым, шестнадцатиклапанным оборудованием с рабочей мощностью – 152 л.с. Текущий диаметр цилиндра составляет 95,5 мм, а ход поршня – 86 мм.

Начиная с 2008 года ГАЗ-2752 «Соболь» внедряются инжекторные четырехцилиндровые бензиновые двигатели категории «Евро-3» и маркировки – «ЗМЗ-40524.10». Дополнительно с 2009 года «Соболь» оснащается моделью четырехцилиндрового двигателя с наименованием «УМЗ-4216.10».

Модификации ГАЗ-63

ГАЗ-63А.

  • ГАЗ-63Э – модификация грузовика с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-63АЭ – вариант и с лебёдкой, и с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-63У – грузовик в экспортном исполнении.
  • ГАЗ-63АУ – вариант ГАЗ-63А (с лебёдкой), в его экспортном исполнении.
  • ГАЗ-63ЭУ – грузовик с экранированным электрооборудованием, и в экспортном исполнении.
  • ГАЗ-63Ю – спецвариант в экспортном «южном» (тропическом) исполнении.
  • ГАЗ-63ЭЮ – модификация в экспортном тропическом варианте, и с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-63П – полноприводной седельный тягач, с колёсами уменьшенного диаметра, выпускавшийся как с односкатной, так и с двухскатной ошиновкой заднего моста. Его производили в ограниченных количествах, но серийно, с 1958-го по 1968-й годы.

Седельный тягач на базе ГАЗ-63 в работе.

ГАЗ-33 – полноприводной трёхосный (колёсная формула 6 × 6) грузовик грузоподъёмностью 2,5—3,0 т, разработанный на базе ГАЗ-63. Опытные автомобили данной марки были построены ещё в 1946-м году. Однако в серийное производство данная модификация не пошла (в качестве основной причины чего называли недостаточную мощность двигателя ГАЗ-51). Данная разработка пригодилась для развития подвески и ходовой части трёхосных грузовиков ЗИС-151 (ЗИЛ-151 позднее).

Чужестранные насаждения

К концу XVIII века в Российской империи власти стали менее сурово смотреть на дуэли, и те снова вошли в моду. Особенно популярно «бросать перчатку» стало среди знатной молодёжи, нахватавшейся за границей понятий о европейской дворянской чести. Екатерина II недолюбливала дуэли, называя это увлечение «чужестранным насаждением», но казнить за подобные поступки не велела. В 1787 году она издала «Манифест о поединках», призывая своих подданных решать споры «более цивилизованными методами. Те же, кто ослушивался и всё-таки выходил на дуэль, штрафовались на крупные суммы, а обидчику могла грозить ссылка в Сибирь. Если дуэлянт получал во время поединка ранение или погибал, это дело рассматривалось судом как обычное убийство или нанесение телесных ран. Секунданты в этом случае становились соучастниками преступления.

Обычаи золотого века

Дуэль в эпоху золотого века была настолько привычной, что чуть ли не все знаменитости того времени отметились участием в поединке или, по крайней мере, вызовом к барьеру.

На ту же тему Дуэль: как средневековая традиция дожила до XX века

Множество раз дрались Пушкин и Рылеев, чуть было не стрелялся с Тургеневым молодой Лев Толстой. А другой граф Толстой — Фёдор, известный по прозвищу Американец, — прославился как первый бретёр(заядлый дуэлянт, готовый драться по любому, даже самому ничтожному поводу; бретёры часто намеренно провоцировали поединок. — Прим.ред.) России. За что он был даже лишён офицерского чина, который, впрочем, вскоре вернул себе благодаря необычайной храбрости. Он несколько десятков раз дрался на дуэли и убил одиннадцать противников. С ним даже чуть было не подрался Пушкин, воспевший великого дуэлянта, философа и картёжника в своих стихах.

Порой возникает ощущение, что русские дворяне дрались или чтобы продемонстрировать собственное благородство, осознанно отводя ствол в сторону, или же стремясь гарантированно убить обидчика.

Пушкин с Дантесом стрелялись с дистанции в 20 шагов, каждый должен был пройти ещё пять шагов до барьера и сделать выстрел на расстоянии всего десяти шагов(меньше, чем на поединке Новосильцева и Чернова). Такие условия иначе как смертельными не назовёшь.

Считалось нормальным отказаться от выстрела, но противник мог счесть это оскорблением и потребовать повторной дуэли.

Пушкин в повестиВыстрел» описывает, как один из дуэлянтов оставил за собой право на последний выстрел. Такое хотя и могло произойти, было крайне маловероятно: считалось, что если поединок завершился и дуэлянты разошлись удовлетворёнными его результатами, то требовать продолжения будет бесчестным поступком.

Последняя дуэль Пушкина

Когда в 1822 году сам Пушкин стрелялся с Зубовым, он после выстрела офицера просто опустил пистолет и ушёл, после чего дуэль завершилась сама собой.

На дуэль вызывали даже особ царственной крови. Вызовы получали и цесаревич Константин, и император Николай I. Но драться с носителем короны считалось недостойным, ведь член царствующей фамилии в ответе не только за свою честь, но и за всё государство. Поэтому такие вызовы заканчивались извинениями и примирением сторон.

Дуэль в России

Дуэль появилась в России гораздо позже, чем в остальной Европе. Традиции подобных поединков на Руси не существовало вовсе. И в этом нет ничего удивительного, так как до петровских реформ в стране отсутствовало дворянство европейского типа – главный носитель идеи личной чести. Российские дворяне, офицерство и бояре допетровской эпохи не видели ничего зазорного в том, чтобы в ответ на оскорбление подавать жалобы царю или искать справедливости в судах.

В то время, когда в Италии и Франции уже вовсю лютовала «дуэльная лихорадка», в России в отношении поединков все было тихо и спокойно, несмотря на довольно тесные связи с Европой, которые установились уже в правление Алексея Михайловича. Первая задокументированная дуэль в России произошла в 1666 году, ее участниками были два офицера-иностранца, служивших в полку «иноземного» строя. Итоги этого поединка неизвестны.

Однако по-настоящему массовым явлением дуэльные поединки стали в России лишь в период царствования Екатерины II. В 1787 году императрица издала указ, в котором регламентировались наказания участникам дуэлей и их организаторам. Если поединок прошел бескровно, то его участники – включая и секундантов – могли отделаться только крупными денежными штрафами, но зачинщика дуэли ждала Сибирь. За нанесенные увечья или смерть предписывалось такое же наказание, как и за обычные уголовные преступления.

Несмотря на строгость этих мер, они мало останавливали отечественных дуэлянтов, ибо крайне редко выполнялись. Дела по дуэлям редко доходили до суда, а если так и случалось, то виновные, как правило, получали гораздо более мягкие наказания. Как и в Европе, общественное мнение было полностью на стороне дуэлянтов.

В России своеобразный расцвет дуэльной традиции пришелся на конец XVIII – первую половину XIX века. Ситуацию можно назвать несколько парадоксальной: в то время, когда «дуэльная лихорадка» в Европе уже практически сошла на нет, количество дуэлей в России значительно выросло, а их жестокость заметно возросла. Некоторые западные авторы, отмечая особую жестокость русской дуэли, называли ее «узаконенным убийством».

Например, обычно стрельба проводилась с дистанции 15-20 шагов, с которой промазать было крайне трудно (европейцы стрелялись с 25-30 шагов). Существовала практика, согласно которой противник, стреляющий вторым, мог потребовать у своего оппонента подойти вплотную к барьеру. В этом случае он получал возможность расстрелять безоружного человека с минимального расстояния. В России были весьма популярны такие способы дуэлей, при которых поединок неминуемо заканчивался смертью одного из противников («через платок», «дуло в дуло», «американская дуэль»). В Европе того времени промах обеих противников обычно заканчивал дело, считалось, что в этом случае честь участников восстановлена. В России же нередко стрелялись «до результата», то есть до смерти одного из дуэлянтов.

Российские дуэли первой половины XIX века оставили заметный след в отечественной истории. Самыми известными из них, конечно же, являются поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. При этом их убийцы не стали объектами общественного порицания, высший свет встал на их сторону. Весьма мягким было и официальное наказание: Дантеса просто выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Эта ситуация очень наглядно показывает отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.

Поединки продолжались вплоть до начала Первой мировой войны, но с началом боевых действий они были официально запрещены. Одной из самых известных дуэлей XX века стал поединок между Гумилевым и Волошиным, который состоялся в 1909 году. Причиной дуэли стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Место для схватки было выбрано весьма символичное – неподалеку от Черной речки в Петербурге. Секундантом литераторов стал Алексей Толстой.

К счастью, дуэль закончилась бескровно. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина два раза дал осечку.

Дуэльный ритуал

Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести.

Традиционно различают два вида оскорбления: словесное и оскорбление действием. Наиболее распространенное и наиболее болезненное словесное оскорбление — «подлец», поскольку оно не только обвиняет в бесчестии, но и приравнивает дворянина к человеку «подлого», низшего происхождения. Также были очень распространены оскорбления вроде «трус» или «лжец», которые ставили под сомнение наличие у человека качеств, столь важных для дворянина.

Оскорбление действием было более жестким, так как сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого позволительно ударить. При этом совсем не обязательно было наносить телесные повреждения — достаточно было просто замахнуться. Однако самым распространенным оскорбительным действием являлась пощечина или же удар перчаткой, который и вовсе символизировал нежелание «марать руки».

Оскорбленная сторона требовала удовлетворения, или сатисфакции, причем любое общение между дуэлянтами в этот момент прекращалось — все обязанности перекладывались на плечи секундантов, которые брали на себя две функции, организаторскую и «адвокатскую». С позиции организаторов секунданты занимались устройством дуэли, договаривались об оружии, времени и месте проведения поединка, были посредниками в общении своих принципалов и направляли противнику письменный вызов, или картель.

Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.

Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала.

Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.

Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).

Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.

При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.

«Предать забвению»

Предлагаемое генералами наказание Дантесу трудно назвать лёгким и неадекватным ситуации: представим себе практически не говорящего по-русски уроженца Эльзаса на солдатской службе в дальнем гарнизоне или на Кавказе, где вообще «любили» бывших гвардейцев… Но в дело вмешались соображения дипломатические, и на докладе Генерал-аудиториата появляется 18 марта появляется собственноручная резолюция императора: «Быть по сему, но рядового Геккерена, как нерусского подданного, выслать с жандармом за границу, отобрав офицерские патенты». Данзас отделался двумя месяцами крепости. «Преступный же поступок самого камер-юнкера Пушкина <…> по случаю его смерти» постановлено было «предать забвению».

 Ж. Дантес в зрелые годы. (sovsekretno.ru)

Дантес проживёт долгую жизнь станет во Франции дипломатом, сенатором и командором Ордена Почётного легиона. Константин Данзас выйдет в отставку генерал-майором и умрёт на 69-м году жизни. Поступок Пушкина «предать забвению» не получится, разве что в юридическом смысле слова…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector