Операция «рельсовая война»

Содержание:

Содержание

Потери Красной армии

Операция Марс считается главным поражением Жукова. Советская армия  не смогла продвинуться значительно вперед, не умела решить поставленную задачу, но понесла огромные потери. Точного количества людей, чьи жизни унесла вторая Ржевско-Сычевская наступательная операция — нет. В советской историографии опубликовано только количество потерь 20-ой армии: 

  • убито — 13 929
  • ранено — 42 000
  • пропало без вести — 1 596

Это данные на 12 декабря 1942 года. За оставшиеся 10 дней операции марс общие потери составили еще 10 тыс человек. И это только данные по 1 армии! Причем данные по потерям в СССР всегда занижали. Кроме того, сама операция Марс всячески обходилась советскими историками. Можно только представить какими ужасающими потери были на самом деле.

Уже после окончания войны, на основании боевых журналов 9 немецкой армии, немецкие историки попытались подсчитать общие потери советской армии в период наступления на Ржев-Сычевка. Результаты получились следующими: потери личного состава — 200 тыс человек, потери танков — 1867, потери самолетов — 127, потери полевых пушек — 279.

Поставки по ленд-лизу и боевое применение

17181 танк из выпущенных «Шерманов» получили британские войска. “Шерманы” дорабатывались для соответствия британским стандартам и получали новые обозначения. К изменениям относились, например, замена раций на британские, установка дымовой мортирки, дополнительные системы пожаротушения.

В составе британских сил они приняли участие в сражении под Эль-Аламейном, и, по оценке британцев, внесли существенный вклад в победу. В конце того же года в Тунисе появились и американские “Шерманы”. Африканская кампания доказала высокие боевые качества М4, но после появления в Тунисе немецких танков “Тигр”, стала очевидной недостаточная вооружённость танка.

Танки в Красной Армии оценили – экипажи хвалили удобство эксплуатации, качество приборов и средств связи. Меньшая шумность “Шермана” делала их прекрасно подходящими для скрытных атак. В то же время отмечались недостаточная проходимость в зимних условиях и склонность к переворотам из-за высокого центра тяжести.

В Советском Союзе первые “Шерманы” приняли участие в Курской битве. Правда, тогда этих танков было немного. Но с 1944 года количество поступающих “Шерманов” позволило создавать из них даже отдельные корпуса. Советские М4А2 принимали участие во всех последующих сражениях войны, включая разгром Квантунской армии.

В Европе “Шерманы” появились в ходе высадки в Сицилии. А к моменту вторжения в Нормандию уже были подготовлены модификации с усиленным вооружением. Но во время первых боёв танкам М4 не удалось реализовать (из-за специфических природных условий) своё преимущество в мобильности, и танкисты несли тяжёлые потери.

Ситуация изменилась только после выхода сил союзников на оперативный простор. Также во время сражений стала очевидна и недостаточная приспособленность “Шермана” к городским боям. Но к этому времени танк уже оценивался, как устаревающий, и решать эту проблему предстояло новыми танками.

На Тихоокеанском театре военных действий с японскими танками «Шерманы» встречались редко. Вражеские танки были слишком малочисленны и слабы по вооружению, чтобы представлять из себя эффективную силу. Характер боевых действий позволил полностью раскрыть все сильные стороны американского танка, а также его ракетных и огнемётных модификаций.

А впоследствии выяснилось, что более мощные и современные М26 в корейских горах обладают недостаточной подвижностью. Так “Шерман” и остался основным американским танком в той войне. В боях с Т-34-85 оба танка показали себя примерно равнозначными противниками, причём часто исход боя решала лучшая подготовка американских танкистов.

Во время Суэцкого кризиса модернизированные египетские “Шерманы” столкнулись с модернизированными израильскими. В итоге большинство египетских машин было или уничтожено, или захвачено израильтянами.

К войне 1967 года “Шерманы” Израиля применялись на второстепенных направлениях, но успели проявить себя и там, уничтожив, например, колонну египетских Т-54. В качестве машин второй линии “Шерманы” применяли обе стороны в индо-пакистанских войнах. По некоторым данным, в 1990е “Шерманы” применялись в Югославии, но точных подтверждений этому нет.

Дети-партизаны

Отдельного внимания заслуживает такое явление, как дети-партизаны. Мальчишки школьного возраста хотели сражаться с захватчиком. Среди таких героев следует выделить:

  • Валентин Котик;
  • Марат Казей;
  • Ваня Казаченко;
  • Витя Ситница;
  • Оля Демеш;
  • Алеша Вялов;
  • Зина Портнова;
  • Павлик Титов и другие.

Юноши и девушки занимались разведкой, снабжали бригады припасами и водой, сражались в бою против врага, подрывали танки – делали все, чтобы прогнать фашистов. Детьми-партизанами времен Великой Отечественной сделано не меньше, нежели взрослыми. Многие из них погибли и получили звание «Героя Советского Союза».

«Рельсовая война»

Операция «Рельсовая война» проводилась в период с начала августа до середины сентября 1943 года. И суть ее была в том, чтобы одновременно, на всех фронтах подрывать немецкие эшелоны и железнодорожные пути. Притом каждый отряд партизан имел четкое задание и сроки его исполнения. Несмотря на трудности связи, действия были расписаны по минутам.

22 июля 1943 года была проведена репетиция — орловские партизаны подорвали целый участок рельсов.

Далее партизанами было уничтожено 1529 эшелонов, из них 3 важных немецких бронепоезда. В них фашисты перевозили своих солдат, оружие, продовольствие и все, что было необходимо для фронта. Таким образом немецкие отряды были обесточены, лишены подкрепления, снабжения, и победы в крупных сражениях советским войскам давались легче.

В ходе «Рельсовой войны» было уничтожено 1330 км железнодорожных путей, было подорвано 115 мостов.

«Концерт» по нотам и без

К участию в операции привлекали 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью 120 615 человек, которые должны были подорвать более 272 тысяч рельсов. В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше. И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт». Но она с самого начала развивалась не совсем по плану.

Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов

Основной объем взрывчатки и взрывотехнического оборудования за линию фронта планировалось перебросить на самолетах. Но именно это и не удалось сделать вовремя: вмешалась погода, существенно сократившая число вылетов. В результате к 19 сентября — дню, на который было назначено начало «Концерта», — в распоряжении партизанских подрывников оказалось лишь немногим больше половины общего объема взрывчатки, запланированного для «выступления». Тогда Центральный штаб партизанского движения перенес начало «Концерта» на шесть дней. Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны.

Советские партизаны готовят подрыв моста

Исходя из опыта «Рельсовой войны», основной удар партизанские отряды и диверсионные группы, согласно приказу Центрального штаба партизанского движения, сосредоточили на уничтожении рельсового пути. Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты.

Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги

По мнению Старинова (которое полностью подтвердили последующие события), немцы имели достаточное количество рельсового материала, чтобы достаточно быстро заменять полотно на участках, уничтоженных партизанами. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт.

Фашисты вздрогнули от фейерверка

…В ночь на 3 августа 1943 года почти одновременно бабахнули взрывы на многих участках. Гитлеровцы, как ни готовились к отражению партизанских диверсий, оказались ошеломлены. Им показалось, что «советы» сбросили с самолетов несколько десантных дивизий, ибо в голове не укладывалось, как могли по сути гражданские люди (немцы были прекрасно осведомлены, что в партизанских отрядах кадровых военных было не так много) устроить такой фейерверк одновременно на такой огромной территории. В некоторых местах захватчики были так ошарашены, что приступили к ремонту железнодорожного полотна на третьи сутки!

Во многих отрядах были построены небольшие макеты рельсов, на которых партизаны учились подрывному делу. Этой работой руководили опытные подрывники. Затем практическое ночное занятие прошло на недействующей железной дороге Идрица-Полоцк, пролегавшей через партизанскую зону. Одновременно с этим была проведена разведка путей подхода к действующим магистралям и система охраны полотна.

Центральный штаб партизанского движения доложил в Ставку: на 13 августа 1943 года партизанские отряды уже взорвали: в Белорусской ССР — 75227; в Смоленской области — 8277; в Орловской области — 7935; в Калининской области — 7224; в Украинской ССР — 7000; в Ленинградской области — 3271; а всего 108936 рельсов, что составляло 743,3 километра железнодорожного пути в одну колею. По плану же только за весь август предусматривалось взорвать 230000 рельсов, что составляло 1330 километров железнодорожного пути в одну колею. Забегаю вперед скажу, что этот план практически был выполнен.

Есть планеты-изгои, которые были сбиты с орбиты, просто остывая во Вселенной, и они могут сделать то же самое с другой планетой

Подготовка операции

Центральный штаб партизанского движения привлёк к выполнению операции белорусских, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан (всего 167 бригад и отдельных отрядов).

Центральный штаб партизанского движения ошибочно предполагал, что противник испытывает недостаток рельсов, хотя в реальности у немцев был излишек рельсов.

14 июля Ставкой ВГК был отдан приказ на проведение операции. Местные штабы партизанских движений и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны обеспечивались взрывчаткой и минно-подрывной техникой, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Литература

Сила партизанского движения

Да, про партизанское движение известно меньше, ведь бойцы тыла не хранили архивов. Люди, которые подрывали силы врага изнутри, были самыми разными — военными и гражданскими, старыми и юными. В партизанских отрядах часто участвовали женщины и дети. И попадали в плен к немцам, гибли под пытками.

Но у партизанских отрядов было централизованное руководство — Центральный штаб партизанского движения был создан в 1942 году.

Часто партизаны «прикрывали» крупные операции, такие как битва на Курской дуге, и другие. Их диверсии, уничтожение немецких группировок, выведение из строя техники и целых отрядов противника немало помогли приблизить победу.

Сотни партизанских отрядов участвовали в централизованных операциях. Одна из них называлась «Рельсовая война».

В каких странах реализуются программы пилотируемых космических полетов?

Основные виды деятельности партизанского движения

Важную роль в организации работы отрядов сопротивления явлилось создание Штаба партизанского движения (ЦШПД). Сталин назначил на пост командующего действиями Сопротивления маршала Ворошилова, который считал, что их поддержка – ключевая стратегическая цель КА.

Командир отряда сопротивления вручает бойцу боевой карабин

В малочисленных партизанских отрядах отсутствовало тяжелое вооружение – преобладало легкое оружие:винтовки;

  • винтовки;
  • пистолеты;
  • автоматы;
  • гранаты;
  • ручные пулеметы.

Крупные бригады располагали минометами и другим тяжелым вооружением, что позволяло им бороться против вражеских танков.

Партизанское и подпольное движение в годы Великой Отечественной серьезно подрывало работу немецкого тыла, снижая боевую эффективность Вермахта на землях Украины и Белорусской ССР.

Отряд партизан в разрушенном Минске, фото 1944 год

Бригады партизан в основном занимались подрывом железнодорожных путей, мостов и эшелонов, делая быструю переброску войск, боеприпасов и провизии на дальние расстояния не продуктивным.

Группы, которые занимались подрывной работой, имели на вооружении мощную взрывчатку такими операциями руководили офицеры из специализированных частей Красной Армии.

Главная задача партизан во время боевых действий заключалась в том, чтобы не дать немцам подготовить оборону, подорвать боевой дух и нанести их тылу такой урон, от которого сложно оправиться. Подрыв коммуникаций – преимущественно железных дорог, мостов, убийство офицеров, лишение связи и многое другое серьезно помогало в борьбе с врагом. Растерянный противник не мог оказать сопротивление, и Красная Армия побеждала.

Бойцы партизанского движения конвоируют пленного солдата Вермахта

Изначально малочисленные (около 30 человек) подразделения партизанских отрядов принимали участие в масштабных наступательных операциях советских войск. Затем в ряды КА вливались целые бригады, пополняя резервы ослабленного боями войска.

Как вывод, можно кратко выделить основные способы борьбы бригад Сопротивления:

  1. Диверсионные работы (в тылу немецкой армии совершались погромы) в любой форме – в особенности по отношению к вражеским поездам.
  2. Разведка и контрразведка.
  3. Пропаганда на пользу коммунистической партии.
  4. Боевое содействие силами Красной Армии.
  5. Ликвидация изменников родины – называемых коллаборационистов.
  6. Уничтожение вражеского боевого состава и офицеров.
  7. Мобилизация мирного населения.
  8. Поддерживание советской власти на оккупированных областях.

Кто к 1944 году контролировал территорию Беларуси?

Беларусь под немецкой оккупацией. Изображение: hist-geo.net

На оккупированных европейских территориях немцы создали пять рейхскомиссариатов: «Нидерланды», «Норвегия», «Бельгия — Северная Франция», «Украина» и «Остланд».

В состав рейхскомиссариата «Украина» (со столицей в Ровно) вошли южные районы Брестской, Гомельской, Полесской и Пинской областей с городами Брест, Пинск и Мозырь. Рейхскомиссариат «Остланд» (со столицей в Риге) включал в себя четыре генеральных округа: «Литва», «Латвия», «Эстония» и «Беларусь» (со столицей в Минске).

Но в состав последней была включена далеко не вся территория Беларуси. Белостокская область (была создана в 1939-м после присоединения к СССР Западной Беларуси) была включена в состав Третьего рейха, там действовали нормы немецкого права (в Третий рейх был включен и Гродно).

Восток Беларуси (территория Витебской, Могилевской, Гомельской областей, а также части районов Минской) стал областью армейского тыла группы армий «Центр», там действовала немецкая военная администрация.

На территории Беларуси находилась достаточно мощная немецкая группировка. В разных источниках называются разные цифры ее численности. Чтобы избежать обвинений в необъективности, сошлемся на академическую «Гісторыю Беларусі». Согласно этому изданию, к моменту начала операции численность немецких войск составляла 1,2 млн человек.

Им противостояли войска четырех советских фронтов, которые находились на востоке и юге республики. Их численность составляла 2,4 млн человек.

Если вы положите палец на звезду на небе, вы предотвратите попадание фотонов, которые беспрепятственно летели на Землю в течение миллионов лет, в ваш глаз

Изменение установленного плана

Центральным штабом партизанского движения планировалось реализовать переброску партизанским отрядам Белоруссии до 120 т взрывчатых веществ и грузов иного типа. Калининцам и ленинградцам предназначалось по 20 т грузов. Однако планы были нарушены изменением метеоусловий. Ухудшившаяся погода не позволила осуществить переброску в полном объеме.

Партизаны получили около половины грузов, которые им предназначались по ранее утвержденным и согласованным планам. Такие события вынудили командование дать старт массовым диверсиям 25.09.1943 г. В то же время ряд отрядов уже находился на исходных позициях. Поэтому диверсионные операции начались уже 19.09.1943 г.

Как это происходит?

Космонавты покидают космическую станцию ​​через специальный воздушный шлюз. Работает это так: космонавт входит в герметичный шлюз, который затем закрывается со стороны космического корабля. Затем давление в шлюзе понижают. По завершении этого процесса космонавт покидает космическую станцию. Космонавты, выходящие в открытый космос, прикреплены к кораблю с помощью 15 метрового троса. Поэтому они не улетают в бездны Вселенной. Инструменты также привязаны к ним. И по той же причине. Скафандры космонавтов оснащены двумя разными типами двигателей, которые позволяют им маневрировать в космосе. Это также может помочь им вернуться на космическую станцию ​​в том случае, если их тросы оборвутся. Поэтому, друзья мои, не бойтесь. Любой потерянный космонавт имеет возможность вернуться на станцию.

Но что же делать, если во время выхода в открытый космос… захочется по нужде? Да, это проблема. Вообще, сходить в туалет на космической станции — в принципе непростая задача. А сделать это в скафандре — сами понимаете. Поэтому, чтобы спокойно заниматься своими делами во время выхода в открытый космос, космонавты носят специальную одежду. Она сделана из материалов, умеющих очень эффективно поглощать жидкости. Это своего рода подгузники.  Которые после космической прогулки просто выбрасываются.

А что делать, если в процессе починки, например, теплового кожуха космонавт вдруг проголодается? Не беда. Через прорезь в костюме можно откусить кусочек зернового батончика с фруктами. А если хочется пить — всегда можно потянуть прохладную влагу из соломинки, соединенной с сумкой для напитков, находящейся в скафандре. Однако большинство космонавтов предпочитают не беспокоиться о голоде во время своих выходов в открытый космос

И кушают заранее, чтобы сосредоточить все свое внимание на поставленной задаче

Марс — поражение Жукова?

Была ли вторая наступательная ржевско-сычевская операция поражением Жукова? Сегодня эта  идея очень популярна среди историков, в частности многие активно цитируют западного писателя Глэнца, написавшего книгу «Крупнейшее поражение Жукова. Катастрофа Красной армии в операции Марс 1942 года». Прежде чем обвинять Жукова в провале нужно понимать, что операции Марс и Уран дополняли друг друга. Было абсолютно понятно, что Ржевский выступ очень хорошо укреплен и шансов на то, что наступательная операция позволит окружить силы 9-ой немецкой армии были ничтожно малы. Не случайно многие историки цитируют Жукова, что в день начала ржевско-сычевской наступательной операции Жуков сказал командующим, что он требует от них только непрерывных наступлений, чтобы сдерживать противника. Продвижение вперед – второстепенно.

В целом можно выделить несколько факторов почему Марс не был провалом Жукова:

  • Уже упомянутая радиоигра «Монастырь». Советское командование сознательно предупредило немцев об атаке на этом участке фронта. Жуков был не в курсе этого и, разрабатывая план действий, рассчитывал на фактор внезапности.
  • Хронометраж второй Ржевско-Сычевской операции и контрнаступления под Сталинградом примерно совпадает. Интересно, что Жуков, командуя наступлением на Ржев, гораздо больше времени проводил на Сталинградском фронте, и больше приказов у него было именно в направлении окружения армии Паулюса.
  • Ржевский выступ отличался очень сложным характером местности, а 9-ая немецкая армия очень хорошо вела оборону. Интересно, что эту линию обороны так и не удалось сломать. В дальнейшем генерал Модель в рамках операции «Буйвол» сам отступил на Орловский выступ, который стал немецким северным крылом в знаменитой Курской дуге.

Источники и дополнительный материалпо теме:

  • «Курская битва. Решающий поворотный пункт Второй мировой войны» — Глани Д. Москва, 2007
  • «1943-й… От трагедии Харькова до Курского прорыва» — Исаев А.В. Москва, 2008
  • «Была война. Размышления военного историки» — Павленко Н.Г. Москва, 1994

Результаты рельсовой войны

Операция оказалась действительно массовой. Уже 3 августа 1943 года было осуществлено 42 тыс. подрывов. Всего же в ходе «Рельсовой войны» было произведено более 215 тыс. подрывов, только в Белоруссии уничтожено более 800 составов (на территории Украины счет тоже шел на сотни). Масштабы гитлеровских военных перевозок по железным дорогам сократились на 40%, что сыграло заметную роль в успехе летнего наступления.

Некоторые важные железнодорожные магистрали в Белоруссии в результате подрыва бездействовали весь август. На многих направлениях движение останавливалось на сроки от 3 дней до 2 недель. Часть линий гитлеровцам пришлось превратить в одноколейные, что тоже существенно снизило результативность перевозок. Огромное количество подвижного состава было задействовано для транспортировки рельсов и шпал для ремонта поврежденных участков. Личный состав отвлекался на усиление охраны путей.

Зона действий партизан была огромной – 1000 км по фронту, 750 км вглубь тылов. Гитлеровское командование было не в силах организовать сколько-нибудь эффективные антипартизанские мероприятия на столь огромной территории, особенно в условиях одновременности действий разных партизанских соединений.

Операция «Концерт» начиналась менее организованно (часть партизанских соединений присоединились к ней только 25 сентября) и была хуже снабжена, но тоже дала хорошие результаты. Всего было осуществлено 150 тыс. подрывов, только в Белоруссии партизаны уничтожили и повредили более 1000 эшелонов, 72 моста. Падение интенсивности перевозок также местами достигала 40%.

Из-за переориентации на уничтожение рельсов последствия «Концерта» сказались и на Красной армии. Пришлось затратить значительные усилия для восстановления путей после освобождения территорий, охваченных операцией.

В ходе операции «Багратион» рельсовая война имела гораздо меньшие масштабы, но у нее были и другие задачи. Партизанам требовалось лишь относительно ненадолго нарушить коммуникации, чтобы помешать быстрой переброске гитлеровцами войск к слабо защищенному месту основного прорыва. Эта задача была выполнена.

В целом же опыт рельсовой войны (и явления в целом, и организованной операции) продемонстрировал огромные возможности взаимодействия партизанских соединений и армейского командования. Действия партизан на железных дорогах в тылу врага стали весомым фактором в деле организации успешных наступлений Красной армии в 1943-1944 гг.

Вторая мировая

  • Вторая мировая война: все самое главное
  • Основные этапы войны с датами
  • Страны-участники Второй мировой
  • Потери стран во Второй мировой войне
  • Итоги Великой Отечественной и роль СССР во Второй мировой
  • СССР накануне войны
  • Самые известные советские снайперы

Исторические сочинения

  • Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
  • План, шаблон, клише для сочинения
  • Основные советы по написанию сочинения
  • Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Добавь в избранное и поделись

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Тайный смысл подарка

Одна роза является символом того, что мужчина выбрал девушку среди многих других и считает ее особенной и уникальной. Это некое сравнение любимой с благородным растением, а количество указывает на то, что она единственная, как подаренный бутон. Разве это не приятнее, чем огромный букет, в котором вложено намного меньше смысла?

Для первой встречи очень уместно преподнести одну розу. Она обозначает робкий намек на симпатию и продолжение отношений. При этом цветок обязан быть абсолютно безупречным. Ножка должна быть длинной и крепкой, бутон упругий. Это гарантирует, что к концу встречи цветок не потеряет свою красоту.

Финальный аккорд

Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными. Интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 35-40%, на некоторых участках движение было полностью парализовано на несколько суток, а узловые станции, как в панике сообщала в Берлин оккупационная администрация, оказались переполнены эшелонами, которые невозможно было отправить. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт».

Советские солдаты укладывают в транспортный самолет DC-3 грузы для партизан на Украине из кузова грузовика ГАЗ-АА

Но самым важным эффектом от партизанской «музыки» стало уничтожение почти полутора тысяч немецких эшелонов и свыше сотни железнодорожных мостов. Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти

Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата

Планета Земля

«Охота» партизан на эшелоны

Но, тем не менее, за время проводимой операции было выведено из строя 215 тысяч рельсов. Немцы достаточно быстро приспособились налаживать разрушенные пути – они использовали так называемый «мостик» — рельсу, которая позволяла быстро «латать» поврежденный участок пути.

Кроме того, в распоряжении фашистов были железнодорожные полотна всей Европы – в ход пошел рельсовый материал из Голландии, Бельгии, самой Германии.

Более эффективным оказалось «охота» партизан именно на эшелоны. Чтобы нанести врагу двойной ущерб – разрушить полотно и пустить под откос состав, полковник Старинов изобрел специальное устройство, позаимствовав идею именно у немцев – которые применяли в боях морскую неконтактную мину.

Достаточно слабый заряд взрывчатки, который партизаны укладывали под рельсы, немцы научились нейтрализовывать еще в 1942 году, пуская вперед платформу с запасным материалом для ремонта этого самого поврежденного полотна – рельсами, крепежом, шпалами. Она была легкая, потому состав под откос не уходил, дорога латалась, и поезд шел дальше. Особого ущерба эта тактика не приносила. Старинов предложил другой вариант – над самой миной устанавливалась легкая веточка, которую присоединяли к храповику.

Приближающийся поезд начинал колебать ее, а храповик включал счетчик колебаний. Таким образом, взрыв производился под самим составом, разрушая и его, и железную дорогу.

Эта хитрость была не единственной, которую применяли украинские партизанские отряды. Под руководством полковника их действия были более эффективными, нежели в других регионах.

Результаты операции

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, значительное количество эшелонов (только белорусскими партизанами — 836 эшелонов и 3 бронепоезда), взорваны мосты и станционные сооружения. Особо значительные разрушения произведены на участках Полоцк — Молодечно, Минск — Бобруйск, Лунинец — Калинковичи и Могилёв — Жлобин. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилёв — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилёв — Жлобин не работали весь август. Для восстановления разрушенных железнодорожных путей противник был вынужден превратить двухпутные участки в однопутные, сварить подорванные рельсы, разобрать отдельные участки, доставить из Польши и Германии недостающие рельсы, что ещё больше увеличило напряжённость перевозок. Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. Операция значительно затруднила перегруппировки и снабжение отступающих войск противника.

Резиденция

Смотри также

Источники

Все своими руками! Как отрегулировать фары

Навигация

Что сложнее шашки или шахматы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector